О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 "О Концепции культурной политики Республики Казахстан"

Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 146. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 312.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 25.08.2023 № 312.

      ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 “О Концепции культурной политики Республики Казахстан” (САПП Республики Казахстан, 2014 г., № 67, ст. 619) следующие изменения и дополнения:

      в Концепции культурной политики Республики Казахстан, утвержденной вышеназванным Указом:

      внесено изменение в текст на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      в разделе 1 “Введение”:

      часть третью изложить в следующей редакции:

      “Сегодня развитие культуры и культурного потенциала относится к числу ключевых приоритетов развития многих народов и государств мира. Одним из важнейших критериев успеха выступают уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение общенационального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный культурный обмен и духовно-творческую самореализацию личности.”;

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      “Достижения в сфере культуры не измеряются только работой ведомств, учреждений культуры, количественными показателями статистики и наличием известных имен. Культура сегодня - это мощный инструмент духовно-эстетического развития личности, формирования общенационального единства и интеграции страны в мировое сообщество.”;

      дополнить частью седьмой следующего содержания:

      “Значимым приоритетом является создание современной, основанной на мировых стандартах эффективной модели организации и управления инфраструктурой и сферой культуры, способствующей скорейшему вхождению Республики Казахстан в число 30-ти самых развитых государств. Концепция культурной политики разработана с учетом передового опыта стран Организации экономического сотрудничества и развития. В частности, направлена на усиление отрасли культуры и искусства по показателям занятости и уровню доходов.”;

      в разделе 2 “Общее видение развития сферы культуры в Республике Казахстан”:

      часть четырнадцатую подраздела 2.1. “Анализ текущей ситуации” изложить в следующей редакции:

      “По линии международного сотрудничества Казахстан является участником конвенций в сфере культуры: Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенции 2003 года об охране нематериального культурного наследия (НКН), Конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Европейской культурной конвенции 1954 года, Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года. Конвенции о международных выставках 1928 года.”;

      часть третью подраздела 2.2. “Обоснование необходимости долгосрочной Концепции культурной политики Республики Казахстан” изложить в следующей редакции:

      “Культурная политика является одной из наиболее эффективных средств формирования общенационального единства. Она осуществляется путем государственной поддержки процессов культурной жизни в обществе и воспитания граждан средствами культуры.”;

      в разделе 3 “Общие подходы и основные принципы культурной политики Республики Казахстан”:

      в подразделе 3.1. “Цели и задачи”:

      подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      “2) развитие казахстанского культурного пространства на основе сохранения этнического многообразия и гармоничного развития культуры народа Казахстана при активном участии Ассамблеи народа Казахстана;”;

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      “5) дальнейшее сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия через реализацию общенационального проекта “Мәңгілік Ел”;”;

      дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

      “6-1) укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства на принципах гражданства и популяризация ценностей общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел”;”;

      подпункт 1) подраздела 3.3. “Основные принципы” изложить в следующей редакции:

      “1) приоритетность общенационального культурного наследия, определяющего самобытность отечественной культуры в глобальном мире;”;

      в разделе 4 “Приоритетные направления культурной политики Республики Казахстан”:

      в подразделе 4.1. “Сохранение культурного кода нации”:

      часть четвертую изложить в следующей редакции:

      “Государственная культурная политика должна быть направлена на духовное, культурное, общенациональное объединение общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей творческой, ответственной личности.”;

      дополнить частью шестой следующего содержания:

      “Особое внимание должно быть уделено продвижению нового казахстанского патриотизма. В связи с этим будет продолжена работа в рамках существующих проектов сферы культуры, в средствах массовой информации и сети Интернет, а также деятельность этнокультурных объединений.”;

      в подразделе 4.2. “Совершенствование системы управления в сфере культуры”:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      “В целях привлечения культурного сообщества и координации вопросов менеджмента в сфере культуры предлагается создание художественных советов по отраслям при уполномоченном органе в сфере культуры Республики Казахстан.”;

      часть третью исключить;

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      “Вопросы развития культуры в регионах должны решаться на уровне местных исполнительных органов с учетом рекомендаций художественных советов по отраслям.”;

