ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента Республики Казахстан:
1) в Указе Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 "Об утверждении положений, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан":
Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденное вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему Указу;
Положение о Судебном жюри, утвержденное вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему Указу;
2) в Указе Президента Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 1093 "Об утверждении Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан)" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 60, ст. 589):
в Положении о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан), утвержденном вышеназванным Указом:
в пункте 15:
дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:
"9-1) внесение Председателю Верховного Суда Республики Казахстан предложений по распределению вакантных мест для прохождения стажировки кандидатами в судьи;";
дополнить подпунктом 24-1) следующего содержания:
"24-1) мониторинг организации прохождения оплачиваемой стажировки кандидатами в судьи;".
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент | |
Республики Казахстан | Н. НАЗАРБАЕВ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Указу Президента Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 201 УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о прохождении стажировки кандидатом в судьи
1. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон) определяет условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи.
2. Основными задачами прохождения стажировки кандидатом в судьи (далее – стажер-кандидат) являются изучение специфики работы в местных судах, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.
Прохождение стажировки осуществляется в целях изучения деловых, профессиональных и моральных качеств стажера-кандидата и определения перспектив осуществления им судейских полномочий.
Прохождение стажировки стажером-кандидатом осуществляется на постоянной основе с отрывом от основного места работы.
В период прохождения стажировки стажеру-кандидату предоставляется отпуск без сохранения заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством.
В период прохождения стажировки стажеру-кандидату выплачивается фиксированная сумма заработной платы в размере 70% от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда со стажем работы до 1 года.
3. Лицам, ранее работавшим постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившим желание вновь занять должность судьи, прохождение стажировки не требуется, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом.
Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение четырех лет со дня окончания обучения.
4. Общий срок прохождения стажировки составляет один год, из них одиннадцать месяцев в районном и приравненном к нему суде (далее – районный суд), один месяц в областном и приравненном к нему суде (далее – областной суд).
В случае временной нетрудоспособности стажера-кандидата продолжительностью более двух месяцев стажировка прекращается председателем областного суда.
По заявлению стажера-кандидата председателем областного суда стажировка прекращается до истечения установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 5) пункта 26 настоящего Положения.
В последующем стажер-кандидат может быть допущен к прохождению стажировки на общих основаниях.
2. Требования, предъявляемые к стажеру-кандидату
5. К прохождению стажировки допускается гражданин Республики Казахстан:
1) достигший возраста двадцати пяти лет;
2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;
3) сдавший квалификационный экзамен, срок действия которого не истек (в том числе не истекает до окончания предполагаемого срока стажировки);
4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.
3. Условия и порядок прохождения стажировки
6. Председателем Верховного Суда Республики Казахстан ежегодно на основании предложений руководителя уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов (далее – уполномоченный орган) осуществляется распределение вакантных мест для прохождения стажировки в местных судах.
Места для прохождения стажировки распределяются исходя из количества прогнозируемых в области, городах Астане и Алматы вакансий судей, но не менее трех мест для каждой области, городов Астаны и Алматы.
Кандидаты на должность судьи принимаются на стажировку в соответствии с распределением вакантных мест.
Прохождение стажировки осуществляется в местных судах на территории области, городов Астаны и Алматы, где кандидат на должность судьи зарегистрирован по месту жительства. В случае отсутствия вакантных мест для прохождения стажировки по месту жительства, кандидат вправе обратиться с заявлением о допуске к прохождению стажировки в другой областной суд при условии наличия вакантных мест.
7. Объявление о вакантных местах для прохождения стажировки в местных судах публикуется уполномоченным органом в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, а также на интернет-ресурсе Верховного Суда, местных и других судов на казахском и русском языках не менее чем за один месяц до начала приема заявлений о допуске к прохождению стажировки.
8. Лицо, изъявившее желание пройти стажировку, в течение одного месяца со дня опубликования объявления обращается к председателю областного суда с заявлением о допуске к прохождению стажировки.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) личный листок по учету кадров;
2) автобиография;
3) копии диплома и приложения к диплому;
4) копия документа, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена;
5) служебная характеристика с последнего места работы;
6) документ о прохождении медицинского освидетельствования, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.
К заявлению могут быть приложены также документы, характеризующие уровень его профессиональных знаний (копии соответствующих документов о присвоении ученых степеней и званий, об окончании специальных курсов).
В случае неполного представления документов лицу, изъявившему желание пройти стажировку, предоставляется десятидневный срок для устранения недостатков.
