В целях улучшения положения женщин в Казахстане, реализации Платформы действий IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан.
2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан в Комиссию по положению женщин Организации Объединенных Наций.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Национальный план
действий по улучшению положения женщин
в Республике Казахстан
<*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 ноября 2000 г. N 1705
P001705_
.
Введение
Республика Казахстан - молодое, суверенное государство, провозгласившее основными своими ценностями общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Принимаемые Правительством меры по улучшению социально- экономического положения населения Казахстана, в связи с переходом на рыночные отношения, не дали намеченных результатов.
Снизился валовой внутренний продукт на душу населения, уменьшились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличилась безработица, снизилась рождаемость населения при увеличении смертности, активизировались миграционные процессы, в результате чего уменьшилась численность населения республики.
Для улучшения социально-экономического положения в стране принята долгосрочная Стратегия развития "Казахстан - 2030". В качестве долгосрочных приоритетов определены:
экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;
эффективное использование энергетических ресурсов Казахстана;
здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
развитие современной инфраструктуры и др.
По состоянию на 1 января 1999 года в Казахстане проживало 8038 тыс. женщин, что составляет 51,4% от общей численности населения. Женщин моложе трудоспособного возраста - 29,8%, в трудоспособном возрасте - 53,7%, старше трудоспособного возраста - 16,5%. 56% женщин проживает в городах и городских поселениях. Средняя продолжительность жизни женщин в 1997 году составила 70,2 года, что на 11,2 года больше, чем у мужчин (59 лет).
Национальный план действий разработан Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами, с участием общественных объединений и международных организаций в соответствии с рекомендованной ООН моделью.
Стратегическая цель - создание условий и разработка действенных механизмов для повышения активности и роли женщин в общественно-политической жизни, улучшение положения женщин в соответствии с долгосрочной Стратегией развития "Казахстан - 2030".
Переход к рынку, спад производства, переструктурирование всей системы хозяйствования, издержки перераспределения собственности, отсутствие у людей предпринимательского опыта и начального капитала, изменение системы социальных гарантий привели к снижению жизненного уровня значительной части населения республики.
Вся социальная сфера, существовавшая за счет налоговых поступлений и, зачастую, являвшаяся собственностью предприятий, столкнулась с острым финансовым дефицитом.
Среди бедных, прежде всего, оказались многодетные и оставшиеся без кормильца семьи, большая часть пенсионеров, инвалиды, безработные, а также работники, не получающие своевременно заработную плату, представители бюджетных организаций с низкой оплатой труда, нетрудоустроенная молодежь. При этом сельское население живет беднее, чем городское.
Основным источником доходов населения остается заработная плата.
Среднемесячная заработная плата в 1998 году составила 9682 тенге (124 долл. США). Официальный уровень заработной платы в секторах, в которых преобладает женский труд (образование, здравоохранение, сфера обслуживания), более чем на треть ниже официальной средней заработной платы в республике. В среднем по стране денежные доходы на душу населения составляют около 3 тыс. тенге в месяц при прожиточном минимуме 3,3 тыс. тенге.
Для социальной поддержки малообеспеченных граждан Правительством принимаются определенные меры. Так, до 1999 года социальная помощь семьям, имеющим детей, была представлена пятью видами пособий:
единое;
неработающим, многодетным матерям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 7 лет;
на детей, инфицированных вирусом приобретенного иммунодефицита человека или больных СПИД;
на детей военнослужащих срочной службы;
на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому.
При этом только единое пособие предназначалось адресно малообеспеченным семьям, а остальные виды пособий назначались социально-уязвимым категориям населения, независимо от их дохода.
В 1998 году единое пособие на детей получали семьи, месячный среднедушевой совокупный доход в которых не превышал двух расчетных показателей. Последний используется для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат и утверждается ежегодно Законом о республиканском бюджете. В прошлом году его размер составлял 645 тенге (8,2 долл. США). Единым пособием было охвачено 923,2 тыс. детей, что составляет 98% от общего количества получателей всех видов пособий.
Кроме того малообеспеченным семьям, фактические расходы которых на оплату содержания жилья и потребление коммунальных услуг (в пределах нормативов) превышали 30% совокупного дохода, выплачивались жилищные пособия.
Начиная с 1999 года, пособия заменены адресной социальной помощью, которая будет оказываться семьям, имеющим детей, в случае рождения и смерти человека, безработным, а также для оплаты содержания жилища и потребления коммунальных услуг.
Социальная помощь будет финансироваться из местных бюджетов. Администраторами будут выступать органы местной исполнительной власти, которые будут нести ответственность как за формирование, так и расходование средств местных бюджетов. Размер критерия нуждаемости семьи в адресной социальной помощи определяется решениями акимов.
Определяющим моментом для снижения бедности в Казахстане должен стать
масштабный и устойчивый рост, обеспечивающий создание рабочих мест и
увеличение заработной платы.
Основной задачей в политике доходов населения является повышение
общего уровня оплаты труда, в том числе путем поэтапного доведения
минимального размера заработной платы до прожиточного минимума,
стимулирования легализации всех денежных доходов и увеличения оплаты труда
работников государственных учреждений. Трудоспособное население, не
имеющее по тем или иным причинам работы, будет охвачено микрокредитованием.
План мероприятий по разделу - А. Женщины и бедность
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Совершенствование !Присоединение к Конвенции!Присоединение к !
!системы социальной !МОТ № 102 "О минимальных !Конвенции !
!защиты семьи и женщин !нормах социального ! !
!по мере улучшения !обеспечения" ! !
!социально- ! ! !
!экономического !Разработка программы по ! Постановление !
!положения страны !поддержке семьи ! Правительства !
----------------------------------------------------------------------!
2 ! Поддержка !Разработка Программы !В соответствии с !
!малообеспеченных и !реабилитации и интеграции!действующим !
!социально уязвимых !инвалидов в общество !законодательством!
!женщин ! ! !
! !Создание центров !Решения акимов !
! !социальной адаптации для ! !
! !женщин, подростков и ! !
! !детей ! !
! !Организации детских садов!Решения акимов !
! !для малообеспеченных ! !
! !семей ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Адресная гуманитарная !Координация доставки !В соответствии с !
!помощь !гуманитарной помощи !действующим !
! !малообеспеченным семьям !законодательством!
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, МИД, ! 2005 г. ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! ! !
и женщин ! ! !
АМД, Нацкомиссия по делам ! 2005 г. ! !
семьи и женщин, акимы ! ! !
областей, гг. Астаны и ! ! !
Алматы ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, акимы ! 1999 г. ! !
областей, гг. Астаны и ! ! !
Алматы ! ! !
Акимы областей, гг. Астаны ! 2003 г. !В пределах средств !
и Алматы ! !местных бюджетов, гранты!
! !и инвестиции !
! !международных !
! !организаций !
Акимы областей, гг. Астана ! 2005 г. !В пределах средств !
и Алматы, МИД, ! !местных бюджетов, гранты!
общественные объединения ! !и инвестиции !
(по согласованию) ! !международных !
! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Нацкомиссия по делам семьи ! 2002 г. !Международные !
и женщин, Минтрудсоцзащиты,! !организации, юридические!
МИД, Минздравобрспорт ! !и физические лица !
_____________________________________________________________________!
Б. Образование и обучение женщин
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан всем гражданам независимо от пола гарантируется среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Граждане Казахстана имеют право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных учебных заведениях. Образование находится под контролем государства, которое устанавливает обязательные его стандарты.
Женщины в Казахстане более образованы, чем мужчины. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием их 62%.
Высок интеллектуальный потенциал женщин, работающих в системе образования (77%). Вместе с тем, из 16 начальников областных и городских (гг. Астана и Алматы) управлений образования лишь 7 женщин (44%). Чрезвычайно мал процент женщин среди руководителей высших учебных заведений. Из 51 государственных ВУЗов только в двух ректорами являются женщины (4%).
Высшее образование можно получить через государственные образовательные гранты и кредиты. В этих условиях больше всего страдают дети из бедных семей и обучающиеся в сельских регионах. В малообеспеченных семьях образованию девочек не придается приоритетное значение.
Повышается плата за содержание детей в детских садах. По сравнению с
1991 годом сеть детских дошкольных учреждений сократилась почти на 80%.
Основными задачами в области образования являются: рациональное
распределение финансовых ресурсов, особенно для сельских школ,
совершенствование методик преподавания, усиление внимания к обеспечению
доступа к образованию детей из малообеспеченных семей, интеграция детей-
инвалидов в обычные школы.
План мероприятий по разделу - Б. Образование и обучение женщин
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! Гендерное (социально-!Внедрить гендерный подход!Приказы министра !
!половое) образование !при издании новых ! !
!населения !учебников с целью ! !
! !устранения половых ! !
! !стереотипов ! !
! ! ! !
! !Внедрить гендерные ! !
! !дисциплины в системе ! !
! !высшего и среднего ! !
! !образования ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Повышение !Создание тренинговых !Создание центров !
!экономической, !центров по вопросам ! !
!правовой и !воспитания, обучения и ! !
!профессиональной !подготовки к труду ! !
!грамотности женщин ! ! !
! !Обучение женщин из числа !В соответствии с !
! !безработных навыкам и !действующим !
! !знаниям, необходимым в !законодательством!
! !рыночной экономике ! !
! !Обеспечить компьютерное ! !
! !образование и доступ к ! !
! !новым технологиям женщин,! !
! !в том числе безработным, ! !
! !с целью повышения их ! !
! !квалификации и ! !
! !самозанятости ! !
______________________________________________________________________!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, Миннауки,! 2000 г. !В пределах средств !
МИД, общественные ! !республиканского и !
объединения (по ! !местных бюджетов, гранты!
согласованию) ! !и инвестиции !
! !международных !
! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Общественные объдинения (по! Постоянно !Гранты и инвестиции !
согласованию), МИД, ! !международных !
Минтрудсоцзащиты, ! !организаций !
Минкультинформ, акимы ! ! !
областей, гг. Астаны и ! ! !
Алматы ! ! !
! ! !
Минтрудсоцзащиты, ! Постоянно !В пределах средств !
Минкультинформ, акимы ! !местных бюджетов !
областей, гг. Астаны и ! ! !
Алматы ! ! !
_____________________________________________________________________!
В. Женщины и здоровье
В долгосрочной Стратегии развития "Казахстан 2030" здоровье, образование и благополучие граждан определены одним из основных приоритетов.
В целях улучшения медицинского обслуживания населения 18 марта 1998 года принят Указ Президента Республики Казахстан
U9983956
6 "О первоочередных мерах по улучшению здоровья граждан Республики Казахстан". Указом Президента от 16 ноября 1998 года также утверждена
U984153_
Государственная программа "Здоровье народа", включающая разделы: охрана здоровья матери, планирование семьи, детское питание, профилактика и лечение респираторных инфекций (в т.ч. пневмоний) и диарейных заболеваний детей и др.
В республике действуют программы по снижению материнской и перинатальной смертности, Национальная программа по охране репродуктивного здоровья, Национальная программа действий по профилактике и борьбе со СПИД на 1996-2000 гг., Программа по профилактике и контролю болезней, передаваемых половым путем, на 1999-2000 гг. и др.. Разработан Национальный генетический регистр и разрабатывается программа по формированию здорового образа жизни.
Вместе с тем индекс здоровья женщин составляет всего 30%, а в отдельных областях (Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской) - 20% и ниже.
Остается высоким уровень материнской и младенческой смертности, абортов и заболеваний, передающихся половым путем. Не обеспечивается всеобщий доступ к услугам по репродуктивному здоровью, особенно сельских жителей.
Растет материнская смертность. В 1998 году она составила 77,5 на 100 тыс. родившихся живыми. Особенно неблагополучно обстоят дела в Восточно-Казахстанской области, где этот показатель превышает среднереспубликанский в 1,6 раза и составляет 123,6, в Костанайской и Актюбинской - в 1,57 раза (122), в г. Астане - в 1,48 раза (115), Павлодарской области - в 1,36 раза (105,5).
Более половины беременных женщин страдает анемией, в Южно-Казахстанской области этой болезни подвержены 76%, в г. Алматы - 63% будущих матерей.
Увеличивается число детей, родившихся с врожденными аномалиями. В 1998 году их было 3371 человек.
Медленно растет охват женщин контрацептивами. В 1998 году ими воспользовались лишь 1,5 млн. женщин, т.е. 41% женщин фертильного возраста.
Стратегия охраны здоровья женщин предусматривает разработку стандартов репродуктивного здоровья для маргинальных групп населения, внедрение методик безопасного материнства, обеспечение населения современными контрацептивами, научно-социологические исследования в области планирования семьи с учетом региональных особенностей и репродуктивного поведения различных групп населения.
В целях охраны репродуктивного здоровья женщинам выплачиваются единовременные пособия по беременности и родам. В настоящее время выплата этих пособий возложена на самих работодателей. При этом размер пособий определяется из расчета среднемесячной заработной платы, но он не должен превышать 10-ти кратной величины месячного расчетного показателя.
При рождении ребенка малообеспеченным семьям будет оказываться социальная помощь, размер которой определяется исходя из возможностей местных бюджетов.
В республике проводятся серьезные научные исследования по охране репродуктивного здоровья женщин, проблемам экологической репродуктологии, совершенствованию методов лечения, диагностики и профилактики болезней, передающихся половым путем, формированию здорового образа жизни населения и т.д.
Совместно с Фондом Народонаселения ООН проведены медико-социологические исследования по репродуктивному поведению и здоровью населения в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. Аналогичные исследования проводятся по всему Казахстану.
В 1999 году планируется открытие лаборатории экстракорпорального
оплодотворения для оказания помощи супружеским парам, не имеющим детей.
Охраной репродуктивного здоровья занимаются отдельные женские
неправительственные организации, которых в Казахстане около 30.
В дальнейшем будет продолжена реализация всех принятых программ,
касающихся здоровья женщин, а также разработка новых нормативных правовых
актов.
План мероприятий по разделу - В. Женщины и здоровье
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Улучшение состояния !Реализация !В соответствии с !
!здоровья женщин и !Государственной программы!действующим !
!детей !"Здоровье народа": !законодательством!
! ! Разработка научных ! !
! !программ: ! !
! ! медико-демографические ! !
! !аспекты репродуктивного ! !
! !здоровья; ! !
! ! научные основы проблемы ! !
! !безопасного материнства ! !
! ! ! !
! !Охрана здоровья матери ! !
! !Оснащение ! !
! !родовспомогательных ! !
! !учреждений и ! !
! !реанимационных бригад ! !
! !санавиации современной ! !
! !аппаратурой, ! !
! !оборудованием и ! !
! !медикаментами ! !
! ! Детское питание ! !
! !Реализация программы ! !
! !грудного вскармливания ! !
! !детей до 6 месяцев ! !
! ! Планирование семьи ! !
! !Разработка ! !
! !контрацептивной политики ! !
! ! Внедрение Национального ! !
! !генетического регистра и ! !
! !медико-генетического ! !
! !мониторинга ! !
! ! Первоочередные ! !
! !мероприятия по ! !
! !предотвращению ! !
! !дальнейшего ! !
! !распространения ВИЧ- ! !
! !инфекции с уделением ! !
! !особого внимания девочкам! !
! !и женщинам как наиболее ! !
! !подверженной группе риска! !
! !Формирование здорового ! !
! !образа жизни ! !
! !Определение национальной ! !
! !политики формирования ! !
! !здорового образа жизни ! !
! !Регулирование вопросов по! !
! !доступу, сбыту и ! !
! !употреблению табачных и ! !
! !алкогольных изделий ! !
! !Профилактика употребления! !
! !наркотиков, особенно ! !
! !среди молодежи ! !
! !Внедрение проектов ! !
! !"Города здоровья", ! !
! !"Здоровые школы", ! !
! !"Больницы, способствующие! !
! !здоровью" ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Обеспечение здоровья !Распространение проекта !В соответствии с !
!с начала жизни, !"Безопасное материнство" !действующим !
!улучшение доступа к !Внедрение критериев ВОЗ !законодательством!
!службам дородовой и !по программе "Больницы, ! !
!перинатальной помощи, !дружелюбные к ребенку" ! !
!педиатрическим службам!Разработка программ по ! !
! !предупреждению жестокого ! !
! !обращения с детьми ! !
! !грудного и раннего ! !
! !возраста ! !
! !Внедрение стратегии ! !
! !комплексного лечения ! !
! !болезней детского ! !
! !возраста ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Совершенствование !Разработка Закона "О !Проект Закона !
!законодательства, !репродуктивных правах ! !
!касающегося семьи, !человека и гарантиях их ! !
!женщин и детей !осуществления" ! !
! ! ! !
! !Пересмотреть нормативные !Постановление !
! !правовые акты в связи с !Правительства !
! !переходом к критериям ВОЗ! !
! !по живо- и мертворождению! !
----------------------------------------------------------------------!
4 !Улучшение !Реализация проектов по !Информация !
!репродуктивного !охране репродуктивного !Правительству !
!(воспроизводственного)!здоровья населения ! !
!здоровья женщин в !Восточно-Казахстанской, ! !
!регионах !Карагандинской, Южно- ! !
! !Казахстанской, ! !
! !Павлодарской, Алматинской! !
! !областей и г. Алматы ! !
! !Реализация программы по !В соответствии с !
! !развитию первичной !действующим !
! !медико-санитарной помощи !законодательством!
! !в Алматинской и Восточно-! !
! !Казахстанской областях ! !
! !Создание сети семейных !В соответствии с !
! !врачебных амбулаторий, !действующим !
! !подготовка специалистов !законодательством!
! !Разработка региональных !В соответствии с !
! !медико-экологических !действующим !
! !программ !законодательством!
----------------------------------------------------------------------!
5 !Снижение уровня !Реализация программы по !В соответствии с !
!заболеваний, !профилактике и контролю !действующим !
!передаваемых половым !болезней, передаваемых !законодательством!
!путем !половым путем на 1999- ! !
! !2000 гг. ! !
----------------------------------------------------------------------!
6 !Снижение уровня !Разработать программы по !В соответствии с !
!заболеваемости анемией!улучшению питания !действующим !
!и болезней, связанных !беременных и кормящих !законодательством!
!с дефицитом йода !женщин ! !
----------------------------------------------------------------------!
7 !Улучшение здоровья !Реализация программы по !В соответствии с !
!женщин фертильного !борьбе с раком молочной !действующим !
!(детородного) возраста!железы !законодательством!
----------------------------------------------------------------------!
8 !Обучение работников !Реализация программ по !В соответствии с !
!здравоохранения, !обучению работников !действующим !
!преподавателей по !здравоохранения по !законодательством!
!гендерной (социально- !гендерной проблематике ! !
!половой) проблематике ! ! !
!и валеологии(здоровому! ! !
!образу жизни) ! ! !
! !Реализация !В соответствии с !
! !образовательных программ !действующим !
! !по валеологии (здоровому !законодательством!
! !образу жизни) ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, МИД, ! 2000-2020 гг. !В пределах средств !
акимы областей, гг. Астаны ! !республиканского и !
и Алматы, Миннауки ! !местных бюджетов, ВОЗ, !
! !гранты и инвестиции !
! !международных !
! !организаций !
! 2000 г. ! !
! ! !
! 2000 г. ! !
! ! !
! ! !
! 2000 г. ! !
! ! !
! ! !
! 2000 г. ! !
! ! !
! ! !
! ! !
! 2000 г. ! !
! ! !
! ! !
! постоянно ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, МИД, ! 2005 г. !ВОЗ, гранты и инвестиции!
акимы областей, гг. Астаны ! !международных !
и Алматы ! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Минздраобрспорт, Минюст, ! 2000 г. ! !
Представительство Фонда ! ! !
народонаселения ООН в ! ! !
Казахстане (по согласова- ! ! !
нию), общественные ! ! !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
Минздравобрспорт, ! 2000 г. ! !
общественные объединения ! ! !
(по согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Акимы областей, г. Алматы, ! 1999-2000 гг. !Фонд народонаселения !
МИД, Академия ! !ООН, гранты и инвестиции!
профилактической медицины ! !международных !
Казахстана (по согласова- ! !организаций !
нию), Фонд народонаселения ! ! !
ООН (по согласованию) ! ! !
! ! !
Акимы Алматинской и ! 2000 г. !Фонд народонаселения !
Восточно-Казахстанской ! !ООН, гранты и инвестиции!
областей, Минздравобрспорт,! !международных !
Фонд народонаселения ООН ! !организаций !
(по согласованию) ! ! !
Минздравобрспорт, акимы ! 2000 г. !В пределах средств !
областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов, !
Алматы ! !Всемирный Банк !
Минздравобрспорт, ! 2000 г. !В пределах средств !
Минприроды, МИД, Академия ! !республиканского и !
профилактической медицины ! !местных бюджетов, гранты!
Казахстана (по согласова- ! !и инвестиции !
нию), акимы областей, ! !международных !
гг. Астаны и Алматы ! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Акимы областей, гг. Астаны ! 2000 г. !В пределах средств !
и Алматы, Минздравобрспорт,! !республиканского и !
МИД ! !местных бюджетов, гранты!
! !и инвестиции международ-!
! !ных организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Акимы областей, гг. Астаны ! 2000 г. !В пределах средств !
и Алматы, Минздравобрспорт,! !местных бюджетов !
Миннауки ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, ! 2000 г. !В пределах средств !
Миннауки, МИД ! !республиканского и !
! !местных бюджетов, гранты!
! !и инвестиции международ-!
! !ных организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, ! 2005 г. !В пределах средств !
Нацкомиссия по делам ! !республиканского и !
семьи и женщин, МИД ! !местных бюджетов, гранты!
! !и инвестиции международ-!
! !ных организаций !
! ! !
Минздравобрспорт, МИД, ! 2000 г. !В пределах средств !
акимы областей, гг. Астаны ! !республиканского и !
и Алматы ! !местных бюджетов, гранты!
! !и инвестиции !
! !международных !
! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Г. Насилие против женщин
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или нападению.
Каждый имеет право на защиту своей чести и достоинства. Не допускается пропаганда культа жестокости и насилия.
Вместе с тем уровень преступности и фактов насилия продолжает оставаться высоким. Так, в 1997 году выявлено 97,5 тыс. лиц, совершивших преступления, из которых 13,7 тыс. (14%) - женщины.
Самой распространенной формой насилия над женщинами является бытовое насилие (физическое, психологическое, сексуальное). При этом нет полных статистических данных о фактах насилия в отношении женщин, так как далеко не каждый случай официально регистрируется в правоохранительных органах.
По оценке некоторых экспертов в Казахстане свыше 60% всех женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому или сексуальному насилию. Только в 1996 году было зарегистрировано 2026 изнасилований. По мнению отдельных экспертов лишь 10% случаев изнасилований доходит до рассмотрения в суде. В 1995 году было убито 718 женщин, т.е. каждый четвертый убитый - женщина.
Получает распространение проституция, в основном, как форма экономического насилия над женщинами (коммерческий секс).
После присоединения к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Министерстве внутренних дел создано специальное подразделение по борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин.
Подготавливаются изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы, предусматривающие усиление ответственности за преступления против женщин.
В дальнейшем предполагается принять новые и привести в соответствие с
международными нормами действующие нормативные правовые акты, обеспечить
действенную помощь жертвам насилия по их социальной реабилитации,
организовать специальную подготовку и обучение специалистов для работы с
женщинами, подвергшимися насилию, и другие мероприятия.
Предусматривается создание центров социальной адаптации и кризисных
центров для женщин, подростков и детей.
План мероприятий по разделу - Г. Насилие против женщин <*>
Сноска. В раздел внесены изменения - постановлением Правительства РК от 9 февраля 2006 года N 95 .
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Привести действующее !Провести экспертную !Акт экспертизы !
!законодательство, !оценку законодательства ! !
!касающихся проблем !по вопросам насилия в ! !
!насилия в отношении !отношении женщин ! !
!женщин, в соответствии!Внести изменения и !Проект Закона !
!с международными !дополнения в статьи ! !
!нормами !Уголовного, Уголовно- ! !
! !процессуального кодексов ! !
! !по вопросу усиления ! !
! !ответственности лиц, ! !
! !совершивших уголовно- ! !
! !наказуемые деяния в ! !
! !отношении женщин ! !
! !Разработать проект Закона!Проект Закона !
! !"О бытовом насилии" ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Привести в !Разработать и внедрить !Государственная !
!соответствие с !соотвествующую систему !статистическая !
!международными нормами!показателей в !отчетность !
!статистическую !государственную ! !
!отчетность по !статистическую отчетность! !
!преступлениям в ! ! !
!отношении женщин ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Получить наиболее !Провести исследования !Исследования !
!полную и объективную !фактов насилия в ! !
!информацию о бытовом !отношении женщин для ! !
!насилии в отношении !выявления наиболее ! !
!женщин !распространенных видов ! !
! !насилия, лиц наиболее ! !
! !часто подвергающихся ! !
! !насилию, причин и ! !
! !условий, способствующих ! !
! !насилию в отношении ! !
! !женщин ! !
! !Создать при Министерстве !Банк данных !
! !внутренних дел ! !
! !информационный банк ! !
! !данных о формах, ! !
! !причинах, характере, ! !
! !степени и последствиях ! !
! !насилия ! !
! !Разработать механизм !Постановление !
! !взаимодействия !Правительства !
! !правоохранительных и ! !
! !других государственных ! !
! !органов, организаций и ! !
! !общественных объединений,! !
! !занимающихся проблемами ! !
! !насилия в отношении ! !
! !женщин, по взаимному ! !
! !обмену информацией ! !
----------------------------------------------------------------------!
4 !Создать эффективный !Организовать кризисные !Решения акимов, !
!механизм !центры с телефонами !приказы министров!
!взаимодействия !"доверия" и ! !
!правоохранительных и !предоставлением убежища ! !
!других государственных!для женщин - жертв ! !
!органов, общественных !насилия ! !
!объединений для ! ! !
!обеспечения помощи !Решить вопрос о !Приказ министра !
!жертвам насилия и их !прекращении практики ! !
!реабилитации !проведения ! !
! !судмедэкспертизы по ! !
! !фактам насилия в ! !
! !отношении женщин за счет ! !
! !самих жертв насилия ! !
----------------------------------------------------------------------!
5 !Организовать коплекс- !Разработать учебные !Учебные пособия !
!ную подготовку и !пособия, внедрить их в !и программы !
!обучение социальных !учебные циклы ВУЗов и ! !
!работников, соответст-!колледжей правоохрани- ! !
!вующего персонала !тельных органов. ! !
!органов правоохранения!Регулярно обеспечивать их! !
!и здравоохранения для !учебно-методическими ! !
!работы с женщинами, !материалами, брошюрами, ! !
!подвергшимися насилию !информационными ! !
! !бюллетенями ! !
----------------------------------------------------------------------!
6 !Организация !Проводить систематическую!Публикации, теле-!
!информационной, !информационно- !и радиопередачи, !
!образовательной и !пропагандистскую работу, !консультации !
!воспитательной работы !направленную на изменение! !
!среди населения по !в общественном сознании ! !
!вопросам насилия в !населения традиционных ! !
!отношении женщин !стереотипов социального ! !
! !статуса женщин ! !
! !Развивать ! !
! !профессиональное консуль-! !
! !тирование населения по ! !
! !вопросам профилактики ! !
! !насилия в отношении жен- ! !
! !щин, используя возможнос-! !
! !ти юридических консульта-! !
! !ций, кризисных центров и ! !
! !средств массовой информа-! !
! !ции ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минюст, Генпрокуратура (по !1 квартал 2007г.! !
согласованию), МВД ! ! !
! ! !
МВД, Минюст, Генпрокуратура! 2000 г. ! !
(по согласованию) ! ! !
! ! !
! ! !
МВД, Минюст, Нацкомиссия по! 2001 г. ! !
делам семьи и женщин, ПРООН! ! !
(по согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Статагентство, МВД, ! 2000 г. ! !
Генпрокуратура (по согласо-! ! !
ванию), Минюст ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств !
согласованию), КНБ (по ! !республиканского и !
согласованию), Минюст, ! !местных бюджетов, ПРООН,!
Нацкомиссия по делам семьи ! !Фонд народонаселения !
и женщин, МИД, ПРООН (по ! ! !
согласованию), общественные! ! !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
! ! !
МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств !
согласованию), КНБ (по !мониторинг - !республиканского и !
согласованию), Минюст, Нац-! регулярно !местных бюджетов, гранты!
комиссия по делам семьи и ! !и инвестиции международ-!
женщин, МИД, общественные ! !ных организаций !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
! ! !
МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. ! !
согласованию), КНБ (по ! ! !
согласованию), Минюст, ! ! !
Минздравобрспорт, Нацкомис-! ! !
сия по делам семьи и ! ! !
женщин, общественные ! ! !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Акимы областей, гг. Астаны !1999 г. - в г. !В пределах средств !
и Алматы, МВД, Минтрудсоц- !Алматы !республиканского и !
защиты, Минздравобрспорт, !2000-2005 гг. в !местных бюджетов, гранты!
Минюст, МИД, общественные !областных цент- !и инвестиции международ-!
объединения (по согласова- !рах и г. Астане,!ных организаций !
нию) !2005-2010 г. во ! !
!всех районных ! !
!центрах ! !
Минздравобрспорт, Минюст, ! 1999 г. !В пределах средств !
МВД ! !местных бюджетов !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, МВД, МИД,! 2000 г. !В пределах средств !
ПРООН (по согласованию), ! !республиканского и !
общественные объединения ! !местных бюджетов, ПРООН,!
(по согласованию) ! !гранты и инвестиции !
! !международных организа- !
! !ций !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ, ! постоянно !В пределах средств !
Минздравобрспорт, Минюст, ! !республиканского и !
МИД, Нацкомиссия по делам ! !местных бюджетов, гранты!
семьи и женщин ! !и инвестиции международ-!
! !ных организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Д. Женщины и вооруженные конфликты
Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан является общественное согласие и политическая стабильность. Согласно Конституции, любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, признаются неконституционными.
Казахстан относится к числу безъядерных государств и проводит политику мирного сосуществования с соседними странами, интеграции с другими государствами на взаимовыгодных условиях, доминирования актов согласия и невмешательства в дела других государств.
Вместе с тем, из-за вооруженных конфликтов в других государствах в Казахстане существует проблема беженцев.
Правовое положение беженцев, порядок и условия приобретения статуса беженца определяются Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года
Z970204_
"О миграции населения". Последним запрещена высылка или принудительное возвращение беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных международными договорами.
В декабре 1998 года Казахстан присоединился к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев.
В настоящее время разработан проект Закона "О беженцах", который прошел правовую экспертизу Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН).
Всего с ходатайством по признанию их беженцами в миграционные службы республики обратилось 536 семей (1025 чел.). Статус беженцев предоставлен 161 семье (440 чел.).
Кроме беженцев в Казахстан прибывают и беженцы-репатрианты (оралманы). Это этнические казахи (их потомки), насильственно или противоправно изгнанные в свое время из Казахстана в результате преследований по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам, и в настоящее время возвращающиеся на свою историческую родину.
Беженцы-репатрианты прибывают из зон военных действий - Таджикистана и Афганистана. За период с 1991 по 1998 годы их прибыло 3560 семей (16,1 тыс.чел.). Положение беженцев-репатриантов очень сложное. Среди них есть неграмотные. Практически все не владеют языком межнационального общения (русским). Значительная часть беженцев-репатриантов не имеет профессий и
средств к существованию. Особенно в тяжелом положении находятся женщины.
Для решения проблем беженцев-репатриантов и других мигрантов в
Казахстане создан уполномоченный орган по управлению миграционными
процессами - Агентство по миграции и демографии.
План мероприятий по разделу - Д. Женщины и вооруженные конфликты
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Совершенствование !Разработка проекта Закона!Проект Закона !
!законодательной базы !"О беженцах" ! !
!по проблемам беженцев ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Прием и обустройство !Обеспечение занятости !В соответствии с !
!беженцев-репатриантов !беженцев-репатриантов, в !действующим !
! !т.ч. женщин. Создание !законодательством!
! !рабочих мест ! !
! !Правовое обеспечение !В соответствии с !
! !центров адаптации для !действующим !
! !репатриантов и других !законодательством!
! !мигрантов ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Борьба с проявлениями !Мероприятия по предотвра-!В соответствии с !
!насилия в армии !щению насилия среди !действующим !
! !военнослужащих !законодательством!
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
АМД ! 1999 г. ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, АМД, МИД,! Постоянно !В пределах средств !
акимы областей, гг. Астаны ! !местных бюджетов, УВКБ !
и Алматы, НПО "Микрокредит"! !ООН, Международная !
(по согласованию) ! !организация по миграции !
! 1999 г. ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минобороны, Генпрокуратура,! Постоянно !В пределах средств !
МИД, МВД, общественные ! !республиканского и !
объединения (по ! !местных бюджетов, гранты!
согласованию) ! !и инвестиции !
! !международных организа- !
! !ций !
---------------------------------------------------------------------!
Е. Женщины и экономика
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может также находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности.
Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, собственность, в т.ч. право наследования, что гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Экономически активное население Казахстана составляет около 7,5 млн. человек. Удельный вес женщин в общей численности работающих составляет 46%.
Наибольшее количество женщин занято в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 82% от общей численности работающих, образовании - 77%, общественном питании и информационно-вычислительном обслуживании - по 76%, культуре - 70%, торговле - 63%, в отрасли "финансы, кредиты и страхование" - 66%. Женщины составляют большинство в таких отраслях промышленности как текстильная, швейная, пищевая и электронная.
Реструктуризация экономики привела к повышению доли женщин в частном секторе, в малом и среднем бизнесе, в непроизводственных сферах обслуживания. В 1997 году в сфере бытового обслуживания работало 11,6 тыс. женщин (56,5%), в малом бизнесе - около 76 тыс. женщин (38%).
На конец 1998 года в республике было официально зарегистрировано 156,4 тыс. безработных женщин, что составляет 62% от числа безработных.
Из обратившихся по вопросу трудоустройства женщин трудоустроена лишь каждая шестая женщина. Работодатели мотивируют это пониженной конкурентноспособностью женщин на рынке труда. Значительную часть среди высвобожденных составляют женщины с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы свыше 10 лет.
В условиях падения спроса на рабочую силу практически не имеют перспективы найти работу по специальности женщины с высшим и средним специальным образованием старше 45 лет.
Около половины женщин, признанных безработными, имеют на иждивении малолетних детей, среди которых есть инвалиды с детства, свыше 5% - многодетные родители.
Средняя продолжительность безработицы у женщин более высокая, чем у мужчин и составляет около 6,1 месяца. Сформировался слой длительно безработных женщин.
В настоящее время женщины быстрее находят работу в нерегистрируемом секторе экономики. Для многих женщин "шоп-туры" являются единственным источником доходов, которые составляют более половины семейного бюджета.
В целях обеспечения самозанятости населения, развития индивидуального предпринимательства Правительством реализуется Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан в Республике Казахстан на 1998-2000 годы.
Для реализации программы создана неправительственная организация "Микрокредит". Размер микрокредита составляет 400 долл. США на 1 человека. При выдаче микрокредитов преимущество отдается малообеспеченным женщинам. Всего НПО "Микрокредит" выдало 16207 микрокредитов на общую сумму 510 млн. тенге. Среди получателей 63% - женщины.
Выдачей микрокредитов занимаются также Общенациональный фонд по
поддержке малообеспеченных граждан. Он выдал 8,7 тыс. микрокредитов на
сумму 3,4 млн. тенге.
Наряду с деятельностью организаций, созданных Правительством
Казахстана, реализуются программы международных организаций по развитию
малого и среднего бизнеса. Доля выданных ими кредитов составляет 15% от
общего количества.
Всего в 1998 году было выдано около 29 тыс. микрокредитов, что явно
недостаточно. Численность незанятого населения, по оценке экспертов,
составляет более 1 млн. человек.
План мероприятий по разделу - Е. Женщины и экономика
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Ускорение равного !Содействие женщинам в !В соответствии с !
!доступа женщин к !вопросах натурной персо- !действующим !
!земельным и финансовым!нификации земельных !законодательством!
!ресурсам !долей, приобретении зе- ! !
! !мельных участков для ! !
! !организации сельскохозяй-! !
! !ственного производства и ! !
! !предпринимательства ! !
! !Разработка Программы !Программа !
! !послеприватизационной ! !
! !поддержки малых и средних! !
! !предприятий текстильной и! !
! !швейной промышленности ! !
! !Республики Казахстан ! !
! !Разработка Программы !Программа !
! !развития женского пред - ! !
! !принимательства в рамках ! !
! !Государственной программы! !
! !развития и поддержки ма- ! !
! !лого предпринимательства ! !
! !в Республике Казахстан на! !
! !1999-2000 гг. ! !
! ! Упрощение механизма !Постановление !
! !микрокредитования !Правительства !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Защита экономических, !Разработка программы !В соответствии с !
!в том числе трудовых !занятости населения !действующим !
!прав женщин ! !законодательством!
! ! ! !
! !Организация оплачиваемых !В соответствии с !
! !общественных работ для !действующим !
! !безработных !законодательством!
----------------------------------------------------------------------!
3 !Самозанятость женщин !Выделение микрокредитов !Кредиты, гранты !
!и их семей в предпри- !малообеспеченным женщинам! !
!нимательской деятель- !и их семьям ! !
!ности ! ! !
! !Содействие в получении !Программа(проект)!
! !финансовой и технической !финансовой и !
! !помощи от Международного !технической помо-!
! !женского банка и других !щи !
! !международных организаций! !
! !для развития малого биз- ! !
! !неса, открытию их филиа- ! !
! !лов в Казахстане ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минсельхоз, акимы областей,! Постоянно ! !
гг. Астаны и Алматы ! ! !
! ! !
Минэнергоиндустрторг, МИД, ! 2000 г. !В пределах средств !
НПО "Микрокредит" (по ! !республиканского и !
согласованию) ! !местных бюджетов, ПРООН !
! !(по согласованию), !
! !гранты и инвестиции !
! !международных организа- !
! !ций !
Бизнесагентство, МИД, НПО ! 1999 г. !В пределах средств !
"Микрокредит" (по согласо- ! !республиканского и !
ванию) ! !местных бюджетов, Между-!
! !народный женский банк !
! !(по согласованию), ПРООН!
! !(по согласованию), !
! !гранты и инвестиции !
! !международных организа -!
! !ций !
НПО "Микрокредит" (по ! 1999 г. ! !
согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, акимы !Ежегодно !В пределах средств !
областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов !
Алматы ! ! !
! ! !
Минтрудсоцзащиты, акимы !Постоянно !В пределах средств !
областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов !
Алматы ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
НПО "Микрокредит" (по !Постоянно !Фонд поддержки малого !
согласованию), Общенацио- ! !бизнеса, Общенациональ- !
нальный Фонд по поддержке ! !ный Фонд по поддержке !
малообеспеченных граждан ! !малообеспеченных граж - !
(по согласованию), Нацко - ! !дан, Европейский Банк !
миссия по делам семьи и ! !Реконструкции и Развития!
женщин, МИД ! ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! Постоянно !Гранты и инвестиции !
и женщин, МИД, НПО "Микро- ! !международных организа- !
кредит" (по согласованию) ! !ций !
---------------------------------------------------------------------!
Ж. Женщины в структурах власти
В Конституции Республики Казахстан закреплено, что граждане независимо от пола имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.
Мужчинам и женщинам предоставлены равные права избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Законодательство не содержит каких-либо ограничений для женщин на доступ к государственной службе.
В избирательном законодательстве также предусмотрено равенство всех граждан при выдвижении кандидатами в Президенты, депутаты Парламента, маслихаты и органы местного самоуправления.
Как свидетельствует практика, женщины, занимающиеся политикой и работающие на руководящих должностях в высших и местных законодательных и исполнительных органах власти, а также в общественных объединениях, вносят свой вклад в пересмотр политических приоритетов, добиваются включения в перспективные и текущие государственные планы вопросов, отражающих специфические женские проблемы.
За последние 2-3 года увеличилось представительство женщин на руководящих должностях. В Парламенте из 114 депутатов - 15 женщин, из них 3 женщины - председатели ведущих постоянных комитетов по экономике, финансам и бюджету Сената, по законодательству и судебно-правовой реформе Сената и Мажилиса.
В Правительстве женщины представлены следующим образом: 2 министра, 4 - возглавляют государственные комитеты и агентства, 10 - вице-министры, заместители председателей комитетов и агентств.
5 женщин являются заместителями акимов областей, 2 женщины - послы. Женщина возглавляет Академию наук Республики Казахстан. Руководящие должности в различных отраслях экономики занимают 74,5 тыс. женщин- служащих.
В настоящее время в стране проводится работа по совершенствованию системы государственной службы. Так, в целях реализации распоряжения Президента Республики Казахстан от 24 февраля 1999 года № 13 проводился конкурсный отбор граждан, изъявивших желание поступить на государственную службу, путем прохождения конкурса документов и тестирования.
По результатам проведенного отборочного конкурса документов граждан, подавших свои заявки на участие в конкурсе, на 61 заявленное государственными органами место прошло 229 участников, из них 115 человек составляют женщины.
Значительно увеличилось число женщин на руководящих должностях в
профсоюзах, неправительственных организациях, занимающихся проблемами
общественной и политической жизни страны.
Тем не менее процесс выработки и принятия политических решений
остается пока прерогативой мужчин. Слабо представлены женщины на
руководящих должностях в таких областях, как образование, искусство,
культура, средства массовой информации, несмотря на то, что здесь
преобладающим образом заняты женщины.
План мероприятий по разделу - Ж. Женщины в структурах власти
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Обеспечение равного !Принятие действенных мер !В соответствии с !
!доступа женщин к !по наращиванию потенциала!действующим !
!структурам власти, !женщин для участия в !законодательством!
!создание условий для !конкурсном отборе на ! !
!их продвижения на !замещение вакантных ! !
!уровень принятия ре- !должностей в государст- ! !
!шения !венной службе ! !
! !Провести исследования о !Исследование, !
! !квоте для участия женщин !информация в !
! !в представительных и !Правительство !
! !исполнительных органах ! !
! !власти, политических ! !
! !партиях ! !
! !Подготовка ежегодного !Доклад !
! !доклада Президенту ! !
! !Республики Казахстан об ! !
! !участии женщин в высших ! !
! !и местных законодатель- ! !
! !ных и исполнительных ор-! !
! !ганах власти ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Повысить возможности !Проводить семинары и !Семинары, образо-!
!женщин и их потенциал !образовательные програм- !вательные про- !
!для участия в полити- !мы по массовому образова-!граммы !
!ческой, экономической !нию женщин-кандидатов в ! !
!и социальной жизни !депутаты, навыкам проведе! !
!общества !ния политических ! !
! !кампаний, публичных ! !
! !выступлений и т.д. ! !
! !Поощрять создание штабов,!Штабы, парламент-!
! !парламентских фракций и !ские фракции, !
! !общественных объединений !общественные !
! !по поддержке женщин-кан- !объединения !
! !дидатов в депутаты ! !
! !Организовать издание !Книги, брошюры, !
! !книг, брошюр, учебных !учебные пособия !
! !пособий для женщин-поли- ! !
! !тиков, а также справочни-! !
! !ки о женщинах-лидерах ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
АГС (по согласованию), ! Постоянно ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! ! !
и женщин ! ! !
! ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! 2000 г. !Гранты и инвестиции !
и женщин, МИД, ПРООН (по ! !международных организа- !
согласованию), общественные! !ций !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
! ! !
АГС (по согласованию), ! Ежегодно ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! ! !
и женщин ! ! !
! ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! Ежегодно !В пределах выделенных !
и женщин, общественные ! !бюджетных средств, гран-!
объединения (по согласова- ! !ты и инвестиции !
нию) ! !международных организа- !
! !ций !
! ! !
Парламент (по согласова- !Постоянно ! !
нию), Нацкомиссия по делам ! ! !
семьи и женщин ! ! !
! ! !
Минкультинформ, МИД, акимы !Постоянно !В пределах средств !
областей, гг. Астаны и ! !республиканского и !
Алматы, общественные ! !местных бюджетов, гранты!
объединения (по согласова- ! !и инвестиции международ-!
нию) ! !ных организаций !
---------------------------------------------------------------------!
З. Институциональные механизмы для продвижения женщин
В целях защиты интересов семьи, обеспечения необходимых условий для участия женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. До этого действовал Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан.
Председатель Национальной комиссии является Министром Республики Казахстан. В состав Национальной комиссии вошли государственные деятели, представители научной и культурной общественности, предприятий, организаций, предприниматели, государственные служащие, всего 28 человек. Аналогичные комиссии созданы при акимах областей, гг. Астане и Алматы. Возглавляют их заместители акимов.
На Национальную комиссию возлагаются задачи по определению приоритетов и выработке рекомендаций для формирования комплексной государственной политики в отношении семьи, женщин и детей с учетом региональных особенностей в контексте долгосрочной Стратегии развития "Казахстан 2030", участие в разработке концепций и программ государственной политики в отношении семьи, женщин и детей, подготовка и рассмотрение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся данной сферы, и т.п.
Приоритетами деятельности Национальной комиссии определены участие женщин в политике, органах власти, экономике, их занятость, проблемы семьи и защита от насилия.
Во исполнение этих приоритетов, совместно с международными
организациями, проведен ряд семинаров по изучению избирательных технологий
для активного участия женщин в выборах в маслихаты и Парламент Республики
Казахстан.
Совместно с ПРООН проведен региональный семинар по гендерной
статистике. В планах Агентства по статистике предусматривается ее
внедрение в ближайшее время.
Проводится гендерная экспертиза действующего законодательства. С
участием ООН, ОБСЕ разрабатывается проект Закона о равных правах и
возможностях.
План мероприятий по разделу - З. Институциональные механизмы для
продвижения женщин
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Совершенствование !Законодательная инициа- !Проект Закона !
!законодательства по !тива депутатов, разра- ! !
!проблемам семьи и жен-!ботка закона о равных ! !
!щин !правах и возможностях ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Внедрение гендерного !Использовать гендерные !Использование !
!(социально-полового) !индикаторы при разработке!гендерных индика-!
!подхода в социально- !экономических и социаль- !торов !
!экономическую политику!ных программ ! !
!страны ! ! !
! !Создать специальную !Приказ председа -!
! !структуру по гендерной !теля !
! !статистике в ! !
! !государственных статисти-! !
! !ческих органах ! !
! !Подготовка справочника !Справочник !
! !"Женщины и мужчины в ! !
! !Казахстане" ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Укрепление националь- !Создание Комитета по !Постановление !
!ных механизмов в !делам семьи и женщин в !Мажилиса !
!области продвижения !Мажилисе Парламента !Парламента !
!женщин !Республики Казахстан ! !
----------------------------------------------------------------------!
4 !Содействие обществен- !Законодательная инициати-!Проект Закона !
!ным объединениям и !ва депутатов, разработка ! !
!другим учреждениям в !проекта Закона Республики! !
!оказании благотвори- !Казахстан "О благотвори- ! !
!тельной помощи !тельной деятельности и ! !
!женщинам и детям !благотворительных ! !
! !организациях" ! !
----------------------------------------------------------------------!
5 !Оказание содействия в !Упрощение процедуры реги-!Проект Закона !
!деятельности общест- !страции общественных ! !
!венных объединений !объединений ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Парламент (по ! 2000 г. ! !
согласованию), Нацкомиссия ! ! !
по делам семьи и женщин ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
АСПиР (по согласованию), ! Постоянно !В пределах средств !
Статагентство, министерства! !республиканского и !
и ведомства ! !местных бюджетов !
! ! !
Статагентство ! 1999 г. ! !
! ! !
Статагентство, Нацкомиссия ! Ежегодно ! !
по делам семьи и женщин ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Мажилис Парламента (по ! 1999 г. ! !
согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Парламент (по согласованию)! 2000 г. ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минюст, Нацкомиссия по ! 2000 г. ! !
делам семьи и женщин, ! ! !
общественные объединения ! ! !
(по согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
И. Права женщин - права человека
Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, дающих возможность совмещать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой семьи и отцовства, материнства и детства.
Закон Республики Казахстан
Z980321_
"О браке и семье" от 17 декабря 1998 года закрепляет принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства супругов в семье.
Супруги пользуются равными правами и несут равные обязанности. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей собственностью. Жена имеет право на алименты (содержание) на детей до достижения ими возраста 16 (18) лет и т.п.
Женщины в Казахстане имеют равные права с мужчинами на труд, его оплату, отдых и социальное обеспечение.
Труду женщин посвящена специальная глава Кодекса законов о труде Казахской ССР. Она предусматривает предоставление гарантий при приеме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей; предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработка матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет; запрет применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и т.п.
В условиях безработицы, общего снижения уровня жизни часть женщин воспринимают эти права и ограничения как дискриминационные, т.к. они могут препятствовать их трудоустройству.
В действующем законодательстве закреплены уголовно-правовые меры защиты прав женщин. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года впервые введена новая глава "Преступления против семьи и несовершеннолетних".
Уголовная ответственность предусматривается за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, содержание нетрудоспособного супруга (супруги), ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и т.д.
Уголовный кодекс устанавливает ограничения в применении наказаний в отношении женщин. К беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также достигшим пятидесятилетнего возраста, не применяется ограничение свободы. Не применяется арест к беременным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Женщинам не назначается пожизненное лишение свободы.
29 июня 1998 года Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 26 мая 1995 года в рамках СНГ республика присоединилась к Конвенции о правах и основных свободах человека, в которой закреплена норма о неприменении смертной казни в отношении женщин. По правам человека Казахстан присоединился к более 20 международным конвенциям и договорам.
В дальнейшем предполагается рассмотреть вопрос о присоединении Казахстана к Конвенциям о политических правах женщин, об охране материнства, гражданстве замужней женщины, о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака и другим, имеющим отношение к семье, женщинам и детям.
Однако на практике многие из определенных Конституцией Республики Казахстан прав граждан не подкреплены гарантиями реальной государственной, и в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушение. Серьезную обеспокоенность общества вызывают факты насилия против женщин, проявления неравенства в трудовых отношениях, продвижении по службе и т.д.
В целях изменения сложившейся ситуации Президентом Республики
Казахстан 5 марта 1997 года одобрена Концепция государственной политики
улучшения положения женщин в Республике Казахстан. Она определяет общую
стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении
женщин.
План мероприятий по разделу - И. Права женщин - права человека
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Достижение реального !Совершенствование законо-! !
!обеспечения прав !дательства в соответствии! !
!женщин !с конституционными ! !
! !принципами гендерного ! !
! !равенства: ! !
! !гендерная экспертиза !Гендерная !
! !действующего законода - !экспертиза !
! !тельства ! !
! !учет гендерных различий ! !
! !населения при разработке ! !
! !новых нормативных право- ! !
! !вых актов ! !
! !присоединение к конвенци-!В соотвествии с !
! !ям ООН и другим междуна- !действующим !
! !родным договорам по !законодательством!
! !вопросам семьи, женщин и ! !
! !детей ! !
! !Конвенция о гражданстве ! !
! !замужней женщины ! !
! !Конвенция о политических ! !
! !правах женщин ! !
! !Декларация об искоренении! !
! !насилия в отношении жен- ! !
! !щин ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Устранение дискримина-!Приведение в соответствие!Проект Закона !
!ции по признаку пола, !Уголовного и Уголовно- ! !
!достижение равных прав!процессуального кодексов ! !
!для женщин и мужчин в !с Конституцией Республики! !
!обществе и семье !Казахстан, Конвенцией о ! !
! !ликвидации всех форм дис-! !
! !криминации в отношении ! !
! !женщин и Декларацией об ! !
! !искоренении насилия в ! !
! !отношении женщин ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Достижение правовой !Регулярное освещение в !Публикации, теле-!
!грамотности населения !средствах массовой инфор-!и радиопередачи !
!в области гендерных !мации международных доку-! !
!проблем !ментов и Законов Респуб -! !
! !лики Казахстан, касающих-! !
! !ся прав женщин ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
!постоянно !Гранты и инвестиции !
! !международных организа- !
! !ций !
Минюст, Генпрокуратура (по ! ! !
согласованию), МВД, ! ! !
Минтрудсоцзащиты, ! ! !
минздравобрспорт, Нацкомис-! ! !
сия по делам семьи и ! ! !
женщин, МИД, общественные ! ! !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
МИД, Нацкомиссия по делам ! ! !
семьи и женщин, министерст-! ! !
ва и ведомства ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минюст, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств !
согласованию), МВД, ! !республиканского и !
Нацкомиссия по делам семьи ! !местных бюджетов !
и женщин, общественные ! ! !
объединения (по согласова- ! ! !
нию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ, Нацкомиссия! Постоянно !В пределах средств !
по делам семьи и женщин, ! !республиканского и !
общественные объединения ! !местных бюджетов !
(по согласованию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
К. Женщины и средства массовой информации
За последние годы в средствах массовой информации появилось много программ, касающихся женщин. В то же время существует ряд проблем, требующих осуществления долгосрочной государственной стратегии.
Не уделяется должного внимания гендерной проблематике.
Картины насилия по отношению к женщине, унижающая человеческое достоинство печатная и визуальная продукция в средствах массовой информации отрицательно влияют на социальный статус женщин, формирование достойного образа женщины, особенно у подрастающего поколения.
Средства массовой информации должны способствовать созданию нестереотипного образа женщины, представлять ее в качестве творческой личности, активной участницы общественного процесса развития страны.
Для осуществления последовательной информационной политики будут
реализованы следующие стратегические цели и приоритеты:
расширение доступа женщин к выражению своих интересов через средства
массовой информации и новые коммуникационные технологии;
объективное и нестереотипное отображение женщин в средствах массовой
информации.
План мероприятий по разделу - К. Женщины и средства массовой
информации
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Целенаправленное и !Регулярные публикации и !Публикации, теле-!
!планомерное освещение !выпуски информационных и !и радиопередачи !
!в СМИ вопросов реали- !тематических радио- и ! !
!зации действий по !телепередач ! !
!улучшению положения ! ! !
!женщин в Республике ! ! !
!Казахстан ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Развитие правовой !Проведение "круглых !Круглые столы, !
!грамотности женщин !столов", обучающих !семинары, рубри- !
! !семинаров, тренингов !ки в СМИ !
! !Создание специализирован-! !
! !ной рубрики в печатных ! !
! !СМИ "Женщина и право" ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Пропаганда активного !Подготовка и проведение !Телепередачи !
!участия женщин в !телепередачи "Лики ! !
!общественно-политичес-!политики" ! !
!кой жизни страны ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
4 !Широкое отражение !Рекомендации для !Рекомендации !
!позитивных сведений и !негосударственных СМИ по ! !
!фактов о роли женщин в!освещению гендерных ! !
!обществе !проблем ! !
! ! ! !
! !Принять меры по пресече- !В соответствии с !
! !нию отображения образов !действующим !
! !женщин, унижающих их !законодательством!
! !человеческое достоинство ! !
! ! ! !
! !Распространять принципы !Публикации, теле-!
! !гендерного равенства !и радиопередачи !
! !через средства массовой ! !
! !информации ! !
! ! ! !
! !Проведение республиканс- !Конкурсы и !
! !ких конкурсов и дискуссий!дискуссии !
! !среди СМИ по позитивному ! !
! !изображению женщин в ! !
! !обществе ! !
! !Проведение международной !Конференция !
! !научно-практической ! !
! !конференции "Положение ! !
! !женщины в современном ! !
! !обществе: правовой, ! !
! !социальный, культурный и ! !
! !образовательный аспекты" ! !
! ! ! !
! !Подготовка предложений в !Предложения !
! !проект Закона "О ! !
! !рекламе", исключающих ! !
! !эксплуатацию женской ! !
! !сексуальности и нарушение! !
! !гражданских прав женщин ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ, Нацкомиссия!Постоянно !В пределах средств !
по делам семьи и женщин ! !республиканского и !
! !местных бюджетов !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ, Минюст, ! Постоянно !В пределах средств !
Нацкомиссия по делам семьи ! !республиканского и !
и женщин, общественные ! !местных бюджетов !
объединения (по согласова- ! 1999 г. ! !
нию) ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ !2 раза в месяц !В пределах средств !
! !республиканского и !
! !местных бюджетов !
---------------------------------------------------------------------!
Минкультинформ, ! 1999 г. !В пределах средств !
Нацкомиссия по делам семьи ! !республиканского и !
и женщин, Минюст, МИД, ! !местных бюджетов, гранты!
общественные объединения ! !и инвестиции !
(по согласованию) ! 1999 г. !международных организа- !
! !ций !
! Постоянно ! !
! ! !
! Постоянно ! !
! ! !
! 1999 г. ! !
! ! !
! 2000 г. ! !
---------------------------------------------------------------------!
Л. Женщины и окружающая среда
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан государство ставит своей целью охрану окружающей среды благоприятной для жизни и здоровья человека.
В целях законодательного регулирования охраны окружающей среды в республике действуют Законы
Z970111_
"Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан",
Z942000_
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Z970160_
"Об охране окружающей среды",
Z980219_
"О радиационной безопасности населения",
Z933000_
"Об охране труда".
На экологическую ситуацию в Казахстане влияет прежде всего его сырьевая ориентация в экономике, сложные природно-климатические условия.
На территории Казахстана имеется зона экологического бедствия - Приаралье. Большой вред природе нанесли испытания на Семипалатинском ядерном и других военных полигонах.
Достаточно сложный хозяйственный комплекс Казахстана способствовал накоплению значительных объемов промышленных, бытовых, токсичных отходов, загрязнению атмосферного воздуха, почвы и водоемов.
Одной из ключевых проблем является дефицит водоснабжения населения. Недостаток питьевой воды, изношенность водопроводов являются причиной снижения качества питьевой воды и роста кишечных заболеваний.
Неблагоприятное состояние окружающей среды отрицательно влияет на здоровье женщин и детей, а совместно с ухудшением социально-экономического положения - на демографическую ситуацию в стране. За 1992-1997 годы естественный прирост снизился с 12,1 до 4,6 на 1000 человек.
В 1996 году принята Концепция экологической безопасности, которая определила приоритеты Национального плана действий в области охраны окружающей среды (НПДООС/УР), стратегию на XXI век.
В 1999 году Правительством Республики Казахстан совместно с представительствами ООН и Всемирного Банка в Казахстане подписана рамочная Экологическая программа устойчивого развития страны. Для ее реализации создан Республиканский центр НПДООС/УР.
Для улучшения экологической ситуации в стране разработаны 26
специальных программ. Среди них "Влияние тяжелых металлов на
репродуктивные функции женщин в условиях техногенной биогеохимической
провинции и разработка системы оздоровительных мероприятий", "Разработка и
реализация мероприятий, направленных на поддержание эпидемического
благополучия водных систем Республики Казахстан" и другие.
План мероприятий по разделу - Л. Женщины и окружающая среда
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Улучшение состояния !Разработать и реализовать!Национальный план!
!окружающей среды, !Национальный план дейст- !действий !
!условий жизни и труда !вий по гигиене окружающей! !
!женщин !среды Республики ! !
! !Казахстан ! !
! !Разработать государствен-!Программа !
! !ную программу "Питьевые ! !
! !воды" ! !
! !Оздоровление воздушного !Программы, !
! !бассейна наиболее !реализованные !
! !загрязненных промышлен- !проекты !
! !ных центров - Алматы, ! !
! !Лениногорск, Тараз, Усть-! !
! !Каменогорск, Шымкент, ! !
! !Экибастуз и др. Внедрение! !
! !экологически чистых ! !
! !технологий и современного! !
! !оборудования ! !
! ! ! !
! !Поощрять производство !В соответствии с !
! !чистых, экологически без-!действующим !
! !опасных продуктов !законодательством!
! ! ! !
! !Разработать критерии !В соответствии с !
! !оценки влияния различных !действующим !
! !факторов на здоровье !законодательством!
! !женщин и детей в экологи-! !
! !чески неблагоприятных ! !
! !регионах ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Повышение информиро - !Совершенствовать систему !Учебные методи - !
!ванности населения о !экологического образова -!ческие рекоменда-!
!состоянии окружающей !ния в школах и других !ции !
!среды и меры по ее !учебных заведениях ! !
!охране !Подготовка издания !Атлас !
! !Медико-экологического ! !
! !атласа Республики ! !
! !Казахстан ! !
! !Подготовка обзоров и !Сборник !
! !регулярных отчетов по ! !
! !охране окружающей среды ! !
! !Подготовка сборника по !Сборник !
! !охране окружающей среды ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, Минприро-! 1999 г. !В пределах средств !
ды ! !республиканского и !
! !местных бюджетов !
Минсельхоз, Минздравобр- ! 2000 г. ! !
спорт, Минприроды, акимы ! ! !
областей, гг. Астаны и Ал- ! ! !
ты ! ! !
! ! !
Акимы областей и г. Алматы,! Постоянно !В пределах средств !
Миннауки, Минприроды, ! !местных бюджетов, !
Минэнергоиндустрторг, МИД ! !инвестиции международ- !
! !ных организаций !
! ! !
Минэнергоиндустрторг, ! Постоянно ! !
Минздравобрспорт, Минсель- ! ! !
хоз ! ! !
! ! !
МИД ! 2003 г. !В пределах средств !
! !республиканского !
! !бюджета, гранты !
! !и инвестиции международ-!
! !ных организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Минприроды, Минздравобр- ! 2000 г. !Гранты и инвестиции !
спорт, МИД, Статагентство ! !международных организа- !
! !ций !
! 2000 г. ! !
! ! !
! Ежегодно ! !
! ! !
! Ежегодно ! !
---------------------------------------------------------------------!
М. Девочки
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан забота о детях независимо от пола или воспитания является естественным правом и обязанностью родителей. Семья и дети находятся под защитой государства.
Действующее законодательство предоставляет девочкам равные с мальчиками права в образовании, получении медицинских услуг и во всех других сферах жизнедеятельности.
Негативных национальных традиций в отношении девочек у всех этносов, проживающих в Казахстане, на практике не наблюдается.
В 1993 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН "О правах ребенка", положения которой закреплены в соответствующих законодательных актах Республики Казахстан.
В настоящее время в Казахстане проживает 2283 тыс. девочек в возрасте до 14 лет и 436,8 тыс. девочек-подростков (15-17 лет).
В пределах учебных программ предусматриваются занятия по нравственно-половому воспитанию, личной гигиене девочек, привитию навыков здорового образа жизни. Однако, эта работа проводится не во всех школах.
Как правило, девочки прилежнее и учатся лучше мальчиков. Однако, в
1997/98 учебном году студентки составляли лишь 33% общей численности
учащихся ВУЗов.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает уголовную
ответственность за применение насилия в отношении девочек. По данным
Министерства внутренних дел ежегодно официально регистрируется около 2
тысяч изнасилований девочек или покушений на них. Фактически их
значительно больше, так как потерпевшие не обращаются в правоохранительные
органы.
План мероприятий по разделу - М. Девочки <*>
Сноска. В План мероприятий внесены изменения - постановлением
Правительства Республики Казахстан от 19 июля 2002 года № 808
P020808_ .
______________________________________________________________________
№ ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма !
п/п! ! ! завершения !
----------------------------------------------------------------------!
1 ! 2 ! 3 ! 4 !
----------------------------------------------------------------------!
1 !Нравственно-половое !Внедрение в учебных ! !
!воспитание девочек, !заведениях программ по !Программы !
!привитие им навыков !профилактике и борьбе со ! !
!здорового образа жизни!СПИД, по возрастной ! !
! !гигиене "О тебе" ! !
! !Издание пособия для !Пособие !
! !старшеклассников "Познай ! !
! !себя" ! !
! !Ввести раздел о борьбе с !Внесение измене- !
! !насилием в отношении де- !ний в школьные !
! !вочек в школьные програм-!программы !
! !мы по нравственно-полово-! !
! !му воспитанию ! !
----------------------------------------------------------------------!
2 !Введение обязательной !Ввести изменения в Закон !Проект Закона !
!дошкольной подготовки !Республики Казахстан "Об ! !
!девочек и мальчиков в !образовании" ! !
!детских садах и школах! ! !
----------------------------------------------------------------------!
3 !Создание механизма !Разработка проекта Закона!Проект Закона !
!правовой и социальной !Республики Казахстан "О ! !
!защиты ребенка от !правах ребенка" ! !
!любых форм дискримина-! ! !
!ции в обществе ! ! !
----------------------------------------------------------------------!
4 !Социальная поддержка !Разработка проекта Закона!Проект Закона !
!детей с ограниченными !Республики Казахстан "О ! !
!возможностями в разви-!социальной и коррекцион- ! !
!тии !но-педагогической ! !
! !поддержке детей и под- ! !
! !ростков с ограниченными ! !
! !возможностями в здоровье"! !
----------------------------------------------------------------------!
5 !Обеспечить охрану !Присоединение к конвенци-!В соотвествии с !
!детского труда !ям МОТ № 138 "О минималь-!действующим !
! !ном возрасте для приема !законодательством!
! !на работу" и № 173 по ! !
! !детскому труду ! !
----------------------------------------------------------------------!
6 !Обеспечить безопас- !Разработать политику по !В соотвествии с !
!ность девочек и охрану!предотвращению распрост- !действующим !
!от коммерческой !ранения сексуального на- !законодательством!
!эксплуатации !силия, трафика (торговли)! !
! !и порнографии в отношении! !
! !девочек ! !
----------------------------------------------------------------------!
(продолжение таблицы)
______________________________________________________________________
Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования!
---------------------------------------------------------------------!
5 ! 6 ! 7 !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, Миннауки,!второе полугодие!В пределах средств !
МИД, акимы областей, гг. !2001 года !республиканского и !
Астаны и Алматы ! !местных бюджетов, !
! !гранты и инвестиций !
! !международных !
! !организаций !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт ! 2000 г. ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минздравобрспорт, Минюст, ! 2000 г. ! !
Нацкомиссия по делам семьи ! ! !
и женщин ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, ! 1999 г. ! !
Минздравобрспорт ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Минтрудсоцзащиты, Нацкомис-! 2001 г. ! !
сия по делам семьи и жен- ! ! !
щин, МИД ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
МВД, Минздравобрспорт, ! 2000 г. ! !
Минкультинформ ! ! !
---------------------------------------------------------------------!
Выводы
Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан включает 12 приоритетов, определенных 4-ой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 год). Эти приоритеты сгруппированы в четырех основных направлениях деятельности, определенных Президентом Республики Казахстан для Национальной комиссии по делам семьи и женщин. Это улучшение здоровья женщин и их семей, активное участие женщин в общественно-политической жизни страны и выдвижение их на уровень принятия решений, экономическое продвижение и искоренение насилия в отношении женщин.
Предусматривается поэтапное достижение целей и задач Национального плана действий: I этап (краткосрочный) - 1999-2000 годы, II этап (среднесрочный) - 2001-2005 годы, III этап (долгосрочный) - 2006-2030 годы.
Основными целями по вопросам здоровья женщин являются охрана репродуктивного здоровья женщин и планирование семьи, снижение заболеваемости анемией и негативного влияния экологических факторов на здоровье женщин и детей, профилактика заболеваний, передаваемых половым путем и т.п.
Экономическое продвижение женщин предполагает обеспечение равного их доступа к экономическим и земельным ресурсам, создание благоприятных условий для развития женского предпринимательства, совершенствование системы социальной защиты семьи и женщин.
Национальный план действий также предусматривает создание эффективных механизмов по защите женщин от насилия и реабилитации жертв насилия путем пересмотра действующего законодательства, создания информационной базы данных, кризисных центров и телефонов доверия для женщин, пострадавших от насилия и т.п.
В области политического участия женщин предусматривается создание эффективных механизмов продвижения женщин в структуры власти, пересмотр действующего и разработку нового законодательства с учетом гендерных подходов, в том числе закона о равных правах и возможностях.
Финансирование Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами, а также путем привлечения иностранных инвестиций, помощи стран-доноров и международных организаций.