      в подразделе 4.4. “Интеграция в международное культурное пространство”:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      “Казахстанская культура должна стать активным участником глобального культурного диалога и способствовать вхождению Республики Казахстан в число 30-ти развитых стран мира. Системная и целенаправленная работа по продвижению казахстанской культуры на международном уровне должна проводиться на протяжении всех этапов реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан.”;

      дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

      “В ходе реализации второго этапа Концепции культурной политики Республики Казахстан будет рассмотрена возможность инициирования международных научно-исследовательских проектов с широким участием мирового научного сообщества. Укрепление и расширение культурно-гуманитарного сотрудничества с международными организациями культуры, разработка совместных творческих, исследовательских и научных программ, проектов по развитию отраслей культуры и искусства с ведущими зарубежными культурными, исследовательскими, экспертными и образовательными институтами выступают основным условием диалога.

      Для успешного достижения этой цели необходимо проводить дальнейшую работу по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства, собственной модели общественного согласия. Необходимо также осуществлять всестороннее продвижение и популяризацию ценностей общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел”: гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна.”;

      дополнить частью девятой следующего содержания:

      “Учитывая проводимую Казахстаном политику мира и согласия в общественной и культурной жизни, принятые Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о поощрении межрелигиозного и межкультурного диалога, а также утверждение Генеральной Ассамблеей ООН по предложению ЮНЕСКО инициативы Казахстана о провозглашении Международного десятилетия сближения культур на 2013-2022 гг., на первом этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос о создании центра сближения культур в г. Алматы. В дальнейшем планируется рассмотрение вопроса о присвоении данному учреждению статуса центра под эгидой ЮНЕСКО.”;

      подраздел 4.6 изложить в следующей редакции:

      “4.6. Развитие современных культурных кластеров

      Конкурентоспособность культурной среды обеспечивается в первую очередь посредством кластерных структур. Культурный кластер - это творческий сектор экономики, обеспечивающий взаимодействие между творчеством, образованием и наукой, экономикой и бизнесом, создающий конкурентоспособный продукт. Кластерный подход - это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.

      Модернизация отрасли культуры и внедрение современных сбалансированных принципов в сферу управления культурными кластерами будут содействовать вхождению Казахстана в тридцатку высокоразвитых стран мира. Задачи развития отрасли определяют два направления формирования культурных кластеров: творческий и культурно-туристский.

      Творческие кластеры

      Творческие кластеры будут способствовать развитию отдельных сфер культуры и искусства, повышению уровня интерактивности культурных продуктов, формированию благоприятной креативной среды, укреплению конкурентных преимуществ творческих объединений и организаций культуры в целом. Тип творческих кластеров зависит от концепции, природы возникновения и преобладающих составляющих элементов этих объединений. Существуют два основных подхода к формированию кластерных структур: однородный, основанный на принципе объединения одного сектора отрасли вне формальных административно- территориальных границ, а также многопрофильные, локализованные в пределах определенной территории (города, района, области). С учетом специфики поставленных задач по формированию единого культурного пространства страны применительно к современному Казахстану целесообразно использовать оба подхода.

      Творческие кластеры, представленные однородными секторами отрасли, включают в себя: музейное дело, литературу, книгоиздание и библиотечное дело, изобразительное искусство, дизайн и архитектуру, театральное, хореографическое, музыкальное, исполнительское и цирковое искусство; киноиндустрию, анимацию и национальное телевидение.

      Музеи как опорные центры развития науки

      и исследовательской деятельности

      В современном мире музей - это центр науки, образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. В рамках реформирования музейного дела до 2020 года планируются расширение функции музеев до культурно-образовательных и имиджевых центров и создание условий для развития научно-исследовательской деятельности, взаимодействия с исторической наукой, археологией, реставрацией, искусствоведением, этнографией (по примеру Смитсоновского института США, объединяющего девятнадцать музеев и галерей, Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Лувра в Париже и других). В связи с этим будут рассмотрены вопросы укрепления материально-технической базы фондохранилищ.

      Создание художественного совета по музейному делу будет содействовать координации работы музеев страны, укреплению музейной сети, формированию системы популяризации и широкой презентации основных музейных фондов, их экспонированию в стране и за рубежом, широкой межмузейной интеграции.

      На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос внедрения пилотного проекта по приглашению на должности первых руководителей отдельных республиканских организаций культуры (музеев, театров) опытных иностранных менеджеров, а также передачи отдельных объектов культуры (музеи, театры, дома культуры) в доверительное управление на принципах государственно-частного партнерства.

      Музеи Казахстана должны стать опорными центрами взаимодействия и сотрудничества научных учреждений, архивов, библиотек в целях широкой популяризации и интерпретации историко-культурного наследия в современном формате.

      Музеи должны соответствовать современным требованиям к организации экспозиционного пространства. В этой связи необходимо проработать вопрос о внедрении мультимедийных средств. Музеи должны стать экономически эффективными структурными единицами сферы культуры и учитывать интересы всех социальных групп.

      Все музейные фонды должны быть широко доступны, переведены в электронный формат и представлены в виртуальном пространстве.

      На системном уровне должны быть пересмотрены подходы к формированию художественных фондов ведущих музеев Казахстана, ориентированных на экспонирование артефактов, имеющих мировую ценность. Важным шагом на этом пути станет популяризация в музее уникального артефакта, легендарной исторической реликвии международного масштаба. Учитывая, что основной объем туристских потоков ориентирован на посещение объектов культуры, сакральных мест и историко-культурных ландшафтов, заданный приоритет будет иметь эффективную отдачу.

      Перспективным проектом может выступить постоянная акция “Ночь в музее”, которая популяризирует новую форму культурного досуга среди подрастающего поколения и молодежи.

      Необходимо пересмотреть и концепцию работы музеев- заповедников. Эти уникальные объекты должны стать мировыми центрами культурного туризма. Их развитие будет осуществляться на основе утвержденных генеральных планов и четко скоординировано с реализацией Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года.

      Единая стратегия развития региональных музеев и музеев-заповедников обеспечит научный и творческий обмен с ведущими музеями мира и международными организациями.

      До 2030 года Казахстан должен стать одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения.

      Литература, книгоиздание и библиотечное дело

      Для полноценной реализации государственной культурной политики необходимо акцентировать внимание на дальнейшем развитии казахской литературы, являющейся ярким отражением состояния духовности современного общества и его ценностных ориентиров.

      В данном направлении ведущую роль должен сыграть художественный совет по литературе, книгоизданию и библиотечному делу, который обозначит основные концепты развития литературы в стране, объединит лучшие творческие ресурсы, обеспечит широкий поиск и вовлечение молодых талантов.

      Издание социально значимой литературы, направленной на формирование культурной ментальности казахстанцев, патриотизма, ценностных установок и ориентиров для молодежи, является приоритетом государственной культурной политики. Политика в области издательской деятельности будет ориентирована на литературу, воплощающую лучшие образцы современности, историческое наследие, события и образы выдающихся личностей истории и культуры, героев нашего времени во всех жанрах и направлениях, включая детскую литературу, классику, антологию мировой, национальной поэзии и прозы.

      Библиотеки Казахстана должны стать многофункциональными информационными и досуговыми центрами, обеспечивающими в современном удобном формате широкий доступ к накопленному общественному знанию. Ключевой задачей современной библиотеки является формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению, языкам, отечественной истории и культуре.

      Изобразительное искусство, дизайн и архитектура

      Рассматривая изобразительное, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру как творческие кластеры, следует учитывать, что особенность их продуктов закрепляется в массовом сознании как визуальный образ народа, времени и страны. Данная специфика является одной из основных форм в создании и продвижении национальных культурных брендов. Архитектура и дизайн, являясь социально значимыми видами искусства, формируют культурно-исторический ландшафт страны и эстетику среды обитания человека, а также организуют социокультурное пространство.

      Деятельность художественного совета по изобразительному искусству, архитектуре и дизайну будет направлена на координацию работы по продвижению арт-кластеров, созданию благоприятных условий для творческих арт-индустрии, поддержку новых направлений современного искусства и народного творчества.

      Биеннале современного искусства в Венеции - одна из самых авторитетных выставок мирового современного искусства. На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан будет проработан вопрос об участии официального Казахстанского павильона на Венецианском биеннале, что будет способствовать активному участию современного изобразительного искусства Казахстана в глобальном культурном диалоге.