9. Информация о лицах, подавших заявления о допуске к прохождению стажировки, в течение десяти рабочих дней со дня окончания приема заявлений публикуется территориальным подразделением уполномоченного органа (далее – территориальное подразделение) в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на интернет-ресурсе соответствующего областного суда.
При поступлении сведений, характеризующих деловые и моральные качества лиц, подавших заявление о допуске к прохождению стажировки, проводится их проверка, результаты которой учитываются при решении вопроса о допуске к прохождению стажировки и при рассмотрении итогов стажировки пленарным заседанием.
10. Отбор лиц на прохождение стажировки возлагается на Комиссию по отбору лиц на прохождение стажировки, образуемую председателем областного суда из числа судей областного суда (далее – комиссия). В состав комиссии могут быть включены судьи в отставке.
Порядок приема заявлений о допуске к прохождению стажировки, образования и работы комиссий утверждается Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
Заседания комиссии проводятся открыто и гласно. На заседании вправе присутствовать представители государственных органов, общественности и средств массовой информации.
Отбор лиц на прохождение стажировки осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие большего стажа работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве;
2) по результатам сдачи квалификационного экзамена;
3) наличие ученой степени или ученого звания;
4) участие в отборе на прохождение стажировки два и более раз;
5) с учетом результатов средней оценки диплома о высшем образовании.
11. По результатам рассмотрения заявления лица о допуске к прохождению стажировки комиссия принимает одно из следующих решений:
1) о допуске лица к прохождению стажировки;
2) об отказе в допуске к прохождению стажировки.
Информация о лицах, получивших положительное решение комиссии о допуске к прохождению стажировки, публикуется территориальным подразделением в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на интернет-ресурсе соответствующего областного суда.
12. Председатель областного суда на основании подпункта 1) пункта 11 настоящего Положения для обеспечения обязательного прохождения стажировки по уголовной, гражданской и административной специализации распоряжением определяет районный суд либо при наличии специализации – районные суды.
Распоряжением председателя областного суда назначается координатор стажировки – судья областного суда (далее – координатор стажировки), на которого возлагаются общая координация и контроль за прохождением стажерами-кандидатами всех этапов стажировки.
13. Между руководителем территориального подразделения, стажером-кандидатом и его работодателем заключается соглашение о прохождении стажировки.
В случае, если стажер-кандидат не состоит в трудовых отношениях, соглашение о прохождении стажировки заключается между руководителем территориального подразделения и стажером-кандидатом.
Соглашение о прохождении стажировки должно содержать:
1) наименование сторон;
2) права и обязанности сторон;
3) место прохождения стажировки;
4) условия и порядок прохождения стажировки.
Типовое соглашение о прохождении стажировки утверждается уполномоченным органом.
14. Отказ лицу в допуске к прохождению стажировки должен быть мотивирован.
В допуске к прохождению стажировки отказывается в случаях:
1) наличия достоверных сведений, характеризующих морально-этический облик лица с отрицательной стороны;
2) освобождения от должности судьи, увольнения из правоохранительных органов, специальных государственных органов или с иной государственной службы по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом, Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе", Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года "О специальных государственных органах Республики Казахстан" и Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе", а также увольнения иных лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами 9), 10), 12), 13), 14), 15), 17), 21) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года;
3) наличия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, по результатам медицинского освидетельствования;
4) несоответствия иным требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи в соответствии с Конституцией и Конституционным законом;
5) непредставления (неполного представления) документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, либо предоставления недостоверных данных.
15. Прохождение стажировки включает в себя выполнение стажером-кандидатом мероприятий, включенных в индивидуальный план прохождения стажировки, составленный в соответствии с Типовой программой прохождения стажировки кандидатов в судьи, утвержденной Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
16. Индивидуальный план утверждается председателем областного суда по согласованию с председателем соответствующего районного суда и координатором стажировки.
В индивидуальный план могут быть внесены в последующем изменения и дополнения, о чем стажер-кандидат должен быть уведомлен в течение трех рабочих дней.
17. По прибытии стажера-кандидата в районный суд председатель суда назначает из числа судей руководителя стажировки – судью районного суда (далее – руководитель стажировки) либо при наличии специализации внутри данного суда – руководителей стажировки. Руководителем стажировки назначается судья, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 5 лет. В случае отсутствия в данном суде судьи, соответствующего указанному требованию, руководителем стажировки может быть назначен судья с меньшим стажем судейской работы.
