Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 3.
В соответствии с пунктом 39 Правил разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, государственных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан", Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов, программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета.
2. Руководителю аппарата Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета обеспечить государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Председатель О. Оксикбаев
Утверждены
постановлением Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 1 июля 2010 года № 17-қ
ПРАВИЛА
проведения оценки государственных программ, стратегических
планов центральных государственных органов, программ развития
территорий и стратегических планов исполнительных органов,
финансируемых из местного бюджета
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения оценки государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов, программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
2. Правила разработаны в целях выработки единого подхода к оценке государственных программ и программ развития территорий, стратегических планов центральных государственных, а также исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета (далее - программы (стратегические планы)).
3. Оценкой реализации государственных программ и программ развития территорий, стратегических планов центральных государственных и исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, является их систематическое, объективное изучение и анализ, определение степени достижения результатов, а также выработка предложений по внесению коррективов (далее - оценка).
4. Оценка реализации государственных программ и стратегических планов центральных государственных органов осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) в рамках проводимых им контрольных мероприятий в соответствии с его планом работы.
5. Оценка реализации программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета (далее - местные исполнительные органы), осуществляется ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее - ревизионная комиссия) в рамках проводимых ими контрольных мероприятий в соответствии с их планами работы.
Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31.08.2011 № 31-П (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
6. Контрольные мероприятия, в рамках которых осуществляется оценка (далее - контрольные мероприятия), проводятся в соответствии со Стандартами государственного финансового контроля, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 (далее - Стандарты), а также Правилами проведения внешнего государственного финансового контроля, утвержденными постановлением Счетного комитета от 27 марта 2009 года № 4 (зарегистрированы в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5643) и настоящими Правилами.
7. Оценка осуществляется как путем проведения контрольных мероприятий непосредственно на объекте контроля, так и анализа на основании собранной информации. Оценка посредством проведения контрольных мероприятий осуществляется по типу контроля эффективности. Оценка проводится за весь период реализации программ (стратегического плана).
2. Порядок проведения оценки
8. Оценка состоит из следующих этапов:
1) планирование;
2) проведение контрольного мероприятия;
3) составление отчета;
4) реализация итогов оценки.
3. Планирование
9. Этап планирования начинается с предварительной подготовки, представляющей собой изучение программ (стратегических планов), а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих их реализацию, официальных статистических данных.
10. Для проведения предварительной подготовки составляется план, который включает:
1) перечень изучаемых программ (стратегических планов);
2) конкретные вопросы для изучения деятельности центрального государственного и местного исполнительного органа;
3) источники получения информации;
4) состав группы, осуществляющей оценку и распределение работников Счетного комитета (ревизионной комиссии) по объектам и вопросам изучения;
5) сроки изучения вопросов и представления материалов по их итогам;
6) сроки подготовки отчета о предварительном изучении программ (стратегических планов).
11. В ходе предварительной подготовки определяется круг критериев оценки, вопросов контрольного мероприятия, методы его проведения.
12. Для определения потенциальных недостатков в деятельности центрального государственного и местного исполнительного органа, на которые следует обратить особое внимание при осуществлении оценки, необходимо изучить систему внутреннего контроля в той ее части, которая имеет непосредственное отношение к оценке.
13. Планирование содержит стратегическую и операционную (детальную) составляющую.
14. Стратегическая составляющая представляет собой ежегодную систему планирования работы Счетного комитета (ревизионной комиссии) и является инструментом для определения приоритетов и выбора объектов оценки.
На стратегическом уровне Счетный комитет (ревизионная комиссия) в соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан определяет направления и/или объекты оценки на годовой и квартальный период. Перечень запланированных объектов оценки корректируется в соответствии с изменяющимися условиями.
15. Операционная (детальная) составляющая планирования контрольного мероприятия основана на стратегической составляющей. Она определяет масштаб конкретного контрольного мероприятия, а также критерии и методику его проведения.
16. На этапе планирования контрольного мероприятия определяется его масштаб, выбираются критерии оценки, вопросы контрольного мероприятия и методы его проведения, подготавливается план и программа контрольного мероприятия.
17. В плане контрольного мероприятия указывается основание для его проведения, цель, объект оценки, охватываемый период, продолжительность, повременный график проведения, объемы финансирования.
18. Программа контрольного мероприятия является детально разработанным документом, необходимым для эффективного проведения контроля и определяющим непосредственно его процесс.
Программа контрольного мероприятия разрабатывается с учетом специфики каждой отдельной программы (стратегического плана).
В программе контрольного мероприятия указываются ссылка на план контрольного мероприятия, персональный состав группы оценки, ее руководитель, последовательность и детализация проведения контрольного мероприятия.