      Театральное, музыкальное, хореографическое, исполнительское

      и цирковое искусство

      Стратегически оптимальным шагом станет вовлечение культурных учреждений, включая областные театры, концертные и цирковые организации, в орбиту республиканской культурной политики при их активном участии в художественных советах и развитии соответствующих отраслевых культурных кластеров.

      В целях обеспечения равного доступа к театральному искусству жителей городов и сельского населения, а также продвижения лучших казахстанских постановок на международном театральном пространстве необходим системный подход к организации гастрольной и фестивальной деятельности.

      Необходимо создавать благоприятные условия и возможности для профессионального роста, в том числе на всемирно признанных сценах, и создания сценических площадок мирового уровня в нашей стране.

      За счет средств республиканского бюджета будут проводиться Республиканский фестиваль драматических театров, Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии и Республиканский фестиваль национальных театров Казахстана.

      Институциональные структуры данных объединений требуют централизованного решения системных вопросов в области координации репертуарной политики, гастрольной деятельности, повышения сценического мастерства, подбора и подготовки кадров. Данный подход позволит консолидировать имеющиеся ресурсы и добиться максимальной рационализации их деятельности, нивелирования региональных диспропорций в развитии, унификации подходов социальной поддержки кадров.

      К 2030 году наша страна должна стать ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста.

      Для сохранения и развития богатого наследия музыкальной культуры Казахстана необходима поддержка композиторов и исполнителей традиционной и классической музыки. Сохранение видов и жанров казахской традиционной музыкальной культуры является приоритетной задачей в рамках реализации международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия.

      Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей современным тенденциям танцевального искусства. Деятельность Национальной академии хореографии и создание новых коллективов, таких как “Астана-балет”, дадут новые возможности для развития отечественной хореографии.

      Развитие киноиндустрии как важнейшего кластера современного

      культурного пространства

      Один из самых эффективных способов актуализировать и интегрировать нашу историю и культуру в мировое пространство лежит в области развития искусства кино и кино-индустрии, привлечения к сотрудничеству ведущих кино-компаний и телеканалов мира. Необходимо дифференцировать подходы к отечественному кинопроизводству и рассмотреть возможность создания после 2020 года отдельной государственной кинофабрики по созданию документальных и анимационных фильмов “Kazakh Animation”.

      Национальный кинематограф должен быть ориентирован на популяризацию лучших образцов современности, уникального историко-культурного наследия страны, исторических событий и выдающихся личностей. Особое внимание необходимо уделить вопросам формирования патриотизма и толерантности. В активе отечественных кинокомпаний должны быть масштабные художественные и документальные проекты, создающие яркие художественные образы, презентующие отечественную историю, культуру и искусство в мировом пространстве. Следует организовать производство сериалов и фильмов по истории казахского ханства, истории казахской государственности, об отдельных личностях из истории казахского народа. Яркие и современные художественные формы передачи исторических событий и выдающихся деятелей позволят органично включить историю Казахстана в мировой контекст.

      Особенно важным является развитие анимации. Основными продуктами кинофабрики “Kazakh Animation” должны стать мультипликационные фильмы, призванные культивировать позитивную систему ценностей, а также полнометражные мультипликационные фильмы, которые должны стать брендами и “якорными” проектами индустрии развлечений. Необходимо создавать яркую имиджевую продукцию: от анимационных художественных образов до игрушек, сувениров, печатной продукции и других.

      Национальное телевидение как ведущая форма культурной коммуникации также должно быть ориентировано на широкую трансляцию базовых духовных ценностей общества. Учитывая масштабное воздействие на формирование мировоззрения и культурной ментальности, национальное телевидение нуждается в обшей культурной концепции. Каналы “Білім және Мәдениет”, “Балапан” имеют огромный потенциал передачи в новом современном формате всего массива культурного богатства, многообразия форм и направлений мирового искусства, лучших национальных традиций и духовных ориентиров. Необходимо использовать научные достижения и открытия, сведения об уникальных памятниках археологии, истории и культуры в транслируемом контенте. К примеру, “Золотой человек” и сакские артефакты могут стать всемирно узнаваемым брендом, способным привлечь огромное внимание мировой общественности.

      Культурно-туристские кластеры

      Развитие культурно-туристских кластеров рассматривается как часть общей стратегии формирования культурной среды регионов, стимулирующей новые инфраструктурные проекты на селе, поддерживающие творческую активность молодежи, детей и местных культурных сообществ, возрождение традиционных промыслов и ремесел.

      Являясь реальными инвестициями в развитие человеческих ресурсов региона, культурно-туристские кластеры стимулируют предпринимательскую активность, укрепляют творческий сектор экономики, нивелируют диспропорции в доступе к культурным ценностям и способствуют продуктивному культурному обмену по линии город-село.

      Местные исполнительные органы играют решающую роль в обеспечении условий формирования благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов, учитывающих реальный потенциал территорий и особенности развития отдельных районов, определяющих уникальную структуру региональных кластеров.

      Высокий потенциал культурно-туристских кластеров заключается в формировании международного имиджа историко-культурных территорий и сопутствующей инфраструктуры, нацеленной на достижение положительного социального и экономического эффекта.

      Это позволит формировать узнаваемые бренды территорий, историко-культурный имидж регионов.

      Культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание. Создание центров развлечения мирового уровня, экологических этнопарков, культурных заповедников по различным направлениям культуры и искусства является базой для формирования полного культурного ландшафта страны.

      Концепцией развития туристской отрасли до 2020 года определены туристские кластеры, в базисе которых значительное место занимают объекты культуры, что определяет важность взаимодействия туристской и культурной отраслей.

      Кластер “Астана - сердце Евразии”

      Одним из ключевых аспектов высокой конкурентоспособности Астаны выступает современная высокотехнологичная культурная инфраструктура столицы, где сконцентрированы объекты культуры республиканского уровня, включающие: 7 театров, 8 музеев, 27 библиотек, 7 кинотеатров, 8 концертных организаций, цирк, 9 парков культуры и отдыха, галерею и др.

      Уникальные возможности нового театра оперы и балета “Астана Опера” и современных творческих коллективов, таких как “Astana Ballet”, Национального музея истории Казахстана и др. позволяют Астане стать площадкой для проведения крупных международных конкурсов классического и современного искусства.

      До 2020 года будет проработан вопрос проведения ряда масштабных имиджевых проектов, включающих создание государственного театра мюзикла “Astana Musical”, проведение всемирного театрального фестиваля “Astana World Theatre Festival”, 24-й Всемирного театрального конгресса (ITI-UNESCO) и других.

      При условии наличия заинтересованных частных инвесторов в пригороде столицы возможно рассмотреть вопрос о реализации проектов “Этнодеревня и улица ремесленников”, а Щучинско-Боровская курортная зона может быть дополнена амфитеатром для проведения имиджевых концертных мероприятий республиканского и международного уровней. Трансрегиональный характер Астаны определяет тесные связи с такими знаковыми для истории независимого Казахстана символами, как Улытау - свидетель многовековой истории Казахстана.

      Перспективным направлением является активное развитие историко-культурных объектов, включенных в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО: курганы Тасмолинской культуры, могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры и другие, а также серийную транснациональную номинацию “Шелковый путь”.

      Огромные возможности для продвижения культурного имиджа Астаны на международную арену открывает выставка ЕХРО-2017. Астана и ее окрестности станут центром презентации нашей самобытной кочевой культуры и шедевров национального и мирового музыкального, танцевального, театрального искусства в исполнении отечественных мастеров. Построенные в рамках выставки павильоны и комплексы обогатят культурную инфраструктуру столицы.

      Кластер “Алматы - свободная культурная зона Казахстана”

      Развитие Алматы как творческого города формирует оптимальную среду для творческой самореализации.

      Культурная инфраструктура Алматы с его богатой историей и сложившейся традицией представлена 13 театрами, 15 музеями, 24 кинотеатрами, 12 концертными организациями, 31 библиотекой, 10 учреждениями клубного типа, зоопарком, цирком, 6 парками культуры и отдыха и другими объектами, большинство из которых республиканского значения.

      В городе ежегодно проходят уже зарекомендовавшие себя крупные городские праздники и фестивали “Apple fest”, “Парад оркестров”, “Арт-площадка”, “Алматы жүрегімде”, “Artbat fest”, “Международный карнавал кукол” и многие другие. Происходит формирование новых независимых культурных организаций - дизайн-мастерские “Шебер”, возникают и успешно реализуются новые независимые инициативы - музыкальный фестиваль “Weekender”, молодежный театральный фестиваль “Откровение”, литературный фестиваль “Полифония”, фестиваль еды “Праздник вкуса” и другие.

      Особый интерес представляют уникальный археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами, горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Казахстан, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию “Шелковый путь” (Боралдайские сакские курганы, древние городища Талгар Каялык, Карамерген).

      По примеру фестивалей искусств в Стоунхендже сакральное пространство древнего святилища под открытым небом Тамгалы тас может стать местом проведения международных фестивалей (фестиваль современной этнической музыки The Spirit of Tengri) и форумов по культуре и искусству. Знаковые мероприятия такого формата позволят привлечь мировое научное сообщество к историко- культурным объектам Алматы.

      Кластер “Единство природы и кочевой культуры”

      Культурную инфраструктуру кластера составляют 10 театров, 35 музеев, 1005 библиотек, 774 учреждения клубного типа, 3 концертные организации, 17 кинотеатров, 10 парков развлечений и отдыха, 1 зоопарк.

      На территории северной части Казахстана множество живописных ландшафтов, горных цепей, лесных массивов, рек и озер. Сотни археологических, исторических и архитектурных памятников. Уникальные памятники ботайской культуры эпохи энеолита являются местом открытия и изучения исторических основ степной цивилизации. Природный заповедник Наурзум, Баянаульский и Кокшетауский национальные парки расширят свой туристский статус, став региональными центрами культурного, эко-, этно- и медицинского туризма. Кластер обладает перспективой стать своеобразным культурно-просветительским центром страны, продолжая и расширяя традиции просвещения и культуры, заданные такими выдающимися уроженцами северных регионов как Кожаберген жырау, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и другие.

      Огромный потенциал имеет проведение ежегодных научных и культурно-образовательных акций, приуроченных к памятным датам истории региона, конкурсы научных и культурных проектов разного масштаба, посвященные памяти Ч. Валиханова, культурно-просветительские мероприятия (смотры, фестивали, чтения и конкурсы) имени И. Алтынсарина, фестивали патриотической поэзии и песни имени Кожаберген жырау и др.

      Кластер “Жемчужина Алтая”

      В составе кластера: 13 музеев, 322 библиотеки, 2 театра, 5 концертных организаций, 6 кинотеатров, 307 учреждений клубного типа, 3 парка культуры и отдыха, зоопарк. Имеются уникальные историко-культурные объекты и памятники архитектуры в городах Усть-Каменогорске и Семее, а также государственный историко-культурный музей-заповедник “Берель”, где проводится традиционный международный фестиваль тюркоязычных народов “Алтай - золотая колыбель тюркских народов”. Природный ландшафт Алтая имеет большие перспективы для развития этнотуризма. В регионе находится множество курганов, обнаружены царские захоронения II-III веков.

      Реализация культурных проектов до 2020 года укрепит инфраструктуру отрасли и откроет новые перспективы развития сферы культуры региона.

      В Усть-Каменогорске будет продолжена традиция проведения уже сформировавшегося международного музейного фестиваля в формате “MUSEUMcтaн”.

      В Семее, на родине великого поэта Абая, будут проводиться международные симпозиумы абаеведов и молодых литераторов.

      Проведение масштабного этнокультурного фестиваля в Катон-Карагае “Долина меда” будет направлено на возрождение народных промыслов и ремесел, поддержку творческих коллективов и отдельных исполнителей, музыкантов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, способных внести реальный вклад в развитие самобытной культуры региона.

      Кластер “Возрождение Великого Шелкового пути”

      Кластер включает 28 музеев, 8 театров, 431 библиотеку, 268 учреждений клубного типа, 5 кинотеатров, 39 парков культуры и отдыха, 2 цирка, зоопарк, одну концертную организацию. В число историко-культурных объектов входят: памятники древнего Туркестана и Государственного историко-культурного заповедника-музея “Азрет-Султан”, археологические объекты средневекового городища Отрар и отрарского оазиса (включенные в предварительный список ЮНЕСКО), археологический комплекс Сауран, дворцовый комплекс Акыртас, Каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией, петроглифы Арпа-Узень, включенные в предварительный список ЮНЕСКО, мемориальный комплекс Коркыт Ата и другие.

      Все данные объекты имеют огромный потенциал и могут позиционироваться на трансграничном уровне. Мемориальный комплекс “Азрет-Султан” и его жемчужина мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи имеют перспективу стать духовным центром паломничества мусульман всего мира.

      В перспективе будет рассмотрен вопрос проведения в Шымкенте, близ города Отрар, Международного научного форума по исследованию культуры и искусства Казахстана, посвященного наследию аль-Фараби.

      Кластер “Каспийские ворота”

      Культурная инфраструктура кластера представлена 4 театрами, 6 музеями, 405 библиотеками, 278 учреждениями клубного типа, 3 концертными организациями, 9 кинотеатрами, 7 парками развлечений и отдыха. Здесь расположены следующие историко-культурные объекты: подземные мечети Бекет-Ата, Шопан-Ата и Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура; некрополи полуострова Мангышлак; гора Шеркала, комплекс памятников “Бокеевская Орда” и др.

      Уникальный регион может стать местом проведения популярных культурных мероприятий. До 2020 года будет рассмотрен вопрос проведения серии имиджевых мероприятий: фестиваля фольклора, посвященного отечественным героям Исатаю и Махамбету, Международного конкурса композиторов и исполнителей народной музыки имени Дины Нурпеисовой и др. Новый импульс может получить международное празднование Дня Каспия. Фестиваль современной песни в Актау “Тысячелетия вокруг Каспия” может позиционироваться как евразийский песенный конкурс народов прикаспийских стран. В качестве самобытного культурного бренда региона должны стать этнокультурные мероприятия.

      Развитие объектов культуры и досуга, новых широко узнаваемых сценических площадок, возможность проведения имиджевых мероприятий (сезоны казахстанской культуры за рубежом, празднование “Наурыз” в новом формате, международных фестивалей и конкурсов), тиражирование имиджевой продукции в сфере кино, анимации, живописи, дизайна, развитие ремесленничества и народно-прикладного искусства - все это станет важной составляющей развития современных творческих и культурно-туристских кластеров, реализации значимых социальных проектов, стимулирующих творческую активность, поддерживающих молодые таланты и развитие творческой индустрии.

      К 2030 году Казахстан должен стать одним из международных центров культуры и досуга с развитой инфраструктурой и эффективными кластерами мирового уровня.”;

      раздел 5 “Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы” изложить в следующей редакции:

      “5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы

      Реализация заданных принципов и подходов культурной политики предполагает следующие этапы:

      1-й этап 2015-2019 годы;

      2-й этап 2020-2030 годы.

      Первый этап предусматривает конкретные шаги по адаптации существующих и созданию новых правовых мер, а также институциональных механизмов развития отрасли, основных кластеров, большинство из которых должно быть реализовано в 2015-2016 годах.

      Важно усилить контроль местных исполнительных органов в практической реализации культурной политики страны по проведению культурно-массовых мероприятий на соответствующих территориях.

      В целях четкого мониторинга процесса модернизации в сфере культуры и определения ее места в несырьевом секторе будет продолжено проведение серии социологических исследований, направленных на оценку динамики развития отрасли в рамках международных рейтингов ОЭСР и IMD, на базе “форсайта” и долгосрочного культурологического прогноза на основе социокультурных индикаторов общества высокой культуры.

      На втором этапе реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан с целью развития творческой конкуренции и продвижения талантов будет проработан вопрос проведения республиканского и региональных конкурсов на присвоение званий “Лучший театр", “Лучший музей”, “Лучшая библиотека", “Лучшая культурно-досуговая организация”, “Лучшая концертная организация” и др.

      На основе широкого применения механизмов государственно-частного партнерства к 2020 году отдельные виды искусства и организаций культуры будут выведены на экономически прибыльный (рентабельный) уровень.

      На первом этапе:

      1) будет подготовлена соответствующая правовая база;

      2) в 2015-2016 учебном году состоится первый выпуск профессиональных актеров по специальности "Артист мюзикла";

      3) будет создано единое образовательное пространство в сфере искусства;

      4) активное развитие получают наука и исследовательская деятельность; музеи страны выступают опорными центрами развития исторической науки, археологии и искусствоведения;

      5) будут созданы отраслевые художественные советы;

      6) будет усилена интеграция в проекты ведущих международных организаций (ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, ИСЕСКО и др.);

      7) в рамках развития партнерства с бизнесом будут:

      разработан отраслевой комплексный бизнес-план создания развлекательных центров досуга мирового уровня и формирования национальных культурных брендов;

      разработана дорожная карта патроната и продвижения талантливой сельской молодежи;

      разработан стартап-проект по развитию транснациональных маршрутов культурного туризма;

      8) будет реализован отраслевой план действий по завершению комплексной оцифровки всего библиотечного фонда страны до 2020 года;

      9) будут отработаны четкие механизмы формирования единой репертуарной, кадровой политики и организации гастрольной деятельности;

      10) будет реализована серия масштабных республиканских и международных имиджевых мероприятий;

      11) будет обеспечен регулярный мониторинг потребности в менеджерах для сферы культуры села и моногородов;

      12) будет проработан вопрос о создании центра сближения культур в городе Алматы;

      13) будет обеспечена комплексная подготовка и реализация культурной программы ЭКСПО-2017.

      Ключевые индикаторы первого этапа:

      1) по сравнению с 2014 годом, к 2020 году будет достигнута 100% оцифровка национального библиотечного книжного фонда;

      2) число посещений библиотек увеличится в 2 раза;

      3) число посещений музеев увеличится в 3 раза;

      4) число посещений театров увеличится в 2 раза;

      5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 70%.

      Второй этап нацелен на дальнейшее институциональное и инфраструктурное преобразование отрасли, укрепление потенциала творческих ресурсов, выполнение работ в области кластерного развития отрасли и создания зон креативных индустрий и модернизацию сферы культуры в целом, что обеспечит ее устойчивый рост и дальнейшее инновационное развитие. Заложенные на первом этапе основы формирования национальных брэндов получают массовое продвижение и широкое тиражирование в масштабах страны и за рубежом.

      К 2030 году Казахстан станет:

      1) одним из центров развития мировой культуры и искусства;

      2) одним из мировых центров развлечений и досуга с развитой инфраструктурой;

      3) одним из международных центров развития исторической науки, археологии и искусствоведения;

      4) ведущей международной школой повышения профессионального мастерства и творческого роста;

      5) крупнейшим региональным центром ведущих международных организаций.

      В дальнейшем продолжится работа по следующим направлениям:

      1) поддержка новых направлений современного искусства, взаимодействие с молодежными субкультурами;

      2) реализация комплексного плана производства социально-ориентированного, духовно-нравственного и патриотически направленного продукта культуры во всех сферах, включая кино, анимацию, изобразительное, театральное, музыкальное искусство, литературу и др.;

      3) создание брендовой продукции культуры с экспортным потенциалом;

      4) расширение туристской логистики историко-культурного ландшафта страны, транснациональных маршрутов, обслуживающих внутренние и въездные туристские потоки;

      5) полная реставрация и реконструкция знаковых культурных комплексов страны как важнейших “якорных” проектов развития культурного туризма и других.

      Ключевые индикаторы второго этапа, по сравнению с 2019 годом:

      1) на уровне 100% будет обеспечиваться оцифровка новых поступлений национального библиотечного книжного фонда;

      2) число посещений библиотек увеличится практически на 20%;

      3) число посещений музеев увеличится в 2 раза;

      4) число посещений театров увеличится в 3 раза;

      5) удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры составит не менее 75%.

      Новый масштаб действий и системные меры по создании" единого культурного пространства страны обеспечат духовную преемственность и самоидентификацию поколений на основе общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел”, значительно расширив границы и формат культурного поля: творческий капитал, культурные кластеры и бизнес, конкурентоспособная ментальность. В результате будут преодолены территориальные диспропорции распределения услуг учреждений культуры, а сектор креативной индустрии позволит культуре расширить свои экономические возможности.

      В целом, единое культурное пространство страны обеспечит устойчивое развитие всех направлений искусства в реальном секторе экономики: к 2030 году сектор культуры стремится к среднему показателю развитых стран мира в объеме ВВП, в объеме занятого в культуре населения, в экспортном потенциале культурной продукции.”.

      2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент


Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