При прохождении стажировки в областном суде председателем областного суда назначается руководитель стажировки из числа судей областного суда.
Руководитель стажировки:
1) определяет необходимый объем работы;
2) оказывает стажеру-кандидату помощь в повышении уровня профессиональных знаний и приобретении практических навыков;
3) обеспечивает выполнение индивидуального плана прохождения стажировки.
18. Стажер-кандидат при прохождении стажировки в суде выполняет функции консультанта – помощника судьи, направленные на обеспечение деятельности руководителя стажировки, в том числе:
1) осуществляет поиск правовой информации, подборку нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых судье для осуществления его полномочий;
2) готовит информацию о делах, находящихся в производстве судьи;
3) осуществляет действия по подготовке дел к судебному разбирательству;
4) изготавливает проекты процессуальных документов;
5) участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;
6) вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Казахстан;
7) осуществляет мониторинг соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел;
8) готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;
9) иные функции, вытекающие из задач прохождения стажировки.
19. В случае несоблюдения соглашения о прохождении стажировки, а также в случаях, предусмотренных пунктом 26 настоящего Положения, координатор стажировки самостоятельно либо на основании представления руководителя стажировки досрочно вносит на рассмотрение пленарного заседания представление о даче отрицательного заключения об итогах стажировки.
20. Ежеквартально и по итогам прохождения стажировки стажер-кандидат составляет письменный отчет о прохождении стажировки, в котором должны быть отражены сведения о выполнении им индивидуального плана и заданий руководителя стажировки. К письменному отчету должны быть приложены проекты процессуальных документов, составленных стажером-кандидатом в период прохождения стажировки.
Ежеквартальный письменный отчет стажера-кандидата рассматривается координатором стажировки.
По итогам прохождения стажировки руководители стажировки составляют отзывы на стажера-кандидата. Отзывы утверждаются председателями судов, в которых осуществлено прохождение стажировки. Отзыв должен содержать сведения о полученных стажером-кандидатом практических навыках и знаниях, качестве составления проектов процессуальных документов, степени подготовки к осуществлению обязанностей судьи, соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины, деловых и моральных качествах стажера-кандидата.
Отзывы на стажера-кандидата, индивидуальный план стажировки с результатами о его выполнении и письменный отчет стажера об итогах прохождения стажировки представляются руководителями стажировки на рассмотрение координатора стажировки.
По итогам стажировки и результатам их рассмотрения координатор стажировки в пятнадцатидневный срок вносит представление, основанное на результатах прохождения всех этапов стажировки, которое вместе с другими материалами стажировки выносится на рассмотрение пленарного заседания областного суда.
4. Рассмотрение итогов стажировки
21. Пленарное заседание рассматривает итоги стажировки стажера-кандидата не позднее одного месяца после внесения представления координатором стажировки с заслушиванием отчета стажера-кандидата.
22. По результатам рассмотрения итогов стажировки стажера-кандидата пленарное заседание дает положительное либо отрицательное заключение об итогах стажировки, которое принимается большинством голосов и подписывается председательствующим.
23. В заключении пленарного заседания об итогах стажировки указываются следующие сведения:
1) дата и место вынесения заключения;
2) фамилия, имя и отчество координатора стажировки, которым внесено представление в отношении стажера-кандидата;
3) фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, место работы на период прохождения стажировки стажера-кандидата;
4) наименования судов и период прохождения стажировки;
5) фамилия, имя и отчество руководителей стажировки;
6) краткое описание объема выполненной работы в период прохождения стажировки;
7) характеристика уровня подготовки, проявленных качеств и других характеризующих данных стажера-кандидата;
8) вывод о пригодности к работе в должности судьи по профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам;
9) итоги голосования пленарного заседания;
10) подпись председателя областного суда.
24. Заключение пленарного заседания об итогах стажировки кандидата на должность судьи направляется областным судом в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
25. Положительное заключение пленарного заседания об итогах стажировки действительно в течение четырех лет.
26. Отрицательное заключение об итогах стажировки дается пленарным заседанием в следующих случаях:
1) несоответствия стажера-кандидата по деловым и профессиональным качествам требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи;
2) совершения стажером-кандидатом порочащего проступка;
3) наличия сведений, отрицательно характеризующих морально-этический облик стажера-кандидата;
4) невыполнения обязанностей по соблюдению требований соглашения о прохождении стажировки;
5) наличия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи по результатам медицинского освидетельствования;
6) освобождения от должности судьи, увольнения из правоохранительных органов, специальных государственных органов или с иной государственной службы по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом, Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе", Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года "О специальных государственных органах Республики Казахстан" и Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе", а также увольнения иных лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами 9), 10), 12), 13), 14), 15), 17), 21) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.
27. В случае получения отрицательного заключения об итогах стажировки стажер-кандидат допускается к прохождению повторной стажировки на общих основаниях не ранее чем через два года со дня его получения.
В случае получения отрицательного заключения об итогах стажировки по основаниям, предусмотренным подпунктом 5) пункта 26 настоящего Положения, стажер-кандидат к прохождению повторной стажировки не допускается, за исключением случаев последующего подтверждения по результатам медицинского освидетельствования отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Указу Президента Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 201 УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Судебном жюри
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о Судебном жюри (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон) и определяет порядок формирования и организации работы Судебного жюри.
2. Судебное жюри образуется для оценки профессиональной деятельности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей.
3. В своей деятельности члены Судебного жюри независимы и руководствуются только Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом и настоящим Положением.
4. Не допускаются вмешательство в деятельность Судебного жюри и оказание воздействия на его членов. Член Судебного жюри не вправе давать какую-либо информацию по находящимся в его производстве материалам, принятым решениям.
2. Порядок формирования Судебного жюри
5. Состав Судебного жюри избирается тайным голосованием на альтернативной основе, сроком на три года пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.
Председателем Верховного Суда Республики Казахстан в состав Судебного жюри кандидатуры из числа действующих судей местных судов вносятся на основании рекомендаций пленарных заседаний областных и приравненных к ним судов (далее – областной суд).
Действующие судьи Верховного Суда Республики Казахстан и судьи в отставке в состав Судебного жюри рекомендуются Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
6. Судьи, рекомендуемые в состав Судебного жюри, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной личной репутацией, принципиальностью, пользоваться авторитетом судейской общественности и иметь стаж работы судьей не менее десяти лет.
7. В состав Судебного жюри не могут быть избраны Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, судьи – члены Комиссии по судейской этике, судьи и судьи в отставке – члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.
8. В бюллетень для тайного голосования включаются все выдвинутые кандидатуры. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам.
9. Следующий за избранным по числу набранных голосов кандидат считается запасным членом Судебного жюри и исполняет обязанности члена Судебного жюри в случае отвода или самоотвода членов Судебного жюри, повлекшего отсутствие кворума, а также в случае выбытия кого-либо из членов Судебного жюри, приступает к исполнению обязанностей члена Судебного жюри на оставшийся срок полномочий.
Если при выбытии члена Судебного жюри, резерв запасных членов будет исчерпан или судья, считающийся запасным членом Судебного жюри по соответствующей судебной инстанции, будет назначен судьей другой судебной инстанции, проводятся довыборы на оставшийся срок в порядке, установленном настоящим Положением.
10. Судебное жюри состоит из квалификационной и дисциплинарной комиссий.
Квалификационная комиссия Судебного жюри состоит из семи членов – двух судей областных судов, двух судей Верховного Суда и трех судей в отставке.
Дисциплинарная комиссия Судебного жюри состоит из девяти членов – трех судей районных и приравненных к ним судов (далее – районный суд), трех судей областных судов и трех судей Верховного Суда.
11. Квалификационная комиссия Судебного жюри осуществляет оценку профессиональной деятельности судьи.
Дисциплинарная комиссия Судебного жюри рассматривает вопросы подтверждения права судьи на отставку и ее прекращения, а также вопросы о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей.
12. На организационном заседании состав Судебного жюри из числа своих членов большинством голосов избирает председателя Судебного жюри и составы комиссий.
Член Судебного жюри не может быть одновременно членом обеих комиссий.
Каждый состав комиссии большинством голосов избирает секретаря из числа своих членов.
13. Председатель Судебного жюри:
1) обеспечивает общее руководство Судебным жюри;
2) созывает заседания комиссий Судебного жюри и председательствует на заседаниях комиссий Судебного жюри;
3) утверждает повестку дня заседания комиссий Судебного жюри;
4) подписывает решения и протоколы комиссий Судебного жюри;
5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях комиссий Судебного жюри;
6) организует анализ и обобщение практики работы комиссий Судебного жюри;
7) представляет информацию о проделанной работе Судебного жюри на пленарном заседании Верховного Суда Республики Казахстан;
8) представляет Судебное жюри в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
14. В случае временного отсутствия председателя Судебного жюри по его поручению обязанности председателя исполняет один из членов соответствующей комиссии Судебного жюри.
15. Заседания комиссий Судебного жюри проводятся по мере необходимости.
Заседания квалификационной и дисциплинарной комиссий Судебного жюри правомочны при наличии не менее двух третей состава каждой из комиссий.
Председатель Судебного жюри может поручить председательствовать на заседании комиссии одному из ее членов.
На время работы Судебного жюри его члены в соответствии с законодательством Республики Казахстан командируются к месту проведения заседания и освобождаются от выполнения других обязанностей.
16. Судебное жюри вправе проводить заседания комиссий и проверки с выездом в соответствующие регионы.
17. Судебное жюри делегирует в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан сроком на два года троих судей, в том числе судей в отставке, из своего состава на ротационной основе.
Кандидаты в состав Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан выдвигаются председателем Судебного жюри.
18. Решение Судебного жюри о делегировании в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан принимается на заседании Судебного жюри путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Судебного жюри, участвующих в голосовании. Решение о делегировании в течение трех рабочих дней направляется в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
19. О своей деятельности Судебное жюри ежегодно информирует пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан.
20. Основаниями для освобождения от исполнения обязанностей члена Судебного жюри являются:
1) освобождение судьи от должности, прекращение либо приостановление полномочий судьи, входящего в состав Судебного жюри;
2) прекращение либо приостановление отставки судьи в отставке, входящего в состав Судебного жюри;
3) совершение членом Судебного жюри порочащего проступка, противоречащего судейской этике;
4) истечение срока, на который был избран член Судебного жюри;
5) по собственному желанию.
Член Судебного жюри освобождается от исполнения обязанностей решением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан.
3. Порядок рассмотрения материалов
по оценке профессиональной деятельности
действующего судьи
21. Квалификационной комиссией Судебного жюри в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества проводится оценка профессиональной деятельности действующих судей.
Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должности председателя суда, председателя судебной коллегии.
Судьи, имеющие двадцать и более лет судейского стажа, освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности.
22. Оценка профессиональной деятельности действующего судьи проводится по истечении каждых последующих пяти лет непрерывного пребывания в должности судьи. При этом оценка профессиональной деятельности должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока.
23. Материалы в квалификационную комиссию Судебного жюри представляют:
1) на председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных судов – Председатель Верховного Суда Республики Казахстан;
2) на судей областных судов, председателей и судей районных судов – председатели областных судов.
Судья, желающий участвовать в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должности председателя суда, председателя судебной коллегии, представляет материал в квалификационную комиссию Судебного жюри самостоятельно.
24. Председателем Верховного Суда Республики Казахстан, председателями областных судов на судью, чья профессиональная деятельность подлежит оценке, а также судьей, желающим участвовать в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должности председателя суда, председателя судебной коллегии, в квалификационную комиссию Судебного жюри представляются:
1) служебная характеристика, в которой должна быть дана оценка профессиональной деятельности, деловым и нравственным качествам судьи, отражено соблюдение им норм судейской этики и трудовой дисциплины;
2) подробная аналитическая справка по количеству и качеству рассмотренных судьей дел, категориям дел, соблюдению сроков и законности при рассмотрении судебных дел;
3) сведения о поступивших на действия судьи жалобах и их обоснованности.
Судья, в отношении которого материал представляется на рассмотрение квалификационной комиссии Судебного жюри, должен быть ознакомлен с ним.
25. Председателем Судебного жюри по конкретным материалам определяются докладчик и дата их рассмотрения.
До начала проведения оценки профессиональной деятельности судьи квалификационной комиссией Судебного жюри при необходимости проводится дополнительная проверка, которую председатель Судебного жюри поручает одному из членов квалификационной комиссии, истребуются дополнительные документы и материалы, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены нарушения закона.
26. Прием материалов, поступивших на рассмотрение квалификационной комиссии Судебного жюри, извещение судей, чья профессиональная деятельность подлежит оценке, а также информирование членов квалификационной комиссии Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания осуществляет уполномоченный орган по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган).
27. На заседании квалификационной комиссии ведется протокол, в котором отражаются время и место заседания, состав комиссии, фамилия, инициалы и должность оцениваемого судьи, принятое комиссией решение.
28. Заседание квалификационной комиссии по оценке профессиональной деятельности проводится с обязательным участием оцениваемого судьи.
29. Профессиональные знания, опыт и качество работы оцениваемого судьи определяются квалификационной комиссией Судебного жюри на основании представленных документов и результатов проверки знаний по вопросам материального и процессуального законодательства, судейской этики, организации работы судов, перечень которых утверждается председателем Судебного жюри.
Нравственные качества оцениваемого судьи квалификационная комиссия определяет по представленным на него материалам и данным, полученным в результате предварительной подготовки материалов на заседание комиссии.
Результаты работы судьи рассматриваются на основании следующих критериев:
1) показатели качества отправления правосудия;
2) соблюдение норм судейской этики и трудовой дисциплины.
30. Квалификационная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материалов об оценке квалификации действующих судей выносит одно из следующих решений:
1) признать соответствующим занимаемой должности;
2) рекомендовать для назначения на должность судьи вышестоящей инстанции;
3) рекомендовать для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию);
4) рекомендовать для перевода в другой суд, на другую специализацию;
5) признать не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
Решения квалификационной комиссии, предусмотренные подпунктами 2) – 4) пункта настоящего пункта, носят рекомендательный характер.
31. Решение о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности не может применяться в отношении судьи, получившего отрицательный результат при периодической оценке его профессиональной деятельности.
В этом случае квалификационной комиссией Судебного жюри выносится решение о повышении квалификации судьи и проведении повторной оценки профессиональной деятельности по истечении года.
В случае отрицательных результатов повторной периодической оценки профессиональной деятельности судьи квалификационной комиссией Судебного жюри выносится решение о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
Решение квалификационной комиссии о неудовлетворительной оценке профессиональной деятельности судьи по итогам одного года со дня назначения на должность является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет представления об освобождении судьи от занимаемой должности.
32. Решение квалификационной комиссии Судебного жюри должно содержать данные о:
1) составе квалификационной комиссии Судебного жюри;
2) месте и времени рассмотрения материалов;
3) судье, чья профессиональная деятельность была оценена;
4) основаниях рассмотрения материала в заседании квалификационной комиссии Судебного жюри;
5) выводах квалификационной комиссии Судебного жюри.
33. Квалификационная комиссия Судебного жюри принимает решения в форме заключения или протокольного решения. Члены квалификационной комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение принимается большинством голосов. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматриваются материалы. В случае несогласия с принимаемым решением член квалификационной комиссии вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания квалификационной комиссии.
Решение о признании судьи соответствующим занимаемой должности, рекомендации для назначения на должность судьи суда вышестоящей инстанции, для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию), для перевода в другой суд, на другую специализацию оформляются в форме протокольного решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем квалификационной комиссии.
Решение квалификационной комиссии Судебного жюри по оценке профессиональной деятельности судьи, желающего участвовать в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должности председателя суда, председателя судебной коллегии, действительно в течение одного года со дня его принятия.
Решение о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности оформляется в форме заключения с указанием обоснования принятого решения.
Заключение квалификационной комиссии Судебного жюри о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности подписывается всеми членами квалификационной комиссии Судебного жюри, принимавшими участие в рассмотрении материала.
34. Копия решения квалификационной комиссии Судебного жюри по результатам работы судьи по истечении годичного срока вместе с материалом, поступившим на рассмотрение, а также копия решения о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности направляются Председателю Верховного Суда Республики Казахстан для последующего представления в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
35. Копия протокольного решения квалификационной комиссии Судебного жюри направляется в соответствующий областной суд. Копии заключения квалификационной комиссии Судебного жюри о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности – судье, в отношении которого принято решение, а также в соответствующий областной суд.
4. Порядок рассмотрения вопросов
о подтверждении права судьи на отставку
и ее прекращение, о возбуждении дисциплинарного
производства, дисциплинарных дел
в отношении судей
36. Рассмотрение вопроса о подтверждении права судьи на отставку осуществляется дисциплинарной комиссией Судебного жюри на основании письменного заявления судьи. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие безупречную репутацию судьи.
Заявление судьи и соответствующие документы в дисциплинарную комиссию Судебного жюри в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда представляются председателем областного суда, в отношении председателя, председателя судебной коллегии областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан – Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
37. Заявление о подтверждении права на отставку должно быть рассмотрено в месячный срок с момента поступления материала на рассмотрение с вынесением соответствующего решения.
38. Решение дисциплинарной комиссии Судебного жюри об отказе в подтверждении права судьи на отставку служит основанием для отказа судье в освобождении от должности в форме отставки.
39. Отставка судьи прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 35 Конституционного закона.
