В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Министерству культуры, информации и спорта Республики Казахстан два раза в год, не позднее 25 июня и 25 декабря, предоставлять в Администрацию Президента и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года N 3308 "О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 53, ст. 508).
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 21 ноября 2005 года N 1673
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
НА 2005-2007 ГОДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт
2.
Введение
3.
Анализ современного состояния проблемы
4.
Цель и задачи Программы
5.
Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1.
Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам
поддержки соотечественников, проживающих за рубежом
5.2.
Создание условий для налаживания тесных экономических
контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом
5.3.
Создание условий для поддержания на постоянной основе
культурно-гуманитарных связей с соотечественниками,
проживающими за рубежом
5.4.
Информационное обеспечение соотечественников,
проживающих за рубежом
5.5.
Создание условий для подготовки соотечественников,
проживающих за рубежом, к обучению в учебных заведениях
Республики Казахстан
5.6.
Содействие в консолидации зарубежной казахской диаспоры
6.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7.
Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы
Программы
Наименование Государственная программа поддержки
соотечественников, проживающих
за рубежом, на 2005-2007 годы
Основание План мероприятий по реализации
для разработки Программы Правительства Республики
Казахстан на 2003-2006 годы,
утвержденный
постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2003 года N 903
Основной разработчик Министерство культуры, информации
и спорта Республики Казахстан
Цель Создание государственной системы
по социально-экономической, правовой
защите и поддержке соотечественников,
проживающих за рубежом, как составной
части единой казахской нации
Задачи Совершенствование нормативной правовой
базы по вопросам поддержки
соотечественников, проживающих за рубежом;
создание условий для налаживания тесных
экономических контактов
с соотечественниками, проживающими
за рубежом;
создание условий для поддержания на
постоянной основе культурно-гуманитарных
связей с соотечественниками, проживающими
за рубежом;
информационное обеспечение
соотечественников, проживающих
за рубежом;
создание условий для подготовки
соотечественников, проживающих
за рубежом, к обучению в учебных
заведениях Республики Казахстан;
содействие в консолидации зарубежной
казахской диаспоры
Сроки реализации 2005-2007 годы
Необходимые Финансовое обеспечение Программы
ресурсы и источники осуществляется за счет средств
их финансирования республиканского бюджета.
Общий объем финансирования из
республиканского бюджета - 1789773 тыс.
тенге, в т.ч. в 2005 году - 591589 тыс.
тенге; в 2006 году - 594418 тыс. тенге;
в 2007 году - 603766 тыс. тенге.
Объем бюджетных средств, необходимых
для финансирования Программы в 2005-2007
годах, будет уточняться при формировании
республиканского бюджета на соответствующий
финансовый год
Ожидаемые Ожидаемые позитивные результаты
результаты от реализации Программы заключаются
реализации в создании необходимых условий
и индикаторы для развития и укрепления всесторонних
Программы связей с соотечественниками,
проживающими за рубежом.
В ходе реализации Программы планируются:
1) усовершенствование правовых основ
регулирования межгосударственных связей
по вопросам взаимодействия с казахскими
диаспорами за рубежом (2006-2007 годы);
2) разработка проектов международных
договоров об упрощенном порядке
приобретения гражданства со странами
Содружества Независимых Государств
(вторая половина 2006 года);
3) формирование необходимых правовых
и организационных условий для вхождения
в экономику Казахстана представителей
бизнеса из соотечественников,
проживающих за рубежом (2006-2007 годы);
4) проведение социологических
исследований: двух - в 2006 году,
трех - в 2007 году;
5) подготовка ежегодных аналитических
докладов на тему: "Положение
соотечественников, проживающих за рубежом,
и реализация мер по их поддержке" с учетом
результатов социологических исследований;
6) оказание содействия
соотечественникам, проживающим за рубежом,
в организации работы казахских
национальных культурных центров
(2005-2007 годы);
7) проведение фестивалей:
искусства и спорта для представителей
молодежи казахской диаспоры, проживающей
в странах Европы (2005 и 2007 годы),
народного творчества соотечественников,
проживающих за рубежом (2006-2007 годы),
международной мушайры поэтов
с участием представителей казахской
диаспоры (2005-2007 годы);
8) проведение Дней казахской
литературы и культуры в странах ближнего
и дальнего зарубежья (2006-2007 годы);
9) обеспечение вещания спутникового
канала "Caspionet", создание в Интернете
web-портала www.otandastar.kz на
казахском языке (2007 год), организация
выпуска и распространение в странах
проживания соотечественников
специализированного альманаха
"Туған тiл" (2005-2007 годы);
10) улучшение обеспеченности казахских
школ ближнего и дальнего зарубежья
учебниками, учебно-методическими
пособиями (2005-2007 годы);
11) проведение ежегодных десяти
научно-практических конференций,
семинаров и заседаний "круглых столов"
по вопросам взаимодействия с
соотечественниками, проживающими
за рубежом;
12) проведение III Всемирного
курултая казахов (2005 год),
Малого курултая (2006 год)
Государственная программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 6.5.10. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903.
