О Региональной программе развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане на 2005-2014 годы

Решение Маслихата города Астана от 26 мая 2005 года N 141/18-ІІІ. Зарегистрировано в Департаменте юстиции города Астаны 1 июля 2005 года N 396

Действующий

     Рассмотрев представленную акиматом города Астаны Региональную программу развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане на 2005-2014 годы, руководствуясь статьей 86 Конституции Республики Казахстан и статьей 6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", маслихат города Астаны РЕШИЛ:
     Утвердить прилагаемую Региональную программу развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане на 2005-2014 годы.

     Председатель сессий
  маслихата города Астаны             Б. Смаилов


     Секретарь маслихата
        города Астаны                 В. Редкокашин

  

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Региональной программе развития промышленности
строительных материалов, изделий и конструкций
в городе Астане на 2005-2014 годы

Директор Государственного
учреждения "Департамент
финансов города Астаны"              А. Аскарова

Директор Государственного
учреждения "Департамент
предпринимателя и
промышленности города
Астаны"                             А. Керимбеков

Директор Государственного
учреждения "Департамент
образования города Астаны"           А. Рахимжанов

Директор Государственного
учреждения "Департамент
занятости и социальных
программ города Астаны"              А. Демеуова

Директор Государственного
учреждения "Департамент
энергетики и коммунального
хозяйства"                           С. Хорошун

УТВЕРЖДЕНА       
решением маслихата   
города Астаны      
от 26 мая 2005 года  
N 141/18-III      

  

ПРОГРАММА
развития промышленности строительных
материалов, изделий и конструкций в городе
Астане на 2005-2014 годы

  

Город Астана, 2005 год

Содержание

Раздел 1 Паспорт Программы

Раздел 2 Введение

Раздел 3 Анализ строительного сектора города Астаны, потребностей в строительных материалах и современного состояния промышленности строительных материалов, изделий и конструкций

Глава 1 Анализ строительного сектора в Астане

Глава 2 Анализ внутреннего рынка строительных материалов

Глава 3 Анализ состояния промышленности строительных материалов в Астане

Глава 4 Минерально-сырьевая база города Астаны для производства строительных материалов, изделий и конструкций

Раздел 4 Цель и задачи Программы

Раздел 5 Меры и механизмы реализации Программы

Глава 5 Содействие в реализации инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов, изделий и конструкций

Глава 6 Инициирование создания новых высокотехнологичных, инновационных, конкурентоспособных, экологически чистых производств

Глава 7 Формирование строительного кластера в регионе

Глава 8 Трудовые ресурсы, развитие образования и подготовка кадров

Глава 9 Реализация политики в области технического регулирования и метрологии

Раздел 6 Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы

Раздел 7 Ожидаемые результаты от реализации Программы

Раздел 8 План мероприятий по реализации Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане на 2005-2007 годы (приложение 3)

                Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование             Программа развития промышленности
                        строительных материалов, изделий и
                        конструкций в городе Астане на 2005-2014
                        годы.

Основание для разработки Пункт 12 Плана мероприятий по реализации
Программы                Программы развития промышленности
                        строительных материалов, изделий и
                        конструкций в Республике Казахстан на
                        2005-2014 годы, утвержденной
                      постановлением Правительства Республики
                        Казахстан 13 декабря 2004 года N 1305.

Основной разработчик     Департамент предпринимательства и
                        промышленности города Астаны.

Цель                     Обеспечение инновационного развития
                        промышленности строительных материалов,
                        изделий и конструкций в городе Астане.

Задачи                   Определение основных мер, стимулирующих
                        развитие отрасли.
                        Создание новых производств по выпуску
                        современных высококачественных,
                        конкурентоспособных
                        и экспортоориентированных строительных
                        материалов, изделий и конструкций.

Срок реализации          2005-2014 годы

Необходимые ресурсы и    Финансовое обеспечение реализации
источники финансирования инвестиционных проектов осуществляется за
                        счет собственных средств предприятий,
                        иностранных и отечественных инвесторов,
                        государственных институтов развития.

Ожидаемый результат      Внедрение новых технологий и
                        высокопроизводительного оборудования,
                        направленное на уменьшение
                        материалоемкости, энергоемкости и
                        трудоемкости продукции, увеличение
                        ассортимента и улучшение качества
                        строительных материалов.
                        Насыщение строительных рынков доступными
                        по цене, качеству и надежности
                        строительными материалами, изделиями и
                        предметами домоустройства и снижение доли
                        импорта строительных материалов.
                        Обеспечение к 2010 году роста производства
                        строительных материалов, изделий и
                        конструкций в Астане до 80% от
                        потребностей рынка.
                        Освоение экспортоориентированных
                        производств и увеличение выпуска
                        конкурентоспособных на внешнем рынке
                        строительных материалов.
                        Расширение ассортимента функционально
                        эффективных и экологически чистых
                        строительных материалов, изделий и
                        конструкций.
                        Создание новых рабочих мест.
                        Увеличение налоговых поступлений.

Раздел 2. Введение

     Программа разработана в соответствии с пунктом 12 Плана мероприятий по реализации Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Республике Казахстан на 2005-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года N 1305, и в целях реализации региональной Программы развития жилищного строительства в городе Астане на 2005-2007 годы, утвержденной решением маслихата города Астаны от 29 июня 2004 года N 53/9-III.
     Одним из основных направлений Региональной программы развития жилищного строительства в городе Астане является обеспечение устойчивого темпа роста жилищного строительства, доступного для широких слоев населения путем снижения его стоимости, в том числе за счет развития производства строительных материалов.
     Необходимость в разработке Программы обусловлена растущими темпами жилищного, гражданского и промышленного строительства как в Астане, так и в целом по республике. На сегодняшний день городскими предприятиями строительной индустрии производятся лишь основные виды материалов, такие как товарный бетон, железобетонные конструкции и изделия. В то же время для строительства жилья, отвечающего мировым стандартам, строительными компаниями Астаны используются дорогостоящие современные материалы, большая часть которых импортируется из стран ближнего и дальнего зарубежья, что в свою очередь отрицательно сказывается на цене конечного продукта - жилых квартир. В целях решения данной проблемы разработана настоящая Программа развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане на 2005-2007 годы.

Раздел 3. Анализ строительного сектора города
Астаны, потребностей в строительных материалах и
современного состояния промышленности строительных
материалов, изделий и конструкций

Глава 1. Анализ строительного сектора в Астане

     В настоящее время строительный сектор города Астаны переживает бурный рост. Темпы роста строительства жилья по итогам 2004 года составили 61,6% к уровню 2003 года. За прошедший год предприятиями, организациями и населением Астаны введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 421252 квадратных метра (далее - м 2 ), при этом населением введено 173603 м 2 , что почти в 2 раза выше уровня 2003 года.
     На графике 1 (приложение 1) показана динамика роста ввода в эксплуатацию жилых домов.
     Активное развитие строительства в Астане привлекает большие объемы инвестиций. Среднегодовой прирост с 1997 года составил 136%.
     Объем строительно-монтажных работ за 2004 год составил 142,1 млрд. тенге, что в 3,1 раза больше уровня 2000 года.
     На графике 2 (приложение 1) отображена динамика роста объемов инвестиций в строительство в период с 1997 по 2004 годы.
     В таблице 1 (приложение 2) показана технологическая структура инвестиций в основной капитал в 2004 году.
     В результате созданного благоприятного инвестиционного климата в рамках специальной экономической зоны вложения иностранных инвесторов возросли с 8,8 миллиарда тенге в 2000 году до 19,8 миллиарда тенге за 2004 год.
     Жилищное строительство на сегодняшний день является наиболее динамично развивающимся сегментом строительной индустрии города. Только согласно Программе развития жилищного строительства города Астаны на 2005-2007 годы за три года в Астане планируется построить 1590 тысяч м 2 общей площади жилья.

Глава 2. Анализ внутреннего рынка
строительных материалов

     Масштабное строительство в городе Астане потребовало закупки значительных объемов материально-технических ресурсов и комплектующих материалов, что в свою очередь вызвало оживление и рост загрузки предприятий стройиндустрии республики, производящих цемент, кирпич, металлоконструкции, столярные изделия, другие строительные материалы и конструкции, позволило задействовать на строительстве столицы строительные компании других регионов страны.
     Для строительных работ осуществляются поставки строительных материалов, изделий и оборудования, выпускаемых во многих городах Казахстана, в частности: цемент - из Актау и Усть-Каменогорска, кирпич - из Семипалатинска, Рудного, Караганды, Павлодара; электротехническая и кабельная продукция - из Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана и Павлодара; отделочные материалы (мрамор и гранит) - из карьеров Акмолинской, Алматинской и Жамбылской областей; лако-красочная продукция и полимерные материалы, производимые на заводах Алматы, Семипалатинска, Караганды и т.д.
     Как показала практика поставок строительных материалов на стройки Астаны, транспортные расходы по отдельным видам строительных материалов (по их доставке до строительных объектов) в несколько раз превышают себестоимость их производства, а в стоимости капитального строительства достигают до 35%. Это является значительным резервом снижения стоимости строительства, реализация которого не требует капитальных затрат, а сводится лишь к упорядочиванию и налаживанию территориальных производственных связей предприятий и оптимизации региональных схем размещения отрасли.
     Кроме того, основную долю в стоимостном выражении в строительстве занимают так называемая продукция для "финишной отделки", теплоизоляционные и кровельные материалы, наружная облицовка зданий, не производимы на территории Казахстана. Так, за 5 лет внешнеторговый оборот города возрос с 398,7 до 2249,1 млн. долларов США, или в 3,8 раза. В течение 2000-2003 годов для города было характерно отрицательное сальдо платежного баланса, связанное с большим импортом строительных материалов, оборудования, транспортных средств, древесины и химической продукции.
     На графике 3 (приложение 1) отображена динамика внешней торговли города Астаны за 2000-2004 годы.
     Ввоз импортной продукции вырос с 246,3 млн. долларов США в 2000 году до 1028,5 млн. долларов США в 2004 году, или в 4,2 раза. Наибольший объем импортной продукции завозится из России (32,0% от общего объема импортных поставок), США (9,2%), Германии (8,2%), Турции (8,0%), Узбекистана (6,6%), Италии (5,2%) и Украины (5,1%).
     На графике 4 (приложение 1) показана структура импорта строительных материалов в разрезе стран.

