Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 апреля 2006 года N 1

Действующий

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Рогова И.И., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Белорукова Н.В., Бычковой С.Ф., Нурмагамбетова A.M., Стамкулова У.М. с участием:
      представителей субъекта обращения - Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы Арыстанова А.К. и вице-Министра юстиции Республики Казахстан Куставлетова Д.Р.,
      Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Келимбетова К.Н.,
      заместителя Министра иностранных дел Республики Казахстан Жошыбаева Р.С,
      представителей Мажилиса Парламента Республики Казахстан - депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан Жамалова A.M. и Тиникеева М.Б.,
      представителей Верховного Суда Республики Казахстан - судей Верховного Суда Республики Казахстан Баишева Ж.Н. и Жаилгановой А.Н.,
      представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан - заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан - Даулбаева А.К.
      рассмотрел в открытом заседании обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. об официальном толковании пункта 4  статьи 75  Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав сообщение докладчика - члена Конституционного Совета Бычковой С.Ф., выступления представителей субъекта обращения и участников заседания, а также экспертов - академика Национальной академии наук Республики Казахстан, доктора юридических наук, профессора, директора Научно-исследовательского института частного права Казахского гуманитарно-юридического университета Сулейменова М.К.,
доктора юридических наук, профессора, проректора по научной работе Казахского национального педагогического университета им. Абая Толеубековой Б.Х. и ознакомившись с заключением эксперта - доктора юридических наук, профессора, ректора Карагандинского
государственного университета им. Е.А. Букетова, Кубеева Е.К.,  Конституционный Совет Республики Казахстан

установил:

      В Конституционный Совет Республики Казахстан 23 марта 2006 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан, в котором поставлены следующие вопросы:
      1. Что понимается в указанной конституционной норме под специальным судом?
      2. Каковы различия между понятиями "специального суда" в контексте пункта 4 статьи 75 Конституции и "специализированного суда", предусмотренного Конституционным законом " О судебной системе  и статусе судей Республики Казахстан".
      На заседании Конституционного Совета представитель субъекта обращения, используя свое право, предусмотренное  подпунктом 4)  пункта 2 и  подпунктом 1)  пункта 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года N 2737 "О Конституционном Совете Республики Казахстан", заявил ходатайство о даче Конституционным Советом ответа на следующий дополнительный вопрос: "Каким требованиям, вытекающим из Конституции Республики Казахстан, должны соответствовать основные характеристики специализированного суда Регионального финансового центра города Алматы в контексте внесенных Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан проектов законов Республики Казахстан "О региональном финансовом центре города Алматы" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы?"
      Данное ходатайство Конституционным Советом удовлетворено частично. С согласия представителя субъекта обращения, вопрос принят к рассмотрению в следующей редакции: "Какими основными характеристиками, вытекающими из требований Конституции Республики Казахстан, должны обладать специализированные суды Республики Казахстан?"
      Как установлено в заседании, поводом для обращения в Конституционный Совет послужило отсутствие единообразного понимания положений пункта 4  статьи 75  Конституции применительно к нормам проектов законов "О региональном финансовом центре города Алматы" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы", регламентирующих вопросы образования и деятельности суда, рассматривающего споры участников указанного финансового центра.
      При толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.

       1.  Пункт 1 статьи 75 Основного Закона определяет, что "правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом". Согласно  постановлению  Конституционного Совета от 15 февраля 2002 года N 1, данная конституционная норма означает, что только суды как органы, представляющие судебную ветвь государственной власти, осуществляют правосудие. При этом судами Республики являются учреждаемые законом Верховный Суд и местные суды, входящие в единую судебную систему Республики, которая устанавливается Конституцией и конституционным законом (пункты 3 и 4 статьи 75 Конституции).
      Положения пункта 3 статьи 75 и  статьи 82  Основного Закона определяют трехуровневую систему судов и общие требования к ее структуре: Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды, другие суды, под которыми в соответствии с  Конституционным законом  от 25 декабря 2000 года N 132-II "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее - Конституционный закон) понимаются районные и приравненные к ним суды.
      В  статье 4  Конституционного закона, развивающей и конкретизирующей нормы раздела VII "Суды и правосудие" Основного Закона, установлено, что единство судебной системы Казахстана обеспечивается:
      1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия;
      2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах
судопроизводства, установленных законами;
      3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;
      4) законодательным закреплением единого статуса судей;
      5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;
      6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета.
      В пункте 4  статьи 75  Конституции содержится положение о том, что "учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается".
      Определение содержания понятий "чрезвычайные суды" и "специальные суды" основывается на различных подходах к их уяснению (историческом, сравнительно-правовом, логическом и др.)
      Так, анализ развития отечественного правосудия показывает, что на различных его этапах учреждались и функционировали как чрезвычайные, так и специальные суды.
      Чрезвычайные суды (революционные трибуналы, органы ВЧК, "тройки" и "двойки" НКВД, военно-революционные и военно-полевые суды и др.) представляли собой специальные судебные либо квазисудебные органы, создаваемые в условиях тоталитарного режима, как правило, в связи с конкретными событиями политического характера. Обычно они формировались вне судебной системы. Деятельность чрезвычайных судов сопровождалась отказом от основополагающих демократических принципов правосудия (независимость суда, законность, гласность, право обвиняемого на защиту и др.) и осуществлялась по упрощенной процедуре, что влекло существенное ущемление прав и свобод человека.
      Впоследствии некоторые чрезвычайные судебные и внесудебные органы были преобразованы в специальные суды. Как следовало из статьи 53 Закона СССР от 16 августа 1938 года "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", на основании статьи 102 Конституции СССР действовали следующие специальные суды СССР: военные трибуналы; линейные суды железнодорожного транспорта; линейные суды водного транспорта.
      Указанные специальные суды обладали следующими признаками: 1) являлись общесоюзными судами; 2) формировались для рассмотрения дел специальных категорий, выделенных ввиду их особой сложности, необходимости специальных знаний и навыков судей для их рассмотрения либо исходя из особой опасности отдельных категорий преступных деяний для обороноспособности и хозяйственного развития страны; 3) образовывали в рамках судебной системы СССР самостоятельные трехзвенные подсистемы судов, возглавляемые специальными коллегиями Верховного Суда СССР; 4) их устройство, компетенция и порядок наделения судей полномочиями регламентировались специальными, не всегда имеющими уровень закона, нормативными правовыми актами (иногда имеющими гриф секретности); 5) находились в организационном подчинении или зависимости от соответствующих органов исполнительной власти; 6) отправление правосудия ими в некоторых случаях осуществлялось с изъятиями из порядка судопроизводства, установленного процессуальным законом для других судов, что создавало условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина.
      Из проведенного анализа различных видов существовавших ранее специальных судов, а также смысла пункта 4 статьи 75 Конституции следует вывод о том, что они характеризуются следующими признаками:
      - устройство, компетенция и порядок их создания регламентируются специальными нормативными правовыми актами, а не Конституцией и конституционным законом;
      - отправление правосудия осуществляется ими с изъятиями из порядка судопроизводства, установленного законом для других судов, что создает условия для ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина;
      - при их образовании и функционировании не соблюдается предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Конституции принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что выражается в организационной подчиненности или зависимости специальных судов от органов исполнительной ветви власти.
      В обобщенном виде понятие "специальный суд", содержащееся в пункте 4  статьи 75  Конституции, используется для обозначения судов, обладающих хотя бы одним из указанных признаков.

