Об утверждении Инструкции по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года N 48. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 апреля 2002 года N 1813

Обновленный

      В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан Z020304_  "Об органах юстиции" и пунктом 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 , в целях установления порядка организации и осуществления проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, приказываю: <*>
      Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.

      2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
      3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на курирующего Вице-Министра юстиции. <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

      Министр

                                           Утверждена Приказом
                                             Министра юстиции  
                                           Республики Казахстан
                                        от 3 апреля 2002 года N 48 
 
                  Инструкция по проведению проверок
        государственных органов Республики Казахстан органами
        юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего
         издание, применение, государственную регистрацию и
              опубликование нормативных правовых актов

      Настоящая Инструкция по проведению проверок государственных органов Республики Казахстан органами юстиции по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов (далее - Инструкция) разработаны на основании и в соответствии со статьей 4 K951000_  Конституции Республики Казахстан, K010155_  Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Законов Республики Казахстан Z980213_  "О нормативных правовых актах", Z010148_  "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", Z020304_  "Об органах юстиции", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120  "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан", от 12 декабря 1998 года N 1278 P981278_  "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан". <*>
      Сноска. В преамбулу внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .

                         1. Общие положения

      1. Инструкция детализирует организацию и осуществление проверок государственных органов Республики Казахстан Министерством юстиции и его территориальными органами по соблюдению законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативных правовых актов.
      2. Официальное опубликование нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов Республики Казахстан, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Казахстан (далее - нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов), является обязательным условием их применения.
      3. Неопубликованные в установленном законодательством порядке нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов, не могут применяться.
      4. Нормативные правовые акты центральных и местных государственных органов могут быть опубликованы лишь после государственной регистрации в органах юстиции.
      5. Контроль за опубликованием нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы.
      6. Издание должностным лицом государственного органа заведомо незаконного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащего Конституции либо иным законодательным актам, заведомо незаконное применение должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также местных представительных и исполнительных органов нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликование в установленном порядке, а также нарушение должностными лицами установленных законодательством правил государственной регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан влекут ответственность, установленную статьями 353, 354 Кодекса Республики Казахстан K010155_  "Об административных правонарушениях".
      7. При проведении проверок сотрудники Министерства юстиции и его территориальных органов обязаны руководствоваться K951000_  Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящей Инструкцией.
      8. Основными задачами проверок являются:
      1) обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов;
      2) выявление и предотвращение фактов издания должностными лицами государственных органов незаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, противоречащих Конституции либо иным нормативным правовым актам;
      3) выявление и предотвращение фактов незаконного применения должностными лицами центральных исполнительных и иных государственных органов, а также местных органов государственного управления нормативных правовых актов, утративших силу в установленном порядке, признанных судом недействительными, либо действие которых приостановлено уполномоченными органами, а также не прошедших государственную регистрацию в органах юстиции, либо неопубликованных в установленном порядке;
      4) выявление нарушений действующего законодательства по вопросам опубликования нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
      5) оказание методической помощи при издании, государственной регистрации и опубликовании нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.

                  2. Организация проведения проверок

      9. Организация и координация работы по проведению проверок центральных государственных органов возлагается на Департамент регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции (далее - Департамент), органов местного государственного управления - на руководителей территориальных органов юстиции и отделы регистрации и контроля за нормативными правовыми актами местных органов государственного управления территориальных органов юстиции (далее - отдел регистрации). <*>
      Сноска. В пункт 9 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .
      10. Проверку центральных государственных органов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.
      Проверку местных органов государственного управления областного (города республиканского значения, столицы) уровня осуществляют Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы.
      Проверку местных органов государственного управления районного (городов областного значения), районного в городе республиканского значения (столице), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) окружного акимата осуществляют районные (городские) подразделения юстиции.
      При необходимости, проверки могут проводиться совместно с иными государственными органами. <*>
      Сноска. В пункт 10 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .
      11. При необходимости Министерство юстиции Республики Казахстан вправе также осуществлять проверки местных органов государственного управления.
      При необходимости Департаменты юстиции областей, городов Астаны и Алматы вправе также осуществлять проверки местных органов государственного управления районного (городов областного значения), районного в городе республиканского значения (столице), городского районного значения, поселкового, аульного (сельского), аульного (сельского) окружного акимата. <*>
      Сноска. В пункт 11 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .
      12. Проверки проводятся по инициативе органов юстиции, при получении информации о нарушениях установленных норм законодательства по обращениям физических и юридических лиц, а также по поручению Президента, Правительства Республики Казахстан и руководства Министерства юстиции.
      Министерство юстиции и его территориальные органы могут проводить плановые проверки.
      13. Для организации проведения проверок в государственных органах образуются:
      1) группы, создаваемые из числа сотрудников Департамента;
      2) группы, создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации;
      3) группы, создаваемые из числа сотрудников районных (городских) подразделений юстиции.
      В состав групп Департамента могут быть включены сотрудники территориального органа юстиции.
      В состав групп создаваемые из числа сотрудников отделов регистрации могут быть включены сотрудники районных (городских) подразделений юстиции.
      В случае необходимости, с целью получения консультации и оказания содействия, могут быть привлечены специалисты иных государственных органов. <*>
      Сноска. Пункт 13 в редакции - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .
      14. Перед проведением проверок разрабатывается программа проверки, включающая перечень задач и вопросов, подлежащих проверке, и определяется состав группы для проведения проверок.
      Программа проверки утверждается первым руководителем органа юстиции или его заместителем.
      15. Группы проверяющих комплектуются из числа наиболее опытных сотрудников, способных разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в организации деятельности, а также в устранении выявленных недостатков.

                        3. Проведение проверок

      16. Проверка проводится после вынесения приказа о проведении проверки органами юстиции.
      Приказ должен содержать в себе номер и дату издания, название проверяемого органа, определять руководителя и участников проверяющей группы, предмет проверки и проверяемый период.
      17. Срок проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава проверяющей группы, но не более 30 календарных дней.
      Продление срока проверки производится первым руководителем государственного органа, осуществляющего проверку.
      18. Перед началом проверки группа проверяющих предъявляет Приказ о назначении проверки руководителю проверяемого органа.
      19. При проведении проверки, проверке подлежат все акты, изданные в период, указанный в приказе о проведении проверки, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера.
      20. Сотрудники групп:
      1) осуществляют проверку регистров, компьютерных программ по делопроизводству (при их отсутствии - книг актов), нормативных правовых актов проверяемых государственных органов, журналов входящей, исходящей корреспонденции, регистрации нормативных правовых актов, публикации нормативных правовых актов, документов с грифом "секретно";
      2) осуществляют выборку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
      3) проверяют выполнение требований действующего законодательства в части официального опубликования в средствах массовой информации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан;
      4) решают вопросы о необходимости государственной регистрации того или иного нормативного правового акта;
      5) принимают решения о возбуждении административного производства и передачи материалов дел в суд;
      6) составляют акт о проведении проверки, в которой отражают состояние работы проверяемого государственного органа и, в случае выявления, факты нарушения норм действующего законодательства Республики Казахстан;
      7) выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверок.
      Дополнение и уточнение задач и функций проверяющих групп осуществляется руководителями органов юстиции. <*>
      Сноска. В пункт 20 внесены изменения - приказом Министра юстиции РК от 8 февраля 2005 года N 36 .
      21. При проведении проверок проверяющие имеют право:
      1) запрашивать от государственных органов необходимые для осуществления проверок материалы и информацию;
      2) вносить представления в государственные органы об устранении выявленных нарушений;
      3) запрашивать объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
      4) принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.
      22. При проведении проверок проверяющие обязаны:
      1) руководствоваться K951000_  Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящими Правилами;
      2) не допускать необъективность и предвзятость по отношению к проверяемым субъектам;
      3) не допускать разглашение полученной в ходе проверки информации, представляющую в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую или иную охраняемую тайну.
      23. Препятствование проведению проверки и (или) не обеспечение необходимых условий, для работы проверяющих влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Казахстан.
      24. Проверка актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в порядке, установленном законодательством.

                  4. Порядок оформления результатов проверки

      25. По результатам проверки не позднее 10 дней с момента ее окончания составляется акт в двух экземплярах с конкретными указаниями по устранению выявленных недостатков и улучшению работы. Один экземпляр направляется в проверяемый орган, второй остается в органе юстиции.
      26. В акте последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть мотивированы и документально подтверждены с приложением копий (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
      Текст акта не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
      Акт подписывается проверяющей группой и предоставляется для ознакомления руководителю проверяемого органа или лицу, его замещающему.
      27. При наличии возражений или замечаний к акту со стороны руководителя проверяемого органа, им делается оговорка перед своей подписью, и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.
      28. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания в акте производится соответствующая запись.
      29. Правильность фактов, изложенных в письменных возражениях, должна быть проверена и по ним руководитель группы дает письменное заключение.
      30. В случаях, предусмотренных законодательством, к акту проверки прилагаются также объяснения лиц, непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях, либо причастных к ним.
      31. По результатам проверки Министерство юстиции и его территориальными органами принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.
      32. Результаты проверок по согласованию с руководством Министерства юстиции могут обсуждаться на заседаниях коллегии Министерства юстиции и территориальных органов юстиции.

                    5. Заключительные положения

      33. В случае выявления в ходе проверки нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, проверяющими составляется протокол об административном правонарушении.
      34. Составление протокола об административном правонарушении и направление его в соответствующие государственные органы или суд осуществляется в порядке, уставленном Кодексом Республики Казахстан K010155_  "Об административных правонарушениях" и Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 21 мая 2001 года N 54  V011521_   "Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан".