Оглавление

Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 58. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 марта 2012 года № 7496. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 139

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 27.03.2015 № 139 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования.
      2. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 апреля 2001 года № 240 "Об утверждении Правил о порядке разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 1539, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2001 г., № 30, ст. 480).
      3. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Утверждены        
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 21 февраля 2012 года № 58

ПРАВИЛА
разработки, апробации и внедрения
образовательных учебных программ, реализуемых в режиме
эксперимента в организациях образования

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют цели и задачи, содержание, условия разработки апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования (далее - экспериментальная программа).
      2. Целью экспериментальных программ является дальнейшее развитие и совершенствование национальной системы образования, опережающее решение вопросов ее научного, методического, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
      3. Задачами экспериментальных программ являются:
      1) упорядочение и систематизация работы организаций образования;
      2) разработка, апробация и внедрение новых образовательных учебных программ и технологий, прогрессивных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности обучающегося и воспитанника, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
      3) формирование и развитие прогностических концептуальных подходов и альтернативных систем и моделей демократического, гуманистического и гуманитарного образования.
      4. Основные характеристики экспериментальной программы:
      1) актуальность, значимость разрабатываемых проблем для обеспечения образовательно-информационного, научного и социокультурного пространства Казахстана;
      2) направленность инновационной деятельности авторов образовательной инициативы на решение задач по обновлению и модернизации содержания образования, развитию и совершенствованию организационной структуры образовательного процесса (организационных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания);
      3) обоснование необходимости проведения эксперимента;
      4) соответствие нормативным правовым актам в сфере образования, международным тенденциям развития образования и науки.
      5. Автором (авторами) экспериментальной программы являются педагогические, научно-педагогические, научные коллективы, а также научно-исследовательские организации и организации образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
      6. В режиме эксперимента должны работать организации образования (комплекс организаций образования), его структурные подразделения, реализующие инновационные экспериментальные программы.
      7. Работа в режиме эксперимента дает право автору (авторам) экспериментальной программы вносить изменения в:
      1) цели, содержание, организационную структуру обучения и воспитания;
      2) формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров;
      3) режим функционирования и развития организации образования, на базе которого планируется проведение эксперимента;
      4) систему управления организацией образования.
      8. В целях реализации программы эксперимента и обеспечения режима эксперимента Управлением образования создается консультативно-совещательный орган - Совет по экспериментальным программам (далее - Совет). В состав Совета в количестве 7 человек входят представители Управления образования, научных организаций, ассоциаций педагогов и учебно-методических объединений.
      9. Состав Совета утверждается приказом начальника Управления образования.
      10. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.
      11. Руководство Советом осуществляет его председатель, курирующий эксперимент от Управления образования. В отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя председателя Совета.
      12. Член Совета не входит в состав экспертной группы.
      13. Оценка работы организации образования, получившей разрешение на работу в режиме эксперимента, проводится Управлением образования.
      14. Право на работу в режиме эксперимента должно быть лишено после завершения программы эксперимента, а также досрочно в случаях:
      1) получения отрицательных результатов эксперимента;
      2) отсутствия финансирования программы эксперимента.
      15. Решение о лишении права организации образования, получившей разрешение на работу в режиме эксперимента, принимается Управлением образования.
      16. Источниками финансирования программы эксперимента являются:
      1) бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования;
      2) доходы от оказания платных услуг.

2. Порядок разработки, апробации и внедрения
экспериментальных программ

      17. Для разработки экспериментальной программы автор (авторы) представляет в Управление образования письменную заявку, которая должна содержать:
      1) наименование, местонахождения (юридический, фактический адреса, контактные телефоны) организации образования, на базе которой планируется проведение эксперимента;
      2) краткое резюме экспериментальной программы, научное обоснование ее социальной значимости для развития национальной системы образования;
      3) программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретико-методологические положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля, мониторинга и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента);
      4) предварительные расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источники финансирования.
      18. Для оценки социальной значимости экспериментальной программы приказом Управлением образования утверждается состав экспертных групп.
      Количество экспертных групп определяется содержанием экспериментальных программ. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) экспериментальной программы и Совет по экспериментальным программам.
      19. В состав экспертных групп входят представители организации образования, Департамента по контролю в сфере образования и науки и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, научно-педагогические и руководящие работники организаций образования.
      20. Экспертиза экспериментальной программы проводится поэтапно:
      1) на первом этапе осуществляется первичная оценка представленных материалов;
      2) на втором этапе вырабатывается методика проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренным на первом этапе материалам;
      3) на третьем заключительном этапе проводится итоговая экспертиза и оформление экспертного заключения по каждой программе.
      21. По результатам заключительного этапа экспертизы экспертной группой оформляется заключение, которое подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особого мнения несогласных с данным заключением.
      22. На основании заключений экспертных групп Совет осуществляет выбор организаций образования - соискателей на ведение эксперимента с обоснованием целесообразности проведения эксперимента.
      23. Приказом Управления образования организации образования - соискателю дается разрешение для работы в режиме эксперимента, утверждаются тема (проблема), сроки эксперимента.
      24. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) экспериментальной программы после ее доработки подает заявку в Управление образования повторно не ранее, чем через год.
      25. Апробация и внедрение экспериментальных программ осуществляется в организациях образования, имеющих разрешение Управления образования для работы в режиме эксперимента.

3. Заключительные положения

      26. В целях стимулирования разработки, апробации и внедрения экспериментальных программ, сотрудников, участвующих в проведении эксперимента, организация образования самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством.