Об утверждении Инструкции по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года N 48. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 апреля 2002 года N 1813

Обновленный

      В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан Z020304_  "Об органах юстиции" и пунктом 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 , в целях установления порядка организации и осуществления проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, приказываю: <*>
      Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.

      2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
      3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на курирующего Вице-Министра юстиции. <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      Министр

                                           Утверждена Приказом
                                             Министра юстиции  
                                           Республики Казахстан
                                        от 3 апреля 2002 года N 48 
      Сноска. По всему тексту Инструкции:
              слова "местных органов" заменены словами "органов местного" - приказом  Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.
 
                  Инструкция по проведению проверок
        государственных органов Республики Казахстан органами
        юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего
         издание, применение, государственную регистрацию и
              опубликование нормативных правовых актов

      Настоящая Инструкция по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов (далее - Инструкция) разработаны на основании и в соответствии со статьей 4 K951000_  Конституции Республики Казахстан, K010155_  Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Законов Республики Казахстан Z980213_  "О нормативных правовых актах", Z010148_  "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", Z020304_  "Об органах юстиции", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120  "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан", от 12 декабря 1998 года N 1278 P981278_  "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан". <*>
      Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

                         1. Общие положения

      1. Инструкция детализирует организацию и осуществление проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.

      2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов Республики Казахстан, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Казахстан (далее - нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов), является обязательным условием их применения.

      3. Неопубликованные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов, не могут применяться.

      4. Нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов могут быть опубликованы лишь после государственной регистрации в органах юстиции.

      5. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.

      6. Издание должностным лицом государственного органа заведомо незаконного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащего Конституции либо иным законодательным актам, заведомо незаконное применение должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также местных представительных и исполнительных органов нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликование в установленном порядке, а также нарушение должностными лицами установленных законодательством правил государственной регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан влекут ответственность, установленную статьями 353, 354 Кодекса Республики Казахстан K010155_  "Об административных правонарушениях".

      7. При проведении проверок сотрудники Министерства юстиции и его территориальных органов обязаны руководствоваться K951000_  Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящей Инструкцией.

      8. Основными задачами проверок являются:
      1) обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов;
      2) выявление и предотвращение фактов издания должностными лицами государственных органов незаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащих Конституции либо иным нормативным правовым актам;
      3) выявление и предотвращение фактов незаконного применения должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также органов местного государственного управления нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликованных в установленном порядке;
      4) выявление нарушений действующего законодательства по вопросам опубликования нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      5) оказание методической помощи при издании, государственной регистрации и опубликовании нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.

                  2. Организация проведения проверок

      9. Организация и координация работы по проведению проверок центральных государственных органов возлагается на Департамент регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции (далее - Департамент), органов местного государственного управления - на руководителей территориальных органов юстиции и отделы регистрации нормативных правовых актов территориальных органов юстиции (далее - отдел регистрации). <*>
      Сноска. В пункт 9 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 ; приказом  Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

      10. Проверку центральных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.
      Проверку органов местного государственного управления областного (города республиканского значения, столицы) уровня, районного в городе республиканского значения (столице) осуществляют Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы.
      Проверку органов местного государственного управления районного (городов областного значения), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) округа осуществляют районные (городские) подразделения юстиции.
      При необходимости, проверки могут проводиться совместно с иными государственными органами. <*>
      Сноска. В пункт 10 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 ; приказом  Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

      11. При необходимости Министерство юстиции Республики Казахстан вправе также осуществлять проверки органов местного государственного управления.
      При необходимости Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы вправе также осуществлять проверки органов местного государственного управления районного (городов областного значения), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) округа. <*>
      Сноска. В пункт 11 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 ; приказом  Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

      12. Проверки проводятся по инициативе органов юстиции, при получении информации о нарушениях установленных норм законодательства по обращениям физических и юридических лиц, а также по поручению Президента, Правительства Республики Казахстан и руководства Министерства юстиции.
      Министерство юстиции и его территориальные органы могут проводить плановые проверки.
      При этом, плановая проверка в органе местного государственного управления проводится территориальными органами юстиции не чаще одного раза в полугодие в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции.
      При необходимости Департаменты юстиции областей могут проводить плановые проверки органов местного государственного управления районного (городов областного значения), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) округа, но не более чем в шести из них.
      Сноска. Пункт 12 с дополнениями - приказом  Министра юстиции Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года N 325.

      13. Для организации проведения проверок в государственных органах образуются:
      1) группы, создаваемые из числа сотрудников Департамента;
      2) группы, создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации;
      3) группы, создаваемые из числа сотрудников районных (городских) подразделений юстиции.
      В состав групп Департамента могут быть включены сотрудники территориального органа юстиции.
      В состав групп создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации могут быть включены сотрудники районных (городских) подразделений юстиции.
      В случае необходимости, с целью получения консультации и оказания содействия, могут быть привлечены специалисты иных государственных органов. <*>
      Сноска. Пункт 13 в редакции - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      14. Перед проведением проверок разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, и определяется состав группы для проведения проверок.
      Программа проверки утверждается первым руководителем органа юстиции или его заместителем.

      15. Группы проверяющих комплектуются из числа наиболее опытных сотрудников, способных разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в организации деятельности, а также в устранении выявленных недостатков.

                        3. Проведение проверок

      16. Проверка проводится после вынесения приказа о проведении проверки органами юстиции.
      Приказ должен содержать в себе номер и дату издания, название проверяемого органа, определять руководителя и участников проверяющей группы, предмет проверки и проверяемый период.

      17. Срок проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава проверяющей группы, но не более 30 календарных дней.
      Продление срока проверки производится первым руководителем государственного органа, осуществляющего проверку.

      18. Перед началом проверки группа проверяющих предъявляет Приказ о назначении проверки руководителю проверяемого органа.

      19. При проведении проверки, проверке подлежат все акты, изданные в период, указанный в приказе о проведении проверки, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера.

      20. Сотрудники групп:
      1) осуществляют проверку регистров, компьютерных программ по делопроизводству (при их отсутствии - книг актов), нормативных правовых актов проверяемых государственных органов, журналов входящей, исходящей корреспонденции, регистрации нормативных правовых актов, публикации нормативных правовых актов, документов с грифом "секретно";
      2) осуществляют выборку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
      3) проверяют выполнение требований действующего законодательства в части официального опубликования в средствах массовой информации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан;
      4) решают вопросы о необходимости государственной регистрации того или иного нормативного правового акта;
      5) принимают решения о возбуждении административного производства и передачи материалов дел в суд;
      6) составляют акт о проведении проверки, в которой отражают состояние работы проверяемого государственного органа и, в случае выявления, факты нарушения норм действующего законодательства Республики Казахстан;
      7) выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверок.
      Дополнение и уточнение задач и функций проверяющих групп осуществляется руководителями органов юстиции. <*>
      Сноска. В пункт 20 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      21. При проведении проверок проверяющие имеют право:
      1) запрашивать от государственных органов необходимые для осуществления проверок материалы и информацию;
      2) вносить представления в государственные органы об устранении выявленных нарушений;
      3) запрашивать объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
      4) принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

      22. При проведении проверок проверяющие обязаны:
      1) руководствоваться K951000_  Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящими Правилами;
      2) не допускать необъективность и предвзятость по отношению к проверяемым субъектам;
      3) не допускать разглашение полученной в ходе проверки информации, представляющую в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую или иную охраняемую тайну.

      23. Препятствование проведению проверки и (или) не обеспечение необходимых условий, для работы проверяющих влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Казахстан.

      24. Проверка актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в порядке, установленном законодательством.

                  4. Порядок оформления результатов проверки

      25. По результатам проверки не позднее 10 дней с момента ее окончания составляется акт в двух экземплярах с конкретными указаниями по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Один экземпляр направляется в проверяемый орган, второй остается в органе юстиции.

      26. В акте последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть мотивированы и документально подтверждены с приложением копий (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
      Текст акта не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
      Акт подписывается проверяющей группой и предоставляется для ознакомления руководителю проверяемого органа или лицу, его замещающему.

      27. При наличии возражений или замечаний к акту со стороны руководителя проверяемого органа, им делается оговорка перед своей подписью, и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.

      28. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания в акте производится соответствующая запись.

      29. Правильность фактов, изложенных в письменных возражениях, должна быть проверена и по ним руководитель группы дает письменное заключение.

      30. В случаях, предусмотренных законодательством, к акту проверки прилагаются также объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, либо причастных к ним.

      31. По результатам проверки Министерство юстиции и его территориальными органами принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.

      32. Результаты проверок по согласованию с руководством Министерства юстиции могут обсуждаться на заседаниях коллегии Министерства юстиции и территориальных органов юстиции.

                    5. Заключительные положения

      33. В случае выявления в ходе проверки нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, проверяющими составляется протокол об административном правонарушении.

      34. Составление протокола об административном правонарушении и направление его в соответствующие государственные органы или суд осуществляется в порядке, уставленном Кодексом Республики Казахстан K010155_  "Об административных правонарушениях" и Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 21 мая 2001 года N 54  V011521_   "Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан".