Сноска. Утратил силу постановлением Правления Национального Банка РК от 24.08.2012 № 272 (вводится в действие с 01.01.2013).
В целях установления требований к автоматизации ведения бухгалтерского учета для отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, специальным финансовым компаниям и ипотечным организациям (далее - организации) выполнить следующие требования:
1) обеспечить ведение вспомогательного бухгалтерского учета по всем совершаемым операциям при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых операций;
наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок работы соответствующих подразделений организаций, ответственных за осуществление работы с клиентами, за регистрацию совершенных операций во вспомогательном бухгалтерском учете на основании полученных первичных документов;
наличие вспомогательных модулей по всем совершаемым операциям, в том числе расчетно-кассовым операциям, доходам и расходам, кадрам и заработной плате, основным средствам и товарно-материальным ценностям (запасам), ценным бумагам, вкладам, дебиторской и кредиторской задолженностям, бюджету и бюджетному контролю, а также по отдельным видам банковских операций, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и другой деятельности отдельных субъектов финансового рынка Республики Казахстан;
наличие вспомогательных бухгалтерских журналов (включая журналы регистрации договоров (операций) отдельно по основным операциям и прочей деятельности по всем совершаемым операциям, внедренных в автоматизированную информационную систему;
наличие кодов по всем совершаемым операциям, внедренных в автоматизированную информационную систему;
централизованное ведение книги регистрации карточек клиентов и книги регистрации лицевых счетов вспомогательного бухгалтерского учета;
2) обеспечить ведение Главной бухгалтерской книги, внедренной в автоматизированной информационной системе с учетом всех филиалов и представительств (при их наличии) на следующих условиях:
возможность просмотра, корректировки, замены Плана счетов бухгалтерского учета и поддержание нескольких Планов счетов бухгалтерского учета;
хранение данных Главной бухгалтерской книги отдельно от данных вспомогательного бухгалтерского учета;
хранение истории по счетам Главной бухгалтерской книги не менее пяти лет с возможностью восстановления данных по счетам Главной бухгалтерской книги;
возможность просмотра бухгалтерских записей Главной бухгалтерской книги с доступом к детальной информации вспомогательного бухгалтерского учета (договорам, журналам, платежным и другим документам, на основании которых эти записи формировались);
контроль правильности отражения совершенных операций в бухгалтерском учете путем создания системы (иерархии) санкционирования (утверждения) бухгалтерских записей в автоматизированной информационной системе и определения ограничений полномочий работников организации;
контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операции без полного заполнения всех полей автоматизированная информационная система должна выдавать соответствующее уведомление);
централизованное формирование финансовой и иной отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, на основании данных Главной бухгалтерской книги;
отражение учетных операций вспомогательного бухгалтерского учета в Главной бухгалтерской книге в режиме реального времени или в пакетном режиме;
централизованное ведение бухгалтерского учета всех совершаемых подразделениями, филиалами (в случае их наличия) операций, в том числе доходов и расходов, кадров и заработной платы, основных средств и товарно-материальных ценностей (запасов), ценных бумаг, вкладов, дебиторской и кредиторской задолженностей.
2. Организациям, за исключением организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в срок до 31 декабря 2009 года привести свои автоматизированные информационные системы в соответствие с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего постановления.
Организациям, созданным после 1 января 2007 года, привести свои автоматизированные информационные системы в соответствие с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего постановления, в течение двух лет со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Департаменту бухгалтерского учета (Шалгимбаева Н.Т.):
1) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления довести его до сведения заинтересованных подразделений центрального аппарата, территориальных филиалов Национального Банка Республики Казахстан, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, специальных финансовых компаний и ипотечных организаций, Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Айманбетову Г.З.
Председатель
Национального Банка