В целях дальнейшего развития и повышения качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в Республике Казахстан приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям.
2. Руководителям управлений (департаментов) здравоохранения областей и городов Алматы и Астаны принять к сведению и исполнению настоящий приказ.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Диканбаеву С.А.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр
Утверждено
приказом Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 17 октября 2003 года N 760
Положение
об организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан "О системе здравоохранения" и определяет задачи, функции, правовые и организационные основы деятельности медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь в амбулаторных условиях.
1. Общие положения
1. Организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям, организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности.
2. Амбулаторно-поликлиническая помощь детям со дня выписки из родильного дома до 14 летнего возраста включительно (до 14 лет 11 месяцев 29 дней) осуществляется в:
1) детской городской поликлинике, детском отделении городской поликлиники;
2) детской консультации центральных районных больниц (городских поликлиник);
3) в амбулаториях сельских участковых больниц (СУБ), сельских врачебных амбулаториях (СВА), семейных врачебных амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) и фельдшерских пунктах (ФП);
4) детской областной, городской (региональной) консультативно-диагностической поликлинике (центра), детском отделении одноименной поликлиники;
5) специализированных медицинских организациях, ведущих амбулаторный прием детей;
6) медицинских пунктах (кабинетах) организаций образования и других ведомств.
3. Амбулаторно-поликлиническая помощь организовывается по территориальному принципу. Участковый педиатр в организациях, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детям, как в городской, так и сельской местности, обслуживает на территориальном участке до 800 детей. В течение одного часа на приеме в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, участковый педиатр обслуживает 4 ребенка, а на дому - 2 ребенка.
4. Оптимальный режим работы организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, в выходные дни до 14 часов.
5. Организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям, работают в тесном контакте с другими лечебно-профилактическими организациями, всеми заинтересованными ведомствами.
6. Внедрение новых форм и методов работы в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, осуществляется в соответствии с регламентирующими документами.
7. Медицинские работники организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, повышают квалификацию по педиатрической практике не реже одного раза в пять лет.
8. Работу организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, координирует главный педиатр района (города, области, республики).
9. Организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям, в своей работе руководствуются действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Основные задачи организаций, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую помощь детям
10. Основными задачами организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, являются:
1) профилактика заболеваний среди детей, включая внутриутробный период их развития;
2) раннее выявление и своевременное начало лечения заболеваний, соблюдение преемственности на всех этапах лечения и осуществление его до самого выздоровления;
3) профилактика инвалидности и предотвращение смертности среди детей;
4) воспитание здорового ребенка с целью обеспечения его полноценного психофизического развития.
3. Организация деятельности организаций,
оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям
11. Основным направлением деятельности организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:
1) проведения дородового патронажа беременных женщин;
2) учета детского населения и диспансеризации здорового и больного ребенка соответственно возрасту, особенностям развития, состоянию здоровья с комплексной оценкой, согласно приложению 8 к настоящему Положению;
3) вакцинации детей;
4) подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные организации образования, согласно приложениям 6 и 7 к настоящему Положению;
5) предупреждения инфекционных заболеваний;
6) санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи, согласно приложению 5 к настоящему Положению;
7) внедрения программы Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ) по интегрированному ведению болезней детского возраста.
12. В организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, осуществляется лечебно-диагностическая работа с обеспечением:
1) раннего выявления больных детей;
2) своевременного обследования и начала лечения;
3) соблюдения преемственности на всех этапах обследования и лечения;
4) первую и неотложную медицинскую помощь (при оказании на дому разрешается пользоваться Перечнем лекарственных средств и медицинских предметов, согласно приложению 9 к настоящему Положению);
5) наблюдения и лечения до полного выздоровления детей с острыми формами заболевания;
6) восстановительного лечения и реабилитации детей, находящихся на диспансерном учете по поводу перенесенных острых заболеваний и имеющих хронические заболевания и детей-инвалидов;
7) создания благоприятных условий для ускорения процесса выздоровления больного ребенка с предоставлением больничного листа матери (отцу) или иному лицу по уходу.
13. Наиболее совершенной организацией, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является самостоятельная детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники), в которой осуществляется первичная медико-санитарная, квалифицированная, специализированная помощь, согласно приложению 1 к настоящему Положению.
14. В составе районных, центральных районных больниц, территориальных городских поликлиник организуется детская консультация, где оказывается первичная медико-санитарная и квалифицированная медицинская помощь, обеспечивается организация специализированной помощи, согласно приложению 2 к настоящему Положению.
15. В СУБ, СВА, СА осуществляется амбулаторная помощь детям, согласно приложению 3 к настоящему Положению.
16. В ФАП, ФП, амбулаторная доврачебная помощь детям оказывается, согласно приложению 4 к настоящему Положению.
17. В консультативно-диагностических отделениях городского (областного, республиканского) медицинского объединения (больницы), городской (региональной) консультативно-диагностической поликлиники (центра) и специализированных медицинских организациях ведется консультативный прием и все виды медицинских обследований детей по профилю с использованием современных технологий, согласно их положению, утвержденному уполномоченным или вышестоящим органом, с учетом приложения 10 к настоящему Положению.
18. В медицинских пунктах (кабинетах) организациях образования оказывается первичная медико-санитарная помощь вне больницы, согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
Приложение 1
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Положение о деятельности детской городской поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
1. Общие положения
1. Детская городская поликлиника организуется самостоятельно или в составе медицинского объединения, поликлиники в качестве детского отделения (детское отделение городской поликлиники).
2. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) в районе обслуживания обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям до 14 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней).
3. Рекомендуемое количество детей района обслуживания детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) - до 20000 детского населения.
4. Район обслуживания детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) определяется органом здравоохранения по подчиненности.
5. Деятельность детского отделения городской поликлиники, организованных в составе медицинского объединения, поликлиники и заменяющих роль детской городской поликлиники в оказании амбулаторно-поликлинической помощи детям, регулируется данным Положением.
2. Управление детской городской поликлиникой
(детским отделением городской поликлиники)
6. Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью.
7. Планирование деятельности, финансирование, установление штатов, оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем производится в соответствии с действующими нормативами и законодательством Республики Казахстан.
8. Заместитель главного врача по медицинской части (или по детству и родовспоможению, заведующий детским отделением) городской поликлиники (медицинского объединения) подчиняется главному врачу организации и обеспечивает амбулаторно-поликлиническую помощь детям на территории обслуживания.
3. Структура детской городской поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
9. В детской городской поликлинике предусматриваются следующие структурные подразделения:
1) фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;
2) оперативное отделение (справочное бюро, диспетчерская по приему вызовов, регистратура, кабинет медицинской статистики и другие);
3) административно-хозяйственная, финансово-экономическая службы (в самостоятельной организации), гардероб, холлы для ожидания и другие вспомогательные помещения;
4) отделение профилактики (кабинет профилактических прививок, кабинет по воспитанию здорового ребенка и формированию здорового образа жизни);
5) педиатрическое отделение (кабинеты участковых врачей);
6) отделение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных и общеобразовательных организациях образования (дошкольно-школьное отделение);
7) консультативное отделение (кабинеты врачей-специалистов);
8) отделение восстановительного лечения и реабилитации (кабинеты: физиотерапевтические, лечебной физической культуры, массажные (механического, ручного), процедурный, дневной стационар с кабинетом оральной регидратации, водолечебница, грязелечебница и другие);
9) диагностическое отделение: клиническая и биохимическая лаборатории, кабинеты лучевой диагностики (рентген, ультразвукового излучения), функциональной диагностики (электрокардиографии, энцефалографии) и другие;
10) детская молочная кухня с раздаточными молочными пунктами (детская молочная кухня может быть самостоятельной организацией).
10. В детском отделении городской поликлиники (медицинского объединения, центра) могут развертываться все структурные подразделения детской городской поликлиники, оказывающие первичную медико-санитарную, квалифицированную и специализированную (по всем специальностям) амбулаторно-поликлиническую помощь детям педиатрическими кадрами, кроме кабинетов диагностического отделения и отделения восстановительного лечения и реабилитации, требующих оснащения сверхдорогостоящими аппаратурой и оборудованием, а также финансово-экономической, административно-хозяйственной служб со вспомогательными помещениями.
При организации детской консультации в составе городской поликлиники (медицинского объединения, центра, районной, центральной районной больниц), для всей медицинской организации являются общими консультативное отделение (кабинеты специалистов), отделения восстановительного лечения и реабилитации, а также диагностическое отделение, где могут оказывать лечебно-диагностическую, консультативную помощь детям врачи общего профиля, выделенные для их обслуживания и имеющие подготовку по специальностям педиатрической службы.
Административно-хозяйственная, финансово-экономическая и другие вспомогательные службы являются общими для всей медицинской организации.
4. Организация работы детской городской поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
11. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) среди детского населения района обслуживания осуществляет комплекс профилактических мероприятий путем проведения:
1) текущих, периодических углубленных профилактических медицинских осмотров детей с использованием методов скринингового обследования;
2) динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми, реконвалесцентами и хроническими больными вне обострения заболевания, патронаж детей на дому, профилактический прием здорового ребенка педиатром, специалистами в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) с последующими оздоровительными мероприятиями, санациями хронических очагов инфекций;
3) интегрированного ведения болезней детского возраста по программе ВОЗ;
4) профилактических прививок в установленные сроки и подача донесений на каждый случай осложнения после вакцинации в территориальные органы санитарно-эпидемиологической службы;
5) противоэпидемических мероприятий (наблюдение за контактными в очаге инфекционных заболеваний, подача экстренного извещения о них, подворные обходы и другие);
6) закаливающих, общеукрепляющих процедур детям группы риска, фоновыми заболеваниями;
7) санитарно-просветительной работы, мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни;
8) бесплатного обеспечения продуктами специализированного и лечебного питания отдельную категорию детского населения в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
9) перевода подростков (дети с 15 летнего возраста) в подростковые кабинеты поликлиник, обслуживающих взрослое население.
12. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) обеспечивает лечебно-диагностическую помощь детям путем:
1) активного посещения на дому больного ребенка врачом, медицинской сестрой;
2) проведения приема участковыми педиатрами больных детей в периоде реконвалесценции в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники);
3) проведения консультативного приема у специалистов;
4) консультации заведующих отделениями, заместителя главного врача, консилиума;
5) организации стационаров на дому, дневных стационаров;
6) проведения лечебно-диагностических процедур, в том числе восстановительного лечения, реабилитации;
7) направления детей на лечение в стационары больниц;
8) выдачи больничных листков матери или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за больным ребенком;
9) проведения отбора и направления больных на восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию в санатории и реабилитационные центры, в специальные организации образования.
13. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) обеспечивает медико-санитарную помощь в дошкольных и общеобразовательных организациях образования.
14. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) осуществляет мероприятия по повышению квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
15. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) проводит апробации и внедряет новые методы профилактики, диагностики и лечения, а также новые организационные формы оказания медицинской помощи детскому населению, согласованно с вышестоящим органом здравоохранения.
16. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) получает и обеспечивает сохранность бланков строгой отчетности (листков нетрудоспособности, справок о временной нетрудоспособности и другие бланки), медицинской и другой документации в архиве.
17. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) разрабатывает положение об ее структурных подразделениях, функциональных обязанностях сотрудников, которое утверждается вышестоящим органом управления по подчиненности.
18. В детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) организуется Комиссия по разбору причин младенческой смертности, обоснованию длительных и постоянных медицинских отводов от профилактических прививок, Совет медицинских сестер, которые работают на основании положения, утвержденного руководителем организации.
19. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) производит анализ деятельности подразделений (в том числе о подотчетных семейных врачебных амбулаториях) и организации в целом, в установленные сроки, проводит отчет перед коллективом и населением, а также передает экстренную и иную информацию в вышестоящие органы управления.
20. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) ведет учетно-отчетную документацию и представляет отчетность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Взаимоотношения, связи с другими организациями,
ведомствами
21. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) сотрудничает со специализированными и другими заинтересованными медицинскими организациями, органами и организациями других ведомств по всем направлениям своей деятельности, а также с отечественными и международными благотворительными организациями.
6. Права детской городской поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
22. Детская городская поликлиника, являющаяся самостоятельной организацией, имеет самостоятельный баланс, круглую (гербовую) печать и штамп с обозначением своего наименования.
23. Детская городская поликлиника, являющаяся самостоятельной организацией, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
24. Детская городская поликлиника (детское отделение городской поликлиники) оказывает организационно-методическую, консультативную помощь семейным врачебным амбулаториям (врачам общей врачебной практики) города для обеспечения качества лечебно-профилактической помощи детям в них.
25. Обеспечивает правовую защиту детей в соответствии с Законами Республики Казахстан "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан", "О правах ребенка", "О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".
7. Организация работы медицинского персонала
детской городской поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
26. Все медицинские работники, обеспечивающие лечебно-профилактическую работу в деятельности городской детской поликлиники (детское отделение городской поликлиники), назначаются и увольняются главным врачом, подчиняются ему, а также непосредственно вышестоящему по рангу должностному лицу и осуществляют свою деятельность в соответствии действующим законодательством Республики Казахстан.
27. Главный врач осуществляет руководство деятельностью детской городской поликлиники на основе единоначалия и обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, оказываемой в медицинской организации, а также организацию административно-хозяйственной и финансовой ее деятельности, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
28. Назначение и увольнение главного врача детской городской поликлиники производится вышестоящим органом здравоохранения, у которого он находится в прямом подчинении.
29. В соответствии с целью и задачами детской городской поликлиники главный врач обеспечивает:
1) организацию и выполнение всех позиций лечебно-профилактической помощи детям в детской городской поликлинике, на дому, в дошкольных и общеобразовательных организациях образования, согласно современному требованию, уровню развития науки и техники, защищает право детей на охрану здоровья;
2) преемственность в работе детской городской поликлиники со стационарами, женскими консультациями, родильными домами, дошкольными и общеобразовательными организациями образования, интернатными и другими организациями и органов заинтересованных ведомств;
3) оснащение детской городской поликлиники современным медицинским оборудованием, инструментарием, приборами, средствами и предметами оргтехники, их надлежащее содержание и эксплуатацию, а также своевременный профилактический, текущий и капитальный ремонт помещений в рамках бюджетных ассигнований;
4) сохранность, целесообразное и экономное использование бюджетных ассигнований, медикаментов, других денежных и материальных ценностей;
5) своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по каждому их них конкретных мер, личный прием сотрудников и населения в установленные дни и часы;
6) отчет о своей работе перед органами управления здравоохранения в установленном порядке и не реже 2 раза в год перед населением в виде выступления о проделанной работе по улучшению состояния здоровья детей на территории обслуживания;
7) своевременное и полное укомплектование штатных должностей и рациональное использование медицинских и других кадров;
8) организацию учета, хранения и выдачи листков нетрудоспособности, рецептурных бланков для выписки лекарственных средств и продуктов специализированного детского и лечебного питания некоторым категориям детей и других бланков и документов строгого учета;
9) наем и увольнение, поощрение работников, наложение взыскания, издание приказов, распоряжение кредитами, заключение договоров, представление поликлинику в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и других организациях, а также другие действия в пределах, установленных действующим законодательством Республики Казахстан.
30. В отсутствие руководителя детской городской поликлиники выполняет его функции заместитель главного врача по медицинской части (заведующий детским отделением).
31. В соответствии с задачами детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники), заместитель главного врача по медицинской части (заместитель главного врача городской поликлиники по медицинской части или по детству и родовспоможению), заведующие отделениями, которые осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, по курируемым участкам работы обеспечивают:
1) составление планов профилактических и лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий, проводимых в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), на участках, в дошкольных и общеобразовательных организациях образования, а также рациональных графиков работы персонала и контроль за их качественным выполнением;
2) непосредственное руководство лечебно-профилактической работой сотрудников, находящихся в подчинении;
3) организацию консультативной помощи больным в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), на дому, консилиумов и участие в них;
4) организацию и участие в переводе подростков в подростковые кабинеты городских поликлиник, обслуживающих взрослое население;
5) организация и проведение санитарно-просветительной работы среди детей и членов их семей;
6) проведение отбора детей на санаторное, реабилитационное лечение и оформление медицинских заключений на детей-инвалидов с детства, участие в работе врачебно-консультативной комиссии (ВКК);
7) контроль за обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больными детьми на дому;
8) организацию проведения апробации и внедрения в работу поликлиники новых методов и средств профилактики, диагностики и лечения, а также новых организационных форм оказания медицинской помощи детскому населению, научной организации труда и передового опыта работы;
9) своевременное доведение до сведения работников детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) приказов, распоряжений, инструктивно-методических указаний вышестоящих органов и других документов, обеспечение их выполнения;
10) оказание организационно-методической и практической помощи участковым педиатрам, врачам других подразделений детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники), врачам, обеспечивающим медико-санитарную помощь детям в дошкольных и общеобразовательных организациях образования;
11) анализ качественных показателей по курируемым участкам работы и обеспечение достоверности и своевременности представления статистических и финансовых отчетов в вышестоящие руководящие органы;
12) проведение вводного инструктажа принимаемых лиц, знакомство их с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны и техники безопасности труда, противопожарной безопасности;
13) проведение мероприятий по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала непосредственно в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), а также контроль за своевременным направлением на соответствующие курсы специализации и усовершенствования квалификации;
14) проведение анализа работы врачей и средних медицинских работников по иммунопрофилактике, с целью обеспечения ее качества;
15) проведение воспитательной и разъяснительной работы в коллективе по вопросам медицинской этики, деонтологии, представление работников, находящихся в подчинении к поощрению и внесение предложения о наложении взыскания лицам, нарушающим трудовую дисциплину и неудовлетворительно выполняющих свою работу;
16) рациональное использование и грамотную техническую эксплуатацию аппаратуры и оборудования в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), надлежащее содержание и эксплуатацию помещений;
17) координацию взаимодействия подразделений, преемственности в работе между ними, другими организациями первичной медико-санитарной помощи, включая женские консультации, подростковые кабинеты, а также родильные дома, больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, центры проблем по формированию здорового образа жизни, территориальные органы санитарно-эпидемиологической службы и другие лечебно-профилактические организации, органы и организации образования;
18) своевременное пополнение детской городской поликлиники (детском отделении городской поликлиники) необходимыми медикаментами, вакцинами, перевязочными материалами и инструментарием;
19) проведение приема сотрудников и населения в установленные дни и часы;
20) участие в подборе и рациональном использовании медицинских кадров, разработку и осуществление перспективных планов повышения квалификации и аттестации врачей и средних медицинских работников детской городской поликлиники (детском отделении городской поликлиники);
21) методическое руководство Советами медицинских сестер и молодых специалистов (руководит заместитель главного врача, заведующие отделениями принимают участие в их работе);
22) подготовку проектов приказов и других документов в рамках своих полномочий и руководство в своей деятельности действующим законодательством Республики Казахстан.
32. Заведующий педиатрическим отделением детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) руководит работой участковых педиатров и участковых сестер, оказывает им организационно-методическую и практическую помощь, координирует их деятельность, взаимодействие с другими подразделениями. При отсутствии дошкольно-школьного отделения, организует работу по медико-санитарному обеспечению детей организации образования, в том числе ежегодному медицинскому осмотру детей дошкольного и школьного возрастов и оценивает их результаты, обеспечивает работу по физическому воспитанию и закаливанию детей и проведению летних оздоровительных мероприятий.
33. В случае организации в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных и общеобразовательных организациях образования функции по контролю за медицинским обслуживанием детей этих организаций возлагаются на заведующего дошкольно-школьным отделением.
34. Заведующий дошкольно-школьным отделением руководит работой врачей-педиатров и медицинских сестер, обслуживающих дошкольные, общеобразовательные организации образования и кроме общих функций заведующих, отраженных в 31 пункте, обеспечивает:
1) согласование вопросов по осуществлению своей деятельности с органами управления и дошкольными, общеобразовательными организациями образования;
2) организацию плановой диспансеризации детей, посещающих дошкольные и общеобразовательные организации образования и анализ состояния здоровья детей;
3) оценка результатов ежегодных медицинских осмотров детей дошкольного и школьного возраста;
4) организацию необходимых профилактических и оздоровительных мероприятий среди воспитанников и школьников, оценка их эффективности;
5) совместно с органами санитарно-эпидемиологической службы участие в организации правильного режима и рационального питания в дошкольных и общеобразовательных организациях образования;
6) координацию и методическую помощь в организации работы по физическому воспитанию, закаливанию детей и проведению летних оздоровительных мероприятий;
7) участие в комплектовании медицинским персоналом дошкольных учреждений, выезжающих за город, летних оздоровительных лагерей школьников и систематическая проверка медицинской деятельности этих организаций;
8) организация санитарно-просветительной работы среди родителей, школьников, воспитателей, педагогов;
9) организацию систематического повышения квалификации медицинских кадров дошкольных и общеобразовательных организаций образования;
10) анализ работы медицинского персонала дошкольных и общеобразовательных организаций образования.
35. Врач-специалист детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) оказывает медицинскую помощь детскому населению прикрепленной территории поликлиники по своей специальности. С этой целью врач-специалист:
1) осуществляет консультативную, лечебно-профилактическую помощь по профилю в поликлинике, при необходимости на дому и в стационарах, по направлению участкового педиатра, врачей организаций первичной медико-санитарной помощи;
2) принимает участие в текущих, периодических углубленных медицинских осмотрах, осуществляет диспансеризацию детей, изучает эффективность диспансеризации и лечения;
3) организует консилиумы врачей и участвует в его работе;
4) ведет медицинскую документацию;
5) проводит санитарно-просветительную работу по профилактике заболеваний;
6) составляет заявки на медицинскую аппаратуру, медикаменты, инструментарий и оборудование, необходимые для работы по своей специальности;
7) выписывает листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком;
8) систематически повышает свою квалификацию, участвует в работе по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по своей специальности, а также в работе врачебных, сестринских конференций;
9) внедряет в практику новые методы профилактики заболевания, диагностики и лечения, по профилю;
10) работает в тесном контакте с врачами детской городской поликлиники и других заинтересованных организаций, участвует в оздоровлении детей в организациях образования;
11) руководит работой средних и младших медицинских работников, находящихся в подчинении.
36. Главная (старшая медицинская сестра отделения) медицинская сестра руководит лечебно-профилактической деятельностью среднего и младшего медицинского персонала, обеспечивающего бесперебойную работу детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники), и осуществляет:
1) руководство работой среднего и младшего медицинского персонала, в том числе медицинского персонала организаций образования, составление рациональных графиков работы и правильную их расстановку, обеспечение выполнения ими правил внутреннего распорядка, лечебных и диагностических назначений врачей в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) и на дому, всех необходимых противоэпидемических мероприятий и должностных обязанностей;
2) первичный инструктаж вновь принимаемых на работу средних медицинских работников в детскую городскую поликлинику (детское отделение городской поликлиники), организации образования;
3) своевременная выписка, правильный учет, распределение, (получение) расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактерийных препаратов, перевязочного материала, бланков специального учета (листков нетрудоспособности, бланков рецептов для выписки лекарств некоторым категориям больных детей и других материальных ценностей) и своевременное пополнение укладок для врачей медикаментами;
4) организация четкой работы регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других кабинетов, где работают только средние медицинские работники, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники);
5) контролирует преемственность в работе детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) с женскими консультациями, родильными домами, стационарами, скорой и неотложной помощью, организациями образования, а также контролирует ведение медицинской документации и организацию проведения профилактических прививок, санитарно-просветительной работы в них;
6) совместно с заведующими отделениями осуществляет плановую проверку работы медицинского персонала организаций образования, проводит анализ их деятельности по вопросам охраны здоровья детей;
7) проведение санитарно-просветительной работы с населением;
8) участвует в вопросах найма и увольнения средних и младших медицинских работников, представляет их к поощрению и наложению дисциплинарных взысканий;
9) совместно с руководством разрабатывает и проводит мероприятия по повышению квалификации средних медицинских работников поликлиники (отделения), организаций образования (сестринские конференции, освоение смежных специальностей, направление на курсы повышения квалификации), а также специальную подготовку младшего медицинского персонала;
10) руководство работой Совета медицинских сестер детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) (главная медицинская сестра), участие в его работе (старшая медицинская сестра).
37. В случае организации в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) дошкольно-школьного отделения руководство за деятельностью среднего и младшего медицинского персонала по медицинскому обслуживанию детей дошкольных и общеобразовательных организаций образования возлагается на старшую медицинскую сестру этого отделения.
38. Участковый врач-педиатр выполняет основную лечебно-профилактическую работу с детьми в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), на дому, проводит противоэпидемические мероприятия и санитарно-просветительную работу на уровне семьи для обеспечения оптимального физического и нервно-психического развития детей, для чего:
1) осуществляет постоянную связь с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами, проводит дородовый патронаж, беременным из групп "риска" - не менее 2 раз (при взятии на учет по поводу беременности и в последнем триместре беременности);
2) проводит первичный патронаж новорожденного в первые 3 дня после выписки (новорожденные из группы риска - в первые сутки) из родильного дома совместно с медицинской сестрой;
3) осуществляет последующие патронажи (не менее 3 за весь период новорожденности), контролирует посещения новорожденных на дому участковой медицинской сестрой;
4) проводит профилактический прием детей в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), оценивает физическое и нервно-психическое развитие детей, назначает им режим, рациональное питание, мероприятия по профилактике фоновых заболеваний;
5) составляет годовые планы профилактических прививок, проводит осмотр детей перед прививками, оформляет допуск или обосновывает медицинские отводы от них, наблюдает за ребенком в периоде после проведения прививок;
6) осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;
7) осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;
8) организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные и общеобразовательные организации образования;
9) проводит отбор и учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном, реабилитационном лечении;
10) посещает детей старше одного года на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую поэтапную лечебную помощь до выздоровления или госпитализации;
11) посещает детей первого года жизни на дому в течение первых трех часов с момента поступления вызова, наблюдает на дому до выздоровления или госпитализации;
12) направляет в установленном порядке ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к немедленной госпитализации ребенка;
13) посещает детей на дому по переданному активу после выписки из стационара, вызова "скорой помощи";
14) информирует руководство детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) о тяжело больных детях, а также о детях, у которых заболевание плохо поддается лечению или диагнозы не уточнены;
15) совместно с органами санитарно-эпидемиологической службы проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний, извещает в установленном порядке о выявленных или подозрительных на инфекционное заболевание больных, каждом случае осложнения, зарегистрированного после вакцинации;
16) систематически повышает свою квалификацию;
17) проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактике заболеваний;
18) ведет медицинскую документацию по установленной форме;
19) осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;
20) организует на своем участке санитарный актив и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий;
21) проводит работу по интегрированному ведению болезней детского возраста по программе ВОЗ;
22) составляет план работы, основанный на анализе состояния здоровья детей, их заболеваемости и обеспечивает его выполнение;
23) выдает листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.
39. Участковая медицинская сестра детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) работает под руководством участкового врача-педиатра и осуществляет:
1) профилактическую работу по развитию и воспитанию здорового ребенка;
2) оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;
3) санитарно-просветительную работу с населением на уровне семьи;
4) учет работы по установленной форме;
5) проводит 3 дородовых патронажных посещения беременных женщин своего территориального участка, активно выявляет нарушения самочувствия беременной и своевременно сообщает об этом акушеру-гинекологу женской консультации и участковому врачу-педиатру;
6) совместно с участковым врачом-педиатром посещает новорожденных в первые три дня (из группы риска - в первые сутки) после выписки из родильного дома, обращая внимание на материально-бытовые, культурно-гигиенические условия жизни семьи, ее психологический климат;
7) обеспечивает систематичность наблюдения за здоровыми и больными детьми, информирует врача об его состоянии;
8) контролирует выполнение родителями лечебных назначений;
9) проводит ежемесячно коррекцию плана профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает детей на прививку в поликлинику;
10) выполняет назначенные врачом лечебные процедуры на дому;
11) оказывает помощь врачу при проведении медицинских осмотров детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листки нетрудоспособности, выписки, следит за очередностью приема);
12) проводит беседы с родителями на участке и в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники) по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний, принимает участие в организации санитарно-просветительных выставок, уголков здоровья;
13) систематически повышает свою квалификацию, участвует в работе совета медицинских сестер.
40. Медицинская сестра (фельдшер) кабинета здорового ребенка с целью воспитания здорового ребенка, формирования с раннего возраста здорового образа жизни:
1) проводит индивидуальные, коллективные беседы и практические занятия по уходу, воспитанию здорового ребенка, санитарно-гигиеническому обучению и рациональному питанию детей, профилактике заболеваний, подготовке к поступлению в организации образования;
2) ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей, проводит оформление комнаты здорового ребенка в соответствии с планом работы, утвержденным руководством детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники).
41. Врач-педиатр, оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных организациях образования осуществляет:
1) осмотр всех вновь поступивших детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации;
2) плановые профилактические медицинские осмотры детей;
3) проведение профилактических прививок с обязательным осмотром детей перед прививками и наблюдением за ребенком в периоде после проведения прививок;
4) наблюдение за диспансерной группой больных детей и организация мероприятий по восстановительному лечению и реабилитации;
5) медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей;
6) работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
7) ведение медицинской документации;
8) анализ по состоянию здоровья детей, заболеваемости среди них и о принимаемых мерах по ее предупреждению, информирует заведующего отделением по подчиненности;
9) работу по повышению своей квалификации и среднего медицинского персонала, занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
10) санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом дошкольной организации образования.
42. Медицинская сестра (фельдшер) детского сада проводит следующие мероприятия:
1) участвует в ежедневных утренних приемах детей;
2) по назначению врача проводит мероприятия по закаливанию, профилактические прививки, диагностические пробы, антропометрию, забор материалов для лабораторных исследований и выполняет другие медицинские назначения;
3) проводит изоляцию заболевших детей, а также осмотр, термометрию и прочие мероприятия детям, бывшим в контакте с инфекционными больными, организует проведение текущей дезинфекции;
4) оказывает доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы, проводит работу по профилактике травматизма;
5) проводит санитарно-просветительную работу среди детей и родителей, сотрудников организации;
6) осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, медицинским обследованием персонала организации;
7) составляет заявки на медикаменты, бактериальные препараты, дезинфекционные средства, медицинский инструментарий и аппаратуру, ведет их учет, хранение и своевременное пополнение;
8) оформляет медицинскую документацию;
9) повышает свою квалификацию, участвует в работе Совета медицинских сестер.
43. Врач-педиатр, оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в общеобразовательных организациях, осуществляет:
1) организацию и своевременное проведение медицинских осмотров, профилактических прививок среди школьников, определение состояние здоровья каждого школьника (с учетом данных других врачей-специалистов) и медицинскую группу для занятий физической культурой и назначение лечебно-оздоровительных мероприятий;
2) проведение анализа результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого разработка плана мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
3) медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а также за режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
4) работу по профессиональной ориентации школьников с учетом их состояния здоровья;
5) выявление учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и представление материалов на них на рассмотрение соответствующих комиссий;
6) амбулаторный прием в организации образования и оказание медицинской помощи нуждающимся;
7) санитарно-просветительную работу среди персонала организации образования, родителей и учащихся;
8) регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и их оздоровление;
9) доведение до сведения заведующего отделением по подчиненности и руководства организации образования результатов и данных о состоянии здоровья учащихся, их заболеваемости и мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;
10) работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
11) оформление медицинской документации в установленном порядке;
12) работу по повышению своей профессиональной квалификации, а также квалификации подчиненного среднего медицинского персонала.
44. Средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в организации образования работает под руководством врача-педиатра, выполняет все его назначения:
1) оказывает помощь врачам в проведении медицинских осмотров школьников, в том числе углубленных, и в выполнении всех назначенных рекомендаций;
2) проводит профилактические прививки после осмотра врача и оформления разрешения на проведение иммунизации;
3) ведет медицинскую документацию в установленном порядке;
4) доводит до сведения педагогического персонала результаты медицинских осмотров с рекомендациями врачей-специалистов;
5) следит за качеством организации питания, гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, организацией трудового воспитания, соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований к пищевому блоку, прохождением обязательных медицинских осмотров персоналом пищевого блока, своевременным и полным прохождением персоналом школы обязательных медицинских профилактических осмотров;
6) ведет наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными;
7) проводит с учащимися занятия в санитарных кружках, осуществляет подготовку санитарных постов, принимать участие в соревнованиях санитарных постов;
8) проводит работу по профилактике травматизма, учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм;
9) ведет учет, хранение и своевременное пополнение медицинского инвентаря, медикаментов, прививочного материала, вакцин;
10) повышает свою квалификацию.
45. Работа медицинских работников других структурных подразделений организуется согласно соответствующему законодательству Республики Казахстан.
Приложение 2
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Положение
о детской консультации районной,
центральной районной больниц, городской поликлиники
1. Детская консультация является структурным подразделением районной, центральной районной больниц, городской поликлиники и оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь детям на территории распространения ее деятельности.
2. В задачи детской консультации районной, центральной районной больниц, городской поликлиники (далее - детская консультация) входит:
1) проведение профилактической работы в обеспечении соответствующего ухода, режима, питания, закаливания и воспитания, для психофизического развития ребенка соответственно возрасту;
2) обеспечение детей внебольничной педиатрической помощью, а также осуществление специализированной медицинской помощи совместно со специалистами общей поликлиники районной, центральной районной больниц, городской поликлиники;
3) профилактика заболеваний;
4) привитие санитарно-гигиенических навыков детям и знаний их родителям, ведения здорового образа жизни.
3. Для осуществления задач детская консультация обеспечивает:
1) проведение дородового патронажа;
2) патронаж новорожденного и ребенка последующего возраста в установленном порядке;
3) руководство медико-санитарной помощью в дошкольных, общеобразовательных и интернатных организациях образования, Домов ребенка (при наличии таковых в районе) или ее осуществление при отсутствии штатных работников этих организаций; создание преемственности в деятельности детской консультации и организаций образования;
4) систематическое наблюдение за состоянием здоровья и физического развития детей путем периодических плановых и текущих профилактических медицинских осмотров;
5) динамическое наблюдение за больными детьми путем активного посещения на дому до стабильного улучшения состояния больного, до выздоровления - детей раннего возраста (до 3 лет), независимо от вида заболевания, заболевших острыми инфекционными заболеваниями и контактировавших с ними, независимо от возраста (частота активных посещений определяется педиатром в зависимости от вида и тяжести заболевания);
6) оказание неотложной помощи больным детям раннего возраста и старшим с общим тяжелым состоянием при визите на дому;
7) своевременное проведение профилактических прививок;
8) своевременную организацию консультации и лечение детей у специалистов общей поликлиники районной, центральной районной больниц и городской поликлиники;
9) подворные обходы во время неблагополучных эпидемиологических и других ситуациях, возникших на территории обслуживания;
10) профилактический прием детей раннего возраста (до 3 лет) и больных детей, находящихся на диспансерном наблюдении, а также вновь заболевших - на стадии выздоровления;
11) консультативный прием детей, направляемых специалистами общей поликлиники районной, центральной районной больниц, городской поликлиники, сельских врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов;
12) руководство работой детской молочной кухни, распределение специализированных продуктов детского питания;
13) проведение санитарно-просветительской работы среди детей, родителей и других членов семьи, вовлечение учителей, персонала дошкольных организаций, общественности в работу по охране здоровья детей;
14) создание санитарного актива и руководство его работой.
Приложение 3
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила оказания лечебно-профилактической помощи
в семейной врачебной амбулатории, сельской врачебной
амбулатории, амбулатории сельской участковой больницы
1. Амбулатория является самостоятельной организацией (сельская врачебная амбулатория, семейная врачебная амбулатория) или входит в состав участковой больницы. В крупных сельских населенных пунктах в составе участковых больниц организовывается детская консультация.
2. В амбулаториях, одному из работающих на участке врачей выделяется специальное время приема здоровых детей отдельно от приема больных.
3. На профилактические приемы детей ближайших сел, отнесенных к врачебному участку, выделяется обычно 2-3 дня в месяц.
4. Профилактические врачебные приемы здоровых детей проводятся в присутствии патронажной сестры или фельдшера амбулатории.
5. Для улучшения организации медицинского обслуживания детей на селе, в сельские (семейные) врачебные амбулатории 1-2 раза в квартал по разработанному графику должны выезжать педиатры центральной районной больницы, по заранее оповещенному графику.
6. В амбулатории проводится следующие лечебно-профилактические мероприятия по охране здоровья матери и ребенка:
1) оказание квалифицированной медицинской внебольничной помощи непосредственно в амбулатории, на дому;
2) разработка и осуществление мероприятий по профилактике заболеваемости среди детей;
3) организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных ей фельдшерско-акушерских пунктов и контроль за ними;
4) внедрение в практику современных методов и средств профилактики, диагностики, лечения в амбулаторных условиях в соответствии с регламентирующими документами.
7. Врач, ответственный за обслуживание детей на врачебном участке амбулатории, осуществляет:
1) периодический врачебный осмотр всех детей раннего возраста, особенно первого года жизни;
2) непрерывное профилактическое наблюдение за детьми раннего возраста в селах, территориально отнесенных к амбулаториям;
3) активное выявление больных и ослабленных детей, взятие их на диспансерный учет с целью регулярного наблюдения и оздоровления;
4) организация своевременного и полного охвата детей профилактическими прививками, наблюдение за детьми в периоде после проведения прививок;
5) обеспечение регулярного медико-санитарного обслуживания детей в дошкольных и общеобразовательных организациях образования, наблюдение за нервно-психическим и физическим развитием детей, проведение необходимых оздоровительных мероприятий;
6) активное выявление заболевших детей, особенно раннего возраста, и своевременное оказание им квалифицированной, первой медицинской помощи и обеспечение госпитализации в случае необходимости;
7) практическую, организационно-методическую помощь фельдшерско-акушерским пунктам по вопросам медико-санитарного обслуживания детей путем регулярного (по графику) выезда на места, оказания необходимой организационно-методической помощи;
8) организацию и проведение широкой санитарной пропаганды среди детей и взрослого населения по вопросам охраны здоровья детей, оздоровления внешней среды и быта семьи.
8. При выезде в амбулатории педиатр вместе с врачом врачебного участка или фельдшером выполняет следующую работу:
1) ведет профилактический прием детей, приглашенных в связи с определенными отклонениями в физическом или психическом развитии;
2) осуществляет совместный патронаж новорожденных, родившихся при осложненных родах или отягощенной беременности, с выраженными отклонениями в развитии или развивающейся патологией;
3) консультирует наиболее сложных амбулаторных или находящихся в стационаре больных;
4) анализирует качество патронажной работы и охват профилактическими прививками, диспансерного наблюдения за детьми, состоящими на учете по поводу хронических заболеваний, и реконвалесцентами после острых заболеваний;
5) при наличии стационара участковой больницы анализирует качество диагностики и лечения в ней детей, принимает решение о переводе отдельных детей для дальнейшего обследования и лечения в центральную районную больницу (городскую больницу);
6) проводит санитарно-просветительную работу в организациях образования и предприятиях сельского хозяйства, где сосредоточены дети и их родители;
7) посещает имеющиеся на участке дошкольные учреждения и школы, анализирует работу 1-2 фельдшерско-акушерских пунктов;
8) представленные замечания и предложения педиатра обобщаются районными педиатрами и медицинскими работниками организационно-методических кабинетов и периодически заслушиваются на районных конференциях, медицинских советах центральных районных больниц, для принятия соответствующих организационных мер.
Приложение 4
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила оказания доврачебной лечебно-профилактической
помощи детям в фельдшерско-акушерских (фельдшерских)
пунктах
1. В системе мероприятий по охране здоровья детей в условиях фельдшерско-акушерских пунктов главной задачей является проведение своевременной и качественной патронажной работы среди детей и беременных женщин, обеспечение своевременного и полного комплекса профилактических мероприятий.
2. В соответствии с задачами, стоящими перед ФАП (ФП) обязательным является введение должности патронажной сестры, непосредственно осуществляющей наблюдение за детьми раннего возраста путем активного посещения на дому.
3. В ФАП (ФП) профилактическая работа осуществляется путем:
1) проведения дородового патронажа и патронажа детей раннего возраста по установленным срокам, а также по необходимости;
2) обоснованного планирования и проведения профилактических прививок в соответствии с установленными сроками (в отдаленных населенных пунктах проведение прививок осуществляется выездными прививочными бригадами в дополнительно организованных прививочных пунктах);
3) систематическое наблюдение за работой детских дошкольных и общеобразовательных организаций образования, санитарным состоянием и физическим воспитанием воспитанников и учащихся в них;
4) проведение профилактических осмотров детей в организованных коллективах, привитие детям гигиенических навыков, организация широкой санитарно-просветительной работы среди населения;
5) скрининговое обследование детей раннего возраста с целью раннего выявления дефектов в их психофизическом развитии и оказания помощи в их своевременной коррекции в соответствующих организациях в установленном порядке;
6) активное посещение детей, состоящих на диспансерном учете, и контроль за выполнением врачебных назначений у детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также реконвалесцентам, особенно первых лет жизни, после выписки из стационаров;
7) проведения противоэпидемических мероприятий под руководством ответственного участкового врача, специалистов органа государственной санитарно-эпидемиологической службы: выявление и изоляция инфекционных больных, наблюдение за лицами, контактировавшими в очагах инфекционных заболеваний, организация лабораторного обследования, проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, подача экстренных извещений на инфекционные заболевания и осложнения после вакцинации;
8) санитарно-просветительная работа, гигиеническое воспитание детей, пропаганда здорового образа жизни.
4. ФАП (ФП) в системе медико-санитарного обслуживания детей является учреждением исключительно профилактического направления в связи с этим лечение детей, особенно раннего возраста, работниками фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов не допускается.
5. В отношении заболевших детей работники фельдшерско-акушерского пункта обеспечивают:
1) активное своевременное выявление больных детей;
2) оказание в экстренных случаях необходимой неотложной помощи;
3) вызов врача к заболевшему ребенку или своевременную госпитализацию в соответствующий стационар (участковую или районную больницу);
4) наблюдение до полного выздоровления за больными детьми, не нуждающимися в госпитализации, оставленными после осмотра для лечения на дому и выполнение назначения врача.
6. Вся работа среднего медицинского персонала по организации медицинского наблюдения за детьми осуществляется под руководством закрепленного за медицинским пунктом участкового педиатра районной детской поликлиники, сельской больницы или врачебной амбулатории.
7. Для врачебного наблюдения за детьми в районе деятельности фельдшерско-акушерских пунктов организуется систематические выезды прикрепленных педиатров на медицинские пункты в фиксированные дни. При выезде в ФАП (ФП) врач:
1) проводит профилактические приемы здоровых детей раннего возраста в установленные сроки и осмотры детей, состоящих на диспансерном наблюдении по состоянию здоровья;
2) выборочно посещает на дому новорожденных и детей с высоким риском заболевания;
3) контролирует развитие детей, правильную организацию вскармливания и питания, физическое воспитание, своевременное проведение профилактических прививок;
4) в день пребывания на медицинском пункте совместно с патронажной сестрой (акушеркой, фельдшером) обслуживает вызовы к больным детям;
5) проводит углубленные осмотры детей в дошкольных организациях;
6) организует мероприятия по повышению квалификации медицинского персонала фельдшерско-акушерского пункта и санитарно-просветительную работу среди матерей;
7) составляет совместно с медицинским персоналом фельдшерско-акушерского пункта план профилактической работы с детьми и контролирует его выполнение;
8) уделяет внимание их обучению на специальных циклах повышения квалификации патронажных работников в медицинских училищах.
8. Для улучшения работы фельдшерско-акушерских пунктов в районах создаются советы фельдшеров и акушерок, на которых обсуждаются итоги проверок работы фельдшерско-акушерских пунктов, недостатки, выявляемые в их деятельности, решаются вопросы повышения квалификации, заслушиваются отчеты о проводимой работе.
Приложение 5
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила проведения санитарно-просветительной работы
в организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
1. Санитарно-просветительная работа является неотъемлемой частью всей лечебно-профилактической деятельности организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, и включается в качестве самостоятельного раздела в ее планы и отчеты.
2. Основные задачи санитарно-просветительной работы:
1) распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей;
2) привитие родителям и детям гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни;
3) формирование готовности населения, в том числе детей к участию в профилактических осмотрах, своевременному обращению за медицинской помощью, выполнению врачебных назначений;
4) санитарное просвещение немедицинских работников детских поликлиник, дошкольных учреждений и школ, обеспечивающих уход за ребенком и его воспитание.
3. В санитарно-просветительной работе принимают участие все врачи и средний медицинский персонал организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям. При этом, ежемесячно не менее 4 часов рабочего времени они участвуют в проведении массовых и групповых форм санитарно-просветительной работы: в работе "школ матерей", "школ отцов", "клубов молодых родителей", "университетов здоровья" и другие.
4. Руководитель организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, осуществляет руководство санитарно-просветительной работой с населением на обслуживаемой территории, для чего:
1) определяет ее направление и содержание;
2) планирует мероприятия проведения;
3) оказывает систематическую помощь врачам в проведении;
4) обеспечивает оснащение организации всеми необходимыми методическими, наглядными и другими материалами в пределах выделенных бюджетных средств организации на соответствующий финансовый год;
5) организует санитарно-просветительное оформление организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, и текущий контроль за экспозициями;
6) обеспечивает повышение квалификации медицинского персонала поликлиники в области гигиенического воспитания населения по охране здоровья ребенка;
7) организует работу лекторской группы;
8) контролирует качество поведения санитарно-просветительной работы с населением.
5. Руководитель организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, сотрудничает с центрами формирования здорового образа жизни и другими органами и организациями здравоохранения, получает необходимую методическую помощь по организации санитарно-просветительной работы с населением и работы по повышению квалификации медицинского персонала поликлиники в области санитарного просвещения, а также материалы для практического осуществления санитарно-просветительной работы.
6. Заместитель руководителя по медицинской части, заведующие отделениями организации, оказывающую амбулаторно-поликлиническую помощь детям, обеспечивают проведение санитарно-просветительной работы всеми медицинскими работниками организации (отделения), для чего:
1) планируют санитарно-просветительную работу отделения;
2) обеспечивают выполнение индивидуальных планов врачей, медицинских сестер по данному разделу;
3) организуют обсуждение состояния санитарно-просветительной работы на административных совещаниях отделения;
4) в выборочном порядке осуществляют проверку качества лекций, бесед и других санитарно-просветительных мероприятий в отношении их профессионального, научного и методического уровня;
5) непосредственно участвуют в процессе санитарно-просветительной работы.
7. Врачи-педиатры и другие специалисты организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, проводят:
1) индивидуальные беседы с родителями;
2) выдачу родителям (на врачебном приеме) санитарно-просветительных материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок и другие) для самостоятельного изучения и закрепления устной медицинской и гигиенической информации;
3) групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с родителями и с немедицинским персоналом дошкольных и общеобразовательных организаций образования.
8. Санитарно-просветительная работа среднего медицинского персонала включает в себя:
1) индивидуальные, групповые беседы с родителями и детьми в организации, оказывающей амбулаторно-поликлинической помощи детям, а также на дому;
2) проведение практических занятий с родителями и детьми под руководством врача;
3) подготовку и выпуск (совместно с врачом) санитарных газет, уголков здоровья и другие.
9. Медицинский персонал, оказывающий медицинскую помощь в дошкольных и общеобразовательных организациях образования, проводит среди немедицинских работников и родителей санитарно-просветительную работу, направленную на создание оптимальных условий воспитания и развития здорового ребенка.
10. С целью широкого привлечения общественности к участию в проведении санитарно-просветительной работы, каждый участковый врач-педиатр создает на участке общественный санитарный актив.
11. Планирование санитарно-просветительной работы осуществляется на основе годовых и месячных планов-графиков, отражающих формы санитарно-просветительной работы, тематику, места и сроки проведения, фамилии исполнителей.
Приложение 6
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила
подготовки детей на педиатрическом участке
к поступлению в дошкольные организации образования
1. Подготовка детей к поступлению в дошкольные организации образования (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
2. Общая подготовка - это проведение общепринятых мероприятий по систематическому обслуживанию детей на педиатрическом участке, начиная с периода новорожденности, с целью обеспечения гармонического физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья, а также повышения уровня семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
3. Специальная подготовка начинается с 3-месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:
1) ежемесячную санитарно-просветительную работу участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры, медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
2) диспансеризацию детей за 2 месяца до поступления в дошкольную организацию образования у участкового врача-педиатра, других врачей специалистов, проведение лабораторных исследований;
3) оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья (по группам состояния здоровья) и результатов последней диспансеризации;
4) профилактику острых заболеваний за 1-2 месяца до поступления в детское дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучение ребенка дыханию через нос, назначение курса ультрафиолетового облучения, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, по надобности иммуномодуляторов;
5) оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка к поступлению в дошкольную организацию образования: запись в историю развития ребенка о начале и окончании подготовки, результатах диспансеризации и проведенном оздоровлении, полученных профилактических прививках, составление выписного эпикриза с обязательными рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу к оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений хронических заболеваний и фоновых состояний;
6) обеспечение преемственности в работе организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, и дошкольных организаций образования по подготовке и ведению детей в период адаптации путем взаимного обмена информацией.
4. В случае острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.
5. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольную организацию образования.
6. В тех случаях, когда ребенок впервые поступает в дошкольную организацию образования на 2 или 3 году жизни, участковый врач-педиатр продолжает все мероприятия общей и специальной подготовки, начатые на первом году жизни.
7. Вопрос о направлении в дошкольную организацию образования детей группы "риска", а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается комиссией с привлечением соответствующих врачей-специалистов индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка.
Приложение 7
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила
подготовки детей на педиатрическом участке
к поступлению в школу
1. Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям 3 и 5 лет.
2. Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе, а также производится оценка нервно-психического и физического состояния и определение группы здоровья и физкультурной группы.
3. Всем детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов.
4. Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья, полученных профилактических прививках и рекомендации по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в медицинской карте ребенка, которая передается в школу до начала учебного года.
Примечание: медицинская карта ребенка постепенно заменяется Паспортом здоровья ребенка (учетная форма N 026/у-3)
Приложение 8
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила
проведения комплексной оценки состояния здоровья детей
1. Комплексная оценка здоровья ребенка проводится врачами-педиатрами амбулаторно-поликлинических организаций во время профилактических осмотров детей декретированных возрастов.
2. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитываются следующие признаки:
1) наличие или отсутствие отклонений в анамнезах (наследственный, биологический и социальный);
2) функциональное состояние органов и систем;
3) резистентность и реактивность организма;
4) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития;
5) наличие хронического заболевания, врожденной патологии.
3. По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья:
1) первая группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья: не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции;
2) вторая группа - дети с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости. Это дети с наличием функциональных отклонений, обусловленных степенью морфологической зрелости органов и систем, дети первого года жизни с отягощенным акушерским и генеалогическим анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и другие;
3) третья группа - больные дети с хронической патологией, которая делится на подгруппы:
больные дети с хронической патологией в состоянии компенсации;
больные дети с хронической патологией в состоянии субкомпенсации;
больные дети с хронической патологией в состоянии декомпенсации.
Приложение 9
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Перечень
лекарственных средств и медицинских предметов
для оказания медицинской помощи на дому педиатром
(укладка для врача)
-------------------------------------------------------------------
N | Наименование лекарственных средств и | Содержимое укладки
п/п| медицинских предметов |
-------------------------------------------------------------------
1. Адреналин для инъекций 1,0 мл 2 ампулы
2. Седуксен (реланиум) 1,0 мл 2 ампулы
3. Анальгин 50% 1,0 мл 3 ампулы
4. Левомицетин сукцинат 1,0 мг 2 флакона
5. Новокаин 0,5% 5,0 мл 2 ампулы
6. Преднизолон 30 мг 1,0 мл 3 ампулы
7. Димедрол 1,0% 1,0 мл 3 ампулы
8. Аминазин 2,5% 1,0 мл 2 ампулы
9. Парацетамол 0,25 гр.
10. Спирт 70 градусный 20,0 мл 1 флакон
11. Свечи эффералган (или другие
жаропонижающие свечи) N 10 1 упаковка
12. Вата 25,0 гр 1 пакет
13. Бинт 10х5 1 штука
14. Термометр медицинский 1 штука
15. Шприц 2,0 мл 1 штука
16. Шприц 5,0 мл 1 штука
17. Шприц 10,0 мл 1 штука
18. Раствор аммиака 10% 1,0 мл 3 ампулы
-------------------------------------------------------------------
Приложение 10
к Положению
об организациях, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь детям
Правила
организации деятельности детского
консультативно-диагностического отделения городского
(областного, республиканского) медицинского объединения
(больницы), городской (региональной)
консультативно-диагностической поликлиники (центра)
1. Детское консультативно-диагностическое отделение формируется с учетом потребности детского населения города (области, республики) во всех видах специализированной консультативной помощи.
2. Детское консультативно-диагностическое отделение является структурным подразделением городского (областного, республиканского) медицинского объединения (больницы), городской (региональной) консультативно-диагностической поликлиники (центра) (в крупных городах с численностью населения свыше 250 тысяч рекомендуется организовать самостоятельную детскую консультативно-диагностическую поликлинику, как юридическое лицо).
3. В составе детского консультативно-диагностического отделения развертываются:
1) фильтр с отдельным ходом;
2) оперативный отдел;
3) лечебно-профилактическое отделение (кабинеты специалистов: детского хирурга, детского невропатолога, детского пульмонолога, иммунолога, детского гастроэнтеролога, детского кардиолога, детского нефролога, детского гематолога, детского уролога, детского эндокринолога, детского аллерголога, детского ортопеда, детского отоларинголога, детского окулиста, детского гинеколога и другие);
4) вспомогательно-диагностическое подразделение: отделение лучевой диагностики - кабинет компьютерной томографии (КТГ), ультразвукового исследования (УЗИ), рентген-исследования, магниторезонансной томографии (МРТ), эндоваскулярных исследований (ЭВИ) и другие;
отделение (кабинет) функциональной диагностики - уродинамические исследования, нейрофизиологические исследования, исследования органов дыхания, исследования сердечно-сосудистой системы и другие;
эндоскопические кабинеты - ларинго-бронхологическое исследования, цистоскопии, фиброгастродуоденоскопии (ФГДС), колоноскопии и другие;
лаборатория - клиническая, биохимическая, иммунологическая серологическая, гематологическая, бактериологическая, гистологическая и другие.
4. Детское консультативно-диагностическое отделение осуществляет консультативно-диагностическую и лечебную помощь с применением современных медицинских технологий обследования и лечения:
1) обеспечивает ведение больных с тяжелыми формами заболевания, требующих в процессе динамического наблюдения высокой квалификации специалистов;
2) выдает медицинские заключения по результатам консультаций и рекомендации по лечению;
3) проводит санитарно-просветительную работу.
5. Планирование деятельности, финансирование, штаты, оснащение детского консультативно-диагностического отделения медицинской аппаратурой, инструментарием, хозяйственным инвентарем и оборудованием производится в соответствии с действующими нормативами и в установленном порядке.
6. Руководство и координацию деятельности детского консультативно-диагностического отделения осуществляет заместитель руководителя городского (областного, республиканского) медицинского объединения (больницы) по поликлинической части или заместитель руководителя городской (региональной) консультативно-диагностической поликлиники (центра) по медицинской части.