установил :
В Конституционный Совет 25 ноября 1998 года в соответствии со статьей 78 Конституции Республики обратился Верховный Суд Республики Казахстан с представлением о признании неконституционной части третьей статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях.
Поводом к обращению Верховного Суда Республики с представлением явился пересмотр в названном суде по жалобам адвокатов дела об административном правонарушении гр-на Кажегельдина А.М., привлеченного к ответственности по статье 188-2 Кодекса об административных правонарушениях.
Представление мотивировано тем, что в нарушение конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом часть третья статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что лица, привлекаемые к ответственности по статьям 52, 148, 164 и другим, должны обязательно присутствовать при рассмотрении дела, а в случае уклонения от явки по вызову могут быть подвергнуты приводу.
По мнению Верховного Суда обязательность и принуждение в вопросах явки в соответствующий орган лишь по отдельным видам правонарушений и лишь в отношении отдельных лиц, а также обязанность органов по пресечению уклонения противоречат правам человека и гражданина, закрепленным Конституцией, явно ущемляет права этих лиц. Заслушав сообщение докладчика - члена Совета Темирбулатова С. и рассмотрев материалы по представлению Верховного Суда, Конституционный Совет находит доводы суда обоснованными и учитывает следующее: Пункт 1 статьи 14 Конституции Республики Казахстан устанавливает равенство всех перед законом и судом. Пункт 2 этой же статьи Конституции гласит: "Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественногоположения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам."
Эти конституционные нормы содержат равные права человека и гражданина перед законом и судом независимо от любых обстоятельств.
Следовательно, при привлечении лица к судебной ответственности эти конституционные нормы должны реализовываться без каких-либо ограничений, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции Республики. При производстве по судебным делам должно быть соблюдено и конституционное требование о равенстве всех перед законом и судом.
Однако, если в части второй статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается возможность рассмотрения дела в отсутствии привлекаемого лица, то в части третьей этой же статьи Кодекса содержится исключение из этого правила, гласящее, что лица, привлекаемые к ответственности по перечисленным в этой части статьям Кодекса об административных правонарушениях, обязаны присутствовать при рассмотрении их дела.
В этой норме Кодекса об административных правонарушениях Конституционный Совет усматривает установление неравенства перед судом.
Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что норма закона, закрепленная в части третьей статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях, противоречит статье 14 и пункту 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан, как ущемляющая конституционные права и свободы человека и гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 31-33 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" U952737_ , Конституционный Совет
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Часть третью статьи 261 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях, принятого 22 марта 1984 года, K841000_ признать неконституционной как ущемляющую права и свободы человека и гражданина, закрепленные в статье 14 Конституции Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", законы, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, и в силу этого неконституционные, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе, исполнению не подлежат.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики
Казахстан K951000_ , постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан". Председатель (специалист Р.Жантасова 03.12.98г.)