Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Белорукова Н.В., Малиновского В.А., Нурмагамбетова A.M., Стамкулова У.М. с участием:
представителя Сената Парламента Республики Казахстан - депутата Сената Парламента Республики Казахстан Ахметова К.,
представителя Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Турецкого Н.Н.,
представителя Правительства Республики Казахстан - вице-Министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р.,
представителя Верховного Суда Республики Казахстан - судьи Верховного Суда Республики Казахстан Баишева Ж.Н.,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.,
Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан Шакирова А.О.,
представителя Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан - Ответственного секретаря Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Советского В. К.
рассмотрел в открытом заседании вопрос о пересмотре некоторых ранее принятых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием
Закона
Республики Казахстан от 21 мая 2007 года N 254-III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".
Заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Белорукова Н.В., выступления участников заседания, проанализировав нормативные постановления Конституционного Совета и другие материалы конституционного производства,
Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Законом
Республики Казахстан от 21 мая 2007 года N 254-III "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" внесены существенные коррективы в Основной Закон страны. Конституционные новеллы предусматривают снятие запрета на слияние общественных и государственных институтов и на государственное финансирование общественных объединений (
статья 5 Конституции
), ограничение пределов применения смертной казни (
статья 15 Конституции
), санкционирование ареста и содержания под стражей только судом (
статья 16 Конституции
). В Конституцию внесены поправки, изменяющие срок, на который избирается Президент Республики (
статья 41
), полномочия Парламента, численность его депутатов, порядок избрания и основания прекращения их полномочий (
статьи 50
-58,
61-
63), процедуры формирования Правительства (
статьи 44
,
56_
), Конституционного Совета (
статьи 57
,
71_
) и некоторых других государственных органов
(
статьи 57
,
58_
). Изменены нормы Основного Закона, регламентирующие деятельность судебной и правоохранительной систем (
статьи 75
,
82_
,
84_
), местного государственного управления и самоуправления (
статьи 86
,
87_
,
89_
) и некоторые другие.
Конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию (
статьи 5
,
43_
,
44_
,
51_
,
84_
,
89_
), в их взаимосвязи, позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти, содержание функций государства, определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям.
Это требует приведения в соответствие с обновленной
Конституцией
всей нормативной правовой базы страны, включая нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан.
Согласно
подпункту 1)
пункта 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года N 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан" решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по собственной инициативе в случае, если Конституционный Совет установит, что изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение.
Проведенный анализ показывает, что некоторые ранее принятые нормативные постановления Конституционного Совета требуют своего пересмотра. Отмене в целом подлежат те из них, которые не согласуются с измененными и дополненными нормами Основного Закона. Отмене в части подлежат нормативные постановления Конституционного Совета, при исключении из которых отдельных, не соответствующих конституционным новеллам положений, не будут утеряны внутренние логика и взаимосвязь, содержательность и смысл толкования норм Конституции. Тем самым не изменяется предмет и не расширяются пределы правовых позиций, закрепленных в отменяемых в части итоговых решениях, при принятии которых были реализованы соответствующие конституционные полномочия Конституционного Совета.
На основании изложенного, руководствуясь
подпунктом 1)
пункта 1 и
пунктами 2
и
3 статьи 36
,
статьями 31
-33 и
40_
, подпунктом 2) пункта 1
статьи 41
Конституционного закона "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Отменить в целом следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:
1.1. от 29 апреля 1997 года N 8/2 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 5 Конституции Республики Казахстан";
1.2. от 23 мая 1997 года N 12/2 "Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части оснований для прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента";
1.3. от 31 июля 1998 года N 5/2 "Об обращении Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона "О торгово-промышленных палатах", принятого Парламентом Республики Казахстан 26 июня 1998 года";
1.4. от 18 февраля 1999 года N 15/2 "Об обращении Премьер-Министра Республики Казахстан о признании Закона Республики "О торгово-промышленных палатах", принятого Парламентом Республики Казахстан 9 декабря 1998 года, неконституционным";
1.5. от 29 марта 1999 года N 15/3 "О возражении Президента Республики Казахстан на постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 18 февраля 1999 года N 15/2 "Об обращении Премьер-министра Республики Казахстан о признании Закона Республики Казахстан "О торгово-промышленных палатах" неконституционным";
1.6. от 26 декабря 2000 года N 23/2 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 83 и пункта 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан";
1.7. от 12 апреля 2001 года N 1/2 "Об официальном толковании пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан";
1.8. от 17 мая 2001 года N 7/2 "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан";
1.9. от 8 июня 2001 года N 8/2 "Об официальном толковании пунктов 1 и 4 статьи 61 Конституции Республики Казахстан";
1.10. от 31 декабря 2003 года N 13 "Об официальном толковании статей 16 и 83 Конституции Республики Казахстан";
1.11. от 12 февраля 2004 года N 1 "Об официальном толковании пункта 3 статьи 50 Конституции Республики Казахстан".
2. Отменить в части следующие нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан:
2.1. от 6 марта 1997 года
N 3
"Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан", исключив:
первый абзац пункта 4 мотивировочной части;
пункт 7 мотивировочной части;
предложение первое пункта 4 постановляющей части;
слово "только" в пункте 6 постановляющей части;
2.2. от 16 мая 1997 года
N 11/2
"Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента", исключив:
слова "Пункт 1
статьи 52
Конституции гласит, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Из смысла этой нормы вытекает, что депутат в своей деятельности не может быть связан никаким наказом или поручением, а руководствуется общегосударственными интересами.
Указ
Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 года также предусматривает в пункте 1 статьи 24: "Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом или поручением, и голосует в Парламенте по своему убеждению" в мотивировочной части;
2.3. от 2 июля 1999 года
N 12/2
"О соответствии пункта 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" Конституции Республики Казахстан", исключив:
слова "и также государственное финансирование общественных объединений" в абзаце седьмом мотивировочной части;
2.4. от 13 декабря 2001 года
N 19/2
"Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан", исключив:
пункт 1 мотивировочной части;
предложение первое девятого абзаца пункта 3 мотивировочной части;
пункт 1 постановляющей части;
2.5. от 13 мая 2003 года
N 6
"Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 63 Конституции Республики Казахстан", исключив:
пункт 4 мотивировочной части;
пункт 4 постановляющей части.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституционного Закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года N 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан" определить, что настоящее постановление не имеет обратной силы, поэтому отмена в целом либо в части ранее принятых нормативных постановлений Конституционного Совета, в силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Конституции, не влечет возможность подписания Президентом Республики законов, признанных неконституционными, либо возвращения им юридической силы. При необходимости такие законы могут быть вновь приняты с соблюдением процедур, установленных Конституцией и законодательством, регламентирующим порядок разработки и принятия нормативных правовых актов.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.