В соответствии со статьями 16 , 18, 116 , 118 , 119 Трудового Кодекса Республики Казахстан и в целях установления в соответствии с законодательством единого порядка представления, рассмотрения и согласования норм труда и параметров по системе оплаты труда в организациях, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), ПРИКАЗЫВАЮ :
1. Утвердить прилагаемые Правила представления, рассмотрения и согласования норм труда и параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов).
2. Департаменту труда и занятости населения (Абденов С.С.) обеспечить проведение государственной регистрации настоящего приказа в установленном порядке.
3. Признать утратившим силу приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 апреля 1999 г. N 56-п "Об утверждении Инструкции о порядке представления, рассмотрения и согласования нормативных материалов по нормированию и оплате труда для субъектов, на продукцию (услуги, работы) которых вводится государственное регулирование цен (тарифов)" (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 760).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
Утверждены
приказом Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 19 июля 2007 года N 167-п
Правила
представления, рассмотрения и согласования норм труда и (или)
параметров по системе оплаты труда работников организаций, на
услуги (товары, работы) которых вводится государственное
регулирование тарифов (цен, ставок сборов) 1. Общие положения
1. Настоящие Правила представления, рассмотрения и согласования норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Настоящие Правила устанавливают единый порядок представления, рассмотрения и согласования норм труда (за исключением нормативной численности субъектов естественных монополий) и (или) параметров по системе оплаты труда Субъектов естественных монополий, включенных в Государственный регистр субъектов естественных монополий (далее - Регистр), государственных органов, оказывающих платные услуги, включенных в Государственный регистр платных услуг, оказываемых государственными органами (далее - Государственный регистр), субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, включенных в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке (далее-Реестр) (далее-Организации).
3. Для целей настоящих Правил применяются понятия:
заявка - официальное обращение (заявление) Организации в уполномоченный государственный орган по труду, местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений о рассмотрении и согласовании норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда;
материалы - нормативные, расчетные и другие обосновывающие материалы к нормам труда и параметрам по системе оплаты труда;
норма труда (выработки, времени, обслуживания) - мера затрат труда (рабочего времени), устанавливаемая для работников соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда;
параметры по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов) - определение условий оплаты труда работников организаций, с соблюдением государственных гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
уполномоченный орган по труду - уполномоченный государственный орган по труду или местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений;
уполномоченный орган - государственные органы соответствующих сфер деятельности, а в случае, когда Организация находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы;
межотраслевые нормы труда - регламентированные значения затрат труда на выполнение работ в Организациях по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства для ряда видов экономической деятельности и применения работодателями в качестве эталона при нормировании труда работников на соответствующих видах работ (между двух, трех и более отраслей);
отраслевые нормы труда - регламентированные значения затрат труда на выполнение работ в Организациях одной отрасли экономики;
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 20.08.2014 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Порядок и сроки представления, рассмотрения и согласования
норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда
4. Заявка о согласовании норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда представляется:
в уполномоченный государственный орган по труду - Организацией, включенной в Государственный регистр, в республиканские разделы Регистра и Реестра;
в местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений - Организацией, включенной в местные разделы Регистра, Реестра.
К заявке прилагаются необходимые материалы согласно перечням, изложенным в главе 3 настоящих Правил.
5. Заявка, представленная Организацией, рассматривается уполномоченным органом по труду в течение тридцати календарных дней с момента ее поступления.
6. Для подтверждения, уточнения и проверки представленных материалов уполномоченный орган по труду вправе:
1) создать рабочую группу и проводить выборочное экспертное обследование качества норм труда с выездом на обследуемую Организацию (выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение выборочных фотохронометражных наблюдений по отдельным видам работ, операций и сопоставление представленных на согласование норм с нормами, установленными в результате проверки) и подготовить на его основе заключение. Заключение по результатам экспертизы выдается в целом по нормам труда;
2) привлекать к проведению выборочного экспертного обследования специалистов других Организаций, уполномоченного органа, занимающихся вопросами нормирования и оплаты труда и (или) независимых экспертов, осуществляющих разработку нормативов по труду;
3) запрашивать у Организаций дополнительные материалы (сведения о системе оплаты труда и численности работающих, основные объемные показатели) за последние два года.
7. По итогам рассмотрения норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда уполномоченный орган по труду:
при наличии замечаний и предложений к проектам направляет Организации мотивированное заключение о необходимости их доработки;
отказывает в принятии заявки к рассмотрению в случаях непредставления Организацией материалов, предусмотренных главой 3 настоящих Правил;
при выполнении всех требований настоящих Правил согласовывает нормы труда и (или) параметры по системе оплаты труда Организации и направляет их в уполномоченный орган на утверждение.
8. Один экземпляр, утвержденных уполномоченным органом норм труда (на бумажном и электронном носителях) и (или) параметров по системе оплаты труда (на бумажном носителе) на государственном и русском языках направляется в уполномоченный орган по труду в течение 10 календарных дней с момента их утверждения.
9. Нормы труда и (или) параметры по системе оплаты труда, рассматриваются и согласовываются уполномоченным органом по труду сроком не более чем на три года.
3. Перечень представляемых материалов и их содержание
10. К заявке о согласовании норм труда, представляемой Организацией в уполномоченный орган по труду должны прилагаться следующие материалы:
1) перечень представляемых материалов;
2) проект норм труда;
3) обоснование представленных норм труда (результаты хронометражных наблюдений за технологическим, трудовым (производственным) процессами, с расчленением их на операции и разделением изучаемой операции на составляющие ее элементы; соответствующие расчеты, матрицы функций, должностные обязанности, положения о структурных подразделениях и другие);
4) нормы труда (при их наличии), используемые Организацией при разработке проекта норм труда;
5) копия решения (приказа) уполномоченного органа о временном использовании (до разработки норм труда) ранее действовавших технических норм.
11. К заявке о согласовании параметров по системе оплаты труда, представляемой Организацией в уполномоченный орган по труду должны прилагаться следующие материалы:
1) перечень представляемых материалов;
2) копия коллективного договора;
3) Положение об оплате и стимулировании труда работников Организации, которое должно включать форму и систему оплаты труда, включая дифференцированные доплаты и надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) по категориям персонала, компенсационные выплаты, систему премирования и иного вознаграждения. Для государственных предприятий - дополнительно представляется положение о стимулировании руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров организации, утвержденное уполномоченным органом;
4) копия решения об утверждении фонда оплаты труда работников организации на текущий период (расходов на оплату труда);
5) копия решения об утверждении штатного расписания работников, в том числе по административному персоналу, для государственных предприятий - об утверждении размеров должностных окладов руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров в соответствии с действующим законодательством;
6) утвержденное штатное расписание и размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников (с их распределением по разрядам);
7) расходы на оплату труда работников организации за текущий период и последние два года с расшифровкой по кварталам, включая сведения по численности, фонду заработной платы и среднемесячной заработной плате по категориям персонала организации (основного производственного и вспомогательного производственного персонала, административного персонала, а также персонала, занятого в обслуживающих хозяйствах и производствах) согласно отчету по труду с обоснованием роста среднемесячной заработной платы в планируемом периоде;
8) статистическая отчетность (ф. 1-Т) за текущий период и последние два года с расшифровкой по кварталам.
12. Категории персонала Организации определяются согласно Стандартам бухгалтерского учета и перечню наименований должностей работников, относящихся к административному персоналу.
13. Материалы оформляются в двух экземплярах, должны быть сброшюрованы, прошиты, пронумерованы, содержать оглавление (содержание), титульный лист с соответствующими грифами согласования, утверждения и продления. Каждый лист материалов подписывается руководителем или курирующим заместителем руководителя Организации.
Структура норм труда едина и содержит 3 раздела: "Общая часть", "Организация труда", "Нормативная часть".
