О Концепции культурной политики Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939

Обновленный

      ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию культурной политики Республики Казахстан (далее - Концепция).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) утвердить План мероприятий по реализации Концепции;
      2) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.
      3. Центральным государственным и местным исполнительным органам:
      1) руководствоваться в своей деятельности Концепцией и принять необходимые меры по ее реализации;
      2) обеспечить согласованность принимаемых документов системы государственного планирования с Концепцией.
      4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. НАЗАРБАЕВ

УТВЕРЖДЕНА       
Указом Президента   
Республики Казахстан  
от 4 ноября 2014 года № 939

КОНЦЕПЦИЯ
культурной политики Республики Казахстан

Содержание

      1. Введение
      2. Общее видение развития сферы культуры в Республике Казахстан
      2.1. Анализ текущей ситуации
      2.2. Обоснование необходимости долгосрочной Концепции культурной политики Республики Казахстан
      3. Общие подходы и основные принципы культурной политики Республики Казахстан
      3.1. Цель и задачи
      3.2. Общие подходы
      3.3. Основные принципы
      4. Приоритетные направления культурной политики Республики Казахстан
      4.1. Сохранение культурного кода нации
      4.2. Совершенствование системы управления в сфере культуры
      4.3. Единое образовательное пространство сферы искусства
      4.4. Интеграция в международное культурное пространство
      4.5. Применение информационных и инновационных технологий
      4.6. Развитие современных культурных кластеров
      Творческие кластеры
      Музеи как опорные центры развития науки и исследовательской деятельности
      Литература, книгоиздание и библиотечное дело
      Изобразительное искусство, дизайн и архитектура
      Театральное, музыкальное, хореографическое, исполнительское и цирковое искусство
      Развитие киноиндустрии как важнейшего кластера современного культурного пространства
      Культурно-туристские кластеры
      Кластер «Астана - сердце Евразии»
      Кластер «Алматы - свободная культурная зона Казахстана»
      Кластер «Единство природы и кочевой культуры»
      Кластер «Жемчужина Алтая»
      Кластер «Возрождение Великого Шелкового пути»
      Кластер «Каспийские ворота»
      5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы
      6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан

«Традиции и культура - 
это генетический код нации»

Н.А. Назарбаев

1. Введение

      Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Долгосрочная Концепция культурной политики Республики Казахстан (далее - Концепция) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
      Стратегической доминантой новой культурной политики является выдвинутая Главой государства национальная идея «Мәңгілік Ел», призванная консолидировать казахстанский народ с его богатым культурным наследием и творческим потенциалом на успешное достижение цели вхождения Республики Казахстан в число 30-ти самых развитых стран мира.
      Сегодня развитие культуры и культурного потенциала относится к числу ключевых приоритетов развития многих народов и государств мира. Одним из важнейших критериев успеха выступают уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение общенационального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный культурный обмен и духовно-творческую самореализацию личности.
      Культурная политика успешного государства направлена на обеспечение устойчивого развития общества на основе формирования созидательных ценностных ориентиров и является качественным измерением развития всех важных аспектов жизнедеятельности общества и государства.
      Достижения в сфере культуры не измеряются только работой ведомств, учреждений культуры, количественными показателями статистики и наличием известных имен. Культура сегодня - это мощный инструмент духовно-эстетического развития личности, формирования общенационального единства и интеграции страны в мировое сообщество.
      Современный подход к пониманию роли культуры обуславливает необходимость формирования новой социокультурной среды, в которой происходит изменение отношения общества к творческой активности как одному из аспектов успеха личности, бизнеса и государства в целом.
      Значимым приоритетом является создание современной, основанной на мировых стандартах эффективной модели организации и управления инфраструктурой и сферой культуры, способствующей скорейшему вхождению Республики Казахстан в число 30-ти самых развитых государств. Концепция культурной политики разработана с учетом передового опыта стран Организации экономического сотрудничества и развития. В частности, направлена на усиление отрасли культуры и искусства по показателям занятости и уровню доходов.
      В таких условиях на передний план выходят креативность и конкурентоспособность. Сфера культуры становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной сферой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды искусства и организации культуры на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: киноиндустрию, анимацию, цирковое искусство, музейную, концертную и театральную деятельность и др.

2. Общее видение развития сферы культуры
в Республике Казахстан

      2.1. Анализ текущей ситуации

      Сноска. Подраздел 2.1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Исторически сложившаяся и получившая интенсивное развитие за годы независимости инфраструктура отрасли служит базовой платформой для дальнейшего развития казахстанской культуры.
      По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2014 года в стране действует 62 театра, 4 185 библиотек, 45 концертных организаций, 3 164 учреждений клубного типа, 125 организаций, осуществляющих кинопоказ и производство кинофильмов, 224 музея, 112 парков развлечений и отдыха, 5 зоопарков и 5 цирков. Из них в частной собственности находятся 40 библиотек, 198 клубов, 9 театров, 11 концертных организаций, 81 организация, осуществляющая кинопрокат, 47 парков развлечений и отдыха и 1 музей.
      Динамика развития инфраструктуры носит стабильный положительный характер. Так, за последние 10 лет более чем на 50% увеличилось количество музеев, учреждений клубного типа и организаций, осуществляющих кинопоказ; практически на 30% возросло количество театров; на 20% увеличилось число библиотек. Системная государственная поддержка отрасли также определяется стабильным финансированием.
      В стране открыты уникальные по своей архитектуре Центральный концертный зал «Казахстан», самый масштабный в Центральной Азии Театр оперы и балета «Астана-Опера», Национальный музей Республики Казахстан, призванный стать крупнейшим в стране местом свода знаковых ценностей культурного наследия.
      Инфраструктура отрасли позволяет обслуживать в среднем более 90,5 миллионов человек в год. По данным социологических исследований, уровень удовлетворенности населения услугами культуры составляет 66-67%. Соотношение доли государственного и частного сектора составляет соответственно: 94,9% и 5,1%.
      Практически все существующие направления, жанры и стили получили свое развитие в классической, народной и массовой культуре. Казахстанское музыкальное, изобразительное, кино- и театральное искусство достойно представлено на различных международных фестивалях искусств, выставках, форумах, биеннале и конкурсах. Лучшие казахстанские мастера искусств имеют возможность стажироваться на самых престижных площадках мирового искусства.
      На театральных площадках страны ежегодно ставятся более 10 тысяч спектаклей, 300 из них - это новые постановки отечественных и зарубежных хореографов, балетмейстеров, режиссеров, произведения творческих конкурсов «Тәуелсіздік толғауы».
      Активно развивается отечественная киноиндустрия. На киностудии АО «Казахфильм» обеспечена полная современная технологическая цепочка кинопроизводства, позволяющая снимать фильмы разных жанров и форматов. Производственная мощность кинобазы составляет более 100 фильмов в год. Казахстанские картины принимают участие в международных кинопоказах и фестивалях. Ряд картин-призеров вышли в зарубежный прокат: фильм «Жаужүрек мың бала» появился в широком прокате в Сингапуре (картина демонстрировалась на казахском языке с английскими и китайскими субтитрами); фильм «Студент» Д. Омирбаева выходит в прокат во Франции; фильм «Солнечные дни» (реж. Н. Туребаев) - в прокате в Германии.
      По поручению Главы государства ведется работа по расширению фонда Казахской национальной электронной библиотеки (КазНЭБ), призванного стать основным интеллектуальным ресурсом нации. Объем электронного каталога составляет 18 000 библиографических записей. Ежегодно по запросам дистанционных пользователей принимаются и отрабатываются в среднем 1 500 заказов на изготовление е-копий книг.
      В рамках популяризации казахстанской культуры за рубежом мероприятиями в формате дней культуры за последние несколько лет охвачены практически все страны СНГ, ведущие государства Европы и Азии, Ближнего Востока.
      В ходе реализации Государственной программы «Мәдени мұра» был осуществлен комплекс мероприятий, результатом которых стали открытие новых памятников истории и культуры, консервация, реставрация и реконструкция значимых историко-культурных объектов, создание базы для целостной системы изучения культурного наследия страны.
      Проведена масштабная инвентаризация отечественных памятников истории и культуры, утверждены государственные списки памятников истории и культуры республиканского (218 памятников) и местного (11 277) значения.
      В рамках уникальных проектов «Қазақтың дәстүрлі мың күйі», «Қазақтың дәстүрлі мың әні» и «Батырлар жыры» систематизированы лучшие образцы народного творчества.
      По линии международного сотрудничества Казахстан является участником конвенций в сфере культуры: Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенции 2003 года об охране нематериального культурного наследия (НКН), Конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Европейской культурной конвенции 1954 года, Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года. Конвенции о международных выставках 1928 года.
      В Список всемирного наследия ЮНЕСКО включены памятники культуры - мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, а также объект природного наследия «Сарыарка — степи и озера Северного Казахстана». Восемь казахстанских объектов Семиреченского отрезка Шелкового пути: Талгар, Каялык, Карамерген, Актобе «Степнинское», Орнек, Кулан, Костобе, археологический комплекс «Акыртас» вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе серийной транснациональной номинации «Шелковый путь: сеть маршрутов Чанань-Тянь-Шанского коридора».
      В целом, потенциал отрасли достаточно высокий, о чем свидетельствует стабильная динамика роста потребления культурных услуг. Только за последние десять лет на 35% повысился показатель посещаемости театров, на 18% выросло число постоянных читателей библиотек, в 5 раз увеличилось количество зрителей кинотеатров.
      Однако при интенсивном росте показателей отрасли в целом, по-прежнему низким остаются социальный статус и престиж работников сферы культуры и искусства. Среднемесячная заработная плата работников отрасли составляет 61-72% от аналогичного показателя по всем областям деятельности в республике. Фонд заработной платы по указанному виду деятельности составляет 1,3% от общего фонда заработной платы по стране. Динамика создания новых рабочих мест в сфере культуры свидетельствует об отставании отрасли от среднереспубликанского показателя занятости.

Ключевые проблемы отрасли

      На основе анализа текущей ситуации можно выделить следующие проблемы отрасли:
      1) недостаточно эффективная координация принимаемых решений органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также сохраняющаяся диспропорция в развитии сети организаций культуры, особенно на селе;
      2) существует несоответствие между необходимостью развития сети учреждений культуры и возможностями бюджета по их содержанию;
      3) не в полной мере применяется системный подход к развитию творческого потенциала молодежи и детей;
      4) не получают должного развития и поддержки современные направления искусства и его новые течения;
      5) недостаток современных произведений искусства, воплощающих национальные духовные ценности и ориентиры в ярких художественных образах;
      6) слабо выражены научный подход и взаимосвязь теории с практикой искусства: рассредоточены и несогласованы между собой художественное образование, искусствознание, музейное дело, археология, реставрация, туризм, кино, театр;
      7) музеи и музеи-заповедники недостаточно используют потенциал развития научно-исследовательской деятельности;
      8) не развиты институты меценатства, спонсорства и волонтерства, слабо используется потенциал государственно-частного партнерства в сфере культуры;
      9) недостаточно проработаны практические шаги по реализации системного подхода к развитию культуры досуга и культурного сервиса.
      Действующая нормативная правовая база в сфере культуры не в полной мере соответствует требованиям современных инновационных и интеграционных процессов, не учитывает потребности регионов, моногородов и отдаленных сел.
      Действующая система творческого образования в стране, имея высокие показатели в подготовке кадров по музыкальному, балетному, исполнительскому, изобразительному искусству, не охватывает весь спектр потребностей в специалистах в области кино, анимации, живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративно-прикладного искусства, музейного, реставрационного, библиотечного дела. Художественное образование требует системного преобразования подготовки творческих специальностей на всех уровнях обучения.
      Кадровый дефицит тормозит появление и развитие нового «креативного» класса - активной и массовой социальной группы, доля которой, например, в США уже превышает 30% населения.
      Отдельного внимания требует развитие науки во всех сферах искусства, музееведения и культурологии. Сегодня практически нет скоординированной политики проведения научных исследований в области музейного дела, истории, археологии, этнографии, реставрации, искусствоведения и культурологии. Научные и практические результаты, артефакты, историко-культурные объекты не получают должной интерпретации и не интегрированы в современные процессы наследования ценностей и формирования культурной идентичности.
      Отсутствует должное внимание к развитию молодежной культуры, а также системы поддержки детского и юношеского творчества и художественно-эстетического образования. Данная ситуация обусловила массовую ориентированность общества, особенно молодежи, на инокультурные ценности и идеалы, что отрицательно влияет на формирование устойчивой шкалы ценностей и культурного иммунитета.
      Отсутствует стратегия производства различных видов детской культурной продукции (в том числе анимационной), призванной воспитывать эстетический вкус, нравственность, прививать интерес и уважение к отечественной культуре.
      Не в полной мере реализован потенциал интегрирования в мировой культурный процесс на условиях партнерства и конкуренции многих отраслей культуры и искусства Казахстана. Укреплению статуса казахстанской культуры в мире может и должна способствовать реализация узнаваемых имиджевых проектов - проведение международных конкурсов и фестивалей, развитие туристических транснациональных маршрутов и кластеров.
      Слабое развитие креативной индустрии и информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры и искусства, при наличии больших возможностей, не позволяет сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить широкий доступ к продуктам и услугам культуры.

Модели культурной политики

      Существуют разные пути и подходы в области культурной политики, и каждое развитое государство руководствуется собственной уникальной стратегией, обусловленной существующим историко-культурным опытом, объективными политическими и экономическими преимуществами.
      Модели культурной политики ориентированы на следующие основные приоритеты: защита существующих культурных ценностей, поддержка и продвижение культурного творчества, развитие культурной жизни (среды). Управление (планирование), финансирование и законодательное обеспечение являются основными аспектами культурной политики современных развитых и развивающихся стран.
      Модели управления:
      1) приоритетная политика - усилия государства нацелены на выстраивание прочной системы ценностей, поддержку имиджевых проектов, творческих организаций, коллективов и личностей, имеющих общенациональное и мировое значение;
      2) политика доступности - основные усилия государства направлены на продвижение элитарной культуры и искусства, формирование вкусов и высоких эстетических ценностей среди широких слоев населения;
      3) политика культурного самовыражения - размываются классическая культурная иерархия и эстетические категории, главенствующую роль играет любая попытка культурной самоидентификации и самовыражения (этническая, социальная, профессиональная и др.).
      Основу любой модели управления в сфере культуры определяет принцип высокого участия государства в создании единого культурного пространства страны.
      Вместе с тем, в мировой практике не сформировано четких и универсальных стандартов развития сферы культуры и критериев ее успешности. Каждая страна определяет набор задач и инструментов культурной политики с учетом собственных особенностей и возможностей и видения стратегических перспектив.
      Существует ряд общемировых тенденций, характеризующих современный вектор культурной политики развитых стран, важнейшими из которых являются:
      1) содействие творчеству и генерация творческой свободы;
      2) обеспечение сохранности культурного наследия, защиты национальной культуры и языка;
      3) создание равных возможностей участия в культурной жизни всех слоев населения;
      4) создание условий для творческой реализации молодежи, в особенности детей;
      5) интеграция культурного и социо-экономического развития общества и др.
      Для Казахстана важен синтез положительных элементов лучших мировых практик представленных моделей управления. Поддержка баланса интересов государства, общества и личности в динамично развивающихся процессах сферы культуры является наиболее оптимальным принципом культурной политики стабильного и успешного государства.

Модели финансирования

      США: государственная поддержка культуры имеет мощную идеологическую основу и позиционируется как «государство-вдохновитель». Финансирование обеспечивают гранты, фонды и спонсоры. Миссия культуры включает продвижение американской системы ценностей и образа жизни в глобальных масштабах, формирование особого имиджа США как защитника демократии, прав и свобод человека во всем мире.
      Россия: действует Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», основная цель которой - духовно-нравственное развитие личности и государства, укрепление единого культурного пространства страны и духовного единства многонационального народа. Основной источник финансирования - федеральный бюджет. Прямое финансирование в России обеспечивает в среднем до 80% доходов массовых организаций культуры. Налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов выражаются в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. Налогооблагаемая прибыль в этих случаях уменьшается для предприятий до 5%, а для банков - до 3%. Культурная политика России основана на национальном понимании культуры и ее социальной роли.
      Китай: выделяется два направления культурной политики - традиционное, которое финансируется и контролируется государством: идеология, социальные культурные услуги, творчество, научные исследования, охрана культурного наследия, а также индустрия культуры, производящая продукты культуры в условиях свободной конкуренции. Государственное финансирование сочетается с негосударственными формами инвестиций: поощрение инвестирования, расширение финансовых фондов в сфере культуры, государственное кредитование прорывных и высокотехнологичных проектов и др. Правительство через основание фонда развития культуры и коммерческие предприятия в сфере культуры создало эффективный механизм формирования сферы культурной индустрии.
      Великобритания и Канада: государство берет на себя основное финансовое бремя по поддержке национальной культуры, не участвуя при этом в его распределении - принцип «вытянутой руки». Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, передают финансовые средства специальным комитетам и группам экспертов. Корпоративное спонсорство выступает важным механизмом финансирования культуры, паритетным с государственными усилиями.
      Германия: бюджетное финансирование осуществляется главным образом региональными и местными властями, признается доминирующее значение экономической свободы. Политика в сфере культуры наряду с государственным включает частное и общественное финансирование с развитыми механизмами системы грантовой поддержки.
      Франция: финансирование культуры осуществляется центральными, региональными и местными органами власти и в небольшой степени частным сектором. Центральные органы берут на себя обязательства по реализации проектов национального уровня. Действуют советы по делам культуры.
      Швеция, Норвегия, Дания основываются на существовании сильной администрации в сфере культуры на центральном уровне, которая играет роль координатора в деятельности всех участников культурной политики, в частности, в региональных и местных сообществах.
      Австрия: государственное субсидирование культурных организаций в Австрии составляет от 75% до 100%. В Австрии, как и во Франции, государственное финансирование осуществляется на трех основных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
      Южная Корея, Малайзия, Сингапур: восточноазиатский вариант культурной политики заключается в возрождении социально привлекательной роли культуры посредством формирования социальной ответственности, социальной сплоченности, возрождения городов, охраны окружающей среды. Большое значение уделяется институтам культуры, поддержке экономически-ориентированных проектов с целью увеличения объема туризма.
      Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост.
      С учетом лучших мировых практик для Казахстана особенно актуально выстроить действенные правовые механизмы поддержки спонсорства и меценатства в области культуры по примеру таких стран как США, Великобритания, Германия, Южная Корея и Сингапур.
      Современный мировой опыт показывает высокую успешность гибких кластерных структур. Точечная концентрация на прорывных направлениях позволит задать ориентиры для развития отрасли культуры в целом.
      Также важно сохранять государственное финансирование социально значимых проектов и некоммерческих отраслей - особенно классического и академического искусства по примеру России, Китая, Франции, Австрии и др. Оптимальным является опыт Франции, где центральные органы берут на себя обязательства по реализации проектов национального уровня и действуют советы по делам культуры.

       2.2. Обоснование необходимости долгосрочной Концепции культурной политики Республики Казахстан
      Сноска. Подраздел 2.2 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Динамика и характер изменений, которые произошли за последние десятилетия в нашей стране и мире, требуют пересмотра подходов и методов поддержки и развития культурной сферы.
      Эпоха глобализации способствовала трансформации многих институтов, включая культуру, как важнейшего фактора ускорения социальной, экономической и политической модернизации, обеспечивающего движение к постиндустриальному обществу через партнерство и диалог.
      Культурная политика является одной из наиболее эффективных средств формирования общенационального единства. Она осуществляется путем государственной поддержки процессов культурной жизни в обществе и воспитания граждан средствами культуры.
      Важнейшим условием формирования новой модели культурной политики является единение интересов общества и государства.
      Современная казахстанская культура нуждается не только в защите от вызовов и угроз глобализации, но и создании собственной культурной ниши в мировом культурном пространстве.

3. Общие подходы и основные принципы
культурной политики Республики Казахстан

      3.1. Цель и задачи
      Сноска. Подраздел 3.1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Цели: развитие единого культурного пространства страны, формирование конкурентоспособной культурной ментальности и высокой духовности казахстанцев, современных культурных кластеров, влияющих на успешное развитие экономики и формирование позитивного международного имиджа страны.
      Задачи:
      1) формирование духовно-нравственных ориентиров граждан, нового казахстанского патриотизма, устойчивой системы ценностей и созидательных основ общества всеобщего труда;
      2) развитие казахстанского культурного пространства на основе сохранения этнического многообразия и гармоничного развития культуры народа Казахстана при активном участии Ассамблеи народа Казахстана;
      3) интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство, широкое продвижение историко-культурного наследия Казахстана в стране и за рубежом, формирование собственных национальных брендов;
      4) создание условий для интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды и современных культурных кластеров;
      5) дальнейшее сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия через реализацию общенационального проекта «Мәңгілік Ел»;
      6) создание ярких художественных образов, воплощающих лучшие образцы современности, примечательные исторические события и артефакты, культурное наследие и традиции, тиражируемые посредством всех видов, жанров и направлений искусства - кино, анимации, литературы, живописи и др.;
      6-1) укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства на принципах гражданства и популяризация ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел»;
      7) широкое использование историко-культурного ландшафта страны для развития внутреннего и въездного культурного туризма.

      3.2. Общие подходы

      Реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан будет осуществляться на основе системы подходов и принципов, обусловленных глобальными векторами долгосрочного развития согласно Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира.
      В основе государственной политики в сфере развития культуры лежат следующие подходы:
      1) системность и комплексность развития всех направлений культуры во взаимосвязи;
      2) историческая преемственность и непрерывность поступательного развития культуры;
      3) обоснованность и приоритетность;
      4) инклюзивность и социальная направленность;
      5) инновационность и креативность.
      Человеческий капитал, творческий ресурс, системная государственная поддержка и бизнес-инициативы должны стать прочным фундаментом интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды, которая в свою очередь является главным показателем успеха государства и общества в экономике, социальной и культурной жизни.

      3.3. Основные принципы
      Сноска. Подраздел 3.3 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Реализация Концепции культурной политики Республики Казахстан будет основываться на следующих принципах:
      1) приоритетность общенационального культурного наследия, определяющего самобытность отечественной культуры в глобальном мире;
      2) признание культуры как фактора роста и мощного ресурса социального развития;
      3) уважение культурного многообразия страны, поддержка и развитие культуры и традиций полиэтничного Казахстана;
      4) свобода творческой личности и форм культурного самовыражения;
      5) единство культурной среды на базе новых институциональных объединений, современных культурных кластеров и передовых технологий.
      Данные принципы являются ядром формирования новой культурной конкурентоспособной ментальности, в основе которой - выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры. Отечественная культура должна выйти на качественно новый уровень и стать широко узнаваемой в мире.

