Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 13.04.2010 N 169 (порядок введения в действие см. п. 4).
В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ :
1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан 19 июля 2006 года N 404 "Об утверждении Правил организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 4348).
3. Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаев С.М.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Шамшидинову К.Н.
Министр
Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
29 ноября 2007 года N 590
Правила организации учебного процесса по
дистанционным образовательным технологиям 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации и осуществления учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.
2. Дистанционные образовательные технологии - обучение, может осуществляться по трем основным технологиям:
1) сетевая технология (автономные сетевые курсы или виртуальные кафедры, университеты с использованием Интернет);
2) дистанционное обучение на основе кейс-технологий;
3) дистанционное обучение на основе ТВ-технологий.
3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся и работники организаций образования.
2. Организация учебного процесса
по дистанционной образовательной технологии
4. Главными задачами организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии являются:
1) индивидуализация обучения;
2) повышение эффективности (качества) обучения;
3) предоставление образовательных услуг людям, для которых традиционные формы обучения являются недоступными.
5. Для организации и правильного функционирования дистанционной образовательной технологии в организациях образования необходимо выполнение следующих функций:
1) поддержка учебных курсов;
2) доставка учебного материала обучающимся;
3) консультации;
4) организация обратной связи с обучающимися;
5) контроль знаний обучающихся.
6. Необходимым условием организации учебного процесса по дистанционной образовательной технологии является наличие у организации образования:
образовательного Интернет-портала со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для обучающихся;
оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
различных терминалов: мультимедийные классы, электронные читальные залы;
учебного контента (собственного и/или приобретенного) на CD, DVD дисках;
сетевого учебного мультимедиа контента (собственного и/или приобретенного);
преподавательского, учебно-вспомогательного и технического персонала, прошедшего соответствующую подготовку;
мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);
сетевых тестирующих комплексов;
сетевых систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS);
системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).
Введение образовательной деятельности по дистанционным технологиям обучения осуществляется на основании разрешения организацией образования.
7. Организация образования применяет любые дистанционные образовательные технологии обучения, обеспечивающие качество знаний в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования.
8. В организациях образования, обучающих по дистанционной образовательной технологии, создается структурное подразделение, возглавляемое руководителем дистанционной образовательной технологии и имеющая в своем составе следующие обязательные службы:
организации и управления учебного процесса;
разработки дидактических средств дистанционной образовательной технологии;
информационно-технического обеспечения.
9. Служба организации и управления учебного процесса планирует и организует учебный процесс по дистанционной образовательной технологии, ведет документацию, связанную с дистанционной образовательной технологией, контролирует деятельность центров дистанционной образовательной технологии, организует повышение квалификации и сертификацию преподавателей и тьюторов.
10. Служба разработки дидактических средств дистанционной образовательной технологии осуществляет разработку, приобретение и освоение электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств дистанционной образовательной технологии, разрабатывает тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для дистанционной образовательной технологии.
11. Служба информационно-технического обеспечения разрабатывает, осваивает и поддерживает в эксплуатации программные, информационные и технические средства дистанционного обучения.
12. Учебный процесс организуется на основе рабочего учебного плана дистанционной образовательной технологии, утвержденного руководителем организации образования. Рабочий учебный план составляется на основе типового учебного плана в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования. Организация образования использует в образовательном процессе те виды проведения учебных занятий, которые соответствуют выбранным технологиям дистанционного обучения.
13. Освоение в полном объеме образовательной учебной программы в ускоренные сроки производится по соответствующим рабочим учебным планам, утвержденным руководителем организации образования дистанционной образовательной технологии.
14. Индивидуальный учебный план обучающихся составляется обучающимся, согласовывается и утверждается руководителем дистанционной образовательной технологии.
15. Для лиц, обучающихся по дистанционной образовательной технологии, до начала учебных занятий организация образования проводит вводный курс обучения по ознакомлению с технологиями и системой дистанционного обучения.
16. Учебный год в организации образования начинается в соответствии со сроком, установленным Министерством образования и науки Республики Казахстан, и состоит из академических периодов, количество и продолжительность которых устанавливается организацией образования самостоятельно.
17. Обучающийся по дистанционной образовательной технологии должен полностью освоить содержание профессиональных учебных программ в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.
18. Тьюторский класс должен иметь коммуникационные каналы связи, которые должны обеспечивать компьютерному учебному рабочему месту подключение к глобальной сети Интернет с пропускной способностью не менее 512 Кбит/сек.
19. Число компьютеров и их размещение определяется согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и эксплуатации организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования", утвержденным приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года N 866 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3382). Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть. Конфигурация компьютерного рабочего места должна обеспечить выполнение соответствующих видов учебной деятельности.
Количество рабочих мест для преподавателей определяется исходя из нормы 3 часа работы в день и одно рабочее место на 2-х преподавателей.
20. Организация образования, реализующая дистанционную образовательную технологию, обеспечивает научную и методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием телекоммуникационных средств, с учетом возможностей обучающегося.
21. В период между сессиями дистанционная образовательная технология предполагает самостоятельное изучение обучаемыми теоретического материала и консультирование тьюторами.
Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя-тьютора включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины (посредством чата, форума).
22. Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением дистанционной образовательной технологии могут проводиться в различных формах:
очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
дистанционные индивидуальные (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, чат, форум);
дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
23. При дистанционном обучении учебные занятия проводятся в форме видео-лекции, телевизионных лекций; радио-лекций; мультимедиа-лекций; видеоконференций; теле-конференции; самостоятельной работы обучающихся по электронным учебным изданиям (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, тренажеры, информационно-справочные системы), виртуальных лабораторных практикумов (имитационные модели); компьютерных тестирующих систем; консультации через форумы, чаты и электронную почту.
24. Организация образования, реализующая дистанционные технологии обучения, должна организовать текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
25. Организация образования обеспечивает обучающихся возможностью прохождения всех видов профессиональной практики, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования. Профессиональная практика организуется в лабораториях удаленного доступа или в IT-компаниях.
26. Обучающимся, выполнившим полностью требования государственных общеобязательных стандартов образования и освоившим программу обучения по выбранной специальности в соответствии с индивидуальным учебным планом и сдавшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании государственного образца.
27. Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы, оригинальной или лицензионной, электронные личные дела обучающихся.
28. Лабораторный практикум при дистанционной образовательной технологии проводится с использованием мультимедиа-технологий, геоинформационных систем (ГИС)-технологий, имитационного моделирования.
29. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
педагогического общения преподавателя (тьютора) с обучающимся (слушателем) с использованием электронных средств связи;
самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения.
В контактные часы, наряду с консультациями, входят все контрольные работы: зачеты, экзамены, защита лабораторных работ, рефератов, эссе, курсовых, расчетно-графических работ, проектов, итоговая аттестация.
30. Организация дистанционной образовательной технологии осуществляется с помощью виртуального (синхронного или асинхронного) взаимодействия.
Синхронное взаимодействие предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени. Для этого могут использоваться чаты систем дистанционной образовательной технологии или видеоконференции.
Асинхронное взаимодействие осуществляется в случае, когда обучающийся и преподаватель не могут общаться в режиме реального времени. В этом случае контакт при дистанционной образовательной технологии организуется, как правило, посредством переписки по электронной почте, с помощью списков рассылок или телеконференций.
Консультации преподавателя (синхронные и асинхронные) - обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии.