Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года N 590. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2007 года N 5054

Действующий

      В соответствии с подпунктом 25)  статьи 5  Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании"  ПРИКАЗЫВАЮ :

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

      2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан 19 июля 2006 года  N 404  "Об утверждении Правил организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 4348).

      3. Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаев С.М.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Шамшидинову К.Н.

      Министр

Утверждены приказом       
Министра образования и науки  
Республики Казахстан      
29 ноября 2007 года N 590   

  Правила организации учебного процесса по
дистанционным образовательным технологиям

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25)  статьи 5  Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

      2. Дистанционные образовательные технологии - обучение, может осуществляться по трем основным технологиям:

      1) сетевая технология (автономные сетевые курсы или виртуальные кафедры, университеты с использованием Интернет);

      2) дистанционное обучение на основе кейс-технологий;
      3) дистанционное обучение на основе ТВ-технологий.

      3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся и работники организаций образования.

  2. Организация учебного процесса
по дистанционной образовательной технологии

      4. Главными задачами организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии являются:
      1) индивидуализация обучения;
      2) повышение эффективности (качества) обучения;
      3) предоставление образовательных услуг людям, для которых традиционные формы обучения являются недоступными.

      5. Для организации и правильного функционирования дистанционной образовательной технологии в организациях образования необходимо выполнение следующих функций:
      1) поддержка учебных курсов;
      2) доставка учебного материала обучающимся;
      3) консультации;
      4) организация обратной связи с обучающимися;
      5) контроль знаний обучающихся.

      6. Необходимым условием организации учебного процесса по дистанционной образовательной технологии является наличие у организации образования:
      образовательного Интернет-портала со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для обучающихся;
      оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
      различных терминалов: мультимедийные классы, электронные читальные залы;
      учебного контента (собственного и/или приобретенного) на CD, DVD дисках;
      сетевого учебного мультимедиа контента (собственного и/или приобретенного);
      преподавательского, учебно-вспомогательного и технического персонала, прошедшего соответствующую подготовку;
      мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);
      сетевых тестирующих комплексов;
      сетевых систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS);
      системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).
      Введение образовательной деятельности по дистанционным технологиям обучения осуществляется на основании разрешения организацией образования.

      7. Организация образования применяет любые дистанционные образовательные технологии обучения, обеспечивающие качество знаний в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования.

      8. В организациях образования, обучающих по дистанционной образовательной технологии, создается структурное подразделение, возглавляемое руководителем дистанционной образовательной технологии и имеющая в своем составе следующие обязательные службы:
      организации и управления учебного процесса;
      разработки дидактических средств дистанционной образовательной технологии;
      информационно-технического обеспечения.

      9. Служба организации и управления учебного процесса планирует и организует учебный процесс по дистанционной образовательной технологии, ведет документацию, связанную с дистанционной образовательной технологией, контролирует деятельность центров дистанционной образовательной технологии, организует повышение квалификации и сертификацию преподавателей и тьюторов.

      10. Служба разработки дидактических средств дистанционной образовательной технологии осуществляет разработку, приобретение и освоение электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств дистанционной образовательной технологии, разрабатывает тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для дистанционной образовательной технологии.

      11. Служба информационно-технического обеспечения разрабатывает, осваивает и поддерживает в эксплуатации программные, информационные и технические средства дистанционного обучения.

      12. Учебный процесс организуется на основе рабочего учебного плана дистанционной образовательной технологии, утвержденного руководителем организации образования. Рабочий учебный план составляется на основе типового учебного плана в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования. Организация образования использует в образовательном процессе те виды проведения учебных занятий, которые соответствуют выбранным технологиям дистанционного обучения.

      13. Освоение в полном объеме образовательной учебной программы в ускоренные сроки производится по соответствующим рабочим учебным планам, утвержденным руководителем организации образования дистанционной образовательной технологии.

      14. Индивидуальный учебный план обучающихся составляется обучающимся, согласовывается и утверждается руководителем дистанционной образовательной технологии.

      15. Для лиц, обучающихся по дистанционной образовательной технологии, до начала учебных занятий организация образования проводит вводный курс обучения по ознакомлению с технологиями и системой дистанционного обучения.

      16. Учебный год в организации образования начинается в соответствии со сроком, установленным Министерством образования и науки Республики Казахстан, и состоит из академических периодов, количество и продолжительность которых устанавливается организацией образования самостоятельно.

      17. Обучающийся по дистанционной образовательной технологии должен полностью освоить содержание профессиональных учебных программ в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.

      18. Тьюторский класс должен иметь коммуникационные каналы связи, которые должны обеспечивать компьютерному учебному рабочему месту подключение к глобальной сети Интернет с пропускной способностью не менее 512 Кбит/сек.

      19. Число компьютеров и их размещение определяется согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и эксплуатации организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования", утвержденным приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года  N 866  (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3382). Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть. Конфигурация компьютерного рабочего места должна обеспечить выполнение соответствующих видов учебной деятельности.
      Количество рабочих мест для преподавателей определяется исходя из нормы 3 часа работы в день и одно рабочее место на 2-х преподавателей.

      20. Организация образования, реализующая дистанционную образовательную технологию, обеспечивает научную и методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием телекоммуникационных средств, с учетом возможностей обучающегося.

      21. В период между сессиями дистанционная образовательная технология предполагает самостоятельное изучение обучаемыми теоретического материала и консультирование тьюторами.
      Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя-тьютора включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины (посредством чата, форума).

      22. Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением дистанционной образовательной технологии могут проводиться в различных формах:
      очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
      дистанционные индивидуальные (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, чат, форум);
      дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).

      23. При дистанционном обучении учебные занятия проводятся в форме видео-лекции, телевизионных лекций; радио-лекций; мультимедиа-лекций; видеоконференций; теле-конференции; самостоятельной работы обучающихся по электронным учебным изданиям (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, тренажеры, информационно-справочные системы), виртуальных лабораторных практикумов (имитационные модели); компьютерных тестирующих систем; консультации через форумы, чаты и электронную почту.

      24. Организация образования, реализующая дистанционные технологии обучения, должна организовать текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.

      25. Организация образования обеспечивает обучающихся возможностью прохождения всех видов профессиональной практики, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования. Профессиональная практика организуется в лабораториях удаленного доступа или в IT-компаниях.

      26. Обучающимся, выполнившим полностью требования государственных общеобязательных стандартов образования и освоившим программу обучения по выбранной специальности в соответствии с индивидуальным учебным планом и сдавшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании государственного образца.

      27. Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы, оригинальной или лицензионной, электронные личные дела обучающихся.

      28. Лабораторный практикум при дистанционной образовательной технологии проводится с использованием мультимедиа-технологий, геоинформационных систем (ГИС)-технологий, имитационного моделирования.

      29. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
      педагогического общения преподавателя (тьютора) с обучающимся (слушателем) с использованием электронных средств связи;
      самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения.
      В контактные часы, наряду с консультациями, входят все контрольные работы: зачеты, экзамены, защита лабораторных работ, рефератов, эссе, курсовых, расчетно-графических работ, проектов, итоговая аттестация.

      30. Организация дистанционной образовательной технологии осуществляется с помощью виртуального (синхронного или асинхронного) взаимодействия.
      Синхронное взаимодействие предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени. Для этого могут использоваться чаты систем дистанционной образовательной технологии или видеоконференции.
      Асинхронное взаимодействие осуществляется в случае, когда обучающийся и преподаватель не могут общаться в режиме реального времени. В этом случае контакт при дистанционной образовательной технологии организуется, как правило, посредством переписки по электронной почте, с помощью списков рассылок или телеконференций.
      Консультации преподавателя (синхронные и асинхронные) - обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии.