О нефти

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 28 июня 1995 г. N 2350

Обновленный

      В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях обеспечения охраны интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов при проведении Нефтяных операций издаю настоящий Указ.

                    Глава 1. Общие положения
      Статья 1. Основные понятия и термины
      В настоящем Указе:
      "Блок" - означает любую территорию на суше и на воде, расположенную полностью или частично в Республике Казахстан и обозначенную как Блок на специально подготовленной карте Блоков.
      "Внутренние водоемы" - означает озера, искусственные водохранилища и другие поверхностные водные ресурсы.
      "Добыча" - означает любые операции, которые связаны с извлечением Нефти на поверхность и включают в том числе:
      строительство и эксплуатацию подземного и наземного промышленного оборудования и сооружений;
      извлечение Нефти на поверхность, организацию и поддержание рабочего процесса в эксплуатационных скважинах;
      обработку и очистку Нефти;
      извлечение Попутных компонентов из Нефти, а также утилизация и сжижение Природного и Нефтяного газа.
      "Компетентный орган" - означает государственный орган, которому Правительство республики Казахстан делегирует права, непосредственно связанные с заключением Контрактов.
      "Контракт" - означает договор между Подрядчиком и Компетентным органом на проведение Нефтяных операций.
      "Контрактная территория" - означает территорию, определяемую Геологическим и (или) Горным отводом, на которой Подрядчик вправе проводить Нефтяные операции, соответствующие Контракту.
      "Коммерческое обнаружение" - означает обнаружение на Контрактной территории одного или нескольких Месторождений, рентабельных для разработки.
      "Море" - означает поверхность и толщу воды, а также дно Каспийского и Аральского морей в пределах Казахстанской части Каспийского и Аральского морей.
      "Морские научные исследования" - означает научно-исследовательские работы, связанные с проведением Нефтяных операций на Море.
      "Месторождение" - означает одно или несколько естественных скоплений углеводородов в геологическом резервуаре любого типа.
      "Магистральный трубопровод" - означает инженерное сооружение, состоящие из линейной части и сопряженных с ним наземных объектов, коммуникаций, телеуправления и связи, предназначенное для транспортировки Нефти от мест Добычи (переработки) до мест перевалки на другой вид транспорта, переработки или потребления. К Магистральному трубопроводу не относится трубопровод, работающий в режиме сборного коллектора.
      "Нефть" - означает Сырую нефть, газовый конденсат и Природный газ, а также углеводороды, полученные после очистки Сырой нефти, Природного газа и обработки горючих сланцев или смолистых песков.
      "Нефтяные операции" - означает работы по Разведке, Добыче, Строительству и эксплуатации подземных хранилищ и резервуаров Нефти, Строительству и эксплуатации Нефтегазопроводов, проводимые на суше в пределах рек, озер и иных внутренних водоемов, а также Нефтяные операции на Море.
      "Подрядчик" - физическое или юридическое лицо, заключившее с Компетентным органом (уполномоченный государственный орган) Контракт на проведение Нефтяных операций";
      "Положительная практика разработки Месторождений" - означает общепринятую мировую практику проведения Нефтяных операций, которая классифицируется как рациональная, безопасная, эффективная и необходимая при проведении Нефтяных операций.
      "Попутные компоненты в Нефти" - означает различного рода металлические и другие соединения, содержащиеся в нефти и пластовых водах Месторождения.
      "Прибрежные государства" - означает прилегающие и противолежащие государства бассейна Каспийского и Аральского морей (озер).
      "Природный газ" - означает углеводороды, которые находятся в газообразной фазе при нормальных атмосферных температуре и давлении, включая жирный газ, сухой газ, попутный газ, остающийся после экстракции или сепарации жидких углеводородов от жирного газа, и неуглеводородный газ, добытый вместе с жидкими или газообразными углеводородами.
      "Разведка" - означает любые операции, которые связаны с поиском и Разведкой Нефти, и включают:
      геолого-геофизические исследования;
      структурное бурение;
      бурение поисковых и разведочных скважин, а также опытно-промышленные работы на Месторождениях, находящихся в Разведке.
      "Сырая нефть" - означает любые углеводороды вне зависимости от их удельного веса, извлекаемые из недр в жидком состоянии при нормальных атмосферных температуре и давлении, включая жидкие углеводороды, известные под названием дистиллята или конденсата, образованные из Природного газа путем естественной конденсации.
      "Береговая линия" - линия берега водоема, образующаяся в результате максимального прилива (полной воды). Порядок определения фактического местоположения береговой линии определяется Правительством Республики Казахстан.
      "Загрязнение моря" - поступление в морскую среду материалов, веществ, энергии, шума, вибраций, а также образование различных типов излучений и полей, приводящих либо способных нанести вред здоровью людей, живым ресурсам моря и морской экосистеме либо создающих помехи или приносящих либо способных принести ущерб или убытки физическим или юридическим лицам, осуществляющим законную деятельность в море либо на его побережье.
      "Морские сооружения" - любые искусственно созданные сооружения, находящиеся в море, включая искусственные острова, дамбы, установки, неподвижное и плавучее оборудование для проведения нефтяных операций на море.
      "Морские охранные зоны" или "зоны безопасности" - зоны, определяемые актами Правительства Республики Казахстан, устанавливаемые вокруг Морских сооружений с целью обеспечения безопасности людей, живых ресурсов моря, окружающей среды, а также судоходства, рыболовства и другой правомерной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан на Море.
      "Наилучшая практика по охране окружающей среды на море" - означает общепринятую международную практику проведения Нефтяных операций на море, создающая максимально низкий уровень Загрязнения моря либо полностью исключающая Загрязнение моря.
      "Нефтегазопроводы" - трубопроводы, предназначенные для транспортировки Нефти, в том числе Магистральные трубопроводы, трубопроводы, работающие в режиме сборного коллектора, а также оборудование и механизмы по очистке, сепарации и сжижению веществ, транспортируемых через систему трубопроводов либо ее отдельных частей, системы контроля и изоляции, системы электрохимической защиты и иное оборудование, предназначенное для обслуживания таких трубопроводов.
      "Нефтяные операции на Море" - Разведка, Добыча, а также Строительство и эксплуатация Нефтегазопроводов, осуществляемые на Море.
      "Приграничное месторождение" - Месторождение, расположенное в пределах территории Республики Казахстан или Моря, часть которого также расположена на территории, находящейся на территории либо в юрисдикции другого смежного или противолежащего государства.
      "Предохранительная зона" - зона, простирающаяся от Береговой линии моря на 5 километров в сторону суши на территории Республики Казахстан.
      "Строительство и эксплуатация Нефтегазопроводов" - любые работы (операции), проводимые с целью строительства, прокладки и эксплуатации Нефтегазопроводов на суше, реках, озерах, на море и иных внутренних водоемах.
      "Строительство и эксплуатация подземных хранилищ и резервуаров Нефти" - любые работы, связанные со строительством и эксплуатацией подземных нефтяных и газовых хранилищ и резервуаров.
      "Национальная компания" - закрытое акционерное общество, сто процентов акций которого принадлежат государству, созданное Указом Президента Республики Казахстан для управления Нефтяными операциями в Республике Казахстан непосредственно, а также посредством долевого участия в Контрактах.

      "Единая база данных" - электронная база данных об объемах добычи и (или) оборота нефти, формируемая на основе информации, предоставляемой подрядчиками в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  ; от 7 апреля 2003 г. N 403  (вводится в действие с 1 июля 2003 г.) .

      Статья 2. Сфера применения Указа
      1. Настоящий Указ регулирует отношения, возникающие при проведении Нефтяных операций на территории, находящейся под юрисдикцией Республики Казахстан, в том числе на Море и во Внутренних водоемах.
      2. Настоящий Указ действует в сочетании с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании" и другими законодательными актами Республики Казахстан.
      3. В случае противоречия между настоящим Указом и другими законодательными актами Республики Казахстан в части регулирования Нефтяных операций применяются нормы настоящего Указа.
      4. Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, то применяются правила международного договора.
      5. Лицензии, выданные, и Контракты, заключенные до введения в действие настоящего Указа, а также все связанные с ними акты государственных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие.
      5-1. К отношениям по проведению Нефтяных операций применяются принципы законодательства о Недрах и недропользовании, а также термины и определения, установленные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании".
      Сноска. В статью 2 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 3. Право собственности на Нефть
      1. Вся Нефть в естественном залегании в недрах Республики Казахстан является исключительной собственностью Республики Казахстан.
      2. Собственник Нефти, поднятой на поверхность, определяется Контрактом.
      Право распоряжения Нефтью, поднятой на поверхность, принадлежит собственнику, если иное не предусмотрено Контрактом.
      3. Нефть, возвращенная в недра для хранения, рассматривается как Нефть, поднятая на поверхность, и ее собственник определяется Контрактом.

      Статья 4. Гласность проведения Нефтяных операций
      Все заинтересованные лица вправе ознакомиться в Лицензионном органе:
      1) с условиями проведения конкурса (тендера) инвестиционных программ и содержанием решения о его результатах;
      2) с содержанием Лицензии и Контракта, за исключением его статей, признанных сторонами конфиденциальными;
      3) с картой и Блоками Контрактной территории.

      Глава 2. Компетенция органов Государственного управления в
               области проведения Нефтяных операций

      Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает стратегию использования, темпов воспроизводства и дальнейшего расширения ресурсов Нефти;
      2) устанавливает правила пользования недрами и их охраны, единые правила разработки нефтяных и газовы Месторождений;
      3) контролирует составление республиканских балансов запасов Нефти, организует государственный учет изученности недр (Блоков);
      4) обеспечивает формирование стратегических запасов Нефти и учет их размещения на территории республики;
      5) вводит ограничения на пользование недрами на отдельных участках, а также консервацию Месторождений в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения и интересов будущих поколений;
      6) определяет ценовую политику;

      6-1) регулирует экспорт нефти, в том числе путем утверждения (изменения) ставок акцизов, таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, квот на экспорт нефти;
      6-2) устанавливает количественные ограничения (квоты) на транспортировку нефти различными видами транспорта;
      6-3) определяет порядок ведения единой базы данных добычи и оборота нефти;
      6-4) организует систему контроля за соблюдением требований безопасности к технологическому процессу добычи, хранения и оборота нефти;
      7) (исключен)
      8) (исключен)
      9) осуществляет иные полномочия в области Нефтяных операций, предоставленные ему законодательными актами Республики Казахстан.
      9-1) ежегодно утверждает перечень Участков недр (Блоков), подлежащих выставлению на конкурс Компетентным органом (уполномоченный государственный орган).
      Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  ; от 7 апреля 2003 г. N 403  (вводится в действие с 1 июля 2003 г.).

      Статья 6. Функции Компетентного органа
      1. В функции Компетентного органа входят:
      1) ведение переговоров с Подрядчиком об условиях Контракта и подготовка совместно с Подрядчиком проекта Контракта;
      2) организация проведения независимой экспертизы проектов контрактных документов;
      3) подписание Контракта;
      4) (исключен)
      5) (исключен)
      6) представление ежегодного отчета Правительству о ходе выполнения Контракта;
      7) По поручению Правительства Республики Казахстан ведение переговоров и заключение соглашений с соответствующими органами других государств, обеспечивающих возможность исполнения Контракта, строительства и эксплуатации трубопроводов и других средств транспортировки на их территории для экспорта Нефти.
      7-1) осуществляет подготовку и организацию конкурса инвестиционных программ и проводит переговоры на предоставление Права недропользования на Разведку, Добычу и совмещенную Разведку и Добычу;
      7-2) дает разрешение на передачу права на проведение Нефтяных операций в соответствии с настоящим Указом и статьями 14 и 15 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 27 января 1996 года "О недрах и недропользовании";
      7-3) совместно с государственным органом по использованию и охране недр и Национальной компанией осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением условий Контрактов на проведение Нефтяных операций;

      7-4) осуществляет государственное регулирование добычи нефти в соответствии с проектом разработки месторождения, а также ее оборота.
      2. Компетентный орган обязан:
      1) обеспечить соблюдение интересов Республики Казахстан;
      2) заключать Контракты на Добычу только после экспертной оценки запасов и Месторождения государственным органом.
      Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  ; от 7 апреля 2003 г. N 403  (вводится в действие с 1 июля 2003 г.).

      Статья 7. Компетенция местных представительных и
                исполнительных органов
      Местные представительные и исполнительные органы:
      1) представляют после заключения Контракта земельный отвод Подрядчику в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
      2) участвуют в реализации на своей территории Государственной программы развития нефтегазовой отрасли Республики Казахстан с учетом экономических и экологических особенностей региона;
      3) осуществляют в пределах предоставленной им законодательными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, отведенных для проведения Нефтяных операций, за соблюдением правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия;
      4) принимают участие в переговорах с Подрядчиком для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения.
      Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 7-1. Функции Национальной компании
      Функциями Национальной компании являются:
      1) участие в разработке стратегии использования темпов воспроизводства и дальнейшего увеличения ресурсов нефти;
      2) представление государственных интересов в Контрактах с Подрядчиками, осуществляющими Нефтяные операции посредством обязательного долевого участия в Контрактах в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
      3) участие в организации конкурсов на Нефтяные операции на территории Республики Казахстан, включая секторы Каспийского и Аральского морей;
      4) подготовка и реализация новых проектов, связанных с Нефтяными операциями.
      Сноска. Дополнен статьей 7-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_

      Глава 3. (Глава 3 и статьи 8-14 исключены - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  )

      Глава 3-1. Право на проведение Нефтяных операций
      Сноска. Дополнен главой 3-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 8-1. Возникновение права на проведение Нефтяных операций
      1. Право на проведение Нефтяных операций возникает путем:
      1) предоставления права на проведение Нефтяных операций в соответствии с настоящим Указом;
      2) передачи права на проведение Нефтяных операций в пределах, установленных настоящим Указом;
      3) перехода права на проведение Нефтяных операций в порядке универсального правопреемства.
      2. Нормы законодательства, установленные для возникновения Права недропользования, в равной степени применяются к возникновению права на проведение Нефтяных операций, за исключением случаев, когда настоящим Указом установлено иное.

        Статья 8-2. Предоставление права на проведение Нефтяных операций
      1. Право на проведение Нефтяных операций предоставляется Национальной компании на бесконкурсной основе в приоритетном порядке, а иным недропользователям на основе результатов проведения конкурса путем заключения Контракта в порядке, установленном Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 года "О недрах и недропользовании".
      2. Право на Строительство и эксплуатацию подземных хранилищ и резервуаров Нефти предоставляется на основе прямых переговоров с Компетентным органом (уполномоченный государственный орган).
      3. Право на Строительство Нефтегазопроводов на Море предоставляется путем выдачи разрешения соответствующим государственным органом.
      4. Право на эксплуатацию Нефтегазопроводов на море предоставляется путем выдачи соответствующего разрешения Компетентным органом (уполномоченный государственный орган).

      Статья 8-3. Передача прав на проведение Нефтяных операций
      1. Передача права на проведение Разведки, Добычи, совмещенной Разведки и Добычи, а также на Строительство и эксплуатацию подземных хранилищ и резервуаров Нефти допускается в порядке, определенном Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 года "О недрах и недропользовании" путем внесения соответствующих изменений в Контракт.
      2. Передача права на Строительство и эксплуатацию Нефтегазопроводов на море не допускается.    

     Глава 4. (Глава 4 и статьи 15-24 исключены - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467  Z990467_  )

    

     Глава 5. Контракты

      Статья 25. Виды Контрактов
      1. Для проведения Нефтяных операций применяются следующие виды Контрактов:
      1) Контракт на проведение работ по Разведке;
      2) Контракт на проведение работ по совмещенной Разведке и Добыче;
      3) Контракт о разделе продукции;
      4) Контракт на проведение работ по Добыче;
      5) Контракт на Строительство и (или) эксплуатацию подземных хранилищ и резервуаров Нефти.
      2. В зависимости от условий конкретных Нефтяных операций и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные формы Контрактов.
      Сноска. В статью 25 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 26. Условия и срок действия Контракта
      1. Контракт на Разведку заключается сроком на шесть лет. Подрядчик имеет право на продление срока действия Контракта при условии исполнения Подрядчиком обязательств, определенных Контрактом и соответствующими программами работ. Срок действия Контракта может быть продлен дважды с продолжительностью каждого периода до двух лет. В случае обнаружения Нефти Подрядчик имеет право на продление срока действия Контракта на период, необходимый для оценки Коммерческого обнаружения.
      2. Контракт на Добычу заключается на срок до 25 лет. На Месторождениях с извлекаемыми запасами свыше 100 миллионов тонн Сырой нефти и (или) свыше 100 миллиардов кубических метров Природного газа Контракт на Добычу может быть заключен на срок до 40 лет. Срок Контракта на Добычу может быть продлен по взаимному согласию Подрядчика и Компетентного органа (уполномоченный государственный орган), если Подрядчик обратился за продлением срока не позднее 12 месяцев до окончания срока действия Контракта.
      3. Контракт на совмещенную Разведку и Добычу заключается на срок, включающий срок Разведки и Добычи, с учетом возможных сроков продления. При этом к продлению сроков применяются правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
      4. Заявка о продлении срока действия Контракта должна быть рассмотрена не позднее 3 месяцев со дня ее поступления в Компетентный орган (уполномоченный государственный орган). При принятии положительного решения Компетентным органом (уполномоченный государственный орган) в Контракт вносятся соответствующие изменения.
      5. Условия Контракта должны соответствовать законодательству Республики Казахстан. Условия Контракта, противоречащие законодательству, действующему на момент заключения Контракта, считаются недействительными с момента заключения Контракта.
      6. Условия Контракта определяются по взаимному согласию сторон, с учетом положений Модельного контракта.
      7. Условия Контракта, подлежащие обязательному согласованию между сторонами Контракта, определяются Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 26 - в редакции Закона РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 26-1. Территориальная сфера действия Контракта
      1. Территория Республики Казахстан делится на Блоки прямоугольной формы, за исключением случаев, когда граница Блока совпадает с государственной границей Республики Казахстан. Карта Блоков, где каждый Блок имеет свой порядковый номер и географические координаты, утверждается Правительством Республики Казахстан.
      2. Контрактная территория может включать в себя один Блок или систему Блоков, как смежных между собой так и раздельных. Выделяемый в качестве Контрактной территории Блок (Блоки) может (могут) ограничиваться определенной глубиной. При предоставлении права на проведение Нефтяных операций на Море, Контрактная территория определяется площадью морского дна с указанием географических координат ее границ, в пределах которых разрешается деятельность, указанная в Контракте.
      3. Если в процессе Нефтяных операций обнаружится, что географические границы залежей Месторождения выходят за пределы Контрактной территории, то вопрос о ее расширении должен решаться Компетентным органом (уполномоченный государственный орган) дополнительно.
      4. Условия возврата Контрактной территории определяются в Контракте.
      5. Возврат частей Контрактной территории осуществляется путем переоформления Геологического отвода, с исключением возвращаемых частей из Контрактной территории. Геологический отвод, оформляемый в связи с возвратом территорий, подготавливается и выдается государственным органом по использованию и охране Недр.
      Сноска. Дополнен статьей 26-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_

      Статья 27. Порядок заключения и регистрации Контракта
      1. Контракт до его подписания в обязательном порядке согласовывается с государственными органами, ведающими вопросами здравоохранения, экологии, охраны недр и правил безопасного ведения горных работ. Срок согласования не должен превышать 15 дней со дня получения соответствующим органом контрактных документов.
      2. Контракт до его подписания в обязательном порядке подлежит экономической и правовой экспертизам. Срок проведения экспертизы не должен превышать 30 дней со дня представления контрактных документов на экспертизу.
      3. (исключен)
      4. Порядок заключения Контрактов определяется Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 27 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 28. (Статья 28 исключена - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  )

      Статья 28-1. Приостановление Нефтяных операций, прекращение
                    и признание недействительным Контракта
      К Контрактам на проведение Нефтяных операций применяются правила и порядок приостановления Операций по недропользованию, прекращения и признания недействительным Контракта, установленные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании.
      Сноска. Дополнен статьей 28-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 29. Изменение и прекращение действия Контракта
      1. Изменения условия Контракта могут осуществляться только при наличии письменного согласия Подрядчика и Компетентного органа.
      2. Подрядчик и Компетентный орган могут прекратить действие Контракта только по основаниям и в порядке, предусмотренным Контрактом. Стороны не освобождаются от выполнения текущих обязательств, которые остались не выполненными к моменту вручения уведомления о прекращении действия Контракта.
      3. В случае досрочного прекращения Контракта Подрядчик вправе самостоятельно распорядиться имуществом, находящимся в его собственности, если иное не предусмотрено Контрактом. При этом Компетентный орган имеет приоритетное право на приобретение указанного имущества. Вопросы перехода права собственности на имущество, принадлежащее Подрядчику в период действия Контракта, а также по истечении срока его действия оговариваются в Контракте. Подрядчик обязан оставить Контрактную территорию в состоянии, соответствующем требованиям утвержденных в установленном порядке правил о горном и санитарном надзоре, охране недр и окружающей природной среды.
      4. (исключен)
      Сноска. В статью 29 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г.N 467 Z990467_  .

