Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.
В целях улучшения качества учебников, учебно-методических комплексов и пособий и в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.Р.) представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 июня 2008 года № 325 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 5248, опубликованный в "Юридической газете" от 26 ноября 2008 года № 180 (1580)).
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Ж. Туймебаев
Утверждены
приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 июля 2010 года № 371
Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию
учебников, учебно-методических комплексов и пособий
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации работы по разработке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий для организаций образования всех уровней.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) издательство – предприятие, осуществляющее подготовку и издание печатной продукции;
2) макет учебников, учебно-методических комплексов и пособий – образец учебной литературы, изданный типографским способом;
3) разработчик учебников, учебно-методических комплексов и пособий – физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий;
4) уполномоченный орган — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
5) учебник – основная книга для обучения по конкретному предмету (дисциплине), содержащая систематизированное изложение учебного материала, обязательного для освоения обучаемыми в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (далее - ГОСО) и учебной программой;
6) учебно-методический комплекс – комплекс средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе и предназначенных для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, рабочая тетрадь, методические разработки, сборники задач и упражнений, сборники диктантов и изложений, словари, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, электронный учебник, электронное пособие для интерактивной доски, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие);
7) учебная литература – совокупность учебников и учебно-методических комплексов, пособий, отвечающих целям и задачам обучения, воспитания и развития;
8) учебно-методическое пособие – учебное издание, предназначенное для расширения, углубления и лучшего освоения учебного материала, предусмотренного учебной программой (методическое руководство, тетради, словари, карты и другие), и содержащее материалы по методике преподавания и изучению учебного предмета, ее части или/и отдельных разделов;
9) экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и пособий – оценка соответствия содержания учебной литературы требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебной литературы в соответствии с современными научными представлениями с учетом уровня образовательной учебной программы, возрастных и психологических особенностей обучающихся.
2. Порядок организации работы по подготовке учебников,
учебно-методических комплексов и пособий
3. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий осуществляется физическим или юридическим лицом, занимающимся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
Разработчик создает авторский коллектив, в состав которого входят ученые, методисты и педагоги-практики по профилю.
4. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия для организаций образования разрабатываются в соответствии с ГОСО, с учебными программами, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
5. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия разрабатываются в комплекте (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, рабочая тетрадь, методические разработки, сборники задач и упражнений, сборники диктантов и изложений, словари, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, электронный учебник, электронное пособие для интерактивной доски, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие).
6. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий осуществляется на основе доказанных, обоснованных современных научных представлений.
7. При создании учебников, учебно-методических комплексов и пособий разработчик учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, использует эффективные методики изложения материала и технологии обучения.
8. Разработчик обеспечивает преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников) и межпредметную связь.
9. Разработчик через каждые 4 года дорабатывает учебники, учебно-методические комплексы и пособия.
10. Разработчик обеспечивает качество и достоверность материала, использованного в учебнике, учебно-методическом комплексе и пособии.
11. Все расходы, связанные с разработкой и доработкой учебников, учебно-методических комплексов и пособий, несет разработчик.
12. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий по государственному заказу осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
3. Порядок организации работы по экспертизе учебников,
учебно-методических комплексов и пособий
13. Уполномоченный орган организует экспертизу учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов, пособий.
14. Экспертиза проводится на соответствие содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий ГОСО, учебным программам, на соблюдение преемственности изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников), на определение научной обоснованности содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия, методики изложения материала с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, дидактических требований, предъявляемых к структуре и аппарату учебника, учебно-методического комплекса и пособия.
15. Экспертиза проводится Республиканским научно-практическим центром "Учебник" Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – РНПЦ "Учебник") с привлечением ведущих ученых, методистов и практиков организаций образования и иных организаций, соответствующих профилю данной учебной литературы.
16. Объектом экспертизы является учебник, учебно-методический комплекс и пособие, содержащие систематическое изложение содержания учебного предмета, как компонента ГОСО, его раздела, части, в соответствии со структурой и содержанием типовой учебной программы по учебному предмету.
17. Для проведения экспертизы с января по сентябрь разработчик направляет в Министерство образования и науки Республики Казахстан заявление, в котором указывается:
название учебника, учебно-методического комплекса и пособия в соответствии с названием учебного предмета ГОСО, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
количество экземпляров, представленных на экспертизу;
наименование издательства.
К заявлению прилагаются:
3 экземпляра учебника, учебно-методического комплекса и пособия или их макетов;
3 рецензии: педагога-практика, методиста, ученого-методиста или научной организации соответствующего (смежного) профиля, учебно-методической секции по специальности высшего образования.
18. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов согласно пункту 17 настоящих Правил и направляет в РНПЦ "Учебник" на экспертизу. В случае представления неполного комплекта материалов уполномоченный орган извещает разработчика о несоответствии требованиям в течение 15 календарных дней.
19. Экспертиза одного учебника или учебно-методического комплекса проводится в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней со дня поступления на экспертизу в РНПЦ "Учебник" материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
20. Решение экспертной организации оформляется в виде экспертного заключения на бланке РНПЦ "Учебник", в котором указывается:
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
инициалы и фамилия автора(ов) учебника, учебно-методического комплекса и пособия;
название учебной литературы;
класс;
наименование издательства.
Экспертное заключение должно содержать однозначный аргументированный и объективный вывод о соответствии или несоответствии содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия задачам экспертизы, изложенным в пункте 14 настоящих Правил.
21. Экспертное заключение подписывается руководителем РНПЦ "Учебник" или лицом, исполняющим обязанности руководителя.
Экспертное заключение в течение 3 рабочих дней со дня подписания направляется письмом в уполномоченный орган.
22. Руководитель экспертной организации обеспечивает качество и достоверность экспертного заключения.
23. Уполномоченный орган уведомляет разработчика учебника, учебно-методического комплекса и пособия о результатах экспертизы в течение 15 календарных дней.
24. Предоставленные на экспертизу учебники, учебно-методические комплексы и пособия не возвращаются разработчику.
25. В случае получения отрицательного заключения на учебники, учебно-методические комплексы и пособия более двух раз в течение года и несогласия с ним, разработчик может обжаловать заключение экспертизы в Министерстве образования и науки Республики Казахстан.
26. Обращение рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".
27. Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и пособий проводится за счет средств республиканского бюджета.
4. Порядок формирования Перечня учебников, учебно-методических
комплексов и пособий, рекомендованных к использованию
организациях образования
28. На основании результатов экспертизы уполномоченный орган принимает одно из решений:
"рекомендовать к использованию в организациях образования",
"не рекомендовать к использованию в организациях образования".
29. Не рекомендованные к использованию в организациях образования учебники, учебно-методические комплексы и пособия разработчик дорабатывает, вносит изменения и дополнения, направляет на повторную экспертизу в уполномоченный орган не ранее чем через 3 месяца со дня получения заключения в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.
30. На основании заключений экспертизы уполномоченный орган в области образования формирует и утверждает Перечень учебников, учебно-методических комплексов и пособий, рекомендованных к использованию в организациях образования (далее — Перечень).
Перечень размещается на сайте МОН РК: www.edu.gov.kz
31. В Перечень включается не более пяти альтернативных учебников, учебно-методических комплексов и пособий по одному учебному предмету. Перечень предусматривает возможность выбора их организациями образования.
32. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия, рекомендованные к использованию в организациях образования, издаются за счет средств разработчика.