В Программе определены стратегические цели и задачи поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, а также намечены основные направления и механизмы их реализации.
Правовая основа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, содержится в
Конституции
Республики Казахстан,
Конституционном законе
от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан",
Законе
Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года "О миграции",
Указе
Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы", Отраслевой программе миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2001 года N 1371, а также в действующих международных соглашениях между Республикой Казахстан и другими государствами, в которых затрагиваются вопросы смены гражданства и развития национальных диаспор.
В период с 1996 года по 2000 год поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, осуществлялась в соответствии с Государственной программой поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года N 3308. Программа была представлена комплексом мероприятий и состояла из шести основных разделов: научное обеспечение, нормативная правовая база, образование, культура, туризм и спорт, вопросы книгоиздания и средств массовой информации, организационные меры.
В соответствии с Программой разработан и внесен на рассмотрение соответствующих государств ряд важных документов, регулирующих процессы миграции, приняты
Закон
Республики Казахстан "О миграции" и другие нормативные правовые акты по вопросам поддержки соотечественников за рубежом.
В практической плоскости решались вопросы духовной связи казахской диаспоры с исторической родиной в области образования и культуры. Была проведена большая организационная работа по налаживанию и поддержанию устойчивой связи с казахскими диаспорами ближнего и дальнего зарубежья.
Проводились Всемирный, а также Малый курултаи казахов в Казахстане и за рубежом, на которых рассматривались многоплановые вопросы взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Однако ввиду реорганизации Государственного комитета по национальной политике, на который был возложен контроль за реализацией Государственной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года N 3308, последовательная координация действий по реализации намеченных в ней мероприятий не была обеспечена.
Поэтому на сегодняшний день назрела необходимость в принятии новой программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, разработанной с учетом накопленного опыта и имеющихся проблем в этой области.
В рамках данной Программы предполагается осуществление деятельности по удовлетворению национально-культурных, духовных и языковых потребностей соотечественников, проживающих за рубежом, содействию их возвращению на историческую родину.
3. Анализ современного состояния проблемы
Традиция установления всесторонних связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, с целью создания наиболее развитых мировых диаспор, оказания им поддержки в культурно-гуманитарной, образовательной сферах, содействия их возвращению на историческую родину издавна бытует в мировой практике. В качестве примера можно привести опыт таких государств, как Германия, Польша, Израиль, Южная Корея, Армения, поддерживающих тесные связи со своими соотечественниками во всем мире, в том числе и проживающими в Казахстане.
В Российской Федерации вопросы поддержки соотечественников регулируются на уровне Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", целью которого является поддержка в осуществлении человеком и гражданином своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении национальной самобытности.
Созданная в нашей стране нормативная правовая база, налаженная система поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, в области образования, в частности увеличение квот для поступления в вузы, а также миграционная политика государства, нацеленная на ежегодное увеличение квот для возвращения соотечественников на историческую родину, являются сильной стороной данной проблемы. В соответствии с
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2002 года N 1188 "Об установлении квоты приема при поступлении на учебу в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования для отдельных категорий лиц" квоты для соотечественников, проживающих за рубежом, составляют 2 процента от утвержденного образовательного заказа. Также увеличены расходы на обучение. Если они составляли на одного студента в 2003 году 97,9 тысячи тенге, то в 2004 году составили 120,5 тысячи тенге. Ежегодно в государственном заказе выделяются места для обучения представителей казахской диаспоры на подготовительных отделениях вузов Казахстана.
