1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан.
2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан в Комиссию по положению женщин Организации Объединенных Наций.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 года № 999
Национальный план
действий по улучшению положения женщин
в Республике Казахстан <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 ноября 2000 г. N 1705 P001705_ .
Введение
Республика Казахстан - молодое, суверенное государство, провозгласившее основными своими ценностями общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Принимаемые Правительством меры по улучшению социально- экономического положения населения Казахстана, в связи с переходом на рыночные отношения, не дали намеченных результатов.
Снизился валовой внутренний продукт на душу населения, уменьшились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличилась безработица, снизилась рождаемость населения при увеличении смертности, активизировались миграционные процессы, в результате чего уменьшилась численность населения республики.
Для улучшения социально-экономического положения в стране принята долгосрочная Стратегия развития "Казахстан - 2030". В качестве долгосрочных приоритетов определены:
экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений;
эффективное использование энергетических ресурсов Казахстана;
здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
развитие современной инфраструктуры и др.
По состоянию на 1 января 1999 года в Казахстане проживало 8038 тыс. женщин, что составляет 51,4% от общей численности населения. Женщин моложе трудоспособного возраста - 29,8%, в трудоспособном возрасте - 53,7%, старше трудоспособного возраста - 16,5%. 56% женщин проживает в городах и городских поселениях. Средняя продолжительность жизни женщин в 1997 году составила 70,2 года, что на 11,2 года больше, чем у мужчин (59 лет).
Национальный план действий разработан Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами, с участием общественных объединений и международных организаций в соответствии с рекомендованной ООН моделью.
Стратегическая цель - создание условий и разработка действенных механизмов для повышения активности и роли женщин в общественно-политической жизни, улучшение положения женщин в соответствии с долгосрочной Стратегией развития "Казахстан - 2030".
А. Женщины и бедность
Переход к рынку, спад производства, переструктурирование всей системы хозяйствования, издержки перераспределения собственности, отсутствие у людей предпринимательского опыта и начального капитала, изменение системы социальных гарантий привели к снижению жизненного уровня значительной части населения республики.
Вся социальная сфера, существовавшая за счет налоговых поступлений и, зачастую, являвшаяся собственностью предприятий, столкнулась с острым финансовым дефицитом.
Среди бедных, прежде всего, оказались многодетные и оставшиеся без кормильца семьи, большая часть пенсионеров, инвалиды, безработные, а также работники, не получающие своевременно заработную плату, представители бюджетных организаций с низкой оплатой труда, нетрудоустроенная молодежь. При этом сельское население живет беднее, чем городское.
Основным источником доходов населения остается заработная плата.
Среднемесячная заработная плата в 1998 году составила 9682 тенге (124 долл. США). Официальный уровень заработной платы в секторах, в которых преобладает женский труд (образование, здравоохранение, сфера обслуживания), более чем на треть ниже официальной средней заработной платы в республике. В среднем по стране денежные доходы на душу населения составляют около 3 тыс. тенге в месяц при прожиточном минимуме 3,3 тыс. тенге.
Для социальной поддержки малообеспеченных граждан Правительством принимаются определенные меры. Так, до 1999 года социальная помощь семьям, имеющим детей, была представлена пятью видами пособий:
единое;
неработающим, многодетным матерям, имеющим четырех и более детей в возрасте до 7 лет;
на детей, инфицированных вирусом приобретенного иммунодефицита человека или больных СПИД;
на детей военнослужащих срочной службы;
на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому.
При этом только единое пособие предназначалось адресно малообеспеченным семьям, а остальные виды пособий назначались социально-уязвимым категориям населения, независимо от их дохода.
В 1998 году единое пособие на детей получали семьи, месячный среднедушевой совокупный доход в которых не превышал двух расчетных показателей. Последний используется для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат и утверждается ежегодно Законом о республиканском бюджете. В прошлом году его размер составлял 645 тенге (8,2 долл. США). Единым пособием было охвачено 923,2 тыс. детей, что составляет 98% от общего количества получателей всех видов пособий.
Кроме того малообеспеченным семьям, фактические расходы которых на оплату содержания жилья и потребление коммунальных услуг (в пределах нормативов) превышали 30% совокупного дохода, выплачивались жилищные пособия.
Начиная с 1999 года, пособия заменены адресной социальной помощью, которая будет оказываться семьям, имеющим детей, в случае рождения и смерти человека, безработным, а также для оплаты содержания жилища и потребления коммунальных услуг.
Социальная помощь будет финансироваться из местных бюджетов. Администраторами будут выступать органы местной исполнительной власти, которые будут нести ответственность как за формирование, так и расходование средств местных бюджетов. Размер критерия нуждаемости семьи в адресной социальной помощи определяется решениями акимов.
Определяющим моментом для снижения бедности в Казахстане должен стать
масштабный и устойчивый рост, обеспечивающий создание рабочих мест и увеличение заработной платы. Основной задачей в политике доходов населения является повышение общего уровня оплаты труда, в том числе путем поэтапного доведения минимального размера заработной платы до прожиточного минимума, стимулирования легализации всех денежных доходов и увеличения оплаты труда работников государственных учреждений. Трудоспособное население, не имеющее по тем или иным причинам работы, будет охвачено микрокредитованием. План мероприятий по разделу - А. Женщины и бедность ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Совершенствование !Присоединение к Конвенции!Присоединение к ! !системы социальной !МОТ № 102 "О минимальных !Конвенции ! !защиты семьи и женщин !нормах социального ! ! !по мере улучшения !обеспечения" ! ! !социально- ! ! ! !экономического !Разработка программы по ! Постановление ! !положения страны !поддержке семьи ! Правительства ! ----------------------------------------------------------------------! 2 ! Поддержка !Разработка Программы !В соответствии с ! !малообеспеченных и !реабилитации и интеграции!действующим ! !социально уязвимых !инвалидов в общество !законодательством! !женщин ! ! ! ! !Создание центров !Решения акимов ! ! !социальной адаптации для ! ! ! !женщин, подростков и ! ! ! !детей ! ! ! !Организации детских садов!Решения акимов ! ! !для малообеспеченных ! ! ! !семей ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Адресная гуманитарная !Координация доставки !В соответствии с ! !помощь !гуманитарной помощи !действующим ! ! !малообеспеченным семьям !законодательством! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, МИД, ! 2005 г. ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! ! ! и женщин ! ! ! АМД, Нацкомиссия по делам ! 2005 г. ! ! семьи и женщин, акимы ! ! ! областей, гг. Астаны и ! ! ! Алматы ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, акимы ! 1999 г. ! ! областей, гг. Астаны и ! ! ! Алматы ! ! ! Акимы областей, гг. Астаны ! 2003 г. !В пределах средств ! и Алматы ! !местных бюджетов, гранты! ! !и инвестиции ! ! !международных ! ! !организаций ! Акимы областей, гг. Астана ! 2005 г. !В пределах средств ! и Алматы, МИД, ! !местных бюджетов, гранты! общественные объединения ! !и инвестиции ! (по согласованию) ! !международных ! ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Нацкомиссия по делам семьи ! 2002 г. !Международные ! и женщин, Минтрудсоцзащиты,! !организации, юридические! МИД, Минздравобрспорт ! !и физические лица ! _____________________________________________________________________! Б. Образование и обучение женщин
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан всем гражданам независимо от пола гарантируется среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Граждане Казахстана имеют право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных учебных заведениях. Образование находится под контролем государства, которое устанавливает обязательные его стандарты.
Женщины в Казахстане более образованы, чем мужчины. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием их 62%.
Высок интеллектуальный потенциал женщин, работающих в системе образования (77%). Вместе с тем, из 16 начальников областных и городских (гг. Астана и Алматы) управлений образования лишь 7 женщин (44%). Чрезвычайно мал процент женщин среди руководителей высших учебных заведений. Из 51 государственных ВУЗов только в двух ректорами являются женщины (4%).
Высшее образование можно получить через государственные образовательные гранты и кредиты. В этих условиях больше всего страдают дети из бедных семей и обучающиеся в сельских регионах. В малообеспеченных семьях образованию девочек не придается приоритетное значение.
Повышается плата за содержание детей в детских садах. По сравнению с
1991 годом сеть детских дошкольных учреждений сократилась почти на 80%. Основными задачами в области образования являются: рациональное распределение финансовых ресурсов, особенно для сельских школ, совершенствование методик преподавания, усиление внимания к обеспечению доступа к образованию детей из малообеспеченных семей, интеграция детей- инвалидов в обычные школы. План мероприятий по разделу - Б. Образование и обучение женщин ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! Гендерное (социально-!Внедрить гендерный подход!Приказы министра ! !половое) образование !при издании новых ! ! !населения !учебников с целью ! ! ! !устранения половых ! ! ! !стереотипов ! ! ! ! ! ! ! !Внедрить гендерные ! ! ! !дисциплины в системе ! ! ! !высшего и среднего ! ! ! !образования ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Повышение !Создание тренинговых !Создание центров ! !экономической, !центров по вопросам ! ! !правовой и !воспитания, обучения и ! ! !профессиональной !подготовки к труду ! ! !грамотности женщин ! ! ! ! !Обучение женщин из числа !В соответствии с ! ! !безработных навыкам и !действующим ! ! !знаниям, необходимым в !законодательством! ! !рыночной экономике ! ! ! !Обеспечить компьютерное ! ! ! !образование и доступ к ! ! ! !новым технологиям женщин,! ! ! !в том числе безработным, ! ! ! !с целью повышения их ! ! ! !квалификации и ! ! ! !самозанятости ! ! ______________________________________________________________________! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, Миннауки,! 2000 г. !В пределах средств ! МИД, общественные ! !республиканского и ! объединения (по ! !местных бюджетов, гранты! согласованию) ! !и инвестиции ! ! !международных ! ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Общественные объдинения (по! Постоянно !Гранты и инвестиции ! согласованию), МИД, ! !международных ! Минтрудсоцзащиты, ! !организаций ! Минкультинформ, акимы ! ! ! областей, гг. Астаны и ! ! ! Алматы ! ! ! ! ! ! Минтрудсоцзащиты, ! Постоянно !В пределах средств ! Минкультинформ, акимы ! !местных бюджетов ! областей, гг. Астаны и ! ! ! Алматы ! ! ! _____________________________________________________________________! В. Женщины и здоровье
В долгосрочной Стратегии развития "Казахстан 2030" здоровье, образование и благополучие граждан определены одним из основных приоритетов.
В целях улучшения медицинского обслуживания населения 18 марта 1998 года принят Указ Президента Республики Казахстан U9983956 6 "О первоочередных мерах по улучшению здоровья граждан Республики Казахстан". Указом Президента от 16 ноября 1998 года также утверждена U984153_ Государственная программа "Здоровье народа", включающая разделы: охрана здоровья матери, планирование семьи, детское питание, профилактика и лечение респираторных инфекций (в т.ч. пневмоний) и диарейных заболеваний детей и др.
В республике действуют программы по снижению материнской и перинатальной смертности, Национальная программа по охране репродуктивного здоровья, Национальная программа действий по профилактике и борьбе со СПИД на 1996-2000 гг., Программа по профилактике и контролю болезней, передаваемых половым путем, на 1999-2000 гг. и др.. Разработан Национальный генетический регистр и разрабатывается программа по формированию здорового образа жизни.
Вместе с тем индекс здоровья женщин составляет всего 30%, а в отдельных областях (Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской) - 20% и ниже.
Остается высоким уровень материнской и младенческой смертности, абортов и заболеваний, передающихся половым путем. Не обеспечивается всеобщий доступ к услугам по репродуктивному здоровью, особенно сельских жителей.
Растет материнская смертность. В 1998 году она составила 77,5 на 100 тыс. родившихся живыми. Особенно неблагополучно обстоят дела в Восточно-Казахстанской области, где этот показатель превышает среднереспубликанский в 1,6 раза и составляет 123,6, в Костанайской и Актюбинской - в 1,57 раза (122), в г. Астане - в 1,48 раза (115), Павлодарской области - в 1,36 раза (105,5).
Более половины беременных женщин страдает анемией, в Южно-Казахстанской области этой болезни подвержены 76%, в г. Алматы - 63% будущих матерей.
Увеличивается число детей, родившихся с врожденными аномалиями. В 1998 году их было 3371 человек.
Медленно растет охват женщин контрацептивами. В 1998 году ими воспользовались лишь 1,5 млн. женщин, т.е. 41% женщин фертильного возраста.
Стратегия охраны здоровья женщин предусматривает разработку стандартов репродуктивного здоровья для маргинальных групп населения, внедрение методик безопасного материнства, обеспечение населения современными контрацептивами, научно-социологические исследования в области планирования семьи с учетом региональных особенностей и репродуктивного поведения различных групп населения.
В целях охраны репродуктивного здоровья женщинам выплачиваются единовременные пособия по беременности и родам. В настоящее время выплата этих пособий возложена на самих работодателей. При этом размер пособий определяется из расчета среднемесячной заработной платы, но он не должен превышать 10-ти кратной величины месячного расчетного показателя.
При рождении ребенка малообеспеченным семьям будет оказываться социальная помощь, размер которой определяется исходя из возможностей местных бюджетов.
В республике проводятся серьезные научные исследования по охране репродуктивного здоровья женщин, проблемам экологической репродуктологии, совершенствованию методов лечения, диагностики и профилактики болезней, передающихся половым путем, формированию здорового образа жизни населения и т.д.
Совместно с Фондом Народонаселения ООН проведены медико-социологические исследования по репродуктивному поведению и здоровью населения в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. Аналогичные исследования проводятся по всему Казахстану.
В 1999 году планируется открытие лаборатории экстракорпорального
оплодотворения для оказания помощи супружеским парам, не имеющим детей. Охраной репродуктивного здоровья занимаются отдельные женские неправительственные организации, которых в Казахстане около 30. В дальнейшем будет продолжена реализация всех принятых программ, касающихся здоровья женщин, а также разработка новых нормативных правовых актов. План мероприятий по разделу - В. Женщины и здоровье ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Улучшение состояния !Реализация !В соответствии с ! !здоровья женщин и !Государственной программы!действующим ! !детей !"Здоровье народа": !законодательством! ! ! Разработка научных ! ! ! !программ: ! ! ! ! медико-демографические ! ! ! !аспекты репродуктивного ! ! ! !здоровья; ! ! ! ! научные основы проблемы ! ! ! !безопасного материнства ! ! ! ! ! ! ! !Охрана здоровья матери ! ! ! !Оснащение ! ! ! !родовспомогательных ! ! ! !учреждений и ! ! ! !реанимационных бригад ! ! ! !санавиации современной ! ! ! !аппаратурой, ! ! ! !оборудованием и ! ! ! !медикаментами ! ! ! ! Детское питание ! ! ! !Реализация программы ! ! ! !грудного вскармливания ! ! ! !детей до 6 месяцев ! ! ! ! Планирование семьи ! ! ! !Разработка ! ! ! !контрацептивной политики ! ! ! ! Внедрение Национального ! ! ! !генетического регистра и ! ! ! !медико-генетического ! ! ! !мониторинга ! ! ! ! Первоочередные ! ! ! !мероприятия по ! ! ! !предотвращению ! ! ! !дальнейшего ! ! ! !распространения ВИЧ- ! ! ! !инфекции с уделением ! ! ! !особого внимания девочкам! ! ! !и женщинам как наиболее ! ! ! !подверженной группе риска! ! ! !Формирование здорового ! ! ! !образа жизни ! ! ! !Определение национальной ! ! ! !политики формирования ! ! ! !здорового образа жизни ! ! ! !Регулирование вопросов по! ! ! !доступу, сбыту и ! ! ! !употреблению табачных и ! ! ! !алкогольных изделий ! ! ! !Профилактика употребления! ! ! !наркотиков, особенно ! ! ! !среди молодежи ! ! ! !Внедрение проектов ! ! ! !"Города здоровья", ! ! ! !"Здоровые школы", ! ! ! !"Больницы, способствующие! ! ! !здоровью" ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Обеспечение здоровья !Распространение проекта !В соответствии с ! !с начала жизни, !"Безопасное материнство" !действующим ! !улучшение доступа к !Внедрение критериев ВОЗ !законодательством! !службам дородовой и !по программе "Больницы, ! ! !перинатальной помощи, !дружелюбные к ребенку" ! ! !педиатрическим службам!Разработка программ по ! ! ! !предупреждению жестокого ! ! ! !обращения с детьми ! ! ! !грудного и раннего ! ! ! !возраста ! ! ! !Внедрение стратегии ! ! ! !комплексного лечения ! ! ! !болезней детского ! ! ! !возраста ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Совершенствование !Разработка Закона "О !Проект Закона ! !законодательства, !репродуктивных правах ! ! !касающегося семьи, !человека и гарантиях их ! ! !женщин и детей !осуществления" ! ! ! ! ! ! ! !Пересмотреть нормативные !Постановление ! ! !правовые акты в связи с !Правительства ! ! !переходом к критериям ВОЗ! ! ! !по живо- и мертворождению! ! ----------------------------------------------------------------------! 4 !Улучшение !Реализация проектов по !Информация ! !репродуктивного !охране репродуктивного !Правительству ! !(воспроизводственного)!здоровья населения ! ! !здоровья женщин в !Восточно-Казахстанской, ! ! !регионах !Карагандинской, Южно- ! ! ! !Казахстанской, ! ! ! !Павлодарской, Алматинской! ! ! !областей и г. Алматы ! ! ! !Реализация программы по !В соответствии с ! ! !развитию первичной !действующим ! ! !медико-санитарной помощи !законодательством! ! !в Алматинской и Восточно-! ! ! !Казахстанской областях ! ! ! !Создание сети семейных !В соответствии с ! ! !врачебных амбулаторий, !действующим ! ! !подготовка специалистов !законодательством! ! !Разработка региональных !В соответствии с ! ! !медико-экологических !действующим ! ! !программ !законодательством! ----------------------------------------------------------------------! 5 !Снижение уровня !Реализация программы по !В соответствии с ! !заболеваний, !профилактике и контролю !действующим ! !передаваемых половым !болезней, передаваемых !законодательством! !путем !половым путем на 1999- ! ! ! !2000 гг. ! ! ----------------------------------------------------------------------! 6 !Снижение уровня !Разработать программы по !В соответствии с ! !заболеваемости анемией!улучшению питания !действующим ! !и болезней, связанных !беременных и кормящих !законодательством! !с дефицитом йода !женщин ! ! ----------------------------------------------------------------------! 7 !Улучшение здоровья !Реализация программы по !В соответствии с ! !женщин фертильного !борьбе с раком молочной !действующим ! !(детородного) возраста!железы !законодательством! ----------------------------------------------------------------------! 8 !Обучение работников !Реализация программ по !В соответствии с ! !здравоохранения, !обучению работников !действующим ! !преподавателей по !здравоохранения по !законодательством! !гендерной (социально- !гендерной проблематике ! ! !половой) проблематике ! ! ! !и валеологии(здоровому! ! ! !образу жизни) ! ! ! ! !Реализация !В соответствии с ! ! !образовательных программ !действующим ! ! !по валеологии (здоровому !законодательством! ! !образу жизни) ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, МИД, ! 2000-2020 гг. !В пределах средств ! акимы областей, гг. Астаны ! !республиканского и ! и Алматы, Миннауки ! !местных бюджетов, ВОЗ, ! ! !гранты и инвестиции ! ! !международных ! ! !организаций ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! ! ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! ! ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! ! ! ! постоянно ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, МИД, ! 2005 г. !ВОЗ, гранты и инвестиции! акимы областей, гг. Астаны ! !международных ! и Алматы ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Минздраобрспорт, Минюст, ! 2000 г. ! ! Представительство Фонда ! ! ! народонаселения ООН в ! ! ! Казахстане (по согласова- ! ! ! нию), общественные ! ! ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! Минздравобрспорт, ! 2000 г. ! ! общественные объединения ! ! ! (по согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Акимы областей, г. Алматы, ! 1999-2000 гг. !Фонд народонаселения ! МИД, Академия ! !ООН, гранты и инвестиции! профилактической медицины ! !международных ! Казахстана (по согласова- ! !организаций ! нию), Фонд народонаселения ! ! ! ООН (по согласованию) ! ! ! ! ! ! Акимы Алматинской и ! 2000 г. !Фонд народонаселения ! Восточно-Казахстанской ! !ООН, гранты и инвестиции! областей, Минздравобрспорт,! !международных ! Фонд народонаселения ООН ! !организаций ! (по согласованию) ! ! ! Минздравобрспорт, акимы ! 2000 г. !В пределах средств ! областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов, ! Алматы ! !Всемирный Банк ! Минздравобрспорт, ! 2000 г. !В пределах средств ! Минприроды, МИД, Академия ! !республиканского и ! профилактической медицины ! !местных бюджетов, гранты! Казахстана (по согласова- ! !и инвестиции ! нию), акимы областей, ! !международных ! гг. Астаны и Алматы ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Акимы областей, гг. Астаны ! 2000 г. !В пределах средств ! и Алматы, Минздравобрспорт,! !республиканского и ! МИД ! !местных бюджетов, гранты! ! !и инвестиции международ-! ! !ных организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Акимы областей, гг. Астаны ! 2000 г. !В пределах средств ! и Алматы, Минздравобрспорт,! !местных бюджетов ! Миннауки ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, ! 2000 г. !В пределах средств ! Миннауки, МИД ! !республиканского и ! ! !местных бюджетов, гранты! ! !и инвестиции международ-! ! !ных организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, ! 2005 г. !В пределах средств ! Нацкомиссия по делам ! !республиканского и ! семьи и женщин, МИД ! !местных бюджетов, гранты! ! !и инвестиции международ-! ! !ных организаций ! ! ! ! Минздравобрспорт, МИД, ! 2000 г. !В пределах средств ! акимы областей, гг. Астаны ! !республиканского и ! и Алматы ! !местных бюджетов, гранты! ! !и инвестиции ! ! !международных ! ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Г. Насилие против женщин
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или нападению.
Каждый имеет право на защиту своей чести и достоинства. Не допускается пропаганда культа жестокости и насилия.
Вместе с тем уровень преступности и фактов насилия продолжает оставаться высоким. Так, в 1997 году выявлено 97,5 тыс. лиц, совершивших преступления, из которых 13,7 тыс. (14%) - женщины.
Самой распространенной формой насилия над женщинами является бытовое насилие (физическое, психологическое, сексуальное). При этом нет полных статистических данных о фактах насилия в отношении женщин, так как далеко не каждый случай официально регистрируется в правоохранительных органах.
По оценке некоторых экспертов в Казахстане свыше 60% всех женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому или сексуальному насилию. Только в 1996 году было зарегистрировано 2026 изнасилований. По мнению отдельных экспертов лишь 10% случаев изнасилований доходит до рассмотрения в суде. В 1995 году было убито 718 женщин, т.е. каждый четвертый убитый - женщина.
Получает распространение проституция, в основном, как форма экономического насилия над женщинами (коммерческий секс).
После присоединения к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Министерстве внутренних дел создано специальное подразделение по борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин.
Подготавливаются изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы, предусматривающие усиление ответственности за преступления против женщин.
В дальнейшем предполагается принять новые и привести в соответствие с
международными нормами действующие нормативные правовые акты, обеспечить действенную помощь жертвам насилия по их социальной реабилитации, организовать специальную подготовку и обучение специалистов для работы с женщинами, подвергшимися насилию, и другие мероприятия. Предусматривается создание центров социальной адаптации и кризисных центров для женщин, подростков и детей. План мероприятий по разделу - Г. Насилие против женщин ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Привести действующее !Провести экспертную !Акт экспертизы ! !законодательство, !оценку законодательства ! ! !касающихся проблем !по вопросам насилия в ! ! !насилия в отношении !отношении женщин ! ! !женщин, в соответствии!Внести изменения и !Проект Закона ! !с международными !дополнения в статьи ! ! !нормами !Уголовного, Уголовно- ! ! ! !процессуального кодексов ! ! ! !по вопросу усиления ! ! ! !ответственности лиц, ! ! ! !совершивших уголовно- ! ! ! !наказуемые деяния в ! ! ! !отношении женщин ! ! ! !Разработать проект Закона!Проект Закона ! ! !"О бытовом насилии" ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Привести в !Разработать и внедрить !Государственная ! !соответствие с !соотвествующую систему !статистическая ! !международными нормами!показателей в !отчетность ! !статистическую !государственную ! ! !отчетность по !статистическую отчетность! ! !преступлениям в ! ! ! !отношении женщин ! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Получить наиболее !Провести исследования !Исследования ! !полную и объективную !фактов насилия в ! ! !информацию о бытовом !отношении женщин для ! ! !насилии в отношении !выявления наиболее ! ! !женщин !распространенных видов ! ! ! !насилия, лиц наиболее ! ! ! !часто подвергающихся ! ! ! !насилию, причин и ! ! ! !условий, способствующих ! ! ! !насилию в отношении ! ! ! !женщин ! ! ! !Создать при Министерстве !Банк данных ! ! !внутренних дел ! ! ! !информационный банк ! ! ! !данных о формах, ! ! ! !причинах, характере, ! ! ! !степени и последствиях ! ! ! !насилия ! ! ! !Разработать механизм !Постановление ! ! !взаимодействия !Правительства ! ! !правоохранительных и ! ! ! !других государственных ! ! ! !органов, организаций и ! ! ! !общественных объединений,! ! ! !занимающихся проблемами ! ! ! !насилия в отношении ! ! ! !женщин, по взаимному ! ! ! !обмену информацией ! ! ----------------------------------------------------------------------! 4 !Создать эффективный !Организовать кризисные !Решения акимов, ! !механизм !центры с телефонами !приказы министров! !взаимодействия !"доверия" и ! ! !правоохранительных и !предоставлением убежища ! ! !других государственных!для женщин - жертв ! ! !органов, общественных !насилия ! ! !объединений для ! ! ! !обеспечения помощи !Решить вопрос о !Приказ министра ! !жертвам насилия и их !прекращении практики ! ! !реабилитации !проведения ! ! ! !судмедэкспертизы по ! ! ! !фактам насилия в ! ! ! !отношении женщин за счет ! ! ! !самих жертв насилия ! ! ----------------------------------------------------------------------! 5 !Организовать коплекс- !Разработать учебные !Учебные пособия ! !ную подготовку и !пособия, внедрить их в !и программы ! !обучение социальных !учебные циклы ВУЗов и ! ! !работников, соответст-!колледжей правоохрани- ! ! !вующего персонала !тельных органов. ! ! !органов правоохранения!Регулярно обеспечивать их! ! !и здравоохранения для !учебно-методическими ! ! !работы с женщинами, !материалами, брошюрами, ! ! !подвергшимися насилию !информационными ! ! ! !бюллетенями ! ! ----------------------------------------------------------------------! 6 !Организация !Проводить систематическую!Публикации, теле-! !информационной, !информационно- !и радиопередачи, ! !образовательной и !пропагандистскую работу, !консультации ! !воспитательной работы !направленную на изменение! ! !среди населения по !в общественном сознании ! ! !вопросам насилия в !населения традиционных ! ! !отношении женщин !стереотипов социального ! ! ! !статуса женщин ! ! ! !Развивать ! ! ! !профессиональное консуль-! ! ! !тирование населения по ! ! ! !вопросам профилактики ! ! ! !насилия в отношении жен- ! ! ! !щин, используя возможнос-! ! ! !ти юридических консульта-! ! ! !ций, кризисных центров и ! ! ! !средств массовой информа-! ! ! !ции ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минюст, Генпрокуратура (по ! 2000 г. ! ! согласованию), МВД ! ! ! ! ! ! МВД, Минюст, Генпрокуратура! 2000 г. ! ! (по согласованию) ! ! ! ! ! ! ! ! ! МВД, Минюст, Нацкомиссия по! 2001 г. ! ! делам семьи и женщин, ПРООН! ! ! (по согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Статагентство, МВД, ! 2000 г. ! ! Генпрокуратура (по согласо-! ! ! ванию), Минюст ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств ! согласованию), КНБ (по ! !республиканского и ! согласованию), Минюст, ! !местных бюджетов, ПРООН,! Нацкомиссия по делам семьи ! !Фонд народонаселения ! и женщин, МИД, ПРООН (по ! ! ! согласованию), общественные! ! ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! ! ! ! МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств ! согласованию), КНБ (по !мониторинг - !республиканского и ! согласованию), Минюст, Нац-! регулярно !местных бюджетов, гранты! комиссия по делам семьи и ! !и инвестиции международ-! женщин, МИД, общественные ! !ных организаций ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! ! ! ! МВД, Генпрокуратура (по ! 2000 г. ! ! согласованию), КНБ (по ! ! ! согласованию), Минюст, ! ! ! Минздравобрспорт, Нацкомис-! ! ! сия по делам семьи и ! ! ! женщин, общественные ! ! ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Акимы областей, гг. Астаны !1999 г. - в г. !В пределах средств ! и Алматы, МВД, Минтрудсоц- !Алматы !республиканского и ! защиты, Минздравобрспорт, !2000-2005 гг. в !местных бюджетов, гранты! Минюст, МИД, общественные !областных цент- !и инвестиции международ-! объединения (по согласова- !рах и г. Астане,!ных организаций ! нию) !2005-2010 г. во ! ! !всех районных ! ! !центрах ! ! Минздравобрспорт, Минюст, ! 1999 г. !В пределах средств ! МВД ! !местных бюджетов ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, МВД, МИД,! 2000 г. !В пределах средств ! ПРООН (по согласованию), ! !республиканского и ! общественные объединения ! !местных бюджетов, ПРООН,! (по согласованию) ! !гранты и инвестиции ! ! !международных организа- ! ! !ций ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ, ! постоянно !В пределах средств ! Минздравобрспорт, Минюст, ! !республиканского и ! МИД, Нацкомиссия по делам ! !местных бюджетов, гранты! семьи и женщин ! !и инвестиции международ-! ! !ных организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Д. Женщины и вооруженные конфликты
Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан является общественное согласие и политическая стабильность. Согласно Конституции, любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, признаются неконституционными.
Казахстан относится к числу безъядерных государств и проводит политику мирного сосуществования с соседними странами, интеграции с другими государствами на взаимовыгодных условиях, доминирования актов согласия и невмешательства в дела других государств.
Вместе с тем, из-за вооруженных конфликтов в других государствах в Казахстане существует проблема беженцев.
Правовое положение беженцев, порядок и условия приобретения статуса беженца определяются Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года Z970204_ "О миграции населения". Последним запрещена высылка или принудительное возвращение беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных международными договорами.
В декабре 1998 года Казахстан присоединился к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев.
В настоящее время разработан проект Закона "О беженцах", который прошел правовую экспертизу Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН).
Всего с ходатайством по признанию их беженцами в миграционные службы республики обратилось 536 семей (1025 чел.). Статус беженцев предоставлен 161 семье (440 чел.).
Кроме беженцев в Казахстан прибывают и беженцы-репатрианты (оралманы). Это этнические казахи (их потомки), насильственно или противоправно изгнанные в свое время из Казахстана в результате преследований по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам, и в настоящее время возвращающиеся на свою историческую родину.
Беженцы-репатрианты прибывают из зон военных действий - Таджикистана и Афганистана. За период с 1991 по 1998 годы их прибыло 3560 семей (16,1 тыс.чел.). Положение беженцев-репатриантов очень сложное. Среди них есть неграмотные. Практически все не владеют языком межнационального общения (русским). Значительная часть беженцев-репатриантов не имеет профессий и
средств к существованию. Особенно в тяжелом положении находятся женщины. Для решения проблем беженцев-репатриантов и других мигрантов в Казахстане создан уполномоченный орган по управлению миграционными процессами - Агентство по миграции и демографии. План мероприятий по разделу - Д. Женщины и вооруженные конфликты ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Совершенствование !Разработка проекта Закона!Проект Закона ! !законодательной базы !"О беженцах" ! ! !по проблемам беженцев ! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Прием и обустройство !Обеспечение занятости !В соответствии с ! !беженцев-репатриантов !беженцев-репатриантов, в !действующим ! ! !т.ч. женщин. Создание !законодательством! ! !рабочих мест ! ! ! !Правовое обеспечение !В соответствии с ! ! !центров адаптации для !действующим ! ! !репатриантов и других !законодательством! ! !мигрантов ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Борьба с проявлениями !Мероприятия по предотвра-!В соответствии с ! !насилия в армии !щению насилия среди !действующим ! ! !военнослужащих !законодательством! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! АМД ! 1999 г. ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, АМД, МИД,! Постоянно !В пределах средств ! акимы областей, гг. Астаны ! !местных бюджетов, УВКБ ! и Алматы, НПО "Микрокредит"! !ООН, Международная ! (по согласованию) ! !организация по миграции ! ! 1999 г. ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минобороны, Генпрокуратура,! Постоянно !В пределах средств ! МИД, МВД, общественные ! !республиканского и ! объединения (по ! !местных бюджетов, гранты! согласованию) ! !и инвестиции ! ! !международных организа- ! ! !ций ! ---------------------------------------------------------------------! Е. Женщины и экономика
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может также находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности.
Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, собственность, в т.ч. право наследования, что гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Экономически активное население Казахстана составляет около 7,5 млн. человек. Удельный вес женщин в общей численности работающих составляет 46%.
Наибольшее количество женщин занято в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 82% от общей численности работающих, образовании - 77%, общественном питании и информационно-вычислительном обслуживании - по 76%, культуре - 70%, торговле - 63%, в отрасли "финансы, кредиты и страхование" - 66%. Женщины составляют большинство в таких отраслях промышленности как текстильная, швейная, пищевая и электронная.
Реструктуризация экономики привела к повышению доли женщин в частном секторе, в малом и среднем бизнесе, в непроизводственных сферах обслуживания. В 1997 году в сфере бытового обслуживания работало 11,6 тыс. женщин (56,5%), в малом бизнесе - около 76 тыс. женщин (38%).
На конец 1998 года в республике было официально зарегистрировано 156,4 тыс. безработных женщин, что составляет 62% от числа безработных.
Из обратившихся по вопросу трудоустройства женщин трудоустроена лишь каждая шестая женщина. Работодатели мотивируют это пониженной конкурентноспособностью женщин на рынке труда. Значительную часть среди высвобожденных составляют женщины с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы свыше 10 лет.
В условиях падения спроса на рабочую силу практически не имеют перспективы найти работу по специальности женщины с высшим и средним специальным образованием старше 45 лет.
Около половины женщин, признанных безработными, имеют на иждивении малолетних детей, среди которых есть инвалиды с детства, свыше 5% - многодетные родители.
Средняя продолжительность безработицы у женщин более высокая, чем у мужчин и составляет около 6,1 месяца. Сформировался слой длительно безработных женщин.
В настоящее время женщины быстрее находят работу в нерегистрируемом секторе экономики. Для многих женщин "шоп-туры" являются единственным источником доходов, которые составляют более половины семейного бюджета.
В целях обеспечения самозанятости населения, развития индивидуального предпринимательства Правительством реализуется Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан в Республике Казахстан на 1998-2000 годы.
Для реализации программы создана неправительственная организация "Микрокредит". Размер микрокредита составляет 400 долл. США на 1 человека. При выдаче микрокредитов преимущество отдается малообеспеченным женщинам. Всего НПО "Микрокредит" выдало 16207 микрокредитов на общую сумму 510 млн. тенге. Среди получателей 63% - женщины.
Выдачей микрокредитов занимаются также Общенациональный фонд по
поддержке малообеспеченных граждан. Он выдал 8,7 тыс. микрокредитов на сумму 3,4 млн. тенге. Наряду с деятельностью организаций, созданных Правительством Казахстана, реализуются программы международных организаций по развитию малого и среднего бизнеса. Доля выданных ими кредитов составляет 15% от общего количества. Всего в 1998 году было выдано около 29 тыс. микрокредитов, что явно недостаточно. Численность незанятого населения, по оценке экспертов, составляет более 1 млн. человек. План мероприятий по разделу - Е. Женщины и экономика ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Ускорение равного !Содействие женщинам в !В соответствии с ! !доступа женщин к !вопросах натурной персо- !действующим ! !земельным и финансовым!нификации земельных !законодательством! !ресурсам !долей, приобретении зе- ! ! ! !мельных участков для ! ! ! !организации сельскохозяй-! ! ! !ственного производства и ! ! ! !предпринимательства ! ! ! !Разработка Программы !Программа ! ! !послеприватизационной ! ! ! !поддержки малых и средних! ! ! !предприятий текстильной и! ! ! !швейной промышленности ! ! ! !Республики Казахстан ! ! ! !Разработка Программы !Программа ! ! !развития женского пред - ! ! ! !принимательства в рамках ! ! ! !Государственной программы! ! ! !развития и поддержки ма- ! ! ! !лого предпринимательства ! ! ! !в Республике Казахстан на! ! ! !1999-2000 гг. ! ! ! ! Упрощение механизма !Постановление ! ! !микрокредитования !Правительства ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Защита экономических, !Разработка программы !В соответствии с ! !в том числе трудовых !занятости населения !действующим ! !прав женщин ! !законодательством! ! ! ! ! ! !Организация оплачиваемых !В соответствии с ! ! !общественных работ для !действующим ! ! !безработных !законодательством! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Самозанятость женщин !Выделение микрокредитов !Кредиты, гранты ! !и их семей в предпри- !малообеспеченным женщинам! ! !нимательской деятель- !и их семьям ! ! !ности ! ! ! ! !Содействие в получении !Программа(проект)! ! !финансовой и технической !финансовой и ! ! !помощи от Международного !технической помо-! ! !женского банка и других !щи ! ! !международных организаций! ! ! !для развития малого биз- ! ! ! !неса, открытию их филиа- ! ! ! !лов в Казахстане ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минсельхоз, акимы областей,! Постоянно ! ! гг. Астаны и Алматы ! ! ! ! ! ! Минэнергоиндустрторг, МИД, ! 2000 г. !В пределах средств ! НПО "Микрокредит" (по ! !республиканского и ! согласованию) ! !местных бюджетов, ПРООН ! ! !(по согласованию), ! ! !гранты и инвестиции ! ! !международных организа- ! ! !ций ! Бизнесагентство, МИД, НПО ! 1999 г. !В пределах средств ! "Микрокредит" (по согласо- ! !республиканского и ! ванию) ! !местных бюджетов, Между-! ! !народный женский банк ! ! !(по согласованию), ПРООН! ! !(по согласованию), ! ! !гранты и инвестиции ! ! !международных организа -! ! !ций ! НПО "Микрокредит" (по ! 1999 г. ! ! согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, акимы !Ежегодно !В пределах средств ! областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов ! Алматы ! ! ! ! ! ! Минтрудсоцзащиты, акимы !Постоянно !В пределах средств ! областей, гг. Астаны и ! !местных бюджетов ! Алматы ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! НПО "Микрокредит" (по !Постоянно !Фонд поддержки малого ! согласованию), Общенацио- ! !бизнеса, Общенациональ- ! нальный Фонд по поддержке ! !ный Фонд по поддержке ! малообеспеченных граждан ! !малообеспеченных граж - ! (по согласованию), Нацко - ! !дан, Европейский Банк ! миссия по делам семьи и ! !Реконструкции и Развития! женщин, МИД ! ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! Постоянно !Гранты и инвестиции ! и женщин, МИД, НПО "Микро- ! !международных организа- ! кредит" (по согласованию) ! !ций ! ---------------------------------------------------------------------! Ж. Женщины в структурах власти
В Конституции Республики Казахстан закреплено, что граждане независимо от пола имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.
Мужчинам и женщинам предоставлены равные права избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Законодательство не содержит каких-либо ограничений для женщин на доступ к государственной службе.
В избирательном законодательстве также предусмотрено равенство всех граждан при выдвижении кандидатами в Президенты, депутаты Парламента, маслихаты и органы местного самоуправления.
Как свидетельствует практика, женщины, занимающиеся политикой и работающие на руководящих должностях в высших и местных законодательных и исполнительных органах власти, а также в общественных объединениях, вносят свой вклад в пересмотр политических приоритетов, добиваются включения в перспективные и текущие государственные планы вопросов, отражающих специфические женские проблемы.
За последние 2-3 года увеличилось представительство женщин на руководящих должностях. В Парламенте из 114 депутатов - 15 женщин, из них 3 женщины - председатели ведущих постоянных комитетов по экономике, финансам и бюджету Сената, по законодательству и судебно-правовой реформе Сената и Мажилиса.
В Правительстве женщины представлены следующим образом: 2 министра, 4 - возглавляют государственные комитеты и агентства, 10 - вице-министры, заместители председателей комитетов и агентств.
5 женщин являются заместителями акимов областей, 2 женщины - послы. Женщина возглавляет Академию наук Республики Казахстан. Руководящие должности в различных отраслях экономики занимают 74,5 тыс. женщин- служащих.
В настоящее время в стране проводится работа по совершенствованию системы государственной службы. Так, в целях реализации распоряжения Президента Республики Казахстан от 24 февраля 1999 года № 13 проводился конкурсный отбор граждан, изъявивших желание поступить на государственную службу, путем прохождения конкурса документов и тестирования.
По результатам проведенного отборочного конкурса документов граждан, подавших свои заявки на участие в конкурсе, на 61 заявленное государственными органами место прошло 229 участников, из них 115 человек составляют женщины.
Значительно увеличилось число женщин на руководящих должностях в
профсоюзах, неправительственных организациях, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны. Тем не менее процесс выработки и принятия политических решений остается пока прерогативой мужчин. Слабо представлены женщины на руководящих должностях в таких областях, как образование, искусство, культура, средства массовой информации, несмотря на то, что здесь преобладающим образом заняты женщины. План мероприятий по разделу - Ж. Женщины в структурах власти ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Обеспечение равного !Принятие действенных мер !В соответствии с ! !доступа женщин к !по наращиванию потенциала!действующим ! !структурам власти, !женщин для участия в !законодательством! !создание условий для !конкурсном отборе на ! ! !их продвижения на !замещение вакантных ! ! !уровень принятия ре- !должностей в государст- ! ! !шения !венной службе ! ! ! !Провести исследования о !Исследование, ! ! !квоте для участия женщин !информация в ! ! !в представительных и !Правительство ! ! !исполнительных органах ! ! ! !власти, политических ! ! ! !партиях ! ! ! !Подготовка ежегодного !Доклад ! ! !доклада Президенту ! ! ! !Республики Казахстан об ! ! ! !участии женщин в высших ! ! ! !и местных законодатель- ! ! ! !ных и исполнительных ор-! ! ! !ганах власти ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Повысить возможности !Проводить семинары и !Семинары, образо-! !женщин и их потенциал !образовательные програм- !вательные про- ! !для участия в полити- !мы по массовому образова-!граммы ! !ческой, экономической !нию женщин-кандидатов в ! ! !и социальной жизни !депутаты, навыкам проведе! ! !общества !ния политических ! ! ! !кампаний, публичных ! ! ! !выступлений и т.д. ! ! ! !Поощрять создание штабов,!Штабы, парламент-! ! !парламентских фракций и !ские фракции, ! ! !общественных объединений !общественные ! ! !по поддержке женщин-кан- !объединения ! ! !дидатов в депутаты ! ! ! !Организовать издание !Книги, брошюры, ! ! !книг, брошюр, учебных !учебные пособия ! ! !пособий для женщин-поли- ! ! ! !тиков, а также справочни-! ! ! !ки о женщинах-лидерах ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! АГС (по согласованию), ! Постоянно ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! ! ! и женщин ! ! ! ! ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! 2000 г. !Гранты и инвестиции ! и женщин, МИД, ПРООН (по ! !международных организа- ! согласованию), общественные! !ций ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! ! ! ! АГС (по согласованию), ! Ежегодно ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! ! ! и женщин ! ! ! ! ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! Ежегодно !В пределах выделенных ! и женщин, общественные ! !бюджетных средств, гран-! объединения (по согласова- ! !ты и инвестиции ! нию) ! !международных организа- ! ! !ций ! ! ! ! Парламент (по согласова- !Постоянно ! ! нию), Нацкомиссия по делам ! ! ! семьи и женщин ! ! ! ! ! ! Минкультинформ, МИД, акимы !Постоянно !В пределах средств ! областей, гг. Астаны и ! !республиканского и ! Алматы, общественные ! !местных бюджетов, гранты! объединения (по согласова- ! !и инвестиции международ-! нию) ! !ных организаций ! ---------------------------------------------------------------------! З. Институциональные механизмы для продвижения женщин
В целях защиты интересов семьи, обеспечения необходимых условий для участия женщин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. До этого действовал Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан.
Председатель Национальной комиссии является Министром Республики Казахстан. В состав Национальной комиссии вошли государственные деятели, представители научной и культурной общественности, предприятий, организаций, предприниматели, государственные служащие, всего 28 человек. Аналогичные комиссии созданы при акимах областей, гг. Астане и Алматы. Возглавляют их заместители акимов.
На Национальную комиссию возлагаются задачи по определению приоритетов и выработке рекомендаций для формирования комплексной государственной политики в отношении семьи, женщин и детей с учетом региональных особенностей в контексте долгосрочной Стратегии развития "Казахстан 2030", участие в разработке концепций и программ государственной политики в отношении семьи, женщин и детей, подготовка и рассмотрение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся данной сферы, и т.п.
Приоритетами деятельности Национальной комиссии определены участие женщин в политике, органах власти, экономике, их занятость, проблемы семьи и защита от насилия.
Во исполнение этих приоритетов, совместно с международными
организациями, проведен ряд семинаров по изучению избирательных технологий для активного участия женщин в выборах в маслихаты и Парламент Республики Казахстан. Совместно с ПРООН проведен региональный семинар по гендерной статистике. В планах Агентства по статистике предусматривается ее внедрение в ближайшее время. Проводится гендерная экспертиза действующего законодательства. С участием ООН, ОБСЕ разрабатывается проект Закона о равных правах и возможностях. План мероприятий по разделу - З. Институциональные механизмы для продвижения женщин ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Совершенствование !Законодательная инициа- !Проект Закона ! !законодательства по !тива депутатов, разра- ! ! !проблемам семьи и жен-!ботка закона о равных ! ! !щин !правах и возможностях ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Внедрение гендерного !Использовать гендерные !Использование ! !(социально-полового) !индикаторы при разработке!гендерных индика-! !подхода в социально- !экономических и социаль- !торов ! !экономическую политику!ных программ ! ! !страны ! ! ! ! !Создать специальную !Приказ председа -! ! !структуру по гендерной !теля ! ! !статистике в ! ! ! !государственных статисти-! ! ! !ческих органах ! ! ! !Подготовка справочника !Справочник ! ! !"Женщины и мужчины в ! ! ! !Казахстане" ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Укрепление националь- !Создание Комитета по !Постановление ! !ных механизмов в !делам семьи и женщин в !Мажилиса ! !области продвижения !Мажилисе Парламента !Парламента ! !женщин !Республики Казахстан ! ! ----------------------------------------------------------------------! 4 !Содействие обществен- !Законодательная инициати-!Проект Закона ! !ным объединениям и !ва депутатов, разработка ! ! !другим учреждениям в !проекта Закона Республики! ! !оказании благотвори- !Казахстан "О благотвори- ! ! !тельной помощи !тельной деятельности и ! ! !женщинам и детям !благотворительных ! ! ! !организациях" ! ! ----------------------------------------------------------------------! 5 !Оказание содействия в !Упрощение процедуры реги-!Проект Закона ! !деятельности общест- !страции общественных ! ! !венных объединений !объединений ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Парламент (по ! 2000 г. ! ! согласованию), Нацкомиссия ! ! ! по делам семьи и женщин ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! АСПиР (по согласованию), ! Постоянно !В пределах средств ! Статагентство, министерства! !республиканского и ! и ведомства ! !местных бюджетов ! ! ! ! Статагентство ! 1999 г. ! ! ! ! ! Статагентство, Нацкомиссия ! Ежегодно ! ! по делам семьи и женщин ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Мажилис Парламента (по ! 1999 г. ! ! согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Парламент (по согласованию)! 2000 г. ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минюст, Нацкомиссия по ! 2000 г. ! ! делам семьи и женщин, ! ! ! общественные объединения ! ! ! (по согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! И. Права женщин - права человека
Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, дающих возможность совмещать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой семьи и отцовства, материнства и детства.
Закон Республики Казахстан Z980321_ "О браке и семье" от 17 декабря 1998 года закрепляет принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства супругов в семье.
Супруги пользуются равными правами и несут равные обязанности. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей собственностью. Жена имеет право на алименты (содержание) на детей до достижения ими возраста 16 (18) лет и т.п.
Женщины в Казахстане имеют равные права с мужчинами на труд, его оплату, отдых и социальное обеспечение.
Труду женщин посвящена специальная глава Кодекса законов о труде Казахской ССР. Она предусматривает предоставление гарантий при приеме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей; предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработка матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет; запрет применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и т.п.
В условиях безработицы, общего снижения уровня жизни часть женщин воспринимают эти права и ограничения как дискриминационные, т.к. они могут препятствовать их трудоустройству.
В действующем законодательстве закреплены уголовно-правовые меры защиты прав женщин. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года впервые введена новая глава "Преступления против семьи и несовершеннолетних".
Уголовная ответственность предусматривается за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, содержание нетрудоспособного супруга (супруги), ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и т.д.
Уголовный кодекс устанавливает ограничения в применении наказаний в отношении женщин. К беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также достигшим пятидесятилетнего возраста, не применяется ограничение свободы. Не применяется арест к беременным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Женщинам не назначается пожизненное лишение свободы.
29 июня 1998 года Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 26 мая 1995 года в рамках СНГ республика присоединилась к Конвенции о правах и основных свободах человека, в которой закреплена норма о неприменении смертной казни в отношении женщин. По правам человека Казахстан присоединился к более 20 международным конвенциям и договорам.
В дальнейшем предполагается рассмотреть вопрос о присоединении Казахстана к Конвенциям о политических правах женщин, об охране материнства, гражданстве замужней женщины, о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака и другим, имеющим отношение к семье, женщинам и детям.
Однако на практике многие из определенных Конституцией Республики Казахстан прав граждан не подкреплены гарантиями реальной государственной, и в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушение. Серьезную обеспокоенность общества вызывают факты насилия против женщин, проявления неравенства в трудовых отношениях, продвижении по службе и т.д.
В целях изменения сложившейся ситуации Президентом Республики Казахстан 5 марта 1997 года одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан. Она определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин. План мероприятий по разделу - И. Права женщин - права человека ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Достижение реального !Совершенствование законо-! ! !обеспечения прав !дательства в соответствии! ! !женщин !с конституционными ! ! ! !принципами гендерного ! ! ! !равенства: ! ! ! !гендерная экспертиза !Гендерная ! ! !действующего законода - !экспертиза ! ! !тельства ! ! ! !учет гендерных различий ! ! ! !населения при разработке ! ! ! !новых нормативных право- ! ! ! !вых актов ! ! ! !присоединение к конвенци-!В соотвествии с ! ! !ям ООН и другим междуна- !действующим ! ! !родным договорам по !законодательством! ! !вопросам семьи, женщин и ! ! ! !детей ! ! ! !Конвенция о гражданстве ! ! ! !замужней женщины ! ! ! !Конвенция о политических ! ! ! !правах женщин ! ! ! !Декларация об искоренении! ! ! !насилия в отношении жен- ! ! ! !щин ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Устранение дискримина-!Приведение в соответствие!Проект Закона ! !ции по признаку пола, !Уголовного и Уголовно- ! ! !достижение равных прав!процессуального кодексов ! ! !для женщин и мужчин в !с Конституцией Республики! ! !обществе и семье !Казахстан, Конвенцией о ! ! ! !ликвидации всех форм дис-! ! ! !криминации в отношении ! ! ! !женщин и Декларацией об ! ! ! !искоренении насилия в ! ! ! !отношении женщин ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Достижение правовой !Регулярное освещение в !Публикации, теле-! !грамотности населения !средствах массовой инфор-!и радиопередачи ! !в области гендерных !мации международных доку-! ! !проблем !ментов и Законов Респуб -! ! ! !лики Казахстан, касающих-! ! ! !ся прав женщин ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! !постоянно !Гранты и инвестиции ! ! !международных организа- ! ! !ций ! Минюст, Генпрокуратура (по ! ! ! согласованию), МВД, ! ! ! Минтрудсоцзащиты, ! ! ! минздравобрспорт, Нацкомис-! ! ! сия по делам семьи и ! ! ! женщин, МИД, общественные ! ! ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! МИД, Нацкомиссия по делам ! ! ! семьи и женщин, министерст-! ! ! ва и ведомства ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минюст, Генпрокуратура (по ! 2000 г. !В пределах средств ! согласованию), МВД, ! !республиканского и ! Нацкомиссия по делам семьи ! !местных бюджетов ! и женщин, общественные ! ! ! объединения (по согласова- ! ! ! нию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ, Нацкомиссия! Постоянно !В пределах средств ! по делам семьи и женщин, ! !республиканского и ! общественные объединения ! !местных бюджетов ! (по согласованию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! К. Женщины и средства массовой информации
За последние годы в средствах массовой информации появилось много программ, касающихся женщин. В то же время существует ряд проблем, требующих осуществления долгосрочной государственной стратегии.
Не уделяется должного внимания гендерной проблематике.
Картины насилия по отношению к женщине, унижающая человеческое достоинство печатная и визуальная продукция в средствах массовой информации отрицательно влияют на социальный статус женщин, формирование достойного образа женщины, особенно у подрастающего поколения.
Средства массовой информации должны способствовать созданию нестереотипного образа женщины, представлять ее в качестве творческой личности, активной участницы общественного процесса развития страны.
Для осуществления последовательной информационной политики будут
реализованы следующие стратегические цели и приоритеты: расширение доступа женщин к выражению своих интересов через средства массовой информации и новые коммуникационные технологии; объективное и нестереотипное отображение женщин в средствах массовой информации. План мероприятий по разделу - К. Женщины и средства массовой информации ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Целенаправленное и !Регулярные публикации и !Публикации, теле-! !планомерное освещение !выпуски информационных и !и радиопередачи ! !в СМИ вопросов реали- !тематических радио- и ! ! !зации действий по !телепередач ! ! !улучшению положения ! ! ! !женщин в Республике ! ! ! !Казахстан ! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Развитие правовой !Проведение "круглых !Круглые столы, ! !грамотности женщин !столов", обучающих !семинары, рубри- ! ! !семинаров, тренингов !ки в СМИ ! ! !Создание специализирован-! ! ! !ной рубрики в печатных ! ! ! !СМИ "Женщина и право" ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Пропаганда активного !Подготовка и проведение !Телепередачи ! !участия женщин в !телепередачи "Лики ! ! !общественно-политичес-!политики" ! ! !кой жизни страны ! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 4 !Широкое отражение !Рекомендации для !Рекомендации ! !позитивных сведений и !негосударственных СМИ по ! ! !фактов о роли женщин в!освещению гендерных ! ! !обществе !проблем ! ! ! ! ! ! ! !Принять меры по пресече- !В соответствии с ! ! !нию отображения образов !действующим ! ! !женщин, унижающих их !законодательством! ! !человеческое достоинство ! ! ! ! ! ! ! !Распространять принципы !Публикации, теле-! ! !гендерного равенства !и радиопередачи ! ! !через средства массовой ! ! ! !информации ! ! ! ! ! ! ! !Проведение республиканс- !Конкурсы и ! ! !ких конкурсов и дискуссий!дискуссии ! ! !среди СМИ по позитивному ! ! ! !изображению женщин в ! ! ! !обществе ! ! ! !Проведение международной !Конференция ! ! !научно-практической ! ! ! !конференции "Положение ! ! ! !женщины в современном ! ! ! !обществе: правовой, ! ! ! !социальный, культурный и ! ! ! !образовательный аспекты" ! ! ! ! ! ! ! !Подготовка предложений в !Предложения ! ! !проект Закона "О ! ! ! !рекламе", исключающих ! ! ! !эксплуатацию женской ! ! ! !сексуальности и нарушение! ! ! !гражданских прав женщин ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ, Нацкомиссия!Постоянно !В пределах средств ! по делам семьи и женщин ! !республиканского и ! ! !местных бюджетов ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ, Минюст, ! Постоянно !В пределах средств ! Нацкомиссия по делам семьи ! !республиканского и ! и женщин, общественные ! !местных бюджетов ! объединения (по согласова- ! 1999 г. ! ! нию) ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ !2 раза в месяц !В пределах средств ! ! !республиканского и ! ! !местных бюджетов ! ---------------------------------------------------------------------! Минкультинформ, ! 1999 г. !В пределах средств ! Нацкомиссия по делам семьи ! !республиканского и ! и женщин, Минюст, МИД, ! !местных бюджетов, гранты! общественные объединения ! !и инвестиции ! (по согласованию) ! 1999 г. !международных организа- ! ! !ций ! ! Постоянно ! ! ! ! ! ! Постоянно ! ! ! ! ! ! 1999 г. ! ! ! ! ! ! 2000 г. ! ! ---------------------------------------------------------------------! Л. Женщины и окружающая среда
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан государство ставит своей целью охрану окружающей среды благоприятной для жизни и здоровья человека.
В целях законодательного регулирования охраны окружающей среды в республике действуют Законы Z970111_ "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан", Z942000_ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Z970160_ "Об охране окружающей среды", Z980219_ "О радиационной безопасности населения", Z933000_ "Об охране труда".
На экологическую ситуацию в Казахстане влияет прежде всего его сырьевая ориентация в экономике, сложные природно-климатические условия.
На территории Казахстана имеется зона экологического бедствия - Приаралье. Большой вред природе нанесли испытания на Семипалатинском ядерном и других военных полигонах.
Достаточно сложный хозяйственный комплекс Казахстана способствовал накоплению значительных объемов промышленных, бытовых, токсичных отходов, загрязнению атмосферного воздуха, почвы и водоемов.
Одной из ключевых проблем является дефицит водоснабжения населения. Недостаток питьевой воды, изношенность водопроводов являются причиной снижения качества питьевой воды и роста кишечных заболеваний.
Неблагоприятное состояние окружающей среды отрицательно влияет на здоровье женщин и детей, а совместно с ухудшением социально-экономического положения - на демографическую ситуацию в стране. За 1992-1997 годы естественный прирост снизился с 12,1 до 4,6 на 1000 человек.
В 1996 году принята Концепция экологической безопасности, которая определила приоритеты Национального плана действий в области охраны окружающей среды (НПДООС/УР), стратегию на XXI век.
В 1999 году Правительством Республики Казахстан совместно с представительствами ООН и Всемирного Банка в Казахстане подписана рамочная Экологическая программа устойчивого развития страны. Для ее реализации создан Республиканский центр НПДООС/УР.
Для улучшения экологической ситуации в стране разработаны 26 специальных программ. Среди них "Влияние тяжелых металлов на репродуктивные функции женщин в условиях техногенной биогеохимической провинции и разработка системы оздоровительных мероприятий", "Разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержание эпидемического благополучия водных систем Республики Казахстан" и другие. План мероприятий по разделу - Л. Женщины и окружающая среда ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Улучшение состояния !Разработать и реализовать!Национальный план! !окружающей среды, !Национальный план дейст- !действий ! !условий жизни и труда !вий по гигиене окружающей! ! !женщин !среды Республики ! ! ! !Казахстан ! ! ! !Разработать государствен-!Программа ! ! !ную программу "Питьевые ! ! ! !воды" ! ! ! !Оздоровление воздушного !Программы, ! ! !бассейна наиболее !реализованные ! ! !загрязненных промышлен- !проекты ! ! !ных центров - Алматы, ! ! ! !Лениногорск, Тараз, Усть-! ! ! !Каменогорск, Шымкент, ! ! ! !Экибастуз и др. Внедрение! ! ! !экологически чистых ! ! ! !технологий и современного! ! ! !оборудования ! ! ! ! ! ! ! !Поощрять производство !В соответствии с ! ! !чистых, экологически без-!действующим ! ! !опасных продуктов !законодательством! ! ! ! ! ! !Разработать критерии !В соответствии с ! ! !оценки влияния различных !действующим ! ! !факторов на здоровье !законодательством! ! !женщин и детей в экологи-! ! ! !чески неблагоприятных ! ! ! !регионах ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Повышение информиро - !Совершенствовать систему !Учебные методи - ! !ванности населения о !экологического образова -!ческие рекоменда-! !состоянии окружающей !ния в школах и других !ции ! !среды и меры по ее !учебных заведениях ! ! !охране !Подготовка издания !Атлас ! ! !Медико-экологического ! ! ! !атласа Республики ! ! ! !Казахстан ! ! ! !Подготовка обзоров и !Сборник ! ! !регулярных отчетов по ! ! ! !охране окружающей среды ! ! ! !Подготовка сборника по !Сборник ! ! !охране окружающей среды ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, Минприро-! 1999 г. !В пределах средств ! ды ! !республиканского и ! ! !местных бюджетов ! Минсельхоз, Минздравобр- ! 2000 г. ! ! спорт, Минприроды, акимы ! ! ! областей, гг. Астаны и Ал- ! ! ! ты ! ! ! ! ! ! Акимы областей и г. Алматы,! Постоянно !В пределах средств ! Миннауки, Минприроды, ! !местных бюджетов, ! Минэнергоиндустрторг, МИД ! !инвестиции международ- ! ! !ных организаций ! ! ! ! Минэнергоиндустрторг, ! Постоянно ! ! Минздравобрспорт, Минсель- ! ! ! хоз ! ! ! ! ! ! МИД ! 2003 г. !В пределах средств ! ! !республиканского ! ! !бюджета, гранты ! ! !и инвестиции международ-! ! !ных организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Минприроды, Минздравобр- ! 2000 г. !Гранты и инвестиции ! спорт, МИД, Статагентство ! !международных организа- ! ! !ций ! ! 2000 г. ! ! ! ! ! ! Ежегодно ! ! ! ! ! ! Ежегодно ! ! ---------------------------------------------------------------------! М. Девочки
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан забота о детях независимо от пола или воспитания является естественным правом и обязанностью родителей. Семья и дети находятся под защитой государства.
Действующее законодательство предоставляет девочкам равные с мальчиками права в образовании, получении медицинских услуг и во всех других сферах жизнедеятельности.
Негативных национальных традиций в отношении девочек у всех этносов, проживающих в Казахстане, на практике не наблюдается.
В 1993 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН "О правах ребенка", положения которой закреплены в соответствующих законодательных актах Республики Казахстан.
В настоящее время в Казахстане проживает 2283 тыс. девочек в возрасте до 14 лет и 436,8 тыс. девочек-подростков (15-17 лет).
В пределах учебных программ предусматриваются занятия по нравственно-половому воспитанию, личной гигиене девочек, привитию навыков здорового образа жизни. Однако, эта работа проводится не во всех школах.
Как правило, девочки прилежнее и учатся лучше мальчиков. Однако, в
1997/98 учебном году студентки составляли лишь 33% общей численности учащихся ВУЗов. Законодательство Республики Казахстан предусматривает уголовную ответственность за применение насилия в отношении девочек. По данным Министерства внутренних дел ежегодно официально регистрируется около 2 тысяч изнасилований девочек или покушений на них. Фактически их значительно больше, так как потерпевшие не обращаются в правоохранительные органы. План мероприятий по разделу - М. Девочки ______________________________________________________________________ № ! Цели и задачи ! Конкретные действия ! Форма ! п/п! ! ! завершения ! ----------------------------------------------------------------------! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! ----------------------------------------------------------------------! 1 !Нравственно-половое !Разработка проекта Госу- !Проект ! !воспитание девочек, !дарственной прграммы !Государственной ! !привитие им навыков !РК "О нравственно-половом!программы ! !здорового образа жизни!воспитании" ! ! ! !Внедрение в учебных ! ! ! !заведениях программ по !Программы ! ! !профилактике и борьбе со ! ! ! !СПИД, по возрастной ! ! ! !гигиене "О тебе" ! ! ! !Издание пособия для !Пособие ! ! !старшеклассников "Познай ! ! ! !себя" ! ! ! !Ввести раздел о борьбе с !Внесение измене- ! ! !насилием в отношении де- !ний в школьные ! ! !вочек в школьные програм-!программы ! ! !мы по нравственно-полово-! ! ! !му воспитанию ! ! ----------------------------------------------------------------------! 2 !Введение обязательной !Ввести изменения в Закон !Проект Закона ! !дошкольной подготовки !Республики Казахстан "Об ! ! !девочек и мальчиков в !образовании" ! ! !детских садах и школах! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 3 !Создание механизма !Разработка проекта Закона!Проект Закона ! !правовой и социальной !Республики Казахстан "О ! ! !защиты ребенка от !правах ребенка" ! ! !любых форм дискримина-! ! ! !ции в обществе ! ! ! ----------------------------------------------------------------------! 4 !Социальная поддержка !Разработка проекта Закона!Проект Закона ! !детей с ограниченными !Республики Казахстан "О ! ! !возможностями в разви-!социальной и коррекцион- ! ! !тии !но-педагогической ! ! ! !поддержке детей и под- ! ! ! !ростков с ограниченными ! ! ! !возможностями в здоровье"! ! ----------------------------------------------------------------------! 5 !Обеспечить охрану !Присоединение к конвенци-!В соотвествии с ! !детского труда !ям МОТ № 138 "О минималь-!действующим ! ! !ном возрасте для приема !законодательством! ! !на работу" и № 173 по ! ! ! !детскому труду ! ! ----------------------------------------------------------------------! 6 !Обеспечить безопас- !Разработать политику по !В соотвествии с ! !ность девочек и охрану!предотвращению распрост- !действующим ! !от коммерческой !ранения сексуального на- !законодательством! !эксплуатации !силия, трафика (торговли)! ! ! !и порнографии в отношении! ! ! !девочек ! ! ----------------------------------------------------------------------! (продолжение таблицы) ______________________________________________________________________ Ответственные за исполнение!Сроки исполнения!Источники финансирования! ---------------------------------------------------------------------! 5 ! 6 ! 7 ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, Миннауки,!второе полугодие!В пределах средств ! МИД, акимы областей, гг. !2001 года !республиканского и ! Астаны и Алматы ! !местных бюджетов, ! ! !гранты и инвестиций ! ! !международных ! ! !организаций ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт ! 2000 г. ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минздравобрспорт, Минюст, ! 2000 г. ! ! Нацкомиссия по делам семьи ! ! ! и женщин ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, ! 1999 г. ! ! Минздравобрспорт ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Минтрудсоцзащиты, Нацкомис-! 2001 г. ! ! сия по делам семьи и жен- ! ! ! щин, МИД ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! МВД, Минздравобрспорт, ! 2000 г. ! ! Минкультинформ ! ! ! ---------------------------------------------------------------------! Выводы
Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан включает 12 приоритетов, определенных 4-ой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 год). Эти приоритеты сгруппированы в четырех основных направлениях деятельности, определенных Президентом Республики Казахстан для Национальной комиссии по делам семьи и женщин. Это улучшение здоровья женщин и их семей, активное участие женщин в общественно-политической жизни страны и выдвижение их на уровень принятия решений, экономическое продвижение и искоренение насилия в отношении женщин.
Предусматривается поэтапное достижение целей и задач Национального плана действий: I этап (краткосрочный) - 1999-2000 годы, II этап (среднесрочный) - 2001-2005 годы, III этап (долгосрочный) - 2006-2030 годы.
Основными целями по вопросам здоровья женщин являются охрана репродуктивного здоровья женщин и планирование семьи, снижение заболеваемости анемией и негативного влияния экологических факторов на здоровье женщин и детей, профилактика заболеваний, передаваемых половым путем и т.п.
Экономическое продвижение женщин предполагает обеспечение равного их доступа к экономическим и земельным ресурсам, создание благоприятных условий для развития женского предпринимательства, совершенствование системы социальной защиты семьи и женщин.
Национальный план действий также предусматривает создание эффективных механизмов по защите женщин от насилия и реабилитации жертв насилия путем пересмотра действующего законодательства, создания информационной базы данных, кризисных центров и телефонов доверия для женщин, пострадавших от насилия и т.п.
В области политического участия женщин предусматривается создание эффективных механизмов продвижения женщин в структуры власти, пересмотр действующего и разработку нового законодательства с учетом гендерных подходов, в том числе закона о равных правах и возможностях.
Финансирование Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами, а также путем привлечения иностранных инвестиций, помощи стран-доноров и международных организаций.
(Специалисты: Склярова И.В., Кушенова Д.С.)