Оглавление

Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий

Приказ и.о Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 июня 2008 года № 325. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 июня 2008 года № 5248. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 июля 2010 года № 371

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 12.07.2010 № 371 (порядок введения в действие см. п. 5).

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.

      2. Департаменту среднего образования (Санатова М.Т.) представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.

      3. Признать утратившими силу:

      1) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 2883, опубликованный в "Юридической газете" от 12 августа 2005 года N 147-148);

      2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 44 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 4080, опубликованный в "Юридической газете" от 28 апреля 2006 года N 76-77 (1056-1057);

      3) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2006 года N 380 "О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 года N 454 "Об утверждении Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан N 4333, опубликованный в "Юридической газете" от 14 сентября 2006 года N 165 (1145).

      4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра                               Ф. Куанганов

Утверждены       
приказом Министра   
образования и науки  
Республики Казахстан  
от 5 июня 2008 года N 325

Правила организации работы по подготовке, экспертизе
и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок разработки, организации экспертизы и издания учебников, учебно-методических комплексов и пособий для организаций образования всех уровней.

      2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

      1) учебно-методический комплекс - средство обучения, используемое в учебно-воспитательном процессе и предназначенное для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, методические разработки, сборники задач и упражнений, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие);

      2) учебник - основная книга для обучения по конкретной дисциплине (предмету), содержащая систематизированное изложение учебного материала и базовых знаний, обязательных для освоения обучающимися в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, образовательной учебной программой;

      3) учебная литература - совокупность учебников и учебно-методических комплексов, отвечающих целям и задачам обучения, воспитания и развития;

      4) учебно-методическое пособие - учебное издание, предназначенное для расширения, углубления и лучшего освоения учебного материала, предусмотренного образовательной учебной программой (методическое руководство, тетради, словари, карты), и содержащее материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее части или/и отдельных разделов;

      5) разработчик учебной литературы - физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников и учебной литературы;

      6) экспертиза учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий - оценка соответствия содержания учебного материала: требованиям, предъявляемым к структуре и методическому содержанию учебной литературы в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, типовым учебным программам, научным представлениям с учетом уровня образовательной учебной программы, возрастным и психологическим особенностям обучающихся, с учетом требований санитарных правил и норм;

      7) макет учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий - образец учебной литературы, выпущенный типографским способом в соответствии с установленными требованиями.

      3. Уполномоченный орган в области образования (далее - уполномоченный орган) формирует Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенных к использованию в учебном процессе для каждого уровня образования.

2. Порядок разработки учебников, учебной литературы,
учебно-методических комплексов и пособий

      4. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия для организаций образования, разрабатываются в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, типовыми учебными планами, программами, утверждаемыми уполномоченным органом.

      5. Разработчик учебной литературы представляет в уполномоченный орган следующие документы:

      1) 4 экземпляра макета учебника, учебной литературы, учебно-методического комплекса или учебного пособия;

      2) 3 рецензии:
      специалиста с ученой степенью;
      методиста;
      учителя (преподавателя) по профилю.

      6. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов. В случае представления неполного комплекта материалов уполномоченный орган может возвратить разработчику заявления и приложенного к нему пакета документов с указанием недостающих материалов. Повторное представление может быть проведено после устранения указанных недостатков и замечаний.

      7. Уполномоченный орган направляет представленные макеты учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий на проведение рассмотрение экспертов.

      8. Все расходы, связанные с разработкой учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий (кроме государственного заказа) несет разработчик.

3. Порядок проведения экспертизы учебников, учебной
литературы, учебно-методических комплексов и пособий

      9. Уполномоченный орган организует экспертизу учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов, пособий и утверждает группу экспертов.

      10. Экспертиза проводится Республиканским научно-практическим центром "Учебник" с привлечением ведущих ученых и практиков высших учебных заведений и иных организаций, соответствующих профилю данной учебной литературы.

      11. Экспертиза проводится в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня представления экспертам материалов на экспертизу, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

      12. Эксперты в ходе проведения экспертизы:

      1) готовят мотивированное и объективное экспертное заключение, которое должно содержать обоснованные выводы по всем параметрам учебников;

      2) не разглашают, а также воздерживаются от публичной оценки сведений об экспертизе представленных материалов.

      13. По окончании экспертизы Республиканский научно-практический центр "Учебник" представляют в уполномоченный орган экспертное заключение.

      14. Уполномоченный орган уведомляет автора об итогах экспертизы.

      15. На основании результатов экспертизы уполномоченный орган принимает одно из решений:
      "рекомендовать к использованию в организациях образования",
      "не рекомендовать к использованию в организациях образования".

      16. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия получившие отрицательное заключение экспертизы, могут поступить на повторную экспертизу через 6 (шесть) месяцев со дня получения заключения.

4. Порядок допуска к изданию учебников, учебной литературы,
учебно-методических комплексов и пособий

      17. Учебники, учебная литература, учебно-методические комплексы и пособия разрешенные к использованию в организациях образования, издаются за счет средств разработчика (кроме государственного заказа).

      18. В учебнике, учебной литературе, учебно-методическом комплексе и пособиях указываются данные экспертов.

      19. Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенный к использованию в организациях образования, предусматривает возможность выбора их организациями образования. При этом для организаций среднего образования не более пяти учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий по одной учебной дисциплине.

      20. Утвержденный уполномоченным органом Перечень учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенных к использованию в организациях образования всех уровней является обязательным для использования всеми организациями образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.