Глава 3. Анализ состояния промышленности
строительных материалов в Астане

     В Астане в сфере стройиндустрии осуществляют деятельность порядка 160 предприятий, при этом лишь 11 из них - крупные, и около 30 - средние. Всего в стройиндустрии Астаны занято 15,3 тыс. человек, что составляет 12,3% от общего числа занятых.
     Производство строительных материалов в Астане демонстрирует в последние годы интенсивный рост - более 26 % в год, что более чем на 6% выше среднереспубликанских показателей. Но в основном рост обеспечивается за счет производства технологически несложных основных строительных материалов как на действующих предприятиях, так и на вновь вводимых. Так, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (бетон товарный, железобетонные конструкции и изделия, кирпич силикатный) за 2004 год рост составил 54,6% по отношению к предыдущему году.
     Согласно данным Управления статистики города Астаны, за 2004 год предприятиями города произведено товарного бетона 2041,1 тыс. тонн, кирпича силикатного и шлакового - 65,87 тыс. тонн, строительных железобетонных конструкций - 651,25 тыс. тонн, строительных металлоконструкций - 339 тонн, деревянных строительных конструкций - 9 тонн, окон, дверей и рам - 36,7 тыс. м 2 . Наиболее активно развивается производство товарного бетона, железобетонных конструкций и изделий. На волне строительного "бума" в городе Астане из-за дефицита бетона и железобетонных изделий заработали в полную мощность ранее простаивающие заводы и цеха, а также появились новые цеха в крупнейших строительных компаниях (УПТК "Базис-А", УПТК-ЦС и другие). Средний прирост за период 2000-2004 год в производстве товарного бетона составляет 938,85 тыс. тонн.
     На графике 5 отображена динамика роста в производстве товарного бетона.
     Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве основного строительного материала - силикатного кирпича. Производство данного вида продукции в Астане осуществляется с 2001 года, и за небольшой срок объемы производства здесь выросли с 2 тысяч тонн в 2001 году до 65,87 тыс. тонн в 2004 году.
     Однако несмотря на достигнутые результаты на сегодняшний день промышленность строительных материалов Астаны способна удовлетворять лишь часть потребностей городского строительного комплекса. И как следствие существенную долю на рынке занимает объем импортной продукции, практически отсутствует дефицит по всем видам строительных материалов.
     За 2 года наблюдается ввод новых высокотехнологичных производств по выпуску строительных материалов, соответствующих мировым стандартам, однако основная масса предприятий осуществляет деятельность на оборудовании, срок эксплуатации которых давно истек, что обуславливает низкое качество производимой продукции.
     Для выхода из сложившейся ситуации акиматом города предпринимаются шаги по выявлению инициатив частного сектора в части организации производств новых видов строительных материалов по современным технологиям и оказанию содействия в их реализации.
     Так, в августе 2004 года осуществлен запуск завода ОАО "Экотон+" по производству ячеистого бетона. Мощности данного завода позволяют производить 138 тыс. м 3 в год ячеистого бетона, из которого в свою очередь производится широкий спектр стеновых блоков и панелей, плит перекрытия и других материалов домостроения. При производстве продукции на ОАО "Экотон+" используются оборудование и технологии немецкой фирмы "Ytong", что позволяет производить бетон, отвечающий всем требованиям нормативных документов, предъявляемых к строительным материалам по прочности, деформативности и морозостойкости.
     В IV квартале 2004 года введен в строй цех по производству товарного бетона и раствора на ТОО "АБК-Бетон". Мощности данного предприятия составляют 180 тыс. м 3 продукции в год. Однако данное предприятие в настоящее время осуществляет работу в половину имеющейся мощности в силу того, что установленное оборудование не позволяет выпускать продукцию, способную полноценно конкурировать с аналогичными изделиями на рынке строительных материалов.
     Кроме того, в конце 1 квартала 2005 года намечается ввод в эксплуатацию завода ТОО "Азия-Акмола" по производству каленого стекла и стеклопакетов. Актуальность данного производства обуславливается отсутствием собственного производства высококачественного каленого стекла и стеклопакетов не только в Астане, но и в целом по республике.
     Мощности данного предприятия позволяют производить продукцию в объеме, достаточном для удовлетворения 100% рынка строительных материалов в данном виде продукции: одно- и двухкамерных стеклопакетов из простого и закаленного стекла с максимальным размером 2000x4000 мм для окон и структурного остекления, изготовления лестниц, перегородок, дверей, триплекса, витражей и других изделий интерьера из стекла.
     Таким образом, анализ промышленности строительных материалов в городе Астане показывает, что в настоящее время назрела объективная необходимость в диверсификации существующих производств строительной индустрии в сторону освоения новых видов стройматериалов и создания новых высокотехнологичных производств по выпуску качественной продукции, способной конкурировать с аналогичными товарами зарубежного производства как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Глава 4. Минерально-сырьевая база города
Астаны для производства строительных материалов,
изделий и конструкций

     В связи с изменением административных границ города Астаны в соответствии с Указом Президента, имеющим силу Закона, от 8 августа 2000 года N 432 "Об изменении границ города Астаны" в пределы новых административных границ города были включены земельные участки, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
     Для вовлечения в хозяйственный оборот общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории города Астаны, и в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 27 января 1996 года N 2828 "О недрах и недропользовании" создана межведомственная комиссия по вопросам недропользования.
     С момента ее образования проведен один конкурс на предоставление права недропользования по Целиноградскому месторождению кирпичных глин с общими запасами в 2,4 млн. куб.метров. Право недропользования предоставлено двум компаниям, обязавшимся осуществить инвестиции в строительство кирпичных заводов. Это - ТОО "Астана-брик", реализующее проект по производству облицовочного кирпича, и ТОО "Казстройкапитал", также приступающее к строительству завода по производству строительного кирпича.
     Как видно из таблицы 2 (приложение 2), Астана обладает незначительными запасами общераспространенных полезных ископаемых, пригодных в основном для строительства автодорог.
     Большая часть месторождений находится в эксплуатации на основании ранее заключенных контрактов с акиматом Акмолинской области. Месторождения, которые свободны от недропользования, будут выставляться на конкурсы.

Раздел 4. Цель и задачи Программы

     Целью Программы является обеспечение инновационного развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане.
     Для достижения поставленной цели намечается решение следующих задач:
     определение основных мер, стимулирующих развитие отрасли;
     удовлетворение внутреннего спроса на основные строительные материалы путем насыщения продукцией местных производителей;
     создание новых производств по получению современных высококачественных, конкурентоспособных и экспортоориентированных строительных материалов, изделий и конструкций;
     формирование строительного кластера в регионе.

Раздел 5. Меры и механизмы реализации Программы

     Основными направлениями реализации Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в городе Астане будут:
     1) формирование перечня приоритетных региональных инвестиционных и инновационных проектов, соответствующих целям и задачам Программы с целью оказания содействия в их реализации;
     2) проведение информационно-презентационной работы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику города;
     3) формирование банка данных инвестиционных и инновационных проектов, требующих привлечения инвестиций;
     4) содействие в прохождении приоритетных региональных инвестиционных и инновационных проектов через государственные институты развития;
     5) развитие взаимоувязанной схемы "Наука - производство";
     6) содействие городским предприятиям в продвижении продукции, в том числе путем организации торгово-выставочного центра, целью которого будет реклама товаров и услуг, производимых в городе (формирование в обществе позитивного отношения к отечественным товаропроизводителям, обеспечение устойчивого становления и развития малых и средних предприятий);
     7) в области технического регулирования - проведение планомерной работы по постепенному переходу к международным стандартам управления качеством продукции;
     8) подготовка кадров для производственных предприятий, включая курсы повышения квалификации менеджеров среднего и высшего звена с привлечением иностранных специалистов и консалтинговых компаний;
     9) стимулирование создания межпроизводственных технологических цепочек для удешевления и повышения конкурентоспособности продукции;
     10) стимулирование предприятий на использование экологически безопасных технологий и оборудования.

Глава 5. Содействие в реализации инвестиционных
проектов в сфере производства строительных
материалов, изделий и конструкций

     В настоящее время в городе Астане осуществляется реализация нескольких инвестиционных проектов, соответствующих целям и задачам Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций. Реализация указанных проектов способствует насыщению внутреннего рынка основными строительными материалами, а некоторые из них открывают новые технологические направления в стройиндустрии и потенциал экспорта как за пределы города, так и в страны ближнего зарубежья.

Параграф 1. Организация производства полиэфирных
стеклопластиковых труб, (инициатор - СП ТОО
"Амитех Карасай Пайп")

     В целях реализации проекта по организации производства стеклопластиковых труб в городе Астане создано совместное предприятие ТОО "Амитех Карасай Пайп", в состав учредителей которого входит компания "Амиантит" - мировой лидер в производстве стеклопластиковых труб, располагающая более чем 35-летним опытом работы в сфере технологий их производства, которая обеспечивает на своих производствах долговременное техническое и инженерное сопровождение (техническая помощь, разработка и поставка сырьевых материалов по специальным ценам, совершенствование технологического и производственного процессов). Бизнес-планом СП ТОО "Амитех Карасай Пайп" предусматривается подготовка специалистов с прохождением стажировки в зарубежных филиалах компании "Амиантит".
     Мощность завода в городе Астане будет составлять 300 км в год полиэфирных стеклопластиковых труб для водоснабжения диаметром 80 мм - 3000 мм, с рабочим давлением до 40 атмосфер.
     В том числе:
     первый этап - установка CW 3000 для труб диаметром от 300 мм до 3000 мм (ввод - 1 квартал 2005 г.);
     второй этап - установка CW 300 для труб диаметром от 80 мм до 300 мм (ввод - 3 квартал 2005 г.).
     Общая стоимость проекта составляет 19,7 млн. долларов США, из которых более 70% суммы составляют кредитные средства Банка Развития Казахстана.
     Все предприятия компании "Амиантит", включая ТОО "Амитех Карасай Пайп", обеспечены системами контроля качества в соответствии со стандартами ИСО 9001 и 9002. Каждое изделие имеет свой серийный номер, что позволяет идентифицировать его относительно использованных исходных материалов, условий производства, результатов лабораторных исследований.
     Стеклопластиковые трубы выгодно отличаются от металлических, бетонных, пластмассовых и других труб по таким показателям, как срок эксплуатации (не менее 75 лет), легкий вес (в 10 раз легче металлических), устойчивость к электрохимической коррозии, стойкость к агрессивным средам, простота, дешевизна в монтаже, эксплуатации и т.д.
     Строительство завода осуществляется на территории бывшего чугунолитейного завода.
     Объем производства составит порядка 18 млн. долларов США в год, сумма налоговых отчислений - 1,35 млн. долларов США в год.

Параграф 2. Организация производства столярных изделий,
(инициатор - ТОО "SHEBER SC. KZ")

     Основной целью проекта является производство окон и дверей из высококачественной древесины сосны с покрытием шпоном из ценных пород деревьев по итальянской технологии.
     Предпосылками реализации данного проекта явилось отсутствие на рынке города Астаны производителей высококачественных столярных изделий по оригинальному дизайну с соблюдением всей цепочки технологического цикла по евростандарту, качественному изготовлению и сборке изделий, обеспечивающих надежность и прочность в эксплуатации.
     В целях реализации проекта ведутся строительство производственных помещений площадью порядка 6 тыс. м 2 и монтаж итальянского оборудования.
     Строительство осуществляется на земельном участке, находящемся на территории запланированного, в соответствии с Региональной программой индустриально-инновационного развития, Промышленного парка. Стоимость проекта составляет 2530712 евро. Финансирование осуществляется за счет кредитных средств коммерческих банков. Проектом предусматривается создание 77 новых рабочих мест.

Параграф 3. Организация производства облицовочного
кирпича на ТОО "Астана Брик"

     С учетом отсутствия собственного производства и возрастающего спроса актуальным является строительство завода по производству облицовочного кирпича, осуществляемое ТОО "Астана Брик". Объем производства составит 30 млн. штук кирпичей в год, или 900 млн. тенге в год.
     Заключен контракт на проектирование завода с ТОО "НИИ Стройпроект" и поставку оборудования с итальянской фирмой "Бедески". Общий объем инвестиций составит 8,8 млн. долларов США, количество новых рабочих мест - 120 человек. Запуск производства запланирован на третий квартал 2005 года.

Параграф 4. Организация производства полиэтиленовых труб
(инициатор - компания LG International)

     Компания LG International намеревается осуществить проект строительства завода по выпуску полиэтиленовых труб с объемом инвестиций порядка 10 млн. долларов США.
     Полиэтиленовые трубы будут применяться при сооружении водопроводов, газопроводов, в системе канализации. В отличие от поливинилхлоридных труб полиэтиленовые трубы имеют ряд потребительских преимуществ, основными из которых являются экологичность и безопасность для здоровья людей.
     В настоящее время акиматом города Астаны данной компании предоставлен земельный участок под строительство завода.

Параграф 5. Строительство фабрики по производству
каленого стекла и стеклопакетов
(инициатор - ТОО "Азия-Акмола")

     Целью данного проекта является строительство завода по производству каленого стекла и стеклопакетов. Номенклатура продукции представлена широким ассортиментом высококачественного стекла и стеклопакетов различного размера и обработки, элементов интерьера и экстерьера из художественного стекла.
     Каленое стекло обладает рядом высоких потребительских качеств. Так, в отличие от обычного стекла оно более прочное и безопасное. В развитых странах при строительстве общественных зданий и высотных сооружений применяется исключительно каленое стекло.
     В Астане каленое стекло и стеклопакеты из него нашли широкое применение при строительстве всех новых административных объектов (Транспорт-Тауэр, здания акимата, Мажилиса, аэропорта и т.д.). Данная продукция импортируется в основном из Турции.
     Продукция ТОО "Азия-Акмола" по всем параметрам будет соответствовать международным стандартам. На данном предприятии используются современная технология и итальянское оборудование; внедряется система управления качеством ISO 9000-9001.
     Стоимость проекта составляет 5 млн. долларов.
     Проектом предусматривается создание 21 рабочего места.

Параграф 6. Организация производства бетонных, железобетонных
конструкций  и изделий на ТОО "Найза Курылыс"

     Целью данного проекта является строительство завода по производству бетонных, железобетонных изделий и конструкций. В номенклатуру производимой продукции будут включены лестничные марши и площадки, ступени, стеновые блоки, сваи, плиты перекрытия и другие железобетонные изделия.
     Строительство завода планируется осуществить в два этапа: первый этап - завод мощностью 139,45 тыс. м 3 в год, второй этап - наращивание мощности до 228,7 тыс. м 3 продукции в год.
     Общая стоимость проекта составляет более 17 миллионов долларов. Основными источниками финансирования являются банковский кредит и договоры финансового лизинга. Местом реализации проекта определен земельный участок площадью 3,9 гектара, расположенный в районе ТЭЦ-2, на территории формируемой новой промышленной зоны.

Параграф 7. Организация производства железобетонных изделий
и конструкций на ТОО "Астана железобетонный комбинат"

     Целью проекта ТОО "Астана железобетонный комбинат" (далее - ТОО "АЖБК") является организация производства бетона, железобетонных изделий (сваи, лестничные ступени, бетонные шпалы, вентиляционное санитарно-техническое и электромонтажное оборудование) и изделий из металлов, полимерных и композитных материалов на основе отходов основного производства. ТОО "АЖБК" приобретен автоматизированный растворобетонный узел у турецкой компании "Cagdas Konut Hizmtleri San. Ve Tic.LTD STI". Реализация проекта осуществляется за счет собственных средств предприятия. Объем вложений составит порядка 5 млн. долларов США. Проектом предусматривается создание 21 рабочего места.

Параграф 8. Организация производства изделий из
бетона на ТОО "Конкрит Продактс Астана"

     Для частичного удовлетворения спроса на рынке строительных материалов ТОО "Конкрит Продактс Астана" разработан проект по организации производства бетонных изделий методом вибропрессования на оборудовании по технологии германской фирмы "HESS MSCHINENFABRIK GMBH & CO KG".
     Бетонные изделия, полученные методом вибропрессования, обладают широким спектром размеров, форм, фактуры и цвета. Технологический уровень производства, качественные характеристики продукции полностью отвечают всем предъявляемым требованиям и соответствуют западному уровню аналогичного производства. Производительность завода (при рабочем цикле 20 часов в день 260 дней в году) составит 6,5 млн. штук стандартных цементо-песчаных блоков в год.
     Общая стоимость проекта составляет 3,1 млн. долларов США. Срок реализации - первый квартал 2005 года. Проектом предусматривается создание 12 рабочих мест.

Параграф 9. Организация производства известково-песчаного
кирпича и железобетонных изделий на
ТОО "Корпорация АБК-Курылыс"

     Для реализации проекта ТОО "Корпорация АБК-Курылыс" предоставлен земельный участок площадью 2,246 га в районе ТЭЦ-2.
     В настоящее время предприятием осуществлен пуск производства по выпуску товарного бетона производительностью 120 куб.м в час. В течение 2005 года планируется строительство формовочного цеха по выпуску железобетонных изделий (фундаментные блоки, сваи и т.д.). Ведется проектирование завода по производству известково-песчаного кирпича.

Параграф 10. Организация производства сухих
строительных смесей на ТОО "BIG ELITE"

     Целью проекта ТОО "BIG ELITE" является организация производства более 25 видов сухих строительных смесей по немецкой технологии "M-tec". Производительность завода составит 5 тонн в час. Объем инвестиций составляет 1,3 млн. долларов США. Запуск производства намечен на начало второго квартала 2005 года. Проектом предусматривается создание 15 рабочих мест.

Параграф 11. Строительство завода по производству
золосиликатного кирпича (инициатор - ТОО "Завод
эффективных строительных материалов")

     Целью проекта является строительство завода в городе Астане по производству силикатного кирпича из золошлаковых отходов ТЭЦ-2 по новейшим технологиям, основанным на разработках российских ученых, на высокопроизводительном прессовом оборудовании японского производства. Стоимость проекта составляет 8 миллионов долларов США, предполагаемые объемы производства составят 80 миллионов кирпичей в год. Реализация данного проекта позволит частично удовлетворить спрос на рынке строительных материалов и решить проблему утилизации отходов выработки ТЭЦ-2.

Глава 6. Инициирование создания новых
высокотехнологичных, инновационных, конкурентоспособных,
экологически чистых производств

     Анализ промышленности строительных материалов, а также реализуемых инвестиционных проектов в городе Астане показывает, что производимая продукция большинства предприятий не является высокотехнологичной и инновационной, а направлена в основном на местное потребление.
     Для развития более высокотехнологичного производства предусматривается комплекс мероприятий по проведению переговоров с иностранными компаниями, обладающими ноу-хау или специализирующихся на выпуске соответствующего технологического оборудования на предмет организации совместного производства на территории города или передачи технологии для потенциальных инвесторов.
     По результатам переговоров будут готовиться информационно-презентационные материалы для широкого круга потенциальных инвесторов. Кроме того, для инициаторов проектов в последующем будет оказано содействие в решении организационных вопросов, входящих в компетенцию городских властей. При внедрении новых технологий и технологического оборудования необходимо учитывать экологическую безопасность данных проектов.
     Уже в первом полугодии намечается презентация инвестиционного проекта по производству современных теплоизоляционных материалов, таких как пеноплекс и пеноизол. До конца текущего года предполагается также изучить вопрос организации лако-красочных изделий на водной основе, порошковых красок и современных кровельных материалов.

Глава 7. Формирование строительного кластера в регионе

     Бурный рост строительства в городе Астане, повлекший за собой развитие промышленности строительных материалов, может стать определяющим фактором формирования строительного кластера в регионе. Астана является одним из немногочисленных городов, где идет внедрение современных архитектурно-планировочных и дизайнерских решений, сопряженных с применением самых передовых строительных технологий и материалов.
     Так, вслед за применением стеклопакетов для остекления многих административных и общественных зданий в городе Астане ТОО "Азия-Акмола" начало реализовывать инвестиционный проект по производству каленого стекла и стеклопакетов из него, соответствующего мировым стандартам.
     Широкое применение пластмассовых труб во внутридомовых инженерных сетях делает экономически целесообразным организацию производства полиэтиленовых труб для систем водоснабжения. Открытие данного вида производства прорабатывается компанией LG International.
     Одним из инновационных проектов, реализуемых в Астане, является проект ТОО "Амитех Карасай Пайп" по производству полиэфирных стеклопластиковых труб.
     Для повышения конкурентоспособности продукции необходимо развивать тесную кооперацию промышленных предприятий по созданию технологической цепочки, направленной на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
     Одним из примеров формируемой технологической цепочки является взаимодействие ТОО "Амитех Карасай Пайп" с другими городскими предприятиями. Так, ТОО "Поиск" изготавливает для данного предприятия резиновые уплотнители для труб и муфт, ТОО "BIG ELITE" поставляет кварцевый песок определенной фракции.
     Дальнейшим шагом по углублению технологической цепочки для ТОО "Амитех Карасай Пайп" может стать реализация в проекте по производству полиэфирной смолы и стеклопластика.
     Будет вестись работа по вовлечению предприятий сферы машиностроения, ориентированных в основном на производство сельскохозяйственной техники, освоение продукции для строительного сектора. Данные предприятия после незначительной модернизации могут приступить к производству строительной оснастки, опалубки, навесного оборудования для строительно-дорожных машин, вспомогательного оборудования, с переходом в последующем на производство более высокотехнологичного оборудования.
     Инновационное развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций потребует налаживания активного взаимодействия промышленных предприятий с научно-исследовательскими институтами и центрами города Астаны и других регионов Казахстана.
     В рамках реализации региональной программы индустриально-инновационного развития предусматривается комплекс мер по развитию инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая строительную отрасль.

Глава 8. Трудовые ресурсы, развитие
образования и подготовка кадров

     Реализация Программы напрямую зависит от обеспечения предприятий, реализующих инвестиционные проекты, высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства. Это относится к научным, инженерно-техническим, научно-конструкторским и организационно-управленческим кадрам (менеджерам).
     Ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, реализация инвестиционных проектов предприятий, предусматривающих значительное увеличение объемов выпускаемой продукции, ведут к росту потребности в квалифицированной рабочей силе.
     Так, из-за отсутствия квалифицированных экструзионщиков простаивает производственная линия по выпуску ПВХ профиля на ТОО "Артем", на многих предприятиях практикуется переманивание высококвалифицированных специалистов.
     В целях обеспечения отраслей экономики качественными трудовыми ресурсами необходимо осуществлять непрерывный мониторинг потребности всех предприятий и организаций (независимо от форм собственности и типов хозяйствующих субъектов) в квалифицированных рабочих кадрах, а также в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием, для чего в городе планируется:
     1) проведение работы по изучению общей потребности отраслей экономики в кадрах, а также по вопросам подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего и высшего звена по инновационным профессиям, востребованным на рынке труда;
     2) осуществление подготовки рабочих кадров для предприятий инновационной деятельности, а также "узких" специалистов на договорной основе, предусматривающей прохождение теоретического курса обучения на базе учебных заведений, производственной практики учащимися - на базе предприятия-заявителя.
     Для обеспечения единства теоретических знаний и практических навыков организовать Центр повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров на базе существующих профессионально-технических учебных заведений города.
     Для повышения профессионального уровня подготовки преподавательского состава профессиональных организаций периодически проводить стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения новым технологиям на базе предприятий города.
     Достижение намеченных мер потребует улучшения учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, укрепления учебно-производственной и материально-технической базы, включая информатизацию учебных заведений, что позволит поднять качество и уровень профессионального образования с учетом изменяющихся требований рынка труда.

Глава 9. Реализация политики в области
технического регулирования и метрологии

     В условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО важным направлением работы для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции являются внедрение на предприятиях систем менеджмента качества и их подтверждение на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и 14000.
     Целью мероприятий в данном направлении является создание основ технического регулирования и сертификации продукции в соответствии с мировыми стандартами, соответствующей информационной среды, правовой и нормативно-методической базы для формирования и реализации государственной политики в области технического регулирования, метрологии и лицензирования.
     Проводимая работа по повышению качества выпускаемых изделий и их постоянная модернизация с учетом требований заказчиков, оптимизация существующих технологий позволят предприятиям при соответствующем финансовом обеспечении осваивать новые рынки высокотехнологичной продукции.
     Данная работа будет проводиться в рамках мероприятий по реализации региональной программы индустриально-инновационного развития города Астаны на 2004-2006 годы.

Раздел 6. Необходимые ресурсы и источники
финансирования Программы

     Основным источником реализации Программы являются собственные средства предприятий, кредиты коммерческих банков, государственных институтов развития.
     Создание необходимой производственной инфраструктуры, проведение мероприятий по внедрению международных стандартов управления качеством будет осуществляться за счет средств, предусмотренных Региональной программой индустриально-инновационного развития города Астаны на 2004-2005 годы.
     По блоку развития наукоемких технологий в сфере малого бизнеса предусматривается льготное кредитование по программе поддержки малого бизнеса.

Раздел 7. Ожидаемые результаты от реализации
Программы

     Успешная реализация Программы должна способствовать:
     1) внедрению новых технологий и высокопроизводительного оборудования, направленных на уменьшение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости продукции, увеличение ассортимента и улучшение качества строительных материалов;
     2) насыщению строительных рынков доступными по цене, качественными и надежными строительными материалами, изделиями и предметами домоустройства и снижению доли импорта строительных материалов;
     3) достижению к 2010 году обеспечения основными видами продукции промышленности строительных материалов, изделий и конструкций до 80 % от объема потребности строительства;
     4) освоению экспортоориентированных производств и увеличению выпуска конкурентоспособных на внешнем рынке строительных материалов;
     5) расширению ассортимента эффективных и экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций;
     6) созданию новых рабочих мест;
     7) увеличению налоговых поступлений.

Приложение 1          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

График 1    

Ввод в эксплуатацию жилых домов
(тыс. кв. метров)

см. бумажный вариант

Приложение 1          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

График 2    

Инвестиции в строительство (млрд. тенге)

см. бумажный вариант

Приложение 1          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

График 3    

Динамика внешней торговли города
Астаны за 2000-2004 годы
(млн. долларов США)

см. бумажный вариант

Приложение 1          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

График 4    

Структура импорта строительных
материалов в разрезе стран

см. бумажный вариант

Приложение 1          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

График 5    

Динамика производства товарного бетона
(тыс. тонн)

см. бумажный вариант

Приложение 2          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

Таблица 1      

            Технологическая структура инвестиций в
                 основной капитал в 2004 году

                                                 (в % к итогу)

Казахстан

г. Астана

Всего инвестиций в основной капитал

100,0

100,0

В том числе:

строительно-монтажные работы

44,7

70,7

Машины, оборудование, инструмент,
инвентарь

39,4

23,7

прочие работы и затраты

15,9

5,6

Приложение 2          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

Таблица 2      

       Перечень месторождений общераспространенных
      полезных ископаемых на территории города Астаны

N
п/п

Месторождение
и его
расположение

Полезное
ископаемое и
область его
применения

Балансовые запасы по
состоянию на 01.01.2004
года, тыс.куб.м

А

В

С1

А+В+
С1

С2

1.

Акмолинское N3
4 км к северо-
востоку от
Астаны

Суглинки для
производства
кирпича марки
"50-100"

5873

2842

496

9211

2.

Акмолинское-4

1,5 км к
северу от
Астаны

Суглинки для
производства
кирпича марки
"50-100"

44

469

751

1264

3.

Приишимское
юго-восточная
окраина Астаны

Алевролит,
аргиллит для
строительного
щебня

6,0

19,0

25,0

4.

Заречное
6 км
к юго-востоку
от Астаны

Песчано-
гравийная
смесь

302

5.

Степное
4 км
к западу от
Астаны

Песчано-
гравийная
смесь

1664

1664,0

340

6.

Акмолинское
II (северо-
восточное)
12 км к югу от
Астаны

Пески
кварцевые
гравелистые

503,0

2641

3144,0

7.

Акмолинское-1
северо-восточ-
ная окраина
Астаны

Суглинок для
строительства
автодорог

263

263,0

8.

Акмолинское-5
северо-восточ-
ная окраина
Астаны

Дресвяно-
суглинистая
кора

676

676,0

9.

АО совместное
предприятие
Меркур
2 км к
северо-востоку
от Астаны

Суглинок,
супесь для
строительства
автодорог

178

178,0

10.

Северо-Восточ-
ное
6,5 км к
северо-востоку
от г.Астаны

Суглинок,
глина для
строительства
автодорог

426

426,0

11.

Промышленное
на восточной
окраине пос.
Промышленный

Суглинок,
песчаник для
строительства
автодорог

661,5

661,5

12.

Акмолинское 7
12,5 км к
юго-востоку
от Астаны

Супесь для
строительства
автодорог

92,0

92,0

13.

Северная
Гряда возле
дороги Астана-
Павлодар

Щебенистый
грунт для
строительства
автодорог

9,0

9,0

14.

Тельмановское
9 км к юго-
востоку от
Астаны

Щебенистый
грунт для
строительства
автодорог

169

15.

Станция
Сороковая»в
районе ж.д.
станции
Сороковая»

Щебенистый
грунт для
строительства
автодорог

77

Приложение 3          
к Программе развития      
промышленности строительных  
материалов, изделий и     
конструкций в городе Астане  
на 2005-2014 годы       

    Раздел 8. План мероприятий по реализации Программы
 развития промышленности строительных материалов, изделий
     и конструкций в городе Астане на 2005-2007 годы

N
п/п

Наименование
мероприятий

Форма
завер-
шения

Ответс-
твенные
за испол-
нение

Срок
испол-
нения

Пред-
пола-
гае-
мые
рас-
ходы
(млн.
тен-
ге)

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

1. Основные меры, стимулирующие развитие отрасли

1.

Провести анализ
потребностей в
обеспечении от-
расли специалис-
тами среднего
специального и
высшего образо-
вания и внести
предложения по
созданию обучаю-
щих программ для
переквалификации
безработных по
соответствующим
специальностям.

Предло-
жения в
Минис-
терство
индус-
трии и
торговли

Депар-
таменты
предпри-
нима-
тель-
ства и
промыш-
ленности;
занятос-
ти и со-
циальных
программ;
образо-
вания.

IV
квартал
2005
года

-

-

2.

Проводить пос-
тоянный монито-
ринг реализации
проектов в об-
ласти произво-
дства строитель-
ных материалов,
изделий и
конструкций.

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Июль,
декабрь,
ежегодно

-

-

3.

Подготовить
инвестиционные
предложения.

Презента-
ция для
потенци-
альных
инвес-
торов

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности;
ГКП«Центр
индуст-
риально-
иннова-
ционного
развития
города
Астаны»

По мере
прора-
ботки,
ежегодно

-

-

4.

Сформировать
перечень инвес-
тиционных проек-
тов, требующих
финансирования.

Перечень
на ин-
тернет-
сайте

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

-

-

5.

Обеспечить учас-
тие городских
предприятий на
специализирован-
ных выставках.

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Постоянно

6.

Проработать воп-
рос организации
межотраслевой и
межрегиональной
кооперации пред-
приятий для соз-
дания строитель-
ного кластера в
регионе.

Предло-
жение
акиму
города
Астаны

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

4
квартал
2005
года

-

-

2. Формирование благоприятных условий
для инвестиционной деятельности

7.

Содействовать
реализации
приоритетных
региональных
проектов при
прохождении
через городские
органы и службы.

Инфор-
мация
акиму
города
Астаны
в виде
ежеквар-
тального
отчета

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
лен-
ности;
задейст-
вованные
город-
ские
органы и
службы
(по
согласо-
ванию)

Постоянно

-

-

8.

Обеспечить соз-
дание льготных
условий при
подключении к
инженерным сетям
и коммуникациям.

Информа-
ция по
мере вы-
полнения

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности;
энерге-
тики и
комму-
нального
хозяй-
ства

Постоянно

-

-

9.

Содействовать
прохождению
приоритетных
региональных
проектов через
государственные
институты
развития.

Инфор-
мация
акиму
города
Астаны
в виде
ежеквар-
тального
отчета

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Постоянно

-

-

3. Новые производства по получению современных
высокотехнологичных, конкурентоспособных и
экспортоориентированных строительных
материалов, изделий и конструкций

10.

Организация
производства
полиэфирных
стеклоплас-
тиковых труб
(инициатор ТОО
"Амитех Карасай
Пайп").

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Март
2005
года

19,7
млн.
долл.
США

30% -
собст-
венные
сред-
ства
пред-
прия-
тия;
70% -
кре-
дитные
сред-
ства
Банка
Раз-
вития
Казах-
стана.

11.

Организация про-
изводства сто-
лярных изделий
(инициатор ТОО
"SHEBER SC. KZ").

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Второй
квартал
2005
года

2530
тыс.
Евро

Кредит
ком-
мер-
чес-
кого
банка

12.

Организация
производства
облицовочного
кирпича на ТОО
"Астана Брик".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

3
квартал
2005
года

8,8
млн.
долл.
США

Кредит
ком-
мер-
чес-
кого
банка

13.

Организация
производства
полиэтиленовых
труб
(инициатор LG
International).

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленностиности

4
квартал
2005
года

10
млн.
долл.
США

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
Пред-
прия-
тия

14.

Строительство
фабрики по про-
изводству кале-
ного стекла и
стеклопакетов,
инициатор ТОО
"Азия-Акмола".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Март
2005
года

5
млн.
Евро

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
Пред-
прия-
тия

15.

Организация
производства
бетонных,
железобетонных
конструкций и
изделий на ТОО
"Найза Курылыс".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

4
квартал
2005
года

17
млн.
долл.
США

кредит
Банка
раз-
вития
Казах-
стана,
финан-
совый
лизинг

16.

Организация
производства
железобетонных
изделий и конс-
трукций на ТОО
"Астана Железо-
бетонный комби-
нат".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

4
квартал
2005
года

5
млн.
долл.
США.

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
Пред-
прия-
тия

17.

Организация
производства
изделий из
бетона на ТОО
"Конкрит Про-
дактс Астана".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

Март
2005
года

3186
тыс.
долл.
США

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
Пред-
прия-
тия

18.

Организация
производства
известково-пес-
чаного кирпича
и железобетон-
ных изделий на
ТОО "Корпорация
АБК-Курылыс".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

4
квартал
2005
года

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
Пред-
прия-
тия

19.

Организация про-
изводства сухих
строительных
смесей на ТОО
"BIG ELITE".

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

1
квартал
2005
года

1,3
млн.
долл.
США

Собс-
твен-
ные
сред-
ства
пред-
прия-
тия

20.

Строительство
завода по произ-
водству золоси-
ликатного кир-
пича, инициатор
ТОО "Завод
эффективных
строительных
материалов"

Отчет в
Минис-
терство
индуст-
рии и
торговли

Депар-
тамент
предпри-
ниматель-
ства и
промыш-
ленности

8
млн.
долл.
США

Кредит
ком-
мер-
ческих
банков