Об утверждении Типового положения о диссертационном совете

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 126. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2011 года № 6929

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5.

      В целях реализации подпункта 13) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о диссертационном совете.
      2. Комитету по контролю в сфере образования и науки (Бектемесов М.А.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
      3. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра образования и науки Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Ответственного секретаря Абдрасилова Б.С.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Утверждено         
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 31 марта 2011 года № 126 

Типовое положение о диссертационном совете

      1. Настоящее Типовое положение о диссертационном совете разработано в соответствии с подпунктом 13) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке".
      2. Диссертационные советы - коллегиальные органы, которые проводят защиту диссертационных работ докторантов и ходатайствуют перед Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки (далее - Комитет) о присуждении ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю (далее - диссертационные советы).
      3. Диссертационные советы создаются Комитетом на один календарный год в высших учебных заведениях (далее – вузы), в которых размещен государственный образовательный заказ по специальностям докторантуры.
      Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      4. В соответствии с настоящим Типовым положением вузы разрабатывают и утверждают положение о диссертационном совете вуза.
      5. Диссертационный совет состоит из председателя, ученого секретаря и членов совета. В состав диссертационного совета входит не менее 5 (пяти) человек.
      6. Руководитель вуза, при котором создан диссертационный совет, сотрудники и члены экспертных советов Комитета не включаются в состав диссертационного совета.
      7. В состав диссертационного совета по каждой специальности включается не менее 3 (трех) специалистов, имеющих ученую степень по соответствующей специальности. При этом не менее 1/3 (одной трети) членов диссертационного совета должны быть штатными сотрудниками, не менее 1/3 (одной трети) - из представителей других вузов, не менее 1/3 (одной трети) - из представителей научных организаций.
      8. Состав диссертационного совета утверждается протокольным решением ученого совета вуза.
      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      9. Диссертационный совет размещает информацию о деятельности совета на интернет-ресурсах вуза.
      10. По окончании календарного года диссертационный совет представляет статистический отчет о проделанной работе в Комитет по форме согласно приложению 1 к настоящему Типовому положению.
      11. Вуз обеспечивает обсуждение диссертации на заседании кафедры (кафедр), где выполнялась диссертация, с участием не менее 2/3 (двух третей) членов кафедры, а также научных консультантов и не менее 2-х (двух) специалистов по соответствующей специальности. Вуз, в котором докторант проходил обучение, представляет в диссертационный совет следующие документы:
      1) отзывы отечественного и зарубежного научных консультантов (для диссертаций, содержащих государственные секреты, отзыв отечественного консультанта);
      2) положительное заключение кафедры;
      3) диссертация в твердом переплете и на электронном носителе (CD-диске);
      4) список трудов и копии публикаций.
      Прием документов осуществляется ученым секретарем диссертационного совета, который регистрирует их и представляет в диссертационный совет.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      12. В случае, когда в вузе, в котором докторант проходил обучение, диссертационный совет по его специальности не функционирует, данный вуз обеспечивает представление документов докторанта, указанных в пункте 15 настоящих Правил, в диссертационный совет сформированный по этой специальности в другом вузе.
      13. Не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня приема документов диссертационный совет определяет дату защиты и назначает двух рецензентов, имеющих ученую степень по соответствующей специальности, один из которых не является сотрудником данного вуза или вуза, в котором докторант проходил обучение. При этом соблюдается очередность поступления документов докторантов.
      14. Диссертационный совет руководствуется принципом независимости друг от друга рецензентов, научных консультантов. Рецензентами не могут быть:
      1) сотрудники Комитета;
      2) соавторы докторанта по работам, опубликованным по теме диссертации;
      3) руководители и работники подразделений вуза и научной организации (кафедр, лабораторий, отделов), где выполнялась диссертация и/или ведутся научно-исследовательские работы, по которым докторант является заказчиком или исполнителем (соисполнителем);
      4) члены диссертационного совета.
      Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      15. Извещение о предстоящей защите с указанием адреса, даты и времени осуществляется не позднее, чем за один месяц до установленной даты защиты с размещением диссертации, краткой аннотации на государственном, русском, английском языках и текста объявления на интернет-ресурсах Комитета и вуза, при котором функционирует диссертационный совет. Одновременно диссертационный совет направляет диссертацию для проверки на использование докторантом заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования в Национальный центр научно-технической информации.
      Диссертации, содержащие государственные секреты, и извещение об их защите на интернет-ресурсах не размещаются.
      Экземпляр диссертации на бумажном и электронном носителях передается в библиотеку вуза.
      15-1. При размещении диссертации на интернет-ресурсах вуза обеспечивается защита авторских прав, применяются технологии защиты от копирования и дальнейшего использования материалов диссертации.
      Сноска. Типвое положение дополнено пунктом 15-1 в соответствии  с приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      16. Рецензенты на основе изучения диссертации и опубликованных работ представляют в диссертационный совет письменные отзывы, в которых оцениваются актуальность избранной темы, степень обоснованности научных положений, выводов, рекомендаций, сформулированных в диссертации и ее практической значимости, их новизна, а также дается заключение о возможности присуждения ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю по соответствующей специальности.
      При несоответствии отзыва требованиям данного пункта диссертационный совет возвращает отзыв рецензенту для дополнительного рассмотрения или проводит замену рецензента.
      Копии отзывов рецензентов вручаются докторанту не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до защиты диссертации.
      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      17. Председатель и ученый секретарь диссертационного совета не могут выполнять свои обязанности на заседании диссертационного совета в случае, когда рассматривается диссертация докторанта, у которого они являются научными консультантами. Выполнение их обязанностей возлагается на одного из членов решением диссертационного совета по согласованию с Комитетом.
      В случаях одновременного отсутствия председателя и ученого секретаря заседание диссертационного совета не проводится.
      Диссертационный совет обеспечивает видеозапись защиты диссертации и оформление стенограммы.
      18. Заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимали участие не менее 2/3 (двух третей) его членов, при обязательном участии в заседании не менее 3 (трех) специалистов по каждой специальности из числа членов диссертационного совета.
      Защита диссертации при отсутствии на заседании 1 (одного) из рецензентов не проводится. Рецензентам разрешается выступить на данном заседании диссертационного совета по защите в режиме on-line в форме видео-конференции.
      19. Диссертационный совет проводит тайное голосование для принятия одного из двух решений:
      1) при принятии положительного решения - ходатайствовать перед Комитетом о присуждении докторанту ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю по соответствующей специальности;
      2) при принятии отрицательного решения - отказать в присуждении докторанту ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю по соответствующей специальности.
      Решение диссертационного совета считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 (двух третей) членов диссертационного совета, участвовавших в заседании.
      20. Ученый секретарь совета формирует аттестационное дело докторанта, которое направляется в Комитет в течение 30 (тридцати) календарных дней после защиты докторской диссертации на диссертационном совете. По истечении данного срока аттестационное дело к рассмотрению не принимается. В аттестационном деле докторанта прилагаются следующие документы:
      1) сопроводительное письмо-ходатайство на бланке вуза, при котором создан диссертационный совет, подписанное председателем диссертационного совета, с указанием даты отправки диссертации в Национальный центр научно-технической информации;
      2) диссертация в твердом переплете и на электронном носителе (CD-диске);
      3) список и копии публикаций по теме диссертации;
      4) регистрационно-учетная карточка диссертации на казахском и русском языках по форме согласно приложению 2 к настоящему Типовому положению;
      5) справка Национального центра научно-технической информации по проверке диссертации на использование докторантом заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования;
      6) отзывы научных консультантов;
      7) отзывы 2 (двух) рецензентов;
      8) явочный лист членов диссертационного совета по форме согласно приложению 3 к настоящему Типовому положению;
      9) видеозапись и стенограмма заседания диссертационного совета по защите диссертации, подписанная председателем и ученым секретарем;
      10) копии дипломов о высшем и послевузовском образовании, приложений к ним (копии транскрипта);
      11) копия транскрипта об освоении профессиональной учебной программы докторантуры;
      12) сведения о докторанте по форме согласно приложению 4 к настоящему Типовому положению.
      Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Приложение 1      
к Типовому положению  
о диссертационном совете

                                ОТЧЕТ
         о работе диссертационного совета за 20__ г.

                         Диссертационный совет
          _______________________________________________
                            (шифр совета)

при ______________________________________________________________
                      (название организации)
Председатель диссертационного совета _____________________________
утвержден приказом Комитета по контролю в сфере образования и науки
Министерства образования и науки Республики Казахстан
от "___" _______________ 20__ г. № ________.
Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации
по специальности ________________________________________________;
по специальности ________________________________________________;
по специальности ________________________________________________;
по специальности ________________________________________________

               Отчет должен содержать следующие сведения:

      1. Данные о количестве проведенных заседаний.
      2. Фамилии членов совета, посетивших менее половины заседаний.
      3. Список докторантов с указанием организации обучения.
      4. Краткий анализ диссертаций, рассмотренных советом в течение
отчетного года, с выделением следующих разделов:
      анализ тематики рассмотренных работ;
      связь тематики диссертаций с национальными государственными
программами, а также целевыми республиканскими и региональными научными
и научно-техническими программами;
      анализ уровня использования научных результатов рассмотренных
работ, предложений по расширенному внедрению результатов конкретных работ.
      5. Анализ работы рецензентов (с примерами наиболее некачественных отзывов).
      6. Предложения по дальнейшему совершенствованию системы подготовки
научных кадров.
      7. Данные о рассмотренных диссертациях на соискание ученой степени
доктора философии (PhD), доктора по профилю.


Специальность

Специальность

Специальность

Диссертации, снятые
с рассмотрения




В том числе, снятые
диссертационным
советом




Диссертации, по
которым получены
отрицательные отзывы
рецензентов




С положительным
решением по итогам
защиты




В том числе из
других организаций
обучения




С отрицательным
решением по итогам
защиты




В том числе из
других организаций
обучения




Общее количество
защищенных
диссертаций




В том числе из
других организаций
обучения




Председатель
диссертационного совета ___________________________
                                (Ф.И.О.)
Ученый секретарь
диссертационного совета ___________________________
                                (Ф.И.О.)
Печать
Дата

Приложение 2      
к Типовому положению о
диссертационном совете

                  РЕГИСТРАЦИОННО-УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Год
рождения

Гражданство

Национальность

№ аттестационного
дела

Диссертационный совет

Дата решения

№ решения

Наименование вуза, в котором защищена диссертация

Соискатель ученой степени

Наименование специальности

Присуждена ученая степень

№ диплома

Доктор философии (PhD), доктор по
профилю


Примечания:
1. Текст печатается на карточке, выполненной на светлой плотной бумаге формата 148 х 105 мм.
2. Графы "№ аттестационного дела" и "Присуждена ученая степень" заполняются в Комитете.
3. На оборотной стороне карточки на казахском, русском и английском языках указать фамилию,
имя, отчество соискателя, заверенные его подписью.

Приложение 3     
к Типовому положению о
диссертационном совете

                           Явочный лист

членов диссертационного совета ______________________________________
к заседанию совета __________________________________________________
                                 (дата и номер протокола)
по защите диссертации докторанта ____________________________________
                                         (фамилия, имя, отчество)
по специальности ____________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Явка на заседание (подпись)

1

2

3

Ученый секретарь
диссертационного совета _____________________________
                                    (Ф.И.О.)
Примечания:
1. В графе "Фамилия, имя, отчество" печатаются фамилия, имя, отчество всех членов диссертационного совета.

Приложение 4     
к Типовому положению 
о диссертационном совете

      Сноска. Типвое положение дополнено приложением 4 в соответствии  с приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2012 № 225 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Сведения о докторанте

_________________________
(фамилия, имя, отчество)

Фото

3x4

1

Дата и место рождения, гражданство,
национальность


2

Сведения о высшем и послевузовском
образовании
(вуз и период обучения)


3

Специальность докторантуры


4

Место защиты и дата защиты диссертации


5

Тема и язык диссертации


6

Научные консультанты
(ФИО, должность, ученые степени, ученые
звания, гражданство)


7

Официальные рецензенты
(ФИО, должность, ученые степени, ученые
звания, гражданство)


8

Количество публикаций, всего, в том
числе:


в изданиях, рекомендуемых Комитетом


в зарубежном издании
из базы Томсон Рейтер, Scopus


в материалах международных конференций,
в том числе:


в материалах зарубежных конференций


9

Трудовая деятельность

Дата

Место работы, должность

Местонахождение
учреждения

приема

увольнения















10

Место жительства, контактные данные


Ученый секретарь диссертационного совета __________ (Ф.И.О., подпись)
                                                     Печать, дата

Приложение          
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан 
от 31 марта 2011 года № 126 

Перечень
утративших силу некоторых приказов
Министра образования и науки Республики Казахстан

      1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 14 "Об утверждении Положения о диссертационном совете" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2139, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан, 2003 г., № 15, ст. 840).
      2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2004 года № 796 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 14 "Об утверждении Положения о диссертационном совете" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 2617).
      3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 марта 2005 года № 126 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 14 "Об утверждении Положения о диссертационном совете" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 3552, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан, 2005 г., № 14, ст. 73).
      4. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 октября 2007 года № 486 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 14 "Об утверждении Положения о диссертационном совете" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 4989, опубликованный в "Юридической газете" от 30 ноября 2007 года, № 184 (1387).
      5. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 сентября 2010 г. № 446 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 14 "Об утверждении Положения о диссертационном совете" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6476, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 23 сентября 2010 года, № 250 (26311).