В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан
Z020304_
"Об органах юстиции" и пунктом 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года
№ 1120
, в целях установления порядка организации и осуществления проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, приказываю:
<*>
Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.
2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на курирующего Вице-Министра юстиции.
<*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
Министр
Утверждена Приказом
Министра юстиции
Республики Казахстан
от 3 апреля 2002 года N 48
Инструкция по проведению проверок
государственных органов Республики Казахстан органами
юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего
издание, применение, государственную регистрацию и
опубликование нормативных правовых актов
Настоящая Инструкция по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов (далее - Инструкция) разработаны на основании и в соответствии со статьей 4
K951000_
Конституции Республики Казахстан,
K010155_
Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Законов Республики Казахстан
Z980213_
"О нормативных правовых актах",
Z010148_
"О местном государственном управлении в Республике Казахстан",
Z020304_
"Об органах юстиции", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года
№ 1120
"Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан", от 12 декабря 1998 года N 1278
P981278_
"Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан".
<*>
Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
1. Инструкция детализирует организацию и осуществление проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.
2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов Республики Казахстан, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Казахстан (далее - нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов), является обязательным условием их применения.
3. Неопубликованные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов, не могут применяться.
4. Нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов могут быть опубликованы лишь после государственной регистрации в органах юстиции.
5. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.
6. Издание должностным лицом государственного органа заведомо незаконного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащего Конституции либо иным законодательным актам, заведомо незаконное применение должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также местных представительных и исполнительных органов нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликование в установленном порядке, а также нарушение должностными лицами установленных законодательством правил государственной регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан влекут ответственность, установленную статьями 353, 354 Кодекса Республики Казахстан
K010155_
"Об административных правонарушениях".
7. При проведении проверок сотрудники Министерства юстиции и его территориальных органов обязаны руководствоваться
K951000_
Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящей Инструкцией.
8. Основными задачами проверок являются:
1) обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов;
2) выявление и предотвращение фактов издания должностными лицами государственных органов незаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащих Конституции либо иным нормативным правовым актам;
3) выявление и предотвращение фактов незаконного применения должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также местных органов государственного управления нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликованных в установленном порядке;
4) выявление нарушений действующего законодательства по вопросам опубликования нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
5) оказание методической помощи при издании, государственной регистрации и опубликовании нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.
9. Организация и координация работы по проведению проверок центральных государственных органов возлагается на Департамент регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции (далее - Департамент), органов местного государственного управления - на руководителей территориальных органов юстиции и отделы регистрации и контроля за нормативными правовыми актами местных органов государственного управления территориальных органов юстиции (далее - отдел регистрации).
<*>
Сноска. В пункт 9 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
10. Проверку центральных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.
Проверку местных органов государственного управления областного (города республиканского значения, столицы) уровня осуществляют Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы.
Проверку местных органов государственного управления районного (городов областного значения), районного в городе республиканского значения (столице), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) окружного акимата осуществляют районные (городские) подразделения юстиции.
При необходимости, проверки могут проводиться совместно с иными государственными органами.
<*>
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
11. При необходимости Министерство юстиции Республики Казахстан вправе также осуществлять проверки местных органов государственного управления.
При необходимости Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы вправе также осуществлять проверки местных органов государственного управления районного (городов областного значения), районного в городе республиканского значения (столице), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) окружного акимата.
<*>
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
12. Проверки проводятся по инициативе органов юстиции, при получении информации о нарушениях установленных норм законодательства по обращениям физических и юридических лиц, а также по поручению Президента, Правительства Республики Казахстан и руководства Министерства юстиции.
Министерство юстиции и его территориальные органы могут проводить плановые проверки.
13. Для организации проведения проверок в государственных органах образуются:
1) группы, создаваемые из числа сотрудников Департамента;
2) группы, создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации;
3) группы, создаваемые из числа сотрудников районных (городских) подразделений юстиции.
В состав групп Департамента могут быть включены сотрудники территориального органа юстиции.
В состав групп создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации могут быть включены сотрудники районных (городских) подразделений юстиции.
В случае необходимости, с целью получения консультации и оказания содействия, могут быть привлечены специалисты иных государственных органов.