       2.  Гарантированное пунктом 2  статьи 13  Основного Закона право каждого на судебную защиту своих прав и свобод реализуется только в судах, созданных и осуществляющих правосудие в соответствии с Конституцией и конституционным законом. Механизм реализации этого конституционного права "устанавливается в законах Республики, регламентирующих вопросы организационно-правового построения судебной системы и отправления правосудия" ( постановление  Конституционного Совета от 5 мая 1999 года N 8/2). При создании судов должны соблюдаться требования пункта 1 статьи 14 Конституции о равенстве всех перед законом и судом.
      Это относится и к специализированным судам, возможность образования которых предусматривает  пункт 3  статьи 3 Конституционного закона в виде военных, экономических, административных, по делам несовершеннолетних и других судов.
      Необходимость создания специализированных судов обусловливается, как правило, факторами, связанными с оптимизацией судопроизводства, главным из которых является специализация судей, определяемая выделенной категорией дел.
      Специализированные суды должны соответствовать конституционным требованиям, обеспечивающим единство судебной системы Республики. Поэтому их место в судебной системе должно определяться конституционным законом. Правосудие в специализированных судах, как и во всех судах, осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства (пункт 2  статьи 75  Конституции).
      Из положения пункта 3 статьи 75 Конституции о том, что "судами Республики являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом", следует, что специализированные суды могут учреждаться только как местные суды.
      Статус специализированных судов определяется  пунктами 2  и 3 статьи 3 Конституционного закона. Исходя из их содержания, специализированные суды могут быть приравнены как к областным, так и к районным судам.
      Подсудность специализированных судов должна быть установлена процессуальными законами с учетом специфических особенностей, сложности, общественной значимости, необходимости обеспечения быстрого и эффективного разрешения дел ( постановление  Конституционного Совета от 6 марта 1997 года N 3).
      Исходя из принципа единства судебной системы, упоминание в Конституционном законе о каких-либо специализированных судах предполагает возможность их образования по всей территории Республики Казахстан. Реальное же создание конкретных специализированных судов в том или ином регионе страны зависит от экономических, социальных и иных факторов.
      В интересах законности и исключения судебных ошибок применительно к специализированным судам должна в полной мере обеспечиваться возможность пересмотра судебных решений. В качестве судов апелляционной и надзорной инстанций могут выступать как соответствующие специализированные суды, так и другие суды, в том числе Верховный Суд Республики Казахстан. При этом Верховный Суд согласно  статье 81  Конституции является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным всем судам Республики.
      Организационно-правовое построение и отправление правосудия в специализированных судах должны основываться на нормах закона, исключающих возможность ущемления конституционных прав человека и гражданина на судебную защиту своих прав и свобод (пункт 2   статьи 13  Конституции), а также равенство всех перед законом и судом (пункт 1  статьи 14 Конституции).

       3.  Перечисленные характеристики специализированных судов являются основными признаками, отличающими их от специальных судов, особенности которых указаны выше.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1  статьи 72  Конституции Республики Казахстан,  подпунктом 1)  пункта 3 статьи 17,  статьями 31 - 33,    37 и   подпунктом 2)  пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан "О Конституционном Совете Республики Казахстан",  Конституционный Совет Республики Казахстан

постановляет:

       1.  Пункт 4  статьи 75  Конституции Республики Казахстан следует понимать таким образом, что судебная система Республики устанавливается Конституцией и соответствующим ей конституционным законом.
      Конституционная норма о том, что учреждение специальных судов под каким-либо названием не допускается, означает запрет на учреждение судов, характеризующихся следующими признаками:
      1) устройство, компетенция и порядок их создания регламентируются специальными нормативными правовыми актами, а не Конституцией и конституционным законом;
      2) отправление правосудия осуществляется ими с изъятиями из порядка судопроизводства, установленного законом для других судов, что создает условия для ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина;
      3) при их образовании и функционировании не соблюдается предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Конституции принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что выражается в организационной подчиненности или зависимости специальных судов от органов исполнительной ветви власти.
      В обобщенном виде понятие "специальный суд", содержащееся в пункте 4 статьи 75 Конституции, используется для обозначения судов, обладающих хотя бы одним из этих признаков.

       2.  В отличие от специальных судов, указанных в пункте 4 статьи 75 Конституции, специализированные суды, предусмотренные  пунктом 3  статьи 3 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132-II "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", являются составной частью единой судебной системы Республики Казахстан.
      Специализированные суды Республики Казахстан должны обладать следующими характеристиками, вытекающими из требований Конституции:
      1) специализированные суды должны входить в единую судебную систему Республики Казахстан в качестве местных судов;
      2) их место в судебной системе (приравненность к областным или другим местным судам) должно определяться конституционным законом;
      3) правосудие в специализированных судах должно осуществляться посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства;
      4) подсудность специализированных судов должна устанавливаться законом;
      5) применительно к специализированным судам должна быть в полной мере обеспечена возможность пересмотра судебных решений. В качестве судов апелляционной и надзорной инстанций могут выступать как соответствующие специализированные суды, так и другие суды, в том числе Верховный Суд Республики Казахстан;
      6) организационно-правовое построение и отправление правосудия в специализированных судах должны основываться на нормах закона, исключающих возможность ущемления конституционных прав человека и гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, а также равенство всех перед законом и судом.

       3.  Перечисленные характеристики специализированных судов являются основными признаками, отличающими их от специальных судов.

       4.  На основании пункта 3  статьи 74  Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4  статьи 73  Конституции Республики Казахстан.

       5.  Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

      Председатель
      Конституционного Совета
      Республики Казахстан