Об утверждении Правил конвоирования осужденных к лишению свободы

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 18 сентября 2003 года № 194. Зарегистрированный Министерством юстиции Республики Казахстан от 22 сентября 2003 года № 2498. Утратил силу приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 1122.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 02.12.2016 № 1122 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

         "Согласовано"
      Министр внутренних дел
      Республики Казахстан
      генерал-полковник
      "15" сентября 2003 года

      В целях реализации статьи 71 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и определения порядка организации и осуществления перемещения осужденных к лишению свободы, приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые Правила конвоирования осужденных к лишению свободы.

      2. Начальникам Департаментов уголовно-исполнительной системы Комитета уголовно-исполнительной системы по областям и г. Астане обеспечить изучение данных Правил личным составом подразделений.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 22.12.2010 № 341 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан Смагулова Н.Р.

      4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр

Утверждены         
Приказом Министра юстиции 
Республики Казахстан   
18 сентября 2003 года N 194

Правила конвоирования осужденных к лишению свободы

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила конвоирования осужденных к лишению свободы (далее - Правила) регламентируют порядок конвоирования осужденных на специальных видах транспорта, определяют способы, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
      2. Для выполнения задач по конвоированию осужденных в исправительных учреждениях (далее - ИУ) назначается конвой из числа сотрудников службы охраны. В задачу конвоя входит:
      1) конвоирование осужденных на обменные пункты плановых маршрутов и обратно. Обменными пунктами на маршруте являются станции, пристани, аэропорты в пунктах расположения исправительных учреждений, где конвоем производится прием (сдача) осужденных;
      2) конвоирование осужденных в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения и обратно.
      3. Конвоирование осужденных осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным), которые разрабатываются начальником ИУ и утверждаются начальником Департамента уголовно-исполнительной системы Комитета уголовно-исполнительной системы области (далее - ДУИС КУИС).
      При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется встречное конвоирование между ИУ и обменными пунктами. Встречное конвоирование - конвоирование осужденных в специальных автомобилях из исправительных учреждений на обменные пункты (станции, пристани, аэропорты) и обратно в исправительное учреждение.
      Встречное конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм. Графики движения таких конвоев разрабатываются с учетом расписания движения караулов внутренних войск на плановых железнодорожных маршрутах конвоирования.
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 22.12.2010 № 341 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      4. Конвоирование осужденных осуществляется только в специально оборудованных автомобилях, за исключением экстренных случаев оказания специализированной медицинской помощи и конвоирования их в автомашинах скорой медицинской помощи при невозможности транспортировки в специально оборудованных автомобилях.
      5. В целях повышения эффективности в работе, обеспечения безопасности движения и надежной охраны осужденных, специальные автомобили оборудуются радиостанциями, проблесковыми маячками, средствами пожаротушения и переговорными устройствами между кабиной и кузовом.

      6. Контроль за передвижением конвоев осуществляется непрерывно дежурным помощником начальника колонии (далее - ДПНК) по установленным каналам радио проводной (телеграфной, телефонной) связи.

Глава 2. Обеспечение, вооружение конвоя и его обязанности

      7. Начальник ИУ, либо лицо его замещающее, при назначении сотрудников для выполнения функции конвоя, обязан: назначить начальника (старшего) конвоя, определить состав, конкретные задачи, способы и сроки их выполнения, порядок связи конвоя с ИУ в пути следования, особые обязанности конвоиров. При этом определяется маршрутное расписание, отдается распоряжение о подготовке для конвоя соответствующих документов, транспорта, горюче-смазочных материалов, специальных средств, связи и сигнализации, вооружения и снаряжения. Организует контроль за выполнением поставленных задач личным составом конвоя.
      8. Запрещается возлагать на конвой обязанности, не связанные с конвоированием осужденных.
      Весь личный состав конвоя должен быть в установленной форме одежды и вооружен. Состав, вид, численность и вооружение конвоя определяются начальником ИУ или лицом его замещающим. Конвоир обязан иметь при себе свисток для подачи звукового сигнала, индивидуальный перевязочный пакет, а начальник (старший) конвоя, кроме того, сумку для документов. В специальном автомобиле должны находиться наручники, по количеству осужденных.
      9. ДПНК обеспечивает оперативное руководство конвоем.
      Он обязан:
      1) обеспечивать непрерывную, устойчивую связь с конвоем;
      2) в случае чрезвычайного происшествия "далее - ЧП", принять решение о ликвидации его последствий и оказать помощь личному составу конвоя;
      3) контролировать выезд специальных автомобилей и их возвращение, проверять готовность водительского состава;
      4) следить за своевременной и полной сдачей нарядами, по окончании несения службы, оружия, боеприпасов и других выдаваемых им специальных и технических средств.
      10. Начальник (старший) конвоя несет ответственность за точное и своевременное выполнение поставленной задачи по конвоированию осужденных и соблюдение законности подчиненными, за сохранность служебных документов, личных дел осужденных, вооружения, специальных, технических и других материальных средств, находящихся в пользовании конвоя.
      Он обязан:
      1) организовать несение службы конвоя строго в соответствии с решением начальника ИУ;
      2) обеспечить сохранность оружия, боеприпасов и другого имущества;
      3) обеспечить своевременную подготовку, правильное использование и бесперебойную работу транспорта, связи и других технических средств;
      4) проверить наличие в путевых листах отметок о технической исправности автомашин;
      5) знать обстановку на маршруте конвоирования и ее особенности;
      6) иметь основные сведения об осужденных и представлять начальникам плановых железнодорожных караулов данные на склонных к побегу, лидеров уголовно-преступной среды, противоправные действия, ожидаемые от них в пути следования;
      7) установить порядок взаимодействия между конвоирами;
      8) управлять действиями конвоя по своевременной доставке осужденных к месту назначения;
      9) определять способы действия конвоя на случай происшествий; при осложнении обстановки на основном маршруте конвоирования, переходить на запасной маршрут.
      11. Начальнику (старшему) конвоя запрещается:
      1) изменять порядок конвоирования осужденных;
      2) оставлять на время конвой;
      3) конвоирование осужденных на необорудованных для этой цели транспортных средствах без соответствующей экипировки и снаряжения конвоя, а также без отметки в путевом листе об исправности транспортного средства.
      12. Помощник начальника конвоя подчиняется начальнику конвоя и выполняет его указания по вопросам охраны осужденных. Также, он обязан следить за состоянием используемых материально-технических средств, производить личный осмотр осужденных, обеспечивать сохранность обнаруженных при этом денег, ценностей, запрещенных к хранению предметов и вещей; в случае заболевания начальника конвоя, принимать на себя выполнение его обязанностей.
      13. Конвоир подчиняется начальнику (старшему) конвоя и его помощнику.
      Он обязан:
      1) точно знать свои обязанности и безукоризненно их выполнять;
      2) находиться в определенном начальником (старшим) конвоя месте и не отлучаться без его разрешения;
      3) иметь исправное и в постоянной готовности к действию оружие;
      4) быть требовательным и вежливым в обращении с осужденными, вести за ними постоянное наблюдение;
      5) производить по указанию начальника (старшего) конвоя обыск осужденных, изымать у них и передавать начальнику (старшему) конвоя запрещенные к хранению вещи и предметы.
      14. Конвоиру запрещается:
      1) отвлекаться от несения службы;
      2) вступать с осужденными в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания о порядке движения и соблюдении правил поведения при конвоировании;
      3) принимать от них или передавать им от посторонних лиц какие-либо предметы, записки, продукты питания;
      4) разглашать маршрут движения конвоя и конечный его пункт.
      15. Водитель специального автомобиля входит в состав конвоя, подчиняется начальнику (старшему) конвоя, его помощнику и несет ответственность за безаварийную эксплуатацию автомобиля.
      Он обязан:
      1) хорошо изучить маршрут конвоирования и его особенности;
      2) проверить наличие горюче-смазочного материала в специальном автомобиле и доложить начальнику (старшему) конвоя;
      3) обеспечить постоянную готовность автомобиля к эксплуатации, строго соблюдать Правила дорожного движения;
      4) точно выполнять указания начальника (старшего) конвоя о скорости движения на маршруте, немедленно останавливать автомобиль по его команде или при получении такого сигнала от конвоиров в кузове;
      5) не оставлять транспортное средство без присмотра, при выходе из кабины выключать зажигание, ключ от замка зажигания хранить у себя;
      6) иметь при себе установленные документы (удостоверение на право управления автомобилем, путевой или маршрутный лист, а при необходимости - регистрационные документы на специальный автомобиль).
      16. Водителю специального автомобиля запрещается:
      1) оставлять закрепленный за ним автомобиль без надзора;
      2) передавать управление автомобилем другому лицу, включая лиц, которым он подчинен.
      17. Конвой может быть обыкновенным и усиленным. Состав, вид, численность и вооружение такого наряда определяется начальником ИУ.
      Обыкновенный конвой назначается из расчета: на 1-2 осужденных - 2 конвоира; на 3-6 осужденных - 3 конвоира; на 7-10 осужденных - 7 конвоиров. Начальником обыкновенного конвоя назначается сотрудник из числа младшего или среднего начальствующего состава. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.
      Особый караул (усиленный конвой) также назначается при конвоировании осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
      Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из осужденных совершить побег, нападение на охрану, причинить вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. Усиленный конвой назначается из расчета: на 1 осужденного - 3 конвоира; на 2-4 осужденных - 6 конвоиров; на 5-6 осужденных - 8 конвоиров; на 7-8 осужденных - 10 конвоиров; на 9-10 осужденных - 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. Для усиленного конвоя выделяются дополнительные единицы автотранспорта в сопровождение специальной автомашины. <*>
      Сноска. Пункт 17 с дополнениями - приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 27 мая 2004 года N 156 .

Глава 3. Порядок приема осужденных для конвоирования

      18. Конвой, получив приказ на выполнение задачи, следует в пункт приема осужденных, где начальник (старший) конвоя обязан:
      1) получить документы и проверить правильность их оформления; определить порядок размещения осужденных по камерам специального автомобиля, проинформировать конвоиров об осужденных, за которыми требуется усиленный надзор;
      2) произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны осужденных на время приема их для конвоирования. Сотрудники из числа конвоя, выделенные для производства обыска и размещения по камерам специального автомобиля осужденных, свое оружие передают конвоирам, находящимся в оцеплении;
      3) надеть наручники с положением рук за спиной на осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, после проведения личного обыска при конвоировании из камер временного содержания в специальный автомобиль (специальный вагон) и обратно.
      Документы и личные дела осужденных передаются начальнику (старшему) конвоя в запечатанных пакетах. <*>
      Сноска. Пункт 18 с дополнениями - приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 27 мая 2004 года N 156 .
      19. В помещении, где производится прием осужденных, должны находиться только лица, сдающие и принимающие их для конвоирования.
      В случае сомнения в личности осужденного, начальник (старший) конвоя - принимающий, обращается за соответствующими разъяснениями к начальнику караула - сдающему и в дальнейшем действует согласно полученным разъяснениям.
      20. К конвоированию не принимаются осужденные:
      1) больные, отправка которых по заключению врача невозможна;
      2) не прошедшие санитарной обработки;
      3) не обеспеченные по установленным нормам продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;
      4) находящиеся в нетрезвом состоянии;
      5) с неправильно оформленными документами.

      21. Конвой обеспечивается медицинской аптечкой, каждый из конвоиров должен быть обучен способам оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Они обязаны следить за соблюдением осужденными правил санитарии и гигиены. Конвой инструктируется также о мерах профилактики при конвоировании инфекционных больных. Транспорт, на котором осуществлялась перевозка таких осужденных, подвергается дезинфекции.

Глава 4. Конвоирование осужденных в автомобилях

      22. Посадка осужденных в специальный автомобиль производится после доклада водителя о готовности к движению. Осужденные в колонне по одному (по два), подводятся к двери кузова автомобиля: начальник (старший) конвоя поочередно направляет их в кузов, проверяя пофамильно и вслух по счету. В кузове один из конвоиров без оружия, в соответствии с указаниями начальника (старшего) конвоя, размещает осужденных по камерам, повторяя счет вслух, остальные конвоиры, находясь в оцеплении, наблюдают за соблюдением порядка посадки в автомобиль.
      Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, при посадке находятся в колонне по одному (по два) и двигаются по команде начальника (старшего) конвоя. <*>
      Сноска. Пункт 22 с дополнениями - приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 27 мая 2004 года N 156 .
      23. Осужденных размещают по камерам специального автомобиля с соблюдением требований их внутренней изоляции, указанных в отдельных справках в личных делах осужденных или определенных, при постановке задач на конвоирование, начальником ИУ.
      Конвоирование осужденных мужчин и женщин, а также несовершеннолетних без соответствующей изоляции друг от друга запрещается. Отдельно от других осужденных и изолировано между собой, конвоируются больные открытой формой туберкулеза легких, душевнобольные и инфекционные (сифилис и др.) больные.
      Осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, размещают по камерам специального автомобиля не более чем по два человека, конвоирование осуществляется отдельно от других осужденных. <*>
      Сноска. Пункт 23 с дополнениями - приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 27 мая 2004 года N 156 .
      24. После посадки осужденных, начальник (старший) конвоя производит контрольную проверку соблюдения требований их изоляции, дает указания о размещении конвоя в специальном автомобиле и занимает место в кабине автомобиля. Ключи от замков камер хранятся у начальника (старшего) конвоя. Камеры должны быть освещены на все время содержания в них осужденных. После уточнения сигналов с водителем, проверки размещения конвоиров, конвоируемых и прочности крепления бортовых крюков или цепей, начальник (старший) конвоя разрешает отправление автомобиля. Скорость движения автомобиля не должна превышать 60 км/час.
      25. Конвоир у камер специального автомобиля обязан вести постоянное наблюдение за поведением осужденных: не разрешать заслонять изнутри смотровые решетки, шуметь, курить, портить оборудование кузова, а также переговариваться или перестукиваться с лицами, содержащимися в других камерах; при не соблюдении этих требований подавать в кабину сигнал об остановке и принять вместе с начальником (старшим) конвоя, меры к пресечению нарушений (составляется акт для приобщения к личному делу осужденного); к открыванию дверей камер допускать только начальника (старшего) конвоя. Вывод осужденных в пути следования на оправку и по другим причинам запрещается.

      26. При высадке осужденных в конечном пункте назначения, водитель по указанию начальника (старшего) конвоя останавливает автомобиль в заранее определенном месте, по возможности исключающем доступ посторонних лиц. Осужденные выстраиваются в колонну по одному (по два) и по команде начальника (старшего) конвоя следуют в помещение.

Глава 5. Порядок приема и сдачи осужденных
на обменных пунктах

      27. Для приема (сдачи) осужденных, конвой убывает на обменный пункт согласно графику, утвержденному начальником ИУ. Подлежащие приему (сдаче) лица подвергаются полному обыску с целью обнаружения и изъятия запрещенных к хранению предметов.
      28. Осужденные должны быть доставлены на обменный пункт до прибытия на него планового караула. В случаях необходимости, начальник ИУ перед направлением конвоя на обменный пункт, через администрацию станции, уточняет возможные изменения в расписании прибытия поезда, с которым следует плановый караул.
      29. На обменном пункте начальник (старший) конвоя уточняет продолжительность и место остановки (стоянки) специального вагона, курсирующего по плановому маршруту конвоирования, и, в зависимости от этого, определяет дальнейший порядок доставки осужденных прибывшему караулу. Стоянка специального автомобиля выбирается по возможности в 5-10 метрах от остановки специального вагона. Заблаговременная доставка осужденных, к месту остановки указанного транспорта, разрешается на железнодорожных станциях с непродолжительной стоянкой поезда.
      30. После высадки из специального автомобиля, осужденные выстраиваются в колонну по одному и, под охраной конвоиров, следуют к месту посадки. Осужденные, за которыми установлен особый надзор, а также подлежащие изоляции от всех других, и осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, конвоируются отдельно.
      На железнодорожных станциях обмен осужденных производится, с противоположной стороны посадки (высадки) пассажиров в вагоны. Охрана осужденных осуществляется в две линии. Конвой у рабочего тамбура специального вагона выставляется заблаговременно до прибытия поезда на станцию. <*>
      Сноска. Пункт 30 с дополнениями - приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 27 мая 2004 года N 156 .
      31. Начальник (старший) конвоя предъявляет прибывшему начальнику караула внутренних войск свое служебное удостоверенное, предписание на право приема (сдачи) осужденных, убеждается в наличии такого же предписания у начальника караула, информирует его о находящихся под охраной конвоируемых и приступает к их обмену.
      Осужденные и личные дела на них (в пакетах с приклеенными к ним справками), общим списком сдаются начальнику караула под расписку.
      32. О приеме осужденных на обменном пункте начальник (старший) конвоя расписывается в путевом журнале начальника караула. В нем указывается: дата приема (сдачи), наименование обменного пункта; орган-получатель для конвоирования; звание, фамилия и номер предписания начальника конвоя. В таком же порядке оформляется в путевом журнале начальника (старшего) конвоя соответствующая расписка начальника планового караула.

