О правилах разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 2 июня 2003 года N 1099

Действующий

Подлежит опубликованию в 
"Собрании актов Президента
и Правительства"    

      В целях обеспечения единого подхода к разработке и реализации государственных программ в Республике Казахстан и в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 21 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" постановляю:
      1. Утвердить прилагаемые правила разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан (далее - правила).
      2. Государственным органам Республики Казахстан при разработке и реализации государственных программ руководствоваться настоящими правилами.
      3.  Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан

Утверждены    
Указом Президента
Республики Казахстан
от 2 июня 2003 года
N 1099     

Правила
разработки и реализации государственных программ
в Республике Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие правила приняты в целях обеспечения единого подхода к разработке и реализации государственных программ в Республике Казахстан (далее - государственная программа) и определяют организационно-методологические основы, общие принципы формирования проектов государственных программ, порядок их разработки, согласования и утверждения, а также осуществления контроля за их реализацией.
      2. Государственные программы определяют комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее крупных и важных экономических, социальных и других задач, основываются на четком определении цели и содержат систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели, с учетом долгосрочных приоритетов, определенных в Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, стратегических и индикативных планах социально-экономического развития Республики Казахстан.
      3. Государственные программы включаются в перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ в Республике Казахстан (далее - перечень), утверждаемый в составе индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан.
      4. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан государственная программа утверждается Президентом Республики Казахстан.
      5. Глава государства либо по его уполномочию Правительство Республики Казахстан или Администрация Президента Республики Казахстан определяют уполномоченный орган по программам (далее - уполномоченный орган), в компетенцию которого входят:
      осуществление методологического руководства деятельностью государственных органов по разработке программ;
      осуществление формирования и дальнейшее ведение перечня;
      осуществление общего контроля за исполнением программ;
      проведение оценки эффективности (результативности) реализации программ.
      Оценка эффективности (результативности) реализации государственных программ по вопросам, не входящим в компетенцию уполномоченного органа, осуществляется им совместно с Администрацией Президента Республики Казахстан.

2. Основные требования к государственным программам

      6. Государственные программы разрабатываются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и по поручению Президента Республики Казахстан.
      Разработка государственных программ осуществляется по вопросам, имеющим межотраслевой характер, направленным на решение наиболее важных задач общенационального характера и обеспечение обороноспособности, правопорядка, законности и безопасности государства.
      7. Государственные программы разрабатываются государственными органами Республики Казахстан или консультативно-совещательными органами при Правительстве Республики Казахстан.
      8. Государственные программы разрабатываются на среднесрочный (не менее 3 лет) или на долгосрочный период свыше 3 лет с обязательным выделением среднесрочных трехлетних этапов.
      План мероприятий по реализации долгосрочных государственных программ разрабатывается на соответствующие среднесрочные этапы.
      9. Государственные программы должны обладать следующими основными свойствами:
      1) четкостью определения конкретных целей государственной программы, путей и механизмов ее реализации;
      2) адресностью программных мероприятий и заданий, четким определением сроков и последовательности их реализации, строгой ориентацией деятельности исполнителей на достижение программных целей;
      3) достижением согласованности с другими программами;
      4) сбалансированностью финансовых, трудовых и технических ресурсов и источников их обеспечения.
      10. Не допускается утверждение государственных программ:
      1) регламентирующих объем расходов, выраженных в процентном соотношении с основными макроэкономическими показателями;
      2) приводящих к снижению доходов и (или) увеличению расходов республиканского и местных бюджетов после их принятия на соответствующий финансовый год;
      3) без положительного заключения Республиканской бюджетной комиссии по объемам финансирования в разрезе источников и сроков финансирования;
      4) дублирующих цели и задачи действующих программ, а также мероприятия по реализации этих программ;
      5) направленных на решение проблем отдельной отрасли или конкретного региона (города, территории);
      6) при несоблюдении требований, установленных в пунктах 6 и 9 настоящих правил.

3. Структура государственной программы

      11. Структура государственной программы содержит следующие разделы:
      1) паспорт (основные параметры);
      2) введение;
      3) анализ современного состояния проблемы;
      4) цель и задачи государственной программы;
      5) основные направления и механизм реализации государственной программы;
      6) необходимые ресурсы и источники их финансирования;
      7) ожидаемый результат от реализации и индикаторы государственной программы.
      12. В паспорте описываются основные параметры государственной программы, включающие в себя: наименование, основание для разработки, указание государственного органа, ответственного за разработку государственной программы, цель и задачи, сроки реализации (этапы), объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты.
      13. Во введении указываются обоснование и необходимость разработки государственной программы.
      14. Анализ современного состояния проблемы должен отражать количественные и качественные характеристики, сильные и слабые стороны, имеющиеся проблемы, основные показатели в динамике за несколько предыдущих лет, а также содержать обзор позитивного зарубежного опыта по решению данной проблемы, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан.
      15. Цель и задачи государственной программы должны быть четкими и конкретными.
      Цель государственной программы формируется исходя из стратегических и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан.
      Задачи определяют пути достижения поставленной цели наиболее эффективными методами.
      16. В основных направлениях и механизмах реализации государственной программы указываются основные направления работы по решению имеющихся проблем и перечни инструментов, а также механизмы достижения поставленных цели и задач.
      17. Источниками финансирования государственной программы могут быть: средства республиканского и местных бюджетов, государственные займы, негосударственные займы, привлекаемые под государственную гарантию, прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, собственные средства организаций и другие не запрещенные законодательством Республики Казахстан источники.
      В случае финансирования государственной программы из республиканского и местных бюджетов должны быть указаны конкретные объемы финансирования по годам, мероприятиям и источникам финансирования в соответствии с прогнозными показателями республиканского и местных бюджетов на трехлетний период.
      18. Ожидаемый результат от реализации государственной программы выражается:
      в материальных и нематериальных изменениях, которые могут быть достигнуты в результате реализации государственной программы в целом и поэтапно;
      в индикаторах (прогнозных показателях), характеризующих качественные и количественные параметры, на достижение которых направлена государственная программа.
      Индикаторы должны быть контролируемыми и проверяемыми, определяться по годам реализации государственной программы.

4. Порядок разработки и утверждения
государственных программ

      19. Предусматриваются следующие этапы разработки и утверждения государственной программы: U090827
      1) организационный;
      2) разработка проекта государственной программы;
      3) согласование и утверждение государственной программы.
      20. Организационный этап разработки проекта государственной программы включает в себя:
      1) направление предложений не позднее 5 декабря года, предшествующего году формирования проекта индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, в уполномоченный орган для включения проекта государственной программы в перечень. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен Администрацией Президента Республики Казахстан.
      В период разработки индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан уполномоченный орган представляет в Правительство Республики Казахстан перечень разрабатываемых государственных программ для последующего согласования с Администрацией Президента Республики Казахстан;
      2) определение государственного органа, ответственного за разработку государственной программы.
      При необходимости в установленном порядке создается консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан по разработке государственной программы, сформированный из представителей заинтересованных государственных органов и организаций;
      3) утверждение руководителем государственного органа, ответственного за разработку государственной программы, документов (координационного плана разработки государственной программы, цели и задач государственной программы, ее концептуальных подходов, структуры основных разделов государственной программы) с последующим направлением их государственным органам и организациям-соисполнителям.
      21. Этап разработки проекта государственной программы предусматривает:
      1) представление организациями-соисполнителями государственной программы государственному органу, ответственному за разработку государственной программы, на основании его запросов предложений по концептуальному подходу к разрабатываемой государственной программе, в том числе к ее разделам, цели, задачам и плану мероприятий по ее реализации;
      2) подготовку государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, на основании предложений организаций-соисполнителей проектов государственной программы и плана мероприятий по ее реализации.
      22. Этап согласования государственной программы включает в себя:
      1) направление государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, консультативно-совещательным органом проектов государственной программы и плана мероприятий по ее реализации заинтересованным государственным органам на согласование;
      2) направление проектов государственной программы и плана мероприятий по ее реализации в Республиканскую бюджетную комиссию для получения заключения по объему финансирования программных мероприятий в разрезе источников и сроков финансирования.
      В случае, если проект государственной программы требует финансирования из республиканского и местных бюджетов, он вносится в соответствующие бюджетные комиссии в период рассмотрения бюджетных заявок администраторов бюджетных программ.
      Предусмотренные в проекте государственной программы мероприятия, по которым предполагается финансирование из республиканского и местных бюджетов, должны быть увязаны с бюджетными программами, предлагаемыми в бюджетной заявке соответствующих администраторов программ.
      23. Этап утверждения государственной программы включает в себя:
      1) представление в установленном порядке на рассмотрение Правительству Республики Казахстан проекта государственной программы;
      2) представление в установленном порядке на рассмотрение Президенту Республики Казахстан проекта государственной программы;
      3) утверждение Президентом Республики Казахстан государственной программы.
      24. В целях гармонизации процесса разработки программ с бюджетным процессом устанавливаются следующие сроки разработки, согласования и утверждения проектов государственных программ:
      в I квартале - разработка;
      во II-III кварталах - согласование и внесение на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии в составе бюджетных заявок администраторов бюджетных программ с представлением обоснованных финансовых расчетов при формировании республиканского бюджета на предстоящий финансовый год;
      в IV квартале - внесение на утверждение.

5. Порядок реализации, осуществления мониторинга
и оценки реализации государственных программ

      25. Выделяются следующие этапы реализации государственной программы:
      1) реализация государственной программы;
      2) проведение постоянного мониторинга;
      3) осуществление оценки эффективности реализации государственной программы;
      4) принятие решения о завершении (продолжении) государственной программы.
      26. Процесс реализации государственной программы состоит из:
      1) утверждения Правительством Республики Казахстан плана мероприятий по реализации государственной программы;
      2) доведения до соответствующих государственных органов решений Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан об утверждении государственной программы и плана мероприятий по ее реализации;
      3) реализации государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, совместно с организациями-соисполнителями государственной программы и плана мероприятий;
      4) подготовки при необходимости государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, совместно с заинтересованными государственными органами предложений Главе государства по внесению корректировок в государственную программу. При этом корректировки, которые изменяют объемы финансирования из соответствующего бюджета, требуют согласования с соответствующей бюджетной комиссией.
      27. Процесс осуществления мониторинга за реализацией государственной программы состоит из:
      1) проведения государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, постоянного мониторинга за ходом реализации государственной программы;
      2) представления организациями-соисполнителями отчетов по исполнению закрепленных за ними разделов государственной программы и пунктов плана мероприятий государственному органу, ответственному за разработку государственной программы, в установленные сроки;
      3) периодического представления государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, отчетов по реализации государственной программы в Администрацию Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан и уполномоченный орган и при необходимости - подготовки предложений по внесению изменений в нее.
      28. Оценка эффективности реализации государственной программы проводится государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, (внутренняя оценка) и уполномоченным органом (внешняя оценка).
      Процесс проведения оценки состоит из анализа:
      1) хода реализации государственной программы и плана мероприятий;
      2) эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
      3) степени достижения запланированных задач и индикаторов;
      4) влияния реализации государственной программы на социально-экономическое развитие страны.
      Уполномоченный орган анализирует отчеты о ходе реализации государственной программы, представляемые ответственным государственным органом, и дает при необходимости заключение в Правительство Республики Казахстан о целесообразности дальнейшей реализации государственной программы.
      Уполномоченный орган имеет право привлекать на договорной основе научно-исследовательские и другие организации для осуществления внешней оценки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      29. Этап принятия решения о завершении (продолжении) государственной программы включает в себя;
      1) подготовку государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, совместно с соисполнителями окончательного отчета о реализации государственной программы, в котором должны отражаться:
      результаты, достигнутые в ходе реализации государственной программы;
      степень достижения запланированных задач и индикаторов государственной программы;
      мультипликативный эффект реализации государственной программы на социально-экономическую ситуацию в стране;
      2) представление государственным органом, ответственным за разработку государственной программы, Президенту Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан и уполномоченный орган окончательного отчета о результатах реализации государственной программы с предложением о ее завершении или необходимости продолжения ее реализации, или разработки новой государственной программы;
      3) рассмотрение ими окончательного отчета о реализации государственной программы;
      4) принятие решения о завершении государственной программы и снятии ее с контроля или о продолжении ее реализации, или разработке новой государственной программы.