Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведении государственной научно-технической экспертизы объектов государственного заказа

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 февраля 2000 года N 141. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24.03.2000 г. N 1098. Утратил силу - приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 марта 2004 года N 209 (V042778)

Утратил силу

      В целях реализации Закона Республики Казахстан Z970163_  "О государственных закупках" от 16 июля 1997 года N 163, постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 14 сентября 1993 г. N 876 P930876_  "Об организации и проведении экспертизы в научно-технической деятельности", постановлений Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 1998 года N 1335 P981335_  "Вопросы учреждений-администраторов программ, финансируемых из государственного бюджета", от 23 февраля 1999 года N 145 P990145_  "О некоторых вопросах формирования и реализации программ прикладных научных исследований, выполняемых за счет средств республиканского бюджета", от 19 ноября 1999 года N 1754 P991754_  "Вопросы Министерства образования и науки Республики Казахстан", приказываю:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию "О порядке организации и проведении государственной научно-технической экспертизы объектов государственного заказа" (далее - Инструкция).
      2. Департаменту науки (Абсаметов М.К.) в установленном законодательством порядке направить Инструкцию на государственную регистрацию.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра образования и науки Республики Казахстан Ергожина Е.Е.

      Министр
                                               Утверждена
                                            приказом Министра
                                           образования и науки
                                           Республики Казахстан
                                      от 18 февраля 2000 года N 141

                                Инструкция
              о порядке организации и проведения государственной
     научно-технической экспертизы объектов государственного заказа

                           1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения экспертизы и подготовки заключений государственной научно-технической экспертизы по объектам государственного заказа Министерства образования и науки Республики Казахстан и администраторов программ прикладных научных исследований (министерств и агентств Республики Казахстан), а также по поручениям Президента Республики Казахстан, Парламента и Правительства Республики Казахстан.
      2. Государственная научно-техническая экспертиза (далее - ГНТЭ) - это система оценочных действий и выводов, проводимых по заявке органов государственной власти и управления для получения независимой аналитической оценки объекта экспертизы с целью повышения уровня обоснованности принимаемых решений по вопросам размещения государственного заказа в научной и научно-технической сфере и по важнейшим вопросам научно-технического прогресса Республики Казахстан.
      3. По объектам научно-технической деятельности, осуществляемым на основе государственного заказа, ГНТЭ является обязательной и предшествует принятию решения о финансировании (реализации) объектов государственного заказа и проводится за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на науку, в пределах ассигнований на соответствующие научно-технические программы.
      4. Нормативной правовой основой настоящей Инструкции являются:
      1) 3акон Республики Казахстан Z970163_  "О государственных закупках" от 16 июля 1997 г. N 163 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 декабря 1998 года N 306);
      2) постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 14 сентября 1993 г. N 876 P930876_  "Об организации и проведении экспертизы в научно-технической деятельности";
      3) постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 1998 г. N 1335 P981335_  "Вопросы учреждений-администраторов программ, финансируемых из государственного бюджета";
      4) постановление Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 1999 г. N 145 P990145_  "О некоторых вопросах формирования и реализации программ прикладных научных исследований, выполняемых за счет средств республиканского бюджета";
      5) постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1999 г. N 1754 P991754_  "Вопросы Министерства образования и науки Республики Казахстан".
      5. Основные задачи ГНТЭ объектов государственного заказа:
      1) оценка возможности реализации программ и проектов, исходя из состояния и динамики развития научно-технического потенциала республики;
      2) объективное и комплексное исследование объектов экспертизы по содержательному, организационному, материальному, информационному обеспечению проведения профессиональных исследований;
      3) проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства, условиям конкурсов, проводимых по утвержденным приоритетам научно-технического и социально-экономического развития Республики Казахстан, и современному уровню научных, технических и технологических знаний, принципам государственной научно-технической политики, требованиям национальной безопасности, экономической целесообразности;
      4) оценка значимости целей планируемых исследований, возможностей их достижения посредством планируемых мероприятий, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, финансовых средств, материальных ресурсов;
      5) анализ эффективности использования имеющегося научно-технического потенциала и результативности научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок;
      6) оценка значимости получаемых результатов (на стадиях выполнения, завершения и внедрения в производство), эффективности использования вложенных средств и выработка рекомендаций о продолжении, изменении или прекращении финансирования;
      7) оценка научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации программ, проектов, предложений;
      8) привлечение научной общественности к решению вопросов организации научных исследований и повышения эффективности экспертной работы.
      6. Основными принципами ГНТЭ объектов государственного заказа являются:
      1) независимость и объективность, которые предполагают реализацию специальных механизмов, минимизирующих внешние влияния, способные исказить результаты экспертизы;
      2) компетентность и высокий профессиональный уровень лиц и организаций, проводящих экспертизу;
      3) ориентация на мировой уровень развития науки и техники, нормы и правила технологической и экологической безопасности, требования стандартов и международных соглашений;
      4) системность организации экспертной работы и ее нормативного и научно-методического обеспечения;
      5) полнота и достоверность используемой и вырабатываемой информации;
      6) ответственность за достоверность, полноту и обоснованность рекомендаций экспертизы;
      7) комплексность, заключающаяся в оценке научно-технических, экономических, экологических и социальных последствий реализации объекта экспертизы;
      8) общественная открытость и защита прав участников экспертизы.
      7. Субъектами ГНТЭ являются:
      соискатель - субъект, выдвигающий предложения по объекту экспертизы и претендующий на получение финансирования на основе государственного заказа или разрешения на реализацию объекта - физическое или юридическое лицо;
      заказчик - субъект, принимающий решение по объекту экспертизы и дающий заказ на проведение ГНТЭ - администраторы программ фундаментальных и прикладных научных исследований (министерства и агентства Республики Казахстан), Администрация Президента Республики Казахстан, комитеты и комиссии Парламента Республики Казахстан, Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан;
      организатор - субъект, осуществляющий организационное обеспечение реализации заказа на ГНТЭ (соответствующее структурное подразделение Министерства образования и науки Республики Казахстан);
      исполнитель - субъект, анализирующий предложения соискателя и дающий экспертное заключение - независимые эксперты (высококвалифицированные ученые, специалисты, в том числе зарубежные), экспертные группы, комиссии, советы, организации, предприятия, иностранные компании соответствующей специализации.
      Заказчик, организатор и исполнитель являются непосредственными участниками процедуры ГНТЭ.

         2. Общий порядок проведения ГНТЭ объектов государственного
                                  заказа

      8. Заказчик:
      1) принимает решение о проведении ГНТЭ по материалам, представленными конкурсными комиссиями по размещению государственного заказа;
      2) направляет организатору заявку (договор) и следующие материалы:
      сопроводительное письмо с информацией по объектам экспертизы;
      объявление о конкурсе и перечень приоритетных направлений конкурса;
      условия конкурса, требования к оформлению конкурсных проектов и критерии их оценки;
      протокол конкурсной комиссии о направлении конкурсных проектов на ГНТЭ, составленный в соответствии с Инструкцией V990756_  "О порядке конкурсного отбора научно-исследовательских и инновационных проектов по республиканским целевым и прикладным научно-техническим программам", утвержденной приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 апреля 1999 г. N 158 (N государственной регистрации 756 от 12 мая 1999 года);
      перечень объектов, направленных для проведения ГНТЭ (с указанием объема информации по каждому объекту), а также сами материалы (в 2 экземплярах).
      Заявка (договор) должна определять: предмет и объекты экспертизы; условия проведения экспертизы; права и обязанности сторон; сроки проведения экспертизы; срок, в течение которого заключения экспертизы сохраняют силу; порядок взаимных финансовых расчетов; условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений; ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора; ответственность за достоверность заключений, срок действия такой ответственности; другие существенные условия, вытекающие из специфики объекта экспертизы.
      9. Заказчик имеет право:
      представлять на ГНТЭ альтернативные проекты;
      отклонять экспертное заключение или отправлять на доработку в случае невыполнения требований заказа на ГНТЭ;
      обращаться в соответствующие (пункт 19) апелляционные инстанции при несогласии с итоговым заключением экспертизы по мотивам его качества или объективности.
      10. Заказчик обязан:
      своевременно удовлетворять потребности организатора в информационном, финансовом, материально-техническом, административно-правовом обеспечении его деятельности;
      принять от организатора экспертные заключения в соответствии с требованиями заказа и использовать их при принятии решений по объекту экспертизы.
      11. Организатор:
      получает всю необходимую информацию для организации и проведения экспертизы, а также финансовое, материально-техническое и административно-правовое обеспечение своей работы;
      производит предварительный анализ поступивших материалов и, в случае наличия в представленных материалах отклонений от требований условий конкурса, направляет заказчику результаты предварительного анализа и предложения по проведению ГНТЭ (проведение предварительного анализа конкурсных материалов является обязательным для исключения двойного бюджетного финансирования объектов экспертизы из различных источников);
      согласовывает с заказчиком требования к экспертизе и условия ее выполнения (порядок финансирования, сроки и др.);
      определяет персональный состав исполнителей экспертизы, привлекает в качестве экспертов ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов, в качестве коллективных экспертов - экспертные группы, комиссии, советы, а также организации, предприятия, иностранные компании соответствующей квалификации и организует их работу;
      устанавливает порядок представления результатов работы индивидуальных и коллективных экспертов;
      анализирует поступившие от исполнителей экспертные заключения, вырабатывает на их основе итоговое заключение ГНТЭ и передает его заказчику.
      12. Организатор имеет право:
      в случае невыполнения экспертами требований к проведению экспертизы отклонять или отправлять на доработку экспертные заключения;
      обращаться в соответствующие (пункт 19) апелляционные инстанции при несогласии с принятыми заказчиком решениями по результатам экспертизы.
      13. Организатор обязан:
      обеспечить своевременное выполнение заказа на ГНТЭ в соответствии с требованиями, согласованными с заказчиком;
      обеспечивать исполнителя необходимыми видами ресурсов и условиями деятельности;
      принимать участие в формировании банка данных об экспертах, степени и формах их привлечения к экспертной деятельности, рейтинге по количеству и качеству исполнения заказов, других сведениях, не нарушающих права личности по законодательству Республики Казахстан;
      сохранять конфиденциальность сведений о персональном составе экспертов по конкретному объекту, а также информации, содержащей государственную или коммерческую тайну; обеспечивать сохранение прав на интеллектуальную собственность;
      обеспечивать гласность своих организационных мероприятий и их результатов, противодействовать оказанию давления на экспертов.
      14. Исполнитель:
      независимые эксперты непосредственно участвуют в работе, изучают и оценивают представленные им объекты в соответствии c требованиями задания и сроком проведения экспертизы, готовят экспертные заключения и передают организатору;
      объединенные в специализированные временные коллективы (экспертные советы, группы, комиссии, созданные по распоряжению организатора, в соответствии с поставленной экспертной задачей) осуществляют коллективную оценку конкретного объекта экспертизы, формируют коллективное экспертное заключение и передают его организатору.
      15. Исполнитель имеет право:
      получать всю необходимую информацию для проведения экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения экспертной работы;
      выражать особое мнение при несогласии с итоговым заключением экспертизы или принятыми решениями и обращаться в соответствующие (пункт
19) апелляционные инстанции.
      16. Исполнитель обязан:
      выполнять все взятые на себя договорные обязательства перед организатором в соответствии с требованиями заказа;
      объективно оценивать характеристики объекта экспертизы;
      не нарушать конфиденциальность данных, представленных на экспертизу.
      17. Конфиденциальность сведений, представленных соискателем заказчику и поступивших на экспертизу, обеспечивается:
      предварительной патентной защитой охраноспособных разработок, осуществляемой соискателем;
      обязанностью всех непосредственных участников процедуры ГНТЭ не нарушать конфиденциальность экспортируемой информации.
      По требованию соискателя для дополнительной защиты его прав на интеллектуальную собственность оформляется письменный договор о конфиденциальности и неразглашении информации между ним и заказчиком, предусматривающий неразглашение и неиспользование получающей стороной (заказчиком) оговоренной в договоре информации в иных целях, кроме проведения экспертизы. Заказчик в этом случае обязан заключить соответствующий договор с организатором, а тот, в свою очередь, с исполнителями. Договоры должны предусматривать также закрытость информации о конкретном составе исполнителей от соискателя. Несанкционированное соискателем разглашение, использование или передача оговоренной в договоре информации организациям или лицам, не участвующим в экспертизе, влечет судебную ответственность лиц, нарушивших условия договора, и дает право соискателю на возмещение причиненного ему ущерба, реализуемое в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
      18. При оценке объектов государственного заказа должны соблюдаться следующие минимальные требования:
      1) каждый объект должен быть оценен минимум двумя независимыми экспертами и на основе критериев отбора, определенных в конкурсном объявлении и далее разработанном в информационном пакете для эксперта;
      2) оценка и рекомендации объектов к финансированию должны быть основаны исключительно на информации, содержащейся в конкурсной заявке;
      3) должна быть обеспечена конфиденциальность информации по объекту экспертизы и обязательство не использовать содержание экспортируемых материалов для других целей, а также сведений об экспертах и результатах их работы;
      4) к оценке объекта не должны привлекаться эксперты, имеющие любой интерес в его успехе или отклонении;
      5) эксперты, привлеченные к оценке объекта не должны контактировать или пытаться вступить в контакт с разработчиками объекта, проходящего экспертизу.
      19. Апелляционными инстанциями ГНТЭ являются:
      на решения организатора (итоговые заключения экспертизы) - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
      на решения заказчика по объекту экспертизы - соответствующий вышестоящий орган.

                      Глава 3. Заключительные положения

      20. Результатом проведения ГНТЭ является итоговое заключение, которое считается для ее заказчика обязательным документом, принимаемым к рассмотрению и учитываемым при выработке решений, для обоснования которых данная экспертиза проводилась.
      21. Итоговое заключение ГНТЭ утверждается вице-Министром образования и науки Республики Казахстан (директором Департамента науки). В итоговом заключении ГНТЭ помимо экспертных оценок по конкретным параметрам должны содержаться выводы следующего содержания:
      1) объект рекомендуется к финансированию;
      2) объект не рекомендуется к финансированию;
      3) объект рекомендуется к финансированию, с учетом приведенных замечаний (в этом случае авторы объекта должны представить заказчику материалы, в которых замечания ГНТЭ учтены, либо привести обоснованную аргументацию по их снятию).
      22. Заказчик использует заключение ГНТЭ при принятии решения по объекту государственного заказа.
      23. Организационно-правовые и финансовые взаимоотношения участников ГНТЭ оформляются и регулируются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      24. Настоящая Инструкция вступает в силу с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.