Об утверждении Правил о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 апреля 2001 года № 240. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 07 июня 2001 года за № 1539. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 58

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 21.02.2012 № 58 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации положений статьи 18 Закона Z990389_ "Об образовании" Республики Казахстан, развития инновационной активности и регулирования экспериментальной деятельности организаций образования приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые Правила о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования.
      2. Департаменту высшего и среднего профессионального образования (А. Абжаппаров) в соответствии с установленным порядком провести государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его государственной регистрации.
      4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра А. Ахметова.


     Министр


                                                      Утверждены

                                                      Приказом Министра

                                                      образования и науки

                                                      Республики Казахстан

                                                      от 10 апреля 2001 г.

                                                      N 240



                                 ПРАВИЛА



 
                 о порядке разработки, апробации и внедрения
               образовательных программ, реализуемых в режиме
                   эксперимента в организации образования
 
                            1. Общие положения
 
      1. Настоящие Правила о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан Z990389_ "Об образовании" и определяют цели и задачи, содержание, условия и порядок создания образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - экспериментальная программа).
      2. Целью экспериментальных программ является дальнейшее развитие и совершенствование национальной системы образования, опережающее решение вопросов ее научного, педагогического, правового, финансово- экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
      3. Задачами экспериментальных программ являются:
      1) упорядочение и систематизация инновационной деятельности организаций образования;
      2) разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и технологий, прогрессивных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности обучающегося и воспитанника, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
      3) формирование и развитие прогностических концептуальных подходов и альтернативных систем и моделей демократического, гуманистического и гуманитарного образования.
      4. Экспериментальная программа определяется:
      1) значимостью разрабатываемых проблем для обеспечения образовательно-информационного, научного и социокультурного пространства Казахстана;
      2) направленностью инновационной деятельности авторов образовательной инициативы на решение задач по обновлению и модернизации содержания образования, развитию и совершенствованию организационной структуры образовательного процесса (организационных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания);
      3) нацеленностью на формирование у обучающихся и воспитанников общечеловеческих и национальных ценностей, казахстанского патриотизма, активной гражданской позиции, социальной ответственности.
      5. Автором (авторами) экспериментальной программы могут быть педагогические, научно-педагогические, научные коллективы, а также научно- исследовательские организации и организации образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
      6. В режиме эксперимента может работать организация образования (комплекс организаций образования), его структурные подразделения, реализующие инновационные экспериментальные программы.
      7. Работа в режиме эксперимента дает право автору (авторам) экспериментальной программы вносить изменения в:
      1) цели, содержание, организационную структуру обучения и воспитания;
      2) формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров;
      3) режим функционирования и развития организации образования, на базе которого планируется проведение эксперимента;
      4) систему управления организацией образования.
 
                2. Условия и порядок разработки, апробации
                 и внедрения экспериментальной программы
 
      8. Для разработки экспериментальной программы автор (авторы) обращается в Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) с письменной заявкой, которая должна содержать:
      1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адреса, контактные телефоны) организации образования, на базе которой планируется проведение эксперимента;
      2) краткое резюме экспериментальной программы, научное обоснование ее социальной значимости для развития национальной системы образования;
      3) программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретико-методологические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля, мониторинга и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента);
      4) предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источники финансирования.
      9. Для оценки социальной значимости экспериментальной программы Министерством создаются экспертные группы, состав которых утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
      Количество экспертных групп определяется содержанием экспериментальных программ. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) экспериментальной программы и Республиканский Совет по экспериментальным программам (далее - Совет).
      10. В состав экспертных групп входят представители Министерства, Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, органов управления образованием и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, педагогические, научные, научно-педагогические и руководящие работники организаций образования.
      11. Экспертиза экспериментальной программы проводится поэтапно:
      1) на первом этапе осуществляется первичная оценка представленной заявки;
      2) на втором этапе вырабатывается методика проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на первом этапе заявке;
      3) на третьем заключительном этапе проводится итоговая экспертиза и оформление экспертного заключения по каждой программе.
      12. По результатам заключительного этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение, которое подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения несогласных с данным заключением.
      13. На основании заключений экспертных групп Совет осуществляет выбор организаций образования - соискателей на ведение эксперимента и дает рекомендации Министерству о возможности работы организации образования в режиме эксперимента с обоснованием целесообразности проведения эксперимента.
      14. Приказом Министерства организации образования - соискателю дается разрешение для работы в режиме эксперимента, утверждаются тема (проблема), сроки эксперимента.
      15. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) экспериментальной программы после ее доработки может подать заявку в Министерство повторно не ранее, чем через год.
      16. Апробация и внедрение экспериментальных программ осуществляется в организациях образования, имеющих разрешение Министерства для работы в режиме эксперимента.
 
             3. Деятельность и функции Республиканского Совета
                      по экспериментальным программам
 
      17. В целях реализации программы эксперимента и обеспечения режима эксперимента Министерством создается консультативно-совещательный орган при Министерстве - Республиканский Совет по экспериментальным программам (далее - Совет). В состав Совета в количестве 7 человек входят представители Министерства, организаций образования и науки, педагогических ассоциаций и учебно-методических объединений.
      18. Состав Совета утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
      19. Совет:
      1) определяет приоритетные направления экспериментальной работы, способствующие прогрессивному развитию образования в Республике Казахстан;
      2) формирует банк данных об основных направлениях экспериментальных

 

программ, а также результатах их экспериментальной проверки;

     3) разрабатывает механизм использования результатов эксперимента;

     4) информирует организации образования, всех заинтересованных лиц о

проводимых экспериментах;

     5) проводит анализ ежегодных отчетов организаций образования,

работающих в режиме эксперимента, о результатах выполнения программы

эксперимента;

     6) участвует в формировании состава экспертных групп;

     7) осуществляет выбор организаций образования - соискателей на

ведение эксперимента;

     8) представляет в Министерство ежегодную справку о ходе проведения

эксперимента.

     20. Решения Совета принимаются простым большинством голосов

присутствующих на заседании членов Совета.

     21. Руководство Советом осуществляет его председатель, являющийся

куратором эксперимента от Министерства. В отсутствие председателя его

функции возлагаются на заместителя председателя Совета.

     22. Член Совета не может входить в состав экспертной группы.

     23. Совет в своей деятельности руководствуется настоящими Правилами.

     24. Организация образования, получившая разрешение на работу в режиме

эксперимента, по вопросам, связанным с проведением эксперимента,

отчитывается перед Советом не реже одного раза в год.

     25. Оценка инновационной деятельности организации образования,

получившей разрешение на работу в режиме эксперимента, проводится

Министерством.

     26. Право на работу в режиме эксперимента может быть лишено после

завершения программы эксперимента, а также досрочно в случаях:

     1) получения отрицательных результатов эксперимента;

     2) отсутствия финансирования программы эксперимента.

     27. Решение о лишении права организации образования, получившей

разрешение на работу в режиме эксперимента, принимается Министерством.


                4. Финансирование программы эксперимента



 
       28. Финансирование программы эксперимента осуществляется за счет собственных средств организации образования, получившей разрешение для работы в режиме эксперимента.
      29. В целях стимулирования инновационной деятельности работников организаций образования, участвующих в проведении эксперимента, организация образования, получившая разрешение на работу в режиме эксперимента, самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством.
 

(Специалисты: Склярова И.В.,

              Умбетова А.М.)