4. Приоритетные направления культурной
политики Республики Казахстан

      4.1. Сохранение культурного кода нации
      Сноска. Подраздел 4.1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Современная казахстанская культура имеет все предпосылки для активного участия в глобальном культурном диалоге со своей сложившейся историко-культурной основой генетического кода нации. Основными составляющими культурного кода нации являются наследие, традиции, обычаи, язык, семья, хозяйственные системы (жизненный уклад), праздники.
      Жизнеспособная культура проходит свой естественный путь развития и трансформации, сохраняя свой стрежень. Идентичность может дать сбой в случае, когда ценности своей культуры окажутся малопривлекательными и ее может заместить другая, способная увести от истоков духовных и нравственных ценностей исконной культуры.
      Одним из важных векторов культурного развития современного Казахстана являются сохранение, исследование и трансляция культурного наследия. Культурное наследие - это неисчерпаемый потенциал консолидации и успешного развития нашего общества и государства.
      Государственная культурная политика должна быть направлена на духовное, культурное, общенациональное объединение общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей творческой, ответственной личности.
      Мировой опыт показывает, что технология трансляции и интеграция культурного наследия нации лежат в основе формирования современных культурных кластеров: от научных изысканий до культурного туризма. Катализатором развития кластеров является креативная индустрия, позволяющая сделать культурное наследие неотъемлемой частью повседневности, живой и постоянно развивающейся традиции, актуальной для нового поколения.
      Особое внимание должно быть уделено продвижению нового казахстанского патриотизма. В связи с этим будет продолжена работа в рамках существующих проектов сферы культуры, в средствах массовой информации и сети Интернет, а также деятельность этнокультурных объединений.
      Язык является основным элементом культуры и непременным условием формирования нации и ее единства. Сохранение и развитие казахского языка составляют важнейшую задачу культурной политики нашего государства. Интеграция казахстанской культуры в мировое сообщество обеспечивается государственной языковой политикой, которая предусматривает триединство языков: казахский, русский, английский.
      Обычаи и традиции как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизнедеятельности, передающаяся из поколения в поколение, сохраняют неповторимую самобытность и выражают душу народа. Их своеобразие связано со спецификой природной среды и хозяйственного уклада. Следует сохранять и продвигать элементы материальной и нематериальной культуры казахского народа.
      Благодаря институту семьи обеспечивается преемственность поколений. Важнейшей задачей культурной политики является культивирование в общественном сознании понимания ценности семьи как залога благополучия жизни человека и общества.
      Национальные праздники аккумулируют богатство и разнообразие традиций, ритуалов, обычаев, зрелищ, обрядов, игр, торжеств и т.д. Празднования общенародных, государственных праздников являются консолидирующим фактором общественного сознания, направляя его в позитивное русло, формируя чувства гордости и патриотизма.
      Огромную роль играют формирование национальных образов, культивирование традиций праздничных мероприятий, способных сплотить народ.
      Поддержка традиционных ценностей, формирование и развитие нравственных ориентиров, определяющих национальную идентичность, осуществляются через развитие языка, сохранение культурно-исторических ценностей, традиций, национальных праздников, традиционных промыслов и ремесел.

      4.2. Совершенствование системы управления в сфере культуры
      Сноска. Подраздел 4.2 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Новые подходы к формированию системы управления в сфере культуры предполагают использование практики привлечения частных инвестиций, меценатства и др. Изменение институционального поля культуры, повышение эффективности менеджмента организаций будут способствовать глубокой модернизации отрасли.
      В целях привлечения культурного сообщества и координации вопросов менеджмента в сфере культуры предлагается создание художественных советов по отраслям при уполномоченном органе в сфере культуры Республики Казахстан.
      Будут созданы художественные советы по театральной, музыкальной и концертной деятельности, цирковому искусству, киноиндустрии, музейному делу и археологии, изобразительному искусству, архитектуре и дизайну, литературе и книгоизданию при уполномоченном органе в сфере культуры Республики Казахстан. Художественные советы в тесном взаимодействии с творческими союзами будут обеспечивать координацию деятельности институциональных объединений в форме отраслевых кластеров с целью создания конкурентоспособного отечественного продукта - высокохудожественных произведений и предметов культуры и искусства.
      Вопросы развития культуры в регионах должны решаться на уровне местных исполнительных органов с учетом рекомендаций художественных советов по отраслям.
      Основная цель новой координирующей структуры управления - это эффективная реализация культурной политики с консолидированной платформой, направленной на формирование репертуара, гастрольной деятельности, решение вопросов кадровой политики.
      Необходимы активизация существующих и учреждение новых общественных союзов, ассоциаций, фондов, неправительственных организаций и т.п. в сфере культуры и искусства.
      Субъектами реализации культурной политики наряду с государственными структурами призваны стать социальные и бизнес-институты, творческие сообщества, наделенные определенными полномочиями, реальными мотивациями и защищенные законодательными гарантиями.
      Развитие государственно-частного партнерства предполагает гармоничное сочетание государственного финансирования с негосударственными формами инвестиций. В качестве возможных механизмов сотрудничества в сфере культуры могут рассматриваться концессиональные модели и схемы, когда государство предоставляет частному бизнесу право пользования объектом при условии сохранения основного профиля его деятельности. Это могут быть галереи, исторические здания или историко-культурные памятники, находящиеся в государственной собственности.
      Необходимо развивать долговременное сотрудничество национальных компаний с организациями культуры в целях поддержки и развития социально-культурной сферы.
      Вопросы совершенствования механизмов стимулирования меценатства и спонсорства в сфере культуры планируется рассмотреть в рамках разрабатываемого Закона Республики Казахстан «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности».

      4.3. Единое образовательное пространство сферы искусства

      Современная образовательная парадигма должна быть ориентирована, прежде всего, на развитие личности - созидателя и творца высоких духовно-нравственных и эстетических ценностей.
      Необходимо сформировать новую модель образования в сфере культуры, основанную на принципах непрерывности, преемственности, творческой и профессиональной компетентности, дуального обучения.
      С учетом мировой практики, которая успешно реализуется во Франции, Китае, Южной Корее, России и других странах, ведущие специализированные учебные заведения в сфере культуры и искусства должны находиться в ведении профильного ведомства. Данный механизм позволит обеспечить подготовку творческих работников и ориентировать государственную культурно-образовательную политику на потребности рынка труда в сфере культуры и искусства.
      Подготовка творческих работников и менеджеров новой генерации в разных сферах культуры и искусства должна стать одним из приоритетов культурной политики и требует принятия ряда комплексных мер:
      ориентировать государственную культурно-образовательную политику на потребности рынка труда в сфере культуры и искусства;
      организовать подготовку специалистов и современных менеджеров в сфере культуры на базе профильных вузов;
      модернизировать систему повышения квалификации работников культуры и искусства, педагогов художественного образования.
      Развитие культуры Казахстана невозможно без успешного развития комплекса гуманитарных наук и наук, посвященных различным сферам искусства. История, философия, политология, социология, искусствоведческие науки - все они обращены к изучению общества и его культуры и дают представление об основных закономерностях его функционировании. Современный уровень изучения культурных явлений предполагает, помимо традиционных, широкий круг исследований на стыке наук, использование разнообразных методик, подходов и данных.
      Для изучения культуры Казахстана требуется координация деятельности гуманитарных институтов, работающих в стране, создание общегосударственных комплексных исследовательских программ на уровне истории, теории и современной практики в сфере культуры и искусства.
      Широкий обмен достижениями научных изысканий должен проводиться в рамках организации научных конференций, круглых столов, выставок, фестивалей и т.д. Особое внимание должно уделяться доступности и дальнейшей популяризации результатов научной деятельности отечественных ученых, которые могут быть достигнуты путем издания научных, специализированных и популярных журналов, посвященных различным сферам культуры и искусства Казахстана.
      Одним из ведущих секторов научно-исследовательской работы в сфере культуры станет музейная структура, а значительная часть научных изысканий будет реализована в рамках национального проекта «Мәңгілік Ел».

      4.4. Интеграция в международное культурное пространство
      Сноска. Подраздел 4.4 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Казахстанская культура должна стать активным участником глобального культурного диалога и способствовать вхождению Республики Казахстан в число 30-ти развитых стран мира. Системная и целенаправленная работа по продвижению казахстанской культуры на международном уровне должна проводиться на протяжении всех этапов реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан.
      В ходе реализации второго этапа Концепции культурной политики Республики Казахстан будет рассмотрена возможность инициирования международных научно-исследовательских проектов с широким участием мирового научного сообщества. Укрепление и расширение культурно-гуманитарного сотрудничества с международными организациями культуры, разработка совместных творческих, исследовательских и научных программ, проектов по развитию отраслей культуры и искусства с ведущими зарубежными культурными, исследовательскими, экспертными и образовательными институтами выступают основным условием диалога.
      Для успешного достижения этой цели необходимо проводить дальнейшую работу по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства, собственной модели общественного согласия. Необходимо также осуществлять всестороннее продвижение и популяризацию ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел»: гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна.
      Потенциальной базой научно-исследовательской работы могут стать музейный кластер страны и реализация национального проекта по сохранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия «Мәңгілік Ел» по аналогии с Государственной программой «Мәдени мұра». Реализация данного проекта обеспечит духовную преемственность и самоидентификацию поколений.
      Основной акцент данного направления делается на дальнейшую охрану и популяризацию материального и нематериального наследия с привлечением авторитетных зарубежных экспертов, научно-исследовательских институтов и консалтинговых организаций. Широкое применение лучших мировых практик и стандартов охраны, консервации, реставрации и реконструкции историко-культурного наследия позволит поднять искусствоведение и музееведение, историческую, археологическую, этнографическую науки на качественно новый уровень. Поддержка сообществ, передающих народные знания и умения, образы и язык, обычаи и нравы семейной и обрядово-праздничной жизни, будет способствовать сохранению нематериального культурного наследия Казахстана.
      Необходимо сформировать, систематизировать и регулярно обновлять национальный реестр нематериального культурного наследия, провести инвентаризацию его элементов во всех регионах Казахстана и широко продвигать элементы нематериального культурного наследия в список ЮНЕСКО. Сотрудничество с ведущими зарубежными организациями, такими как ЮНЕСКО, ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест), ТЮРКСОЙ (Международная организация тюркской культуры), ИСЕСКО (Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры) и др. позволит реализовать комплекс задач по охране и восстановлению историко-культурного наследия страны, развивать все направления отечественного искусства и активно популяризировать его за пределами государства.
      Стратегически важным является расширение международно-правовой базы в сферах многостороннего культурно-гуманитарного сотрудничества и присоединения к наиболее важным, отвечающим интересам страны договорам, конвенциям и соглашениям.
      Присоединение Казахстана к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении форм культурного самовыражения» будет способствовать созданию условий для свободного взаимодействия, сближению культур, продвижению политики межкультурного диалога как на национальном, так и международном уровнях.
      В итоге, Казахстан может стать одним из центров развития мировой культуры и искусства, исторической науки, археологии и искусствоведения, ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста.
      В частности, будет прорабатываться возможность открытия в Астане штаб-квартиры новой международной организации в области культуры - Евразийского совета по культурному развитию «Silk Road».
      Учитывая проводимую Казахстаном политику мира и согласия в общественной и культурной жизни, принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о поощрении межрелигиозного и межкультурного диалога, а также утверждение Генеральной Ассамблеей ООН по предложению ЮНЕСКО инициативы Казахстана о провозглашении Международного десятилетия сближения культур на 2013-2022 гг., на первом этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос о создании центра сближения культур в г. Алматы. В дальнейшем планируется рассмотрение вопроса о присвоении данному учреждению статуса центра под эгидой ЮНЕСКО.

      4.5. Применение информационных и инновационных технологий

      Внедрение современных технологий в сфере культуры является важным фактором развития новых форм культурных коммуникаций и объединения культурного пространства всей страны. Феноменом современного мира является е-культура, обеспечивающая широкий доступ к продукту культуры.
      В рамках масштабной социальной модернизации страны Глава государства поставил задачу по развитию инновационных форм доступа к интеллектуальной информации и значительному расширению фонда Казахской национальной электронной библиотеки. Все книги, выпущенные по программе социально значимых изданий, должны быть включены в данную систему. До 2020 года необходимо обеспечить 100% оцифровку библиотечных фондов страны.
      До 2025 года планируется создать сеть виртуальных музеев и перевести в электронный формат все музейные фонды, записи концертов, значимые элементы материального и нематериально историко-культурного наследия. Доступ к информации может быть обеспечен путем создания нового виртуального портала «E-culture.kz», который позволит сфокусировать культурную жизнь страны на одном популярном ресурсе. Это самый доступный формат для продвижения культуры и искусства Казахстана в мировое пространство и возможности сделать широко узнаваемыми их.

      4.6. Развитие современных культурных кластеров
      Сноска. Подраздел 4.6 в редакции Указа Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Конкурентоспособность культурной среды обеспечивается в первую очередь посредством кластерных структур. Культурный кластер - это творческий сектор экономики, обеспечивающий взаимодействие между творчеством, образованием и наукой, экономикой и бизнесом, создающий конкурентоспособный продукт. Кластерный подход - это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
      Модернизация отрасли культуры и внедрение современных сбалансированных принципов в сферу управления культурными кластерами будут содействовать вхождению Казахстана в тридцатку высокоразвитых стран мира. Задачи развития отрасли определяют два направления формирования культурных кластеров: творческий и культурно-туристский.

Творческие кластеры

      Творческие кластеры будут способствовать развитию отдельных сфер культуры и искусства, повышению уровня интерактивности культурных продуктов, формированию благоприятной креативной среды, укреплению конкурентных преимуществ творческих объединений и организаций культуры в целом. Тип творческих кластеров зависит от концепции, природы возникновения и преобладающих составляющих элементов этих объединений. Существуют два основных подхода к формированию кластерных структур: однородный, основанный на принципе объединения одного сектора отрасли вне формальных административно- территориальных границ, а также многопрофильные, локализованные в пределах определенной территории (города, района, области). С учетом специфики поставленных задач по формированию единого культурного пространства страны применительно к современному Казахстану целесообразно использовать оба подхода.
      Творческие кластеры, представленные однородными секторами отрасли, включают в себя: музейное дело, литературу, книгоиздание и библиотечное дело, изобразительное искусство, дизайн и архитектуру, театральное, хореографическое, музыкальное, исполнительское и цирковое искусство; киноиндустрию, анимацию и национальное телевидение.

Музеи как опорные центры развития науки
и исследовательской деятельности

      В современном мире музей - это центр науки, образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. В рамках реформирования музейного дела до 2020 года планируются расширение функции музеев до культурно-образовательных и имиджевых центров и создание условий для развития научно-исследовательской деятельности, взаимодействия с исторической наукой, археологией, реставрацией, искусствоведением, этнографией (по примеру Смитсоновского института США, объединяющего девятнадцать музеев и галерей, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Лувра в Париже и других). В связи с этим будут рассмотрены вопросы укрепления материально-технической базы фондохранилищ.
      Создание художественного совета по музейному делу будет содействовать координации работы музеев страны, укреплению музейной сети, формированию системы популяризации и широкой презентации основных музейных фондов, их экспонированию в стране и за рубежом, широкой межмузейной интеграции.
      На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос внедрения пилотного проекта по приглашению на должности первых руководителей отдельных республиканских организаций культуры (музеев, театров) опытных иностранных менеджеров, а также передачи отдельных объектов культуры (музеи, театры, дома культуры) в доверительное управление на принципах государственно-частного партнерства.
      Музеи Казахстана должны стать опорными центрами взаимодействия и сотрудничества научных учреждений, архивов, библиотек в целях широкой популяризации и интерпретации историко-культурного наследия в современном формате.
      Музеи должны соответствовать современным требованиям к организации экспозиционного пространства. В этой связи необходимо проработать вопрос о внедрении мультимедийных средств. Музеи должны стать экономически эффективными структурными единицами сферы культуры и учитывать интересы всех социальных групп.
      Все музейные фонды должны быть широко доступны, переведены в электронный формат и представлены в виртуальном пространстве.
      На системном уровне должны быть пересмотрены подходы к формированию художественных фондов ведущих музеев Казахстана, ориентированных на экспонирование артефактов, имеющих мировую ценность. Важным шагом на этом пути станет популяризация в музее уникального артефакта, легендарной исторической реликвии международного масштаба. Учитывая, что основной объем туристских потоков ориентирован на посещение объектов культуры, сакральных мест и историко-культурных ландшафтов, заданный приоритет будет иметь эффективную отдачу.
      Перспективным проектом может выступить постоянная акция «Ночь в музее», которая популяризирует новую форму культурного досуга среди подрастающего поколения и молодежи.
      Необходимо пересмотреть и концепцию работы музеев- заповедников. Эти уникальные объекты должны стать мировыми центрами культурного туризма. Их развитие будет осуществляться на основе утвержденных генеральных планов и четко скоординировано с реализацией Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года.
      Единая стратегия развития региональных музеев и музеев-заповедников обеспечит научный и творческий обмен с ведущими музеями мира и международными организациями.
      До 2030 года Казахстан должен стать одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения.

Литература, книгоиздание и библиотечное дело

      Для полноценной реализации государственной культурной политики необходимо акцентировать внимание на дальнейшем развитии казахской литературы, являющейся ярким отражением состояния духовности современного общества и его ценностных ориентиров.
      В данном направлении ведущую роль должен сыграть художественный совет по литературе, книгоизданию и библиотечному делу, который обозначит основные концепты развития литературы в стране, объединит лучшие творческие ресурсы, обеспечит широкий поиск и вовлечение молодых талантов.
      Издание социально значимой литературы, направленной на формирование культурной ментальности казахстанцев, патриотизма, ценностных установок и ориентиров для молодежи, является приоритетом государственной культурной политики. Политика в области издательской деятельности будет ориентирована на литературу, воплощающую лучшие образцы современности, историческое наследие, события и образы выдающихся личностей истории и культуры, героев нашего времени во всех жанрах и направлениях, включая детскую литературу, классику, антологию мировой, национальной поэзии и прозы.
      Библиотеки Казахстана должны стать многофункциональными информационными и досуговыми центрами, обеспечивающими в современном удобном формате широкий доступ к накопленному общественному знанию. Ключевой задачей современной библиотеки является формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению, языкам, отечественной истории и культуре.

Изобразительное искусство, дизайн и архитектура

      Рассматривая изобразительное, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру как творческие кластеры, следует учитывать, что особенность их продуктов закрепляется в массовом сознании как визуальный образ народа, времени и страны. Данная специфика является одной из основных форм в создании и продвижении национальных культурных брендов. Архитектура и дизайн, являясь социально значимыми видами искусства, формируют культурно-исторический ландшафт страны и эстетику среды обитания человека, а также организуют социокультурное пространство.
      Деятельность художественного совета по изобразительному искусству, архитектуре и дизайну будет направлена на координацию работы по продвижению арт-кластеров, созданию благоприятных условий для творческих арт-индустрии, поддержку новых направлений современного искусства и народного творчества.
      Биеннале современного искусства в Венеции - одна из самых авторитетных выставок мирового современного искусства. На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос об участии официального Казахстанского павильона на Венецианском биеннале, что будет способствовать активному участию современного изобразительного искусства Казахстана в глобальном культурном диалоге.

Театральное, музыкальное, хореографическое, исполнительское
и цирковое искусство

      Стратегически оптимальным шагом станет вовлечение культурных учреждений, включая областные театры, концертные и цирковые организации, в орбиту республиканской культурной политики при их активном участии в художественных советах и развитии соответствующих отраслевых культурных кластеров.
      В целях обеспечения равного доступа к театральному искусству жителей городов и сельского населения, а также продвижения лучших казахстанских постановок на международном театральном пространстве необходим системный подход к организации гастрольной и фестивальной деятельности.
      Необходимо создавать благоприятные условия и возможности для профессионального роста, в том числе на всемирно признанных сценах, и создания сценических площадок мирового уровня в нашей стране.
      За счет средств республиканского бюджета будут проводиться Республиканский фестиваль драматических театров, Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии и Республиканский фестиваль национальных театров Казахстана.
      Институциональные структуры данных объединений требуют централизованного решения системных вопросов в области координации репертуарной политики, гастрольной деятельности, повышения сценического мастерства, подбора и подготовки кадров. Данный подход позволит консолидировать имеющиеся ресурсы и добиться максимальной рационализации их деятельности, нивелирования региональных диспропорций в развитии, унификации подходов социальной поддержки кадров.
      К 2030 году наша страна должна стать ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста.
      Для сохранения и развития богатого наследия музыкальной культуры Казахстана необходима поддержка композиторов и исполнителей традиционной и классической музыки. Сохранение видов и жанров казахской традиционной музыкальной культуры является приоритетной задачей в рамках реализации международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия.
      Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей современным тенденциям танцевального искусства. Деятельность Национальной академии хореографии и создание новых коллективов, таких как «Астана-балет», дадут новые возможности для развития отечественной хореографии.

Развитие киноиндустрии как важнейшего кластера современного
культурного пространства

      Один из самых эффективных способов актуализировать и интегрировать нашу историю и культуру в мировое пространство лежит в области развития искусства кино и кино-индустрии, привлечения к сотрудничеству ведущих кино-компаний и телеканалов мира. Необходимо дифференцировать подходы к отечественному кинопроизводству и рассмотреть возможность создания после 2020 года отдельной государственной кинофабрики по созданию документальных и анимационных фильмов «Kazakh Animation».
      Национальный кинематограф должен быть ориентирован на популяризацию лучших образцов современности, уникального историко-культурного наследия страны, исторических событий и выдающихся личностей. Особое внимание необходимо уделить вопросам формирования патриотизма и толерантности. В активе отечественных кинокомпаний должны быть масштабные художественные и документальные проекты, создающие яркие художественные образы, презентующие отечественную историю, культуру и искусство в мировом пространстве. Следует организовать производство сериалов и фильмов по истории казахского ханства, истории казахской государственности, об отдельных личностях из истории казахского народа. Яркие и современные художественные формы передачи исторических событий и выдающихся деятелей позволят органично включить историю Казахстана в мировой контекст.
      Особенно важным является развитие анимации. Основными продуктами кинофабрики «Kazakh Animation» должны стать мультипликационные фильмы, призванные культивировать позитивную систему ценностей, а также полнометражные мультипликационные фильмы, которые должны стать брендами и «якорными» проектами индустрии развлечений. Необходимо создавать яркую имиджевую продукцию: от анимационных художественных образов до игрушек, сувениров, печатной продукции и других.
      Национальное телевидение как ведущая форма культурной коммуникации также должно быть ориентировано на широкую трансляцию базовых духовных ценностей общества. Учитывая масштабное воздействие на формирование мировоззрения и культурной ментальности, национальное телевидение нуждается в обшей культурной концепции. Каналы «Білім және Мәдениет», «Балапан» имеют огромный потенциал передачи в новом современном формате всего массива культурного богатства, многообразия форм и направлений мирового искусства, лучших национальных традиций и духовных ориентиров. Необходимо использовать научные достижения и открытия, сведения об уникальных памятниках археологии, истории и культуры в транслируемом контенте. К примеру, «Золотой человек» и сакские артефакты могут стать всемирно узнаваемым брендом, способным привлечь огромное внимание мировой общественности.

Культурно-туристские кластеры

      Развитие культурно-туристских кластеров рассматривается как часть общей стратегии формирования культурной среды регионов, стимулирующей новые инфраструктурные проекты на селе, поддерживающие творческую активность молодежи, детей и местных культурных сообществ, возрождение традиционных промыслов и ремесел.
      Являясь реальными инвестициями в развитие человеческих ресурсов региона, культурно-туристские кластеры стимулируют предпринимательскую активность, укрепляют творческий сектор экономики, нивелируют диспропорции в доступе к культурным ценностям и способствуют продуктивному культурному обмену по линии город-село.
      Местные исполнительные органы играют решающую роль в обеспечении условий формирования благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов, учитывающих реальный потенциал территорий и особенности развития отдельных районов, определяющих уникальную структуру региональных кластеров.
      Высокий потенциал культурно-туристских кластеров заключается в формировании международного имиджа историко-культурных территорий и сопутствующей инфраструктуры, нацеленной на достижение положительного социального и экономического эффекта.
      Это позволит формировать узнаваемые бренды территорий, историко-культурный имидж регионов.
      Культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание. Создание центров развлечения мирового уровня, экологических этнопарков, культурных заповедников по различным направлениям культуры и искусства является базой для формирования полного культурного ландшафта страны.
      Концепцией развития туристской отрасли до 2020 года определены туристские кластеры, в базисе которых значительное место занимают объекты культуры, что определяет важность взаимодействия туристской и культурной отраслей.