На сегодняшний день представители казахской диаспоры, проживающие в более чем сорока странах мира, составляют одну треть от общего количества представителей казахской нации, или 4,5 млн. человек. Большинство из них сосредоточено в приграничных с Казахстаном государствах.
По последним статистическим данным, в Узбекистане проживают 1,5 миллиона казахов, Китае - 1,3 миллиона, России - 900 тысяч, Туркменистане - 100 тысяч, Монголии - 80 тысяч, Кыргызстане - 45 тысяч. Немало казахов проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане. Есть также казахская диаспора в ряде стран Западной Европы.
Казахи, проживающие за рубежом, являются составной частью единой казахской нации. Они разговаривают на родном языке, соблюдают национальные традиции и обычаи, считают Казахстан своей исторической родиной. В некоторых странах, в местах компактного проживания, представители казахской диаспоры имеют возможность получать образование на родном языке, развивать национальную культуру и традиции, что позволило им сформировать богатый пласт казахской культуры, литературы и искусства за рубежом.
Несмотря на это в последнее время возникло множество проблем, связанных с национально-духовным, культурным положением соотечественников, проживающих за рубежом. Одна из них - угроза отчуждения от родного языка, обычаев, национальной самобытности, являющаяся следствием активного внедрения казахов в этническую среду стран проживания. В итоге миллионы этнических казахов могут ассимилироваться и быть потерянными для казахской нации.
В зависимости от системы обучения и графики, принятой в каждой из стран проживания, представители казахской диаспоры, обучавшиеся в казахских школах, пользуются разной письменностью. Ввиду этого создалась ситуация, когда казахи, проживающие в одной стране, понимая устную речь казахов, проживающих в другой стране, не воспринимают принятую там письменность. Например, в Китае казахская диаспора пользуется письменностью, основанной на арабском алфавите. Казахи, проживающие в Монголии и России, пишут, применяя кириллицу, европейские казахи используют алфавит на основе латиницы, на национальные разновидности латиницы перешли Узбекистан и Туркменистан. Своими особенностями отличается письменность казахов в Иране и Афганистане. Кроме того, грамматика казахского языка и история казахской литературы преподаются в разных странах по-разному. Вследствие этого выпускники, закончившие казахские школы за рубежом, число которых ежегодно уменьшается, не могут поступить в учебные заведения нашей республики, а также испытывают затруднения с поступлением в учебные заведения и в странах проживания.
Ранее учебники, художественная литература, газеты и журналы на казахском языке, выпущенные в Казахстане, беспрепятственно поступали в адрес соотечественников, проживающих за рубежом, особенно в странах Содружества Независимых Государств. В последнее время этот процесс почти прекратился.
Соотечественники, проживающие за рубежом, ограничены в возможности доступа к казахстанским средствам массовой информации. Максимально сузилась среда распространения газеты "Шалкар" за рубежом, некогда широко вещавшая во многих странах мира радиопрограмма "Шалкар", несмотря на возобновление деятельности, не смогла достичь своего прежнего уровня.
В этой области проблемными остаются такие вопросы, как распространение программ Казахского радио на государственном языке, в особенности специализированной радиопрограммы "Шалкар", в районах проживания соотечественников на приграничных территориях соседних государств - России, Китая, Монголии, Узбекистана, Кыргызстана, издание и распространение газеты "Қазақ елі", журнала "Алтын бесiк" в местах компактного проживания казахской диаспоры.
Все еще актуален вопрос распространения казахстанских изданий, в том числе официальной прессы, на территории Содружества Независимых Государств, особенно в местах компактного проживания казахской диаспоры.
У представителей казахской диаспоры зачастую возникают определенные сложности при въезде в Казахстан, пересечении границ.
Требует совершенствования деятельность по установлению тесного сотрудничества с государствами, в которых проживают соотечественники, а также с посольствами этих государств в Республике Казахстан.
