Об утверждении Правил осуществления клиринга в Республике Казахстан

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июня 2000 года N 273 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3.08.2000г. за N 1212

Действующий
      В целях совершенствования нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование платежной системы Республики Казахстан, Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления клиринга в Республике Казахстан и ввести их в действие по истечении двух недель со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      2. Управлению платежных систем (Мусаев Р.Н.):
      1) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления и Правил осуществления клиринга в Республике Казахстан;
      2) в двухнедельный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление и Правила осуществления клиринга в Республике Казахстан до сведения территориальных филиалов Национального Банка Республики Казахстан.
      3. Территориальным филиалам Национального Банка Республики Казахстан довести настоящее постановление и Правила осуществления клиринга в Республике Казахстан до сведения банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Жангельдина Е.Т.
     Председатель    
     Национального Банка


                                   Утверждены

постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июня 2000г. N 273


        Правила осуществления клиринга в Республике Казахстан

                     Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона, Z952155_ "О Национальном Банке Республики Казахстан", Z952444_ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан Z980237_ "О платежах и переводах денег" и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Казахстан и определяют порядок осуществления клиринга на территории Республики Казахстан.
      2. В настоящих Правилах используются понятия, предусмотренные Законом Республики Казахстан Z980237_ "О платежах и переводах денег", а также следующие понятия:
      двухстороннее кредитовое ограничение - метод управления рисками, при котором участник клиринга устанавливает для каждого участника клиринга максимальную сумму платежных документов, которую данный участник клиринга согласен принять от другого участника клиринга с учетом суммы платежных документов, отправленных им в пользу этого участника клиринга;
      клиринговая организация - банк второго уровня или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, осуществляющая клиринг на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) на проведение клиринговых операций: сбор, сверка, сортировка и подтверждение платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых позиций участников клиринга (далее - лицензия на проведение клиринговых операций);
      методы управления рисками - комплекс мер, предназначенный для снижения вероятности неисполнения участниками клиринга, клиринговой организацией и расчетной организацией своих обязательств по осуществлению клиринга и/или переводу денег по результатам клиринга;
      многостороннее дебетовое ограничение - метод управления рисками, при котором для каждого участника клиринга устанавливается ограничение на максимальную дебетовую чистую позицию;
      мониторинг - отслеживание платежных документов, поступающих в течение операционного дня в клиринг от участников клиринга, с целью определения возможности невыполнения участниками клиринга своих обязательств;
      разделение убытков - метод управления рисками, при котором участники клиринга предоставляют займ тем участникам клиринга, у которых отсутствует достаточная сумма денег для осуществления перевода денег в соответствии с их дебетовыми чистыми позициями;
      расчетная организация - банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, в которой открыт счет клиринговой организации для осуществления перевода денег по результатам клиринга. Расчетная организация может выполнять функции клиринговой организации;
      резервный (страховой) фонд - метод управления рисками, при котором участники клиринга резервируют деньги в соответствии с договорами, заключенными между клиринговой организацией и участниками клиринга;
      участник клиринга - юридическое лицо или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, заключившее договор с клиринговой организацией на участие в клиринге, отправляющее и/или получающее платежные документы, обрабатываемые клиринговой организацией в клиринге. Клиринговая организация может также являться участником клиринга;
      чистая позиция - разность между суммой платежных документов по денежным обязательствам всех участников клиринга по отношению к одному участнику клиринга и суммой платежных документов по денежным обязательствам данного участника клиринга по отношению к остальным участникам клиринга. Если разница - отрицательное число, то участник клиринга имеет дебетовую чистую позицию, если положительное - кредитовую чистую позицию.

                  Глава 2. Клиринговая организация

      3. Клиринговая организация создается и действует на основании

учредительных документов в соответствии с законодательством Республики 
Казахстан. 
     4. Порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии на 
проведение клиринговых операций устанавливается нормативными правовыми 
актами Национального Банка. 
     5. Для получения лицензии клиринговая организация должна представить 
в Национальный Банк документы, предусмотренные нормативными правовыми 
актами Национального Банка, регулирующими вопросы лицензирования 
банковских операций, а также следующие документы и сведения:
     1) экономическое обоснование осуществления клиринга, включающее:
     цель и обоснование необходимости осуществления клиринга;
     регион проведения клиринга;  
     предполагаемое количество участников клиринга;
     предполагаемое количество платежей, осуществляемых в клиринге; 
     расчет эффективности осуществления клиринга;
     2) внутренние правила осуществления клиринга, утвержденные высшим 
органом управления клиринговой организации, включающие:
     описание операционного дня клиринговой организации и его 
продолжительность; 
     способы обмена платежными документами;
     порядок определения чистых позиций участников клиринга;
     методы управления рисками, применяемые при осуществлении клиринга и 
переводе денег по результатам клиринга; 
     порядок и сроки осуществления переводов денег по результатам клиринга;
     права и обязанности клиринговой организации, расчетной организации и 
участников клиринга;
     3) типовой договор с участниками клиринга;
     4) сведения о программно-технических средствах, используемых в 
процессе осуществления клиринга, включающие: 
     используемые линии телекоммуникаций;
     процедуры передачи платежных документов;


