Об утверждении Правил об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий

Приказ и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года N 185-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 августа 2003 года N 2438

Обновленный

  <*>
     Сноска. В заголовок внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
 
     В соответствии с пунктом 2 статьи 15-1  Закона  Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях", приказываю:

     1. Утвердить прилагаемые Правила об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий.  <*>
     Сноска. В пункт 1 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).

     2. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
     1) обеспечить в установленном порядке его опубликование в официальных средствах массовой информации;
     2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

     3. Признать утратившими силу:

     1)  приказ  Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 августа 1998 года N 03-2 ОД "Об утверждении Инструкции "Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии" (зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 ноября 1998 года N 634, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 1999 года N 3);

     2)  приказ  Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 17 мая 1999 года N 28-ОД "О внесении изменений в приказ от 15 августа 1998 года N 03-2 ОД" (зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 1999 года за N 786);

     3)  приказ  Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 27 сентября 1999 года N 73-ОД "О механизме финансирования установки приборов учета коммунальных услуг" (зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 сентября 1999 года за N 952).

     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ертлесову Ж.Д.

     5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его опубликования.

      И.о. Председателя

 

     Согласован

     Министр труда и социальной
     защиты населения
     Республики Казахстан

     30 июля 2003 года

Утверждены                          
Приказом Председателя               
Агентства Республики Казахстан      
по регулированию естественных       
монополий и защите конкуренции      
от 30 июля 2003 года N 185-ОД       

  Правила об особом порядке формирования затрат,
применяемом при утверждении тарифов
(цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы)
субъектов естественных монополий  <*>

     Сноска. В заголовок внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).

 
     Сноска. По тексту слова "услуги (товары, работы)", "услуг (товаров, работ)", "услуги (товара, работ)", "услуги (товаров, работ)", заменены словами "регулируемые услуги (товары, работы)", "регулируемых услуг (товаров, работ)", "регулируемой услуги (товара, работы)", "регулируемой услуги (товара, работы)";
     слова "Индикативным", "Индикативного" заменены словами "Среднесрочным", "Среднесрочного" - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД ;
     слова "утверждении тарифов (цен, ставок сборов)", "утверждении тарифа (цены, ставки сбора)", "утверждению тарифа (цены, ставки сбора)", "утверждения тарифа (цены, ставки сбора)", заменены словами "утверждении тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет", "утверждении тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет", "утверждению тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет", "утверждения тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет" -  приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).

  1. Общие положения

     1. Настоящие Правила об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий (далее - Особый порядок), разработаны в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "О естественных монополиях" с целью недопущения необоснованного роста тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии.
       Сноска. Пункт 1 с изменениями -  приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     2. Особый порядок, включает следующие положения:
     1) регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора); 
     2) ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах отраслевых технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь;
     3) установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора);
     4) ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора);
     5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
     6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.
       Сноска. Пункт 2 с изменениями -  приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     3. В Особом порядке используются следующие понятия:
     затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) - совокупность затрат, связанных с оказанием услуг (работ) субъектом естественной монополии, которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет. Данные затраты состоят из себестоимости регулируемой услуги (товара, работы) и расходов периода (общие и административные расходы, расходы по реализации, расходы по выплате вознаграждений); 
     ограничение видов затрат, включаемых в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора) - установление перечня затрат, не учитываемых при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет;
     ограничение уровня расходов - установление предела уровня затрат, учитываемых в тарифе (цене, ставке сбора) на основании отраслевых технических и технологических норм, а также нормативных технических потерь и лимитов; 
     расходы - затраты субъекта естественной монополии, которые осуществляются им за счет дохода, полученного от оказания регулируемых услуг (товаров, работ) по утвержденным уполномоченным органом тарифам (ценам, ставкам сборов);
     регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии - услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю;
     компетентный орган - отраслевое министерство и (или) ведомство, а для субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем - местные исполнительные органы;
     уполномоченный орган - центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий или областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган в пределах установленной компетенции.
     Сноска. В пункт 3 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     4. Особый порядок применяется к субъектам естественной монополии, предоставляющим регулируемые услуги (товары, работы).  <*>
     Сноска. Пункт 4 в редакции - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД .
     5. Формирование тарифов (цен, ставок сборов) осуществляется на основании раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности.
     При формировании тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) включаются затраты с учетом требований настоящего Особого порядка. Формирование статей затрат должно соответствовать стандартам бухгалтерского учета.
     Учетная политика принимается субъектом естественной монополии после ее согласования с уполномоченным органом.  <*>
     Сноска. В пункт 5 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД .

  2. Регулирование затрат, включаемых в тариф
(цену, ставку сбора) на регулируемые услуги (товары, работы) 

      Сноска. В заголовок внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД .

     6. Регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) субъекта естественной монополии осуществляется путем ограничения видов  затрат, включаемых в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), и ограничения уровня расходов субъекта естественной монополии.
     7. Материальные расходы, включаемые в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), определяются исходя из отраслевых технических и технологических норм (далее - материальных ресурсов) на выпуск единицы продукции (услуг, товаров, работ) и (или) годовых норм материальных ресурсов, утвержденных и прошедших экспертную оценку в компетентном и уполномоченном органе и цен материальных ресурсов, определенных по результатам тендерных (конкурсных) закупок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.  <*>
     Сноска. В пункт 7 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     7-1. Выделяемая субъекту естественной монополии субсидия из средств государственного бюджета, учитывается в уменьшение затратной части тарифа.
     При этом, субъект естественной монополии обязан ежеквартально предоставлять в уполномоченный орган отчет об использовании субсидии.  <*>
    Сноска. Глава дополнена новым пунктом 7-1 - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 14 ноября 2003 года  N 270-ОД
     8. Расходы на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом, другие услуги производственного характера, осуществляемые сторонними организациями, приобретаемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, включаются в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора).
     9.  (исключен -   приказом   Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     10. Закупка из одного источника субъектом естественной монополии материальных ресурсов (основные виды сырья и материалов), оборудования, строительно-монтажных  и ремонтных работ, услуг (работ) сторонних организаций, включаемых в тариф (цену, ставку сбора), проводится в порядке, установленном действующим законодательством, по согласованию с уполномоченным органом на основании экономической целесообразности.
     11. Расходы, связанные с нормативными техническими потерями включаются в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора). Нормативные технические потери утверждаются компетентным органом и проходят экспертизу в уполномоченном органе.
     12. Средства, направляемые субъектом естественной монополии на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, включаются в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора) при наличии документального технического подтверждения компетентным органом необходимости их проведения.
     Компетентный орган определяет необходимость проведения этих работ (по каждому объекту) и их объемы. Субъект естественной монополии должен подтвердить объемы данных работ сводным сметным расчетом, объектными, локальными и ресурсными сметами.
     Сноска. В пункт 12 внесены изменения -  приказом  Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     13. Система оплаты труда, должности работников, относящиеся к административному персоналу, а также нормативная численность административного и производственного персонала определяются компетентным органом и согласовываются с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Министерство) и органами координации занятости и социальных программ областей, городов Астана и Алматы в порядке, установленном Министерством.
     Расходы на оплату труда производственного персонала, включаемые в затраты, определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии, и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов) с учетом прогнозируемого изменения индекса потребительских цен, предусмотренного Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан.
     Расходы на оплату труда административного персонала, включаемые в затраты, определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии.
     Расходы на оплату труда административного персонала субъектов, за исключением государственных предприятий, включаемые в затраты по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров субъектов естественной монополии и других работников административного персонала лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта естественной монополии, согласно штатному расписанию, не превышающего 15 раз.
     Расходы, связанные с выплатой доплат и надбавок за условия труда, предусмотренных системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании тарифов (цен, ставок сборов), за исключением расходов, указанных в пункте 28 Особого порядка.
     Расходы на премирование и другие виды вознаграждений к заработной плате, не включаемые в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), субъект естественной монополии (за исключением государственных предприятий), вправе осуществлять из чистого дохода (фактической прибыли).
     Уполномоченный орган вправе принять решение о снижении или отказе в повышении расходов на оплату труда административного и (или) производственного персонала, включаемого в тарифы (цены, ставки сборов), на основе сравнительного анализа затрат на оплату труда субъектов естественной монополии, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности, а также в случае сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии.
     Расходы на оплату труда, размеры должностных окладов руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров государственных предприятий, оказывающих услуги в сфере естественной монополии, а также система их премирования и иного вознаграждения определяются органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
     Сноска. В пункт 13 внесены изменения -  приказом  Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     14. Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу начисления включаются в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора).
     Применение прямолинейного (равномерного) метода начисления износа основных средств и нематериальных активов не требует согласования с уполномоченным органом.
     Применение и начисление амортизации иными методами начисления амортизации согласовывается с Уполномоченным органом в установленном порядке.
     15. Уполномоченный орган утверждает по согласованию с уполномоченным органом в области оценочной деятельности порядок и условия проведения переоценки основных средств субъекта естественной монополии. 
