В целях обеспечения надлежащего надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства, руководствуясь подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О прокуратуре", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию "Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере".
2. Департаменту по надзору за законностью в деятельности государственных органов (Кравченко А.Н.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего приказа и Инструкции "Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере".
3. Приказ направить Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов, районов и приравненным к ним прокурорам.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора.
5. Признать утратившими силу приказы Генерального Прокурора от 15 июля 1999 г. N 60 "Об организации прокурорского надзора за применением законов в социально-экономической сфере"; от 28 ноября 2000 г. N 63 "Об организации прокурорского надзора за применением законодательства о защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности".
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Утверждена приказом
Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 21.11.2002 г. N 60
Инструкция
"Об организации прокурорского надзора за применением
законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
в социально-экономической сфере"
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О Прокуратуре" и другими законодательными актами Республики Казахстан, определяющими порядок осуществления прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
2. Заместителям Генерального Прокурора, начальникам департаментов, управлений Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, городов, районов и приравненным к ним прокурорам обеспечить высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности.
3. Приоритетами в сфере надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина считать обеспечение надзора:
1) за неукоснительным соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) за точным и единообразным применением законодательства, направленного на обеспечение национальной безопасности, борьбу с коррупцией;
3) за соответствием правовых актов государственных органов
Конституции
, законам и указам Президента республики;
4) за применением законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании ее ресурсов;
5) за применением законодательства, направленного на защиту и поддержку предпринимательства;
6) за применением законодательства о несовершеннолетних.
<*>
Сноска. Пункт 3 с дополнениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
4. Использовать правозащитные функции прокуратуры, в том числе путем предъявления исков в суде, для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан или лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы по состоянию здоровья или возрасту, а также интересов государства. В остальных случаях разъяснять право каждого на самостоятельную защиту своих прав и свобод в судебном порядке.
Не допускать вовлечения органов прокуратуры в гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, за исключением поручений Генерального Прокурора либо курирующих заместителей, а также необоснованного предъявления исков в интересах граждан.
Иски в интересах юридических лиц предъявлять только по согласованию с Генеральным Прокурором либо его заместителями.
<*>
Сноска. Пункт 4 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
5. Проверки планировать и производить в соответствии с требованиями законодательства, на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории, а также по заданиям Генеральной прокуратуры.
В этих целях прокурорам иметь постоянно обновляемый паспорт поднадзорных регионов, содержащий полную характеристику региона, в том числе, основные показатели социально-экономического развития, демографического положения, а также общественной, религиозной и политической активности населения.
Для анализа ситуации в регионе и выявления наиболее проблемных сфер применения законов располагать данными о рассмотренных судами уголовных, гражданских и административных дел.
6. Проверки проводить строго в пределах компетенции и в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. К проверкам приступать при наличии постановления о производстве проверки.
Постановления о назначении проверок хозяйствующих субъектов регистрировать в органах правовой статистики.
Перед началом проверки ознакамливать с постановлением о назначении проверки должностных лиц проверяемого субъекта.
7. Постановления о производстве проверок правомочны выносить: Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, приравненные к ним прокуроры, их заместители и начальники самостоятельных управлений и отделов прокуратур областей и приравненных к ним, старшие помощники прокуроров областей и приравненных к ним, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур, их заместители, а также лица, исполняющие их обязанности.
8. Независимо от тематики проверки особое внимание уделять применению законодательства о борьбе с коррупцией и законности правовых актов государственных органов.
9. Обеспечить качественную подготовку актов прокурорского надзора.
В актах прокурорского надзора излагать правовую сущность нарушений с обязательной ссылкой на нормы законодательных актов, указывать на негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.
10. Обеспечить контроль за исполнением акта прокурорского надзора и фактическое устранение нарушений законности.
11. Предписание, как акт прокурорского надзора, вносить исключительно при совокупности признаков, предусмотренных статьей 24
Закона
Республики Казахстан "О прокуратуре", а именно, когда нарушение закона:
1) носит явный характер;
2) может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства;
3) требует незамедлительного устранения.
Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.
12. Обращать предписание к принудительному исполнению в случае неисполнения его в добровольном порядке, за исключением случаев принудительного лишения имущества.
13. Своевременно, на постоянной основе, независимо от поступления информации о нарушении законности и в пределах своих полномочий проводить проверки законности нормативных правовых актов государственных органов, при этом:
1) добиваться предоставления в прокуратуру всех вновь принятых нормативных правовых актов государственных органов;
2) обеспечить изучение каждого нормативного правового акта с составлением заключений, справок и т.д.;
3) принимать меры к отмене либо приведению в соответствие с законодательством незаконных правовых актов.
14. В случае выявления правовых актов, применение которых влечет существенный вред правам и свободам человека и гражданина, законным интересам государства, в обязательном порядке указывать в протесте на его приостановление.
При необоснованном отклонении такого протеста одновременно с обращением в суд приостанавливать действие опротестованного акта путем вынесения соответствующего постановления до рассмотрения заявления судом.
15. Обращать внимание на соблюдение требований законодательства о государственной регистрации нормативных правовых актов, имеющих общеобязательное значение, межведомственный характер или касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.
В случае выявления нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, но не прошедшего таковой, в обязательном порядке приостанавливать его действие.
За нарушение установленных законодательством правил государственной регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, привлекать виновных должностных лиц к установленной законом административной ответственности.
16. При выявлении незаконных нормативных правовых актов, на опротестование которых данный прокурор не имеет полномочий, материалы направлять по поднадзорности.
17. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, публиковать в средствах массовой информации.
18. В случае выявления пробелов либо противоречия норм законодательства, а также отсутствия нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено законами, информировать об этом Генеральную прокуратуру.
19. Вышестоящим прокурорам по результатам проверки законности и обоснованности актов прокурорского надзора:
1) приостанавливать их действие в случае возникновения сомнения в их законности и обоснованности, до принятия окончательного решения;
2) отзывать акты прокурорского надзора в случае нарушения компетенции, установленной законами и данным приказом;
3) отменять акты прокурорского надзора в случае установления их противоречия
Конституции
, законодательным актам, указам Президента Республики Казахстан, приказам и указаниям Генерального Прокурора.
20. Обеспечить надлежащий надзор за законностью принимаемых государственными органами мер запретительно-ограничительного характера, а также за своевременным уведомлением прокурора об их применении в случаях, предусмотренных законодательством.
Получив уведомление о наложении мер запретительно-ограничительного характера, в обязательном порядке в течение двух календарных дней проверять законность произведенных действий, при необходимости с опросом лиц, в отношении которых приняты меры запретительно-ограничительного характера.
21. Постановления об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, наложенных государственными органами и их должностными лицами, выносить при обнаружении явных и грубых нарушений законности со стороны этих органов и их должностных лиц.
Такие постановления правомочны выносить: Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и лица, исполняющие их обязанности.
22. Уведомления о наложении мер запретительно-ограничительного характера регистрировать в специальном журнале, который в обязательном порядке должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью, а также содержать сведения о дате и времени получения уведомления.
23. Не реже одного раза в полгода проводить проверки на предмет выявления фактов непредставления или несвоевременного представления государственными органами соответствующих уведомлений.
24. При обнаружении фактов неуведомления или несвоевременного уведомления прокурора о производстве государственным органом действий, требующих такого уведомления в соответствии с законодательными актами, в обязательном порядке решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом административной ответственности.
25. В ходе прокурорских проверок при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений закона, имеющих существенное значение для реализации проверки, решать вопрос о необходимости осуществления компетентными органами оперативно-розыскных мероприятий.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются постановления Генерального Прокурора и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.
В постановлении прокурора должно быть указано основание проведения оперативно-розыскных мероприятий, круг проверяемых субъектов, срок проведения и форма предоставления полученных результатов.
26. При необходимости к проверкам привлекать специалистов.
Экспертизу назначать только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку.
Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности.
В постановлении о назначении экспертизы должно быть указано: основания назначения экспертизы; время, место назначения экспертизы; объекты, направляемые на экспертизу; иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта; содержащиеся в материалах проверки сведения, на которых могут основываться выводы эксперта; вопросы, поставленные перед экспертом; наименование органа судебной экспертизы или фамилия лица, которому поручена экспертиза.
27. При поступлении первичных обращений граждан и юридических лиц по вопросам компетенции какого-либо уполномоченного государственного органа направлять обращение по подведомственности в соответствии с требованиями
Закона
Республики Казахстан "Об административных процедурах" и одновременно сообщать заявителям о возможности повторного обращения в прокуратуру в случае несогласия с решением, принятым компетентным органом.
28. В случаях воспрепятствования законной деятельности прокурора, невыполнения предписаний и других законных требований привлекать виновных лиц к установленной законом административной ответственности.
29. В случаях неисполнения актов прокурорского надзора, а равно воспрепятствования деятельности прокурора, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, привлекать виновных лиц к установленной законом уголовной ответственности.