19. Программа контрольного мероприятия предусматривает следующие виды оценок:
1) реализации программы (стратегического плана).
Данный вид оценки проводится в ходе реализации программы (стратегического плана), посредством анализа этапов и процедур реализации направлений, целей, задач и мероприятий, включенных в программу (стратегический план) экономичности и эффективности управления ресурсами, изучение мнения получателей государственных услуг относительно их преимуществ и недостатков;
2) результатов программы (стратегического плана).
Данный вид оценки проводится по завершении реализации программы (стратегического плана) с учетом промежуточных результатов их выполнения.
20. При составлении программы контрольного мероприятия следует руководствоваться тем, что оценка осуществляется на основе критериев.
21. Критериями оценки программ являются:
1) достижение стратегических целей и задач, а также прямых и конечных результатов.
Данный критерий оценки предполагает:
определение выполнения и/или невыполнения плана мероприятий по реализации программы и причин их невыполнения, влияния невыполненных мероприятий на достижение стратегических целей и задач, социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в стране, регионе;
определение уровней взаимодействия координатора программы с государственными органами-соисполнителями и мер ответственности каждого из них;
выявление внеплановых мероприятий, при этом если выполнение незапланированных мероприятий обеспечило достижение поставленных целей, то его признают целесообразным;
определение запланированных и фактических достигнутых целей, задач, целевых индикаторов, показателей результатов, а также причины их недостижения;
определение влияния реализации программы на социально-экономическое развитие страны, состояние непосредственной отрасли (сферы), на решение которых направлен документ;
определение соответствия плана мероприятий по реализации программы ее целям, задачам и показателям;
2) эффективность реализации программы.
Данный критерий используется для оценки бюджетных затрат, направленных на достижение запланированных результатов (выявление неиспользованных или сокращенных средств, сопоставление полученного результата и совокупных затрат на его достижение), а также комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления;
3) удовлетворенность общества.
В рамках данного критерия анализируется мнение потребителей по степени их удовлетворенности результатами программы и оказанных государственных услуг;
4) соблюдение процедур при реализации программы.
Целью данного критерия является осуществление контроля на соответствие требованиям действующего законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе внутриведомственных, регламентирующих планирование и осуществление бюджетных расходов.
22. Критериями оценки стратегических планов являются:
1) достижение стратегических целей и целевых индикаторов.
При применении данного критерия определяется степень:
достижения целевых индикаторов путем сравнения их фактических значений с запланированными, а также оцениваются мероприятия разделов стратегического плана;
соответствия фактически достигнутых целевых индикаторов целям и задачам госоргана, определенным в стратегическом плане;
2) достижение задач и показателей прямых результатов.
При применении данного критерия определяется:
степень достижения показателей прямых результатов путем сравнения фактически достигнутых показателей результатов с ожидаемыми, оцениваются правильность выбора мероприятия по реализации задач, а также полнота охвата задачи мероприятиями;
степень влияния на дальнейшую реализацию стратегического плана при невыполнении или несвоевременном выполнении задач, показателей прямых результатов и мероприятий;
уровень выполнения задач, показателей прямых результатов и мероприятий путем сравнения фактического объема их выполнения с запланированным;
динамика достигнутых результатов по сравнению с предыдущими периодами деятельности государственного органа;
3) удовлетворенность общества.
В рамках данного критерия анализируется мнение потребителей по степени их удовлетворенности результатами стратегического плана и оказанными государственными услугами;
4) эффективность реализации стратегического плана.
Данный критерий используется для оценки бюджетных затрат, направленных на достижение запланированных результатов (выявление неиспользованных или сокращенных средств, сопоставление полученного результата и совокупных затрат на его достижение), а также организация управления реализацией стратегического плана.
При оценке показателя эффективности реализации стратегического плана:
сравнивается фактический объем затрат на каждое отдельное мероприятие стратегического плана, а также на единицу товаров (работ, услуг) с запланированными в бюджетной программе;
определяются объем сэкономленных бюджетных средств, при условии выполнения мероприятий в полном объеме;
комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления.
Оценка стратегического плана проводится также по целевым индикаторам и показателям результатов, достижение которых не требует использования бюджетных средств.
23. Проведение оценки в соответствии с критериями осуществляется на основе методических рекомендаций разрабатываемых и утверждаемых Счетным комитетом.
4. Проведение контрольного мероприятия
24. На этапе проведения контрольного мероприятия проводится сбор информации и фактических данных, необходимых для формирования доказательств.
Сбор информации и фактических данных в зависимости от целей контрольного мероприятия проводится следующими способами:
1) единовременно;
2) путем непрерывного процесса, в определенный промежуток времени;
3) в течение всего срока его проведения.
25. Доказательства формируются на основе информации, которая собирается на объекте оценки с целью предоставления объективных и достоверных данных, на основе которых формулируются выводы оценки.
Доказательства, на основе которых формулируются оценка, должны соответствовать целям и задачам контрольного мероприятия.
26. Источниками информации для получения доказательств являются:
1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность проверяемого центрального государственного и местного исполнительного органа;
2) финансовая (бухгалтерская) отчетность и другие финансовые документы, связанные с предметом оценки;
3) документы на бумажных или электронных носителях, по вопросам планирования работы оцениваемого государственного органа, организации внутреннего контроля, проведения коллегий, совещаний, рассмотрения жалоб и разрешения споров, результатов аудиторских проверок и других, связанных с предметом оценки;
4) внутренняя отчетность, аналитические записки и обзоры, подготовленные проверяемым центральным государственным и местным исполнительным органом о результатах и проблемах их деятельности;
5) информационные базы данных проверяемых центральных государственных и местных исполнительных органов, в которых накапливается соответствующая информация, связанная с предметом оценки;
6) внешние источники информации, к которым относятся официальные статистические данные, материалы научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами, связанными с предметом программы (стратегического плана), средства массовой информации;
7) результаты опросов населения, анкетирования и других исследований, проведенных неправительственными организациями.
27. В ходе сбора доказательств собираются все сведения доказывающие, что проверяемым центральным государственным и местным исполнительным органом осуществлены/не осуществлены все основные действия и выполнены/не выполнены все условия реализации программы (стратегического плана).
28. При оценке государственных программ, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, Счетный комитет и ревизионные комиссии по согласованию осуществляют совместную деятельность.
5. Составление отчета
29. По итогам контрольного мероприятия составляется акт контроля.
Сноска. Пункт 29 в редакции постановления Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31.08.2011 № 31-П (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
30. На основании актов контроля членом Счетного комитета (ревизионной комиссии) готовится заключение, в котором указывается соответствуют ли результаты реализации программы (стратегического плана) критериям оценки.
Заключение должно содержать как положительные результаты, так и конкретные факты при выявленных недостатках и нарушениях, свидетельствующих о неэффективности деятельности центральных государственных и исполнительных органов.
В заключении определяются причины, которые привели к неэффективным результатам и формулируются соответствующие выводы по каждому стратегическому направлению, цели, задаче, мероприятию, целевому индикатору, показателю результатов реализации программы (стратегического плана).
31. Выводы в заключении:
1) содержат характеристику соответствия тех или иных фактических результатов реализации программы (стратегического плана) критериям оценки;
2) определяют причины выявленных недостатков и последствия;
3) содержат общую оценку эффективности использования бюджетных средств;
4) определяют влияние реализации программы (стратегического плана) на результаты показателей отрасли, сферы или деятельности центрального государственного и исполнительного органа;
5) устанавливают причины наличия проблемы для подготовки соответствующих рекомендаций;
6) содержат анализ возможностей устранения выявленных проблем самим центральным государственным и местным исполнительным органом, в том числе предложения по корректировке программы (стратегического плана) по объемам и источникам финансирования, об изменении действующего законодательства.
32. После рассмотрения заключения Счетным комитетом (ревизионной комиссией) принимается постановление или представление, которые:
1) направлены на устранение причин существования выявленных недостатков, нарушений или проблем;
2) ориентированы на принятие конкретных мер по устранению выявленных недостатков и нарушений;
3) выполнимы;
4) экономически эффективны;
5) ориентированы на получение результатов от их выполнения.
33. Акт контроля, заключение, постановление, представление оформляются по формам, утвержденным приказом Председателя Счетного комитета от 4 сентября 2009 года № 89-од (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5816).
6. Реализация итогов оценки
34. По итогам оценки реализации государственной программы, проведенной Счетным комитетом, в Администрацию Президента Республики Казахстан направляется отчет, в уполномоченный орган по государственному планированию, государственный орган, ответственный за разработку государственной программы направляется информация.
35. По итогам оценки реализации программы развития территории, проведенной ревизионной комиссией, в акимат и уполномоченный орган по государственному планированию направляется информация.
36. По итогам оценки реализации стратегических планов центральных государственных органов, проведенной Счетным комитетом, в Администрацию Президента Республики Казахстан направляется отчет, в уполномоченные органы на проведение оценки стратегических планов направляется информация.
37. По итогам оценки реализации стратегических планов местных исполнительных органов, проведенной ревизионной комиссией, в уполномоченные органы на проведение оценки стратегических планов и акимат направляется информация.