Кластер "Астана - сердце Евразии"

      Одним из ключевых аспектов высокой конкурентоспособности Астаны выступает современная высокотехнологичная культурная инфраструктура столицы, где сконцентрированы объекты культуры республиканского уровня, включающие: 7 театров, 8 музеев, 27 библиотек, 7 кинотеатров, 8 концертных организаций, цирк, 9 парков культуры и отдыха, галерею и др.
      Уникальные возможности нового театра оперы и балета «Астана Опера» и современных творческих коллективов, таких как «Astana Ballet», Национального музея истории Казахстана и др. позволяют Астане стать площадкой для проведения крупных международных конкурсов классического и современного искусства.
      До 2020 года будет проработан вопрос проведения ряда масштабных имиджевых проектов, включающих создание государственного театра мюзикла «Astana Musical», проведение всемирного театрального фестиваля «Astana World Theatre Festival», 24-й Всемирного театрального конгресса (ITI-UNESCO) и других.
      При условии наличия заинтересованных частных инвесторов в пригороде столицы возможно рассмотреть вопрос о реализации проектов «Этнодеревня и улица ремесленников», а Щучинско-Боровская курортная зона может быть дополнена амфитеатром для проведения имиджевых концертных мероприятий республиканского и международного уровней. Трансрегиональный характер Астаны определяет тесные связи с такими знаковыми для истории независимого Казахстана символами, как Улытау - свидетель многовековой истории Казахстана.
      Перспективным направлением является активное развитие историко-культурных объектов, включенных в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО: курганы Тасмолинской культуры, могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры и другие, а также серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь».
      Огромные возможности для продвижения культурного имиджа Астаны на международную арену открывает выставка ЕХРО-2017. Астана и ее окрестности станут центром презентации нашей самобытной кочевой культуры и шедевров национального и мирового музыкального, танцевального, театрального искусства в исполнении отечественных мастеров. Построенные в рамках выставки павильоны и комплексы обогатят культурную инфраструктуру столицы.

Кластер  "Алматы - свободная культурная зона Казахстана"

      Развитие Алматы как творческого города формирует оптимальную среду для творческой самореализации.
      Культурная инфраструктура Алматы с его богатой историей и сложившейся традицией представлена 13 театрами, 15 музеями, 24 кинотеатрами, 12 концертными организациями, 31 библиотекой, 10 учреждениями клубного типа, зоопарком, цирком, 6 парками культуры и отдыха и другими объектами, большинство из которых республиканского значения.
      В городе ежегодно проходят уже зарекомендовавшие себя крупные городские праздники и фестивали «Apple fest», «Парад оркестров», «Арт-площадка», «Алматы жүрегімде», «Artbat fest», «Международный карнавал кукол» и многие другие. Происходит формирование новых независимых культурных организаций - дизайн-мастерские «Шебер», возникают и успешно реализуются новые независимые инициативы - музыкальный фестиваль «Weekender», молодежный театральный фестиваль «Откровение», литературный фестиваль «Полифония», фестиваль еды «Праздник вкуса» и другие.
      Особый интерес представляют уникальный археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами, горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Казахстан, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (Боралдайские сакские курганы, древние городища Талгар Каялык, Карамерген).
      По примеру фестивалей искусств в Стоунхендже сакральное пространство древнего святилища под открытым небом Тамгалы тас может стать местом проведения международных фестивалей (фестиваль современной этнической музыки The Spirit of Tengri) и форумов по культуре и искусству. Знаковые мероприятия такого формата позволят привлечь мировое научное сообщество к историко- культурным объектам Алматы.

Кластер «Единство природы и кочевой культуры»

      Культурную инфраструктуру кластера составляют 10 театров, 35 музеев, 1005 библиотек, 774 учреждения клубного типа, 3 концертные организации, 17 кинотеатров, 10 парков развлечений и отдыха, 1 зоопарк.
      На территории северной части Казахстана множество живописных ландшафтов, горных цепей, лесных массивов, рек и озер. Сотни археологических, исторических и архитектурных памятников. Уникальные памятники ботайской культуры эпохи энеолита являются местом открытия и изучения исторических основ степной цивилизации. Природный заповедник Наурзум, Баянаульский и Кокшетауский национальные парки расширят свой туристский статус, став региональными центрами культурного, эко-, этно- и медицинского туризма. Кластер обладает перспективой стать своеобразным культурно-просветительским центром страны, продолжая и расширяя традиции просвещения и культуры, заданные такими выдающимися уроженцами северных регионов как Кожаберген жырау, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и другие.
      Огромный потенциал имеет проведение ежегодных научных и культурно-образовательных акций, приуроченных к памятным датам истории региона, конкурсы научных и культурных проектов разного масштаба, посвященные памяти Ч. Валиханова, культурно-просветительские мероприятия (смотры, фестивали, чтения и конкурсы) имени И. Алтынсарина, фестивали патриотической поэзии и песни имени Кожаберген жырау и др.

Кластер «Жемчужина Алтая»

      В составе кластера: 13 музеев, 322 библиотеки, 2 театра, 5 концертных организаций, 6 кинотеатров, 307 учреждений клубного типа, 3 парка культуры и отдыха, зоопарк. Имеются уникальные историко-культурные объекты и памятники архитектуры в городах Усть-Каменогорске и Семее, а также государственный историко-культурный музей-заповедник «Берель», где проводится традиционный международный фестиваль тюркоязычных народов «Алтай - золотая колыбель тюркских народов». Природный ландшафт Алтая имеет большие перспективы для развития этнотуризма. В регионе находится множество курганов, обнаружены царские захоронения II-III веков.
      Реализация культурных проектов до 2020 года укрепит инфраструктуру отрасли и откроет новые перспективы развития сферы культуры региона.
      В Усть-Каменогорске будет продолжена традиция проведения уже сформировавшегося международного музейного фестиваля в формате «MUSEUMcтaн».
      В Семее, на родине великого поэта Абая, будут проводиться международные симпозиумы абаеведов и молодых литераторов.
      Проведение масштабного этнокультурного фестиваля в Катон-Карагае «Долина меда» будет направлено на возрождение народных промыслов и ремесел, поддержку творческих коллективов и отдельных исполнителей, музыкантов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, способных внести реальный вклад в развитие самобытной культуры региона.

Кластер «Возрождение Великого Шелкового пути»

      Кластер включает 28 музеев, 8 театров, 431 библиотеку, 268 учреждений клубного типа, 5 кинотеатров, 39 парков культуры и отдыха, 2 цирка, зоопарк, одну концертную организацию. В число историко-культурных объектов входят: памятники древнего Туркестана и Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан», археологические объекты средневекового городища Отрар и отрарского оазиса (включенные в предварительный список ЮНЕСКО), археологический комплекс Сауран, дворцовый комплекс Акыртас, Каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией, петроглифы Арпа-Узень, включенные в предварительный список ЮНЕСКО, мемориальный комплекс Коркыт Ата и другие.
      Все данные объекты имеют огромный потенциал и могут позиционироваться на трансграничном уровне. Мемориальный комплекс «Азрет-Султан» и его жемчужина мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи имеют перспективу стать духовным центром паломничества мусульман всего мира.
      В перспективе будет рассмотрен вопрос проведения в Шымкенте, близ города Отрар, Международного научного форума по исследованию культуры и искусства Казахстана, посвященного наследию аль-Фараби.