      33. В случаях несостоявшегося обмена или отказа в приеме осужденных, указанных в пункте 20, начальник (старший) конвоя вместе с начальником караула составляет акт в двух экземплярах и делает отметку в путевом журнале с указанием причин и количество несданных (не принятых) лиц. Несданные лица конвоируются обратно, о чем начальник (старший) конвоя по прибытии докладывает начальнику ИУ, назначившему конвой.

Глава 6. Действия конвоя при происшествиях
и чрезвычайных ситуациях

      34. В случае чрезвычайных происшествий (нападении, побеге, групповых неповиновениях осужденных, пожаре) или другого осложнения обстановки, начальник (старший) конвоя немедленно докладывает ДПНК и принимает меры согласно расчету действий личного состава конвоя при происшествиях. Основной задачей конвоя при этом является пресечение преступных посягательств, обеспечение безопасности сотрудников конвоя и осужденных. Физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие применяются только в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      35. При нападении на специальный автомобиль или на сотрудников из состава конвоя, начальник (старший) конвоя организует отражение нападения силами конвоя с применением огнестрельного оружия, по установленным каналам радио проводной (телеграфной, телефонной) связи сообщает в ИУ. Оружие применяется в установленном законодательством порядке. После отражения нападения оказывается первая медицинская помощь пострадавшим из числа конвоя и осужденным. При побеге осужденных из автомобиля начальник (старший) конвоя для непосредственного преследования и задержания бежавших направляет группу во главе с помощником начальника (старшего) конвоя. Начальник (старший) конвоя сообщает в ИУ, и немедленно оповещаются ближайшие органы внутренних дел. При побеге осужденного оружие применяется в установленном порядке при преодолении линии охраны. Линией охраны является: на транспортных средствах - борта, пол, крыша автомобиля.
      36. При групповом неповиновении осужденных, конвоир незамедлительно докладывает о происшествии начальнику (старшему) конвоя, который в свою очередь, докладывает ДПНК, принимает меры по усилению охраны осужденных. С прибытием руководства ИУ или ДУИС КУИС действует по их указанию.
      Сноска. Пункт 36 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 22.12.2010 № 341 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      37. Сотрудники, выполняющие обязанности по конвою осужденных обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, уметь обращаться со средствами пожаротушения. При пожаре, возгорании, конвоир, первым заметивший это, подает сигнал «Пожар». Осужденные перемещаются в безопасное место, где конвой продолжает выполнять поставленную задачу. Тушение пожара организуется силами личного состава конвоя с использованием всех имеющихся средств пожаротушения и при наличии условий, обеспечивающих надежную охрану осужденных. Принимаются меры по спасению технических средств, имущества и документации, сообщается в ИУ, вызывается пожарная команда. Оказывается первая медицинская помощь пострадавшим из числа конвоя и осужденным.
      38. При возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, начальник (старший) конвоя организует оказание помощи пострадавшим, спасание имущества и документации; перемещает в более безопасное место осужденных, находящихся под охраной. Сообщает о случившемся ДПНК.
      39. При аварии специального автомобиля, если он не может следовать своим ходом, начальник (старший) конвоя докладывает в подразделение, вызывает другой автомобиль, выставляет знаки (сигналы) аварийной остановки. Производит перевод осужденных из поврежденной автомашины в исправный автомобиль и их дальнейшее конвоирование к месту назначения. В случае невозможности пересадки осужденных (активное движение транспорта, скопление граждан) начальник (старший) конвоя организует буксировку неисправного автомобиля до ближайшего учреждения УИС или органа внутренних дел. Если авария произошла вне населенного пункта и автомобиль имеет значительные повреждения, начальник (старший) конвоя выводит осужденных из него в более безопасное для охраны место, где они находятся до прибытия исправного автомобиля. Во всех случаях пострадавшим лицам из состава конвоя и осужденным оказывается первая медицинская помощь.