С представлением о прекращении отставки в дисциплинарную комиссию Судебного жюри могут обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, председатели областных судов, а также с заявлением о прекращении отставки может обратиться судья.
40. Дисциплинарная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материала по заявлению судьи о подтверждении права на отставку, а также материала о прекращении отставки выносит одно из следующих решений:
1) о подтверждении права судьи на отставку;
2) об отказе в подтверждении права судьи на отставку;
3) о прекращении отставки судьи;
4) об отказе в прекращении отставки судьи.
41. Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным Конституционным законом.
42. Основанием для рассмотрения дисциплинарной комиссией Судебного жюри материалов в отношении судьи является решение президиума пленарного заседания Верховного Суда или областного суда.
Обязанность по доказыванию совершения судьей дисциплинарного проступка возлагается на президиум пленарного заседания соответствующего суда.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарного дела в отношении судьи в заседании дисциплинарной комиссии Судебного жюри может принимать участие представитель президиума пленарного заседания соответствующего суда.
43. Дисциплинарное производство в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда может быть возбуждено по материалу, представленному по соответствующему решению президиума пленарного заседания областного суда.
Дисциплинарное производство в отношении судьи, председателя районного суда, судьи, председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан может быть возбуждено по материалу, представленному по соответствующему решению президиума пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан.
44. Основанием для рассмотрения дисциплинарной комиссией Судебного жюри материалов в отношении судьи являются также обращения физических и юридических лиц, если ими были использованы все иные имеющиеся способы обжалования действий судей.
Под иными имеющимися способами обжалования действий судей понимается рассмотрение в установленном порядке обращений физических и юридических лиц вышестоящими должностными лицами судов, органами судейского сообщества.
Проверку по обращениям физических и юридических лиц проводит уполномоченный орган.
45. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, за исключением возбуждения дисциплинарного производства по обращению физических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.
Дисциплинарное производство в отношении судьи по обращению физических лиц может быть возбуждено не позднее шести месяцев со дня поступления обращения, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине.
46. Председателем Судебного жюри по конкретным материалам определяются докладчик и дата их рассмотрения.
При необходимости проведения дополнительной проверки до начала рассмотрения поступивших материалов Судебное жюри может истребовать документы и материалы от Комиссии по судейской этике и судов, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены нарушения закона.
47. Прием материалов, поступивших на рассмотрение дисциплинарной комиссии Судебного жюри, извещение судьи, в отношении которого назначено рассмотрение материала, а также информирование членов дисциплинарной комиссии Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания осуществляет уполномоченный орган.
48. Рассмотрение вопроса о возбуждении дисциплинарного производства и дисциплинарного дела на заседании дисциплинарной комиссии Судебного жюри происходит с обязательным участием судьи, в отношении которого рассматривается материал.
В случае неявки судьи, в отношении которого рассматривается материал, по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании дисциплинарной комиссии Судебного жюри) заседание Судебного жюри переносится. При неявке судьи на заседание дисциплинарной комиссии Судебного жюри без уважительной причины рассмотрение материалов производится без его участия.
49. Судья, в отношении которого на рассмотрение дисциплинарной комиссии Судебного жюри переданы материалы, может заявить мотивированный отвод члену (членам) дисциплинарной комиссии Судебного жюри до начала рассмотрения материалов.
Член дисциплинарной комиссии Судебного жюри не участвует на заседании дисциплинарной комиссии Судебного жюри, если он состоит в родственной связи с судьей, в отношении которого рассматриваются материалы, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
Любой член дисциплинарной комиссии Судебного жюри может заявить мотивированный самоотвод от участия в рассмотрении материалов.
50. Вопрос об отводе или самоотводе разрешается членами дисциплинарной комиссии Судебного жюри в отсутствие лица, в отношении которого заявлен отвод (самоотвод), большинством голосов.
Результаты голосования по заявленному отводу (самоотводу) отражаются в протоколе заседания.
51. В случае удовлетворения отвода (самоотвода), повлекшего отсутствие кворума, заседание дисциплинарной комиссии Судебного жюри переносится на другой срок, о чем извещается судья, в отношении которого рассматриваются материалы.
В этом случае состав дисциплинарной комиссии Судебного жюри замещается другим членом данной комиссии или запасным членом Судебного жюри.
52. Судья, в отношении которого рассматривается вопрос, может принимать участие в исследовании материалов, давать пояснения по существу, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.