     Уполномоченный орган вправе после проведения субъектом естественной монополии переоценки основных средств, поэтапно включать в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора) увеличение амортизационных отчислений.  <*>
     Сноска. Пункт 15 в редакции - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД .
     16. Амортизационные отчисления направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, и реализацию инвестиционных проектов.
     17. Приобретение и установку общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета коммунальных услуг субъект естественной монополии осуществляет за счет собственных и (или) заемных средств.
     Возврат вложенных средств на приобретение и установку приборов учета субъектом естественной монополии осуществляется за счет амортизационных отчислений и (или) прибыли на приобретенные и установленные приборы учета коммунальных услуг. При этом допускается по согласованию с уполномоченным органом начисление амортизации по ускоренному методу.
     В случае, если индивидуальные приборы учета находятся в собственности потребителя, субъект естественной монополии реализует свои регулируемые услуги (товары, работы) по тарифу (цене, ставке сбора) с временным понижающим коэффициентом на величину амортизационных отчислений приборов учета и прибыли на них, предусмотренных в тарифе (цене, ставке сбора) субъекта естественной монополии.
     Сноска. В пункт 17 внесены изменения -  приказом  Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
     18. Расходы на охрану природы, плата за использование природных ресурсов определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты, установленными законодательством Республики Казахстан.
     19. В расходах периода учитываются расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта естественной монополии, согласованного и утвержденного в установленном законодательством порядке.
     При этом условия финансирования и возврата заемных ресурсов могут быть получены на тендерной (конкурсной) основе либо по согласованию с уполномоченным органом из одного источника - в случае наиболее экономически выгодного получения заемных ресурсов, в том числе за счет эмиссии ценных бумаг, привлечения кредитов.
     Изменение размера вознаграждения (проценты за кредиты, комиссионные выплаты) по полученным заемным средствам в период реализации инвестиционного проекта допускается по согласованию с уполномоченным органом.
     Расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в национальной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением 2-х кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан.
     Расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в иностранной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением 4-х кратной ставки Лондонского межбанковского рынка.
     Вознаграждение за заемные средства, полученные в иностранной валюте, учитываются в расходах периода затратной части тарифа (цены, ставки сбора) с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и прогнозных показателей республиканского бюджета Республики Казахстан.
     Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на день принятия решения по утверждению тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет субъекта естественной монополии.
     20. Расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи, учитываемые в расходах периода, определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты, установленными законодательством Республики Казахстан.
     21. В случае утверждения тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа, расходы общехозяйственного и административного назначения уполномоченный орган имеет право включать в тарифы (цены, ставки сборов) в пределах расходов, принятых в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов), с учетом индекса потребительских цен за период, предшествующий изменению тарифов (цен, ставок сборов).
     22. Уполномоченный орган вправе принять решение об изменении сумм расходов общехозяйственного и административного назначения, включаемых в тариф (цену, ставку сбора), по результатам проведенной финансовой экспертизы фактического состава административных затрат субъекта естественной монополии, либо при снижении объемов реализации регулируемых услуг (товаров, работ) и снижении эффективности деятельности субъектов естественной монополии (увеличение себестоимости единицы оказываемой регулируемой услуги (товара, работы), снижение объемов оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ), увеличение кредиторской и дебиторской задолженности).
     Увеличение расходов общехозяйственного и административного назначения сверх индекса потребительских цен, а также включение в них расходов по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления допускается только с согласия уполномоченного органа после представления расчета экономической эффективности от вложения средств на указанные цели.
     23. Представительские, командировочные расходы административного персонала, расходы на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги включаются в тарифы (цены, ставки сборов) в пределах лимитов, установленных субъектом естественной монополии по согласованию с уполномоченным органом.
     Уровень затрат на повышение квалификации административного персонала, связанное с производственной необходимостью, включаются в расчет тарифа (цены, ставки сбора) по предварительному согласованию с уполномоченным органом.
     24. В случае, когда субъект естественной монополии, предоставляет услуги:
     по передаче и (или) распределению электрической энергии по сетям регионального и (или) местного уровней;
     по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
     по транспортировке природного газа по распределительным трубопроводам;
     водохозяйственной и (или) канализационной систем,
     в затратной части тарифа (цены, ставки сбора) учитывается стоимость сверхнормативных потерь в размере 0,8 процента от объема реализации товара (услуги) при наличии согласованной с уполномоченным органом инвестиционной программы (проекта), направленной на снижение сверхнормативных потерь.
     25. Уполномоченный орган вправе привлечь независимых экспертов для проведения финансовой и (или) технической экспертиз уровня расходов по видам затрат, учитываемых в тарифе (цене, ставке сбора), и провести корректировку расходов на основании представленных заключений независимых экспертов. 

  3. Инвестиции субъектов естественной монополии

     26. Инвестиции могут осуществляться субъектами естественной монополии за счет собственных и (или) заемных средств. Источниками собственных средств предприятия являются прибыль (чистый доход) и амортизационные отчисления.
     Возврат заемных средств осуществляется за счет прибыли и (или) амортизационных отчислений.
     27. Приобретение акций (долей), а также иные формы участия субъекта естественной монополии в коммерческих организациях, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом, за счет чистого дохода (фактической прибыли) субъекта естественной монополии. 

  4. Перечень расходов, не учитываемых при формировании тарифов
(цен, ставок сборов) субъектов естественной монополии

     28. При формировании и утверждении тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет субъектов естественной монополии в затратной части тарифа (цены, ставки сбора) не учитываются следующие расходы:
     на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы и потери, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 24;
     амортизационные отчисления основных средств, не используемых при оказании, предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ);
     на выплату вознаграждений за пользование основными средствами (кроме основных средств общехозяйственного назначения), полученными в доверительное управление, в имущественный найм, по лизингу;
     платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
     судебные издержки;
     безнадежные долги;
     штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;
     штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
     убытки от хищений;
     потери от брака;
     по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг организациям общественного питания и т.д.);
     на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, профессионально-технических училищ, кроме технологически необходимых, согласованных с компетентным органом;
     на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
     на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, спектаклей, концертов); 
     на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
     по благоустройству садовых товариществ (в том числе, строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
     на проведение и организацию лекций, выставок, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, членские взносы в общественные организации и ассоциации;
     по рекламе в средствах массовой информации, по изданию рекламной, плакатной и типографской продукции, за исключением продукции, используемой в производственных целях;
     на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъекта естественной монополии;
     на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие подобного рода работы;
     на оплату отпусков работникам, обучающихся в организации образования;
     на премирование и другие формы вознаграждения по итогам работы; 
     по оплате путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта естественной монополии, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний;
     по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи;
     страховые платежи (взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу своих работников);
     по оплате дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно, а также компенсация за неиспользованный отпуск;
     на оказание всех видов спонсорской помощи;
     льготы работникам субъекта естественной монополии (предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам, оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, протезирование и т.п.), кроме предусмотренных законодательством;
     на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам (включая автомашины, квартиры, предметы длительного пользования и другие товары, а также увеличение процентных ставок лицевых счетов работников);
     на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
     отчисления профсоюзам на цели, определенные коллективным договором;
     связанные с изобретательством и рационализаторством производства: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплаты авторских вознаграждений и т. п.;
     другие виды расходов, непосредственно не относящиеся к производству и оказанию регулируемых услуг (товаров, работ) и приводящие к росту тарифов (цен, ставок сборов).  <*>
     Сноска. В пункт 28 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 21 апреля 2005 года N  142-ОД .

  5. Ограничение прибыли, включаемой в тариф
(цену, ставку сбора)
субъектов естественной монополии

      29. В расчет тарифа (цены, ставки сбора) субъектов естественных монополий включается уровень прибыли (чистого дохода), определяемый как произведение ставки прибыли на величину регулируемой базы задействованных активов. Ставка прибыли и регулируемая база задействованных активов определяется в порядке, установленном уполномоченным органом.
     Сноска. В пункт 29 внесены изменения -  приказом  Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года N 78-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).

  6. Ответственность за нарушение Особого порядка

     30. Субъекты естественной монополии, допустившие нарушение Особого порядка, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.