Об органах внутренних дел Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 имеющий силу Закона

Обновленный
     В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", пунктом 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан и в целях определения статуса, полномочий и организации деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан издаю настоящий Указ.

                               Глава I
                           Общие положения

      Статья 1. Статус органов внутренних дел
                Республики Казахстан

      Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем - органы внутренних дел) осуществляют исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

      Статья 2. Задачи органов внутренних дел

      1. Задачами органов внутренних дел являются:
      1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения;
      2) предупреждение преступлений и административных правонарушений, их выявление и пресечение;
      3) осуществление дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством;
      4) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий;
      5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания

осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местах
содержания административно арестованных;
     6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
     7) обеспечение надзора за состоянием пожарной безопасности,
пожаротушение;
     8) контроль за соблюдением и обеспечением безопасности
дорожного движения в пределах своей компетенции;
     9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц,
конвоирование арестованных и осужденных;
     10) осуществление паспортной и визовой работы, контроль за
соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил
пребывания на территории Республики Казахстан;
     11) выполнение отдельных задач в системе территориальной
обороны Республики Казахстан в военное время;
     12) осуществление международного сотрудничества по вопросам,
отнесенным к ведению органов внутренних дел.
     2. Иные задачи на органы внутренних дел могут быть возложены
только законом.



      Статья 3. Принципы деятельности органов внутренних дел

      Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.

      Статья 4. Система органов внутренних дел

      Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем - Министерство внутренних дел), подчиненные ему управления внутренних дел областей, городов республиканского значения, столицы Республики и на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, уголовно-исполнительные учреждения, подразделения пожарной охраны, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

      Статья 5. Министерство внутренних дел

      1. Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органов Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел.
      2. Типовая организационная структура и предельная штатная численность сотрудников центрального аппарата Министерства внутренних дел утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 6. Министр внутренних дел Республики Казахстан
                 - Командующий внутренними войсками

      1. Министерство внутренних дел возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан - Командующий внутренними войсками (в дальнейшем - Министр внутренних дел), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики.
      2. Министр внутренних дел:
      1) осуществляет руководство органами внутренних дел;
      2) в пределах выделенных ассигнований устанавливает структуру и штаты органов внутренних дел;
      3) назначает на должность и освобождает от должности начальников управлений внутренних дел областей, городов республиканского значения, столицы Республики Казахстан и на транспорте, а также начальников городских, районных, районных в городах и линейных органов внутренних дел;
      4) от имени Министерства внутренних дел издает акты, обязательные к исполнению органами внутренних дел, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Указом, нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также Положением о Министерстве внутренних дел, утверждаемым Правительством Республики.

      Статья 7. Взаимодействие должностных лиц органов
                внутренних дел с внутренними войсками

      1. Министр внутренних дел является по должности Командующим внутренними войсками Республики Казахстан.
      2. Начальники управлений внутренних дел областей, столицы республики и городов республиканского значения являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров подразделений и частей внутренних войск, дислоцированных на территории соответствующих областей, а также руководителей иных органов и подразделений внутренних дел, не входящих в структуру управлений внутренних дел областей, городов республиканского значения и столицы Республики, а при чрезвычайных ситуациях - для всех приданных им сил.

      Статья 8. Взаимодействие органов внутренних дел с иными
                государственными органами, организациями,
                должностными лицами и гражданами

      1. Органы внутренних дел взаимодействуют с:
      1) иными правоохранительными органами, в том числе со специальными государственными органами, осуществляющими дознание и следствие;
      2) населением и средствами массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
      2. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений.

      Статья 9. Правовая основа деятельности органов
                внутренних дел

      Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют:
      1) Конституция и законы Республики Казахстан;
      2) настоящий Указ;
      3) другие нормативные правовые акты Республики Казахстан в части, не противоречащей и не урегулированной настоящим Указом;
      4) международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан;
      5) нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан;
      6) положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан, утверждаемые Правительством Республики.

                               Глава II
                  Полномочия органов внутренних дел

      Статья 10. Обязанности органов внутренних дел

      1. Органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своей компетенции обязаны:
      1) защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;
      2) охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, в том числе при содействии государственных органов и должностных лиц, добровольном участии организаций и граждан;
      3) предупреждать преступления, участвовать в их выявлении, раскрытии и пресечении;
      4) предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения;
      5) в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности системы органов внутренних дел, а также на поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством в местах лишения свободы. При этом перечень подразделений и сотрудников органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, устанавливается Министром внутренних дел;
      6) производить дознание;
      7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
      8) принимать предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;
      9) участвовать в розыске лиц, совершивших преступления, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного или административного наказания, пропавших без вести и в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также в розыске похищенного имущества;
      10) в установленном законодательством порядке принимать участие в проведении оперативного поиска, операций по задержанию лиц, совершивших преступление, заградительных мероприятий, а также оказывать содействие в проведении иных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
      11) исполнять определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя при производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом процессуальных действий;
      12) исполнять уголовные наказания и административные взыскания, обеспечивать трудовую занятость осужденных, а также лиц, подвергнутых административному аресту;
      13) принимать участие в правовом воспитании населения, изучать общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;
      14) обеспечивать общественный порядок и безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;
      15) оказывать помощь гражданам, пострадавших от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
      16) участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения, выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;
      17) разрабатывать и осуществлять меры по оборонно-мобилизационной подготовке органов внутренних дел, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в условиях военного времени, обеспечению постоянной готовности к полному и своевременному отмобилизованию специальных подразделений Министерства внутренних дел;
      18) осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Производить регистрацию и учет автомототранспорта, лиц, пользующихся им, принимать экзамены на право управления транспортными средствами, выдавать удостоверения на право его управления, проводить государственный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов, регулировать дорожное движение;
      19) обеспечивать надзор за состоянием противопожарной безопасности на объектах всех форм собственности, руководство подразделениями всех видов пожарной охраны, специализированными отрядами военизированной пожарной охраны и осуществлять пожаротушение;
      20) контролировать соблюдение установленных правил обращения и функционирования оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических, наркотических, психотропных, ядовитых и радиоактивных материалов и веществ; осматривать с участием администрации помещения, где находятся указанные предметы, вещи, материалы; учитывать и изымать оружие в случаях, предусмотренных законодательством; осматривать имеющиеся у граждан оружие, боеприпасы и места их хранения с целью контроля за соблюдением правил обращения с ними; ставить вопрос об изъятии у организаций и граждан оружия и боеприпасов при нарушении правил их хранения и использования, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
      21) выдавать разрешения (лицензии) на оказание негосударственными субъектами юридических услуг, связанных с сыскной (детективной) и охранной деятельностью, а также по иным видам деятельности, предусмотренными законодательством, контролировать эту деятельность;
      22) обеспечивать охрану объектов государственной важности и исправительно-трудовых учреждений; контролировать состояние охраны организаций;
      23) участвовать в пресечении массовых беспорядков, в том числе в исправительно-трудовых учреждениях, в розыске осужденных, совершивших побег из-под охраны воинских караулов;
      24) охранять и конвоировать задержанных, заключенных под стражу и осужденных лиц;
      25) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;
      26) организовывать специальные и военные перевозки;
      27) участвовать в проведении карантинных, санитарных и экологических мероприятий;
      28) осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека;
      29) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату собственникам либо по реализации в установленном порядке;
      30) сотрудничать с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями на основе соответствующих международных договоров Республики Казахстан.
      2. При нарушении сотрудниками прав и законных интересов граждан органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности. <*>
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 10 июля 1998 г. N 283 Z980283_ .

      Статья 11. Права органов внутренних дел

      1. Органы внутренних дел в лице уполномоченных на то должностных лиц для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции имеют право:
      1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращение противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел. В случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения;
      2) при подозрении в совершении преступлений и административных правонарушений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;
      3) рассматривать заявления или сообщения о любых совершенных или готовящихся противоправных посягательств, в том числе и не относящихся к их ведению, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно опасных последствий;
      4) при выявлении, пресечении, раскрытии преступлений давать обязательные для исполнения поручения другим органам, организациям и должностным лицам;
      5) по находящимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать граждан в органы внутренних дел, получать от них объяснения, документы, их копии, производить допросы, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклонившихся от явки без уважительной причины;
      6) осуществлять административное производство в соответствии с законодательством, регламентирующим эту деятельность: составлять протоколы, накладывать административные взыскания, доставлять нарушителей, производить административное задержание, личный досмотр, а также досмотр и изъятие предметов и документов;
      7) задерживать военнослужащих, совершивших правонарушения, и передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам;
      8) задерживать и содержать в приемниках-распределителях для несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения, доставлять в органы опеки и попечительства безнадзорных детей и подростков;
      9) задерживать лиц подвергнутых административному аресту;
      10) производить экспертизы по уголовным делам и необходимые исследования по оперативно-розыскным материалам;
      11) беспрепятственно и безвозмездно получать по возбужденным уголовным делам информацию и материалы в государственных органах, а также организациях;
      12) в случаях, предусмотренных законодательством, задерживать и содержать в приемниках распределителях с санкции прокурора на срок до тридцати суток лиц, не имеющих определенного места жительства, документов, в целях установления личности и последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (миграционным, медицинским, социальным и иным);
      13) доставлять в специальные медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо могущих принести вред окружающим или себе, а находящихся в жилище и нарушающих общественный порядок - по заявлению проживающих с ними граждан;
      14) производить предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия, привлекать к их производству специалистов, использовать научно-технические средства для собирания и исследования фактических данных. При этом не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения о частной жизни, личной и семейной тайне;
      15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения либо совершивших их, при невозможности установления личности;
      16) создавать и использовать специализированные учеты, информационные системы, обеспечивающие решение задач по охране правопорядка, в том числе учет лиц, взятых под административный надзор и подлежащих предупредительному воздействию, лиц, совершивших административные правонарушения, повторность совершения которых влечет повышенную меру ответственности;
      17) производить научно-технические исследования в ходе дознания и производства по делам об административных правонарушениях;
      18) проводить в установленном порядке освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств либо направлять, или доставлять их для его проведения в медицинские учреждения;
      19) в целях предупреждения правонарушений и взаимодействия со специальными государственными органами, осуществляющими дознание и следствие, устанавливать сотрудничество на гласной и негласной основе с гражданами, изъявившими согласие участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
      20) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи, независимо от места их нахождения и принадлежности, с возмещением расходов по международным и междугородным переговорам;
      21) при отсутствии иных возможностей использовать транспортные средства, независимо от форм их собственности (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающим дипломатическим иммунитетом), для проезда к местам происшествий, стихийных бедствий и доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, а также в иных случаях, не терпящих отлагательства, с возмещением ущерба владельцам в случае его причинения;
      22) безвозмездно использовать возможности государственных средств массовой информации для освещения деятельности органов внутренних дел, установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания и суда, и лиц, без вести пропавших, и в иных случаях, возникших при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
      23) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношение которых исполнение приговора отсрочено; осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений уголовно-исполнительной системы и территориях, прилегающих к ним; в установленном Министром внутренних дел порядке вводить в исправительно-трудовых учреждениях режим особых условий;
      24) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, административных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, не принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающим дипломатическим иммунитетом) и осматривать их, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, административное правонарушение, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О случаях вторжения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения уполномоченные на то органы внутренних дел уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
      25) ограничивать или временно запрещать доступ граждан на отдельные участки и территории, обязывать их покидать определенное место в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также при проведении оперативно- розыскных мероприятий и следственных действий;
      26) по предписанию представителя местного исполнительного или иного уполномоченного государственного органа принимать необходимые меры по прекращению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикета в случае несоблюдения его организаторами требований законодательства о порядке проведения названных мероприятий;
      27) при проведении мероприятий по розыску бежавших из-под стражи лиц самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты;
      28) при проведении карантинных мероприятий, а также в местах массового произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста ценных пород рыб, на территории национальных парков, государственных заповедников и заказников устанавливать по решению соответствующих исполнительных органов и должностных лиц контрольно-пропускные пункты;
      29) контролировать деятельность государственных органов, а также организаций в части обеспечения безопасности дорожного движения и выдавать обязательные для исполнения предписания; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, а также образцов новой автомототранспортной техники; согласовывать проекты правил, нормативов и стандартов, относящихся к безопасности дорожного движения, строительству и реконструкции улиц и дорог, а также конструкций транспортных средств и учебных программ подготовки водителей; запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения; приостанавливать выпуск на линию транспортных средств организаций, до исполнения предписаний, когда продолжение их эксплуатации угрожает безопасности дорожного движения;
      30) в порядке и случаях, установленных законодательством, останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, документы на груз и право на его перевозки; отстранять от управления транспортным средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также в других предусмотренных законодательством случаях; по основаниям, предусмотренным законодательством, задерживать и доставлять на специальные площадки транспортные средства для временного хранения; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также все виды производимых на них работ;
      31) осуществлять в государственных органах, а также организациях контроль за исполнением общеобязательных актов по вопросам пожарной безопасности, проводить в присутствии представителей администрации проверку выполнения противопожарных требований, стандартов, норм и правил, направлять руководителям организаций, другим должностным лицам и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению пожаров; разрабатывать и утверждать обязательные для исполнения всеми государственными органами, а также организациями, гражданами правил пожарной безопасности и другие нормативные акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности; назначать обязательные для проведения за счет государственных органов, а также организаций экспертизы для установления причины пожаров, а также контрольные испытания оборудования, изделий, веществ, материалов для определения степени их пожароопасности; выдавать юридическим и физическим лицам разрешения на проведения работ и услуг, связанных с обеспечением пожарной безопасности, и сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на продукцию по перечням, определяемым законодательством; приостанавливать частично или полностью работу организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ при нарушениях правил пожарной безопасности, создающих угрозу пожара, а также при невыполнении предусмотренных проектом или нормами проектирования противопожарных требований при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организации, объекта, сооружения, здания; контролировать готовность противопожарных подразделений населенных пунктов и объектов, независимо от их ведомственной принадлежности, к борьбе с пожарами, исполнение проектными и строительными организациями противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений; участвовать в работе комиссий по выбору земельных участков и приемке в эксплуатацию зданий и сооружений; согласовывать проекты стандартов, норм и правил, устанавливающих требования пожарной безопасности, а также проектные решения по строительству объектов, на которые отсутствуют эти нормы и правила;
      32) привлекать в чрезвычайных ситуациях силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, при необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период проведения спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      33) выдавать организациям разрешения на приобретение, хранение, перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических, наркотических, психотропных, ядовитых и радиоактивных материалов и веществ по перечням, определяемым Правительством, а гражданам - на приобретение, ношение и хранение оружия и боеприпасов; выдавать разрешения на открытие магазинов, торгующих оружием, стрелковых тиров и стендов, мастерских по ремонту оружия;
      34) в соответствии с законодательством беспрепятственно и безвозмездно получать информацию и материалы от государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, в том числе от специальных органов, осуществляющих дознание и следствие, в целях предупреждения правонарушений и раскрытия преступлений;
      35) давать предписания, представления и предложения соответственно юридическим или физическим лицам о мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, а также направлять в органы здравоохранения представления и материалы на лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, страдающих психическими расстройствами и нарушающих права и свободы других граждан либо общественный порядок, для принудительного лечения;
      36) в соответствии с законодательством осуществлять научно-исследовательскую, учебную, производственную, финансово-хозяйственную деятельность;
      37) содействовать работе самодеятельных общественных формирований населений правоохранительной направленности;
      38) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с правонарушениями.
      39) на основе договоров с собственниками осуществлять охрану принадлежащего им имущества.
      2. Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право ношения, хранения и применения специальных средств и огнестрельного оружия. Они также вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы. Порядок применения специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы определяется настоящим Указом. <*>
      Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 10 июля 1998 г. N 283 Z980283_ .

                              Глава III
            Применение сотрудниками органов внутренних дел
             огнестрельного оружия, специальных средств и
                           физической силы

      Статья 12. Цель применения огнестрельного оружия,
                 специальных средств и физической силы

      Огнестрельное оружие, специальные средства и физическая сила применяются в целях прекращения общественно опасных деяний, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, их совершивших, с учетом характера правонарушений и конкретных ситуаций.

      Статья 13. Применение специальных средств и физической силы

      1. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для:
      1) отражения нападений на граждан, сотрудников органов внутренних дел и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью;
      2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
      3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие гражданам, организациям и государственным органам, а равно для освобождения их от захвата;
      4) задержания правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам органов внутренних дел, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, для их доставления в органы внутренних дел, конвоирование и охраны задержанных, заключенных под стражу лиц, подвергнутых административному аресту, либо если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам органов внутренних дел в осуществлении возложенных на них законом обязанностей.
      2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

      Статья 14. Применение огнестрельного оружия

      1. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять огнестрельное оружие для:
      1) защиты граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;
      2) отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью;
      3) отражения нападения на жилые помещения граждан, на охраняемые органами внутренних дел объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;
      4) задержания лиц, оказавших сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), для задержания вооруженных лиц;
      5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников органов внутренних дел и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан;
      6) защиты от нападения животных;
      7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;
      8) а также во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
      2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
      3. Во всех случаях применения оружия сотрудник органов внутренних дел обязан применять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить непосредственному начальнику о применении оружия.
      4. В каждом случае применения оружия и специальных средств, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор. #
                               Глава IV
             Прохождение службы в органах внутренних дел

      Статья 15. Прим на службу в органы внутренних дел
      1. На службу в органы внутренних дел принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
      2. Поступление на службу в органы внутренних дел осуществляется при условии предварительного запроса в республиканский центр данных о кадрах государственных служащих и прохождения гражданами обязательной специальной проверки.
      3. Прим на службу в органы внутренних дел осуществляется путем назначения на должность, в том числе путем заключения контракта. При этом форма и условия контракта определяются Министром внутренних дел.
      4. На учебу в учебные заведения органов внутренних дел могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, не достигшие восемнадцати лет. Время обучения на очных отделениях учебных заведения Министерства внутренних дел приравнивается к прохождению срочной воинской службы. При этом с лицами, поступившим на учебу в учебные заведения Министерства внутренних дел, другие учебные заведения с оплатой обучения за счет средств органов внутренних дел, заключаются контракты, в которых предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел после окончания учебного заведения.
      5. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава - не старше сорока лет. В исключительных случаях этот возрастной ценз изменяется решением Министра внутренних дел.
      6. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры органов внутренних дел, включая курсантов и слушателей учебных заведений системы органов внутренних дел, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете органов внутренних дел.
      7. Лица, впервые поступающие на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения испытательного срока и стажировки определяются Министром Внутренних дел.
      8. Граждане, поступившие на службу в органы внутренних дел, принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики.
      9. Порядок приема на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками, их полномочия и ответственность определяются настоящим Указом, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другими нормативными правовыми актами.
      10. Не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел лица, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы, иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции.

      Статья 16. Предельный возраст службы в органах
                 внутренних дел

      1. Сотрудники органов внутренних дел могут находится на службе до предельных возрастов состояния на воинской службе, установленных законодательством. При необходимости отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел срок службы может быть продлен решением Министра внутренних дел.
      2. Продление службы не исключает возможности увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Указом и Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

      Статья 17. Увольнение со службы в органах внутренних дел

      1. Сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы по следующим основаниям:
      1) по выслуге лет (срока службы) и достижении предельного возраста пребывания на военной службе, дающих право на пенсию;
      2) по возрасту, то есть достижению предельного возраста пребывания на военной службе;
      3) по состоянию здоровья - на основании заключения

(постановления) военно-врачебной комиссии о непригодности или
ограниченной пригодности к военной службе;
     4) в связи с сокращением штатов или реорганизацией органов
внутренних дел в случае невозможности использования в другой
должности;
     5) в связи с расторжением контракта;
     6) по собственному желанию;
     7) в связи с переходом в установленном порядке на работу в
другие государственные органы (организации);
     8) в случае обнаружившейся непригодности к службе в течение
испытательного срока;
     9) за систематические нарушения служебно-воинской дисциплины;
     10) по служебному несоответствию, выявившемуся по итогам
аттестации;
     11) за совершение проступка, дискредитирующего звание
сотрудника органов внутренних дел;
     12) состоявшегося о нем обвинительного приговора суда,
вступившего в законную силу;


      13) в связи с утратой гражданства Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Внесены изменения - Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134 Z970134_ .

      Статья 18. Рабочее время в органах внутренних дел

      1. Продолжительность рабочего времени для сотрудников органов внутренних дел устанавливается в соответствии с законодательством о труде.
      2. В случае необходимости сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

      Статья 19. Особые условия прохождения службы в органах
                 внутренних дел

      Продолжительность привлечения сотрудников внутренних дел для охраны общественного порядка в иных регионах Республики или участия в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств не должна превышать трех месяцев.

                               Глава V
        Правовое положение сотрудников органов внутренних дел

      Статья 20. Статус сотрудников органов внутренних дел

      1. Сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
      2. Сотрудниками органов внутренних дел являются лица, состоящие на службе или в кадрах органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, а также военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел. При этом перечень специальных званий сотрудников органов внутренних дел и порядок их присвоения определяются законодательством.
      3. Сотрудникам органов внутренних дел в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца.
      4. К сотрудникам органов внутренних дел трудовое законодательство применяется в той мере, в какой оно не противоречит настоящему Указу и Положению о прохождении службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
      5. Правовое положение военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел определяется законодательством.

      Статья 21. Ограничения, связанные с пребыванием лица
                 на службе в органах внутренних дел

      1. Должность сотрудника органов внутренних дел несовместима с депутатским мандатом, занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
      2. Сотрудникам органов внутренних дел запрещается организация забастовок и участие в их проведении.
      3. Сотрудники органов внутренних дел не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.
      4. В органах внутренних дел разрешается совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника в порядке и на условиях, определяемых Министром внутренних дел.

      Статья 22. Полномочия сотрудников органов внутренних дел

      1. Сотрудники органов внутренних дел на всей территории Республики, независимо от занимаемой должности и внутриведомственной подчиненности, времени, и случае обращения к ним граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о правонарушении либо в случае непосредственного обнаружения такового, обязаны использовать всю полноту предоставленных им прав по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей, оказания помощи нуждающимся в ней, охране места происшествия, а также для информирования ближайшего органа внутренних дел.
      2. Участковый уполномоченный органа внутренних дел, начальник линейного пункта милиции на обслуживаемом административном участке или территории организуют и осуществляют исполнение всех задач органов внтуренних дел в объеме и в пределах своей компетенции, в том числе с рассмотрением дел об административных правонарушениях и разработкой обязательных для организаций предложений, направленных на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
      3. Действия сотрудников органов внутренних дел, которыми временно ограничиваются права граждан, сопровождаются словами: "Именем закона". Каждое лицо в таком случае обязано прекратить активные действия, беспрекословно подчиниться требованиям сотрудника органов внутренних дел и выполнить его указания, связанные с исполнением служебных обязанностей.

      Статья 23. Правовые гарантия для сотрудников
                 органов внутренних дел

      1. Законные требования сотрудников органов внутренних дел обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
      2. Невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на них обязанностей, а также посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество членов их семей, близких родственников в связи с исполнением сотрудниками органов внутренних дел служебных обязанностей и служебного долга влекут установленную законом ответственность.
      3. Сотрудники органов внутренних дел при выполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только непосредственным и прямым начальникам.
      4. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, Никто не имеет право понуждать сотрудников органов внутренних дел выполнять обязанности, которые настоящим Указом на органы внутренних дел не возложены. Противоправное вмешательство в деятельность сотрудников органов внутренних дел влечет установленную законом ответственность.
      5. При получении приказа или указания, противоречащих закону, сотрудник органов внутренних дел обязан руководствоваться законом и находится под его защитой.
      6. Сотрудники органов внутренних дел имеют право на обжалование принимаемых в отношении них решений и действий вышестоящим должностным лицам или в суд.
      7. Сотрудники органов внтуренних дел не несут ответственности за вред, причиненный применением специальных средств и приемов, оружия, если их действия осуществлены в соответствии с законодательством.

      Статья 24. Ответственность сотрудников органов
                 внутренних дел

      1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел несут в соответствии с законодательством дисциплинарную, уголовную и иную ответственность.
      2. Выполнение заведомо противоправного приказа или указания не освобождает сотрудника органов внутренних дел от ответственности.
      3. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого

возбуждено уголовное дело и не применена мера пресечения в виде
содержания под стражей, до принятия решения судом по данному
уголовному делу отстраняется в порядке, установленном
уголовно-процессуальным законодательством, от исполнения служебных
обязанностей на период следствия.

                              Глава VI
            Социальная защита сотрудников и пенсионеров
                       органов внутренних дел

     Статья 25. Социальная защита сотрудников и пенсионеров
                органов внутренних дел

     Социальная защита сотрудников и пенсионеров органов внутренних
дел является обязанностью государства.



      Статья 26. Оплата труда, пенсионное и иное обеспечение
                 сотрудников органов внутренних дел

      1. Денежное содержание сотрудников органов внутренних дел состоит из должностного оклада, доплаты за специальное звание и надбавки за выслугу лет. Кроме того им выплачиваются премии и материальная помощь.
      2. Система оплаты труда кадров органов внутрених дел устанавливается Президентом Республики по представлению Премьер-Министра.
      3. Сотрудникам органов внутренних дел ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет в процентах к суммарному размеру должностного оклада с включением доплаты за специальное звание и в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при выслуге свыше трех лет - пятнадцать, свыше пяти лет - двадцать, свыше десяти лет - тридцать, свыше пятнадцати лет - сорок, свыше двадцати лет - пятьдесят процентов.
      4. Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются:
      1) бесплатно форменным и специальным обмундированием, образцы и нормы положенности которого устанавливаются Правительством Республики;
      2) продовольственным пайком в натуральном выражении по нормам, установленным Правительством Республики, либо денежной компенсацией пайка.
      5. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, выплата государственных социальных пособий по инвалидности осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      6. Сотрудники органов внутренних дел, кроме рабочих и служащих, имеют право:
      1) бесплатного проезда в общественном транспорте, кроме такси;
      2) по предъявлению командировочного удостоверения на первоочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и получение места для проживания в гостиницах. <*>
      Сноска. Внесены изменения - Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134 Z970134_ .

      Статья 27. Отпуска сотрудников внутренних дел

      1. Сотрудникам внутренних дел представляются отпуска продолжительностью тридцать суток, а также иные, предусмотренные законодательством, отпуска.
      2. Дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет (в календарном исчислении) сотрудникам органов внутренних дел предоставляется:
      1) имеющим выслугу более десяти лет - продолжительностью пять суток;
      2) имеющим выслугу более пятнадцати лет - продолжительностью десять суток;
      3) имеющим выслугу более двадцати лет - продолжительностью пятнадцать суток.
      3. Сотрудникам органов внутренних дел, проходившим службу в высокогорных местностях, местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставляется продолжительностью сорок пять суток, независимо от выслуги лет.
      4. Отпуска рабочим и служащим органов внутренних дел определяются в соответствии с трудовым законодательством.

      Статья 28. Страхование и возмещение ущерба в случае гибели
                 или увечья сотрудников органов внутренних дел

      1. Сотрудники органов внутренних дел подлежат обязательному личному и медицинскому страхованию за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также средств, поступающих на основании договоров от государственных органов и организаций.
      2. Порядок выплаты страховых сумм определяется Правительством Республики.
      3. В случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, иждивенцам и наследникам выплачивается единовременная страховая сумма в размере десятилетнего денежного содержания по последней занимаемой должности.
      4. При установлении сотрудникам органов внутренних дел инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, им выплачиваются единовременные страховые суммы в размерах:
      1) инвалиду I группы - пятилетнего денежного содержания;
      2) инвалиду II группы - трехлетнего денежного содержания;
      3) инвалиду III группы - годового денежного содержания.
      5. В случае получения сотрудниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, им выплачивается страховая сумма в размере трехмесячного денежного содержания, легкого увечья - в размере месячного денежного содержания. При этом страховые суммы по данному виду страхования выплачиваются независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда.
      6. Страховая сумма не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье), заболевания сотрудника органов внутренних дел наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.
      7. За детьми погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел до достижения ими совершеннолетия, а также за нетрудоспособными членами семьи, находившимися на его иждивении, сохраняется право на льготы по оплате расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, электроснабжение, газоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов), а проживающими в домах, где нет централизованного отопления, - также за топливо в порядке и пределах норм определяемых для граждан Правительством Республики Казахстан. Допускается, по решению маслихатов, предоставление льгот в виде денежных выплат с упреждением на содержание жилища и коммунальные услуги в пределах норм и в порядке, установленных Правительством Республики Казахстан. Семье погибшего или его иждивенцам назначается государственное социальное пособие по случаю потери кормильца в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Пункт 7 - в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88 Z970088_ . Внесены изменения - Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134 Z970134_ .

      Статья 29. Компенсация расходов на погребение

      Для погребения умерших или погибших сотрудников и пенсионеров внутренних дел выплачивается единовременная денежная компенсация в размере из трехмесячного содержания.

      Статья 30. Жилищные права сотрудников и пенсионеров
                 органов внутренних дел

      1. Сотрудники органов внутренних дел пользуются правом первоочередного обеспечения жилой площадью из служебного жилищного фонда.
      2. Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания сотрудниками органов внутренних дел, состоящими на службе более десяти календарных лет, по желанию названных сотрудников выкупается ими в личную собственность по остаточной стоимости.
      3. Не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилищного помещения сотрудники и пенсионеры органов внутренних дел.
      4. Для сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел, уволенных со службы на пенсию по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, по выслуге лет, и совместно проживающих членов их семей устанавливается, независимо от ведомственной принадлежности жилищного фонда, 50-процентная скидка по оплате расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, электроснабжение, газоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов), а проживающим в домах, где нет централизованного отопления, - также за топливо в порядке и пределах норм, определяемых для граждан Правительством Республики Казахстан. Допускается, по решению маслихатов, предоставление льгот в виде денежных выплат с упреждением на содержание жилища и коммунальные услуги в пределах норм и в порядке, установленных Правительством Республики Казахстан. <*>
      5. Сотрудникам органов внутренних дел, пользующимся жилым помещением по договору аренды, выплачивается компенсация в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Республики.
      6. В случае гибели сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей семья погибшего имеет право на получение не позднее одного года со дня его гибели жилой площади из государственного жилищного фонда на условиях и в порядке, установленных законодательством.
      Сноска. Пункт 4 - в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88 Z970088_ .

      Статья 31. Иные меры социальной защиты сотрудников
                 и пенсионеров органов внутренних дел

      1. В пределах, установленных Правительством Республики, на сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые законодательством для военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны Республики.
      2. Сотрудники органов внутренних дел, несущие службу в туберкулезных и других специализированных инфекционных учреждениях Министерства внутренних дел, пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством для названных сотрудников.

      Статья 32. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание
                 сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел

      Сотрудники органов внутренних дел и члены их семей, проживающие совместно с ними, а также пенсионеры органов внутренних дел пользуются в установленном Правительством Республики порядке медицинским и санаторно-курортным обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения.

                              Глава VII
           Финансовое и материально-техническое обеспечение
                        органов внутренних дел

      Статья 33. Финансирование органов внутренних дел

      1. Финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, а также за счет средств, поступающих от государственных органов, организаций и физических лиц за услуги, оказываемые на основании договоров органами внутренних дел. При этом порядок оказания названных услуг определяется Правительством Республики.
      2. Местные исполнительные органы могут выделять за счет местных бюджетов средства на содержание дополнительной численности органов внутренних дел.
     Статья 34. Материально-техническое обеспечение
                органов внутренних дел



      1. Порядок и нормы материально-технического обеспечения подразделений органов внутренних дел устанавливаются Правительством Республики.
      2. Местные исполнительные органы предоставляют бесплатно подразделениям и учреждениям органов внутренних дел служебные помещения, а участковым уполномоченным органов внутренних дел - помещения для работы на обслуживаемых участках, оборудованные мебелью, средствами связи, а также транспортные средства.
      3. Органы внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспортах, подразделения органов внутренних дел на специальных объектах обеспечиваются бесплатно оборудованными служебными помещениями, средствами связи, транспортными средствами за счет соответствующих организаций, которые также несут расходы по их эксплуатации.

                              Глава VIII
                Заключительные и переходные положения

      Статья 35. Финансовый контроль за деятельностью
                 органов внутренних дел

      1. Финансовый контроль за хозяйственной деятельностью Министерства внутренних дел и подведомственных ему подразделений осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан.
      2. Внутриведомственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел осуществляется под руководством Министра внутренних дел.

      Статья 36. Прокурорский надзор за деятельностью
                 органов внутренних дел

      Высший надзор за точным и единообразным применением законов в деятельности органов внутренних дел осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан и подчиненными ему прокурорами.

      Статья 37. Порядок вступления в силу настоящего Указа

      Настоящий указ вступает в силу с 1 января 1996 года.

      Статья 38. Меры по реализации настоящего Указа

      1. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 23 июня 1992 г. "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992., N 11, ст. 288; 1992 г., N 24, ст. 593; 1993 г., N 8, ст. 179; 1993 г., N 17, ст. 426; 1995 г., N 1-2, ст. 17).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) привести ранее принятые им решения в соответствие с настоящим Указом;
      2) утвердить Положение о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан;
      3) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.
      3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.
     Президент
Республики Казахстан