53. В необходимых случаях на заседание Судебного жюри для дачи пояснений могут быть приглашены председатель суда, где работает судья, либо председатель соответствующей судебной коллегии, а также другие лица.
54. Решение дисциплинарной комиссии Судебного жюри принимается в совещательной комнате большинством голосов в условиях, исключающих возможность оказать любое воздействие на ее членов. Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться лишь члены дисциплинарной комиссии Судебного жюри. Член дисциплинарной комиссии Судебного жюри не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматриваются материалы.
Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.
55. Решение излагается в письменной форме и подписывается всеми членами дисциплинарной комиссии Судебного жюри, принимавшими участие в рассмотрении дела или материалов.
56. Дисциплинарная комиссия Судебного жюри принимает решения в форме постановления или решения.
В форме постановления оформляются решения дисциплинарной комиссии Судебного жюри о возбуждении дисциплинарного производства, отказе в возбуждении дисциплинарного производства, прекращении дисциплинарного производства.
Решения дисциплинарной комиссии Судебного жюри о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона, по вопросам о подтверждении права судьи на отставку и ее прекращения, а также досрочного снятия дисциплинарного взыскания оформляются в форме решения.
57. Дисциплинарная комиссия Судебного жюри по результатам рассмотрения материала о возбуждении дисциплинарного производства выносит одно из следующих решений:
1) о возбуждении дисциплинарного производства;
2) об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
58. Решение об отказе в возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи принимается в случаях:
1) отсутствия в действиях судьи состава дисциплинарного проступка;
2) истечения сроков возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи, установленных пунктом 1 статьи 42 Конституционного закона;
3) малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, который не имел негативных правовых последствий и не повлек нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, если дисциплинарная комиссия Судебного жюри придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.
59. По результатам рассмотрения дисциплинарного дела выносится одно из следующих решений:
1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона;
2) о прекращении дисциплинарного производства.
60. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи принципов отправления правосудия, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
61. Дисциплинарное производство прекращается в случаях:
1) отмены вышестоящей судебной инстанцией судебного акта, вынесение которого послужило основанием для возбуждения дисциплинарного производства;
2) прекращения полномочий судьи по основаниям, указанным в подпунктах 4), 6), 7) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона.
62. Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок со дня его возбуждения.
63. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. Если в течение года со дня наложения взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
В случае наложения на судью нескольких взысканий, он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.
64. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято дисциплинарной комиссией Судебного жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей по ходатайству судьи.
65. Ходатайство о досрочном снятии дисциплинарного взыскания с приложением соответствующих документов о безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей представляется в дисциплинарную комиссию Судебного жюри в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда – председателем областного суда, в отношении председателя, председателя судебной коллегии областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан – Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
66. Ходатайство судьи о досрочном снятии дисциплинарного взыскания должно быть рассмотрено в месячный срок с момента поступления материала на рассмотрение с вынесением соответствующего решения.
67. На заседании дисциплинарной комиссии Судебного жюри ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем дисциплинарной комиссии.
68. Копии решений дисциплинарной комиссии Судебного жюри направляются судье, в отношении которого принято решение, а также в соответствующий областной суд или Верховный Суд.
Копии решений о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона, подтверждении права судьи на отставку и прекращении отставки направляются также Председателю Верховного Суда Республики Казахстан для последующего представления в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
5. Отмена и пересмотр решений комиссий
Судебного жюри
69. Решение комиссии Судебного жюри может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, в Высший Судебный Совет Республики Казахстан через соответствующую комиссию Судебного жюри не позднее десяти рабочих дней со дня получения копии решения.
70. Отказ Высшего Судебного Совета Республики Казахстан в даче рекомендации об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от занимаемой должности либо решение Высшего Судебного Совета Республики Казахстан о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания являются основанием для отмены соответствующими комиссиями Судебного жюри вынесенного ими решения и его пересмотра.
71. Судебным жюри на основании решения Высшего Судебного Совета Республики Казахстан об отказе в даче рекомендации об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должностей либо необоснованности решения Судебного жюри в течение десяти рабочих дней выносится постановление об отмене решения Судебного жюри с назначением повторного рассмотрения материалов в порядке и в сроки, установленные в настоящем Положении.
6. Организация работы Судебного жюри
72. По иным вопросам организации деятельности Судебного жюри, условий и порядка проведения его заседаний, а также осуществления полномочий его членов пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан утверждается регламент Судебного жюри.
73. Организационное, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Судебного жюри осуществляется уполномоченным органом.