<*>
Сноска. Пункт 13 в редакции - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
14. Перед проведением проверок разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, и определяется состав группы для проведения проверок.
Программа проверки утверждается первым руководителем органа юстиции или его заместителем.
15. Группы проверяющих комплектуются из числа наиболее опытных сотрудников, способных разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в организации деятельности, а также в устранении выявленных недостатков.
16. Проверка проводится после вынесения приказа о проведении проверки органами юстиции.
Приказ должен содержать в себе номер и дату издания, название проверяемого органа, определять руководителя и участников проверяющей группы, предмет проверки и проверяемый период.
17. Срок проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава проверяющей группы, но не более 30 календарных дней.
Продление срока проверки производится первым руководителем государственного органа, осуществляющего проверку.
18. Перед началом проверки группа проверяющих предъявляет Приказ о назначении проверки руководителю проверяемого органа.
19. При проведении проверки, проверке подлежат все акты, изданные в период, указанный в приказе о проведении проверки, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера.
20. Сотрудники групп:
1) осуществляют проверку регистров, компьютерных программ по делопроизводству (при их отсутствии - книг актов), нормативных правовых актов проверяемых государственных органов, журналов входящей, исходящей корреспонденции, регистрации нормативных правовых актов, публикации нормативных правовых актов, документов с грифом "секретно";
2) осуществляют выборку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
3) проверяют выполнение требований действующего законодательства в части официального опубликования в средствах массовой информации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан;
4) решают вопросы о необходимости государственной регистрации того или иного нормативного правового акта;
5) принимают решения о возбуждении административного производства и передачи материалов дел в суд;
6) составляют акт о проведении проверки, в которой отражают состояние работы проверяемого государственного органа и, в случае выявления, факты нарушения норм действующего законодательства Республики Казахстан;
7) выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверок.
Дополнение и уточнение задач и функций проверяющих групп осуществляется руководителями органов юстиции.
<*>
Сноска. В пункт 20 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года
N 36
.
21. При проведении проверок проверяющие имеют право:
1) запрашивать от государственных органов необходимые для осуществления проверок материалы и информацию;
2) вносить представления в государственные органы об устранении выявленных нарушений;
3) запрашивать объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
4) принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.
22. При проведении проверок проверяющие обязаны:
1) руководствоваться
K951000_
Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящими Правилами;
2) не допускать необъективность и предвзятость по отношению к проверяемым субъектам;
3) не допускать разглашение полученной в ходе проверки информации, представляющую в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую или иную охраняемую тайну.
23. Препятствование проведению проверки и (или) не обеспечение необходимых условий, для работы проверяющих влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Казахстан.
24. Проверка актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в порядке, установленном законодательством.
25. По результатам проверки не позднее 10 дней с момента ее окончания составляется акт в двух экземплярах с конкретными указаниями по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Один экземпляр направляется в проверяемый орган, второй остается в органе юстиции.
26. В акте последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть мотивированы и документально подтверждены с приложением копий (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
Текст акта не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
Акт подписывается проверяющей группой и предоставляется для ознакомления руководителю проверяемого органа или лицу, его замещающему.
27. При наличии возражений или замечаний к акту со стороны руководителя проверяемого органа, им делается оговорка перед своей подписью, и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.
28. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания в акте производится соответствующая запись.
29. Правильность фактов, изложенных в письменных возражениях, должна быть проверена и по ним руководитель группы дает письменное заключение.
30. В случаях, предусмотренных законодательством, к акту проверки прилагаются также объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, либо причастных к ним.
31. По результатам проверки Министерство юстиции и его территориальными органами принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.
32. Результаты проверок по согласованию с руководством Министерства юстиции могут обсуждаться на заседаниях коллегии Министерства юстиции и территориальных органов юстиции.
33. В случае выявления в ходе проверки нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, проверяющими составляется протокол об административном правонарушении.
34. Составление протокола об административном правонарушении и направление его в соответствующие государственные органы или суд осуществляется в порядке, уставленном Кодексом Республики Казахстан
K010155_
"Об административных правонарушениях" и Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 21 мая 2001 года N 54
V011521_
"Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан".