Об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 марта 2011 года № 3

Действующий

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Бахтыбаева И.Ж., Белорукова Н.В., Жаилгановой А.Н., Малиновского В.А. с участием:
      представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Темирбулатова С.Г.,
      представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Енсегенова С.К.,
      представителя Правительства Республики Казахстан - вице-министра юстиции Республики Казахстан Аманбаева А.Н.,
      представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.
      рассмотрел в открытом заседании обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан.
      Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Бахтыбаева И.Ж., выступления участников заседания, ознакомившись с заключениями экспертов: доктора юридических наук, профессора кафедры международного права Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана Алибекова С.Т.; доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой общего языкознания и переводческого дела Казахского гуманитарного юридического университета Бейсеновой Ж.С.; доктора юридических наук, профессора, директора государственного учреждения «Институт законодательства Республики Казахстан» Бусурманова Ж.Д. и другими материалами конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
      В Конституционный Совет Республики Казахстан 28 февраля 2011 года поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мухамеджанова У.Б. об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан. Субъект обращения просит ответить, представляется ли возможным, с учетом требования абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан, назначение членами Конституционного Совета Республики Казахстан лиц, ранее уже назначавшихся членами Конституционного Совета распоряжениями Председателей Палат Парламента.
      При толковании указанной нормы Основного Закона Конституционный Совет, применительно к поставленному в обращении вопросу, исходит из следующего.
      1. Нормами статьи 71 Конституции Республики определены состав Конституционного Совета Республики Казахстан; продолжительность мандата и порядок назначения председателя и членов; предъявляемые к ним требования и гарантии их деятельности.
      Абзацем вторым пункта 3 этой статьи Основного Закона предусмотрено, что половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.
      Ротация членов Конституционного Совета выступает одним из средств достижения оптимального сочетания сменяемости и преемственности в деятельности органа конституционного контроля. Периодическое назначение членов Конституционного Совета с учетом требования абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции следует понимать как возможность установления, в необходимых случаях, цикличности смены составов этого государственного органа.
      В этих целях в статье 97 раздела IX "Заключительные и переходные положения" Конституции была заложена и при формировании первого состава Конституционного Совета реализована процедура, при которой половина его состава была назначена на три года, а другая - на шесть лет.
      Подтверждая значимость и действенность положения Основного Закона, о периодическом обновлении состава органа конституционного контроля, Конституционный Совет считает необходимым рассматривать и толковать его в совокупности с другими нормами Конституции страны, включая положения разделов III и IV - о статусе и компетенции Президента Республики, Палат Парламента и их Председателей.
      2. Численный состав, срок полномочий членов Конституционного Совета, предъявляемые к ним требования и порядок назначения на должность регламентированы нормами пунктов 1, 3 и 4 статьи 71 Конституции. С ними корреспондируются нормы подпункта 1) статьи 57 (о полномочиях Палат Парламента, осуществляемых каждой из Палат самостоятельно), подпункта 7) пункта 3 статьи 58 (о полномочиях Председателей Палат Парламента по представлению Палатам кандидатур для назначения на должности членов Конституционного Совета).
      При этом полномочия Главы государства, Палат Парламента Республики и их Председателей носят дискреционный характер. При рассмотрении конкретных кандидатур усмотрение субъектов назначения ограничено лишь требованиями, установленными Конституцией и  Конституционным законом Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
      Поскольку в Конституции нет прямого запрета на назначение членом Конституционного Совета лица, ранее занимавшего данную должность, то понимание нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71, как содержащей подобный запрет, вошло бы в противоречие с соответствующими конституционными полномочиями Главы государства, Палат Парламента и их Председателей на участие в формировании органа конституционного контроля.
      Недопустимость ограничения конституционных полномочий Главы государства и Палат Парламента ранее отмечена Конституционным Советом в ряде его нормативных постановлений (от 29 марта 1999 года № 7/2 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан"; от 30 ноября 2001 года № 15/3 "О возражении Президента Республики Казахстан на постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 22 ноября 2001 № 15/2 "О Конституционном законе Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов").
      С данным подходом согласился в заседании Конституционного Совета и представитель субъекта обращения, по мнению которого, у Председателя Мажилиса Парламента возникла потребность в официальном толковании рассматриваемой конституционной нормы применительно к праву органа, уполномоченного производить назначение в состав Конституционного Совета, а не к праву кого-либо претендовать на эту должность.
      3. Норма об обновлении состава Конституционного Совета не может рассматриваться как императив об обязательной замене другим лицом члена Конституционного Совета, срок должностных полномочий которого истек.
      Полномочия членов Конституционного Совета, при отсутствии оснований для досрочного освобождения их от занимаемой должности, прекращаются по истечении шестилетнего срока. После этого возникает основание для представления и назначения на указанную должность кандидата, которым может быть как новое лицо, так и экс-член Конституционного Совета.
      Данная правовая позиция согласуется с нормативным постановлением Конституционного Совета от 11 февраля 2003 года № 1 "Об официальном толковании пункта 5 статьи 50, пункта 5 статьи 51, пунктов 4 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан", в котором применительно к порядку формирования Сената Парламента Республики слова "переизбрание" и "обновление" трактуются как равнозначные.
      Такая правовая интерпретация термина "обновление", примененного в пункте 3 статьи 71 "Конституции, соответствует и его пониманию специалистами-филологами, констатирующими, что по своему смыслу слова "обновление" и "замена" не являются синонимами.
      Как показывает сравнительно-правовой анализ, в ряде государств существует практика, при которой действует правило об ограничении мандата члена органа конституционного контроля одним сроком. Однако, подобное ограничение прямо предусмотрено конституциями этих стран.
      Таким образом, положение об обновлении состава Конституционного Совета наполовину каждые три года не означает обязательного назначения новых лиц.
      Под обновлением состава Конституционного Совета, предусмотренным пунктом 3 статьи 71 Конституции, следует понимать возможность назначения как новых лиц, ранее не являвшихся членами Конституционного Совета, так и тех, кто прежде уже занимал эту должность.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года № 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан

постановляет:

      1. Абзац второй пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан об обновлении половины состава Конституционного Совета Республики Казахстан каждые три года надлежит понимать следующим образом.
      Полномочия членов Конституционного Совета, при отсутствии оснований для досрочного освобождения их от занимаемой должности, прекращаются по истечении шестилетнего срока.
      Конституцией не ограничивается право субъектов, правомочных участвовать в формировании состава Конституционного Совета, фактом предыдущего пребывания назначаемого лица в должности члена Конституционного Совета. Следовательно, повторное наделение полномочиями члена Конституционного Совета лиц, ранее уже назначавшихся на эту должность актами субъектов, перечисленных в статье 71 Конституции Республики, в том числе распоряжениями Председателей Палат Парламента Республики Казахстан, допустимо.
      2. Согласно пункту 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
      3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

      Председатель
      Конституционного Совета
      Республики Казахстан                       И. РОГОВ