Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие совместного приказа см. п. 5.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
2. Комитету по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Мухамбетов Г.М.):
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его официальное опубликование;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и торговли Республики Казахстан Искалиева Е.С.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр и.о. Министра экономики и
индустрии и торговли бюджетного планирования
Республики Казахстан Республики Казахстан
________________ А. Исекешев ________________ Л. Кармазина
Утверждены
совместным приказом
Министра индустрии и торговли
Республики Казахстан
от 1 февраля 2010 года № 26 и
И.о. министра экономики
и бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 4 марта 2010 года № 118
Критерии
оценки степени риска в сфере технического регулирования и
обеспечения единства измерений
1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений (далее - критерии) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан "О техническом регулировании", "Об обеспечении единства измерений" и "О частном предпринимательстве" для отнесения субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений к степени риска при реализации продукции и осуществления деятельности в сфере государственного метрологического контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие основные понятия:
1) внутренняя торговля (внутренняя торговая деятельность) - торговая деятельность, осуществляемая на территории Республики Казахстан;
2) оптовая торговля - предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
3) риск в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру в процессе реализации продукции и осуществления деятельности в сфере государственного метрологического контроля с учетом степени тяжести его последствий;
4) розничная торговля - предпринимательская деятельность по продаже товаров потребителям для их личного использования;
5) субъекты проверок в сфере обеспечения единства измерений – физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере государственного метрологического контроля;
6) субъекты проверок в сфере технического регулирования – физические и юридические лица, реализующие продукцию на которую распространяются требования технического регламента, и/или подлежащую обязательному подтверждению соответствия;
7) торговый зал – специально оборудованная основная часть торгового помещения, используемая субъектом проверок в сфере технического регулирования на основании права собственности или иного вещного права и предназначенная для обслуживания покупателей продукции, реализуемой субъектом проверок в сфере технического регулирования, за исключением административно-бытовых, складских помещений и автостоянок.
3. Критерии риска в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений подразделяются на:
1) объективные:
в сфере реализации продукции:
вид реализуемой продукции;
вид внутренней торговли (оптовая, розничная торговля);
площадь торгового зала субъекта проверок в сфере технического регулирования, занимаемая на праве собственности или на основании договора аренды;
в сфере государственного метрологического контроля - вид деятельности;
2) субъективные – выявленные в результате проведенных проверок нарушения требований законов и постановлений Правительства Республики Казахстан в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
4. Первичное отнесение субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений к различным степеням рисков осуществляется с учетом объективных критериев.
5. Последующее отнесение субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений к различным степеням рисков осуществляется с учетом субъективных критериев.
2. Объективные критерии оценки степени риска
6. Степень риска на стадии реализации продукции определяется в зависимости от вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека определенными видами продукции в процессе их реализации на территории Республики Казахстан.
7. К высокой степени риска относятся субъекты проверок в сфере технического регулирования, занимающиеся розничной торговлей и имеющие на праве собственности или на основании договора аренды площадь торгового зала от 800 кв.м. (за исключением субъектов, реализующих нефтепродукты) и/или оптовой торговлей, которые осуществляют реализацию следующих видов продукции:
1) игрушки;
2) лекарственные средства и медицинские изделия;
3) продукция легкой промышленности;
4) продукты сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности;
5) продукция парфюмерно-косметическая;
6) строительные материалы и изделия;
7) товары народного потребления, контактирующие с кожей человека, пищей и водой;
8) товары бытовой химии;
9) электротехнические, радиотехнические и электронные товары;
10) нефтепродукты.
8. К средней степени риска относятся субъекты проверок в сфере технического регулирования, занимающиеся розничной торговлей и имеющие на праве собственности или на основании договора аренды площадь торгового зала от 800 кв.м. и/или оптовой торговлей, которые осуществляют реализацию следующих видов продукции:
1) автотранспортные средства и их части, детали;
2) сельскохозяйственная техника;
3) продукция для потенциально опасных производств;
4) товары деревообработки;
5) оружие служебное, гражданское и патроны к нему;
6) отопительная аппаратура.
9. К незначительной степени риска относятся субъекты проверок в сфере технического регулирования, занимающиеся розничной торговлей и имеющие на праве собственности или на основании договора аренды площадь торгового зала от 800 кв.м. и/или оптовой торговлей, которые осуществляют реализацию следующих видов продукции:
1) продукция железнодорожной отрасли;
2) средства связи;
3) специальные технические средства охраны;
4) тара упаковочная;
5) технические средства защиты, обработки, хранения и передачи сведений, содержащих государственные секреты и служебную информацию, а также оборудование сетей телекоммуникаций, содержащее аппаратные и/или программные средства для обеспечения проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий.
