В целях обеспечения защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, эффективности прокурорского надзора в сфере исполнительного производства, руководствуясь статьями 11, 18 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства.
2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 79 от 27 декабря 2002 года "Об утверждении Инструкции о прокурорском надзоре за законностью исполнительного производства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2169, Бюллетень нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 г., № 14, ст. 837).
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
4. Приказ направить Главному военному прокурору, Главному транспортному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы, городов, районов, военным, транспортным и специализированным прокурорам, руководителям научных и других учреждений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
7. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан К. Мами
Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 28 декабря 2010 года № 88
Инструкция
по организации прокурорского надзора за
законностью исполнительного производства
1. Общие положения
1. Инструкция по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - ГПК РК), законами Республики Казахстан "О Прокуратуре", "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" (далее - Закон) и другими законодательными актами и регламентирует организацию и осуществление прокурорского надзора за законностью исполнительного производства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам в части имущественных взысканий и по иным исполнительным документам, предусмотренным статьей 9 Закона.
2. Задачами надзора за законностью исполнительного производства являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципа обязательности судебных актов, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
3. Надзор за законностью исполнительного производства осуществляется путем проверки законности актов, действий (бездействия) органов исполнительного производства и их должностных лиц, частных судебных исполнителей и внесения актов прокурорского надзора в случае их незаконности, участия в рассмотрении судами гражданских дел в сфере исполнительного производства, проверки законности судебных актов и опротестования в случае их незаконности.
4. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнительного производства являются:
надзор за соблюдением конституционных прав и интересов физических лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять их защиту, и государства в исполнительном производстве;
надзор за точным и единообразным применением законодательства об исполнительном производстве должностными лицами и органами исполнительного производства, частными судебными исполнителями;
надзор за законностью судебных актов по делам об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительного производства, частных судебных исполнителей, иным делам в сфере исполнительного производства, в том числе, в рамках конкурсного производства организаций, признанных судом банкротами.
2. Организация и осуществление надзора за законностью
исполнительного производства в прокуратурах областей, городов
Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах
5. Проверка законности актов, действий (бездействия) органов исполнительного производства и их должностных лиц проводится путем изучения исполнительных производств, проведения проверки непосредственно в органе исполнительного производства и в других государственных органах.
Главный военный прокурор, Главный транспортный прокурор и подчиненные им прокуроры, природоохранные прокуроры проверяют законность актов, действий (бездействия) органов исполнительного производства и их должностных лиц по исполнительным документам, выписанным судами по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, уголовным делам в части имущественных взысканий, возбужденным по инициативе указанных прокуроров либо рассмотренным с их участием.
При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокуроры, перечисленные в настоящем пункте, принимают меры по их устранению, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона, и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом Генерального прокурора РК от 25.12.2012 № 155.
6. Прокуроры вступают в гражданский процесс и дают заключения по делам, когда:
оспариваются исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании судебного акта, вынесенного по заявлению прокурора или иному акту прокурорского надзора;
одной из сторон исполнительного производства являются физическое лицо, которое по состоянию здоровья или возрасту не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, а также государственное учреждение;
взыскателем или должником, а также третьими лицами и прокурором оспариваются действия (бездействие) и акты органов исполнительного производства и их должностных лиц.
На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс по указанным делам, определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуясь принципами законности, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Результаты изучения материалов дела участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю, которые утверждают заключение по делу.
Заключение прокурора составляется в письменном виде, и в нем указываются:
наименование дела;
стороны;
суть заявленных требований;
обстоятельства, на которые ссылаются истец и ответчик;
мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
В заключении по делу, подлежащему рассмотрению в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, указываются также сведения:
о судье (докладчике, составе коллегии), содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
об участвовавших прокурорах с кратким содержанием их заключений;
о доводах авторов жалобы (ходатайства);
о результатах изучения дела с выводами по существу жалобы (ходатайства).
При выявлении нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.
7. В апелляционном, кассационном порядке прокуроры опротестовывают не соответствующие закону судебные акты, вынесенные по исполнительному производству либо по гражданским делам и делам об административных правонарушениях на стадии исполнения решения, постановления суда и конкурсного производства организаций, признанных судом банкротами.
Апелляционный протест по таким делам приносится лишь при наличии оснований к отмене либо изменению решения суда, предусмотренных частью первой статьи 364 ГПК. Нарушения, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, являющиеся основаниями для кассационного опротестования, установлены статьями 365, 366 ГПК.
Апелляционный и кассационный протесты должны отвечать требованиям статей 335, 383-5 ГПК.
При необоснованном отклонении судами апелляционного или кассационного протестов по таким делам, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при рассмотрении судебных дел, прокурор вносит вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в вышестоящую судебную инстанцию и истребовании дела, которое должно отвечать требованиям статьи 390 ГПК. К представлению прилагаются надзорное, исполнительное производства (при их наличии) и копии всех состоявшихся по делу судебных актов, внесенных протестов.
8. Прокуроры качественно и в установленный законом срок рассматривают и разрешают обращения физических и юридических лиц на действия (бездействие) и акты должностных лиц Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - КИСА), его территориальных органов, государственных и частных судебных исполнителей и на судебные акты в сфере исполнительного производства.
Обращение разрешается с истребованием исполнительного производства, а при необходимости гражданского, уголовного дела, дела об административном правонарушении. Исполнительные производства, по которым не истекли установленные законом сроки исполнения исполнительного документа, изучаются в течение не более трех рабочих дней с момента их поступления в прокуратуру.
При изучении исполнительного производства прокурор проверяет законность, своевременность и полноту совершения судебным исполнителем исполнительных действий, принятых мер по взысканию в бюджет государственной пошлины, исполнительской санкции, возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должника, в действиях которого усматриваются признаки правонарушений, предусмотренных статьей 524 и иными нормами главы 29 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, передачи материалов на лиц, злостно уклоняющихся от исполнения решения суда, в органы уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
По результатам изучения исполнительного производства (дела) прокурором составляются мотивированные заключение и ответ заявителю, соответственно утверждаемое и подписываемый в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.
В случае внесения акта прокурорского надзора на судебный акт или акт судебного исполнителя заключение по исполнительному производству (делу) не составляется.
9. При установлении явных нарушений закона и неполноты исполнительных действий, могущих причинить существенный вред правам и охраняемым законом интересам взыскателя или должника, по исполнительному производству, по которому не истек срок исполнения исполнительного документа, государственному судебному исполнителю или руководителю территориального отдела судебных исполнителей прокурором в пределах его компетенции вносится предписание об устранении нарушения закона, проведении конкретных исполнительных действий.
В случае вынесения судебным исполнителем незаконного постановления прокурором в пределах его компетенции соответственно руководителю территориального отдела судебных исполнителей, частному судебному исполнителю вносится протест с требованием о его отмене. В случае незаконного приостановления исполнительного производства в протесте также ставится вопрос о незамедлительном его возобновлении и принятии мер к исполнению исполнительного документа.
При установлении однократного грубого либо систематических нарушений закона прокурором в пределах его компетенции в департамент по исполнению судебных актов области, городов Алматы, Астаны или руководителю территориального отдела судебных исполнителей, региональной коллегии частных судебных исполнителей вносится представление об устранении нарушений законности, допущенных соответственно государственным или частным судебным исполнителем.
При установлении явного и грубого нарушения закона со стороны государственного судебного исполнителя, другого должностного лица органа исполнительного производства или частного судебного исполнителя прокурором в пределах его компетенции принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновного лица к дисциплинарной или иной предусмотренной законом ответственности.
Исполнение акта прокурорского надзора находится на контроле внесшего его прокурора.
10. Прокуроры проверяют соблюдение законности в деятельности органа, уполномоченного на осуществление учета, хранения, оценки и реализацию имущества (проведение аукционов), обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям, и арестованного имущества, изъятого в судебном порядке, его филиалов и других специализированных организаций по исполнительным документам о денежных и иных взысканиях в доход государства, в пользу лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, по искам прокуроров.
11. Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны не реже одного раза в год проверяют соблюдение законодательства об исполнительном производстве в деятельности департаментов по исполнению судебных актов областей, городов Алматы, Астаны и их должностных лиц, уполномоченных на совершение исполнительных действий. Информация об итогах проверки предоставляется в Генеральную прокуратуру к 7 числу месяца, следующего после проведения проверки.
Прокуроры областей, г.г. Алматы, Астаны ежеквартально анализируют состояние прокурорского надзора за законностью исполнительного производства, состояние соблюдения законности при отправлении правосудия и исполнении исполнительных документов в регионе. Информация о результатах анализа предоставляется в Генеральную прокуратуру до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
12. Прокуроры областей, г.г. Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры по итогам года обобщают состояние законности при исполнении исполнительных документов о денежных и иных взысканиях в доход государства, а также состояние законности при исполнении судебных актов, вынесенных по искам прокуроров. Информация о результатах обобщения предоставляется в Генеральную прокуратуру до 7 января года, следующего за отчетным периодом.
3. Организация надзора за законностью исполнительного
производства в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
13. Департамент Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за законностью исполнительного производства путем рассмотрения обращений участников исполнительного производства, рассмотрения ходатайств о принесении протеста в порядке надзора, проверки деятельности КИСА, анализа состояния законности в исполнительном производстве.
14. Законность вступивших в законную силу судебных актов проверяется Генеральной прокуратурой.
По результатам изучения гражданских дел, назначенных к рассмотрению надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, прокурорами департамента составляются мотивированные заключения, которые утверждаются курирующим заместителем Генерального Прокурора. Заключение должно соответствовать требованиям, определенным в пункте 6 настоящей Инструкции.
Департамент ведет учет судебных актов по рассмотренным Верховным Судом делам, связанным с исполнительным производством, заключений, данных прокурорами при их рассмотрении, а также учет проведенных проверок, внесенных и рассмотренных актов прокурорского надзора.
15. Департамент периодически проверяет деятельность КИСА, органа, уполномоченного на осуществление в установленном законодательством порядке деятельности по учету, хранению оценке и реализации имущества (проведение аукционов), обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям, а также арестованного имущества, изъятого в судебном порядке, и его филиалов; обобщает состояние законности при исполнении исполнительных документов о денежных и иных взысканиях в доход государства, а также состояние законности при исполнении судебных актов, вынесенных по искам прокуроров.
16. Департамент участвует в нормотворческой деятельности путем внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, участия по поручению Генерального Прокурора и его заместителей в составе рабочих групп, комитетов и комиссий палат Парламента, Правительства, иных центральных государственных органов Республики Казахстан, подготовки заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе, нормативных постановлений Верховного Суда.
4. Заключительные положения
17. Критериями оценки деятельности прокуроров в сфере надзора за законностью исполнительного производства являются своевременное и качественное разрешение принятых к производству обращений, влияние актов прокурорского надзора на уровень реального исполнения судебных актов о денежных и иных взысканиях в доход государства, обеспечение исполнения судебных актов по делам, возбужденным по инициативе прокуроров, достижение целевых индикаторов Стратегического плана Генеральной прокуратуры.
18. Департамент Генеральной прокуратуры обеспечивает руководство и контроль над деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью исполнительного производства, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры, Верховным Судом, КИСА, научными и учебными учреждениями.
19. Департамент Генеральной прокуратуры проводит работу по внедрению современных методов организации надзора, повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью исполнительного производства, путем их обучения и стажировки, в том числе, в учебных заведениях иностранных государств, оказания методической и практической помощи.
20. Департамент Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры обеспечивают реализацию имиджевой программы органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка, результатов надзорной деятельности.