37-1. Итоги оценки реализации государственной программы, программы развития территорий, а также стратегических планов центральных государственных и местных исполнительных органов проведенной, Счетным комитетом и ревизионной комиссией, оформляются по формам согласно приложениям 1, 2 к настоящим Правилам.
Сноска. Правила дополнены пунктом 37-1 в соответствии с постановлением Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31.08.2011 № 31-П (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
38. Счетный комитет об итогах оценки, ежегодно докладывает Парламенту Республики Казахстан при рассмотрении годового отчета Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за соответствующий финансовый год, а также не реже одного раза в квартал информирует Президента Республики Казахстан.
39. Ревизионная комиссия об итогах оценки, ежегодно докладывает маслихату при рассмотрении годового отчета местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета за соответствующий финансовый год.
Приложение 1
к Правилам проведения оценки
государственных программ,
стратегических планов центральных
государственных органов, программ
развития территорий и стратегических
планов исполнительных органов,
финансируемых из местного бюджета
Сноска. Правила дополнены приложением 1 в соответствии с постановлением Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31.08.2011 № 31-П (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Форма отчетной информации о ходе реализации
государственной программы/программы развития территории
________________________________________
(наименование государственной программы)
Реквизиты _______________________________
Государственный орган - разработчик _______________________________
Отчетный период _______________________________
Этап реализации _______________________________
1. Достижение целей
Наименование |
Ед. |
План |
Факт |
Информация о |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основное направление |
||||
Цель |
||||
Целевой индикатор |
||||
Показатель |
||||
…… |
2. Выполнение мероприятий
№ |
Мероприятия |
Форма |
Ответст- |
Срок |
Информация о |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Освоение финансовых средств
Источник |
План, |
Факт, |
Причины |
1 |
2 |
3 |
4 |
Источник 1 |
|||
Источник 2 |
|||
… |
|||
Итого |
4. Анализ эффективности реализации государственной программы/программы развития территории
Анализ целевого использования средств;
Оценка эффективности реализованных мероприятий, в том числе по достижению показателей и индикаторов.
5. Результаты проведенных проверок:
принятые меры по фактам использования бюджетных средств с нарушениями бюджетного и иного законодательства при реализации программного документа;
результаты рассмотрения государственным органом-разработчиком (исполнителем) актов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (ревизионных комиссий).
6. Общая оценка реализации программного документа (выводы) и предложения
Приложение 2
к Правилам проведения оценки
государственных программ,
стратегических планов центральных
государственных органов, программ
развития территорий и стратегических
планов исполнительных органов,
финансируемых из местного бюджета
Сноска. Правила дополнены приложением 2 в соответствии с постановлением Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31.08.2011 № 31-П (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Форма отчетной информации
о реализации стратегического плана государственного органа
__________________________________________________________________
(наименование государственного органа - разработчика)
на _______________ годы,
(плановый период)
утвержденного _________________________________________
(наименование правового либо нормативного правового
акта, которым утвержден стратегический план
государственного органа)
от "___" ___________ 20__ года № ______
Период отчета: ______________________
1. Достижение целей, задач, целевых индикаторов,
мероприятий и показателей результатов
Стратегическое направление 1. _________________________________
Цель 1.1. _____________________________________________________
Коды бюджетной программы, направленной на достижение данной цели
___________________________________
Наименование целевого |
Источник |
Ед. |
Отчетный |
Причины |
|
План |
Факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Целевые индикаторы |
|||||
…. |
|||||
Задачи |
|||||
Показатели прямых |
|||||
… |
|||||
Мероприятия для достижения показателей прямых |
|||||
… |
2. Анализ бюджетных программ
Показатели |
Наименование |
Ед. |
Отчетный |
Причины недостижения |
||
План |
Факт |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
наименование |
||||||
описание |
||||||
вид бюджетной |
в зависимости от |
|||||
в зависимости от |
||||||
текущая/развитие |
||||||
наименование |
||||||
показатели |
||||||
показатели |
||||||
показатели |
||||||
показатели |
||||||
объем |
всего |
тыс. тг. |
||||
в том |
тыс. тг. |
|||||
по под- |
тыс. тг. |
3. Анализ эффективности реализации стратегического плана
Анализ целевого использования средств;
Оценка эффективности реализованных мероприятий, в том числе по достижению показателей и индикаторов.
4. Результаты проведенных проверок:
принятые меры по фактам использования бюджетных средств с нарушениями бюджетного и иного законодательства при реализации стратегического плана;
результаты рассмотрения государственным органом-разработчиком (исполнителем) актов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (ревизионных комиссий).
5. Общая оценка реализации стратегического документа (выводы) и предложения