Однако несмотря на многочисленные проблемы продолжает осуществляться последовательная работа по защите интересов представителей казахской диаспоры и оралманов. Определены льготы по предоставлению гражданства Республики Казахстан соотечественникам, прибывающим для постоянного местожительства.
Законом
Республики Казахстан от 17 мая 2002 года внесены изменения и дополнения в
Закон
Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года "О гражданстве Республики Казахстан". Согласно информации департамента миграционной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан, до 1 января 2005 года 242449 человек получили гражданство Казахстана. С каждым годом увеличивается квота иммиграции оралманов, утверждаемая Указом Президента Республики Казахстан. Так, в 2000 году квота была утверждена на 500 семей, в 2001 году на 600, в 2002 году на 2655 семей, в 2003 году на 5000 семей, в 2004 году на 10000 семей.
Указом
Президента Республики Казахстан от 27 декабря 2004 года N 1508 "О квоте иммиграции оралманов на 2005-2007 годы" установлена квота иммиграции оралманов на 2005-2007 годы в количестве до 15000 семей на каждый календарный год.
В целях определения эффективности мероприятий, направленных на адаптацию оралманов в условиях нового местожительства в Республике Казахстан, необходимо проведение комплексного мониторинга экономической, социально-культурной и общественной интегрированности оралманов.
С каждым годом растет число представителей молодежи из числа казахской диаспоры, желающих обучаться в Казахстане. По сведениям Министерства образования и науки Республики Казахстан, в 2002 году открыты дополнительно подготовительные отделения для представителей казахской диаспоры и оралманов в 10 высших учебных заведениях во всех регионах Республики Казахстан. В настоящее время подготовительные отделения функционируют в 15 вузах страны.
Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 23 апреля 2002 года N 334 утверждены
Правила
о порядке, условиях отбора и направления представителей казахской диаспоры на обучение в учебные заведения Республики Казахстан, которые согласованы с Министерством иностранных дел и зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 июня 2002 года (номер государственной регистрации 1873).
Частичному решению проблемы доступности казахстанских масс-медиа для представителей казахской диаспоры за рубежом способствуют возможности спутникового телеканала "Caspionet". В настоящее время телеканал осуществляет вещание на казахском, русском и английском языках в странах Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и Северной Африки.
Кроме того, в соответствии с
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2004 года N 1351 "О подписании Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве по созданию казахстанского спутника связи и вещания "KAZSAT" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации подписано данное Соглашение, с помощью которого будет возможно установление эфирных передатчиков цифрового стандарта для приема программ казахстанских вещателей в местах компактного проживания казахской диаспоры. Также будет реализован комплекс мер по трансляции казахстанских теле-, радиопрограмм имиджево-пропагандистского характера, художественных и документальных фильмов, сериалов, иной видеопродукции.
На сегодняшний день в 11 странах функционируют казахские национально-культурные центры. Среди них казахские культурные центры в Узбекистане, Кыргызстане, Баян-Ульгийское региональное общество в Монголии, которые работают в тесном сотрудничестве с Казахстаном.
Наибольшее количество казахских культурных центров сосредоточено в России. Во всех приграничных с Казахстаном российских регионах (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Курганская, Омская, Новосибирская, Тюменская и Челябинская области, Республика Алтай и Алтайский край), в городах Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также республиках Татарстан, Башкортостан, Саха и Калмыкия существуют казахские национально-культурные центры. Общество казахов в Стамбуле (Турция), ассоциация казахов Лондона (Великобритания), казахский культурный центр в Кельне (Германия) также осуществляют мероприятия, направленные на пропаганду казахской национальной культуры. В таких странах, как Австрия, Швеция, Венгрия, Украина, работают малые казахские национальные центры.
Казахи, проживающие в России, Китае, Турции и странах Европы, имеют возможность заниматься предпринимательской деятельностью в Казахстане, а также вкладывать инвестиции в перспективные отрасли экономики Казахстана. Следует отметить опыт Китая, который для своего развития плодотворно использует экономический и финансовый потенциал своих соотечественников за рубежом.
Значительный опыт работы с соотечественниками накопила Всемирная ассоциация казахов. Ассоциация в течение десяти лет со дня основания реализовала обширный комплекс мероприятий, направленных на установление взаимоотношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, во всех сферах общественной жизни. У ассоциации есть все возможности для проведения работы непосредственно с зарубежными государственными организациями и общественными объединениями.
Целью данной Программы является создание государственной системы по социально-экономической, правовой защите, поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, как составной части единой казахской нации с учетом их запросов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом;
2) создание условий для налаживания тесных экономических контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;
3) создание условий для поддержания на постоянной основе культурно-гуманитарных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
4) информационное обеспечение соотечественников, проживающих за рубежом;
5) создание условий для подготовки соотечественников, проживающих за рубежом, к обучению в учебных заведениях Республики Казахстан;
6) содействие в консолидации зарубежной казахской диаспоры.
5.1. Совершенствование нормативной правовой базы
по вопросам поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом
Совершенствование правового регулирования оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, будет направлено на решение политических, культурно-просветительских, миграционных, гражданских, социально-экономических проблем зарубежных соотечественников, расширение экономических и культурно-духовных контактов с ними.
В связи с этим предусматривается проведение следующих мероприятий:
1) внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части, касающейся оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом;
2) совершенствование нормативной правовой базы по регулированию процессов миграции, дальнейшему развитию двусторонних отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья по вопросам казахских диаспор;
3) упрощение порядка приобретения гражданства в странах Содружества Независимых Государств;
4) правовое регулирование вопросов использования экономического потенциала зарубежных казахских диаспор в казахстанской экономике с целью повышения инвестиционной привлекательности республики.
5.2. Создание условий для налаживания тесных
экономических контактов с соотечественниками,
проживающими за рубежом
В целях расширения экономических контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, необходимо:
1) проведение анализа экономического потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, показателей их социальной мобильности и профессиональной деятельности в странах проживания;
2) изучение и использование опыта некоторых экономически развитых стран по экономическому сотрудничеству со своими зарубежными соотечественниками;
3) содействие налаживанию контактов между казахстанскими предпринимателями и бизнесменами из числа соотечественников, проживающих за рубежом;
4) содействие в создании совместных предприятий с участием капиталов зарубежных соотечественников с учетом их экономического потенциала и инвестиционных интересов.
5.3. Создание условий для поддержания на постоянной
основе культурно-гуманитарных связей с соотечественниками,
проживающими за рубежом
Исходя из того, что зарубежная казахская культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры всего казахского народа, в целях создания условий для удовлетворения культурных и духовных запросов соотечественников, проживающих за рубежом, Программой предусматриваются:
1) всестороннее изучение на системной научной основе истории формирования казахской диаспоры в стране проживания, ее традиций и обычаев, достижений в сфере культуры, искусства;
2) проведение мониторинга фактов нарушения прав казахской диаспоры в области удовлетворения национально-культурных потребностей;
3) создание условий для сохранения соотечественниками, проживающими за рубежом, этнической самобытности и активного их внедрения в этническую среду стран проживания как представителей казахского народа;
4) поддержание постоянных отношений с научными, культурными и творческими организациями соотечественников, проживающих за рубежом;
5) содействие в создании в странах проживания соотечественников необходимых условий для изучения родного языка, истории Казахстана, приобщения к национальным традициям и культуре;
6) организация фестивалей, поэтических состязаний (мушайра) и других мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала представителей казахской диаспоры и усиление их интеграции с общенациональной культурой казахов, всемерное развитие культурных связей;
7) содействие казахской диаспоре в проведении мероприятий, направленных на увеличение вклада в расширение и укрепление культурных и экономических связей государств, в которых проживают соотечественники, с Республикой Казахстан.
5.4. Информационное обеспечение соотечественников,
проживающих за рубежом
Для оказания информационной поддержки соотечественникам, а также обеспечения их печатной продукцией в рамках государственного заказа необходимо предусмотреть реализацию следующих мер:
1) создание организационно-технических и правовых условий для доступа соотечественников, проживающих за рубежом, к казахстанским средствам массовой информации;
2) урегулирование на межгосударственном уровне вопросов распространения печатной продукции на казахском языке на территории стран Содружества Независимых Государств, особенно в местах компактного проживания казахской диаспоры;
3) расширение вещания спутникового телеканала "Caspionet" с охватом в перспективе стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
4) создание во всемирной сети веб-портала www.otandastar.kz на казахском языке;
5) подготовка выпуска и распространение специальных печатных изданий, ориентированных на соотечественников, проживающих за рубежом.
5.5. Создание условий для подготовки соотечественников,
проживающих за рубежом, к обучению в учебных заведениях
Республики Казахстан
В рамках реализации данного направления необходимо осуществление следующих мероприятий:
1) отбор одаренных детей из числа представителей казахской диаспоры и их обучение в интернатах при учебных заведениях различного типа (гимназии, лицеи, колледжи и др.);
2) проведение семинаров, подготовка рекомендаций, методической литературы, обмен опытом работы по вопросам содействия казахской диаспоре в сфере образования;
3) оказание помощи казахским школам за рубежом в обеспечении учебниками и учебно-методическими пособиями.
5.6. Содействие в консолидации
зарубежной казахской диаспоры
Реализация данной задачи предполагает:
1) проведение всемирных и малых курултаев казахов и других организационных мероприятий по вопросам взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом;
2) проведение симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, заседаний "круглых столов" по вопросам развития казахской диаспоры, поддержки соотечественников за рубежом;
3) содействие в налаживании контактов между представителями казахской диаспоры, проживающими в разных странах;
4) оперативное решение практических вопросов по переселению в Казахстан представителей казахской диаспоры, в том числе одаренной молодежи (интеллектуальная, культурная, спортивная сферы и др.), в рамках существующего законодательства Республики Казахстан.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2005-2007 годы составляет 1789773 тыс. тенге, в том числе в 2005 году - 591589 тыс. тенге, в 2006 году - 594418 тыс. тенге, в 2007 году - 603766 тыс. тенге.
Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы в 2005-2007 годах, будет уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты
от реализации и индикаторы Программы
Реализация Программы позволит создать необходимые условия для развития и укрепления всесторонних связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
В результате реализации Программы будут:
1) усовершенствованы правовые основы регулирования межгосударственных связей по вопросам взаимодействия с казахскими диаспорами за рубежом (2006-2007 годы);
2) разработаны проекты международных договоров об упрощенном порядке приобретения гражданства со странами Содружества Независимых Государств (вторая половина 2006 года);
3) сформированы необходимые правовые и организационные условия для вхождения в экономику Казахстана представителей бизнеса из соотечественников, проживающих за рубежом (2006-2007 годы);
4) проведены социологические исследования: два - в 2006 году, три - в 2007 году;
5) подготовлены ежегодные аналитические доклады на тему: "Положение соотечественников, проживающих за рубежом, и реализация мер по их поддержке" с учетом результатов социологических исследований;
6) оказано содействие соотечественникам, проживающим за рубежом, в организации работы казахских национальных культурных центров (2005-2007 годы);
7) проведены фестивали:
искусства и спорта для представителей молодежи казахской диаспоры, проживающей в странах Европы (2005 и 2007 годы);
народного творчества соотечественников, проживающих за рубежом (2006-2007 годы);
международной мушайры поэтов с участием представителей казахской диаспоры (2005-2007 годы);
8) проведены Дни казахской литературы и культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья (2006-2007 годы);
9) обеспечено вещание спутникового канала "Caspionet", создан во всемирной сети web-портал www.otandastar.kz на казахском языке (2007 год), организован выпуск и обеспечено распространение в странах проживания соотечественников специализированного альманаха "Туған тiл" (2005-2007 годы);
10) улучшена обеспеченность казахских школ ближнего и дальнего зарубежья учебниками, учебно-методическими пособиями;
11) проведены (ежегодно) 10 научно-практических конференций, семинаров и заседаний "круглых столов" по вопросам взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом;
12) проведены III Всемирный курултай казахов (2005 год), Малый курултай (2006 год).