1. Надзор за законностью в социальной сфере
30. Систематически анализировать состояние законности в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
31. Проверки применения законодательства о несовершеннолетних проводить в государственных органах и учреждениях государственной системы профилактики, а при необходимости, в детских домах, школах-интернатах и иных учреждениях, осуществляющих воспитание и уход за детьми.
Обращать особое внимание на соблюдение требований законодательства об учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и защите их прав, в том числе имущественных.
32. Обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении уполномоченными государственными органами дел об ограничении прав и свобод несовершеннолетних, а также законность помещения несовершеннолетних в центры временной изоляции, адаптации и реабилитации.
33. В соответствующих уполномоченных государственных органах проверять исполнение ими требований законодательства об образовании, браке и семье, охране здоровья, занятости населения, охране труда в части, касающейся защиты прав и интересов несовершеннолетних.
34. Надзор за применением законодательства об образовании направить на соблюдение учреждениями образования государственных общеобразовательных стандартов образования, вопросов лицензирования, бюджетной и финансовой дисциплины.
35. В сфере образования особое внимание уделять деятельности уполномоченных государственных органов по выявлению и устройству подростков, уклоняющихся от учебы или не имеющих объективной возможности обучаться, а также соблюдению конституционного права граждан на бесплатное среднее образование.
При установлении фактов незаконного сбора денежных средств с родителей учащихся в государственных учреждениях образования принимать меры к их устранению.
Обращать внимание на неукоснительное соблюдение установленного законодательством порядка предоставления платных услуг и расходования денежных средств.
36. Не реже одного раза в год анализировать соблюдение требований законодательства о здравоохранении, обращая внимание на доступность и бесплатность в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными организациями здравоохранения, а также обеспечение ими профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
37. Проверками охватывать вопросы организации государственными уполномоченными органами и работодателями комплексных мероприятий, направленных на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность населения.
38. Обеспечить должный и своевременный надзор за законным и целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на содержание несовершеннолетних, образование, здравоохранение и другие социальные вопросы.
39. Ежегодно анализировать состояние законности при назначении и выплате пенсий и пособий.
40. При проверках применения законодательства о труде особое внимание уделять соблюдению конституционных прав граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.
41. Организовать необходимое взаимодействие с правоохранительными и местными исполнительными органами для принятия совместных мер по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, особенно в приграничных областях.
При проверках в уполномоченных государственных органах особое внимание уделять вопросам исполнения ими обязанностей по предупреждению, пресечению незаконной миграции, а также уровню их взаимодействия в вопросах обеспечения национальной безопасности.
42. Осуществлять надлежащий надзор за применением правил пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 42 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
43. Особое внимание уделять законности принятых уполномоченным государственным органом решений о выдаче лицензии на привлечение иностранной рабочей силы и вывоза рабочей силы из Казахстана, разрешений на ввоз иностранной рабочей силы.
44. Ежегодно анализировать применение законодательства об административных правонарушениях государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
<*>
Сноска. Пункт 44 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
45. Особое внимание уделять соблюдению уполномоченными государственными органами (приемниками-распределителями, спецприемниками для лиц, арестованных в административном порядке, медицинскими вытрезвителями при органах внутренних дел и т.д.) конституционного права граждан на личную свободу.
Проверки в указанных учреждениях проводить не реже одного раза в неделю, изучая:
1) законность доставления, соблюдение сроков пребывания;
2) обеспечение установленного режима и порядка содержания в учреждениях (проведение лечебно-профилактических, противоэпидемических мероприятий, соответствие учреждений техническим нормам).
В целях обеспечения своевременного устранения нарушений прав и свобод граждан практиковать проверки в ночное время, праздничные и выходные дни.
46. При выявлении фактов незаконного доставления, содержания граждан немедленно освобождать их, принимая соответствующие меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушения законности.
2. Надзор за применением законов
в финансово-кредитной сфере
47. Основными задачами органов прокуратуры в финансово-кредитной сфере считать надзор за применением бюджетного, банковского, таможенного законодательства и законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет.
48. Периодически, но не реже двух раз в год, проверять все решения налоговых органов, связанные с предоставлением налогоплательщикам отсрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, освобождением от уплаты начисленных пени и штрафов, а также с возвратом из бюджета денежных средств.
По каждому факту незаконного предоставления налогоплательщикам льгот или возврата из бюджета денежных средств, принимать исчерпывающие меры к взысканию соответствующих сумм в бюджет, с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц налоговых органов.
49.
(Пункт исключен - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
).
50. Ежегодно анализировать состояние законности при осуществлении налоговыми органами контроля за полнотой и своевременностью удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.
В случае выявления значительных сумм задолженностей по обязательным пенсионным отчислениям устанавливать причины их образования, ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц налоговых органов.
<*>
Сноска. Пункт 50 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
51. Обратить внимание на то, что действующим налоговым и таможенным законодательством приведен исчерпывающий перечень оснований приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков, агентов по уплате обязательных пенсионных взносов (далее - агент) и субъектов внешнеэкономической деятельности.
При решении вопроса о санкционировании распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков в связи с непредставлением ими налоговой отчетности либо непогашением налоговой задолженности в установленные законом сроки, в обязательном порядке истребовать уведомление налогоплательщиков о принимаемых мерах по обеспечению не выполненного в срок налогового обязательства, выписки из их лицевых счетов.
<*>
Сноска. Пункт 51 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
52. При решении вопроса о санкционировании распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков в связи с недопуском должностных лиц налоговой службы к налоговой проверке и обследованию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, кроме случаев нарушения ими установленного Налоговым
кодексом
порядка проведения налоговой проверки в обязательном порядке истребовать предписание о назначении проверки налогоплательщика, а также протокол о воспрепятствовании доступа на соответствующие территории или в помещения (кроме жилых помещений).
В необходимых случаях, до принятия решения о санкционировании распоряжений налоговых органов вызывать и опрашивать налогоплательщиков.
52-1. При решении вопроса о санкционировании распоряжений налоговых органов о приостановлении (прекращении) расходных операций на банковских счетах агента в связи с своевременно неуплаченными обязательными пенсионными взносами истребовать документы, подтверждающие наличие задолженности по обязательным пенсионным взносам и не предоставление агентом в обслуживающий банк списков вкладчиков накопительных пенсионных фондов, в пользу которых взыскивается задолженность по выставленным налоговыми органами инкассовым распоряжениям.
<*>
Сноска. Глава дополнена новым пунктом 52-1 - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
53. При решении вопроса о санкционировании распоряжений таможенных органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам истребовать акт проверки с приложением копий необходимых документов, расчетов, произведенных должностным лицом таможенного органа, и другие материалы, полученные в ходе проверки.
54. Решение вопроса о санкционировании распоряжений налоговых и таможенных органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам принимать в течение 24 часов с момента предоставления документов в полном объеме.
55. Не реже одного раза в полгода проводить проверки законности отмены налоговыми и таможенными органами распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам и решений об ограничении в распоряжении имуществом.
<*>
Сноска. Пункт 55 в новой редакции - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
56. Обратить внимание на то, что сведения налогоплательщиков, представляемые налоговыми органами, являются служебной тайной и не подлежат разглашению кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
57. Учет выданных санкций о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков вести в отдельном журнале.
В обязательном порядке подшивать в отдельном наряде под грифом "ДСП" один экземпляр распоряжения налогового органа с приложением выписки из лицевого счета налогоплательщика либо копии протокола о воспрепятствовании налогоплательщиком доступа должностных лиц органов налоговой службы на соответствующие территории или в помещения (кроме жилых помещений).
58. Необходимо учесть, что
Законом
"О банках и банковской деятельности" приведен исчерпывающий перечень сведений, составляющих банковскую тайну, а также приведен перечень должностных лиц государственных органов, которым могут быть раскрыты эти сведения при наличии законных оснований.
В этой связи, производить санкционирование запросов, адресованных банкам о наличии и номерах банковских счетов юридического лица, а также текущих счетов физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, об остатках и движении денег на этих счетах:
1) органам дознания и предварительного следствия - после изучения уголовных дел, находящихся у них в производстве. В каждом конкретном случае запросы органов дознания и следствия санкционировать лишь в случаях, если запрашиваемые в банках сведения имеют существенное значение по уголовному делу и могут быть использованы в качестве доказательств;
2) таможенным органам - после представления предписания о назначении проверки деятельности физического или юридического лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, либо его партнеров по финансовым операциям;
3)
(Подпункт исключен - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
);
4) органам исполнительного производства - после изучения исполнительного производства. При этом, запрос должен исходить только от первого руководителя органа исполнительного производства либо самого судебного исполнителя, в производстве которого находится дело.
59. Обратить внимание, что законодательством о банках и банковской деятельности предусматривается исчерпывающий перечень государственных органов, должностные лица которых имеют право налагать арест и обращать взыскание на деньги и имущество, находящиеся в банке.
В этой связи, производить санкционирование постановлений о наложении ареста на деньги и имущество, находящиеся в банке, органов дознания и следствия, исполнительного производства только после изучения уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания или следствия, а также дел, находящихся в производстве органов исполнительного производства.
В обеспечение исковых требований не допускать наложение ареста суммы денег, превышающих суммы иска, размера государственной пошлины и расходов, связанных с исполнением решений, приговоров, определений и постановлений суда.
60. Не допускать фактов необоснованного отказа в даче санкции прокурором.
61. Установить, что санкционировать доступ к сведениям о наличии и движении денежных средств на счетах клиентов, а также распоряжений о приостановлении расходных операций по счетам клиентов банка вправе прокурор, на поднадзорной территории которого данный клиент состоит на налоговом учете. В случае необходимости такие санкции может давать прокурор, на поднадзорной территории которого расположен соответствующий банк или его филиал, либо орган, обратившийся за санкцией, обязательно уведомив прокурора, на поднадзорной территории которого клиент состоит на налоговом учете.
<*>
Сноска. Пункт 61 в новой редакции - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
62. В случае незаконного разглашения сведений, являющихся банковской тайной, принимать меры по привлечению виновных должностных лиц банков и уполномоченных государственных органов к установленной законом ответственности.
63. При планировании проверок законности расходования бюджетных средств исходить из анализа расходной части республиканского и местного бюджетов, а также актов проверок органов финансового контроля, уделяя впоследствии особое внимание наиболее затратным бюджетным программам.
3. Надзор за применением законов о собственности
и защите предпринимательства
64. Регулярно проверять в органах приватизации и управления государственным имуществом законность принятых решений о приватизации, передаче в управление, имущественный найм объектов государственной собственности. При этом уделять внимание эффективности управления уполномоченными органами государственной собственностью, в том числе участию их представителей в работе органов управления предприятий с участием государства. При выявлении нарушений, учитывая непродолжительный срок исковой давности по гражданским делам о приватизации, незамедлительно принимать меры к восстановлению нарушенных прав государства как собственника.
При принятии мер прокурорского надзора, направленных на расторжение и признание недействительными сделок, по которым частично или полностью выполнены обязательства, анализировать последствия их расторжения и не допускать причинение ущерба государству.
В ходе проводимых проверок обращать внимание на соблюдение законности при учете, хранении и реализации имущества, поступившего в собственность государства по отдельным основаниям (конфискация, бесхозяйное имущество, выморочное наследство).
65. Раз в полгода обобщать результаты проверок применения законодательства о государственных закупках. Особое внимание обращать на соблюдение принципов оптимального и эффективного расходования используемых для закупки денег, а также предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе государственных закупок.
66. При проведении проверок сохранности государственного мобилизационного и материального резерва особое внимание обращать на законность разбронирования и обновления мобилизационного и материального резерва.
67. В сфере осуществления надзора за применением законодательства о земле проверять соблюдение государственными органами сроков при принятии решений по вопросам землепользования.
Систематически проверять решения местных исполнительных органов, касающиеся земельных вопросов, особенно о предоставлении и изъятии земель, предоставлении льгот хозяйствующим субъектам в части отсрочки и рассрочки уплаты стоимости за приобретенный земельный участок.
68. Регулярно проверять и принимать меры по устранению фактов неправомерных действий участников зернового рынка, ущемляющих интересы государства, таких как: экономическая контрабанда, преднамеренное банкротство, безлицензионная деятельность, уклонение от уплаты налогов, растрата зерна государственных ресурсов.
Проверки проводить во взаимодействии с территориальными органами национальной безопасности, внутренних дел и финансовой полиции.
69. В сфере надзора за применением законодательства о банкротстве особое внимание уделять соблюдению законности при формировании и реализации конкурсной массы, а также соблюдению очередности удовлетворения требований кредиторов.
При проведении проверок анализировать причины, приведшие предприятие к банкротству в целях выявления ложного и преднамеренного банкротства, а также незаконных действий, причинивших ущерб интересам государства.
Регулярно проверять деятельность уполномоченного государственного органа по работе с несостоятельными должниками.
70. В зависимости от ситуации на поднадзорной территории планировать и проводить проверки применения законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности в сфере экономики.
71. На постоянной основе проводить проверки по вопросам защиты прав предпринимателей. Ежеквартально обобщать результаты работы в данном направлении.
72. Принимать меры по выявлению и опротестованию действий и актов государственных органов по передаче контрольных и надзорных функций неуполномоченным организациям, а также создающих благоприятные или дискриминирующие условия отдельным хозяйствующим субъектам.
73. Ежеквартально производить сверки данных уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов с данными контролирующих и надзорных органов с целью выявления проверок хозяйствующих субъектов, проведенных без соответствующей регистрации.
<*>
Сноска. Пункт 73 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
74. Регулярно проводить проверки применения антимонопольного законодательства, уделяя особое внимание законности решений уполномоченных государственных органов об утверждении тарифов в коммунальной сфере, а также соблюдению предприятиями-монополистами установленных законом процедур закупок товаров и услуг.
75. В сфере надзора за применением законов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом особое внимание уделять выполнению уполномоченными органами возложенных на них функций по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, профилактике здорового образа жизни.
В ходе проверок обращать внимание на соблюдение конституционных прав граждан при принудительном лечении больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом.
4. Надзор за применением законов на транспорте
76. Транспортным прокурорам осуществлять надзор за применением законов:
1) уполномоченными государственными органами на транспорте;
2) хозяйствующими субъектами железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного (кроме водоводов) транспорта, а также организациями, осуществляющими строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.
<*>
Сноска. Пункт 76 с изменениями - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
77. Основными задачами надзора на транспорте считать:
1) защиту интересов государства и национальной безопасности, в том числе исключение фактов терроризма, провоза наркотических средств, незаконной миграции и т.д.;
2) безопасность на железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;
3) экологическую защищенность природной среды от деятельности всех видов транспорта, в особенности при перевозке опасных, разрядных и других видов груза;
4) сохранность перевозимых стратегически важных грузов (нефть, нефтепродукты, зерно, военное оборудование и т.д.).
Особое внимание уделять правозащитной функции прокурорского надзора при обслуживании пассажиров и оказании транспортных услуг потребителям.
78. Проведение проверок по вопросам безопасности движения на транспорте планировать и проводить по мере необходимости, но не реже двух раз в год, а в судоходстве - в период навигации.
79. Транспортным прокурорам не реже одного раза в полугодие обобщать состояние законности по безопасности движения поездов, воздушного и водного транспорта, причин и условий, создающих чрезвычайные ситуации на транспорте. Информации по результатам обобщения представлять в Генеральную прокуратуру к 10 числу следующего за полугодием месяца.
80. Незамедлительно реагировать на сигналы о возникновении массовых конфликтных ситуаций, создающих реальную угрозу безопасности движения поездов, полетов, судоходства и на трубопроводном транспорте. Региональным транспортным прокурорам обеспечить в таких случаях выезд сотрудников на места и проводить разъяснительную работу, а при выявлении нарушений законодательства, принимать соответствующие меры реагирования.
81. Транспортным прокурорам по разработанной схеме оповещения незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений, аварий и других чрезвычайных происшествий на транспорте различной степени, предусмотрев вопросы взаимодействия с территориальными прокуратурами.
По каждому факту таких происшествий в течение 24 часов направлять спецсообщения в Генеральную прокуратуру.
В случаях значительной отдаленности транспортных прокуратур на места чрезвычайных происшествий выезжать близлежащему территориальному прокурору с сообщением об этом в Генеральную прокуратуру и последующей передачей всех первоначально собранных материалов проверки соответствующему транспортному прокурору.
5. Надзор за применением законов об охране
окружающей среды, чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, недрах
и недропользовании
82. В сфере надзора за применением природоохранного законодательства, особое внимание уделять:
1) выявлению и пресечению фактов незаконного предоставления права пользования природными ресурсами;
2) адекватному возмещению ущерба, причиненного окружающей среде в результате противоправных действий;
3) организации и проведению проверок природоохранного законодательства по приоритетным отраслям надзора в данной сфере (предоставление права специального природопользования для субъектов хозяйственной деятельности; предоставление права пользования животным, растительным миром, водными и лесными ресурсами Республики Казахстан; законность действий и актов уполномоченных государственных органов);
4) соблюдению законности при расходовании средств, выделенных на природоохранные мероприятия, а также при взимании платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;
5) обеспечению сохранности особо охраняемых природных территорий, редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также иным мероприятиям, направленным на восстановление наиболее благоприятных для жизнедеятельности экологических условий.
83. Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам обеспечить неукоснительное соблюдение законности при производстве по делам о правонарушениях и преступлениях, связанных с необратимым негативным воздействием на окружающую среду, добыванием редких, эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, рубкой леса, загрязнением, засорением и истощением природных вод Республики Казахстан.
84. Проверки деятельности недропользователей, получивших право недропользования в центральных исполнительных органах, производить по заданиям, поручениям Генеральной прокуратуры или по согласованию с ней.
85. В ходе проверок законности деятельности недропользователей в обязательном порядке проверять вопросы охраны окружающей среды, особенно в части загрязнения окружающей среды, как правило, силами природоохранных прокуроров.
86. Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам в течение 24 часов информировать Генеральную прокуратуру Республики Казахстан об объявлении на поднадзорной территории чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
87. Осуществлять постоянный надзор за соблюдением законности при расследовании аварий, бедствий и иных событий, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также за целевым расходованием бюджетных средств, выделенных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.
6. Надзор за применением законодательства
об общественных, религиозных объединениях
и средствах массовой информации
88. В данной сфере надзора особое внимание уделять:
1) систематическому анализу состояния законности в деятельности общественных, религиозных объединений, других неправительственных организаций и средств массовой информации, действующих на поднадзорной территории;
2) принятию исчерпывающих мер по предотвращению и пресечению любых антиконституционных действий, проявлений признаков экстремизма и терроризма, выявлению и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
89. Безотлагательно проводить проверку, в том числе и путем назначения соответствующих экспертиз по материалам, содержащим признаки нарушений норм
Конституции
и законов, и принимать по ним акты надзора вплоть до постановки вопроса о приостановлении или прекращении деятельности указанных организаций и средств массовой информации.
При этом решительно пресекать действия и призывы, направленные на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.
90. Надзор за применением законодательства об общественных, религиозных объединениях, неправительственных организациях и усилия соответствующих уполномоченных органов направить на соблюдение названными субъектами учетно-регистрационной дисциплины, исключение фактов их финансирования из запрещенных законом источников, предотвращение проведения несанкционированных акций путем внесения организаторам предписаний, разъяснений требований закона и привлечения виновных лиц к ответственности.
Проверку в этом направлении проводить не реже одного раза в квартал в тесном взаимодействии с территориальными органами МВД, КНБ, АФП, АТК и МЮ.
91. При проверках соблюдения законодательства в деятельности общественных и религиозных объединений акцентировать внимание на факты незаконного ввоза и распространения в республике литературы, содержание которых направлено на дестабилизацию общественно-политической и религиозной обстановки в стране.
В указанных случаях, незамедлительно назначать соответствующую экспертизу и в течение 24 часов информировать Генеральную прокуратуру спецсообщением с представлением одного экземпляра печатного издания с запрещенным содержанием.
92. Проверки по вопросам соблюдения требований
Закона
РК "О средствах массовой информации" планировать и проводить на основе постоянного изучения материалов, публикуемых печатными изданиями и выпускаемых телерадиокомпаниями.
Принимать меры по устранению нарушений законодательства в части несоответствия выходных данных, несоблюдения объема вещания на государственном языке, рекламы табачных и алкогольных изделий, распространения сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию на совершение любых действий аниконституционной направленности, культа жестокости, насилия и порнографии, нарушения установленного запрета на право владения, пользования, распоряжения и управления иностранными физическими и юридическими лицами более двадцати процентов акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации.
Оказывать содействие уполномоченным органам и обеспечить законность принимаемых ими решений при пресечении фактов нарушений требований законодательства о средствах массовой информации.
93. По рассматриваемым вопросам располагать сведениями о принятых решениях по административным, уголовным делам, исковым материалам о приостановлении и прекращении деятельности общественных, религиозных организаций и средств массовой информации, законности и своевременности рассмотрения их судами, применении предусмотренных законом мер ответственности.
94. Результаты работы по надзору за применением законодательства о средствах массовой информации, общественных объединениях, политических партиях, свободе вероисповедания и религиозных объединениях обобщать не реже одного раза в квартал.
<*>
Сноска. Пункт 94 в новой редакции - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
7. Надзор за применением законодательства
о государственной службе и борьбе с коррупцией
95. Установить, что независимо от тематики проводимых органами прокуратуры проверок в государственных органах и иных организациях одной из главных задач является выявление, пресечение и профилактика коррупции и правонарушений, создающих условия для нее.
96. Проводить работу в данном направлении на основе анализа состояния законности и государственной дисциплины в поднадзорных государственных органах, эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией, регулярного обмена информацией и материалами с правоохранительными органами, в том числе оперативного характера, о нарушениях, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов должностными лицами государственных органов.
Для достижения стоящей перед прокурорами задачи по борьбе с коррупцией постоянно анализировать судебную практику по уголовным и гражданским делам, касающимся деятельности государственных органов, использовать банк данных о субъектах коррупционных правонарушений органов правовой статистики.
97. Безотлагательно рассматривать сообщения граждан и юридических лиц о коррупции в государственных органах, использовать для получения такой информации прием граждан и встречи с населением, установить в каждой прокуратуре контактный телефон, о котором периодически информировать население через средства массовой информации.
98. При опубликовании в средствах массовой информации конкретных сведений о совершении коррупционных правонарушений государственными служащими проверять их достоверность с принятием соответствующих мер.
По результатам проверок сообщать в средства массовой информации о принятых мерах к восстановлению законности и наказанию виновных лиц, а также информировать Генеральную прокуратуру.
99. При проверках в государственных органах обращать внимание на выполнение их кадровыми службами и сотрудниками специальных требований и мер финансового контроля, установленных законодательством о государственной службе и борьбе с коррупцией.
<*>
Сноска. Пункт 99 в новой редакции - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.
100. Добиваться мерами прокурорского надзора неотвратимости предусмотренного законодательными актами наказания для должностных лиц государственных органов, виновных в совершении коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
В случае непринятия руководителями государственных органов в пределах своих полномочий мер по борьбе с коррупцией принципиально ставить вопрос об их ответственности, предусмотренной законодательством.
101. В случае установления фактов серьезных нарушений законодательства руководителями государственных органов областного звена представлять в Генеральную прокуратуру материалы и проекты представлений Президенту Республики Казахстан и руководителям центральных государственных органов о наказании виновных, вплоть до освобождения их от должности.
102. Принимать исчерпывающие меры к устранению последствий коррупционных правонарушений, в том числе по взысканию незаконно полученного имущества, признанию недействительными сделок и аннулированию актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений.
103. Обеспечить строгое соблюдение законности при принятии государственными органами мер по борьбе с коррупцией.
8. О взаимодействии со средствами массовой информации
104. Систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка.
105. Оперативно сообщать в средства массовой информации о результатах прокурорских проверок, вызывающих повышенный общественный интерес, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам. При этом не допускать неуместной сенсационности, ажиотажа и легковесности.
106. Во взаимоотношениях со средствами массовой информации, общественными и религиозными объединениями граждан исходить из требований законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений.
107. Практиковать подготовку совместно с корреспондентами информационных агентств, журналистами, репортерами материалов, статей, интервью, теле-, радиопередач, специальных репортажей и т.д., в которых рассказывать о мерах, предпринимаемых по укреплению законности и правопорядка.
108. При передаче материалов средствам массовой информации строго руководствоваться требованиями
Конституции
, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства.
109. Установить, что официальные сообщения от имени Генеральной прокуратуры Республики Казахстан направляются исключительно через пресс-службу Генеральной прокуратуры и только с согласия Генерального Прокурора.
110. Передаваемые материалы для печати тщательно проверять и обеспечить их юридическую безупречность.
111. Ответственность за достоверность и полноту содержащихся в этих материалах сведений возложить на первых руководителей прокуратур, представивших их в Генеральную прокуратуру.
Глава 3. Заключительные положения
112. Считать основным критерием оценки деятельности органов прокуратуры эффективность принимаемых ими мер по улучшению состояния конституционной законности в стране, а именно:
1) своевременное выявление правонарушений во всех сферах общественных отношений и реальное устранение этих правонарушений, а также причин и условий, способствующих им, мерами прокурорского надзора;
2) исключение погони за количественными показателями за счет обеспечения реального влияния на изменение состояния законности в конкретной сфере надзора;
3) обеспечение в пределах полномочий принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, в том числе должностными лицами органов государственной власти и управления независимо от их должностного положения;
4) возмещение государству ущерба, причиненного неправомерными действиями государственных органов, организациями, независимо от формы собственности, и их должностными лицами.
113. Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам при возникновении необходимости обеспечить непосредственное и оперативное взаимодействие с прокурорами других регионов республики при проведении плановых и иных проверок посредством обмена информациями, выполнения отдельных поручений, выделения сотрудников и специалистов прокуратур.
114. Обеспечить регулярное и своевременное представление копий актов прокурорского надзора и ответов на них в Банк данных Генеральной прокуратуры.
<*>
Сноска. Пункт 114 в новой редакции - приказом Генерального Прокурора РК от 14 сентября 2004 года
N 42
.