      Глава 6. Проведение Нефтяных операций

      Статья 30. Условия проведения Нефтяных операций
      1. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции, обязан проводить Нефтяные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в порядке и на условиях, определенных Контрактом. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции, обязан соблюдать и исполнять требования государственных органов, данные в пределах их компетенции, в соответствии с настоящим Указом и иным законодательством Республики Казахстан.
      2. Подрядчик, осуществляющий Разведку и Добычу, обязан проводить операции по Разведке и Добыче в соответствии с программами работ.
      3. Подрядчик обязан руководствоваться Положительной практикой разработки Месторождений при разработке программ и проектов Разведки и Добычи, а также в процессе проводимой Разведки и Добычи.
      4. Подрядчик, осуществляющий Разведку, имеет право на проведение пробной эксплуатации запасов Месторождения только в случае, если она предусмотрена проектом или годовой программой работ, согласованной с государственным органом по использованию и охране недр.
      5. Запасы Нефти на Месторождении, а также уровень извлекаемости Нефти подлежат государственной экспертизе и утверждению, проводимой соответствующим государственным органом Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 30 - в редакции Закона РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-1. Минимальная программа работ, рабочая программа
                   и годовая программа работ
      1. Минимальная программа работ по Разведке определяет обязательства Подрядчика по проведению Разведки на Контрактной территории в течение всего периода Разведки. Минимальная программа работ содержит обязательства Подрядчика по бурению определенного минимального количества поисковых и разведочных скважин, а также минимальные расходы Подрядчика по проводимой Разведке, устанавливаемые для всей Контрактной территории либо на единицу площади, осуществляемых в результате проводимой Разведки. Минимальная программа работ может также определять обязанности Подрядчика по проведению геофизических и сейсмических исследований в пределах Контрактной территории.
      2. Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе освободить Подрядчика от выполнения любой части минимальной программы работ в случае, если Подрядчик докажет, что ее выполнение не представляется разумным в силу наличия определенных обстоятельств, не зависящих от Подрядчика, за исключением условий, принятых на конкурс.
      3. Рабочая программа является приложением к Контракту и определяет условия проведения Разведки и (или) Добычи в течение всего срока действия Контракта.
      4. Годовая программа работ на осуществление Разведки или Добычи подлежит обязательному согласованию с государственным органом по использованию и охране недр в порядке и сроки, определяемые Контрактом. В случае, если Контрактом не установлено иное, годовая программа работ подлежит утверждению не позднее 30 числа месяца следующего за месяцем, в котором был заключен Контракт, каждого календарного года. Годовая программа работ включает в себя программы Разведки и Добычи, детально определяет проводимые мероприятия и работы, расходы, связанные с покупкой необходимого оборудования и выполнения таких работ, осуществляемых Подрядчиком в процессе Разведки и Добычи, а также устанавливает минимальный и максимальные уровни Добычи в течение календарного года, в котором утверждается такая программа работ.
      5. Государственный орган по использованию и охране недр предоставляет Компетентному органу (уполномоченный государственный орган) копии утвержденных годовых программ работ и отчетов, представленных Подрядчиком, в двухнедельный срок со дня утверждения таких программ и отчетов.
      6. Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе потребовать от Подрядчика изменения проекта годовой программы работ, по собственной инициативе либо на основе заключения государственного органа по использованию и охране недр, при условии, что проект годовой программы работ не соответствует Положительной практике разработки Месторождений либо влечет нарушение принципов недропользования либо связан с необоснованным увеличением риска неблагоприятных последствий для человеческой жизни и здоровья либо природной среде. В случае, если Подрядчик не согласен с требованиями Компетентного органа (уполномоченный государственный орган), а Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) не согласен отозвать свои требования, Подрядчик вправе требовать разрешения спора в соответствии со статьей 58 настоящего Указа.
      7. Любые изменения, предложенные Подрядчиком в годовую программу работ, подлежат обязательному согласованию с государственным органом по использованию и охране недр.
      Сноска. Дополнен статьей 30-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

