Об утверждении Правил проведения независимого аудита систем поддержания летной годности воздушных судов

Приказ Председателя Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 29 ноября 2004 года № 235. Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 15 декабря 2004 года № 3275. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 299

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 30.06.2010 № 299.

      В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Положения о Комитете гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2004 года № 1232, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила проведения независимого аудита систем поддержания летной годности воздушных судов.
      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Жолдыбаева А.Б.
      3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Председатель 

 

      Утверждены                
приказом Председателя Комитета     
гражданской авиации Министерства    
транспорта и коммуникаций       
Республики Казахстан          
от 29 ноября 2004 года N 235      


Правила проведения независимого аудита 
систем поддержания летной годности воздушных судов 1. Общие положения

      1. В настоящих Правилах проведения независимого аудита систем поддержания летной годности воздушных судов (далее - Правила) используются следующие понятия: 
      Аудит (аудиторская проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств проверки и их объективной оценки с целью установления степени выполнения критериев аудита.
      Аудит первой стороны - данный вид аудита осуществляет сама организация.
      Аудит второй стороны - данный вид аудита осуществляется заказчиком у проверяемой организации. Основная цель данного аудита является получение информации о системе качества и соответствия требованиям заказчика в отношении проверяемой организации.
      Аудит третьей стороны - данный вид аудита осуществляется организацией, проводящая аудит, по договору с заказчиком у проверяемой организации.
      К независимому аудиту систем поддержания летной годности воздушных судов относятся аудит второй и третьей стороны.
      Главный эксперт-аудитор - эксперт-аудитор, назначенный для руководства аудиторской проверкой систем поддержания летной годности воздушных судов.
      Заказчик (клиент) - лицо или организация, по запросу которой проводится аудит.
      Наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проведения аудита. 
      Несоответствие - невыполнение установленных законодательством требований к системе поддержания летной годности воздушных судов.
      Объективное доказательство - информация о качестве или количестве (зарегистрированные данные или заявления, имеющие отношение к качеству технического обслуживания и ремонта авиационной техники, либо наличию и применению какого-либо элемента системы поддержания летной годности), полученная путем наблюдения, измерения или испытаний.
      Организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники - юридическое лицо, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, в том числе работы по техническому обслуживанию и текущему (восстановительному) ремонту отдельных комплектующих изделий авиационной техники и функциональных систем воздушных судов.
      Организация, проводящая аудит - юридическое лицо, имеющее квалифицированный в вопросах поддержания летной годности воздушных судов персонал, необходимую документацию для проведения аудита.
      Проверка качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники - систематический и независимый анализ, позволяющий определять соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям поддержания летной годности воздушных судов.
      Проверяемая организация - организация гражданской авиации, эксплуатирующая воздушные суда или предлагающее свои услуги в этой области. 
      Система качества - совокупность организационной структуры, персонала, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
      Техническое обслуживание авиационной техники - комплекс работ, выполняемых для поддержания летной годности воздушных судов при их подготовке к полетам, а также при обслуживании воздушных судов, авиационных двигателей и их компонентов после полетов, при хранении и транспортировании.
      Эксперт-аудитор (по поддержанию летной годности воздушных судов) - специалист, имеющий соответствующую квалификацию для проведения проверок систем поддержания летной годности воздушных судов.

      2. Аудит проводится на основании договора о проведении аудита. В случае выбора заказчиком организации, специализирующейся в проведении аудита, заключается договор между заказчиком, организацией, проводящей аудит и проверяемой организацией. 
      3. Аудит систем поддержания летной годности воздушных судов проводится за счет средств заказчика.

 

2. Цели и задачи проведения аудита 

      4. Аудит систем поддержания летной годности воздушных судов организаций гражданской авиации проводится для определения степени эффективности и пригодности различных элементов качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники для достижения целей, установленных системой поддержания летной годности воздушных судов.
      5. Аудит преследует следующие цели:
      1) соответствие или несоответствие элементов системы поддержания летной годности установленным требованиям нормативных правовых актов;
      2) определение эффективности внедренной системы поддержания летной годности с точки зрения достижения целей, установленных в области качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
      3) предоставление проверяемой организации возможности улучшить систему поддержания летной годности воздушных судов.

 

3. Полномочия и отчетность 
членов аудиторской группы

      7. Для проведения аудита, группой экспертов-аудиторов назначается главный эксперт-аудитор, руководящий группой на всех этапах аудита.
      8. В зависимости от характера аудита в группу экспертов-аудиторов могут быть включены эксперты со специализированной подготовкой или наблюдатели, приемлемые для заказчика, проверяемой организации и главного эксперта-аудитора.
      9. Главный эксперт-аудитор принимает окончательные решения по проведению аудита и любых наблюдений при аудите.
      10. Главный эксперт-аудитор:
      1) определяет требования к каждому члену группы экспертов-аудиторов, с учетом их квалификации;
      2) планирует аудит, готовить рабочие документы и проводить инструктаж группы экспертов-аудиторов;
      3) анализирует документацию, относящуюся к деятельности существующей системы поддержания летной годности воздушных судов, для установления соответствия этой деятельности;
      4) немедленно сообщает проверяемой организации о критических несоответствиях;
      5) сообщает обо всех существенных препятствиях, возникающих при выполнении аудита;
      6) готовит отчет о результатах аудита.
      11. Эксперты-аудиторы:
      1) исполняют требования проводимого аудита;
      2) доводят до сведения персонала проверяемой организации информацию о правилах проведения аудита;
      3) эффективно и результативно планирует и выполняет возложенные на них обязанности;
      4) оформляют результат аудита;
      5) доводят до сведения заказчика и проверяемой организации информацию о результате аудита;
      6) проверяют эффективность корректирующих действий, предпринятых по результатам аудита (по заявке заказчика);
      7) поддерживают в порядке и сохранности документы, относящиеся к аудиту (предоставление документов по требованию заказчика, обеспечение конфиденциальности документов, неразглашение информации, полученной в ходе проведения аудита);
      8) не выходят за рамки области деятельности проводимого аудита;
      9) собирают и анализируют доказательства, подходящие и достаточные для составления заключений о проверяемой системе поддержания летной годности воздушных судов;
      10) при появлении любых доказательств, влияющих на результаты аудита, требуют проведения более обширной проверки;
      11) проверить, что персонал проверяемой организации знает, имеет в своем распоряжении, понимает и использует методики, документы и другие сведения, описывающие или подтверждающие необходимые элементы системы поддержания летной годности воздушных судов;
      12) проверить, что все документы и другие сведения, используемые для системы поддержания летной годности воздушных судов соответствуют требованиям достижения поставленных целей в области обеспечения качества технического обслуживания воздушных судов.
      12. Заказчик:
      1) определяет необходимость и цель аудита и организует процесс аудиторской проверки;
      2) принимает отчет об аудите;
      3) информирует, какие последующие действия (при необходимости) должны быть предприняты в проверяемой организации.
      13. Руководство проверяемой организации:
      1) информирует служащих о целях и области деятельности аудита;
      2) назначает ответственных лиц из числа служебного персонала для сопровождения экспертов-аудиторов;
      3) представляет группе экспертов-аудиторов необходимые данные, для обеспечения эффективного и результативного проведения аудита;
      4) по запросу экспертов-аудиторов предоставляет доступ к необходимому оборудованию, относящееся к системе поддержания летной годности воздушных судов;
      5) сотрудничает с экспертами-аудиторами для достижения целей аудита.

 

4. Особенности систем поддержания летной годности

      14. Особенности систем поддержания летной годности, учитываемые при проведении аудита систем поддержания летной годности воздушных судов:
      1) соблюдение программы технического обслуживания и обязательных требований к сохранению летной годности, а также то, что используются только те инструкции по проведению работ, в которых учтены последние изменения стандартов;
      2) выполнение инструкций по проведению работ, включая перенос недостатков в дополнительные карты-наряды на выполнение работ; осуществление контроля за их устранением и окончательной сверки. Действия, предпринятые в отношении начатых, но не завершенных работ, связанных с выполнением конкретной инспекционной проверки или проведением технического обслуживания;
      3) соблюдение стандартных технических требований и правил изготовителя авиационной техники или организации;
      4) наличие стандартов инспекционных осмотров и качества;
      5) меры предотвращения и борьбы с коррозией и другие процессы защитной обработки;
      6) используемые процедуры передачи в другую рабочую смену воздушного судна с незаконченным в течение рабочего дня объемом работ, обеспечивающие непрерывность контроля и завершение работ;
      7) меры предосторожности, принимаемые с целью проверки всех воздушных судов по завершении любой работы или технического обслуживания на предмет отсутствия оставленных инструментов, различных небольших предметов и деталей на месте проведения работ.
      15. При проверке данных, касающихся поддержания летной годности:
      1) определяется соответствие руководств и другой технической документации, относящейся к каждому типу воздушных судов, эксплуатируемых проверяемой организацией, включая документацию по двигателям, воздушным винтам и другому оборудованию, и проверяется получение на постоянной основе пересмотренных вариантов руководств и поправок к ним, а также наличие информации о поддержании летной годности;
      2) оценивается эксплуатационная документация изготовителей, определяется порядок ее применения к эксплуатируемым типам воздушных судов и регистрации соответствия или использования документации на практике;
      3) проверяется порядок ведения журнала регистрации руководств и технической литературы, имеющейся в организации, места хранения этой документации и фактическое положение дел с внесением в нее поправок;
      4) подтверждается, что все руководства и документы организации как технического, так и технологического характера постоянно обновляются.
      16. При проверке складских помещений и правил хранения:
      1) определяется соответствие складских помещений и условий хранения компонентов воздушных судов многократного применения, небольших деталей, скоропортящихся предметов, легковоспламеняющихся жидкостей, двигателей и крупных узлов требованиям, принятым проверяемой организацией;
      2) проверяются процедуры осмотра поступающих агрегатов, материалов и изделий на предмет определения соответствия заказу, наличия документации, касающейся допуска к эксплуатации и закупки из источников, утвержденных проверяемой организацией;
      3) проверяется порядок регистрации партий поступивших грузов и идентификации сырьевых материалов, принятия на склады изделий с неотработанным ресурсом и оформления заявок на получение изделий со складов;
      4) проверяются правила маркировки, включая использование бирок с надписями о пригодности (непригодности) к эксплуатации или подлежащих ремонту изделий, их сертификации и снятия бирок после установки на воздушное судно, а также процедуры маркировки пригодных к эксплуатации изделий с неотработанным ресурсом;
      5) проверяются внутренние процедуры выдачи разрешений на эксплуатацию, подлежащие использованию в том случае, когда изделия направляются в другие места хранения в пределах организации;
      6) проверяются процедуры передачи материалов или изделий, прошедших ремонт, другим организациям. Эта процедура должна также распространяться на изделия, направляемые на поверку и калибровку;
      7) определяются процедуры оформления заявок на получение инструмента, а также система, гарантирующая наличие постоянной информации о месте нахождения этого инструмента;
      8) контролируются сроки и условия хранения на складах, а также проверяется порядок выдачи стандартных расходных материалов, их идентификации и сортировки.
      17. Проверка средств технического обслуживания проводится с целью определения:
      1) чистоты рабочих помещений, надлежащего технического состояния и функционирования ангаров, ангарных сооружений и специального оборудования, а также организации технического обслуживания самоходного оборудования;
      2) соответствия и функционирования специальных служб и оборудования, включая оборудование для сварки, средства неразрушающего контроля, оборудование для взвешивания и покраски;
      3) выполнение регулярного технического обслуживания оборудования для просмотра депозитивов/распечатки информации, которая используется совместно с микрофишами, микрофильмами и компактными дисками, и обеспечения соответствующего качества печати и воспроизведения информации на экране;
      4) соответствия специальных инструментов и оборудования, используемых для каждого типа воздушных судов, включая двигатели, воздушные винты и другое оборудование.
      18. При проверке общих правил организации по контролю за поддержанием летной годности воздушных судов:
      1) проверяется выполнение требований изданных уполномоченными органами в сфере гражданской авиации и (или) разработчиками директив по летной годности, обязательных доработок, осмотров и специальных проверок парка воздушных судов, необходимость проведения которых обусловлена проблемами, возникшими в процессе эксплуатации;
      2) контролируется практика организации в отношении составления графиков или предварительного планирования работ по техническому обслуживанию, подлежащих выполнению вне ангаров, и соответствие выделяемых для этого средств;
      3) проверяется функционирование системы представления информации о проблемах, возникающих в процессе эксплуатации авиационной техники, наличие которой предусматривается требованиями уполномоченного органа в сфере гражданской авиации;
      4) проверяется порядок допуска персонала на самостоятельное техническое обслуживание воздушных судов, на оформление свидетельств о техническом обслуживании после выполнения проверок и работ по техническому обслуживанию, эффективность и соответствие системы подготовки, включая повышение квалификации, а также порядок регистрации информации об опыте специалистов, уровне их подготовке и квалификации для оформления допуска на самостоятельное техническое обслуживание;
      5) определяется эффективность технических инструкций, выпускаемых для персонала, связанного с техническим обслуживанием авиационной техники;
      6) определяется соответствие персонала с точки зрения квалификации, количества и возможности обеспечивать все виды необходимой деятельности, предусмотренной разрешением, выданным уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;
      7) определяется эффективность и полнота программы проведения комплексных проверок качества технического обслуживания;
      8) определяется соответствие требованиям программ, включая контроль периодичности технического обслуживания, проверок, организацию контроля за ремонтом, испытаниями, проверкой изделий, регистрации наработки воздушных судов и так далее;
      9) проверяется надлежащее ведение судовой и другой необходимой документации и обеспечение того, что эти документы прошли оценку в соответствии с требованиями государства;
      10) проверяется соблюдение утвержденных методов и практики при выполнении капитального и мелкого ремонта;
      11) контролируется деятельность субподрядчиков в случаях делегирования части работ по техническому обслуживанию воздушных судов и (или) агрегатов.

 

5. Порядок проведения независимого аудита

      18. Заказчик принимает окончательное решение относительно того, какие элементы системы поддержания летной годности воздушных судов, физические участки и какая организационная деятельность должны быть подвергнуты аудиту в течение установленного времени.
      19. Область деятельности аудита устанавливается исходя из объема нужной заказчику конкретной информации.
      20. Заказчик определяет стандарты или документы, которым должна соответствовать система поддержания летной годности воздушных судов проверяемой организации.
      21. Необходимо иметь достаточные объективные доказательства, подтверждающие применение и эффективность системы поддержания летной годности воздушных судов проверяемой организации.
      22. Ресурсы, предоставляемые для аудита, должны соответствовать установленной области деятельности аудита.
      23. Необходимость проведения аудита определяется заказчиком с учетом установленных нормативных требований и любых других соответствующих факторов. Значительные изменения в управлении, организации, политике, методах или технологии, которые могут влиять на систему поддержания летной годности, или изменения в самой системе, а также результаты недавних предшествующих аудиторских проверок являются обстоятельствами, принимаемые во внимание при принятии решения о периодичности аудиторских проверок.
      24. В качестве основы для планирования аудита эксперт-аудитор анализирует соответствие принятого проверяемой организацией зарегистрированного описания методов выполнения требований системы поддержания летной годности.
      25. План аудита, подготовленный главным экспертом-аудитором, должен быть одобрен заказчиком и сообщен экспертам-аудиторам и проверяемой организации.
      26. План аудита включает:
      1) цели и область деятельности аудита;
      2) список лиц, несущих ответственность с точки зрения целей и области деятельности аудита;
      3) перечень документов (таких как применяемые стандарты по системе поддержания летной годности воздушных судов и руководство по качеству проверяемой организации);
      4) список членов группы экспертов-аудиторов;
      5) указание на язык аудита;
      6) дату и место проведения аудита;
      7) наименования проверяемых подразделений организации;
      8) требуемое время и продолжительность проведения каждого из основных мероприятий аудита;
      9) расписание совещаний, проводимых в ходе аудита с руководством проверяемой организации;
      10) требования к конфиденциальности;
      11) ожидаемую дату выпуска и рассылки отчета об аудите.
      26. При возражении проверяемой организации по каким-либо пунктам плана аудита, то такие возражения разрешаются между главным экспертом-аудитором и проверяемой организацией и, если необходимо, заказчиком до проведения аудита.
      27. Конкретные детали плана аудита сообщаются проверяемой организации только в ходе аудита, если их преждевременное раскрытие не мешает сбору объективных доказательств.
      28. Каждому эксперту-аудитору для аудита выделяются конкретные элементы системы поддержания летной годности воздушных судов или конкретные функциональные подразделения. Такое распределение обязанностей должно производиться главным экспертом-аудитором.
      29. Рабочие документы, необходимые эксперту-аудитору для облегчения аудиторской проверки, а также для документального оформления и отчета о результатах, могут включать:
      1) перечни контрольных вопросов, используемые для оценки элементов системы качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
      2) формы для регистрации наблюдений при аудите;
      3) формы для регистрации вспомогательных доказательств, подтверждающих выводы экспертов-аудиторов.
      30. Рабочие документы составляются таким образом, чтобы они не ограничивали проведение дополнительной проверочной деятельности или расследований, необходимость в которых может выявиться на основании информации, полученной в ходе аудита.
      31. В процессе осуществления аудита проводятся предварительные совещания, целью которых является:
      1) представление группы экспертов-аудиторов руководству проверяемой организации;
      2) обзор области деятельности и целей аудита;
      3) краткое изложение методов и процедур, которые будут использованы для проведения аудита;
      4) установление официальных каналов связи между группой экспертов-аудиторов и проверяемой организацией;
      5) подтверждение наличия ресурсов и оборудования, необходимых для группы экспертов-аудиторов;
      6) подтверждение времени и дат заключительного и любых промежуточных совещаний группы экспертов-аудиторов и руководства проверяемой организации;
      7) выяснение всех неясных деталей плана аудита.
      32. Сбор доказательств производится путем опроса, анализа документов и наблюдения за деятельностью и условиями на участках, представляющих интерес. Признаки, указывающие на возможность несоответствий, должны фиксироваться, если они представляются существенными, включая случаи, когда они не входят в перечень контрольных вопросов и должны подвергаться расследованию. Сведения, собранные в результате опросов, должны проверяться путем сравнения со сведениями на ту же тему, полученными из других независимых источников, таких, как физическое наблюдение, измерения и зарегистрированные данные.
      33. В процессе аудита главный эксперт-аудитор по согласованию с заказчиком и проверяемой организацией вносит изменения в распределение обязанностей между членами группы и в план аудита, если это необходимо для обеспечения оптимального достижения целей аудита.
      34. Если цели аудита покажутся недостижимыми, то главный эксперт-аудитор должен сообщить причины заказчику и проверяемой организации.
      35. Все наблюдения, сделанные в ходе аудита, подлежат регистрации. После аудита всех видов деятельности группа экспертов-аудиторов должна рассмотреть все свои наблюдения, чтобы решить, какие из них должны быть представлены как несоответствия.
      36. В конце аудита, перед подготовкой отчета об аудите, группа экспертов-аудиторов должна провести заключительное совещание с руководством проверяемой организации. Основной целью совещания является представление руководству проверяемой организации наблюдений, сделанных при аудите.
      37. Главный эксперт-аудитор представляет выводы группы экспертов-аудиторов относительно эффективности системы поддержания летной годности воздушных судов в обеспечении достижения целей, установленных в области качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
      38. По предложению проверяемой организации эксперт-аудитор может также внести замечания рекомендательного характера по улучшению системы поддержания летной годности воздушных судов.
      39. Отчет об аудите должен объективно отражать как общие сведения, так и содержание аудита. Он должен быть датирован и подписан главным экспертом-аудитором. Отчет должен содержать следующие пункты:
      1) область деятельности и цели аудита;
      2) подробный план аудита, список членов группы экспертов-аудиторов, сроки проведения аудита и наименование проверяемой организации;
      3) перечень документов, на соответствие которым проводился аудит;
      4) наблюдения несоответствий;
      5) оценка группой экспертов-аудиторов степени соответствия деятельности проверяемой организации применяемому стандарту;
      6) способность системы поддержания летной годности воздушных судов достичь определенных целей в области качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
      7) рассылка отчета об аудите.
      40. Любые сообщения в промежутке времени от заключительного совещания до выхода отчета должны осуществляться главным экспертом-аудитором.
      41. Отчет об аудите представляется главным экспертом-аудитором заказчику. Копии отчета руководству проверяемой организации предоставляются заказчиком. Проверяемая организация и заказчик обеспечивают надлежащую сохранность отчетов об аудите, содержащих конфиденциальную информацию или информацию, являющуюся собственностью.
      42. Отчет об аудите должен быть подготовлен в сроки, оговоренные в договоре на проведение аудита. Если это нельзя сделать в согласованный период времени, то заказчику и проверяемой организации должны быть представлены причины задержки. При этом устанавливается пересмотренная дата подготовки отчета.

      

6. Последующие корректирующие действия

      43. Проверяемая организация устанавливает и проводит корректирующие действия, необходимые для исправления несоответствия или устранения причин несоответствия.
      44. Корректирующие действия и последующие дополнительные аудиторские проверки должны быть завершены в период времени, согласованный между заказчиком и проверяемой организацией при консультации с организацией, проводящей аудит.
      45. Организация, проводящая аудит, информирует заказчика о ходе выполнения корректирующих действий и последующих аудиторских проверках.