В разделе «Общая часть» приводится:
1) предназначение норм труда;
2) на какие должности, профессии, категории работников установлены нормативы;
3) что положено в основу разработки (данные о фактической численности работников, объемах работ, материалы изучения затрат рабочего времени на основе фотохронометражных наблюдений, статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, использованные при разработке типовых (отраслевых, межотраслевых) норм и нормативов по труду, а также другие нормативные акты с их приложением для обоснования к данным нормативам);
4) ссылка на соответствие наименований профессий рабочих и должностей служащих Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих;
5) указание на разработку нормативов с учетом времени по обслуживанию рабочего места и на отдых и личные надобности;
6) расчетные формулы явочной, списочной численности с расшифровкой ее элементов.
В разделе "Организация труда" отражается: в соответствии с какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией производятся работы; организационно-технические условия труда (меры безопасности; применяемые инструменты, оборудование, приемы); каким образом осуществляются работы, указанные в сборнике; количество исполнителей (при разделении труда), осуществляющие весь комплекс работ; оформление документации по завершению работ.
В разделе "Нормативная часть" приводится содержание работ (общее наименование и разделение операции на ее составляющие элементы); состав исполнителей, количество исполнителей.
Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными приказами Министра труда и социальной защиты населения РК от 30.12.2009 № 393-п (порядок введения в действие см. п. 3); Министра здравоохранения и социального развития РК от 20.08.2014 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Основные требования к представляемым на
согласование нормам труда
14. Организация разрабатывает нормы труда самостоятельно при наличии соответствующих структур в организации и (или) привлекать квалифицированных специалистов по труду, либо размещать заказ на разработку в соответствии с законодательством Республики Казахстан в организациях, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования (экономическое, инженерно-экономическое, техническое) у руководителя и работников, осуществляющих разработку нормативных материалов по нормированию труда;
наличие документов, подтверждающих профессиональные знания, образование (диплом, сертификат), научная или практическая деятельность, сведения о месте работы, производственный опыт и стаж работы в данной сфере руководителя и работников;
предоставление документальных доказательств или другой информации, подтверждающие:
обеспеченность квалифицированными кадрами, специалистами в области организации нормирования труда;
отсутствие у руководящих работников в период осуществления руководства организацией крупных финансовых проблем, приведшие к их банкротству, санации, консервации, принудительной ликвидации;
наличие справки банка о финансовом состоянии разработчика;
справка соответствующего налогового органа о выполнении разработчиком обязательств по уплате налогов;
наличие нотариально заверенных копий учредительных документов, свидетельства о регистрации хозяйствующего субъекта (разработчика) и статистической карточки.
Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 30.12.2009 № 393-п (порядок введения в действие см. п. 3).
15. Нормы труда должны быть прогрессивными, комплексно обоснованными, соответствовать требуемому уровню точности, наиболее полно охватывать различные варианты организационно-технических условий выполнения работы, должны быть удобными для расчета по ним норм затрат труда конкретных исполнителей.
16. В случае отсутствия оснований для замены типовых (отраслевых, межотраслевых) норм и нормативов по труду, уполномоченным государственным органом по труду продлевается срок их действия при обязательном предоставлении организацией оригинала типовых (отраслевых, межотраслевых) норм и нормативов по труду, материалов по их обоснованию и пояснительной записки.
Продление срока действия типовых (отраслевых, межотраслевых) норм и нормативов по труду оформляется путем проставления уполномоченным государственным органом по труду на титульном листе оригинала соответствующей отметки с указанием даты и номера письма уполномоченного государственного органа по труду о продлении срока действия нормативов и гербовой печати.
Сноска. Пункт 16 в редакции Министра здравоохранения и социального развития РК от 20.08.2014 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Заключительные положения
17. Для выполнения работниками норм труда Организацией обеспечиваются условия труда, отвечающие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
18. Нормы труда являются основой для расчета Организацией нормативной численности персонала, норм затрат труда.
19. Организации решают вопросы оплаты труда в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.