      программное обеспечение, используемое для осуществления клиринга и защиты информации от несанкционированного доступа;
      процедуры, обеспечивающие своевременное завершение клиринга в случае возникновения сбоев в программно-технических средствах или иных непредвиденных ситуаций при осуществлении клиринга.
      6. Изменения и дополнения, вносимые во внутренние правила осуществления клиринга клиринговой организации (далее - внутренние правила), подлежат предварительному направлению в Национальный Банк для проверки их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан.
      7. Национальный Банк в течение десяти рабочих дней рассматривает поступившие изменения и дополнения во внутренние правила и о результатах рассмотрения доводит до сведения клиринговой организации.

                    Глава 3. Участники клиринга

      8. Юридическое лицо или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретает статус участника клиринга после заключения с клиринговой организацией договора об участии в клиринге.
      9. Клиринговая организация может устанавливать требования к финансовому положению участников клиринга и/или программно-техническим средствам, используемым ими при осуществлении клиринга. Данные требования утверждаются высшим органом управления клиринговой организации и являются обязательными для всех участников клиринга.
      10. Клиринговая организация может быть участником клиринга, осуществляемого данной клиринговой организацией, на основании решения, принятого высшим органом управления клиринговой организации, если иное не установлено внутренними правилами и/или договорами, заключенными с участниками клиринга.
      11. Договор между клиринговой организацией и участником клиринга

должен содержать следующие обязательные условия:
     1) способы и порядок обмена платежными документами и иной информацией 
о платежах;
     2) права и обязанности сторон, возникающие при осуществлении клиринга 
и/или переводе денег по результатам клиринга;
     3) условия конфиденциальности информации и ответственность за их 
несоблюдение; 
     4) порядок и сроки осуществления переводов денег по результатам 
клиринга;
     5) методы управления рисками, применяемые при осуществлении клиринга 
и переводе денег по результатам клиринга;
     6) меры воздействия, применяемые к участнику клиринга, не 
выполнившему своих обязательств;
     7) ответственность клиринговой организации за невыполнение своих 
обязательств по осуществлению клиринга.
     В договоре между клиринговой организацией и участником клиринга могут 
быть предусмотрены иные условия, не противоречащие законодательству 
Республики Казахстан. 

           Глава 4. Общие требования к проведению клиринга
 


      12. Обмен платежными документами и/или информацией о платежах между клиринговой организацией, расчетной организацией и участниками клиринга может осуществляться как на бумажных носителях, так и электронным способом.
      13. Участники клиринга и клиринговая организация должны иметь подтверждение об отправке и/или получении платежных документов, отправленных и/или полученных участником клиринга и клиринговой организацией.
      Подтверждением отправки и/или получения платежных документов может служить уведомление о получении платежных документов или другая информация, установленная внутренними правилами и/или соответствующими договорами.
      14. Определение чистых позиций участников клиринга производится путем нахождения разности между суммой платежных документов по денежным обязательствам всех участников клиринга по отношению к одному участнику клиринга и суммой платежных документов по денежным обязательствам данного участника клиринга по отношению к остальным участникам клиринга.
      15. При определении чистых позиций участников клиринга разность сумм дебетовых и кредитовых чистых позиций всех участников клиринга должна равняться нулю. Если сумма всех кредитовых и сумма всех дебетовых чистых позиций участников клиринга не равны друг другу, клиринговая организация выясняет причину несоответствия вышеуказанных сумм и производит перерасчет чистых позиций участников клиринга.
      16. После завершения клиринга клиринговая организация обязана передать платежные документы, обработанные в клиринге, участникам-получателям данных платежных документов в порядке и сроки согласно договорам, заключенным между клиринговой организацией и участниками клиринга.
      17. Исполнение участниками клиринга платежных документов, обработанных в клиринге, осуществляется после завершения перевода денег по результатам клиринга.
      18. Клиринговая организация применяет дополнительные программно-технические средства и/или процедуры, необходимые для своевременного завершения клиринга в случае возникновения сбоев или неполадок в основных программно-технических средствах, обеспечивающих осуществление клиринга.
      19. В клиринге, участниками которого являются банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (далее - межбанковский клиринг), не могут участвовать иные юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

           Глава 5. Перевод денег по результатам клиринга

      20. Перевод денег по результатам клиринга осуществляется после окончания процесса зачета встречных требований участников клиринга в соответствии с условиями соответствующих договоров.
      21. Перевод денег по результатам клиринга не осуществляется, если чистые позиции всех участников клиринга равны нулю.
      22. Перевод денег по результатам клиринга между участниками клиринга осуществляется через счет клиринговой организации, открытый в расчетной организации, за исключением случая, установленного пунктом 26 настоящих Правил.
      23. После завершения перевода денег по результатам клиринга остаток денег на счете клиринговой организации должен быть равен нулю. Если остаток денег на счете клиринговой организации не равен нулю, клиринговая организация выясняет и устраняет причины, связанные с наличием остатка денег на счете клиринговой организации, до начала следующего операционного дня.
      24. При осуществлении межбанковского клиринга перевод денег по результатам клиринга осуществляется в межбанковской системе переводов денег Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов Национального Банка Республики Казахстан" (далее - Центр). В этом случае расчетной организацией является Центр.
      25. Перевод денег по результатам клиринга может осуществляться:
      1) на основании платежных документов, составленных клиринговой организацией.
      В этом случае клиринговая организация составляет платежные документы на изъятие денег со счетов участников клиринга, имеющих по результатам клиринга дебетовые чистые позиции, и зачисление денег на свой счет в расчетной организации, а также платежные документы на изъятие денег со своего счета и зачисление денег на счета участников клиринга, имеющих по результатам клиринга кредитовые чистые позиции.
      Расчетная организация или банк, в котором открыт счет участника клиринга, может производить изъятие денег с банковского счета участника клиринга в безакцептном порядке только на основании договора между клиринговой организацией и участником клиринга, содержащего согласие участника клиринга на безакцептное изъятие денег с его банковского счета.
      Данный договор представляется в расчетную организацию или банк, в котором открыт банковский счет участника клиринга, с которого производится изъятие денег в безакцептном порядке в соответствии с его дебетовой чистой позицией;
      2) на основании платежных документов, составленных расчетной организацией.
      В этом случае клиринговая организация направляет в расчетную организацию информацию о чистых позициях участников клиринга, на основании которой расчетная организация составляет платежные документы для осуществления перевода денег по результатам клиринга.
      В данном случае расчетная организация может производить изъятие денег со счета участника клиринга, открытого в расчетной организации, в безакцептном порядке в соответствии с его дебетовой чистой позицией только на основании договора между расчетной организацией и участником клиринга, содержащего согласие участника клиринга на безакцептное изъятие денег с его банковского счета.
      Расчетная организация может производить изъятие денег со счета клиринговой организации в соответствии с кредитовой чистой позицией каждого участника клиринга только на основании договора между расчетной организацией и клиринговой организацией, содержащего согласие клиринговой организации на безакцептное изъятие денег с ее банковского счета.
      Если изъятие денег по результатам клиринга производится со счета участника клиринга, открытого в банке, не являющимся расчетной организацией, банк может производить изъятие денег с банковского счета участника клиринга в безакцептном порядке в соответствии с его дебетовой чистой позицией только на основании договора между расчетной организацией и участником клиринга, содержащего согласие участника клиринга на безакцептное изъятие денег с его банковского счета в соответствии с его дебетовой чистой позицией;
      3) на основании платежных документов, составленных участниками клиринга.
      В этом случае клиринговая организация после определения чистых позиций участников клиринга направляет каждому участнику клиринга информацию о его чистой позиции.
      На основании информации, полученной от клиринговой организации, участники клиринга, имеющие дебетовые чистые позиции, осуществляют перевод денег на счет клиринговой организации, открытый в расчетной организации.
      Перевод денег со счета клиринговой организации на счета участников клиринга, имеющих по результатам клиринга кредитовые чистые позиции, может производиться на основании платежных документов, составленных клиринговой организацией либо расчетной организацией в соответствии с договором, заключенным между клиринговой организацией и расчетной организацией.
      26. В случае осуществления клиринга между двумя участниками клиринга перевод денег может осуществляться без зачисления денег на счет клиринговой организации путем перевода денег со счета участника клиринга, имеющего по результатам клиринга дебетовую чистую позицию, на счет участника клиринга, имеющего по результатам клиринга кредитовую чистую позицию.
      27. Клиринговая организация выдает участникам клиринга платежные документы, поступившие в пользу данного участника клиринга, информацию о чистой позиции участника клиринга по результатам клиринга и информацию о платежных документах, которые по какой-либо причине не обработаны в клиринге с указанием причины.
      После завершения перевода денег по результатам клиринга клиринговая организация или расчетная организация (в зависимости от условий заключенных договоров) выдает участнику клиринга уведомление о завершении перевода денег в соответствии с чистой позицией данного участника клиринга.
      28. В течение операционного дня клиринговой организацией может быть установлено несколько периодов времени по определению чистых позиций участников клиринга и переводов денег по результатам клиринга. Определение чистых позиций участников клиринга и перевод денег по результатам клиринга осуществляется в конце каждого такого установленного периода времени.

             Глава 6. Методы управления рисками

      29. Методы управления рисками клиринговой организации и участников клиринга должны обеспечивать бесперебойное проведение клиринга и осуществление перевода денег по результатам клиринга в соответствии с чистыми позициями участников клиринга в порядке и сроки, установленные внутренними правилами и соответствующими договорами.
      30. Применяемые методы управления рисками должны обеспечивать своевременное завершение переводов денег по результатам клиринга в случае отсутствия или недостаточности денег для осуществления переводов денег у одного или нескольких участников клиринга, имеющих дебетовые чистые позиции.
      31. При использовании метода разделения убытков сумма займа, предоставляемого каждым участником клиринга, определяется в соответствии с договорами, заключенными между клиринговой организацией и участниками клиринга.
      32. При использовании метода двухсторонних кредитовых ограничений сумма всех платежных документов, отправленных одним участником клиринга в пользу другого участника клиринга, не должна превышать величину кредитового ограничения (с учетом полученных платежных документов), установленную получателем данных платежных документов для отправителя платежных документов.
      Если участник клиринга отправляет платежный документ в пользу другого участника клиринга и сумма всех платежных документов, отправленных отправителем, превышает кредитовое ограничение, установленное для него получателем, данный платежный документ регистрируется в очереди, либо может быть отозван участником клиринга, либо аннулирован клиринговой организацией.
      33. При использовании метода многосторонних дебетовых ограничений дебетовая чистая позиция участника клиринга не должна превышать установленное для него дебетовое ограничение. Если участник клиринга посылает платежный документ в пользу другого участника клиринга, и дебетовая чистая позиция данного участника-отправителя денег превышает дебетовое ограничение, данный платежный документ не обрабатывается в клиринге. При этом данный платежный документ регистрируется в очереди, либо может быть отозван участником клиринга, либо аннулирован клиринговой организацией.
      34. В целях обеспечения своевременного осуществления перевода денег по результатам клиринга участники клиринга могут создавать резервный (страховой) фонд.
      Резервный (страховой) фонд создается за счет денег участников клиринга, перечисляемых ими в данный фонд в соответствии с условиями договоров, заключенных между клиринговой организацией и участниками клиринга.
      35. Если у участника клиринга отсутствует достаточная сумма денег для осуществления перевода денег в соответствии с его чистой дебетовой позицией, то к данному участнику клиринга клиринговой организацией могут применяться такие меры воздействия, как уменьшение его дебетового ограничения, увеличение размера резервируемых денег в резервном (страховом) фонде или другие меры воздействия, установленные договорами, заключенными между клиринговой организацией и участниками клиринга в зависимости от механизма осуществления клиринга.
      36. Клиринговая организация вправе устанавливать и применять иные методы управления рисками, обеспечивающие бесперебойное проведение клиринга и осуществление перевода денег по результатам клиринга.
      37. Если у участника клиринга отсутствует достаточная сумма денег для осуществления перевода денег в соответствии с его дебетовой чистой позицией, клиринговая организация вправе произвести перерасчет чистых позиций участников клиринга путем возврата либо аннулирования платежных документов на необходимую сумму. Перерасчет чистых позиций допускается, если в результате данного перерасчета отсутствует вероятность невыполнения остальными участниками клиринга своих обязательств по переводу денег в полном объеме и в установленный срок в соответствии с их новыми чистыми позициями.
      38. Клиринговая организация в течение операционного дня осуществляет

непрерывный мониторинг в целях снижения рисков, возникающих при 
осуществлении клиринга.
     39. Клиринговая организация вправе в течение операционного дня по 
результатам мониторинга приостановить прием, произвести возврат, либо 
аннулировать платежные документы участников клиринга.

               Глава 7. Заключительные положения

     40. Клиринговая организация представляет в Национальный Банк 
информацию о своих операциях по формам и в сроки, установленные 
Национальным Банком.
     41. За нарушение настоящих Правил клиринговая организация несет 
ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 
     42. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, регулируются в 
соответствии с законодательством Республики Казахстан.


     Председатель
     
     
(Специалисты:
 Цай Л.Г.
 Умбетова А.М.)