Сноска. Постановление Конституционного Совета РК от 26 декабря 2000 г. N 23/2 отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 8 ноября 2007 г. N 9.
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе членов Совета Акуева Н.И. (председательствующий), Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. с участием представителей:
субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Абдиева Ж.Н.,
Генеральной прокуратуры Республики - заместителя Генерального прокурора Константинова А.В.,
Министерства юстиции Республики - вице-министра юстиции Кима Г.В.,
Министерства внутренних дел Республики - начальника следственного департамента Крубатова В.Н.,
Комитета национальной безопасности Республики - начальника следственного департамента Карбузова К.Ж.,
рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 1 статьи 83 и пункта 1 статьи 84
K951000_
Конституции Республики Казахстан.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав выступления докладчика-члена Совета Омарханова К.А. и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
1. В Конституционный Совет Республики 21 декабря 2000 года поступило обращение 37 депутатов Парламента Республики о даче официального толкования пункта 1 статьи 83 и пункта 1 статьи 84
K951000_
Конституции Республики Казахстан.
Поводом для обращения послужил рассматриваемый в Парламенте Республики законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией". Из обращения следует, что предлагаемыми поправками в
Z970206_
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - УПК) Генеральному прокурору Республики предоставляется право образовывать следственную группу во главе с прокурором. По мнению депутатов, предлагаемая норма противоречит положениям пункта 1 статьи 84
K951000_
Конституции, поскольку дознание и предварительное расследование по уголовным делам отделены от прокуратуры. Вместе с тем, как указано в обращении, пункт 1 статьи 83
K951000_
Конституции дает возможность прокуратуре осуществлять уголовное преследование в случаях, порядке и пределах, установленных законом.
При толковании указанных конституционных норм депутаты просят принять во внимание следующий вопрос: следует ли понимать, что полномочия прокуратуры по осуществлению уголовного преследования допускают возможность наделения прокурора в качестве руководителя следственной группы правом проведения предварительного следствия.
2. Проанализировав нормы
K951000_
Конституции Республики и материалы конституционного производства, Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
Пункт 1 статьи 84 Конституции Республики в части "дознание и предварительное расследование по уголовным делам ... отделены от ... прокуратуры" означает, что в системе органов прокуратуры не допускается создание структур, осуществляющих дознание и предварительное расследование. Эти функции Конституции возложены на специальные государственные органы.
Вместе с тем в пункте 1 статьи 83
K951000_
Конституции Республики указано, что "прокуратура ... в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование". Указанное конституционное положение является исключением из правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 84 Конституции. Пределы уголовного преследования, порядок и случаи его осуществления прокуратурой, ее компетенция в этих вопросах, согласно пунктам 1 и 4 статьи 83 Конституции, устанавливаются в законе. В
Z970206_
УПК содержатся нормы, предусматривающие участие прокурора в предварительном расследовании путем совершения процессуальных следственных действий, а также участия в их производстве с целью осуществления надзора за законностью (статья 197
Z970206_
УПК). Такие же полномочия прокуратуры закреплены и в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона,
Z952709_
"О прокуратуре Республики Казахстан" (главы VI и VII).
Таким образом, нормы пунктов 1 и 4 статьи 83, пункта 1 статьи 84
K951000_
Конституции Республики допускают в особых случаях, оговоренных законом, производство прокурором уголовного преследования. Последнее включает в себя элементы предварительного расследования. Пределы, порядок и случаи осуществления прокурором уголовного преследования, компетенция прокуратуры определяются законом, что согласно пункту 3 статьи 61 Конституции Республики, относится к ведению Парламента Республики Казахстан.
Из вышеизложенного следует, что в исключительных случаях закон может наделить прокурора правом возглавлять следственные группы, состоящие из следователей специально уполномоченных государственных органов.
Руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72
K951000_
Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона,
U952737_
"О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
1. Пункт 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан "дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от ... прокуратуры" означает, что в системе органов прокуратуры не могут создаваться структуры, осуществляющие деятельность по дознанию и предварительному расследованию.
Пункт 1 статьи 83
K951000_
Конституции Республики Казахстан в части "прокуратура ... в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование" представляет собой исключение из правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 84 Конституции Республики Казахстан. Указанную норму пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что правовое установление конкретного механизма осуществления прокурором функций уголовного преследования, включая наделение его правом руководить следственными группами, относится к сфере законодательного регулирования Парламента Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74
K951000_
Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным и окончательным на всей территории Республики с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председательствующий -
Член Конституционного Совета
Республики Казахстан