Об утверждении Правил о порядке организации деятельности психолого-медико-педагогической консультации

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 сентября 2004 года № 744. Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан от 19 октября 2004 года № 3162. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 258

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 04.07.2013 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

      «Согласовано»:   
Первый вице-министр 
здравоохранения  
Республики Казахстан
14 сентября 2004 года

      В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями"  ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила о порядке организации деятельности психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) согласно приложению.
      2. Департаменту среднего образования (Испусинова С.Б.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
      4. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям (департаментам) образования довести данный приказ до всех районных, городских отделов и организаций образования.
      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.

      Министр  

 

Приложение           
к приказу Министра       
образования и науки       
Республики Казахстан      
14 сентября 2004 г. N 744   
"Об утверждении Правил о порядке
организации деятельности   
психолого-медико-педагогической
консультации"         


Правила о порядке организации деятельности
психолого-медико-педагогической консультации 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности психолого-медико-педагогической консультации, которая оказывает помощь населению в вопросах психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с проблемами в развитии, воспитания и обучения, установления прав на их социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку.
      Психолого-медико-педагогическая консультация (далее - ПМПК) является одним из видов специальных организаций образования и открывается одна консультация на 60 тысяч детского населения решением акима области, города республиканского значения и столицы.
      2. Открытие, реорганизация, ликвидация, материально-техническое обеспечение ПМПК определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Контроль за деятельностью Республиканской ПМПК осуществляет центральный исполнительный орган в области образования, а областных, межрайонных и городских ПМПК - местные органы управления образованием областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы.
      Методическая помощь областным, городским психолого-медико-педагогическим консультациям оказывается Республиканской ПМПК.
      3. ПМПК является юридическим лицом в организационно-правовой форме, имеет печати и штампы государственного учреждения, а также вывеску установленного образца.

      2. Основные задачи ПМПК

      4. Основными задачами ПМПК являются:
      1) психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков до 18 лет с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания;
      2) определение специальных потребностей ребенка и установление его прав на получение медицинских, специальных образовательных, специальных социальных услуг; 
      3) подтверждение, уточнение и изменение, в случае необходимости, ранее установленного диагноза и прав на получение специальных услуг в связи с изменением состояния ребенка;
      4) напpавление, пpи необходимости, детей и подростков в научно-исследовательские, диагностические центры и иные лечебно-пpофилактические организации для углубленного обследования, лечения и динамического наблюдения;
      5) разработка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической и социальной помощи, составление индивидуальной программы реабилитации, организация их лечения, воспитания и обучения в организациях образования;
      6) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам, врачам по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии: со школьной неуспеваемостью, нарушением поведения, эмоционально-волевой сферы, трудностями общения, в том числе не подлежащих направлению в специальные коррекционные организации;
      7) совместная работа с органами управления образованием, здравоохранением и социальной защиты, общественными организациями по своевременному выявлению детей, в том числе раннего возраста с различными отклонениями в развитии, нуждающихся в специализированной помощи;
      8) учет и ведение отчетности о детях с ограниченными возможностями, их потребностях в медицинских, специальных образовательных и социальных услугах совместно с органами управления образованием, здравоохранением и социальной защиты;
      9) разъяснительная работа среди населения, работников органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения об особенностях психофизического состояния детей с ограниченными возможностями;
      10) методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных коррекционных организаций в изучении динамики развития детей и подростков в процессе воспитания и обучения;
      11) внесение в органы управления образованием предложений по развитию сети специальных коррекционных организаций для детей с ограниченными возможностями.
      5. В своей работе ПМПК руководствуется ноpмативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан, центральных исполнительных органов в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и иными нормативными правовыми актами.

      3. Порядок приема и обследование детей в ПМПК

      6. Направление детей и подростков в ПМПК осуществляется по инициативе организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций, а также родителей (законных представителей) с предъявлением следующих документов:
      свидетельства о рождении;
      подробной выписки из истории развития ребенка с заключениями вpачей-специалистов и результатов обследований;
      подробной педагогической характеристики с анализом развития эмоциональной сферы и поведения, успеваемости;
      письменных работ по государственному и русскому языкам, математике, рисунков и других продуктов деятельности ребенка.
      7. Обследование детей и подростков, обратившихся в ПМПК по инициативе родителей (законных представителей), допускается и без представления документов.
      8. Прием детей на ПМПК осуществляется только в сопровождении родителей (законных представителей). Прием подростков с 14 лет, обратившихся по личной инициативе, допускается без сопровождения родителей (законных представителей).
      9. Полное первичное обследование включает в себя все виды обследования (неврологическое, психиатрическое, психолого-педагогическое, логопедическое), а также сбор анамнеза, запись результатов обследования в карту и оформление заключения, при этом длительность его не должна превышать более одного часа, а при повышенной утомляемости ребенка не более 20-30 минут.
      Полным первичным обследованием считается обследование, в ходе которого происходит максимально полный сбор анамнеза, оценка состояния ребенка всеми специалистами ПМПК и в результате устанавливается развернутый диагноз или выносится психолого-медико-педагогическое заключение. Первичное обследование с целью установления диагноза может проводиться в течение 1-4 приемов.
      10. Повторное обследование назначается с целью уточнения или изменения общего заключения ПМПК, прежде всего, в случаях необходимости уточнения степени интеллектуального дефекта после диагностических учебно-коррекционных занятий (диагностические классы (группы), пробное обучение в организациях образования).
      11. Дополнительное обследование назначается для уточнения диагноза и получения дополнительных сведений о состоянии ребенка, служащих базой для подробных медицинских и психолого-педагогических рекомендаций. Контрольное обследование назначается с целью контроля динамики состояния ребенка.
      12. Данные обследования протоколируются в карте развития ребенка. На основании данных индивидуального обследования ребенка в ПМПК составляется общее заключение всех специалистов о характере отклонений в его развитии. Принимается коллегиальное решение о типе и форме организации коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Составляется индивидуальная программа реабилитации, предусматривающая оказание необходимых медицинских, образовательных и социальных услуг, при необходимости подросткам даются рекомендации по профориентации и трудоустройству, социальной и трудовой адаптации.
      13. В тех случаях, когда родители (законные представители) не согласны с заключением областной (городской, районной) ПМПК, они могут обратиться в республиканскую психолого-медико-педагогическую консультацию.
      14. Списки обследованных детей и подростков с ограниченными возможностями с указанием их нужд в образовательных, медицинских и социальных услугах и рекомендациями ПМПК направляются в соответствующие органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты для оказания им необходимой помощи. Родителям (законным представителям) выдается заключение с соответствующими рекомендациями.
      15. Заключение ПМПК о форме организации обучения и воспитания, типе и виде организации носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальные коррекционные и другие организации образования при согласии родителей (законных представителей). Заключение ПМПК о виде и форме образования направляется в органы управления образованием.

      4. Организация и содержание работы ПМПК

      16. ПМПК должна быть открыта в отдельном помещении с площадью не менее 150 квадратного метра, иметь медицинское оборудование, методический и диагностический материалы для проведения всех видов обследования, соответствующую мебель, ковровые покрытия, компьютерная техника, автотранспорт.
      17. ПМПК должна работать по утвержденному графику непосредственно в помещении консультации. Специалисты консультации выезжают в районы для обследования детей по месту жительства.
      18. В штаты каждой ПМПК в обязательном порядке входят следующие специалисты: врач-психиатр, врач-невропатолог, врач-сурдолог, врач-офтальмолог, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), социальный педагог, медицинский статистик, бухгалтер, санитарка.
      Другие специалисты медицинского и иного профиля привлекаются для работы в соответствии с законодательством о труде.
      19. Основным содержанием работы ПМПК является:
      1) комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью установления медицинского диагноза патологии, имеющейся у ребенка;
      2) выяснение особенностей проявления заболевания и сопутствующих ему патологических изменений;
      3) установление психолого-педагогического диагноза отклоняющегося развития, основанного на выявленных особенностях и нарушениях умственного и речевого развития;
      4) определение соответствия имеющихся знаний, умений и навыков возрасту, ступени обучения, создание адекватных условий обучению и воспитанию;
      5) консультирование родителей (законных представителей) по проблемам развития ребенка.
      20. ПМПК осуществляет комплексное обследование ребенка, руководствуясь принципами гуманного отношения к детям и их родителям (законным представителям), заложенными в Конвенции о правах ребенка, Законе Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан", настоящих Правилах и других нормативных правовых актах. Работает в тесном сотрудничестве с органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты, внутренних дел, а также с организациями по вопросам оказания всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями.
      21. Для углубленного изучения детей и установления окончательного диагноза в ПМПК открываются коррекционно-диагностические классы (группы) для детей с ограниченными возможностями.

      5. Управление ПМПК

      22. Непосредственное управление ПМПК осуществляет заведующий, назначаемый местным органом управления образованием областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы, заведующий Республиканской ПМПК - центральным исполнительным органом в области образования.
      23. Права и обязанности всех работников ПМПК определяются настоящими Правилами, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками и должностными инструкциями.
      Для всех специалистов ПМПК (врачей, педагогов, психологов) установить продолжительность рабочего времени 24 часа в неделю. Для заведующих и медицинских статистиков - 30 часов в неделю.
      Продолжительность трудового отпуска устанавливается в соответствии с трудовым законодательством.
      24. Оплата труда специалистов ПМПК производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. За работу с детьми с ограниченными возможностями в развитии и обучении специалисты ПМПК получают доплату в размере 30% от базового должностного оклада.
      25. ПМПК хозяйственно-финансовую деятельность осуществляет в соответствии со сметой расходов, в пределах выделенных бюджетных средств, а также вне бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Порядок хранения и выдачи документации ПМПК

      26. В ПМПК ведется следующая документация: журнал предварительной записи на консультацию, журнал учета детей прошедших обследование, карта развития ребенка, в которой, фиксируются ход и результаты обследования всеми специалистами, выписка из карты развития ребенка с заключениями и рекомендациями ПМПК.
      27. В карте развития ребенка отражаются результаты всех видов обследования (анамнестические сведения, неврологические, психиатрические и другие виды медицинских осмотров, параклинические исследования, психологическое, педагогическое, логопедическое) и выносится общее заключение ПМПК. Заполненная специалистами карта развития ребенка является обоснованием вынесенного заключения ПМПК.
      Карта развития каждого ребенка хранится в течение 5 лет, по истечении срока передается в архив.
      28. Заключение (выписка из карты развития) выдается родителям (законным представителям), где указывается:
      1) состояние интеллекта ребенка;
      2) развернутый неврологический диагноз;
      3) психиатрический диагноз: при наличии у ребенка психических заболеваний и расстройств диагноз психиатра, при необходимости, обозначается соответствующим МКБ 10;
      4) при наличии речевых нарушений - заключение логопеда;
      5) сопутствующие заболевания и синдромы (хронические заболевания органов и систем, наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, а также патопсихологические, нейропсихологические синдромы, школьная дезадаптация).
      29. В случае необходимости родителям (законным представителям), а также педагогам, врачам выдаются подробные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей и подростков.
      30. Родителям (законным представителям) могут быть выданы более подробные выписки из карты развития ребенка и рекомендации по его обучению и воспитанию в письменной форме в тех случаях, когда ребенок страдает нарушением интеллекта и речи.
      В тех случаях, когда состояние ребенка квалифицируется как психическое расстройство, к числу которых по МКБ относятся психозы, психопатии, невротические реакции, патохарактерологические формирования личности, развернутые заключения ПМПК выдаются только по запросам следственных органов, центров психического здоровья, психиатрических больниц и центральных органов в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения.