Об утверждении Правил разработки и утверждения планов и программ по государственной стандартизации

Приказ И.о. Председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 апреля 2005 года № 106. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 мая 2005 года № 3639. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 41

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 41 (порядок введения в действие см. п. 5).

     В целях реализации  Закона  Республики Казахстан "О техническом регулировании"  ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения планов и программ по государственной стандартизации.
     2. Контроль, за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Момышева Т. А.
     3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования. 

 
     И.о. Председателя

Утверждены                   
приказом и.о. Председателя Комитета по      
техническому регулированию и метрологии   
Министерства индустрии и торговли      
Республики Казахстан             
от 15 апреля 2005 года N 106         

Правила разработки и утверждения 
планов и программ по государственной стандартизации

     Настоящие правила разработаны в соответствии с подпунктом 5) пункта 2  статьи 7  и пунктами 1 и 4  статьи 25  Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании" и устанавливают порядок разработки и утверждения планов и программ по государственной стандартизации.
     Настоящие правила распространяются на государственные органы, технические комитеты по стандартизации, физические и юридические лица, независимо от форм собственности.

  1. Общие положения

     1. Планы работ по стандартизации (далее - План) составляются сроком на один год.
     Программы работ по государственной стандартизации (далее - Программа) составляются на среднесрочный (не менее 3 лет) или на долгосрочный период свыше 3 лет с обязательным выделением среднесрочных трехлетних этапов. План мероприятий по реализации долгосрочных программ разрабатывается на соответствующие среднесрочные этапы. 

     2. В Планах указываются:
     1) наименование и обозначение проектируемого стандарта, отражающее его суть и объекты стандартизации;
     2) действующий в республике код классификации и кодирования стандарта;
     3) сроки подготовки и утверждения государственных стандартов;
     4) государственные органы и организации, ответственные за разработку стандарта.

     3. В Программах указываются: 
     1) наименование и обозначение мероприятия;
     2) сроки подготовки и утверждения государственных стандартов;
     3) государственные органы и организации, ответственные за подготовку мероприятия.

     4. Планы и Программы разрабатывают с целью организации и координации работ по стандартизации в республике, в том числе в части обеспечения задач общенационального характера, безопасности работ, услуг, процессов, выпуска конкурентоспособной продукции, путем перехода на международные стандарты.
     5. Планы и Программы формируют уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии (далее - уполномоченный орган) на основании предложений государственных органов, технических комитетов по стандартизации, физических и юридических лиц Республики Казахстан с учетом приоритетных направлений в отраслях экономики Республики Казахстан и утверждают в порядке, установленном в главах 2 и 3 настоящих правил.

     6. При разработке Планов и Программ учитываются требования, установленные действующим законодательством Республики Казахстан, планами социального и экономического развития Республики Казахстан и научно-исследовательскими работами, годовыми и долгосрочными государственными и отраслевыми научно-техническими программами.

  2. Разработка и утверждение плана по государственной стандартизации

     7. План разрабатывается с целью организации и координации работ по стандартизации, в части разработки государственных стандартов и иных нормативных документов по стандартизации и их гармонизации с международными нормами, пересмотра и внесения изменений в действующие нормативные документы по стандартизации.

     8. В План включают следующие виды государственных стандартов и иных нормативных документов по стандартизации:
     1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
     2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
     3) стандарты на процессы;
     4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов;
     5) государственные классификаторы технико-экономической информации;
     6) международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации иностранных государств, удовлетворяющие целям обеспечения безопасности продукции, услуги, процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

     9. Предложение-заявку для включения в План от заинтересованных государственных органов и физических и юридических лиц, исходя из приоритетных направлений по стандартизации, метрологии и сертификации направляют в уполномоченный орган. 

     10. Предложение-заявка к Плану содержит: 

     1) информацию о заявителе; 
     2) информацию о предполагаемом разработчике (соисполнителе); 
     3) наименование и обозначение стандарта, отражающее его суть и объекты стандартизации; 
     4) технико-экономическое обоснование на разработку стандарта; 
     5) предполагаемые сроки разработки стандарта.
     11. Эксперты-аудиторы по стандартизации уполномоченного органа анализируют поступившие предложения, формируют проект Плана не позднее 1 сентября года предшествующего планируемому и направляют проект Плана на согласование заинтересованным государственным органам. 
     После получения отзывов уполномоченный орган формирует окончательную редакцию проекта плана и представляет на рассмотрение Научно-технического совета при уполномоченном органе (далее - НТС).
     Форма проекта Плана представлена в Приложении 1.
     12. К окончательной редакции Плана прилагаются поступившие заявки и пояснительная записка экспертов-аудиторов по стандартизации с аналитическим обзором запланированных работ, устанавливаемых приоритетных направлений, категории и видов нормативных документов, видов работ, сроков выполнения работ разработчиком, переходящую тематику разработок, источников финансирования. В пояснительной записке также указывают общее количество поступивших заявок на разработку, количество не принятых экспертами-аудиторами по стандартизации заявок с указанием причин. 
     13. При необходимости, НТС принимает решение о дополнительном согласовании окончательной редакции проекта плана с заинтересованными государственными органами и юридическими и физическими лицами (если они представляли предложения к проекту плана).
     14. После рассмотрения Плана на НТС, План утверждается Руководителем уполномоченного органа.

  2. Разработка и утверждение программы работ
по государственной стандартизации

     15. Программа разрабатывается с целью определения комплекса взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее крупных и важных экономических и социальных задач в области стандартизации.
     16. Программа содержит систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели, с учетом долгосрочных приоритетов Республики Казахстан. 

     17. Структура Программы состоит из следующих разделов:
     1) введение;
     2) анализ современного состояния проблемы;
     3) цель и задачи государственной программы;
     4) основные направления и План мероприятий по реализации Программы;
     5) необходимые ресурсы и источники финансирования;
     6) ожидаемый результат от реализации и индикаторы Программы. 

     18. Предусматриваются следующие этапы разработки и утверждения Программы:
     1) организационный;
     2) разработка проекта Программы;
     3) согласование и утверждение Программы.

     19. Организационный этап разработки проекта Программы включает в себя:
     1) направление предложений не позднее 5 ноября года, предшествующего году формирования проекта Программы в уполномоченный орган;
     2) определение подразделения уполномоченного или предприятия уполномоченного органа ответственного за разработку Программы (далее - ответственный исполнитель);
     3) утверждение Руководителем уполномоченного органа, документов (координационного плана разработки Программы, цели и задач Программы, ее концептуальных подходов, структуры основных разделов Программы) с последующим направлением их государственным органам и организациям-соисполнителям.

     20. Этап разработки проекта Программы предусматривает:
     1) представление организациями-соисполнителями Программы уполномоченному органу на основании его запросов и предложений по концептуальному подходу к разрабатываемой Программе, в том числе к ее разделам, целям, задачам и плану мероприятий по ее реализации;
     2) подготовку ответственным исполнителем на основании предложений организаций-соисполнителей проектов Программы, в том числе плана мероприятий по ее реализации. 
     Форма Плана мероприятий по реализации Программы представлена в приложении 2.

     21. Этап согласования и утверждения Программы включает в себя:
     1) направление ответственным исполнителем проекта Программы заинтересованным государственным органам на согласование;
     2) внесение ответственным исполнителем замечаний и предложений от заинтересованных государственных органов в Программу. В случае отклонения представленных замечаний и предложений ответственный исполнитель направляет ответ с обоснованием причин отказа;
     3) направление ответственным исполнителем проекта Программы с учетом замечаний и предложений на рассмотрение НТС. К проекту Программы прилагаются поступившие заявки, пояснительная записка и результаты согласований;
     4) принятие положительного решения НТС об утверждении Программы. При необходимости, Программа может быть возвращена на доработку ответственному исполнителю.
     Решение об утверждении или возвращении на доработку Программы заносится в протокол заседания НТС;
     5) утверждение Программы Руководителем уполномоченного органа.

Приложение 1                 
К правилам о разработке планов и программ работ
по государственной стандартизации     

План работ по государственной стандартизации

Код
за-
да-
ния

Код
по МК
(ИСО/
ИНФКО
МКС) 
001-
96

Наимено-
вание и 
обозначение 
разраба-
тываемого 
стандарта 
либо перес-
матриваемого 
стандарта/
вид работ

Основание
для раз-
работки / приори-
тетные направ-
ления

Срок предста-
вления проекта стандарта
в уполно-
моченный 
орган

Ответ-
ствен-
ный испол-
нитель

Предпо-
лагаемая

Органи-
зация -
Разра-
ботчик/
соиспол-
нители

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1 Основополагающие государственные стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования








Раздел 2 Государственные стандарты на продукцию, услугу, устанавливающие требования к однородным группам продукции, услуги








Раздел 3 Государственные стандарты на процессы








Раздел 4 Государственные стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов








Раздел 5 Государственные классификаторы технико-экономической информации








     Примечание:
     В графе 1 указывается порядковый номер разрабатываемого документа.
     В графе 2 указываются код по межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 
     В графе 3 после наименования и обозначения разрабатываемого документа указываются следующие виды работ: 
     "Разработка СТ РК..." (для новых документов)

     "Взамен СТ РК / РСТ КазССР..." (в случае пересмотра СТ РК или РСТ КазССР)
     "Взамен ОСТ..." (в случае перевода ОСТ  в разряд СТ РК)
     "Изменение СТ РК..."
     При прямом применении международных стандартов после вида работ в скобках указывают обозначение применяемого СТ РК (СТ РК/ИСО..., СТ РК/МЭК..)
     В графе 4 указываются приоритетные направления работ и основания для разработки (поручения Правительства и гос.органов, актуальность, гармонизация с международными стандартами и др.).

Приложение 2                 
К правилам о разработке планов и программ работ
по государственной стандартизации   

План мероприятий
по реализации Программы работ по государственной стандартизации

N
п/п

Меро-
приятие

Форма
завер-
шения

Ответст-
венные
за испол-
нение
(реализацию)

Срок
испол-
нения
(реали-
зации)

Предпо-
лагаемые
расходы
(тыс. тенге)

Источник
финан-
сиро-
вания