       Статья 30-2. Мероприятия по предотвращению аварий и иных
                    опасных ситуаций в процессе проведения Нефтяных
                    операций
      1. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции в соответствии с настоящим Указом, обязан предпринимать все необходимые меры по предотвращению аварий и иных опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде, а также угрозу уничтожения собственности в процессе проведения Нефтяных операций, руководствуясь Положительной практикой разработки Месторождений и действующим законодательством Республики Казахстан.
      2. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции, обязан разрабатывать программы мероприятий по предотвращению аварий и иных опасных ситуаций при проведении Нефтяных операций и утверждать их вместе с годовой программой работ, в случае проведения Разведки и Добычи либо ежегодно, при Строительстве и эксплуатации Нефтегазопроводов, а также Строительстве и эксплуатации подземных хранилищ и резервуаров Нефти в государственном органе по использованию и охране недр.
      Сноска. Дополнен статьей 30-2 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-3. Оценка Месторождения
      1. В случае, если Подрядчиком, проводящим Разведку, открыто Месторождение, данный Подрядчик обязан уведомить об этом Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) и государственный орган по использованию и охране недр, произвести оценку Месторождения и подготовить заключение о его коммерческом или некоммерческом значении в порядке и на условиях, установленных Контрактом.
      2. Если Контрактом не установлено иное, Подрядчик обязан уведомить Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) и государственный орган по использованию и охране недр об открытии Месторождения в течение 30 дней с момента такого открытия и приступить к предварительной оценке Месторождения.
      Сноска. Дополнен статьей 30-3 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-4. Разведка и Добыча Природного газа
      1. В случае Коммерческого обнаружения Природного газа Подрядчик обязан незамедлительно приступить и осуществить Разведку месторождения в такой мере, в какой этого требует начало Добычи при условии, что иное не установлено Контрактом.
      2. Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) не вправе требовать, а Подрядчик не обязан начинать Добычу Природного газа до заключения сделок по поставке Природного газа с обнаруженного Месторождения. При этом срок действия Контракта прерывается до момента заключения соответствующих сделок по поставке Природного газа с обнаруженного месторождения Природного газа, если Контрактом не предусмотрено иное.
      3. В случае, если Подрядчик не заключил сделок по поставкам Природного газа в течение одного года, Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе потребовать заключение договора на поставку газа Подрядчиком с третьим лицом на разумных условиях, в том числе с целью последующей перепродажи поставляемого газа отечественным либо зарубежным потребителям, при условии согласия третьего лица на совершение сделки с Подрядчиком. В случае, если Подрядчик и такое третье лицо, определенное Компетентным органом (уполномоченный компетентный орган), не могут прийти к соглашению по данному вопросу, они вправе требовать разрешения данного спора в судебном порядке.
      Сноска. Дополнен статьей 30-4 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-5. Сжигание попутного и (или) Природного газа при
                   Разведке и Добыче
      1. Сжигание попутного и (или) Природного газа в факелах и иным способом без наличия письменного разрешения государственного органа по использованию и охране недр запрещается, за исключением случаев, когда такое сжигание необходимо для начала Разведки и Добычи, монтажа оборудования либо в целях безопасности проведения работ по Разведке и Добыче.
      2. В случае сжигания попутного или Природного газа без разрешения государственного органа по использованию и охране недр, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Подрядчик обязан в течение 10 дней письменно уведомить государственный орган по использованию и охране недр о таком сжигании. Такое уведомление должно содержать причины, по которым произошло сжигание попутного или Природного газа и сведения по объемам сожженного газа.
      3. Государственный орган по использованию и охране недр вправе выдать письменное разрешение на основе заявления Подрядчика и соответствующего экспертного заключения на сжигание попутного или Природного газа сверх объемов, сжигаемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что утилизация либо сжижение с последующей транспортировкой попутного или Природного газа невозможны либо экономически нецелесообразны, при наличии соответствующего заключения государственного органа по охране окружающей среды.
      4. Государственный орган по использованию и охране недр на основании заключения государственного органа по охране окружающей среды вправе отказать в выдаче разрешения на сжигание попутного или Природного газа в любом случае, если такое сжигание представляет опасность для человеческой жизни и здоровью или окружающей среде.
      Сноска. Дополнен статьей 30-5 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-6. Возмещение расходов Подрядчика, образовавшихся в
                   результате проводимой Разведки и Добычи
      1. Затраты, понесенные Подрядчиком в процессе Разведки и Добычи, подлежат возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
      2. Если иное не установлено Контрактом, возмещение затрат, понесенных Подрядчиком в процессе Разведки, производится только после начала Добычи за счет предоставления Подрядчику в собственность доли добываемой Нефти, предназначенной для возмещения затрат.
      3. В случае, если Контрактом не установлено иное, Подрядчик не вправе требовать возмещения его затрат в календарном году в объеме, превышающем стоимость 50% добытой Нефти. При этом стоимость, выделяемой для возмещения затрат Нефти, не может превышать ставку амортизационных отчислений, установленных налоговым законодательством. Не возмещенные в календарном году затраты переносятся для возмещения в следующий календарный год.
      Сноска. Дополнен статьей 30-6 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-7. Собственность на оборудование и иное имущество
                   Подрядчика
      1. Вопросы перехода прав собственности, а также компенсации такого перехода на оборудование и иное имущество, исключая деньги, ценные бумаги и прочее непроизводственное имущество, используемое Подрядчиком для проведения Разведки и Добычи, определяются в Контракте.
      2. Вне зависимости от перехода права собственности на оборудование и имущество к Республике Казахстан за Подрядчиком сохраняется обязанность демонтажа либо удаления с Контрактной территории такого оборудования и имущества за его счет по требованию государственного органа по использованию и охране недр или Компетентного органа (уполномоченный государственный орган) в течение срока действия Контракта, а также в течение одного года с момента истечения срока действия Контракта, за исключением случаев передачи такого оборудования или имущества другому недропользователю в соответствии с указаниями Компетентного органа (уполномоченный государственный орган), либо когда Контрактом установлено иное.
      3. Демонтаж и удаление оборудования и иного имущества с Контрактной территории вне зависимости от принадлежности такого оборудования и имущества должно осуществляться Подрядчиком безопасным для человеческой жизни, здоровья и окружающей среды способом, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и указаниями Компетентного органа (уполномоченный государственный орган).
      Сноска. Дополнен статьей 30-7 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-8. Особенности Разведки и Добычи на Приграничных
                   месторождениях
      1. В случае, если в результате проводимой Разведки или Добычи Подрядчик обнаружит, что Месторождение является Приграничным, такой Подрядчик обязан незамедлительно уведомить об этом Компетентный орган (уполномоченный государственный орган).
      2. В случае отсутствия соответствующих международных соглашений Республики Казахстан с государством, на территории либо в юрисдикции которого находится часть данного Приграничного месторождения, Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе потребовать приостановления Разведки и Добычи на Приграничном месторождении до достижения соответствующего соглашения с таким государством. При этом Контракт считается прервавшим свое действие до дачи разрешения Компетентным органом (уполномоченный государственный орган) на возобновление проводимых Разведки и Добычи.
      3. Нормы настоящего Указа и законодательства Республики Казахстан о недрах применяются к отношениям по Разведке и Добыче на Приграничном месторождении в части, не противоречащей международным договорам, участником которых является Республика Казахстан.
     Сноска. Дополнен статьей 30-8 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 30-9. Проведение Нефтяных операций в пределах
                   Предохранительной зоны
      1. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции в пределах Предохранительной зоны, обязан проводить данные Нефтяные операции таким образом, чтобы исключить либо максимально снизить Загрязнение моря в случае подъема морского уровня вод.
      2. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции в пределах Предохранительной зоны несет ответственность за убытки, нанесенные окружающей среде либо другим физическим или юридическим лицам в случае Загрязнения моря в результате проводимых Нефтяных операций и подъема морского уровня вод.
      3. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции в пределах Предохранительной зоны, обязан разрабатывать специальные программы по предотвращению Загрязнения моря и утверждать такие программы в порядке, определенном статьей 30-2 настоящего Указа. Такие программы должны включать программы срочной консервации объектов Разведки и Добычи с должной степенью защиты от морской среды, удаление из зоны затопления хранящейся Нефти, материалов, буровых растворов и иных веществ, способных нанести вред окружающей среде, правомерному использованию моря и иной хозяйственной деятельности, а также программы по локализации и очистке вод в случае Загрязнения моря.
      4. В случае Загрязнения моря, несмотря на предварительные меры, предпринятые Подрядчиком, осуществляющим Нефтяные операции, в соответствии с настоящей статьей, такой Подрядчик обязан предпринять все возможные меры для устранения либо снижения опасности последствий Загрязнения моря всеми доступными для него средствами.
      Сноска. Дополнен статьей 30-9 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 31. Разведка и Добыча на Месторождении в качестве
                  единого объекта
      1. В случае, если Подрядчик, осуществляющий Разведку, Добычу или совмещенную Разведку и Добычу, обнаружит, что Месторождение, находящееся на Контрактной территории, расположено также на прилегающей территории, лежащей вне пределов Контрактной территории, данный Подрядчик обязан незамедлительно обратиться в Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) с заявлением, с целью расширения Контрактной территории в пределах возможных границ обнаруженного Месторождения для проведения дальнейшей Разведки и Добычи.
      2. Пересмотр Контрактной территории осуществляется путем переоформления Геологического либо также Горного отвода путем внесения соответствующих изменений в Контракт, а также при необходимости в годовую программу работ.
      3. В случае, если какая-либо часть Месторождения, определенного в пункте 1 настоящей статьи, находится в пределах Контрактной территории другого Подрядчика, данные Подрядчики обязаны по своему выбору:
      1) передать свои права на проведение Разведки и (или) Добычи с соблюдением процедур передачи, установленных при передаче Права недропользования таким образом, чтобы остался только один Подрядчик, обладающий правом на проведение Разведки и (или) Добычи на данном Месторождении или несколько Подрядчиков, обладающих Правом недропользования частично на основе одного Контракта;
      2) заключить договор о проведении совместной Разведки и Добычи Месторождения, как единого целого, предварительно согласовав такой договор с Компетентным органом (уполномоченный государственный орган).
      4. В случае несоблюдения Подрядчиками пункта 3 настоящей статьи Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе принудить Подрядчиков к заключению договора о совместной Разведке и Добыче на Месторождении в качестве единого объекта в судебном порядке. При заключения договора о совместной Разведке и Добыче либо Добыче разрабатывается единая минимальная, при необходимости проведения Разведки, рабочая и годовая программы работ для всего Месторождения, которые подлежат обязательному согласованию с государственным органом по использованию и охране недр.
      5. Подрядчики, осуществляющие совместную Разведку и Добычу, несут солидарную ответственность по выполнению обязательств, возложенных на них Контрактом, а также минимальной, обязательной и годовой программами работ.
      Сноска. Статья 31 - в редакции Закона РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 32. (Статьи 32-34 исключены - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  )

      Статья 35. Право Республики Казахстан на
                     приобретение Нефти
      1. Республика Казахстан имеет первоочередное право на приобретение Нефти из доли иностранного Недропользователя или негосударственного Недропользователя Республики Казахстана по ценам мирового рынка. Предельный объем приобретаемой Нефти, порядок определения цен и вид оплаты оговариваются в Контракте.
      2. Условия приобретения Нефти у государственного Недропользователя определяются Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 36. Реквизиция и компенсация Нефти
      1. В случае войны, стихийных бедствий или иных случаях, предусмотренных законодательством о чрезвычайных ситуациях, Правительство Республики Казахстан обладает правом реквизиции части или всей Нефти, принадлежащей Недропользователю на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Реквизиция осуществляется в размерах, необходимых для обеспечения нужд Республики Казахстан в течение всего периода чрезвычайных ситуаций. При этом реквизиция производится у всех Недропользователей в одинаковой пропорции от уровня фактической Добычи Нефти, независимо от формы их собственности и государственной принадлежности.
      2. Республика Казахстан гарантирует компенсацию за реквизированную Нефть натурой или выплатой ее стоимости иностранному Недропользователю в свободно конвертируемой валюте, а национальному Недропользователю - в национальной валюте по ценам мирового рынка, действующим на день реквизиции.

      Глава 6-1. Проведение Нефтяных операций на море и внутренних
                 водоемах
      Сноска. Дополнен главой 6-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 36-1. Общие условия проведения Нефтяных операций на
                   море и внутренних водоемах
      1. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции на море, должен осуществлять данные операции таким образом, чтобы не препятствовать и не наносить вреда морскому судоходству, рыбной ловле и иной правомерной деятельности, обычно осуществляемой на конкретном участке моря. При этом подрядчики, осуществляющие такое правомерное использование Моря, в свою очередь, должны соблюдать режим Морских охранных зон или зон безопасности.
      2. Подрядчики, осуществляющие Нефтяные операции на море, обязаны руководствоваться Наилучшей практикой по охране окружающей среды на море.
      3. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции на море, несет ответственность за ущерб и убытки, нанесенные окружающей среде и физическим или юридическим лицам в случае Загрязнения моря, образовавшемся в результате проводимых Нефтяных операций на море, вне зависимости от наличия вины такого лица.
      4. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции на море, обязан разрабатывать специальные программы по предотвращению Загрязнения моря и утверждать такие программы в порядке, определенном статьей 30-2 настоящего Указа. Такие программы должны включать внутренний контроль за проводимыми Нефтяными операциями, обучение персонала, мероприятия по взятию скважины под контроль, обеспечение оборудованием и материалами, необходимыми в случае возникновения аварийных и иных опасных ситуаций и Загрязнения моря либо также привлечение иных организаций, специализирующихся на устранении аварий на море и их последствий.
      5. В случае Загрязнения моря, несмотря на предварительные меры, предпринятые Подрядчиком, осуществляющим Нефтяные операции на море, в соответствии со специальной программой по предотвращению аварий и иных опасных ситуаций, такой подрядчик обязан предпринять все возможные меры для устранения либо снижения уровня Загрязнения моря всеми доступными для этого средствами.
      6. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции на море, обязан организовывать за свой счет транспортировку представителей государственных органов для проведения инспекций на Морских сооружениях, находящихся в собственности либо пользовании такого лица, при условии, что такие представители государственных органов полномочны на проведение данных инспекций в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Проведение инспекций представителями государственных органов на Морских сооружениях осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и не должно препятствовать нормальной деятельности Подрядчика, осуществляющего Нефтяные операции на море.
      7. Подрядчик, осуществляющий Нефтяные операции на море, не вправе начать строительство или размещение Морского сооружения без получения письменного разрешения государственного органа. Для получения разрешения такой Подрядчик обязан обратиться с заявлением в государственный орган не позднее 4 месяцев до начала планируемого размещения либо строительства Морского сооружения. Заявление должно содержать описание, сроки и местоположение планируемого Морского сооружения либо проводимых работ по строительству такого Морского сооружения. Государственный орган обязан рассмотреть заявление Подрядчика, осуществляющего Нефтяные операции на море и принять соответствующее решение не позднее 30 дней с момента подачи заявления.
      8. К Нефтяным операциям на Внутренних водоемах применяются положения настоящего Указа, установленные для Нефтяных операций на море.

      Статья 36-2. Условия проведения Разведки и Добычи на море
      1. Подрядчик, осуществляющий Разведку на Море, вправе приступить к бурению поисковых и разведочных скважин только в случае, когда проведены все необходимые геофизические и сейсмические исследования Контрактной территории.
      2. Подрядчик не вправе начать бурение поисковой, разведочной, эксплуатационной скважины или иной скважины без наличия письменного разрешения Компетентного органа (уполномоченный государственный орган), за исключением бурения глушащей скважины для сброса давления, при выходе ранее пробуренной скважины из под контроля, при условии, что применение иных методов взятия такой скважины под контроль невозможно либо является неэффективным в сложившихся обстоятельствах. При этом Подрядчик обязан письменно уведомить Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) о начале бурения такой глушащей скважины в разумный срок, с указанием конкретных обстоятельств и причин, повлиявших на принятие решения о бурении такой глушащей скважины.
      3. Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) выдает разрешение на бурение скважины при наличии у Подрядчика либо у привлекаемого им субподрядчика соответствующей лицензии на проведение буровых работ, наличии заключения соответствующей инспекции по Морскому сооружению, устанавливающей факт выполнения работ, возложенных на Подрядчика годовой программой работ и специальной программы по предотвращению аварий и иных опасных ситуаций, наличии факта соблюдения обязательств Подрядчика по обязательному страхованию рисков, возникающих при бурении данной скважины, наличии соответствующего заключения государственного органа по использованию и охране недр по проекту бурения такой скважины и наличии разрешения на строительство либо размещение Морского сооружения государственным органом. К заявлению должны прилагаться соответствующие документы, подтверждающие факты, указанные в таком заявлении.
      4. Нагнетание попутного и Природного газа для поддержания внутрипластового давления без наличия письменного разрешения Компетентного органа (уполномоченный государственный орган), запрещается. Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе выдать такое разрешение при условии, что иные методы поддержания внутрипластового давления нецелесообразны и такое нагнетание обладает достаточным уровнем безопасности для окружающей среды и человеческой жизни при наличии соответствующего заключения по проекту, описывающего такое нагнетание, выданного государственным органом по использованию и охране недр.
      5. Подрядчик, осуществляющий Разведку и Добычу на Море, обязан иметь в наличии на Морском сооружении либо в пределах 30 минутной досягаемости соответствующее оборудование, материалы и вещества в количестве, необходимом для проведения работ по очистке Моря.
      6. Программы предотвращения аварийных и иных опасных ситуаций на Море, утверждаемые в соответствии с настоящим Указом, при проведении Разведки и Добычи должны включать меры по незамедлительной локализации и очистке Моря вследствие Загрязнения моря.

      Статья 36-3. Строительство и эксплуатация Нефтегазопроводов на море
      1. Подрядчик, осуществляющий Строительство и эксплуатацию Нефтегазопроводов на море, не вправе начать работы по строительству, монтажу или прокладке Нефтегазопроводов без письменного разрешения государственного органа. Такое разрешение выдается в общем порядке, установленном пунктом 7 статьи 36-1 настоящего Указа.
      2. Подрядчик, осуществляющий Строительство и эксплуатацию Нефтегазопроводов на море не вправе начать эксплуатацию Нефтегазопровода без письменного разрешения Компетентного органа (уполномоченный государственный орган). Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) принимает решение о выдаче разрешения на основе заявления данного Подрядчика не позднее 30 дней с момента подачи заявления, при наличии заключения соответствующей инспекции по Нефтегазопроводу, факта соблюдения обязанностей такого лица по обязательному страхованию рисков, а также наличия программы по предотвращению аварий и иных опасных ситуаций на Нефтяном или газопроводе, утвержденной государственным органом по защите окружающей среды.

      Статья 36-4. Строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров
                   Нефти на море
      1. Строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров Нефти на Море запрещается.
      2. Запрещается хранение и складирование Нефти на Морских сооружениях, за исключением временного (не более 20 дней) хранения Нефти, при транспортировке такой Нефти танкерами непосредственно с Морских сооружений.

      Статья 36-5. Искусственные острова, дамбы, сооружения и установки
      1. Правительство Республики Казахстан имеет исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, дамб, сооружений и установок, предназначенных для проведения Нефтяных операций на Море, научных исследований и других целей, при условии защиты и сохранения окружающей среды и биоресурсов.
      2. Вокруг таких искусственных островов, дамб, сооружений и установок устанавливаются зоны безопасности, которые простираются на расстояние 500 метров от каждой точки их наружного края. Острова, дамбы, сооружения и установки, а также окружающие их зоны безопасности размещаются в местах, где они не могут стать помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства и рыболовства.
      3. Организации, ответственные за содержание и эксплуатацию искусственных островов, дамб, сооружений и установок должны обеспечивать их охрану, а также наличие соответствующих средств по предупреждению об их местонахождении.
      4. Искусственные острова, дамбы, сооружения и установки, если они не могут быть использованы в хозяйственных или иных целях, должны быть демонтированы до такой степени, чтобы не создавать угрозы безопасности людей, помех судоходству или рыболовству.
      5. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, дамб, сооружений и установок производятся в соответствии с Положением о порядке и условиях выдачи разрешения на монтаж, эксплуатацию и использование искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении Нефтяных операций, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

      Статья 36-6. Сброс и захоронение отходов, связанных с проведением
                   Нефтяных операций на Море
      1. Сброс и захоронение отходов при проведении Нефтяных операций на Море запрещается.
      2. Сброс технических вод в Море осуществляется только с разрешения и под контролем государственных контролирующих органов при условии их очистки до установленных нормативов.

      Статья 36-7. Морские научные исследования
      1. Морские научные исследования могут проводиться только с разрешения Правительства Республики Казахстан. Порядок проведения Морских научных исследований утверждается Правительством Республики Казахстан.
      2. Морские научные исследования могут осуществляться как казахстанскими, так и иностранными юридическими и физическими лицами, иностранными государственными и компетентными международными организациями.
      3. При проведении Морских научных исследований должны соблюдаться следующие принципы:
      1) Морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим лицам, осуществляющим правомерное использование Моря;
      2) Морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами с соблюдением природоохранных мероприятий;
      3) все данные, собранные в процессе Морских научных исследований, после их обработки и анализа должны быть переданы Республике Казахстан и не должны свободно распространяться или публиковаться без предварительного разрешения Правительства Республики Казахстан.

      Статья 37. Государственный контроль за проведением
                         Нефтяных операций
      Государственный контроль за проведением Нефтяных операций осуществляется государственными органами (в пределах их компетенции) в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Работники этих органов, осуществляющие проверки, обязаны обеспечивать сохранение коммерческой тайны.

      Статья 38. Контроль за Добычей нефти
      Если Подрядчик необосновано не начинает Добычу или добывает нефть на недостаточном уровне с учетом геологических возможностей Месторождения, Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) письменным уведомлением может указать Подрядчику на необходимость принятия в определенный срок таких мер, которые обеспечат Добычу в объемах, обоснованных Положительной практикой разработки Месторождений. В случае невыполнения уведомления в установленный срок Компетентный орган (уполномоченный государственный орган) вправе расторгнуть Контракт в соответствии со статьей 28-1 настоящего Указа.
      Сноска. В статью 38 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 39. Измерение добытой Нефти
      1. Измерение и взвешивание Нефти, добытой на Контрактной территории, Производятся Подрядчиком в соответствии с методом, утвержденным Правительством Республики Казахстан.
      2. Подрядчик систематически через определенный в установленном порядке период времени проводит с участием представителя Компетентного органа испытание оборудования и приборов, используемых для взвешивания и измерения Нефти.
      3. Если при испытании или осмотре окажется, что оборудование или приборы имеют дефекты, то, при невозможности установления срока неисправности, срок дефекта определяется как половина времени от предыдущего замера до дня установления дефекта.

      Глава 7. Права и обязанности Подрядчика

      Статья 40. Права Подрядчика
      Подрядчик имеет право:
      1) на исключительной основе проводить Нефтяные операции на Контрактной территории, если это предусмотрено Контрактом;
      2) сооружать на Контрактной территории объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления нормального хода работ, а также пользоваться по договоренности с владельцами объектами и коммуникациями общего пользования как на Контрактной территории, так и вне ее пределов;
      3) привлекать субподрядчиков преимущественно из числа организаций Республики Казахстан для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением Нефтяных операций;
      4) распоряжаться принадлежащей ему долей Нефти (продукции) и Попутных компонентов как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, в том числе полученной при проведении опытно-промышленных работ и пробной эксплуатации отдельных скважин, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35 и 36 настоящего Указа;
      5) в первоочередном порядке осуществлять переговоры о продлении срока действия Контракта сверх сроков, установленных статьей 26 настоящего Указа;
      6) отказываться от всех или части своих прав и прекращать свою деятельность как на Контрактной территории, так и в республике на условиях, определенных в Контракте.
      Сноска. В статью 40 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 41. Обязанности Подрядчика
      В процессе осуществления Контракта Подрядчик обязан:
      1) выбирать наиболее эффективные методы и технологии проведения Нефтяных операций, основанные на стандартах, принятых в мировой промышленности;
      2) Использовать Контрактную территорию только в целях, предусмотренных Контрактом;
      3) проводить Нефтяные операции в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан, соблюдать требования по охране окружающей природной среды и недр;
      4) не препятствовать другим подрядчикам свободно передвигаться в пределах Контрактной территории, пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования или проводить любые виды работ, в том числе Разведку, разработку и Добычу других природных ресурсов, кроме Нефти, если это не связано с особыми условиями безопасности и такая деятельность не мешает проведению Нефтяных операций;
      5) соблюдать утвержденные в установленном порядке технологические схемы и проекты на проведение Нефтяных операций, обеспечивающие безопасность персонала и населения;
      6) обязательно использовать материалы и готовые продукции, произведенные в Республике Казахстан, при их соответствии стандартам и другим требованиям с проведением конкурса на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
      7) обязательно привлекать казахстанские предприятия и организации для выполнения работ и услуг при проведении Нефтяных операций, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам и другим требованиям с проведением конкурсов на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
      8) при проведении нефтяных операций отдавать предпочтение казахстанским кадрам;
      9) предоставлять Компетентному органу программу намечанных работ, а также полную информацию в процессе реализации проекта;
      10) беспрепятственно предоставлять необходимые документы, информацию и доступ к местам работ контрольным органам Республики Казахстан при выполнении ими служебных функций;
      11) передавать информацию о содержании Нефтяных операций третьим лицам, если возникает такая необходимость, только с общего согласия сторон, если иное не установлено Контрактом;
      12) предоставлять геологическую и геофизическую информацию по результатам деятельности на Контрактной территории в государственный орган по использованию и охране недр;
      13) своевременно уплачивать налоги и иные обязательные платежи;
      14) участвовать в развитии социальной инфраструктуры в соответствии с Контрактом;
      15) сохранять объекты культурно-исторического значения;
      16) прогнозировать долгосрочные экологические и экономические последствия своей хозяйственной деятельности;
      17) восстанавливать за свой счет участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения Нефтяных операций, до состояния, пригодного для дальнейшего использования, в соответствии с законодательством республики Казахстан.
      Сноска. В статью 41 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Глава 8. Магистральный трубопроводный транспорт

      Статья 42. Право собственности на Магистральный
                           трубопровод
      1. Магистральный трубопровод является неделимой технологической системой и может находиться как в государственной, так и в иной собственности.
      2. Управление Магистральным трубопроводом осуществляется его собственником, если иное не предусмотрено Контрактом.

      Статья 43. Эксплуатация Магистрального трубопровода
      1. Эксплуатация объектов Магистрального трубопровода осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Республики Казахстан Правилами технической эксплуатации, безопасности и охраны Магистрального трубопровода.
      Указанные Правила являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, предприятиями, землепользователями, должностными лицами и гражданами при взаимодействии их с владельцем Магистрального трубопровода.
      2. Предприятиям энергоснабжения запрещается проведение режимных мероприятий по ограничению установленных лимитов энергопотребления без согласования с владельцем Магистрального трубопровода.
      3. Владелец магистрального трубопровода по согласованию с местными представительными и исполнительными органами и другими заинтересованными предприятиями и организациями разрабатывает совместные мероприятия по обеспечению условий безопасной эксплуатации объектов Магистрального трубопровода, ликвидации возможных аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.
      4. Владелец Магистрального трубопровода несет ответственность за соблюдение Правил его технической эксплуатации, безопасности и охраны.
      5. В охранной зоне Магистрального трубопровода запрещаются любые виды работ и действий без согласования с его владельцем.
      6. В пределах минимальных расстояний, установленных строительными нормами и Правилами, для обеспечения безопасности запрещается строительство любых объектов, не относящихся к Магистральному трубопроводу.

      Статья 44. Взаимоотношения владельца Магистрального
                 трубопровода с местными представительными
                 и исполнительными органами и
                 грузоотправителями
      1. Местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в оперативную производственную деятельность Магистрального трубопровода, связанную с процессами перекачки, хранения и распределения нефти.
      2. Работники аварийных служб, аварийная и специальная техника Магистрального трубопровода не могут отвлекаться на другие работы.
      3. При имеющемся резерве пропускной способности Магистрального трубопровода его владелец не вправе отказать грузоотправителю в транспортировке Нефти. При этом грузоотправители имеют равные права на получение транспортных услуг по одинаковым тарифам.

      Статья 45. Строительство, прокладка и эксплуатация
                 подводных трубопроводов и кабелей
      Строительство, прокладка и эксплуатация подводных трубопроводов и кабелей осуществляется в соответствии с Правилами безопасности и охраны окружающей среды при строительстве, прокладке и эксплуатации подводных трубопроводов и кабелей, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

      Глава 9. Охрана окружающей природной среды,
               безопасность населения и персонала

      Статья 46. Статус природоохранных мер
      Выполнение природоохранных мер и охрана здоровья населения и персонала осуществляются в соответствии с действующим законодательством и являются обязательным условием для осуществления хозяйственной деятельности по прогнозированию (планированию). проектированию всех нефтяных операций и их проведению.

      Статья 47. Экологическое основание для подписания
                            Контракта
      Необходимым экологическим основанием для подписания Контракта является положительное заключение государственной экологической экспертизы на эколого-экономическое обоснование Нефтяных операций, выполненное на вариантной основе, с обязательной оценкой воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС).

      Статья 48. Мониторинг
      До начала Нефтяных операций и на весь их период Недропользователем должна быть создана система получения оперативной комплексной информации об изменениях, происходящих в природе, и характере влияния на нее проводимой хозяйственной деятельности - мониторинг, с целью принятия мер по устранению и снижению негативного воздействия на окружающую природную среду и обеспечения экологически безопасного проведения Нефтяных операций.

      Статья 49. Проведение Нефтяных операций на Море,
                 Внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной
                 экологической ситуации и на особо охраняемых
                 объектах природы и культуры
      1. Общее разрешение о возможности проведения Нефтяных операций на Море, Внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых объектах природы и культуры принимается Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан на основе заключения государственной экологической экспертизы.
      2. Порядок проведения Нефтяных операций на Море, Внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых объектах природы и культуры утверждается правительством Республики Казахстан.
      3. Транспортировка Нефти в заповедной части Моря при эксплуатации Месторождений осуществляется трубопроводами при соблюдении требований, установленных законодательством об охране природы.

      Глава 10. Коммерческие условия

     Статья 50. Валютные операции

     Порядок осуществления валютных операций Подрядчиком и субподрядчиком определяется законодательством Республики Казахстан.

     Статья 51. Таможенный режим

     Таможенный режим осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 52. Налоги и платежи
      При проведении нефтяных операций Подрядчик является плательщиком налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Глава 11. Правовые условия

      Статья 53. Передача прав и обязанностей
      1. Подрядчик может передать другому юридическому или физическому лицу или международной организации все или часть своих прав и обязанностей по контракту, в том числе путем отчуждения контрольного пакета акций, только с письменного разрешения Лицензионного и Компетентного органов. Условия передачи прав и обязанностей дочерней организации оговариваются в Контракте.
      2. Расходы, связанные с передачей прав и обязанностей, производимые в соответствии с частью первой настоящей статьи, возлагаются на Подрядчика.
      3. До тех пор, пока Подрядчик сохраняет какое-либо участие в Контракте, он и лицо, которому передаются права и обязанности, несут солидарную ответственность по Контракту.

      Статья 53-1. Применимое право
      1. К отношениям по проведению Нефтяных операций, осуществляемых на территории Республики Казахстан, а также Нефтяным операциям на море применяется исключительное право Республики Казахстан.
      2. В Контрактах, заключаемых с Компетентным органом (уполномоченный государственный орган), не могут устанавливаться условия о применении иностранного права.
      3. К отношениям по проведению Нефтяных операций на море по Разведке и Добыче, совмещенной Разведке и Добыче, проводимым на Приграничных месторождениях может применяться право противолежащего или смежного Республике Казахстан государства, если это прямо предусмотрено международным договором Республики Казахстан.
      Сноска. Дополнен статьей 53-1 - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 54. Право собственности на информацию о недрах
      Право собственности на информацию о недрах определяется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 27 января 1996 г. "О недрах и недропользовании".
      Сноска. В статью 54 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 55. Страхование
      1. Подрядчики, осуществляющие Нефтяные операции обязаны застраховать риски ответственности, связанные с:
      1) загрязнением окружающей среды, включая затраты по ликвидации последствий причиненного окружающей среде ущерба;
      2) гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами.
      2. Подрядчики обязаны застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      3. Страхование осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о страховании.
      3-1. Подрядчики, осуществляющие Разведку и Добычу на море, обязаны застраховать имущественные риски и риски ответственности таким образом, чтобы обеспечить страховое покрытие по:
      1) расходам по взятию скважины под контроль;
      2) расходам по операциям повторного бурения в случае выхода скважины из под контроля;
      3) расходам по очистке и локализации в случае Загрязнения моря;
      4) расходам по привлечению специализированных компаний по устранению аварийных ситуаций и их последствий на море.
      Сноска. В статью 55 внесены изменения - Законами РК от 13 июня 1997 г. N 122-1 Z970122_  ; от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 56. Трудовые правоотношения
      Условия оплаты труда, режим работы и отдыха, социальное обеспечение и социальное страхование граждан Республики Казахстан, работающих у Подрядчика, регулируются законодательством Республики Казахстан.

      Статья 57. Гарантии прав Подрядчика
      Подрядчику гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Изменение и дополнение законодательства, ухудшающие положение Подрядчика, не применяются к Контрактам, заключенным до таких изменений и дополнений.
      Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в сфере экологической безопасности, а также здравоохранения.
      Сноска. В статью 57 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467_  .

      Статья 58. Разрешение споров
      1. Споры, связанные с заключением и исполнением Контракта, решаются по возможности путем переговоров, в том числе с привлечение международных экспертов, либо в соответствии с ранее согласованными в Контракте процедурами разрешения споров.
      2. Если такие споры не могут быть разрешены в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, то любая из сторон может передать спор для разрешения:
      1) в судебные органы Республики Казахстан, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан рассматривать подобные споры;
      2) в международные арбитражные органы в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях";
      3) все остальные споры, включая споры Недропользователя сюридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, разрешаютсяуполномоченными судебными органами Республики Казахстан, если иное непредусмотрено соглашением сторон.
      Сноска. В статью 58 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467  Z990467_  .

     Статья 59. Порядок вступления в силу настоящего Указа

     Настоящий Указ вступает в силу с 1 июля 1995 года.

     Президент
Республики Казахстан