В целях обеспечения защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, эффективности прокурорского надзора в сфере исполнительного производства, руководствуясь статьями 11, 18 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства.
2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан № 79 от 27 декабря 2002 года "Об утверждении Инструкции о прокурорском надзоре за законностью исполнительного производства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2169, Бюллетень нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 г., № 14, ст. 837).
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
4. Приказ направить Главному военному прокурору, Главному транспортному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы, городов, районов, военным, транспортным и специализированным прокурорам, руководителям научных и других учреждений Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
7. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан К. Мами
Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 28 декабря 2010 года № 88
Инструкция
по организации прокурорского надзора за
законностью исполнительного производства
1. Общие положения
1. Инструкция по организации прокурорского надзора за законностью исполнительного производства разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - ГПК РК), законами Республики Казахстан "О Прокуратуре", "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" (далее - Закон) и другими законодательными актами и регламентирует организацию и осуществление прокурорского надзора за законностью исполнительного производства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам в части имущественных взысканий и по иным исполнительным документам, предусмотренным статьей 9 Закона.
2. Задачами надзора за законностью исполнительного производства являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципа обязательности судебных актов, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
3. Департамент по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Департамент), прокуроры областей, городов Астаны и Алматы, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры обеспечивают постоянный и эффективный надзор за законностью исполнительного производства путем проверки законности актов, действий (бездействия) уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, его территориальных подразделений и их должностных лиц, частных судебных исполнителей и внесения актов прокурорского надзора в случае их незаконности, участия в рассмотрении судами гражданских дел в сфере исполнительного производства, проверки законности судебных актов и опротестования в случае их незаконности, систематически анализируют состояние законности в исполнительном производстве.
В целях эффективного осуществления надзорных функций и оперативного реагирования на нарушения законности прокуроры в своей деятельности используют Систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов, Единую унифицированную статистическую систему и иные информационные ресурсы и системы Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и других государственных органов.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
3-1. В Департаменте, прокуратурах областей, городов Астаны, Алматы, и приравненных к ним прокуратурах работа организуется по зонально-предметному принципу в целях прогнозирования состояния законности, системного анализа прокурорской практики по актуальным категориям исполнительных производств с рассмотрением их результатов в рабочих группах, оперативных совещаниях и коллегиях, с принятием конкретных мер по повышению эффективности осуществляемого надзора.
Работа по предметному принципу осуществляется путем определения актуальных категорий исполнительных производств и закрепления ответственных лиц, которые систематически проводят анализ состояния законности и прокурорского надзора, с целью выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства, форм и методов надзорной деятельности.
При определении предметных направлений исходить из состояния законности и особенностей региона.
Специализация прокуроров учитывается при планировании работы, прокуратуры, проведении анализов и обобщений, рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
Зональный принцип заключается в закреплении за прокурорами, осуществляющими надзор за законностью исполнительного производства, определенных регионов с целью мониторинга и анализа состояния законности в этом регионе.
Сноска. Инструкция дополнена пунктом 3-1 в соответствии с приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
4. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнительного производства являются:
надзор за соблюдением конституционных прав и интересов физических лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять их защиту, и государства в исполнительном производстве;
надзор за точным и единообразным применением законодательства об исполнительном производстве должностными лицами уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений;
надзор за законностью судебных актов по делам об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений, иным делам в сфере исполнительного производства, в том числе, в рамках конкурсного производства организаций, признанных судом банкротами.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
2. Организация и осуществление надзора за законностью
исполнительного производства в прокуратурах областей, городов
Алматы, Астаны и приравненных к ним прокуратурах
5. Проверка законности актов, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделений, частных судебных исполнителей проводится путем изучения исполнительных производств, проведения проверки непосредственно в уполномоченном органе по исполнению исполнительных документов и его территориальных подразделениях и в других государственных органах.
Территориальные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью исполнительного производства по всем исполнительным документам в территориальных подразделениях и частных судебных исполнителей, за исключением категорий, отнесенных настоящей Инструкцией к ведению специализированных прокуроров, дислоцированных в месте расположения территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов.
Специализированные военные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, частных судебных исполнителей по исполнительным документам, выписанным военными судами по уголовным (в части имущественных взысканий) и гражданским делам, а также иными судами по уголовным (в части имущественных взысканий), гражданским и административным делам, рассмотренным по инициативе военных прокуроров, организаций Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований либо с их участием.
Специализированные транспортные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, частных судебных исполнителей по исполнительным документам, выписанным судами:
по уголовным делам (в части имущественных взысканий), возбужденным транспортными прокурорами или рассмотренным судом с их участием, а также по которым досудебное расследование осуществлялось органами внутренних дел на транспорте;
гражданским делам, рассмотренным местными и специализированными межрайонными экономическими судами, по которым предметом спора являются объекты транспортной инфраструктуры либо в качестве одной из сторон выступают организации железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы, а также государственные органы, реализующие полномочия по отношению к названным объектам и субъектам, и транспортная прокуратура;
административным делам, рассмотренным местными и специализированными административными судами, по которым производство по делу об административном правонарушении возбуждено по инициативе транспортных прокуроров либо уполномоченными органами, реализующими полномочия по отношению к объектам транспортной инфраструктуры либо к организациям железнодорожного, автомобильного (в части международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов), морского, внутреннего водного, воздушного, городского рельсового и магистрального трубопроводного транспорта, космической системы.
Специализированные природоохранные прокуроры обеспечивают по месту своей дислокации надзор за законностью актов, действий (бездействия) должностных лиц территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов по исполнительным документам, выписанным судами по уголовным (в части имущественных взысканий), гражданским и административным делам, возбужденным по инициативе природоохранных прокуроров либо рассмотренным с их участием.
Надзор за законностью исполнения исполнительного документа, выданного на основании иска (заявления) прокурора, осуществляется прокуратурой по месту его исполнения, а координация и контроль (учет) этой работы обеспечивается прокуратурой, предъявившей данный иск (заявление), независимо от места исполнения (подразделением либо сотрудником органа прокуратуры, осуществляющим надзор за законностью исполнительного производства).
При выявлении в ходе надзорной деятельности нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокуроры, перечисленные в настоящем пункте, принимают меры по их устранению, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона, и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
6. Прокуроры вступают в гражданский процесс и дают заключения по делам, когда:
оспариваются исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании судебного акта, вынесенного по заявлению прокурора или иному акту прокурорского надзора;
одной из сторон исполнительного производства являются физическое лицо, которое по состоянию здоровья или возрасту не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, а также государственное учреждение;
взыскателем или должником, а также третьими лицами и прокурором оспариваются действия (бездействие) и акты органов исполнительного производства и их должностных лиц.
На всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс по указанным делам, определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуясь принципами законности, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Результаты изучения материалов дела участвующий прокурор предварительно докладывает соответствующему вышестоящему прокурору или курирующему заместителю, которые утверждают заключение по делу.
Заключение прокурора составляется в письменном виде, и в нем указываются:
наименование дела;
стороны;
суть заявленных требований;
обстоятельства, на которые ссылаются истец и ответчик;
мнение прокурора о представленных сторонами доказательствах с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности;
нормы материального и процессуального права, подлежащие применению;
выводы прокурора по существу заявленных требований, распределению судебных расходов.
В заключении по делу, подлежащему рассмотрению в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, указываются также сведения:
о судье (докладчике, составе коллегии), содержании судебных актов, подлежащих пересмотру, позиции суда;
об участвовавших прокурорах с кратким содержанием их заключений;
о доводах авторов жалобы (ходатайства);
о результатах изучения дела с выводами по существу жалобы (ходатайства).
При выявлении нарушений законности со стороны должностных лиц государственных органов, физических и юридических лиц прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения, письменно или в форме электронного документа доводит об этом до сведения вышестоящего прокурора с целью принятия мер к проведению дополнительных проверок и решения вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, устранения причин и условий, способствовавших нарушению закона.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
7. В апелляционном, кассационном порядке прокуроры опротестовывают не соответствующие закону судебные акты, вынесенные по исполнительному производству либо по гражданским делам и делам об административных правонарушениях на стадии исполнения решения, постановления суда и конкурсного производства организаций, признанных судом банкротами.
Апелляционный протест по таким делам приносится лишь при наличии оснований к отмене либо изменению решения суда, предусмотренных частью первой статьи 364 ГПК. Нарушения, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, являющиеся основаниями для кассационного опротестования, установлены статьями 365, 366 ГПК.
Апелляционный и кассационный протесты должны отвечать требованиям статей 335, 383-5 ГПК.
При необоснованном отклонении судами апелляционного или кассационного протестов по таким делам, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при рассмотрении судебных дел, прокурор вносит вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в вышестоящую судебную инстанцию и истребовании дела, которое должно отвечать требованиям статьи 390 ГПК. К представлению прилагаются надзорное, исполнительное производства (при их наличии) и копии всех состоявшихся по делу судебных актов, внесенных протестов.
8. Прокуроры качественно и в установленный законом срок рассматривают и разрешают обращения физических и юридических лиц на действия (бездействие) и акты должностных лиц Департамента по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – ДИСА), его территориальных подразделений, государственных и частных судебных исполнителей и на судебные акты в сфере исполнительного производства.
Обращение разрешается с истребованием исполнительного производства, а при необходимости гражданского, уголовного дела, дела об административном правонарушении. Исполнительные производства, по которым не истекли установленные законом сроки исполнения исполнительного документа, изучаются в течение не более трех рабочих дней с момента их поступления в прокуратуру, после чего подлежат возврату.
При изучении исполнительного производства прокурор проверяет законность, своевременность и полноту совершения судебным исполнителем исполнительных действий, принятых мер по взысканию в бюджет государственной пошлины, исполнительской санкции, возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должника, в действиях которого усматриваются признаки правонарушений, предусмотренных статьей 669 и иными нормами главы 33 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, передачи материалов на лиц, не исполняющих решения суда, в органы уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
По результатам изучения исполнительного производства (дела) прокурором составляются мотивированные заключение и ответ заявителю, соответственно утверждаемое и подписываемый в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры по рассмотрению обращений физических и юридических лиц.
В случае внесения акта прокурорского надзора на судебный акт или акт судебного исполнителя заключение по исполнительному производству (делу) не составляется.
Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
9. При установлении явных нарушений закона и неполноты исполнительных действий, могущих причинить существенный вред правам и охраняемым законом интересам взыскателя или должника, по исполнительному производству, по которому не истек срок исполнения исполнительного документа, государственному судебному исполнителю или руководителю территориального отдела судебных исполнителей прокурором в пределах его компетенции вносится предписание об устранении нарушения закона, проведении конкретных исполнительных действий.
В случае вынесения судебным исполнителем незаконного постановления прокурором в пределах его компетенции соответственно руководителю территориального отдела судебных исполнителей, частному судебному исполнителю вносится протест с требованием о его отмене. В случае незаконного приостановления исполнительного производства в протесте также ставится вопрос о незамедлительном его возобновлении и принятии мер к исполнению исполнительного документа.
При установлении однократного грубого либо систематических нарушений закона прокурором в пределах его компетенции в территориальный орган юстиции или руководителю территориального подразделения уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов, региональной палаты частных судебных исполнителей вносится представление об устранении нарушений законности, допущенных соответственно государственным или частным судебным исполнителем.
При установлении явного и грубого нарушения закона со стороны государственного судебного исполнителя, другого должностного лица органа исполнительного производства или частного судебного исполнителя прокурором в пределах его компетенции принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновного лица к дисциплинарной или иной предусмотренной законом ответственности.
Исполнение акта прокурорского надзора находится на контроле внесшего его прокурора.
Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
10. Прокуроры проверяют соблюдение законности в деятельности уполномоченного органа по организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям, его подразделений и других специализированных организаций по исполнительным документам о денежных и иных взысканиях в доход государства, в пользу лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, по искам прокуроров.
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
11. Прокуроры областей, городов Алматы, Астаны не реже одного раза в год проверяют соблюдение законодательства об исполнительном производстве в деятельности территориальных подразделений уполномоченного органа по исполнению исполнительных документов и их должностных лиц, уполномоченных на совершение исполнительных действий. Информация об итогах проверки предоставляется в Генеральную прокуратуру к 7 числу месяца, следующего после проведения проверки.
Прокуроры областей, г.г. Алматы, Астаны ежеквартально анализируют состояние прокурорского надзора за законностью исполнительного производства, состояние соблюдения законности при отправлении правосудия и исполнении исполнительных документов в регионе. Информация о результатах анализа предоставляется в Генеральную прокуратуру до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
12. Прокуроры областей, г.г. Алматы, Астаны и приравненные к ним прокуроры по итогам года обобщают состояние законности при исполнении исполнительных документов о денежных и иных взысканиях в доход государства, а также состояние законности при исполнении судебных актов, вынесенных по искам прокуроров. Информация о результатах обобщения предоставляется в Генеральную прокуратуру до 7 января года, следующего за отчетным периодом.
3. Организация надзора за законностью исполнительного
производства в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
13. Департамент осуществляет надзор за законностью исполнительного производства путем рассмотрения обращений участников исполнительного производства, рассмотрения ходатайств о принесении протеста в порядке надзора, проверки деятельности ДИСА, анализа состояния законности в исполнительном производстве.
Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
14. Законность вступивших в законную силу судебных актов проверяется Генеральной прокуратурой.
По результатам изучения гражданских дел, назначенных к рассмотрению надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, прокурорами департамента составляются мотивированные заключения, которые утверждаются курирующим заместителем Генерального Прокурора. Заключение должно соответствовать требованиям, определенным в пункте 6 настоящей Инструкции.
Департамент ведет учет судебных актов по рассмотренным Верховным Судом делам, связанным с исполнительным производством, заключений, данных прокурорами при их рассмотрении, а также учет проведенных проверок, внесенных и рассмотренных актов прокурорского надзора.
15. Департамент периодически:
проверяет деятельность ДИСА, уполномоченного органа по организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям и его территориальных подразделений;
обобщает состояние законности при исполнении исполнительных документов о денежных и иных взысканиях в доход государства, а также состояние законности при исполнении судебных актов, вынесенных по искам прокуроров.
Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
16. Департамент участвует в нормотворческой деятельности путем внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства, участия по поручению Генерального Прокурора и его заместителей в составе рабочих групп, комитетов и комиссий палат Парламента, Правительства, иных центральных государственных органов Республики Казахстан, подготовки заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе, нормативных постановлений Верховного Суда.
4. Заключительные положения
17. Ключевыми показателями надзора за законностью исполнительного производства являются:
исполняемость в доход государства;
исполняемость по искам прокуроров.
Исполняемость в доход государства оценивается на основе мониторинга исполнительных производств о взыскании в доход государства, по которым нарушены установленные законом сроки исполнения.
В этих целях ведется учет таких исполнительных производств и исчисляется соотношение общей суммы, взысканной в доход государства по актам прокурорского надзора по исполнительным производствам с нарушенным сроком исполнения, к общей сумме, подлежавшей взысканию по таким производствам.
Исполняемость по искам прокуроров оценивается на основе мониторинга исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов по искам и заявлениям прокуроров. В этих целях ведется их учет и исчисляется:
соотношение реально взысканной суммы по искам прокурора к общей сумме, подлежавшей взысканию по искам прокурора. Не учитываются исполнительные производства по искам прокурора неимущественного характера и о взыскании сумм в интересах организаций с частной формой собственности;
соотношение реально исполненных судебных актов по искам прокуроров неимущественного характера, к общему количеству находившихся на исполнении судебных актов по искам прокурора неимущественного характера. Во внимание принимаются только исполнительные производства по искам прокурора неимущественного характера, за исключением решений судов по искам, исполнение которых производится без выписки исполнительного листа (статья 282 ГПК).
Оценка деятельности нижестоящих прокуратур может осуществляться и с учетом результатов работы по другим показателям.
Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
18. Департамент обеспечивает руководство и контроль над деятельностью нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за законностью исполнительного производства, способствуя повышению эффективности работы в данной отрасли надзора, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры, Верховным Судом, ДИСА, научными и учебными учреждениями.
Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Генерального Прокурора РК от 11.03.2015 № 41.
19. Департамент Генеральной прокуратуры проводит работу по внедрению современных методов организации надзора, повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за законностью исполнительного производства, путем их обучения и стажировки, в том числе, в учебных заведениях иностранных государств, оказания методической и практической помощи.
20. Департамент Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, городов Алматы, Астаны, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры обеспечивают реализацию имиджевой программы органов прокуратуры путем освещения в средствах массовой информации состояния законности и правопорядка, результатов надзорной деятельности.