В соответствии со статьями 16 , 18, 116 , 118 , 119 Трудового Кодекса Республики Казахстан и в целях установления в соответствии с законодательством единого порядка представления, рассмотрения и согласования норм труда и параметров по системе оплаты труда в организациях, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), ПРИКАЗЫВАЮ :
1. Утвердить прилагаемые Правила представления, рассмотрения и согласования норм труда и параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов).
2. Департаменту труда и занятости населения (Абденов С.С.) обеспечить проведение государственной регистрации настоящего приказа в установленном порядке.
3. Признать утратившим силу приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 апреля 1999 г. N 56-п "Об утверждении Инструкции о порядке представления, рассмотрения и согласования нормативных материалов по нормированию и оплате труда для субъектов, на продукцию (услуги, работы) которых вводится государственное регулирование цен (тарифов)" (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 760).
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
Утверждены
приказом Министра труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 19 июля 2007 года N 167-п
Правила
представления, рассмотрения и согласования норм труда и (или)
параметров по системе оплаты труда работников организаций, на
услуги (товары, работы) которых вводится государственное
регулирование тарифов (цен, ставок сборов)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила представления, рассмотрения и согласования норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Настоящие Правила устанавливают единый порядок представления, рассмотрения и согласования норм труда (за исключением нормативной численности субъектов естественных монополий) и (или) параметров по системе оплаты труда Субъектов естественных монополий, включенных в Государственный регистр субъектов естественных монополий (далее - Регистр), государственных органов, оказывающих платные услуги, включенных в Государственный регистр платных услуг, оказываемых государственными органами (далее - Государственный регистр), субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, включенных в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке (далее-Реестр) (далее-Организации).
заявка - официальное обращение (заявление) Организации в уполномоченный государственный орган по труду, местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений о рассмотрении и согласовании норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда;
материалы - нормативные, расчетные и другие обосновывающие материалы к нормам труда и параметрам по системе оплаты труда;
норма труда (выработки, времени, обслуживания) - мера затрат труда (рабочего времени), устанавливаемая для работников соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда;
параметры по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов) - определение условий оплаты труда работников организаций, с соблюдением государственных гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
уполномоченный орган по труду - уполномоченный государственный орган по труду или местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений;
уполномоченный орган - государственные органы соответствующих сфер деятельности, а в случае, когда Организация находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок и сроки представления, рассмотрения и согласования
норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда
4. Заявка о согласовании норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда представляется:
в уполномоченный государственный орган по труду - Организацией, включенной в Государственный регистр, в республиканские разделы Регистра и Реестра;
в местный исполнительный орган в области регулирования трудовых отношений - Организацией, включенной в местные разделы Регистра, Реестра.
К заявке прилагаются необходимые материалы согласно перечням, изложенным в главе 3 настоящих Правил.
5. Заявка, представленная Организацией, рассматривается уполномоченным органом по труду в течение тридцати календарных дней с момента ее поступления.
6. Для подтверждения, уточнения и проверки представленных материалов уполномоченный орган по труду вправе:
1) создать рабочую группу и проводить выборочное экспертное обследование качества норм труда с выездом на обследуемую Организацию (выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение выборочных фотохронометражных наблюдений по отдельным видам работ, операций и сопоставление представленных на согласование норм с нормами, установленными в результате проверки) и подготовить на его основе заключение. Заключение по результатам экспертизы выдается в целом по нормам труда;
2) привлекать к проведению выборочного экспертного обследования специалистов других Организаций, уполномоченного органа, занимающихся вопросами нормирования и оплаты труда и (или) независимых экспертов, осуществляющих разработку нормативов по труду;
3) запрашивать у Организаций дополнительные материалы (сведения о системе оплаты труда и численности работающих, основные объемные показатели) за последние два года.
7. По итогам рассмотрения норм труда и (или) параметров по системе оплаты труда уполномоченный орган по труду:
при наличии замечаний и предложений к проектам направляет Организации мотивированное заключение о необходимости их доработки;
отказывает в принятии заявки к рассмотрению в случаях непредставления Организацией материалов, предусмотренных главой 3 настоящих Правил;
при выполнении всех требований настоящих Правил согласовывает нормы труда и (или) параметры по системе оплаты труда Организации и направляет их в уполномоченный орган на утверждение.
8. Один экземпляр, утвержденных уполномоченным органом норм труда (на бумажном и электронном носителях) и (или) параметров по системе оплаты труда (на бумажном носителе) на государственном и русском языках направляется в уполномоченный орган по труду в течение 10 календарных дней с момента их утверждения.
9. Нормы труда и (или) параметры по системе оплаты труда, рассматриваются и согласовываются уполномоченным органом по труду сроком не более чем на три года.
10. К заявке о согласовании норм труда, представляемой Организацией в уполномоченный орган по труду должны прилагаться следующие материалы:
1) перечень представляемых материалов;
2) проект норм труда;
3) обоснование представленных норм труда (результаты хронометражных наблюдений за технологическим, трудовым (производственным) процессами, с расчленением их на операции и разделением изучаемой операции на составляющие ее элементы; соответствующие расчеты, матрицы функций, должностные обязанности, положения о структурных подразделениях и другие);
4) нормы труда (при их наличии), используемые Организацией при разработке проекта норм труда;
5) копия решения (приказа) уполномоченного органа о временном использовании (до разработки норм труда) ранее действовавших технических норм.
11. К заявке о согласовании параметров по системе оплаты труда, представляемой Организацией в уполномоченный орган по труду должны прилагаться следующие материалы:
1) перечень представляемых материалов;
2) копия коллективного договора;
3) Положение об оплате и стимулировании труда работников Организации, которое должно включать форму и систему оплаты труда, включая дифференцированные доплаты и надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) по категориям персонала, компенсационные выплаты, систему премирования и иного вознаграждения. Для государственных предприятий - дополнительно представляется положение о стимулировании руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров организации, утвержденное уполномоченным органом;
4) копия решения об утверждении фонда оплаты труда работников организации на текущий период (расходов на оплату труда);
5) копия решения об утверждении штатного расписания работников, в том числе по административному персоналу, для государственных предприятий - об утверждении размеров должностных окладов руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров в соответствии с действующим законодательством;
6) утвержденное штатное расписание и размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников (с их распределением по разрядам);
7) расходы на оплату труда работников организации за текущий период и последние два года с расшифровкой по кварталам, включая сведения по численности, фонду заработной платы и среднемесячной заработной плате по категориям персонала организации (основного производственного и вспомогательного производственного персонала, административного персонала, а также персонала, занятого в обслуживающих хозяйствах и производствах) согласно отчету по труду с обоснованием роста среднемесячной заработной платы в планируемом периоде;
8) статистическая отчетность (ф. 1-Т) за текущий период и последние два года с расшифровкой по кварталам.
12. Категории персонала Организации определяются согласно Стандартам бухгалтерского учета и перечню наименований должностей работников, относящихся к административному персоналу.
13. Материалы оформляются в двух экземплярах, должны быть сброшюрованы, пронумерованы, содержать оглавление (содержание), титульный лист с соответствующими грифами согласования и утверждения. Каждый лист материалов подписывается руководителем или курирующим заместителем руководителя Организации.
Структура норм труда едина и содержит 3 раздела: "Общая часть", "Организация труда", "Нормативная часть".
В разделе "Общая часть" приводится: предназначение норм труда; на какие должности, профессии, категории работников установлены нормативы; что положено в основу разработки (данные о фактической численности работников, объемах, материалы изучения затрат рабочего времени на основе фотохронометражных наблюдений, статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, использованные при разработке типовые нормативы численности, нормативные акты с их приложением для обоснования к данным нормативам); ссылка на соответствие наименований профессий рабочих и должностей служащих Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей служащих; указание на то, что нормативы разработаны с учетом времени по обслуживанию рабочего места и на отдых и личные надобности; расчетные формулы явочной, списочной численности с расшифровкой ее элементов.
В разделе "Организация труда" отражается: в соответствии с какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией производятся работы; организационно-технические условия труда (меры безопасности; применяемые инструменты, оборудование, приемы); каким образом осуществляются работы, указанные в сборнике; количество исполнителей (при разделении труда), осуществляющие весь комплекс работ; оформление документации по завершению работ.
В разделе "Нормативная часть" приводится содержание работ (общее наименование и разделение операции на ее составляющие элементы); состав исполнителей, количество исполнителей.
14. Организация разрабатывает нормы труда самостоятельно при наличии соответствующих структур в организации и (или) привлекать квалифицированных специалистов по труду, либо размещать заказ на разработку в соответствии с законодательством Республики Казахстан в организациях, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования (экономическое, инженерно-экономическое, техническое) у руководителя и работников, осуществляющих разработку нормативных материалов по нормированию труда;
наличие документов, подтверждающих профессиональные знания, образование (диплом, сертификат), научная или практическая деятельность, сведения о месте работы, производственный опыт и стаж работы в данной сфере руководителя и работников;
предоставление документальных доказательств или другой информации, подтверждающие:
обеспеченность квалифицированными кадрами, специалистами в области организации нормирования труда;
отсутствие у руководящих работников непогашенной или не снятой в установленном законом порядке судимости;
отсутствие у руководящих работников в период осуществления руководства организацией крупных финансовых проблем, приведшие к их банкротству, санации, консервации, принудительной ликвидации;
наличие справки банка о финансовом состоянии разработчика;
справка соответствующего налогового органа о выполнении разработчиком обязательств по уплате налогов;
наличие нотариально заверенных копий учредительных документов, свидетельства о регистрации хозяйствующего субъекта (разработчика) и статистической карточки.
15. Нормы труда должны быть прогрессивными, комплексно обоснованными, соответствовать требуемому уровню точности, наиболее полно охватывать различные варианты организационно-технических условий выполнения работы, должны быть удобными для расчета по ним норм затрат труда конкретных исполнителей.
16. Продление срока действия норм труда производится уполномоченным органом по труду в случае, если организационно-технические условия Организации не менялись в течение срока, на который они были согласованы, при обязательном предоставлении организацией материалов по их обоснованию и пояснительной записки.
17. Для выполнения работниками норм труда Организацией обеспечиваются условия труда, отвечающие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.