Об утверждении Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 25 мая 2006 года N 124

Действующий

      Подлежит опубликованию в 
"Собрании актов Президента
и Правительства"         

       В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

      2. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации настоящего Указа.

      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

УТВЕРЖДЕНЫ      
Указом Президента  
Республики Казахстан 
от 25 мая 2006 года N 124

Содержание

Глава 1. Общие положения
      1. Прохождение воинской службы
      2. Начало, сроки и окончание воинской службы
Глава 2. Порядок заключения контракта и прекращение его действия
      3. Заключение контракта и прекращение его действия
      4. Отбор кандидатов из числа граждан для поступления
         на воинскую службу по контракту
      5. Отбор кандидатов из числа военнослужащих для
         поступления на воинскую службу по контракту
      6. Заключение контрактов при продлении сроков воинской
         службы с военнослужащими, достигшими предельного
         возраста состояния на воинской службе
Глава 3. Порядок назначения на воинские должности, возложения
         временного исполнения обязанностей по воинской должности,
         зачисления в распоряжение командира (начальника),
         освобождения от воинских должностей
      7. Назначение на воинские должности
      8. Возложение временного исполнения
         обязанностей по воинской должности
      9. Зачисление в распоряжение командира (начальника)
      10. Освобождение от воинской должности
Глава 4. Порядок перемещения, прикомандирования военнослужащих
      11. Перемещение военнослужащих
      12. Прикомандирование военнослужащих и особенности
          прохождения ими воинской службы
Глава 5. Порядок присвоения, снижения, лишения воинского
         звания и восстановления в воинском звании
      13. Присвоение воинского звания
      14. Снижение, лишение воинского звания и
          восстановление в воинском звании
Глава 6. Порядок предоставления военнослужащим отпусков
      15. Виды отпусков
      16. Предоставление ежегодного отпуска
      17. Предоставление отпуска по семейным обстоятельствам
      18. Предоставление отпуска по беременности и родам,
          отпуска военнослужащим, усыновившим или удочерившим детей
      19. Предоставление дополнительных отпусков
      20. Предоставление каникулярных отпусков
      21. Предоставление учебных отпусков
      22. Предоставление творческих отпусков
      23. Предоставление отпуска по болезни
      24. Отзыв военнослужащего из отпуска
Глава 7. Порядок и условия проведения аттестации военнослужащих
      25. Цели и задачи аттестации
      26. Проведение аттестации
      27. Аттестационные комиссии
      28. Обжалование решения аттестационной комиссии
Глава 8. Порядок увольнения с воинской службы военнослужащих
 
 
 

    ПРАВИЛА
прохождения воинской службы в Вооруженных Силах,
других войсках и воинских формированиях
Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок прохождения воинской службы по призыву и по контракту в добровольном порядке гражданами Республики Казахстан.

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      уполномоченный орган - государственный орган, в котором предусмотрено прохождение воинской службы;

      уполномоченное должностное лицо - должностное лицо, которому предоставлено право заключения контракта в порядке, установленном настоящими Правилами.

1. Прохождение воинской службы

      3. Прохождение воинской службы в мирное и военное время включает в себя обучение в военных учебных заведениях, призыв, добровольное поступление на воинскую службу по контракту, присвоение воинского звания, назначение на воинскую должность и перемещение по воинской службе, увольнение с воинской службы, аттестацию, другие обстоятельства (события), связанные с воинской службой.

      4. Граждане Республики Казахстан проходят воинскую службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях по призыву или по контракту в добровольном порядке в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан.

      5. Граждане, поступившие в военные (специальные) учебные заведения и ранее не состоявшие на воинской службе по контракту, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву.

      6. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву, в мирное время после шести месяцев воинской службы и при прохождении им обязательного курса подготовки по одной из военно-учетных специальностей в добровольном порядке может быть направлен, в том числе в составе подразделения или части, для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности за пределами страны.

2. Начало, сроки и окончание воинской службы

      7. Началом воинской службы считаются:
      1) для впервые призванных на воинскую службу - день (дата) издания приказа соответствующего командира (начальника) об убытии из департамента по делам обороны к месту прохождения воинской службы;
      2) для поступивших на воинскую службу по контракту - день (дата) издания приказа командира (начальника) воинской части (учреждения) о включении в списки личного состава части;
      3) для поступивших в военные (специальные) учебные заведения и ранее не состоявших на воинской службе - день (дата) зачисления в списки личного состава учебного заведения.

      8. Сроки воинской службы установлены Законом Республики Казахстан от 8 июля 2005 года "О воинской обязанности и воинской службе" (далее - Закон) и истекают:
      1) для проходящих воинскую службу по призыву - не менее чем через двенадцать месяцев с момента призыва, но не позднее тридцатого числа последнего месяца его проведения;
      2) для проходящих воинскую службу по контракту - в соответствующее число последнего месяца срока истечения контракта.
      В случаях, когда истечение срока воинской службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

      9. Днем окончания (последним днем) воинской службы считается день издания приказа командира (начальника) об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.

      10. В срок воинской службы военнослужащему не засчитывается период времени, на который он самовольно оставил воинскую часть или место воинской службы.

      11. Общая продолжительность воинской службы (выслуга лет) военнослужащего включает в себя все время его воинской службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и при повторном поступлении на воинскую службу.
      Общая продолжительность воинской службы исчисляется в календарном и льготном исчислении в порядке, установленном     законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок заключения контракта и прекращение его действия

3. Заключение контракта и прекращение его действия

      12. Контракт о прохождении воинской службы заключается в добровольном порядке гражданином Республики Казахстан с уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в письменном виде по типовой форме, утверждаемой Правительством Республики Казахстан:
      1) назначаемым на воинскую должность, подлежащую замещению лицами высшего офицерского состава, - с первым руководителем уполномоченного органа, за исключением назначаемых Президентом Республики Казахстан;
      2) назначаемым на воинскую должность, подлежащую замещению лицами младшего и старшего офицерского составов, солдатами (матросами), сержантами (старшинами), - с соответствующим уполномоченным должностным лицом от командира (начальника) воинской части (учреждения) и выше;
      3) поступающим в военное (специальное) учебное заведение, - с начальником данного заведения.
      С лицами, проходящими воинскую службу в занимаемых должностях, контракты заключаются в соответствии с подпунктами 1), 2) настоящего пункта.

      13. Контракт заключается при поступлении, в том числе повторном, на воинскую службу по контракту.
      Новый контракт заключается с военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, в случаях:
      1) изменения состава, определенного статьей 6 Закона;
      2) зачисления в военное (специальное) учебное заведение;
      3) отчисления из военного (специального) учебного заведения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 31 Закона;
      4) продления срока воинской службы;
      5) перемещения из одного уполномоченного органа в другой.

      14. Контракт о прохождении воинской службы не может быть заключен с гражданином при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 30 Закона.

      15. В контракте закрепляются условия прохождения воинской службы, обязанность гражданина проходить воинскую службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях в течение установленного контрактом срока, право гражданина на соблюдение связанных с воинской службой его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Республики Казахстан.

      16. Контракт составляется не менее чем в двух экземплярах, на государственном и русском языках каждый и подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, заключившего контракт, скрепляется печатью, при этом один экземпляр приобщается к личному делу лица, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается ему на руки под роспись.

      17. Контракт прекращает свое действие в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона.

      18. О прекращении действия контракта производится запись в экземпляре контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, с указанием даты и оснований прекращения его действия. Запись скрепляется подписью командира (начальника) и гербовой печатью воинской части (учреждения).
      Такая же запись производится во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего.

      19. Военнослужащие, назначенные на должности Президентом Республики Казахстан, проходят воинскую службу в соответствующей должности без заключения контракта. За ними сохраняется статус военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.
      Контракты, заключенные этой категорией военнослужащих до назначения на указанную должность, прекращают свое действие.

      20. После освобождения от должности военнослужащего, назначенного на должность Президентом Республики Казахстан, он заключает новый контракт или увольняется с воинской службы в порядке, определяемом настоящими Правилами.

4. Отбор кандидатов из числа граждан для поступления
на воинскую службу по контракту

      21. Гражданин Республики Казахстан, не состоящий на воинской службе, изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, подает заявление уполномоченному должностному лицу.
      Гражданин Республики Казахстан, проживающий за пределами республики, изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, вправе подать заявление только по прибытии на постоянное местожительство в Республику Казахстан.

      22. В заявлении указываются:
      1) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения, местожительство;
      2) наименование уполномоченного органа, с которым гражданин желает заключить контракт;
      3) срок, на который предполагается заключение контракта.

      23. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет:
      1) анкетные данные на бланке установленного образца;
      2) автобиографию, написанную собственноручно;
      3) заверенные в установленном порядке копии удостоверения личности, документов об образовании, трудовой книжки при наличии, свидетельств о браке и рождении детей.
      Уполномоченные органы могут затребовать дополнительные документы в соответствии с компетенцией и спецификой прохождения воинской службы.

      24. Уполномоченные должностные лица регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан, изъявивших желание поступить на воинскую службу по контракту. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на воинскую службу по контракту (далее - кандидат).

      25. Заявление лица, изъявившего желание поступить на воинскую службу по контракту, подлежит отклонению при несоответствии кандидата требованиям, определенным статьей 30 Закона.

      26. На кандидата оформляется личное дело.

      27. Перечень необходимых документов, порядок их оформления, а также сроки проведения проверки определяются первыми руководителями уполномоченных органов.

      28. Уполномоченное должностное лицо предварительно рассматривает принятое заявление кандидата в течение трех рабочих дней, после чего организует дополнительную проверку:
      1) состояния здоровья на предмет годности к воинской службе;
      2) профессионально-психологической пригодности;
      3) наличия судимости.
      При необходимости в установленном порядке кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты.
      Порядок рассмотрения заявлений кандидатов в уполномоченных органах определяется первыми руководителями.

      29. Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее - Правила военно-врачебной экспертизы), предусмотренными Законом.

      30. Мероприятия по профессионально-психологическому отбору проводятся соответствующими специалистами. При этом оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая пригодность к прохождению воинской службы, оперативность и гибкость мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для воинской службы личные качества обследуемых кандидатов.

      31. По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к воинской службе по контракту на конкретных воинских должностях:
      1) "рекомендуется в первую очередь" - первая категория;
      2) "рекомендуется" - вторая категория;
      3) "рекомендуется условно" - третья категория;
      4) "не рекомендуется" - четвертая категория.

      32. Документы кандидата, соответствующие установленным требованиям для поступающего на воинскую службу по контракту, направляются в уполномоченный орган для организации конкурса на профессиональную пригодность кандидата.

      33. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному отбору определяются первыми руководителями уполномоченных органов.

      34. Кандидат должен соответствовать установленным первым руководителем уполномоченного органа требованиям по уровню образования и физической подготовки.
      Направление кандидатов к месту проведения конкурса осуществляется местным органом военного управления к сроку, указанному в уведомлении уполномоченного органа, но не реже одного раза в два месяца.

      35. Кандидатура гражданина, прибывшего для участия в конкурсе, рассматривается конкурсной комиссией, порядок образования и работы которой определяется соответствующим уполномоченным органом . При необходимости по решению уполномоченного органа кандидат может быть направлен для дополнительного прохождения медицинского освидетельствования.

      36. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом. Отобранным кандидатам в течение пяти дней выдаются выписки из протокола конкурсной комиссии.
      Остальным кандидатам выдаются копии решения конкурсной комиссии с указанием причин отказа.

      37. Уполномоченное должностное лицо при поступлении выписки из протокола конкурсной комиссии в течение трех дней заключает контракт с кандидатом, оформляет необходимые материалы и направляет их в уполномоченный орган для издания приказа по личному составу.

      38. Уполномоченный орган после получения документов о результатах конкурса в течение двух месяцев издает приказ по личному составу в отношении отобранных кандидатов о назначении их на воинские должности.

      39. Выписки из приказа направляются в местный орган военного управления и воинскую часть (учреждение).

      40. Командир (начальник) воинской части (учреждения) по прибытии кандидата зачисляет его в списки личного состава части и временно допускает к исполнению должности.

      41. При поступлении выписки из приказа по личному составу командир (начальник) воинской части (учреждения) издает приказ о вступлении военнослужащего в должность.

5. Отбор кандидатов из числа военнослужащих для
поступления на воинскую службу по контракту

      42. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву и изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, подает рапорт командиру (начальнику) воинской части (учреждения).

      43. Вместе с рапортом военнослужащий представляет документы, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил.

      44. Рапорт военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву и изъявившего желание поступить на воинскую службу по контракту, регистрируется и принимается командиром (начальником) воинской части (учреждения) к рассмотрению. Командир (начальник) воинской части (учреждения) рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву, и принимает по нему решение в десятидневный срок.
      Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.

      45. Командир (начальник) воинской части (учреждения), рассмотрев рапорт, отдает следующие указания о:
      1) проведении медицинского освидетельствования кандидата;
      2) проведении мероприятий по профессионально-психологическому отбору;
      3) проверке соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки кандидата установленным требованиям для военнослужащих по контракту;
      4) рассмотрении кандидатуры военнослужащего аттестационной комиссией воинской части.

      46. Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты.

      47. Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на воинскую службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части. Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на воинскую службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 30 Закона.
      Копия решения комиссии выдается военнослужащему в течение трех дней со дня принятия решения.

      48. После оформления документов материалы представляются на рассмотрение уполномоченному должностному лицу для заключения контракта в соответствии с настоящими Правилами.

6. Заключение контрактов при продлении сроков воинской
службы с военнослужащими, достигшими предельного
возраста состояния на воинской службе

      49. С военнослужащими, достигшими предельного возраста состояния на воинской службе и изъявившими желание ее продолжить, может заключаться новый контракт на срок, определенный первым руководителем уполномоченного органа, но не более чем на пять лет.

      50. При принятии решения о продлении срока воинской службы учитываются:
      1) профессиональная подготовка и опыт работы по занимаемой должности;
      2) годность для прохождения воинской службы по состоянию здоровья;
      3) наличие вакантной должности, соответствующей военно-учетной специальности или специальной подготовке.

      51. Военнослужащий, достигший предельного возраста состояния на воинской службе, для заключения нового контракта в срок не менее чем за четыре месяца до истечения срока действующего контракта подает рапорт о заключении нового контракта уполномоченному должностному лицу.
      Вместе с рапортом представляются:
      служебная характеристика по занимаемой должности;
      заключение военно-врачебной комиссии;
      при необходимости - дополнительные документы, определяемые первым руководителем уполномоченного органа.

      52. Решение первого руководителя уполномоченного органа о продлении срока воинской службы оформляется приказом и не менее чем за месяц до истечения срока контракта доводится до сведения военнослужащего.

      53. В случае отказа в продлении срока воинской службы письменное уведомление уполномоченного органа доводится до сведения военнослужащего под роспись не менее чем за месяц до достижения им предельного возраста состояния на воинской службе.
      При нахождении военнослужащего в отпуске, на лечении, в служебной командировке уведомление доводится в день прибытия на постоянное место воинской службы.

Глава 3. Порядок назначения на воинские должности, возложения
временного исполнения обязанностей по воинской должности,
зачисления в распоряжение командира (начальника),
освобождения от воинских должностей

7. Назначение на воинские должности

      54. Назначение военнослужащих на воинские должности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      55. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы (далее - перечень должностных лиц) о заключении контракта, назначении на воинские должности, перемещении, освобождении, увольнении военнослужащих и военнообязанных, а также присвоении им воинского звания (приказы по личному составу), определяется первым руководителем уполномоченного органа.

      56. Назначение военнослужащего на воинскую должность производится с учетом уровня образования и профессиональной подготовки военнослужащего, его психологических качеств, состояния здоровья и иных обстоятельств, предусмотренных настоящими Правилами.

      57. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности должна предшествовать соответствующая переподготовка.

      58. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицерского состава, зачисленный на очную форму обучения в военное (специальное) учебное заведение, адъюнктуру, где предусмотрена подготовка офицера по программе послевузовского высшего профессионального образования, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя.
      Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, зачисленный в военное (специальное) учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность курсанта, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, и подлежащую замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами). Гражданин, зачисленный в военное (специальное) учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении.
      При зачислении в военное (специальное) учебное заведение военнослужащего (гражданина) сохраняется ранее присвоенное ему воинское звание.

      59. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, не зачисленные в военное (специальное) учебное заведение, адъюнктуру, возвращаются в воинские части, из которых они были направлены для поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, на прежние воинские должности.

      60. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву, не зачисленные в военное (специальное) учебное заведение, направляются для дальнейшего прохождения воинской службы в воинскую часть, определенную уполномоченным органом, либо увольняются с воинской службы при наличии оснований, определенных статьей 37 Закона.

      61. Военнослужащие, окончившие военные (специальные) учебные заведения, адъюнктуру, назначаются на воинские должности офицерского состава, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные Перечнем воинских должностей и соответствующих им воинских званий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, утверждаемым Президентом Республики Казахстан (далее - Перечень воинских должностей).
      При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие назначаются на иные воинские должности, родственные по профилю подготовки (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность).

      62. При назначении на воинские должности соблюдаются следующие условия:
      1) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие запаса соответствующего состава либо военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом первым руководителем уполномоченного органа;
      2) назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не превышающий сроки, установленные пунктом 5 статьи 8 Закона;
      3) представляется заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к воинской службе;
      4) в случае, если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственные секреты, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственные секреты, или подлежит увольнению с воинской службы;
      5) военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве, в соответствии с законодательством Республики Казахстан не разрешается проходить воинскую службу при их непосредственном подчинении друг другу;
      6) военнослужащие-женщины при беременности в соответствии с медицинским заключением и с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением денежного довольствия в соответствии с ранее занимаемой воинской должностью.

      63. Военнослужащие могут назначаться на высшую, равную или низшую воинские должности.

      64. Воинская должность считается высшей , если Перечнем воинских должностей ей соответствует более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий уровень квалификационных требований или органа военного управления.

      65. Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе.
      Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит воинскую службу, проявившему при исполнении обязанностей воинской службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

      66. Воинские должности считаются равными, если им соответствуют равное воинское звание, а также равные квалификационные требования или уровень органов военного управления.

      67. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
      1) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
      2) для целесообразного использования военнослужащего на воинской службе;
      3) по семейным обстоятельствам по рапорту военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, при наличии условий, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 статьи 37 Закона;
      4) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

      68. Воинская должность считается низшей, если ей соответствуют низшее воинское звание, а также более низкие квалификационные требования или уровень органов военного управления.

      69. Назначение на низшую воинскую должность производится:
      1) с согласия военнослужащего:
      в связи с организационно-штатными мероприятиями - при отсутствии вакантной воинской должности, равной его профилю подготовки;
      по семейным обстоятельствам, определенным подпунктом 2) пункта 3 статьи 37 Закона, подтверждающимся актом обследования семейно-имущественного положения, типовая форма которого     утверждается   Правительством Республики Казахстан;
      по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
      в период нахождения в распоряжении командира (начальника), за исключением обстоятельств, определенных подпунктом 3) пункта 5 статьи 8 Закона;
      2) без согласия военнослужащего - по заключению аттестационной комиссии в случае неоднократных нарушений порядка и правил прохождения воинской службы, не являющихся основаниями для расторжения контракта, не ниже чем на одну ступень.

      70. При назначении военнослужащего на воинскую должность, освобождении от воинской должности, зачислении в распоряжение командира (начальника), увольнении, присвоении, снижении, лишении воинского звания, а также при заключении нового контракта оформляются представление по форме , утверждаемой Правительством Республики Казахстан, или другие документы (рапорт, план перемещения).

      71. Военнослужащие, отбывающие наказание в виде ограничения по воинской службе, не могут быть назначены на высшую воинскую должность.

      72. Военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по воинской службе, не может быть оставлен в прежней воинской должности, а также назначен на должность, связанную с управлением личным составом.
      Данный военнослужащий по решению соответствующего должностного лица назначается на другую воинскую должность либо в пределах воинской части, либо с переводом в другую воинскую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

8. Возложение временного исполнения
обязанностей по воинской должности

      73. В связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:
      1) по вакантной (незанятой) воинской должности - с его согласия, в этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается и ему выплачивается денежное довольствие по воинской должности, к исполнению обязанностей которой он временно допущен;
      2) по не вакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности на срок не более 2 месяцев.

      74. Возложение на военнослужащего временного исполнения вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляются должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. При этом возложение на военнослужащих временного исполнения воинской должности по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшим офицерским составом, осуществляется в порядке, установленном первым руководителем уполномоченного органа.

      75. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей на одного из заместителей, при их отсутствии - на другое должностное лицо.

9. Зачисление в распоряжение командира (начальника)

      76. Для решения вопросов дальнейшего прохождения воинской службы военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность.

      77. Зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается в случаях и на сроки, которые определены пунктом 5 статьи 8 Закона.

      78. Должностные лица, в распоряжении которых находятся военнослужащие, утверждают перечень их функциональных обязанностей.

10. Освобождение от воинской должности

      79. Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перемещения, увольнения с воинской службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами.

      80. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность в соответствии с перечнем должностных лиц.

Глава 4. Порядок перемещения, прикомандирования военнослужащих

11. Перемещение военнослужащих

      81. Перемещение военнослужащего - это изменение его должностного положения или места воинской службы.
      Перемещение производится в случаях:
      1) назначения на воинскую должность;
      2) прикомандирования;
      3) зачисления в распоряжение по основаниям, указанным в подпунктах 1), 2) пункта 5 статьи 8 Закона;
      4) зачисления в военные (специальные) учебные заведения;
      5) перевода из одного уполномоченного органа в другой, в котором предусмотрена воинская служба;
      6) изменения пункта постоянной дислокации воинской части или подразделения.

      82. Перемещение военнослужащего при изменении пункта постоянной дислокации воинской части или подразделения, осуществляемом в соответствии с программами развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также назначении на равную воинскую должность независимо от пункта постоянной дислокации воинской части производится без его согласия решением командира (начальника), которому предоставлено данное право первым руководителем уполномоченного органа.

      83. Перемещение военнослужащего производится только после сдачи дел и должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Начало сдачи дел и должности определяется командиром (начальником) воинской части (учреждения) с момента поступления выписки из приказа по личному составу или письменного уведомления по перемещению военнослужащего, но не позднее семи суток, а для военнослужащего, находящегося в отпуске или на лечении, со дня его прибытия.
      Исключение из списков воинской части производится на следующий рабочий день после утверждения актов сдачи дел и должности.

12. Прикомандирование военнослужащих и особенности
прохождения ими воинской службы

      84. Военнослужащие в интересах обеспечения обороны и безопасности государства могут быть прикомандированы не на воинские должности к государственным органам и организациям по согласованию с их первыми руководителями. При этом за прикомандированным лицом сохраняется статус военнослужащего, действие ранее заключенного контракта не прекращается.

      85. Прикомандированным военнослужащим выплачиваются должностные оклады, установленные для соответствующих категорий работников указанных государственных органов и организаций, а также оклады (доплаты) по воинскому званию, установленные законодательством Республики Казахстан.

      86. Премирование прикомандированных военнослужащих осуществляется исходя из должностных окладов в порядке, определенном для работников указанных государственных органов и организаций.
      Выплата должностных окладов, пособий на оздоровление и премий прикомандированным военнослужащим производится за счет средств, предусмотренных на содержание государственных органов и организаций, к которым они прикомандированы. Иные выплаты, а также обеспечение вещевым имуществом производятся, соответственно, за счет средств, предусмотренных на содержание уполномоченного органа, откуда прикомандированы военнослужащие.

      87. Пенсионное обеспечение прикомандированных военнослужащих осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При этом в расчет принимаются должностные оклады по занимаемым ими должностям в государственных органах и организациях.
      По остальным выплатам единовременного характера в расчет принимается должностной оклад по последней должности, занимаемой военнослужащим до прикомандирования.

      88. 3аключение новых контрактов с военнослужащими, прикомандированными к государственным органам и организациям, производится в соответствии с настоящими Правилами. При этом заключение контрактов с прикомандированными военнослужащими осуществляется с учетом мнения руководителей государственных органов и организаций, к которым прикомандированы военнослужащие.

      89. Присвоение воинских званий военнослужащим, прикомандированным к государственным органам и организациям, увольнение их с воинской службы, награждение государственными наградами производятся на общих основаниях по представлениям первых руководителей органов, учреждений и организаций, к которым они прикомандированы.

Глава 5. Порядок присвоения, снижения, лишения воинского
звания и восстановления в воинском звании

13. Присвоение воинского звания

      90. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское звание может быть первым или очередным.

      91. Воинские звания военнослужащим присваиваются:
      1) высшего офицерского состава - Президентом Республики Казахстан - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан по представлению первого руководителя уполномоченного органа;
      2) полковника (капитана первого ранга) - руководителями уполномоченных органов;
      3) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителями уполномоченных органов в соответствии с перечнем должностных лиц.

      92. Первыми воинскими званиями считаются:
      1) для офицерского состава - лейтенант;
      2) для состава сержантов (старшин) - младший сержант (старшина второй статьи);
      3) для состава солдат (матросов) - рядовой (матрос).

      93. Воинское звание "лейтенант" присваивается:
      1) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицерского состава, окончившему высшее военное (специальное) учебное заведение;
      2) гражданину, окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и прошедшему после окончания высшего учебного заведения шестимесячную войсковую стажировку в воинских частях;
      3) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на воинскую службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицерского состава, - при назначении на соответствующую воинскую должность, но не ранее чем через шесть месяцев;
      4) военнообязанному, не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее образование, - после завершения соответствующих сборов в случае приписки на офицерскую должность воинской части по мобилизационным планам, но не ранее чем через год после окончания учебного заведения.

      94. Первое воинское звание офицерского состава присваивается первым руководителем уполномоченного органа, в котором предусмотрена воинская служба.

      95. Воинское звание "сержант" ("старшина первой статьи") и последующие присваиваются военнослужащим, как правило, имеющим необходимый уровень курсовой подготовки и назначенным на соответствующие должности, но не ранее чем через двенадцать месяцев.

      96. Воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи") присваивается:
      1) гражданину, окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и не прошедшему после окончания высшего учебного заведения войсковую стажировку;
      2) гражданину, не имеющему воинского звания, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, - при призыве на воинскую службу или поступлении на воинскую службу по контракту.

      97. Воинское звание "ефрейтор" ("старший матрос") присваивается рядовым и матросам, успешно освоившим специальность, при назначении на должности, для которых Перечнем воинских должностей предусмотрены соответствующие воинские звания, но не ранее чем через шесть месяцев.

      98. Воинское звание "рядовой" ("матрос") присваивается гражданам, не имеющим воинского звания:
      1) при призыве и поступлении на воинскую службу по контракту;
      2) при зачислении в запас;
      3) при зачислении в военное (специальное) учебное заведение.

      99. При поступлении на воинскую службу гражданину, проходящему или проходившему службу в государственных органах и имеющему специальное звание или классные чины, может быть присвоено воинское звание в порядке переаттестации, определяемом первым руководителем уполномоченного органа.

      100. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему по истечении срока выслуги в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой Перечнем воинских должностей предусмотрено равное или более высокое воинское звание.

      101. При наличии у военнослужащего неснятого дисциплинарного взыскания он не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания.

      102. Воинское звание высшего офицерского состава, как правило, присваивается военнослужащему по истечении не менее двух лет в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшим офицерским составом.

      103. Срок выслуги в воинских званиях исчисляется со дня присвоения воинского звания.

      104. Военнослужащим, прошедшим соответствующую курсовую подготовку при назначении на должности сержантов (старшин), могут быть присвоены воинские звания в соответствии с Перечнем воинских должностей.

      105. Офицерам, обучающимся в военных (специальных) учебных заведениях и адъюнктуре по очной форме обучения, очередные воинские звания присваиваются по истечении установленного срока пребывания в текущих воинских званиях и при соответствии присваиваемого звания воинскому званию по воинской должности, которую он занимал перед поступлением на учебу и определенной Перечнем воинских должностей.

      106. Военнослужащим, образцово выполняющим воинский долг, проявившим высокий профессионализм и усердие при несении боевого дежурства или исполнении иных обязанностей воинской службы, очередное воинское звание может быть присвоено досрочно, но не выше воинского звания, предусмотренного Перечнем воинских должностей по занимаемым ими воинским должностям.
      Досрочное воинское звание присваивается по истечении не менее половины установленного срока выслуги в воинском звании и при соответствии присваиваемого звания воинскому званию по Перечню воинских должностей, но не более одного раза в период прохождения воинской службы в воинских званиях младшего и старшего офицерских составов соответственно.

      107. Военнослужащему, добившемуся высоких показателей в боевой подготовке, укреплении воинской дисциплины, овладении сложной военной техникой или образцово выполняющему обязанности на порученном участке, связанном с решением задач оборонного характера, может быть присвоено очередное воинское звание до подполковника, а офицерам научно-педагогического состава, имеющим ученую степень, до полковника включительно - на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой воинской должности.
      Очередное воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой воинской должности, присваивается не более одного раза за период воинской службы и по истечении не менее двух установленных сроков выслуги в воинском звании.

      108. Воинское звание "ефрейтор" ("старший матрос") может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой Перечнем воинских должностей предусмотрено воинское звание "рядовой" ("матрос").

      109. Очередное воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи") присваивается военнослужащему, назначаемому на воинскую должность, для которой Перечнем воинских должностей предусмотрено воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи") и выше, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

      110. Во время отбывания наказания в виде ограничения по воинской службе военнослужащему не могут быть присвоены очередное воинское звание и первое воинское звание офицерского состава, срок наказания не засчитывается в срок выслуги в соответствующем воинском звании.

      111. Очередные воинские звания военнообязанным присваиваются после прохождения ими воинских сборов и сдачи зачетов по представлению должностного лица, руководившего воинскими сборами, в порядке, установленном первым руководителем уполномоченного органа.

      112. Воинское звание "полковник запаса" военнообязанным присваивается в соответствии с настоящими Правилами при введении военного положения.

      113. Военнослужащему (военнообязанному), лишенному воинского звания офицерского или сержантского состава, одновременно с переводом на воинский учет рядового состава начальником местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) присваивается воинское звание "рядовой".

14. Снижение, лишение воинского звания и
восстановление в воинском звании

      114. Военнослужащие могут быть снижены в воинском звании на одну ступень:
      1) высший офицерский состав - Президентом Республики Казахстан - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан;
      2) офицерский состав (кроме высшего офицерского состава) - первым руководителем уполномоченного органа;
      3) иные воинские звания - в соответствии с перечнем должностных лиц.
      Их восстановление в прежнем воинском звании производится независимо от занимаемой штатной должности не ранее чем через шесть месяцев со дня снижения при примерном поведении и добросовестном отношении к службе лицом, производившим снижение воинского звания. Повторное снижение в воинском звании не допускается, а принимаются иные меры воздействия.

      115. Военнослужащие (военнообязанные), совершившие преступления, лишаются воинского звания по обвинительному приговору суда, вступившему в законную силу.
      Лишение военнослужащего воинского звания оформляется приказом по личному составу, военнообязанных - соответствующим приказом начальника местного органа военного управления.

      116. Гражданам, не достигшим предельного возраста состояния на воинской службе, лишенным воинских званий, которые зарекомендовали себя в последующем достойными замещать воинские должности, могут быть присвоены воинские звания, равные прежним, после снятия (погашения) судимости.

      117. Заявление гражданина, лишенного воинского звания, о присвоении прежнего воинского звания рассматривается местным органом военного управления не позднее чем в месячный срок со дня его поступления.
      При наличии оснований оформляется представление о присвоении прежнего воинского звания.
      Присвоение воинского звания производится лицом, лишившим воинского звания.

      118. Гражданину, лишенному воинского звания в связи с незаконным осуждением, присваивается прежнее воинское звание после вступления в силу решения о его реабилитации с восстановлением прежних прав и льгот, установленных законами и другими нормативными   правовыми актами Республики Казахстан.

Глава 6. Порядок предоставления военнослужащим отпусков

15. Виды отпусков

      119. Военнослужащим предоставляются отпуска:
      1) ежегодные;
      2) краткосрочные по семейным обстоятельствам;
      3) по беременности и родам;
      4) дополнительные;
      5) каникулярные;
      6) учебные;
      7) творческие;
      8) по болезни;
      9) краткосрочные в виде поощрения (только для военнослужащих срочной службы).

      120. Отпуска предоставляются на основании приказа командира (начальника) воинской части (учреждения).

      121. Продолжительность отпусков определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при этом общая продолжительность ежегодного и дополнительного отпусков не может превышать шестьдесят суток в году предоставления, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

      122. Военнослужащие по прибытии в отпуск встают на воинский учет в органах, ведущих воинский учет.

      123. На период нахождения во всех видах отпусков за военнослужащим сохраняются денежное содержание и иные дополнительные выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

16. Предоставление ежегодного отпуска

      124. Ежегодные отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом чередования периодов их использования, а также поддержания боевой готовности воинской части и в соответствии с графиком отпусков. График отпусков составляется на каждый календарный год с учетом категорий военнослужащих, пользующихся льготами в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и доводится до сведения всех военнослужащих.
      Во время отпуска не допускаются перемещение, увольнение военнослужащего по инициативе воинской части, за исключением полной ликвидации воинской части и иных случаев, предусмотренных в контракте.

      125. Продолжительность предоставляемого ежегодного отпуска военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, определяется Законом Республики Казахстан от 20 января 1993 года "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей".

       126. Исчисление продолжительности ежегодного отпуска военнослужащему в год поступления его на воинскую службу по контракту (призыву) и в год увольнения исчисляется делением продолжительности ежегодного отпуска на двенадцать и умножением полученного количества суток на количество полных месяцев воинской службы в год поступления на воинскую службу или увольнения.

      127. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с воинской службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени ежегодного отпуска с предоставлением его военнослужащему. В таком же порядке исчисляется продолжительность ежегодного отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока контракта) увольнении, если отпуск не использован ранее в соответствии с графиком отпусков.

      128. Военнослужащим, окончившим военное (специальное) учебное заведение, ежегодный отпуск предоставляется по окончании указанного учебного заведения.

      129. Продолжительность ежегодного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток с учетом необходимого времени для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Если ежегодный отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно, предоставляется один раз.

      130. По рапорту военнослужащего и решению командира (начальника) воинской части (учреждения) предоставление военнослужащему ежегодного и дополнительного отпусков допускается последовательно без разрыва между ними.

      131. В случае, когда ежегодный и (или) дополнительный отпуска за истекший год не были предоставлены по уважительным причинам военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, отпуск предоставляется военнослужащему в следующем году только с его согласия или по его просьбе с учетом времени проезда к месту проведения отпуска и обратно.
      Офицеру, проходящему воинскую службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам ежегодный и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с воинской службы с исключением его из списков воинской части в день окончания последнего из отпусков.

      132. Военнослужащим, заболевшим во время ежегодного или дополнительного отпусков (кроме года увольнения с последующим исключением из списков воинской части), ежегодный или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, кроме отпуска по семейным обстоятельствам. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром (начальником) воинской части (учреждения) на основании справки из военного лечебно-профилактического учреждения.

      133. В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) члена семьи, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, постигших членов семьи военнослужащего, находящегося в отпуске, начальник местного органа военного управления, на территории которого военнослужащий находится в отпуске, имеет право продлить отпуск на срок не более десяти суток без учета времени, необходимого для проезда к месту прохождения воинской службы.
      О продлении отпуска начальник местного органа военного управления немедленно извещает командира (начальника) воинской части (учреждения), в которой проходит воинскую службу указанный военнослужащий.

17. Предоставление отпуска по семейным обстоятельствам

      134. Отпуск по семейным обстоятельствам предоставляется военнослужащим на срок до десяти суток в случаях:
      1) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) членов семьи;
      2) чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, постигших членов семьи.

      135. Обстоятельства, по которым предоставлен такой отпуск, должны быть документально подтверждены. Продолжительность отпуска по семейным обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту
проведения отпуска и обратно.

18. Предоставление отпуска по беременности и родам,
отпуска военнослужащим, усыновившим или удочерившим детей

      136. Военнослужащим-женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов. Исчисление производится суммарно, и отпуск предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов, с выплатой за эти периоды пособия по беременности и родам независимо от продолжительности прохождения воинской службы.
      Указанный отпуск военнослужащим предоставляется на основании листка временной нетрудоспособности, выданного соответствующим медицинским учреждением.

      137. Военнослужащему, усыновившему или удочерившему новорожденных детей непосредственно из родильного дома, предоставляется (одному из родителей) отпуск на период со дня усыновления или удочерения и до истечения пятидесяти шести дней со дня рождения ребенка с выплатой в этот период пособия независимо от продолжительности прохождения воинской службы.

19. Предоставление дополнительных отпусков

      138. Военнослужащим, проходящим или проходившим воинскую службу в местностях с особыми условиями прохождения воинской службы, предоставляются дополнительные отпуска в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      При этом продолжительность дополнительного отпуска в счет ежегодного отпуска не включается.

      139. Дополнительные отпуска в год поступления или увольнения с воинской службы предоставляются военнослужащим в полном объеме.

      140. Военнослужащему, зарегистрированному в установленном порядке в качестве кандидата в депутаты , по его желанию предоставляется отпуск со дня регистрации военнослужащего в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов.

      141. Военнослужащей-женщине по ее рапорту предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. За время дополнительного отпуска за ней сохраняется воинская должность.

      142. По рапорту одного из военнослужащих супругов, усыновивших или удочеривших новорожденных детей из родильного дома, ему предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением на этот период места
воинской службы и воинской должности.

20. Предоставление каникулярных отпусков

      143. Отпуска предоставляются курсантам и слушателям, обучающимся в военных (специальных) учебных заведениях по очной форме обучения, во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
      1) зимний отпуск - 14 суток;
      2) летний отпуск - 30 суток.
      Время, необходимое для проезда к месту проведения каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется.

21. Предоставление учебных отпусков

      144. Военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, предоставляются учебные отпуска:
      1) для подготовки и сдачи вступительных экзаменов;
      2) в период обучения.

      145. Продолжительность учебных отпусков устанавливается учебным планом и предоставляется командиром (начальником) воинской части (учреждения) на основании письменного вызова учебного заведения.

22. Предоставление творческих отпусков

      146. Военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, являющемуся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, при условии успешного сочетания служебной деятельности с научной работой по рекомендации ученого совета, где он является соискателем ученой степени, решением командира (начальника) воинской части (учреждения) предоставляются творческие отпуска общей продолжительностью до двух месяцев.

23. Предоставление отпуска по болезни

      147. Отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы. Отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на срок от 30 до 60 суток, а в год
увольнения - до дня окончания срока контракта.

      148. Для отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими неблагоприятно отразившихся на их здоровье задач (работ, упражнений) проводится медицинская реабилитация.
      Количество предоставляемых дополнительных суток для медицинской реабилитации определяется для военнослужащего на основании заключения военно-врачебной комиссии первым руководителем уполномоченного органа.
      Продолжительность отпуска по болезни в счет ежегодного и дополнительного отпусков не входит.

24. Отзыв военнослужащего из отпуска

      149. В случае крайней служебной необходимости военнослужащий может быть отозван из отпуска по решению командира (начальника) воинской части (учреждения), по должности ему равного и выше, по согласованию с прямым начальником.

      150. Отзыв военнослужащего из отпуска оформляется приказом по воинской части. При этом если неиспользованная часть отпуска составляет десять суток и более, военнослужащему предоставляется время, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно, но не далее пункта, откуда он был отозван. Неиспользованная часть отпуска по желанию военнослужащего может быть присоединена к отпуску за следующий год.

Глава 7. Порядок и условия проведения аттестации военнослужащих

25. Цели и задачи аттестации

      151. В целях всесторонней и объективной оценки служебной деятельности военнослужащих, их профессиональных и деловых качеств, а также обеспечения правильного подбора, расстановки и перспектив дальнейшего служебного использования военнослужащих периодически проводится аттестация.

      152. Основные задачи аттестации:
      1) дать всестороннюю и объективную характеристику профессиональных и деловых качеств, потенциальных возможностей каждого военнослужащего;
      2) определить соответствие аттестуемых военнослужащих занимаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
      3) определить целесообразность продления сроков службы военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, и заключения первого контракта с военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву;
      4) определить направления совершенствования подготовки (переподготовки) обучения военнослужащих;
      5) сформировать кадровый резерв военнослужащих для продвижения по службе или направления на учебу;
      6) выработать рекомендации военнослужащим по устранению имеющихся недостатков.

26. Проведение аттестации

      153. Аттестация военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, проводится, как правило, один раз в три года. По решению первого руководителя уполномоченного органа аттестация отдельных категорий военнослужащих может проводиться и в другие сроки. Аттестация отдельных военнослужащих может проводиться по решению соответствующего командира (начальника).
       Порядок выполнения мероприятий по организации и проведению аттестации военнослужащих в уполномоченных органах определяется их первыми руководителями.

      154. После определения первым руководителем уполномоченного органа сроков, категорий и типовой схемы аттестации военнослужащих разрабатывается план подготовки и проведения аттестации.
      В планах, утверждаемых соответствующими командирами (начальниками), предусматриваются следующие мероприятия:
      изучение со всеми военнослужащими порядка аттестации, установление конечных сроков утверждения, объявления и проведения аттестации;
      проведение занятий с командирами (начальниками) всех уровней, офицерами кадровых органов и комплектования, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации;
      разработка подробной схемы аттестации, утверждение ее соответствующими командирами (начальниками) и рассылка в воинские части для руководства и доведения до сведения офицерского состава;
      изготовление и рассылка бланков аттестационных листов, памяток и других методических пособий аттестующим;
      обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведения аттестации, а также итогов аттестации с постановкой задач по реализации аттестационных выводов.

      155. Непосредственный начальник аттестуемого, другие должностные лица обязаны:
      1) изучить действующий порядок аттестации военнослужащих;
      2) всесторонне изучить профессиональные, деловые и моральные качества аттестуемого.
      Для этого необходимо:
      проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им должности, состояние дел в подразделении (части, соединении, объединении), которым он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
      обменяться мнениями об аттестуемом со своими заместителями, начальником кадрового органа, председателем аттестационной комиссии;
      на основе всестороннего изучения показателей работы и личных качеств аттестуемого дать ему характеристику и сформулировать предварительные выводы по аттестации;
      3) заполнить три экземпляра аттестационного листа на подчиненного по типовой форме, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, один из которых - собственноручно, остальные - в печатном виде. При необходимости первый руководитель уполномоченного органа может определить иное количество экземпляров;
      4) аттестационный лист заполняется в произвольной форме, в нем должны быть отражены уровень профессиональной подготовки, индивидуальные качества личности, дисциплинированность, состояние здоровья и другие личные и профессиональные качества аттестуемого.
      В выводе по итогам аттестации указывается, соответствует или не соответствует аттестуемый занимаемой должности, после чего излагается мнение о дальнейшем наиболее целесообразном служебном его использовании исходя из деловых и морально-психологических качеств, опыта работы, способностей и наклонностей, а также интересов дела.
      При этом могут быть даны следующие рекомендации:
      о поступлении кандидата на воинскую службу по контракту;
      о целесообразности заключения нового контракта, в том числе контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста состояния на воинской службе;
      о выдвижении на высшую должность;
      о направлении на учебу в военное (специальное) учебное заведение или на курсы подготовки;
      о перемещении на равную должность (на какую должность целесообразно перевести и причины перевода: необходимость укомплектования других должностей, проведение плановой замены в местностях с установленными сроками службы, для более целесообразного служебного использования);
      о перемещении на другую воинскую должность (командную, штабную, преподавательскую или другую) с указанием мотивов перевода;
      о перемещении военнослужащего с высшей должности на низшую с указанием причин и целесообразности его дальнейшего служебного использования;
      об увольнении с воинской службы и по какому основанию.
      В случае необходимости первый руководитель уполномоченного органа определяет иную формулировку рекомендации аттестуемого военнослужащего.

      156. Не подлежат аттестации военнослужащие-женщины в период их беременности и отпуска по уходу за детьми. Они аттестуются после выхода на воинскую службу не ранее чем через шесть месяцев и не позднее одного года.

      157. Аттестационный материал, составленный на военнослужащего, подлежит рассмотрению аттестационной комиссией.

27. Аттестационные комиссии

      158. Аттестационная комиссия (Высшая аттестационная комиссия) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом и подотчетна соответствующему командиру (начальнику).
      Высшая аттестационная комиссия создается в уполномоченном органе решением его руководителя.
      Аттестационные комиссии создаются в воинских частях (учреждениях) решением командира (начальника) воинской части (учреждения).
      Аттестационная комиссия при рассмотрении результатов (выводов) аттестации имеет право приглашать как аттестуемых, так и их непосредственных командиров (начальников).

28. Обжалование решения аттестационной комиссии

      159. Жалоба на нарушение порядка и необъективность аттестации может быть подана по команде не позднее месячного срока со дня ознакомления военнослужащего с результатами аттестации или в судебном порядке.
      Окончательное решение по жалобе принимается начальником, утвердившим результаты аттестации. В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной проводится новая аттестация.

Глава 8. Порядок увольнения с воинской службы военнослужащих

      160. Увольнение военнослужащих с воинской службы производится по основаниям, определенным статьей 37 Закона. При этом увольнение производится в запас или отставку приказом должностного лица уполномоченного органа, имеющего на это право в соответствии с перечнем должностных лиц.
      Исключение из списков воинской части военнослужащего производится после сдачи дел и должности в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
      В случае нахождения военнослужащего в отпуске, на лечении или в служебной командировке исключение из списков воинской части не производится.

      161. О достижении предельного возраста состояния на воинской службе или истечении срока контракта военнослужащий заблаговременно (но не позднее чем за месяц) письменно уведомляется командиром (начальником) воинской части (учреждения). В случае возникновения иных оснований для увольнения до достижения предельного возраста состояния на воинской службе военнослужащий увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Закона.
      После уведомления военнослужащего о предстоящем увольнении запрещается направлять его в служебную командировку или предоставлять ему отпуск.
      Выписка из приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с воинской службы доводится до его сведения под роспись. В случае нахождения военнослужащего за пределами воинской части выписка из приказа доводится до его сведения после возвращения.

      162. При наличии у военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с воинской службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится по отрицательным мотивам.

      163. Военнослужащие по призыву увольняются с воинской службы по истечении срока службы, при этом:
      1) офицерский состав увольняется приказом должностного лица в соответствии с перечнем должностных лиц;
      2) военнослужащие срочной службы увольняются приказом первого руководителя уполномоченного органа на основании Указа Президента Республики Казахстан.

      164. Увольнение военнослужащих по состоянию здоровья производится на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы.
      Оформление представления к увольнению производится после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии.

      165. Оформление представления к увольнению военнослужащих с воинской службы в связи с лишением воинского звания производится:
      1) при поступлении в воинскую часть вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;
      2) при одновременном оформлении представления к лишению воинского звания на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора суда.

      166. Решение о досрочном увольнении военнослужащего по контракту, осужденного к наказанию в виде лишения свободы условно, принимается первым руководителем уполномоченного органа по представлению соответствующего командира (начальника).

      167. Курсанты, уволенные в связи с отчислением из военного (специального) учебного заведения, направляются в местные органы военного управления по местожительству для постановки на воинский учет призывников или военнообязанных. При этом курсанты, не выслужившие установленные сроки службы по призыву, в дальнейшем призываются на воинскую службу на общих основаниях до истечения срока воинской службы по призыву.

      168. Увольнение военнослужащих в связи с утратой гражданства Республики Казахстан производится решением уполномоченного должностного лица в соответствии с перечнем должностных лиц со дня вступления в силу соответствующего Указа Президента Республики
Казахстан о выходе из гражданства Республики Казахстан.

      169. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, могут быть досрочно уволены по основаниям, определенным пунктом 2 статьи 37 Закона.

      170. Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с программами развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, производится в случае невозможности исполнения условий контракта уполномоченным органом.

      171. Увольнение в связи с переходом на работу (службу) в государственные органы (учреждения) производится по рапорту военнослужащего при поступлении соответствующего уведомления государственного органа (учреждения) о приеме военнослужащего на работу (службу) с указанием должности государственного служащего.

      172. Увольнение в связи с невыполнением условий контракта военнослужащим, а также невыходом на службу без уважительных причин производится после рассмотрения данных фактов аттестационной комиссией воинской части (учреждения) в соответствии с настоящими Правилами.

      173. Увольнение при отказе от проведения специальной проверки производится в случае, если военнослужащий отказался от проведения в отношении его специальной проверки или если по результатам специальной проверки выявлены обстоятельства, препятствующие оформлению военнослужащему допуска к государственным секретам при невозможности назначения его на должность, на которую не требуется оформление допуска к государственным секретам.

      174. Увольнение по отрицательным мотивам может производиться в случаях:
      1) появления военнослужащего на службе или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения; употребления при исполнении служебных обязанностей веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического опьянения или интоксикацию иного типа;
      2) использования служебного положения в личных корыстных целях;
      3) возникновения неуставных взаимоотношений между военнослужащими, вызвавших негативный общественный резонанс;
      4) занятия любыми видами предпринимательской деятельности, в том числе коммерческим посредничеством;
      5) выполнения работ и оказания услуг с использованием служебного положения и получения за это незаконного вознаграждения;
      6) нарушения военнослужащим мер безопасности, в том числе пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте, которое повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, включая травмы и аварии;
      7) совершения по месту воинской службы хищения (в том числе мелкого) имущества, установленного вступившим в законную силу приговором или постановлением суда;
      8) совершения военнослужащим, выполняющим воспитательные функции, проступка, не совместимого с нахождением на занимаемой воинской должности;
      9) совершения виновных действий военнослужащим, непосредственно обслуживающим денежные средства или военное имущество, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны командира (начальника);
      10) разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
      11) определенных законодательством о воинской службе , трудовым и антикоррупционным законодательством Республики Казахстан.

      175. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы в соответствии с подпунктами 1) 2) пункта 3 статьи 37 Закона.

      176. Военнослужащий, в случае избрания его депутатом Парламента Республики Казахстан или местных представительных органов, имеет право на досрочное увольнение на основании опубликованных в соответствующих средствах массовой информации итогов выборов.

      177. Военнослужащий, в случае его избрания или назначения на должность судьи, имеет право на досрочное увольнение на основании соответствующего акта о его назначении или извещения уполномоченного органа о его избрании.

      178. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение по обстоятельствам, определенным пунктами 4 5 статьи 37 Закона.

      179. Досрочное увольнение военнослужащих по призыву производится на основании заключения военно-врачебной комиссии, акта семейно-имущественного обследования и других документов, подтверждающих обстоятельства увольнения.

      180. Увольнение с воинской службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период его действия.

      181. Днем увольнения военнослужащего с воинской службы считается день исключения его из списков личного состава части приказом по воинской части.

      182. Лица, уволенные с воинской службы, имеют право не позднее месяца со дня объявления приказа об увольнении обжаловать это решение перед вышестоящим командованием или в суд в установленном законом порядке.