Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 21.02.2012 № 58 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях реализации положений статьи 18 Закона Z990389_ "Об образовании" Республики Казахстан, развития инновационной активности и регулирования экспериментальной деятельности организаций образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования.
2. Департаменту высшего и среднего профессионального образования (А. Абжаппаров) в соответствии с установленным порядком провести государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его государственной регистрации.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра А. Ахметова.
Министр
Утверждены
Приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 10 апреля 2001 г.
N 240
ПРАВИЛА
о порядке разработки, апробации и внедрения
образовательных программ, реализуемых в режиме
эксперимента в организации образования
1. Общие положения
1. Настоящие Правила о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании" и определяют цели и задачи, содержание, условия и порядок создания образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - экспериментальная программа).
2. Целью экспериментальных программ является дальнейшее развитие и совершенствование национальной системы образования, опережающее решение вопросов ее научного, педагогического, правового, финансово- экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
3. Задачами экспериментальных программ являются:
1) упорядочение и систематизация инновационной деятельности организаций образования;
2) разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и технологий, прогрессивных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности обучающегося и воспитанника, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
3) формирование и развитие прогностических концептуальных подходов и альтернативных систем и моделей демократического, гуманистического и гуманитарного образования.
4. Экспериментальная программа определяется:
1) значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения образовательно-информационного, научного и социокультурного пространства Казахстана;
2) направленностью инновационной деятельности авторов образовательной инициативы на решение задач по обновлению и модернизации содержания образования, развитию и совершенствованию организационной структуры образовательного процесса (организационных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания);
3) нацеленностью на формирование у обучающихся и воспитанников общечеловеческих и национальных ценностей, казахстанского патриотизма, активной гражданской позиции, социальной ответственности.
5. Автором (авторами) экспериментальной программы могут быть педагогические, научно-педагогические, научные коллективы, а также научно- исследовательские организации и организации образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
6. В режиме эксперимента может работать организация образования (комплекс организаций образования), его структурные подразделения, реализующие инновационные экспериментальные программы.
7. Работа в режиме эксперимента дает право автору (авторам) экспериментальной программы вносить изменения в:
1) цели, содержание, организационную структуру обучения и воспитания;
2) формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров;
3) режим функционирования и развития организации образования, на базе которого планируется проведение эксперимента;
4) систему управления организацией образования.
2. Условия и порядок разработки, апробации
и внедрения экспериментальной программы
8. Для разработки экспериментальной программы автор (авторы) обращается в Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) с письменной заявкой, которая должна содержать:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адреса, контактные телефоны) организации образования, на базе которой планируется проведение эксперимента;
2) краткое резюме экспериментальной программы, научное обоснование ее социальной значимости для развития национальной системы образования;
3) программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретико-методологические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля, мониторинга и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента);
4) предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источники финансирования.
9. Для оценки социальной значимости экспериментальной программы Министерством создаются экспертные группы, состав которых утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
Количество экспертных групп определяется содержанием экспериментальных программ. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) экспериментальной программы и Республиканский Совет по экспериментальным программам (далее - Совет).
10. В состав экспертных групп входят представители Министерства, Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, органов управления образованием и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, педагогические, научные, научно-педагогические и руководящие работники организаций образования.
11. Экспертиза экспериментальной программы проводится поэтапно:
1) на первом этапе осуществляется первичная оценка представленной заявки;
2) на втором этапе вырабатывается методика проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на первом этапе заявке;
3) на третьем заключительном этапе проводится итоговая экспертиза и оформление экспертного заключения по каждой программе.
12. По результатам заключительного этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение, которое подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения несогласных с данным заключением.
13. На основании заключений экспертных групп Совет осуществляет выбор организаций образования - соискателей на ведение эксперимента и дает рекомендации Министерству о возможности работы организации образования в режиме эксперимента с обоснованием целесообразности проведения эксперимента.
14. Приказом Министерства организации образования - соискателю дается разрешение для работы в режиме эксперимента, утверждаются тема (проблема), сроки эксперимента.
15. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) экспериментальной программы после ее доработки может подать заявку в Министерство повторно не ранее, чем через год.
16. Апробация и внедрение экспериментальных программ осуществляется в организациях образования, имеющих разрешение Министерства для работы в режиме эксперимента.
3. Деятельность и функции Республиканского Совета
по экспериментальным программам
17. В целях реализации программы эксперимента и обеспечения режима эксперимента Министерством создается консультативно-совещательный орган при Министерстве - Республиканский Совет по экспериментальным программам (далее - Совет). В состав Совета в количестве 7 человек входят представители Министерства, организаций образования и науки, педагогических ассоциаций и учебно-методических объединений.
18. Состав Совета утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
19. Совет:
1) определяет приоритетные направления экспериментальной работы, способствующие прогрессивному развитию образования в Республике Казахстан;
2) формирует банк данных об основных направлениях экспериментальных
программ, а также результатах их экспериментальной проверки;
3) разрабатывает механизм использования результатов эксперимента;
4) информирует организации образования, всех заинтересованных лиц о
проводимых экспериментах;
5) проводит анализ ежегодных отчетов организаций образования,
работающих в режиме эксперимента, о результатах выполнения программы
эксперимента;
6) участвует в формировании состава экспертных групп;
7) осуществляет выбор организаций образования - соискателей на
ведение эксперимента;
8) представляет в Министерство ежегодную справку о ходе проведения
эксперимента.
20. Решения Совета принимаются простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов Совета.
21. Руководство Советом осуществляет его председатель, являющийся
куратором эксперимента от Министерства. В отсутствие председателя его
функции возлагаются на заместителя председателя Совета.
22. Член Совета не может входить в состав экспертной группы.
23. Совет в своей деятельности руководствуется настоящими Правилами.
24. Организация образования, получившая разрешение на работу в режиме
эксперимента, по вопросам, связанным с проведением эксперимента,
отчитывается перед Советом не реже одного раза в год.
25. Оценка инновационной деятельности организации образования,
получившей разрешение на работу в режиме эксперимента, проводится
Министерством.
26. Право на работу в режиме эксперимента может быть лишено после
завершения программы эксперимента, а также досрочно в случаях:
1) получения отрицательных результатов эксперимента;
2) отсутствия финансирования программы эксперимента.
27. Решение о лишении права организации образования, получившей
разрешение на работу в режиме эксперимента, принимается Министерством.
4. Финансирование программы эксперимента
28. Финансирование программы эксперимента осуществляется за счет собственных средств организации образования, получившей разрешение для работы в режиме эксперимента.
29. В целях стимулирования инновационной деятельности работников организаций образования, участвующих в проведении эксперимента, организация образования, получившая разрешение на работу в режиме эксперимента, самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством.
(Специалисты: Склярова И.В.,
Умбетова А.М.)