Сноска. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 30.07.2021 № 280 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 28) статьи 17 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра охраны окружающей среды РК от 24.09.2013 № 289-Ө (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению оценки воздействия на окружающую среду.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Признать утратившим силу приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года N 68-п "Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2779, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 26 августа 2005 г., N 157-158).
3. Департаменту экологического регулирования довести настоящий приказ до сведения территориальных управлений охраны окружающей среды и местных исполнительных органов.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
Инструкция по проведению оценки воздействия на окружающую среду
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Инструкция по проведению оценки воздействия на окружающую среду (далее - Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 28) статьи 17 Экологического Кодекса Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
ОВОС разрабатывается для проектной документации, регламентирующей создание (развитие, строительство, реконструкцию, консервацию, ликвидацию) конкретных масштабных и (или) экологически опасных объектов и сооружений намечаемой деятельности, и в комплекте с проектной документацией представляется на согласование государственной экологической экспертизой.
3. Настоящая Инструкция определяет общие положения проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о ведении намечаемой хозяйственной и иной деятельности на всех стадиях ее организации, в соответствии с предпроектной, проектной документацией.
ОВОС проводится для следующих видов документации:
1) прединвестиционной стадии обоснования программ развития или отрасли строительства предприятий, объектов, комплексов;
2) градостроительного и строительного проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
3) технико-экономического обоснования и расчетов строительства, проектов рабочей документации (расширения, реконструкции, технического перевооружения) предприятий, объектов комплексов;
4) проектной документации по применению технологий, техники и оборудования, в том числе перемещаемых (ввозимых) в Республику Казахстан.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. В Инструкции используются следующие основные термины и определения:
1) воздействие - любое последствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный и растительный мир, почву, недра, воздух, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает также последствия для культурного наследия и социально-экономических условий, является результатом изменения этих факторов;
2) последствие - результат воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности и вызванные изменения, получившие отражение в окружающей и (или) социально-экономической средах;
3) участие общественности (учет общественного мнения) - комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о планируемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественного мнения и его учета в процессе оценки воздействия;
4) разработчик документации по ОВОС - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, имеющее лицензию на проведение указанной деятельности, выданную центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;
5) общественные обсуждения - обобщенное наименование составной части ОВОС, обеспечивающей прямые и обратные информационные связи, гарантирующие участие населения (общественности) в принятии решений по реализации намечаемой деятельности, затрагивающей его интересы;
6) изменение - обратимая и (или) необратимая перемена в компонентах окружающей среды и (или) их сочетаниях;
7) заказчик - физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;
8) экологическое сопровождение - процедура, обеспечивающая последовательность организационно-технических и логически взаимосвязанных действий по экологическому обоснованию намечаемой деятельности на всех стадиях ее осуществления.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).2. Принципы оценки воздействия на окружающую среду
5. ОВОС осуществляется на основе следующих принципов:
1) обязательности - процедура ОВОС является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без процедуры оценки воздействия на нее.
2) интеграции (комплексности) - рассмотрение вопросов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, местное население, сельское хозяйство и промышленность осуществляется в их взаимосвязи с технологическими, техническими, социальными, экономическими, планировочными и другими проектными решениями;
3) альтернативности - оценка последствий базируется на обязательном рассмотрении альтернативных вариантов проектных решений, включая вариант проектных решений, включая вариант отказа от намечаемой деятельности ("нулевой" вариант);
4) достаточности - степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия намечаемой деятельности для окружающей среды, местного населения, сельского хозяйства и промышленности;
5) сохранения - намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также ухудшению жизненно важных свойств природных компонентов биосферы в зоне влияния намечаемой деятельности;
6) совместимости - намечаемая деятельность не должна ухудшать качество жизни местного населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам хозяйственной деятельности, сельскому хозяйству, животному и растительному миру;
7) гибкости - процесс ОВОС изменяется по масштабу, глубине и виду анализа в зависимости от конкретного характера намечаемой деятельности и вида документации;
8) участия общественности - в процессе проведения ОВОС обеспечивается доступ общественности к информации по ОВОС и учитывается общественное мнение (общественные обсуждения материалов ОВОС).
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012). 3. Классификация объектов оценки воздействия
на окружающую среду по значимости и полноте оценки
6. Хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории - I, II, III, IV.
К I категории относятся виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
Ко II категории относятся виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых, все виды лесопользования и специального водопользования.
К III категории относятся виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.
К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Процедура оценки воздействия на окружающую среду
7. В процессе разработки предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в порядке последовательных стадий, результаты которых предоставляются на рассмотрение государственной экологической экспертизы.
Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Форма разработки ОВОС, полнота проработки, объем используемых материалов, уровень и детальность экологических научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ зависят от стадии проектирования, а также масштабности и интенсивности воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на здоровье человека и окружающую среду.
9. Материалы ОВОС оформляются в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадии проектирования. Они являются неотъемлемой частью предпроектных и проектных документов.
10. В соответствии с этапами разработки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, стадиям ОВОС, предусматривающим последовательную их детализацию и конкретизацию, присваиваются наименования:
1) предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС);
2) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
3) раздел "Охрана окружающей среды".
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).11. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
12. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
13. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
14. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
15. На первой стадии проведения ОВОС "Предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду" (далее - ПредОВОС) определяются потенциально возможные направления изменений в компонентах окружающей и социально-экономической среды и вызываемых ими последствий в жизни общества и окружающей среды.
Сноска. Пункт 15 в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).16. ПредОВОС намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности проводится на базе анализа вариантных технических решений и использования имеющихся фондовых и специализированных научных материалов. При сложных и крупных предпроектных разработках необходимо проведение предварительных инженерно-геологических изысканий.
17. Виды и интенсивность воздействия намечаемой хозяйственной деятельности определяются по проектам-аналогам или на основе удельных показателей, соответствующих мировым стандартам (технологиям) с указанием области, где требуются дальнейшие специальные исследования и изыскания.
18. Проведения расчетов уровня загрязнения отдельных компонентов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, недр и так далее) не требуется. В зависимости от значимости, экологической опасности и масштабности конкретной намечаемой хозяйственной деятельности в ПредОВОС включаются дополнительные расчеты по моделированию процессов рассеивания (распространения) загрязняющих веществ (выбросов, сбросов) в окружающей среде (воздухе, поверхностных и подземных водах, почве).
19. Качественные и количественные параметры (выбросы, сбросы, отходы производства и потребления, площади земель, отводимые во временное и постоянное пользование и так далее), полученные в результате предварительной оценки, являются ориентировочными и не подлежат утверждению в качестве нормативов на природопользование.
20. ПредОВОС разрабатывается в предпроектной (прединвестиционной) документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, в предпроектной документации оценочного характера, разрабатываемой на начальном этапе инициирования хозяйственной и иной деятельности, а также в основном предпроектном документе "Обоснование инвестиций", предшествующем разработке проектной документации и включающем:
1) краткое описание намечаемой деятельности, данные о местоположении и условий землепользования;
2) сведения об окружающей и социально-экономической среде, содержащие ландшафтную характеристику, земельно-региональные особенности территории; данные о состоянии окружающей среды, антропогенного нарушения ее компонентов, особых условиях строительства (наличие повышенной сейсмичности, других опасных природных явлений и процессов); характеристику природной ценности района намечаемой деятельности, его историко-культурной значимости, наличие особо охраняемых территорий и объектов; материалы о социально-экономических особенностях территории (хозяйственное, градостроительное использование территории).
Сноска. Пункт 20 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).21. Возможные виды воздействия вариантов намечаемой деятельности на окружающую среду включают в себя:
1) характеристику вариантов намечаемой деятельности (технико-технологические параметры, потребности в ресурсах (водных, земельных, биологических, материальных, трудовых), транспортное обеспечение, для процессов строительства и эксплуатации объектов и сооружений);
2) компонентно-качественную характеристику вариантов воздействия объектов и сооружений намечаемой деятельности при нормальном (штатном) режиме строительства и эксплуатации и аварийных ситуациях (источники, виды, степень и зоны воздействия, в том числе вид, состав, ориентировочные объемы загрязняющих веществ, характер образующихся отходов производства и потребления - вид, объем, уровень опасности);
3) определение устойчивости окружающей и социально-экономической среды к возможному воздействию вариантов намечаемой хозяйственной деятельности.
Сноска. Пункт 21 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).22. Анализ изменений окружающей и социально-экономической среды в процессе реализации вариантов намечаемой деятельности должен содержать:
1) возможные изменения в окружающей и социально-экономической среде при реализации вариантов намечаемой деятельности при нормальном (штатном) режиме эксплуатации и аварийных ситуациях и их последствиях для населения;
2) основные направления мероприятий по охране окружающей среды для вариантов реализации намечаемой деятельности;
3) укрупненную оценку возможного ущерба, наносимого окружающей и социально-экономической среде в процессе реализации вариантов намечаемой деятельности;
4) обоснование места размещения объекта (выбор рекомендуемого варианта намечаемой деятельности), с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории;
5) рекомендации к последующей стадии разработки документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность - проектной документации;
6) предложения по организации и составу проведения специальных комплексных экологических изысканий и исследований, которые будут являться основой для проведения последующего этапа ОВОС проектной документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность;
7) в зависимости от характера, масштаба планируемой деятельности, ее экономической значимости (опасности), сложности природных условий, состав ПредОВОС, объемы и достаточность детализации информации могут быть расширены по согласованию с уполномоченными органами.
23. Предпроектная документация оценочного характера (бизнес-планы, технико-экономические расчеты (далее - ТЭР), технико-экономические показатели (далее - ТЭП) и другие им аналогичные предпроектные документы), а также основная предпроектная документация - "Обоснование инвестиции", включая ПредОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.
Сноска. Пункт 23 в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).24. До представления предпроектной документации оценочного характера на государственную экологическую экспертизу заказчик намечаемой деятельности проводит обсуждение представляемых материалов с общественностью.
Сноска. Пункт 24 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. Положительное заключение государственной экологической экспертизы для заказчика намечаемой деятельности, рассмотренной в предпроектной документации, является основанием для принятия решения по инициированию проектирования (детального проектирования) конкретных объектов и сооружений намечаемой деятельности по наиболее рациональному варианту, выбранному при разработке ПредОВОС.
Сноска. Пункт 25 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).26. Вторая стадия проведения ОВОС - "Оценка воздействия на окружающую среду", предусматривает детальный анализ в полном объеме всех аспектов воздействия конкретных объектов и сооружений намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (Приложение 1, 2), и включает в себя следующие материалы по компонентам окружающей среды:
1) воздушная среда:
характеристика климатических условий необходимых для оценки воздействия;
характеристика современного состояния воздушной среды (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, с указанием кратности превышения предельно-допустимой концентрации (далее - ПДК) или ориентированных безопасных уровней воздействия (далее - ОБУВ) по имеющимся материалам натурных замеров);
источники и масштабы расчетного химического загрязнения: при предусмотренной проектом максимальной загрузке оборудования, а также при возможных залповых и аварийных выбросах. Расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха проводятся с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству предприятий (объектов) и существующего фонового загрязнения;
внедрение малоотходных и безотходных технологий, а также специальные мероприятия по предотвращению (сокращению) выбросов в атмосферный воздух на уровне, соответствующем передовому мировому опыту;
предложения по этапам нормирования с установлением предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ);
обоснование принятого размера санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) с учетом прогнозируемых уровней загрязнения (в том числе от шума, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий);
оценка последствий загрязнения и мероприятия по снижению отрицательного воздействия;
предложения по организации мониторинга и контроля за состоянием атмосферного воздуха;
разработка мероприятий по регулированию выбросов в период особо неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
2) водные ресурсы:
потребность в водных ресурсах для хозяйственной и иной деятельности на период строительства и эксплуатации, требования к качеству используемой воды;
характеристика источника водоснабжения, его хозяйственное использование, местоположение водозабора, его характеристика;
водный баланс объекта, с обязательным указанием динамики ежегодного объема забираемой свежей воды, как основного показателя экологической эффективности системы водопотребления и водоотведения.
поверхностные воды:
гидрографическая характеристика территории;
характеристика водных объектов, потенциально затрагиваемых намечаемой деятельностью (с использованием данных максимально приближенных наблюдательных створов);
гидрологический, гидрохимический, ледовый, термический, скоростной режимы водного потока, режимы наносов, опасные явления - паводковые затопления, заторы, наличие шуги, нагонные явления;
оценка возможности изъятия нормативно обоснованного количества воды из поверхностного источника в естественном режиме, без дополнительного регулирования стока;
необходимость и порядок организации зон санитарной охраны;
количество и характеристика сбрасываемых сточных вод (с указанием места сброса, конструктивных особенностей выпуска, перечня загрязняющих веществ и их концентраций);
обоснование максимально возможного внедрения оборотных систем, повторного использования сточных вод, способы утилизации осадков очистных сооружений;
предложения по достижению предельно-допустимых сбросов (далее - ПДС), в состав которых должны входить:
оценка воздействия планируемого объекта на водную среду в процессе строительства и эксплуатации, включая возможное тепловое загрязнение водоема и последствия воздействия отбора воды на экосистему;
оценка изменений русловых процессов, связанных с прокладкой сооружений, строительства мостов, водозаборов и выявление негативных последствий;
водоохранные мероприятия, их эффективность, стоимость и очередность реализации;
организация экологического мониторинга поверхностных вод.
подземные воды:
гидрогеологические параметры описания района, наличие и характеристика разведанных месторождений подземных вод;
описание современного состояния эксплуатируемого водоносного горизонта (химический состав, эксплуатационные запасы, защищенность), обеспечение условий для его безопасной эксплуатации, необходимость организации зон санитарной охраны водозаборов;
оценка влияния объекта в период строительства и эксплуатации на качество подземных вод, вероятность их загрязнения;
анализ последствий возможного загрязнения и истощения подземных вод;
обоснование мероприятий по защите подземных вод от загрязнения и истощения;
программа экологического мониторинга подземных вод.
3) недра:
наличие минеральных и сырьевых ресурсов в зоне воздействия
планируемого объекта (запасы и качество);
потребность объекта в минеральных и сырьевых ресурсах в период строительства и эксплуатации (виды, объемы, источники получения);
прогнозирование воздействия добычи минеральных и сырьевых ресурсов на различные компоненты окружающей среды и природные ресурсы;
обоснование природоохранных мероприятий по регулированию водного режима и использованию нарушенных территорий;
при проведении операций по недропользованию, добыче и переработке полезных ископаемых должны быть представлены следующие материалы:
характеристика используемых месторождений (запасы полезных ископаемых, утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), их геологические особенности и другие);
материалы, подтверждающие возможность извлечения и реализации вредных компонентов, а для наиболее токсичных - способ их захоронения;
радиационная характеристика полезных ископаемых и вскрышных пород (особенно используемых для рекультивации и в производстве строительных материалов);
рекомендации по составу и размещению режимной сети скважин для изучения, контроля и оценки состояния горных пород и подземных вод в процессе эксплуатации объектов намечаемого строительства;
предложения по максимально-возможному извлечению полезных ископаемых из недр, исключающие снижение запасов подземных ископаемых на соседних участках и в районе их добычи (в результате обводнения, выветривания, окисления, возгорания и так далее);
оценка возможности захоронения вредных веществ и отходов производства в недра, с предоставлением заключения специализированной научно-исследовательской организации.
4) отходы производства и потребления:
виды и объемы образования отходов;
особенности загрязнения территории отходами производства и потребления (индекс опасности, токсичность, физическое состояние);
рекомендации по обезвреживанию, утилизации, захоронению всех видов отходов;
технологии по обезвреживанию или утилизации отходов;
предложения по достижению нормативов размещения отходов производства и потребления;
5) физические воздействия:
оценка возможного теплового, электромагнитного, шумового, воздействия и других типов воздействия, а также их последствий;
характеристика радиационной обстановки в районе работ, выявление природных и техногенных источников радиационного загрязнения.
6) земельные ресурсы и почвы:
состояние и условия землепользования, земельный баланс территории, намечаемой для размещения объекта и прилегающих хозяйств в соответствии с видом собственности, предлагаемые изменения в землеустройстве, расчет потерь сельскохозяйственного производства и убытков землепользователей (собственников), подлежащих компенсации при создании и эксплуатации объекта;
характеристика современного состояния почвенного покрова в зоне воздействия планируемого объекта (почвенная карта с баллами бонитета, водно-физические, химические свойства, загрязнение, нарушение, эрозия, дефляция, плодородие и механический состав почв);
характеристика ожидаемого воздействия на почвенный покров (механические нарушения, химическое загрязнение), изменение свойств почв и грунтов в зоне влияния объекта в результате изменения геохимических процессов, созданием новых форм рельефа обусловленное перепланировкой поверхности территории, активизацией природных процессов, загрязнением отходами производства и потребления;
планируемые мероприятия и проектные решения в зоне воздействия по снятию, транспортировке и хранению плодородного слоя почвы и вскрышных пород, по сохранению почвенного покрова на участках, не затрагиваемых непосредственной деятельностью, по восстановлению нарушенного почвенного покрова и приведению территории в состояние, пригодное для первоначального или иного использования (техническая и биологическая рекультивация);
организация экологического мониторинга почв.
7) растительность:
современное состояние растительного покрова в зоне воздействия объекта (геоботаническая карта, флористический состав, функциональное значение, продуктивность растительных сообществ, их естественная динамика, пожароопасность, наличие лекарственных, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов растений, состояние зеленых насаждений, загрязненность и пораженность растений; сукцессии, происходящие под воздействием современного антропогенного воздействия на растительность);
характеристика воздействия объекта и сопутствующих производств на растительные сообщества территории, угроза редким, эндемичным видам растений в зоне влияния;
обоснование объемов использования растительных ресурсов;
определение зоны влияния планируемой деятельности на растительность;
ожидаемые изменения в растительном покрове (видовой состав, состояние, продуктивность сообществ, оценка адаптивности генотипов, хозяйственное и функциональное значение, загрязненность, пораженность вредителями), в зоне действия объекта и последствия этих изменений для жизни и здоровья населения;
рекомендации по сохранению растительных сообществ, улучшению их состояния, сохранению и воспроизводству флоры;
предложения для мониторинга растительного покрова.
8) животный мир:
исходное состояние водной и наземной фауны;
наличие редких, исчезающих и занесенных в Красную книгу видов животных;
характеристика воздействия объекта на видовой состав, численность фауны, ее генофонд, среду обитания, условия размножения, путей миграции и места концентрации животных в процессе строительства и эксплуатации, оценка адаптивности видов;
возможные нарушения целостности естественных сообществ, среды обитания, условий размножения, воздействие на пути миграции и места концентрации животных, сокращения их видового многообразия в зоне воздействия объекта, оценка последствий этих изменений и нанесенного ущерба окружающей среде;
мероприятия по сохранению и восстановлению целостности естественных сообществ и видового многообразия водной и наземной фауны, улучшение кормовой базы;
программу для мониторинга животного мира.
9) социально-экономическая среда:
современные социально-экономические условия жизни местного населения, характеристика его трудовой деятельности;
обеспеченность объекта в период строительства, эксплуатации и ликвидации трудовыми ресурсами, участие местного населения;
влияние планируемого объекта на регионально-территориальное природопользование;
прогноз изменений социально-экономических условий жизни местного населения при реализации проектных решений объекта (при нормальных условиях эксплуатации объекта и возможных аварийных ситуациях);
санитарно-эпидемиологическое состояние территории и прогноз его изменений в результате намечаемой деятельности;
предложения по регулированию социальных отношений в процессе намечаемой хозяйственной деятельности.
10) оценка экологического риска реализации намечаемой деятельности в регионе:
ценность природных комплексов (функциональное значение, особо охраняемые объекты), устойчивость выделенных комплексов (ландшафтов) к воздействию намечаемой деятельности;
комплексная оценка последствий воздействия на окружающую среду при нормальном (без аварий) режиме эксплуатации объекта;
вероятность аварийных ситуаций (с учетом технического уровня объекта и наличия опасных природных явлений), определяются источники, виды аварийных ситуаций, их повторяемость, зона воздействия;
прогноз последствий аварийных ситуаций на окружающую среду и население;
оценка неизбежного ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения в результате намечаемой хозяйственной деятельности, в виде ориентировочного расчета нормативных платежей за специальное природопользование, а также расчеты размеров возможных компенсационных выплат за сверхнормативный ущерб окружающей среде в результате возможных аварийных ситуаций, расчеты технологически и статистически обоснованных компенсационных выплат, используемые при определении размеров экологической страховки;
рекомендации по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
при утилизации отходов.
Сноска. Пункт 26 с изменениями, внесенными приказами и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 26.03.2010 № 70-Ө (вводится в действие с 01.01.2011); от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).27. Третьей стадией разработки процедуры ОВОС является разработка Раздела "Охраны окружающей среды" (далее - Раздел) на рабочий проект (рабочую документацию).
Раздел разрабатывается в том случае, если отдельные технические решения по реализации намечаемой деятельности, принятые на стадии проектирования ОВОС, существенно изменяются при подготовке рабочего проекта (рабочей документации) (Приложение 3). В этом случае разработка раздела носит корректирующий характер по отношению к материалам ОВОС, выполненным на второй стадии ОВОС.
Сноска. Пункт 27 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Состав и содержание Раздела во многом аналогичен материалам второй стадии ОВОС.
На третьей стадии характеристики и параметры воздействия на окружающую среду должны:
определяться в соответствии с конкретными техническими решениями, рассматриваемыми в проектной документации;
излагаться в кратком виде, но в объеме достаточном для анализа принятых решений и обеспечения охраны окружающей среды от негативного воздействия рассматриваемого объекта.
Сноска. Пункт 28 в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).29. Раздел, как процедура ОВОС, обязателен для проектной документации "Рабочий проект" (далее - Раздел), выполняемый при одностадийном техническом проектировании.
30. Раздел разрабатывается для незначительных по своим масштабам и экологической значимости объектов и сооружений, воздействие которых на компоненты окружающей среды имеют локальный характер.
При подготовке Раздела необходимо проведение специальных инженерно-геологических и других изысканий за состоянием компонентов природной среды на территории, прилегающей к проектируемому объекту. Объем и характер инженерно-геологических и других изысканий может быть уточнен применительно к требованиям специфики проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности или параметров жилищных объектов, возводимых в различных регионах.
31. В Разделе должны рассматриваться возможные реальные альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности и с технико-экономических и экологических позиций обосновывается выбор рекомендуемого варианта, по которому и будет осуществляться его дальнейшая реализация на стадиях строительства и эксплуатации.
32. При разработке Раздела следует руководствоваться действующим законодательством и соответствующими отраслевыми нормативными документами Республики Казахстан, регламентирующие намечаемую деятельность.
33. Перед представлением на государственную экологическую экспертизу Раздела, заказчик намечаемой деятельности обеспечивает участие общественности в обсуждении проектной документации, включая Раздел и материалы ранее выполненного ОВОС.
При незначительном масштабе и уровне воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду процедура проведения общественного обсуждения Раздела целесообразна на районном (городском) административном уровне.
34. На всех стадиях процедуры ОВОС необходимо проведение специальных научно-исследовательских и инженерно-экологических изысканий с обязательным привлечением специализированных аккредитованных лабораторий в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.
35. Отдельным приложением к ОВОС является "Заявление об экологических последствиях", которое подготавливается заказчиком проектной документации по результатам проведенной ОВОС и представляется в составе проектных материалов на государственную экологическую экспертизу (приложение 4).
Заявление об экологических последствиях составляется на всех стадиях выполнения процедуры ОВОС.
36. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
37. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
38. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
39. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
40. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
41. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
42. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
4-1. Особенности проведения оценки воздействия на окружающую
среду для проектной документации по применению технологий,
техники и оборудования
Сноска. Инструкция дополнена главой 4-1 в соответствии с приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 26.03.2010 № 70-Ө (вводится в действие с 01.01.2011); в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
42-1. ОВОС для проектной документации по применению технологий, техники, за исключением транспортных средств, и оборудования, проводится в рамках соответствующего проекта согласно настоящей Инструкции.
При этом материалы, обосновывающие экологическую безопасность техники и оборудования, должны включать анализ соответствия экологическим требованиям, установленным Экологическим кодексом Республики Казахстан, техническими регламентами Республики Казахстан. В случае отсутствия принятых технических регламентов, проводится анализ соответствия экологическим требованиям, установленным международными стандартами.
Сноска. Пункт 42-1 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).42-2. ОВОС для проектной документации на самостоятельные (разработанные и планируемые к применению) технологии, технику, за исключением транспортных средств, и оборудование, включая перемещаемые (ввозимые), произведенные на территории Республики Казахстан, проводится на основе следующих документов:
1) пояснительной записки, описывающей:
детальную характеристику технологического процесса и оборудования, их классификацию;
оценку научной новизны и практической ценности предлагаемых технологий и технических решений;
характеристику и оценку методического подхода к определению и расчету эмиссий в окружающую среду от технологического оборудования;
полную номенклатуру (перечень) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду и их характеристику;
анализ технологий по обезвреживанию или утилизации образуемых отходов с указанием их наличия (применения) в Республике Казахстан; либо в случае отсутствия таковых, анализ высокого экологического риска при утилизации технологии, либо ее экономической нецелесообразности;
оценку (прогноз) экологических последствий, связанных с применением технологии, техники и оборудования;
2) стандарт организации (технические условия), содержащий комплекс требований (показателей, норм, правил, положений) к применяемой технологии;
3) инструкцию по эксплуатации, где приводится процедура применения данного вида технологии, техники, оборудования, при котором обеспечивается соблюдение установленных показателей воздействия на окружающую среду (при наличии);
4) материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях);
5) сертификаты соответствия (при наличии);
6) характеристика технологий, техники, оборудования по сравнению с уже существующими аналогами, описание технологического процесса.
Сноска. Пункт 42-2 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 5. Особенности проведения процедуры оценки воздействия
на окружающую среду для объектов с трансграничным воздействием
Сноска. Заголовок главы в редакции приказа и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
43. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
44. Для объектов с трансграничным воздействием особенности проведения оценки воздействия на окружающую среду определяются международными договорами и конвенциями, ратифицированными Республикой Казахстан.
6. Особенности проведения процедуры оценки воздействия
на окружающую среду для объектов малого бизнеса
45. Для объектов малого бизнеса, перечисленных в Приложении 5 данной Инструкции, с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду, для получения заключения государственной экологической экспертизы достаточно заполненной формы Заявления об экологических последствиях (приложение 4) к рабочему проекту, которое подготавливается самим заказчиком проектной документации, либо физическими и юридическими лицами, имеющими лицензию на выполнение работ в области охраны окружающей среды и утверждается заказчиком.
46. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
47. Исключен приказом и.о. Министра охраны окружающей среды РК от 19.03.2012 № 72-п (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 30.01.2012).
48. Исключен приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Участники проведения оценки воздействия на окружающую среду
49. В процессе проведения всех стадий ОВОС заказчик предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность:
1) организовывает выполнение всех необходимых экологических изысканий, исследований и работ (процедур) по ОВОС на всех этапах подготовки документации;
2) обеспечивает информирование и участие заинтересованной общественности в процессе осуществления ОВОС;
3) обеспечивает доступ заинтересованной общественности к материалам ОВОС;
4) учитывает результаты ОВОС при выборе варианта намечаемой деятельности;
5) представляет материалы ОВОС государственным органам контроля и надзора в соответствии с утвержденным в Республике Казахстан порядком и процедурами;
6) выполняет условия, рекомендации и предложения компетентных органов на всех этапах прохождения (согласования, утверждения) предпроектной и проектной документации;
7) отвечает за эффективность мер по предотвращению (снижению до нормативных уровней) негативных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду".
Сноска. Пункт 49 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).50. Разработчик документации по всем стадиям ОВОС:
1) гарантирует качество, полноту, достоверность и объективность разработки ОВОС в соответствии с законодательством Республики Казахстан в установленный заказчиком срок;
2) совместно с заказчиком принимает участие в проведении общественного обсуждения материалов по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
3) совместно с заказчиком участвует в рассмотрении представляемых материалов по ОВОС при прохождении процедуры государственной экологической экспертизы.
Сноска. Пункт 50 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 8. Участие общественности в процедуре
разработки оценки воздействия на окружающую среду
51. При разработке материалов ОВОС к предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, осуществляется учет общественного мнения.
Учет общественного мнения обеспечивается участием общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС и организуется заказчиком намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Сноска. Пункт 51 с изменением, внесенным приказом Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).52. Основными организационными формами учета общественного мнения являются:
общественные слушания. Заказчик (разработчик) предпроектной, проектной документации организует публичное слушание мнений представителей общественности путем проведения собрания представителей общественности. Для этого заказчик (разработчик) заблаговременно представляет в средствах массовой информации (далее - СМИ) информацию о проводимых общественных слушаниях, порядке доступа общественности к проекту ОВОС, дате, времени и месте их проведения. В общественных слушаниях принимают участие представители заинтересованной общественности, заказчика и разработчика, местных исполнительных органов, территориальных органов охраны окружающей среды;
сбор письменных предложений и замечаний общественности, при котором прямая связь обеспечивается заказчиком (разработчиком) путем информирования общественности в СМИ о порядке доступа общественности к материалам проекта ОВОС и представления предложений и замечаний для учета общественного мнения. Заказчик (разработчик) организует пункт приема и регистрации предложений и замечаний, поступающих от общественности;
сбор письменных предложений и замечаний путем анкетированного опроса населения района деятельности. Для проведения этого мероприятия заказчик (разработчик) информирует общественность в СМИ о результатах и порядке допуска общественности к материалам проекта ОВОС, о сроках и условиях организации анкетированного опроса.
53. Выбор организационной формы учета общественного мнения зависит от значимости проекта намечаемой хозяйственной деятельности и степени влияния его на окружающую среду и здоровье человека, а также заинтересованного круга общественности. Выбор организационной формы и сроки проведения общественных слушаний согласовываются органами охраны окружающей среды.
54. На общественные слушания представляются результаты ОВОС предпроектных и проектных материалов намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека с учетом одного из трех (или в совокупности) параметров, а именно: размера, периода и интенсивности воздействия.
55. Сбор письменных предложений и замечаний (в том числе методом анкетирования), как самостоятельная форма учета общественного мнения, производится по отдельным менее значимым проектам хозяйственной деятельности.
56. Сбор письменных предложений и замечаний производится также на всех стадиях учета общественного мнения независимо от организационной формы.
57. На последующих стадиях проектирования учет общественного мнения допустимо проводить также путем сбора письменных предложений и замечаний по результатам ОВОС отдельного проекта производственной операции.
58. Должен выполняться следующий порядок учета общественного мнения:
заказчик (разработчик) согласовывает с местными государственными органами время и место проведения общественных слушаний и представляет объявление в СМИ о проведении мероприятий по учету общественного мнения по результатам оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, с указанием организационной формы, времени и месте их проведения;
в объявлении указывается также адрес офиса, в котором представители общественности могут ознакомиться с результатами ОВОС;
заказчик (разработчик) может использовать дополнительно и другие способы информирования общественности (информационные листки, стенды, плакаты, размещенные на доступных местах, информация в бегущей строке на телевидении и другие);
начиная с даты объявления об организации учета общественного мнения по проекту ОВОС заказчик (разработчик) обеспечивает доступ представителей общественности к проекту ОВОС, прием и регистрацию замечаний и предложений.
59. Общественные слушания проводятся в соответствии с Правилами проведения общественных слушаний, утвержденными приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 07 мая 2007 года N 135-п (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4687 от 30 мая 2007 года).
60. Порядок учета общественного мнения путем сбора письменных предложений (в том числе путем анкетированного опроса).
При этом заказчиком (разработчиком):
организуется помещение (офис), в котором представителям общественности обеспечивается доступ к проекту ОВОС для ознакомления;
организуется регистрация письменных предложений, поступающих от общественности по проекту ОВОС (в том числе прием анкет);
проводится анализ поступивших от общественности замечаний и предложений по проекту ОВОС и принимается решение о доработке проекта ОВОС с учетом общественного мнения;
на государственную экологическую экспертизу с материалами оценки воздействия на окружающую среду представляются копии поступивших предложений от общественности, оформленных протокольно, а также комментарий по предложениям общественности.
61. Заказчиком (разработчиком) обеспечивается документирование процесса учета общественного мнения (в виде стенограмм, фото-видеосъемок, аудио записей и других материалов), в том числе:
дается объявление о проведении учета общественного мнения,
представляется информация в СМИ о результатах ОВОС;
проводится регистрация лиц, ознакомившихся с проектом ОВОС,
готовятся списки участников общественных слушаний;
регистрируются поступившие письменные предложения и замечания по проекту ОВОС;
составляется протокол общественных слушаний, в котором фиксируются основные вопросы обсуждения и разногласия между общественностью и Заказчиком;
готовится комментарий по учету предложений и замечаний общественности в проектной документации.
Приложение 1 к Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду |
Сноска. Правый верхний угол приложения 1 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Перечень объектов (видов деятельности), оценку воздействия
которых рекомендуется осуществлять в полном объеме
1. Нефтеперерабатывающие заводы (исключая предприятия, производящие только смазочные материалы из сырой нефти) и сооружения для газификации и сжижения 500 тонн и более угля или горючих сланцев в день.
2. Тепловые электростанции и другие тепловые сооружения с тепловой мощностью 300 Мегаватт или более;
1) атомные электростанции и другие ядерные реакторы, включая демонтаж или прекращение эксплуатации таких электростанций или реакторов (кроме исследовательских установок для производства и преобразования расщепляющихся и воспроизводящих материалов максимальной мощностью не выше 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки).
Атомные электростанции и другие ядерные реакторы перестают быть такой установкой, когда все ядерное топливо и другие радиоактивно загрязненные элементы удалены навсегда с площадки установки.
3. Предприятия по переработке отработанного ядерного топлива;
Сооружения, предназначенные:
1) для производства или обогащения ядерного топлива;
2) для регенерации отработанного ядерного топлива или высокорадиоактивных отходов;
3) для окончательного захоронения отработанного ядерного топлива;
4) исключительно для окончательного захоронения радиоактивных отходов;
5) исключительно для хранения (запланированного на срок более 10 лет);
6) отработанного ядерного топлива или радиоактивных отходов за пределами участков;
Производства:
4. Комбинаты первоначальной выплавки чугуна и стали;
5. Предприятия по производству сырых цветных металлов из руд, концентратов или вторичного сырья металлургическими, химическими или электролитическими процессами.
6. Предприятия по добыче асбеста и по производству и переработке асбеста и изделий, содержащих асбест:
1) изделий из асбоцемента с годовым производством более 20 тысяч тонн готовых изделий;
2) фрикционных материалов с годовым производством более 50 тонн готовых изделий;
3) и для любого другого использования асбеста в объеме более 200 тонн в год.
7. Химические комбинаты, т.е. предприятия по производству химических продуктов, использующие процессы химических преобразований, в которых участвуют несколько подразделений, функционально связанных друг с другом, и которые предусматривают:
1) производство основных органических химикатов;
2) производство основных неорганических химикатов;
3) производство фосфорных, азотных или калийных удобрений (простые или комплексные удобрения);
4) производство основных продуктов ухода за больными растениями и биоцидов;
5) производство основных фармацевтических продуктов, использующих химические или биологические процессы;
6) производство взрывчатых веществ.
8. Строительство протяженных железнодорожных линий и аэропортов с длиной основной взлетной полосы 2100 метров или более:
1) строительство автострад и скоростных трасс;
2) строительство новых дорог с четырьмя и более полосами, или спрямление и/или расширение существующих дорог с двумя и менее полосами до четырех или более полос в случаях, когда такая новая дорога или спрямляемые и/или расширяемые участки дорог имеют непрерывную протяженность 10 километров и более.
9. Континентальные водные пути и внутренние порты для прохождения судов водоизмещением более 1350 тонн:
1) торговые порты, грузовые причалы речных и морских портов (исключая паромные причалы), которые могут принимать суда грузоподъемностью более 1350 тонн.
10. Предприятия по сжиганию, химической переработке опасных отходов или свалки опасных отходов.
11. Предприятия по сжиганию, химической переработке мусора, или свалки обычных (не опасных) отходов с производительностью свыше 100 тонн в сутки.
12. Забор подземных вод или схемы искусственной загрузки грунтовых вод, если годовой объем забираемой или загружаемой воды равен или превышает 10 миллионов кубических метров.
13. Работы по переброске водных ресурсов из одного речного бассейна в другой, где эта переброска направлена на предотвращение возможного дефицита воды и где объем перебрасываемых вод превышает 100 миллионов кубических метров в год:
1) во всех других случаях работы по переброске водных ресурсов между речными бассейнами, когда многолетний средний сток бассейна забора превышает 2 миллиарда кубических метров в год и когда объем перебрасываемых вод превышает 5 % этого стока.
В обоих случаях исключаются водопроводы питьевой воды.
14. Станции очистки сточных вод с производительностью свыше 150 тысяч эквивалентных жителей.
15. Добыча нефти и природного газа в коммерческих целях, где добываемый объем превышает 500 тонн в сутки для нефти и 500 тысяч кубических метров в сутки для газа.
16. Дамбы и другие сооружения, предназначенные для задержания или постоянного хранения воды, где новый или дополнительный объем задержанной или запасенной воды превышает 10 миллионов кубических метров.
17. Трубопроводы для транспортировки газа, нефти или химикатов диаметром более 800 миллиметров и длиной более 40 километров.
18. Предприятия интенсивного откорма домашней птицы или свиней с более:
1) 85 000 бройлеров, 60 000 кур,
2) 3 000 поросят (более 30 килограмм), или 900 свиноматок.
19. Производственные предприятия для:
1) производства целлюлозы из древесины и других подобных волокнистых материалов;
2) производства бумаги и картона с производственной мощностью свыше 200 тонн в сутки.
20. Карьеры и открытая добыча при площади участка свыше 25 гектаров, или добыча торфа при площади участка свыше 150 гектаров.
21. Строительство воздушных линий электропередач с напряжением 220 киловатт или более и длиной более 15 километров.
22. Предприятия для хранения нефти, нефтехимических или химических продуктов емкостью 200 тысяч тонн и более.
Приложение 2 к Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду |
Сноска. Правый верхний угол приложения 2 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Перечень объектов (видов деятельности), для которых
необходимость полной оценки предлагается государственными
экспертными органами на основании предварительной экспертизы
или с применением пороговых уровней (набора критериев),
определяемых нормативными документами (извлечение)
1. Сельское хозяйство, лесоводство и аквакультура:
1) проекты реструктурирования сельхозугодий;
2) проекты использования целинных земель или слабо освоенных районов для интенсивного сельскохозяйственного производства;
3) проекты управления водными ресурсами для сельского хозяйства, включая проекты орошения земель;
4) первоначальное лесонасаждение и сведение леса с целью преобразования для другого типа землепользования;
5) проекты интенсивного животноводства (не включенные в приложение 1);
6) интенсивное рыбоводство.
2. Добывающая промышленность:
1) карьеры, открытая добыча полезных ископаемых и торфа (проекты, не включенные в приложение 1);
2) подземная добыча;
3) морская или речная добыча полезных ископаемых с выемкой грунта.
Глубокое бурение, в частности:
1) геотермальное бурение;
2) бурение для хранения ядерных отходов;
3) бурение для водоснабжения, за исключением бурения для исследования устойчивости почвы;
4) наземные промышленные сооружения для добычи каменного угля, нефти, природного газа и руд, а также горючих сланцев.
3. Энергетика:
1) промышленные сооружения для производства электроэнергии, пара и горячей воды (проекты, не включенные в приложение 1);
2) промышленные сооружения для транспортировки газа, пара и горячей воды;
3) передача электроэнергии воздушными линиями (проекты, не включенные в приложение 1);
4) поверхностные хранилища природного газа;
5) подземные хранилища природного азов;
6) поверхностные хранилища органических топлив;
7) промышленное брикетирование каменного угля и лигнина;
8) сооружения для обработки и хранения радиоактивных отходов (не включенные в приложение 1);
9) гидроэлектротехнические сооружения;
10) сооружения для использования ветровой энергии для производства электроэнергии (ветровые мельницы).
4. Производство и обработка металлов:
1) предприятия по производству чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку;
2) предприятия по обработке черных металлов:
заводы горячего проката металлов;
кузнечные цехи с механическими молотами;
нанесение расплавленных защитных металлических покрытий;
3) литейные заводы черной металлургии;
4) металлоплавильные предприятия, включая сплавы цветных металлов, исключая драгоценные металлы, включая вторичное сырье (рафинирование, отливка заготовок и так далее);
5) предприятия поверхностной обработки металлов и пластиков, использующие электролитические или химические процессы;
6) производство и сборка автомобилей и производство автомобильных двигателей;
7) верфи;
8) предприятия по производству и ремонту самолетов;
9) производство железнодорожного оборудования;
10) штамповка взрывом;
11) предприятия для обжига и спекания металлических руд.
5. Переработка минерального сырья:
1) коксовые печи (сухая перегонка угля);
2) цементные заводы;
3) предприятия по производству асбеста и изготовлению изделий из асбеста (проекты, не включенные в приложение 1);
4) предприятия по изготовлению стекла, включая стекловолокно;
5) предприятия по плавлению минеральных веществ, включая производство минеральных волокон;
6) производство керамических изделий обжигом, в частности кровельной черепицы, кирпича, огнеупорного кирпича, плитки, керамических изделий и фарфора.
6. Химическая промышленность (проекты, не включенные в приложение 1):
1) переработка полуфабрикатов и производство химикатов;
2) производство пестицидов и фармацевтических изделий, лаков и красок, эластомеров и пероксидов;
3) хранилища нефти, нефтехимических и химических продуктов.
7. Пищевая промышленность:
1) производство растительных и животных масел и жиров;
2) упаковка и консервирование животных и растительных продуктов;
3) производство молочных продуктов;
4) пивоварение и соложение;
5) кондитерские изделия и обработка сиропа;
6) бойни;
7) предприятия по промышленному производству крахмала;
8) предприятия по производству рыбной муки и рыбьего жира;
9) сахарные заводы.
8. Текстильная, кожевенная, деревообрабатывающая и бумажная промышленность:
1) промышленные предприятия по производству бумаги и картона (проекты, не включенные в приложение 1);
2) фабрики предварительной обработки (операции типа мойки, отбеливания, мерсеризации) или крашения волокон и текстиля;
3) предприятия по дублению шкур и кож;
4) предприятия по переработке и производству целлюлозы.
9. Резиновая промышленность, производство и обработка изделий на базе эластомеров.
10. Проекты инфраструктуры:
1) проекты расширения промышленных предприятий;
2) проекты городского строительства, включая строительство торговых центров и автостоянок;
3) строительство железных дорог и средств перегрузки вагон-судно и смешанных терминалов (проекты, не включенные в приложение 1);
4) строительство аэродромов (проекты, не включенные в приложение 1);
5) строительство дорог, портов и портовых сооружений, включая рыбацкие гавани (проекты, не включенные в приложение 1);
6) строительство внутренних водных путей, не включенное в приложение 1, прокладка каналов и работы по борьбе с наводнениями;
7) дамбы и другие сооружения для задержания воды или ее длительного хранения (проекты, не включенные в приложение 1);
8) трамвайные и надземные линии, метрополитены, подвесные линии или другие подобные линии, используемые исключительно или главным образом для перевозки пассажиров;
9) нефте- и газопроводы (проекты, не включенные в приложение 1);
10) сооружения водоводов большой протяженности;
11) прибрежная работа по борьбе с эрозией и морские работы, способные изменить побережье путем строительства, например, дамб, молов, пристаней и других морских охранных сооружений, исключая обслуживание и реконструкцию таких сооружений;
12) забор подземных вод и схемы искусственной загрузки грунтовых вод, не включенные в приложение 1;
13) работы для переброски водных ресурсов между речными бассейнами, не включенные в приложение 1.
11. Другие проекты:
1) постоянные гоночные и экспериментальные участки дорог для механических транспортных средств;
2) предприятия по захоронению отходов (проекты, не включенные в приложение 1);
3) очистные сооружения (проекты, не включенные в приложение 1);
4) участки размещения шлама;
5) свалки железного лома, включая свалки транспортных средств;
6) испытательные стенды для двигателей, турбин или реакторов;
7) предприятия по изготовлению искусственных минеральных волокон;
8) предприятия по утилизации или ликвидации взрывчатых веществ;
9) живодерни.
12. Туризм и досуг:
1) лыжни, подъемники, канатные дороги и связанные с ними сооружения;
2) лодочные станции;
3) дачные поселки и гостиничные комплексы за пределами городской черты и связанные с ними сооружения;
4) постоянные кемпинги и места стоянки домов-фургонов;
5) тематические парки.
13. Любые изменения или расширения проектов, внесенных в список в данном приложении, уже утвержденные, выполненные или находящиеся в процессе выполнения, которые могут иметь существенные неблагоприятные воздействия на окружающую среду.
14. Проекты из приложения 1, предпринятые исключительно или главным образом для разработки и испытания новых методов или изделий и используемые в течение не более двух лет.
Приложение 3 к Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду |
Соответствие стадий разработки материалов оценки
воздействия на окружающую среду стадиям выполнения
предпроектной и проектной документации, обосновывающей
хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан
Сноска. Приложение 3 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Стадии разработки материалов оценки воздействия на окружающую среду | Стадии проектирования | Стадии градостроительного проектирования |
1 | 2 | 3 |
1. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду – ПредОВОС (первая стадия) | Обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование, технико-экономические расчеты, бизнес-план и другие предпроектные документы, проекты технологических схем и разработки месторождений | Комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий областей и комплексные проекты градостроительного планирования развития территорий административных районов. Концепции долгосрочные прогнозы (развития) генерального плана города. |
2. Оценка воздействия на окружающую среду – ОВОС (вторая стадия) | Проект, проекты опытно-промышленной добычи, проекты обустройства месторождений, технические проекты. | Генеральные планы крупных городов. Проекты планировки крупных промышленных зон и промышленных районов. |
3. Раздел "Охрана окружающей среды" - РООС (третья стадия) | Рабочий проект (рабочая документация) | Генеральные планы городов с населением менее 50 тыс. человек, поселков и сельских населенных пунктов. Проекты планировки небольших промышленных зон и промышленных районов. |
Приложение 4 к Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду |
Сноска. Правый верхний угол приложения 4 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Заявление об экологических последствиях
____________________________________________________________________
(наименование объекта)
Инвестор (заказчик) ________________________________________________
____________________________________________________________________
(полное и сокращенное название)
Реквизиты __________________________________________________________
(почтовый адрес, телефон, телефакс, телетайп, расчетный счет)
Источники финансирования ___________________________________________
(госбюджет, частные или иностранные инвестиции)
Местоположение объекта _____________________________________________
(область, район, населенный пункт или
____________________________________________________________________
расстояние и направление от ближайшего населенного пункта)
Полное наименование объекта,
сокращенное обозначение,
ведомственная принадлежность
или указание собственника
____________________________________________________________________
Представленные проектные
материалы (полное название
документации)
____________________________________________________________________
(Обоснование инвестиций, ТЭО, проект, рабочий проект,
____________________________________________________________________
генеральный план поселений, проект детальной планировки и другие)
Генеральная проектная
организация ________________________________________________________
(название, реквизиты, фамилия и инициалы главного инженера проекта)
Сноска. В зависимости от уровня оценки воздействия, района
размещения объекта, специфики производственной (градостроительной)
деятельности состав показателей может изменяться при условии
отражения всех аспектов воздействия .
Характеристика объекта
Расчетная площадь земельного отвода ________________________________
Радиус и площадь санитарно-защитной зоны (СЗЗ) _____________________
Количество и этажность производственных корпусов ___________________
Намечающееся строительство сопутствующих объектов
социально-культурного назначения
____________________________________________________________________
Номенклатура основной выпускаемой продукции и объем производства
в натуральном выражении (проектные показатели на полную мощность)
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
3) _________________________________________________ и так далее.
Основные технологические процессы
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________ и так далее.
Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой
деятельности _______________________________________________________
Сроки намечаемого строительства (первая очередь, на полную
мощность)
____________________________________________________________________
1. Виды и объемы сырья:
1. Местное
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
2. Привозное
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
Технологическое и энергетическое топливо ___________________________
Электроэнергия _____________________________________________________
(объем и предварительное согласование источника получения)
Тепло ______________________________________________________________
(объем и предварительное согласование источника получения)
Условия природопользования и возможное влияние намечаемой
деятельности на окружающую среду.
Атмосфера
Перечень и количество загрязняющих веществ, предполагающихся
к выбросу в атмосферу:
суммарный выброс, тонн в год _______________________________________
твердые, тонн в год ________________________________________________
газообразные, тонн в год ___________________________________________
Перечень основных ингредиентов в составе выбросов
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________ и так далее.
Предполагаемые концентрации вредных веществ на границе
санитарно-защитной зоны
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________ и так далее.
Источники физического воздействия, их интенсивность и зоны
возможного влияния:
Электромагнитные излучения _________________________________________
Акустические _______________________________________________________
Вибрационные _______________________________________________________
Водная среда:
Забор свежей воды:
Разовый, для заполнения водооборотных систем, м куб. _______________
____________________________________________________________________
Постоянный, метров кубических в год) _______________________________
Источники водоснабжения:
Поверхностные, штук/(метров кубических в год) ______________________
Подземные, штук/(метров кубических в год)___________________________
Водоводы и
водопроводы ________________________________________________________
(протяженность материал диаметр, пропускная способность)
Количество сбрасываемых сточных вод:
В природные водоемы и водотоки, метров кубических в год_____________
В пруды-накопители, метров кубических в год ________________________
В посторонние канализационные системы, метров кубических в год
___________________.
Концентрация (миллиграмм на литр) и объем (тонн в год) основных
загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах (по
ингредиентам) _____________________________________________________.
Концентрация загрязняющих веществ по ингредиентам в ближайшем
месте водопользования (при наличии сброса сточных вод в водоемы
или водотоки), миллиграмм на литр __________________________________
Земли
Характеристика отчуждаемых земель:
Площадь:
в постоянное пользование, гектаров__________________________________
во временное пользование, гектаров__________________________________
в том числе пашня, гектаров_________________________________________
лесные насаждения, гектаров_________________________________________
Нарушенные земли, требующие рекультивации:
в том числе карьеры, количество /гектаров___________________________
отвалы, количество /гектаров _______________________________________
накопители (пруды-отстойники, гидрозолошлакоотвалы,
хвостохранилища и так далее), количество/гектаров __________________
прочие, количество/гектаров ________________________________________
Недра (для горнорудных предприятий и территорий)
Вид и способ добычи полезных ископаемых тонн (метров
кубических)/год ___________________________________________________.
в том числе строительных материалов _______________________________
Комплексность и эффективность использования извлекаемых из недр
пород (тонн в год)/% извлечения:
Основное сырье
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
Сопутствующие компоненты
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
Объем пустых пород и отходов обогащения, складируемых на
поверхности:
ежегодно, тонн (метров кубических) _________________________________
по итогам всего срока деятельности предприятия, тонн (метров
кубических) _______________________
Растительность
Типы растительности, подвергающиеся частичному или полному
истощению, гектаров_________________________________________________
(степь, луг, кустарник, древесные насаждения и так далее)
В том числе площади рубок в лесах, гектаров ________________________
объем получаемой древесины, в метрах кубических ____________________
Загрязнение растительности, в том числе сельскохозяйственных
культур, токсичными веществами (расчетное) _________________________
Фауна
Источники прямого воздействия на животный мир, в том числе
на гидрофауну:
1) _________________________________________________________________
2) ____________________________________________________ и так далее.
Воздействие на охраняемые природные территории (заповедники,
национальные парки, заказники) _____________________________________
Отходы производства
Объем неутилизируемых отходов, тонн в год __________________________
в том числе токсичных, тонн в год __________________________________
Предлагаемые способы нейтрализации и захоронения отходов
____________________________________________________________________
Наличие радиоактивных источников, оценка их возможного воздействия
____________________________________________________________________
Возможность аварийных ситуаций
Потенциально опасные технологические линии и объекты: ______________
Вероятность возникновения аварийных ситуаций _______________________
Радиус возможного воздействия ______________________________________
Комплексная оценка изменений в окружающей среде, вызванных
воздействием объекта, а также его влияния на условия жизни и
здоровье населения _________________________________________________
Прогноз состояния окружающей среды и возможных последствий в
социально-общественной сфере по результатам деятельности объекта
____________________________________________________________________
Обязательства заказчика (инициатора хозяйственной деятельности)
по созданию благоприятных условий жизни населения в процессе
строительства, эксплуатации объекта и его ликвидации
__________________________________
Приложение*
Список организаций и исполнителей, принимающих участие в разработке проектной документации и проведении ОВОС.
Заключения заинтересованных организаций и ведомств, надзорных органов.
Материалы общественных слушаний.
__________________________________
* При передаче Заявления об экологических последствиях в уполномоченные органы, утверждающие проектную документацию, прилагается заключение государственной экологической экспертизы.
Приложение 5 к Инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду |
Сноска. Правый верхний угол приложения 5 в редакции приказа Министра энергетики РК от 17.06.2016 № 253 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Перечень объектов
с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду,
для получения заключения государственной экологической экспертизы
по которым достаточно заполненной формы Заявления об экологических
последствий к рабочему проекту намечаемой деятельности:
1. Автостоянок открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражей с боксами не более чем на две автомашины.
2. Предпроектной и проектной документации отдельных жилых, общественных и других непроизводственных объектов, не имеющих автономных источников теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений сточных вод и полигонов твердых бытовых отходов, и размещаемых вне земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного фонда, водоохранных зон, рекреационных зон, не связанных со сносом зеленых насаждений.
3. Предпроектной и проектной документации производственных объектов, не требующих, согласно заключению органов санитарно-эпидемиологической службы, устройства санитарно-защитных зон, не имеющих автономных источников теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений сточных вод и полигонов твердых бытовых отходов, и размещаемых вне земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного фонда, водоохранных зон, рекреационных зон, не связанных со сносом зеленых насаждений.
В данный перечень не входит градостроительная документация жилых микрорайонов, производственных и общественных зон городов и других населенных пунктов, а также проекты озеленения территорий.