Кластер «Каспийские ворота»

      Культурная инфраструктура кластера представлена 4 театрами, 6 музеями, 405 библиотеками, 278 учреждениями клубного типа, 3 концертными организациями, 9 кинотеатрами, 7 парками развлечений и отдыха. Здесь расположены следующие историко-культурные объекты: подземные мечети Бекет-Ата, Шопан-Ата и Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура; некрополи полуострова Мангышлак; гора Шеркала, комплекс памятников «Бокеевская Орда» и др.
      Уникальный регион может стать местом проведения популярных культурных мероприятий. До 2020 года будет рассмотрен вопрос проведения серии имиджевых мероприятий: фестиваля фольклора, посвященного отечественным героям Исатаю и Махамбету, Международного конкурса композиторов и исполнителей народной музыки имени Дины Нурпеисовой и др. Новый импульс может получить международное празднование Дня Каспия. Фестиваль современной песни в Актау «Тысячелетия вокруг Каспия» может позиционироваться как евразийский песенный конкурс народов прикаспийских стран. В качестве самобытного культурного бренда региона должны стать этнокультурные мероприятия.
      Развитие объектов культуры и досуга, новых широко узнаваемых сценических площадок, возможность проведения имиджевых мероприятий (сезоны казахстанской культуры за рубежом, празднование «Наурыз» в новом формате, международных фестивалей и конкурсов), тиражирование имиджевой продукции в сфере кино, анимации, живописи, дизайна, развитие ремесленничества и народно-прикладного искусства - все это станет важной составляющей развития современных творческих и культурно-туристских кластеров, реализации значимых социальных проектов, стимулирующих творческую активность, поддерживающих молодые таланты и развитие творческой индустрии.
      К 2030 году Казахстан должен стать одним из международных центров культуры и досуга с развитой инфраструктурой и эффективными кластерами мирового уровня.»;

5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы

      Сноска. Раздел 5 в редакции Указа Президента РК от 28.12.2015 № 146.

      Реализация заданных принципов и подходов культурной политики предполагает следующие этапы:
      1-й этап 2015-2019 годы;
      2-й этап 2020-2030 годы.
      Первый этап предусматривает конкретные шаги по адаптации существующих и созданию новых правовых мер, а также институциональных механизмов развития отрасли, основных кластеров, большинство из которых должно быть реализовано в 2015-2016 годах.
      Важно усилить контроль местных исполнительных органов в практической реализации культурной политики страны по проведению культурно-массовых мероприятий на соответствующих территориях.
      В целях четкого мониторинга процесса модернизации в сфере культуры и определения ее места в несырьевом секторе будет продолжено проведение серии социологических исследований, направленных на оценку динамики развития отрасли в рамках международных рейтингов ОЭСР и IMD, на базе «форсайта» и долгосрочного культурологического прогноза на основе социокультурных индикаторов общества высокой культуры.
      На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан с целью развития творческой конкуренции и продвижения талантов будет проработан вопрос проведения республиканского и региональных конкурсов на присвоение званий «Лучший театр", «Лучший музей», «Лучшая библиотека", «Лучшая культурно-досуговая организация», «Лучшая концертная организация» и др.
      На основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства к 2020 году отдельные виды искусства и организаций культуры будут выведены на экономически прибыльный (рентабельный) уровень.
      На первом этапе:
      1) будет подготовлена соответствующая правовая база;
      2) в 2015-2016 учебном году состоится первый выпуск профессиональных актеров по специальности "Артист мюзикла";
      3) будет создано единое образовательное пространство в сфере искусства;
      4) активное развитие получают наука и исследовательская деятельность; музеи страны выступают опорными центрами развития исторической науки, археологии и искусствоведения;
      5) будут созданы отраслевые художественные советы;
      6) будет усилена интеграция в проекты ведущих международных организаций (ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, ИСЕСКО и др.);
      7) в рамках развития партнерства с бизнесом будут:
      разработан отраслевой комплексный бизнес-план создания развлекательных центров досуга мирового уровня и формирования национальных культурных брендов;
      разработана дорожная карта патроната и продвижения талантливой сельской молодежи;
      разработан стартап-проект по развитию транснациональных маршрутов культурного туризма;
      8) будет реализован отраслевой план действий по завершению комплексной оцифровки всего библиотечного фонда страны до 2020 года;
      9) будут отработаны четкие механизмы формирования единой репертуарной, кадровой политики и организации гастрольной деятельности;
      10) будет реализована серия масштабных республиканских и международных имиджевых мероприятий;
      11) будет обеспечен регулярный мониторинг потребности в менеджерах для сферы культуры села и моногородов;
      12) будет проработан вопрос о создании центра сближения культур в городе Алматы;
      13) будет обеспечена комплексная подготовка и реализация культурной программы ЭКСПО-2017.
      Ключевые индикаторы первого этапа:
      1) по сравнению с 2014 годом, к 2020 году будет достигнута 100% оцифровка национального библиотечного книжного фонда;
      2) число посещений библиотек увеличится в 2 раза;
      3) число посещений музеев увеличится в 3 раза;
      4) число посещений театров увеличится в 2 раза;
      5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 70%.
      Второй этап нацелен на дальнейшее институциональное и инфраструктурное преобразование отрасли, укрепление потенциала творческих ресурсов, выполнение работ в области кластерного развития отрасли и создания зон креативных индустрий и модернизацию сферы культуры в целом, что обеспечит ее устойчивый рост и дальнейшее инновационное развитие. Заложенные на первом этапе основы формирования национальных брэндов получают массовое продвижение и широкое тиражирование в масштабах страны и за рубежом.
      К 2030 году Казахстан станет:
      1) одним из центров развития мировой культуры и искусства;
      2) одним из мировых центров развлечений и досуга с развитой инфраструктурой;
      3) одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения;
      4) ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста;
      5) крупнейшим региональным центром ведущих международных организаций.
      В дальнейшем продолжится работа по следующим направлениям:
      1) поддержка новых направлений современного искусства, взаимодействие с молодежными субкультурами;
      2) реализация комплексного плана производства социально-ориентированного, духовно-нравственного и патриотически направленного продукта культуры во всех сферах, включая кино, анимацию, изобразительное, театральное, музыкальное искусство, литературу и др.;
      3) создание брендовой продукции культуры с экспортным потенциалом;
      4) расширение туристской логистики историко-культурного ландшафта страны, транснациональных маршрутов, обслуживающих внутренние и въездные туристские потоки;
      5) полная реставрация и реконструкция знаковых культурных комплексов страны как важнейших «якорных» проектов развития культурного туризма и других.
      Ключевые индикаторы второго этапа, по сравнению с 2019 годом:
      1) на уровне 100% будет обеспечиваться оцифровка новых поступлений национального библиотечного книжного фонда;
      2) число посещений библиотек увеличится практически на 20%;
      3) число посещений музеев увеличится в 2 раза;
      4) число посещений театров увеличится в 3 раза;
      5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 75%.
      Новый масштаб действий и системные меры по создании» единого культурного пространства страны обеспечат духовную преемственность и самоидентификацию поколений на основе общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», значительно расширив границы и формат культурного поля: творческий капитал, культурные кластеры и бизнес, конкурентоспособная ментальность. В результате будут преодолены территориальные диспропорции распределения услуг учреждений культуры, а сектор креативной индустрии позволит культуре расширить свои экономические возможности.
      В целом, единое культурное пространство страны обеспечит устойчивое развитие всех направлений искусства в реальном секторе экономики: к 2030 году сектор культуры стремится к среднему показателю развитых стран мира в объеме ВВП, в объеме занятого в культуре населения, в экспортном потенциале культурной продукции.

6. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых предполагается реализация Концепции
культурной политики Республики Казахстан

      В период первого этапа Концепции предполагается реализация нижеперечисленных задач:
      1) интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство, широкое продвижение историко-культурного наследия Казахстана в стране и за рубежом, формирование собственных национальных брендов;
      2) создание условий для интенсивного развития конкурентоспособной культурной среды и современных культурных кластеров;
      3) дальнейшее сохранение и популяризация историко-культурного наследия;
      4) создание ярких художественных образов, воплощающих лучшие образцы современности, примечательные исторические события и артефакты, культурное наследие и традиции, тиражируемые посредством всех видов, жанров и направлений искусства - кино, анимации, литературы, живописи и др.;
      5) широкое использование историко-культурного ландшафта страны для развития внутреннего и въездного культурного туризма - предполагается реализовать посредством внесения поправок в следующие нормативные правовые акты:
      Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»;
      Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре»;
      Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
      В целом, цели и задачи Концепции будут реализованы посредством следующих нормативных правовых актов:
      1) Закон Республики Казахстан «О культуре»;
      2) Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»;
      3) Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан».
      На стадии разработки находятся законы Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и гарантиях», где будут предусмотрены стандарты и гарантии доступности услуг культуры, а также «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности», где будут отражены механизмы стимулирования меценатства и привлечения частного сектора в сферу культуры и искусства.