Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.
В соответствии с подпунктом 25) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан, пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" и подпунктом 9) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О занятости населения", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Критерии оценки степени рисков.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
3. Председателю Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Бисакаев С.Г.) организовать изучение и выполнение требований настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Г. Абдыкаликова
Утверждены приказом
Министра труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан
от 16 февраля 2011 года № 56-ө
Критерии оценки степени риска
1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска (далее - Критерии) разработаны во исполнение Трудового кодекса Республики Казахстан, Законов Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" и "О занятости населения" для отнесения субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и не распространяется к субъектам в сфере частного предпринимательства.
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта жизни или здоровью человека, имущественным интересам работника с учетом степени тяжести его последствий;
2) субъект - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
3. При отнесении субъектов к группам рисков учитываются следующие критерии оценки степени риска:
1) объективные критерии – в зависимости от количества работников;
2) специальные критерии – в зависимости от соблюдения трудовых прав работников.
2. Распределение субъектов к группам высокого, среднего и
незначительного риска с учетом объективных критериев
4. По объективным критериям субъекты распределяются на три группы:
к высокому риску относятся субъекты с численностью работников свыше 250 человек, проверки – один раз в год;
к среднему риску относятся субъекты с численностью работников свыше 50 человек, но не более 250 человек, проверки – один раз в 3 года;
к незначительному риску относятся субъекты со среднегодовой численностью работников до 50 человек, проверки – один раз в 5 лет.
3. Распределение субъектов высокого, среднего и незначительного
риска с учетом специальных критериев
5. Субъекты, прошедшие проверку по объективным факторам риска, в дальнейшем включаются в план проверок с учетом специальных критериев риска.
6. К специальным критериям относятся:
1) риски нарушения в области безопасности и охраны труда (приложение 1);
2) риски нарушения трудовых прав работников (приложение 2);
3) риски нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы (приложение 3).
7. Оценка критерия по нарушениям в области безопасности и охраны труда осуществляется в следующем порядке:
1) к группе высокого риска, с кратностью плановых проверок один раз в год относятся субъекты, получившие 20 баллов и выше;
2) к группе среднего риска, с кратностью плановых проверок один раз в 3 года относятся субъекты, получившие от 10 до 20 баллов;
3) к группе незначительного риска, с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет относятся субъекты, получившие до 10 баллов.
8. Оценка критерия по нарушениям трудовых прав работников осуществляется в следующем порядке:
1) к группе высокого риска с кратностью плановых проверок один раз в год относятся субъекты, получившие 15 баллов и выше;
2) к группе среднего риска с кратностью плановых проверок один раз в 3 года относятся субъекты, получившие от 7 до 15 баллов;
3) к группе незначительного риска с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет относятся субъекты, получившие до 7 баллов.
9. Оценки критериев нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы осуществляется в следующем порядке:
1) к группе высокого риска с кратностью плановых проверок один раз в год относятся субъекты, получившие 15 баллов и выше;
2) к группе среднего риска с кратностью плановых проверок один раз в 3 года относятся субъекты, получившие от 10 до 15 баллов;
3) к группе незначительного риска с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет относятся субъекты, получившие до 10 баллов.
10. Учетным периодом для определения указанных критериев является календарный год, предшествующий году, на который планируются проверки.
4. Заключительные положения
11. Периодичность проверок субъектов высокой или средней степени риска будет зависеть от количества выявленных нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан с получением возможности быть проверенным значительно реже, чем это установлено базовой кратностью плановых проверок.
В случае выявления в результате проверок нарушений и получения более высоких баллов, субъекты средней или незначительной степени риска будут переведены соответственно в высокую или среднюю степень риска.
12. Принципы определения проверок по группам специальных критериев:
1) при наборе баллов только по одной группе риска проверка проводится тематически, то есть только по вопросам, касающихся данной группы риска;
2) при наборе баллов по двум и более группам рисков проверка проводится комплексно по всем вопросам контроля.
13. Принципы отбора субъектов для проведения проверок в рамках одного уровня степени риска:
1) по наибольшей сумме присвоенных (полученных) баллов;
2) в случае равенства присвоенных баллов, отбор субъекта для проверки осуществляется в зависимости от принадлежности его к производственным или непроизводственным объектам;
3) в случае равенства показателей по вышеуказанным признакам, в план проверок включается субъект, имеющий наибольший не проверенный период.
Приложение 1
к Критериям оценки степени риска
Риски нарушения в области безопасности и охраны труда
Группа |
Критерии оценки рисков |
Балл |
Основание |
Риски |
Групповой несчастный случай на |
20 |
Акт Акт |
Групповой несчастный случай на |
10 |
||
Несчастный случай на производстве со |
15 |
||
Несчастный случай на производстве с |
10 |
||
Профессиональные заболевания (за один |
5 |
||
Несчастный случай на производстве с |
3 |
||
Не проведение аттестации |
10 |
Акт |
|
Не заключение договора обязательного |
7 |
||
Не создание службы охраны труда |
6 |
||
Не обеспечение работников средствами |
6 |
||
Не обеспечение расследования |
5 |
||
Не проведение обучения, |
8 |
||
Не проведение обязательных и |
3 |
||
Не прохождение периодического, не реже |
5 |
||
Невыдача работодателем в установленный |
5 |
||
Несоблюдение нормативов по выдаче |
2 |
||
Несообщение работодателем в |
5 |
Приложение 2
к Критериям оценки степени риска
Риски нарушения трудовых прав работников
Группа |
Критерии оценки рисков |
Балл |
Основание |
Риски |
Несвоевременная выплата заработной |
10 |
Акт |
Уклонение и необоснованный отказ |
6 |
||
Не заключение трудового договора |
5 |
||
Не представление отпусков |
4 |
||
Несоблюдение ограничений |
4 |
||
Незаконное привлечение к |
3 |
||
Невыплата или несвоевременная |
5 |
||
Невыплата или несвоевременная |
5 |
||
Незаконный отзыв из оплачиваемого |
4 |
||
Не предоставление в установленные |
3 |
||
Применение не предусмотренных |
2 |
Приложение 3
к Критериям оценки степени риска
Риски нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы
Группа |
Критерии оценки рисков |
Балл |
Основание |
Риски |
Использование иностранной рабочей |
10 |
Акт |
Невыполнение особых условий |
5 |