10. Степень риска при осуществлении деятельности в сфере государственного метрологического контроля определяется в зависимости от вероятности причинения вреда гражданам и экономики Республики Казахстан вследствие недостоверных результатов измерений.
11. К высокой степени риска относятся виды деятельности, связанные с измерениями, результаты которых используются при:
1) работах по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан;
2) работах по обеспечению безопасности труда и движения транспорта;
3) контроле состояния окружающей среды;
4) испытаниях, метрологической аттестации, поверки, калибровки средств измерений, лицензируемой деятельности.
12. К средней степени риска относятся виды деятельности, связанные с измерениями, результаты которых используются при:
1) осуществлении деятельности в геодезии, геологии и гидрометеорологии;
2) производстве вооружения, военной и специальной техники, других видов специальной продукции;
3) добыче, производстве, переработки, транспортировании, хранении и потреблении всех видов энергетических ресурсов;
4) государственных учетных операций, торгово-коммерческих операций между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг и услуг связи;
5) осуществлении деятельности по оценке соответствия согласно законодательству Республики Казахстан о техническом регулировании;
6) работах, выполняемых по поручению государственных органов, суда и правоохранительных органов.
13. К незначительной степени риска относятся виды деятельности, связанные с измерениями, результаты которых используются при:
1) проведении научных исследований;
2) регистрации национальных и международных спортивных рекордов.
14. Субъекты проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, отнесенные к степени высокого (80 % от общего количества планируемых проверок), среднего (15 %) и незначительного (5 %) рисков включаются в план проверок.
3. Субъективные критерии оценки степени риска
15. В зависимости от выявленных нарушений субъектам проверок в сфере технического регулирования присваиваются следующие баллы:
1) реализация продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов по безопасности продукции – 20 баллов;
2) реализация продукции без сертификата соответствия (декларации) или с истекшим сроком действия сертификата соответствия (декларации) (подделка, истечение или приостановление срока действия) – 20 баллов;
3) реализация продукции, не соответствующей требованиям заявленного нормативного документа по стандартизации – 10 баллов;
4) реализация продукции, не соответствующей требованиям к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению – 10 баллов;
5) выпуск (в том числе из ремонта), поставка (реализация) или использование (эксплуатация) продукции, выполнение работ и услуг без соответствующих нормативных документов – 10 баллов.
16. В зависимости от выявленных нарушений субъектам проверок в сфере обеспечения единства измерений присваиваются следующие баллы:
1) выпуск в обращение средств измерений и стандартных образцов, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации, а также неповеренных или неисправных – 20 баллов;
2) применение методик выполнения измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и не прошедших метрологическую аттестацию – 20 баллов;
3) использование средств измерений, не прошедших поверку или калибровку средств измерений и (или) не включенных в реестр государственной системы обеспечения единства измерений – 20 баллов;
4) изготовление, поверка и ремонт средств измерений, а также производство и метрологическая аттестация, стандартных образцов без соответствующего разрешения – 10 баллов;
5) реализация продукции с несоответствующим количеством содержащегося в упаковке товара величине, обозначенной на упаковке – 5 баллов;
6) реализация продукции с несоответствующими массой, объемом, расходами или другими величинами, характеризующих количество товаров, отчуждаемых при торговых операциях – 5 баллов.
17. В случае отсутствий нарушений по результатам проверки субъект переводится в меньшую степень риска независимо от вида реализуемой продукции и вида деятельности в сфере государственного метрологического контроля.
18. Баллы суммируются и используются для дифференциации субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений по степени рисков.
19. Дифференциация субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений по степени рисков осуществляется следующим образом:
высокая степень риска – от 20 и более;
средняя степень риска – от 10 до 15 баллов;
незначительная степень риска – 5 баллов.
20. Отбор субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений внутри одного уровня риска осуществляется следующим образом:
1) в сфере реализации продукции:
наибольший объем реализуемой продукции;
наличие подтвержденных фактов нарушений по жалобам со стороны потребителей, в том числе сообщениям на Сall-Центр, обращений контролирующих государственных органов о выявленных нарушениях в сфере технического регулирования;
наибольший не проверенный период;
2) в сфере метрологического контроля:
наибольшее количество используемых средств измерений;
наличие подтвержденных фактов нарушений по жалобам со стороны потребителей, в том числе сообщениям на Сall-Центр, обращений контролирующих государственных органов о выявленных нарушениях в сфере обеспечения единства измерений;
наибольший не проверенный период.
21. По результатам оценки критериев субъект проверки в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений относится к степени риска с кратностью проверок:
один раз в год при высокой;
один раз в 3 года при средней;
один раз в 5 лет при незначительной.
4. Заключительные положения
22. Определение критериев оценки степени риска и распределение по степеням риска субъектов проверок в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений для проведения плановых проверок государственными инспекторами по государственному контролю осуществляется ежегодно.