2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Казахской ССР от 22 октября 1991 года № 624 P910624_ "Об организации оплачиваемых работ в Казахской ССР" (СП Каз ССР, 1991 г., № 23, ст. 173).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1998 года № 1242
Правила
об организации общественных работ
Настоящие Правила разработаны в целях реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 30 сентября 1998 года, и определяют общий порядок организации общественных работ для граждан, обратившихся в государственную службу занятости.
Раздел 1. Общие положения
1. Под общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности и выполняемые незанятым населением и безработными (далее - гражданами) по направлению государственной службы занятости.
2. Общественные работы организуются местными исполнительными органами с учетом социально-экономического положения в регионе путем привлечения заинтересованных организаций по предложению и при участии государственной службы занятости с целью поддержки трудоустройства граждан.
3. Общественные работы проводятся на договорной основе.
4. Общественные работы призваны обеспечивать временную занятость и временный заработок (трудовой доход) незанятому населению и гражданам, получившим в установленном порядке статус безработного.
5. Общественные работы, как правило, подразделяются на следующие виды:
1) уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и организация отдыха детей в период каникул;
2) сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовки сельскохозяйственной продукции;
3) помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства в уборке
территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; 4) строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; 5) проведение мелиоративных работ; 6) участие в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилья, а также объектов социально-культурного назначения; 7) восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов и заповедных зон; 8) сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организациям почты и связи; 9) сезонная помощь местным и исполнительным органам в обслуживании санаторно-курортных зон; 10) экологическое оздоровление регионов (озеленение и благоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); 11) подсобные работы в организациях промышленности и торговли; 12) помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружений детских спортивных площадок и т.д.); 13) участие в проведении республиканских и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения); 14) весенне-полевые работы, осенне-зимние агротехнические мероприятия; 15) уборка урожая зерновых, сенокосная компания, обработка почвы (пары, зябь, наземная химпрополка); 16) сезонные краткосрочные площадки и летние лагеря по откорму скота, по доращиванию молодняка скота, пастьбе и охране скота индивидуального сектора; 17) заготовка и обеспечение кормами животноводства, комоцехов и кормокухонь; 18) пункты по выращиванию водоплавающей птицы; 19) организация отлова рыбы и ее реализация; 20) заготовка строительного камня, щебня, песка, камышитовых плит, кормовой соли для скота; 21) организация работы на дому для женщин (шитье спецодежды (халаты, комбинезоны, рукавицы, фартуки), изготовление изделий народных промыслов; 22) пошив и ремонт обуви; 23) изготовление шорных изделий; 24) плотницко-столярные работы, кладка печей, очистка колодцев; 25) производство товаров народного потребления бытового обихода, кузнечное дело; 26) сбор вторичного сырья; 27) восстановление начальных, восьмилетних школ; 28) торгово-закупочная и заготовительная деятельность; другие виды работ. Раздел 2. Порядок организации общественных работ 6. Органы государственной службы занятости ежегодно разрабатывают и представляют на утверждение местным исполнительным органам региональные программы по организации общественных работ. 7. Приоритетные направления общественных работ определяются на основе: 1) социально-экономического положения в регионе; 2) анализа регионального рынка труда; 3) выявления спроса и предложений на участие в общественных работах; 4) создания банка данных организаций, испытывающих потребность в кадрах для организации общественных работ; 8. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются договорами. Раздел 3. Направление граждан на общественные работы 9. Направление на общественные работы граждан осуществляется государственной службой занятости в рамках программы общественных работ.
10. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, имеющие официальный статус безработного, впервые ищущие работу, высвобожденные из организаций и длительно не работающие.
11. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
12. С гражданами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до 2 месяцев и с правом его продления до 6 месяцев по соглашению сторон. В трудовом договоре должны быть отражены:
1) начало действия договора и продолжительность рабочего времени при выполнении общественной работы;
2) условия и оплата труда, обеспечение необходимыми индивидуальными средствами и материальными ресурсами;
3) распространение на граждан, участвующих в общественных работах
положений, предусмотренных законодательными актами, как для работников данной организации; 4) ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора. На граждан, участвующих в общественных работах, распространяется законодательство о труде, обязательном социальном и медицинском страховании. 13. Безработным, которым назначены пособия по безработице и направленным на общественные работы, прекращается выплата пособия по безработице со дня заключения срочного трудового договора. Раздел 4. Порядок финансирования общественных работ 14. Финансирование общественных работ производится за счет: 1) средств организаций, в которых проводятся эти работы; 2) средств соответствующих местных бюджетов; 3) средств Государственного фонда содействия занятости. 15. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ, организуемых на предприятиях коммунальной собственности, а также в других организациях независимо от формы собственности и в объемах, определяемых программами общественных работ и планами социально-экономического развития территорий. Раздел 5. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах
16. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненный объем работы на договорной основе, в установленном порядке.
17. Часть расходов работодателя на оплату труда граждан из числа безработных, участвующих в общественных работах, выплачивается из средств Государственного фонда содействия занятости по фактически начисленной оплате, но не более пятикратной величины месячного расчетного показателя. Для незанятого населения оплата труда производится за счет средств работодателя или средств местного бюджета.
18. Выделение средств из Государственного фонда содействия занятости на
оплату труда безработных, занятых на общественных работах, осуществляется путем зачисления начисленных сумм на лицевые счета указанных граждан и на основании: 1) выписки из приказа работодателя; 2) справки о фактической продолжительности трудовой деятельности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени. 19. Оплата труда граждан, участвующих в общественных работах, производится ежемесячно. 20. Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся удержания в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Раздел 6. Учет, отчетность и контроль за организацией общественных работ 21. Государственная служба занятости при организации общественных работ: 1) осуществляет учет граждан, направленных на общественные работы;
2) осуществляет суммарный учет отработанного времени гражданами на общественных работах со дня заключения первого срочного трудового договора на участие в общественных работах. Периодом участия граждан в общественных работах считается календарное время от даты зачисления на работу до даты увольнения;
3) ведет статистическую месячную, полугодовую, годовую отчетности по общественным работам;
4) содействует местным исполнительным органам в организации центров трудовой адаптации для не учащейся молодежи из числа безработных в возрасте до 20 лет при общеобразовательных школах, учебно-курсовых комбинатах на базе пустующих цехов, участков организаций.
22. Контроль за соблюдением условий договоров осуществляется инспекцией
государственной службы занятости, а также другими государственными органами в установленном законодательством порядке. (Корректор: И.Склярова Специалист: Э.Жакупова)