Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Шопина В.Д., выступление участника конституционного производства - представителя Президента Республики Казахстан Донакова Т.С., изучив материалы конституционного производства, Конституционный Совет установил:
4 марта 1999 года в Конституционный Совет поступило обращение Президента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан. В обращении ставится вопрос: вытекает ли из указанных конституционных норм право судей Республики Казахстан, освобожденных от должностей, обжаловать в суд соответственно указы Президента Республики Казахстан и постановления Сената Парламента Республики Казахстан об освобождении их от занимаемых должностей.
Изучив нормы Конституции Республики Казахстан, материалы по рассматриваемому обращению, выслушав выступление представителя Президента Республики Казахстан, Конституционный Совет исходит из следующего.
Норма пункта 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан "Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод" означает право любого человека и гражданина обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод. Реализация этого права осуществляется на основе и в порядке, установленном законом. Назначение и избрание на должность судей осуществляется Президентом Республики Казахстан и Сенатом Парламента Республики Казахстан в порядке, установленном статьей 82 Конституции Республики. Согласно пункта 1 статьи 79 Конституции Республики полномочия судьи могут быть прекращены исключительно по основаниям, установленным законом. В пункте 2 статьи 47 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, U952694_ "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" определен особый порядок освобождения судьи от должности, предусматривающий рассмотрение вопросов об освобождении судьи от должности соответственно Высшим Судебным Советом Республики Казахстан и Квалификационной коллегией юстиции, на основании рекомендаций которых по представлению Президента Республики Сенат Парламента и по представлению Министра юстиции Президент Республики принимают соответственно постановление и решение. Названный Указ Президента Республики Казахстан устанавливает также особый порядок обжалования: если судья не согласен с решением Квалификационной коллегии юстиции, он может подать жалобу в Высший Судебный Совет.
В связи с особым конституционным статусом Президента Республики Казахстан - главы государства, а также Сената - одной из палат Парламента Республики Казахстан, являющегося высшим представительным органом Республики, Конституция Республики Казахстан не содержит нормы об отмене их актов, как это имело место в отношении актов Правительства, министерств, иных центральных и исполнительных органов Республики, а также местных представительных органов (подпункт 3) статьи 44, подпункт 7) статьи 66, пункты 3 и 4 статьи 88).
Вышеизложенное означает, что в связи с особым порядком освобождения от должностей судей Республики Казахстан, они не вправе обжаловать в суд соответственно указы Президента Республики Казахстан и постановления Сената Парламента Республики Казахстан об освобождении их от занимаемых должностей.
Пункт 1 статьи 14 Конституции Республики Казахстан "Все равны перед законом и судом" устанавливает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность каждого перед законом. Равенство перед законом означает, что именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина. Лица, занимающие судейские должности, равны перед законом, устанавливающим особый порядок назначения и освобождения их от должности судьи.
Норму пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан "Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики" следует понимать так, что правосудие в Республике осуществляется только судом посредством установленных законом форм судопроизводства. Суду предоставлено право на основании закона выносить решения, приговоры и иные постановления, допускающие ограничение некоторых конституционных прав человека и гражданина, рассматривать жалобы на неправомерные действия должностных лиц, отменять незаконные акты государственных органов в случаях, установленных Конституцией и законами Республики. Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан, не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики, совершенные им при исполнении своих обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан в порядке официального толкования пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан постановляет:
1. Пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, применительно к вопросу обращения, следует понимать так, что ввиду особого конституционного порядка избрания, назначения и освобождения от должностей судей Республики Казахстан, они не вправе обжаловать в суд соответственно указы Президента Республики Казахстан и постановления Сената Парламента Республики Казахстан об освобождении их от должностей судей.
2. Пункт 1 статьи 14 Конституции Республики Казахстан, применительно к данному обращению, следует понимать так, что лица, занимающие судейские должности равны перед законом, устанавливающим особый порядок избрания, назначения и освобождения их от должности судьи.
3. Пункт 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что суду на основании закона предоставлено право выносить решения, приговоры и иные постановления, допускающие ограничение некоторых конституционных прав человека и гражданина, рассматривать жалобы на неправомерные действия должностных лиц, отменять незаконные акты государственных органов в случаях, установленных Конституцией и законами Республики. Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".
Председатель