Об утверждении Инструкции по оформлению проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан (юридическая техника)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 1998 г. N 678

Обновленный

      Сноска. В заголовок внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки и согласования проектов нормативных правовых актов Правительства и Премьер-Министра и правилах их оформления (юридическая техника).
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 22 июля 1998 г. N 678  

Инструкция
по оформлению проектов постановлений Правительства и
распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан
(юридическая техника) <*>

      Сноска. В заголовок внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .

1. Общие положения <*>

      Сноска. Раздел 1 исключен - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .

2. Порядок подготовки и прохождения согласования
проектов актов Правительства и Премьер-Министра <*>

      Сноска. Раздел 2 исключен - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .

3. Правила оформления постановлений Правительства
и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан
(юридическая техника)

1. Общие требования к оформлению актов Правительства
и Премьер-Министра Республики Казахстан

      24. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра должны иметь следующие реквизиты:
      1) Государственный герб Республики Казахстан;
      2) указание на форму акта;
      3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного акта;
      4) место и дату принятия акта;
      5) регистрационный номер акта;
      6) подпись Премьер - Министра либо лица, исполняющего его
обязанности;
      7) гербовую печать.
      25. Основным структурным элементом актов Правительства или Премьер-Министра является пункт, содержащий в себе норму права, без наименования словом "пункт".
      Пункты располагаются по значимости в логической последовательности, а также с учетом хронологии этапов решения вопроса.
      26. Близкие по содержанию пункты значительных по объему актов Правительства и Премьер-Министра могут быть объединены в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут быть объединены в разделы.
      27. Пункты нормативного правового акта могут быть подразделены на подпункты. Внутри пунктов и подпунктов могут быть части, выделяемые абзацами.
      В тексте актов Правительства или Премьер-Министра не допускается обозначение абзацев дефисами или иными знаками.
      28. Каждый пункт, подпункт, а также главы, параграфы и разделы, подразделы акта Правительства или Премьер-Министра нумеруются арабскими цифрами.
      29. Нумерация пунктов, глав и разделов является сквозной для всего акта.
      Нумерация подпунктов является самостоятельной для каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе постановления Правительства или распоряжения Премьер-Министра.
      30. Номера подпунктов в пунктах выделяются скобкой следующим образом: 1), 2), 3) и далее.
      31. В постановлении или распоряжении, состоящем из одного пункта, нумерация пунктов не требуется.
      32. Заголовок (название) обозначает предмет регулирования принимаемого (издаваемого) акта и должен быть кратким.
      33. В названии постановления Правительства не допускается перенос слов.
      34. В названии постановления Правительства, предусматривающего внесение изменений и дополнений в ранее принятый акт, должна содержаться ссылка на вид акта, принявший его орган, дату принятия и номер его регистрации в реестре (в указанной последовательности) последнего.
      Требование настоящего пункта также относится к названию постановления Правительства, ставящего на утрату ранее принятый им либо Премьер-Министром акт.
      35. В тех случаях, когда требуется разъяснение цели и мотивов принятия акта, основных задач, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). Нормативные положения во вступительную часть проекта не включаются.
      В преамбуле постановления Правительства или распоряжения Премьер-Министра с целью указания мотивов могут быть приведены ссылки на законодательные акты, акты Президента Республики Казахстан или предыдущие акты Правительства или Премьер-Министра, в реализацию которых принимается данное решение.
      36. В целях удобства пользования каждая глава акта Правительства или Премьер-Министра, его раздел, а также параграфы глав и подразделы разделов могут иметь заголовки.

      Заголовки глав, разделов, параграфов и подразделов отделяются от предыдущего текста двумя межстрочными интервалами, а от последующего текста - одним. <*>

      Сноска. В пункт 36 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .
      37. Тексты постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра должны быть четко сформулированы и напечатаны единым шрифтом, без помарок и исправлений.
      38. Текст акта Правительства или Премьер-Министра излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии, положения должны быть предельно краткими и содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов. Содержание (норма) пункта не излагается повторно в других статьях.
      39. Текст акта Правительства или Премьер-Министра не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.
      40. Поручения в проектах актов должны адресоваться, как правило, государственным органам, подчиненным и подотчетным Правительству, либо, при необходимости, их руководителям.
      По отношению к государственным органам, не подчиненным Правительству (их руководителям), поручения в постановлениях Правительства и распоряжениях Премьер-Министра должны излагаться в рекомендательной форме либо по согласованию с ним.
      41. В тексте решения Правительства или Премьер-Министра наименования государственных органов и иных организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно по всему тексту.
      Сокращение наименований организаций допускается для целей обеспечения простоты и лаконичности текста с расшифровкой значения сокращения либо аббревиатуры в самом тексте нормативного правового акта.
      42. В тексте решения Правительства или Премьер-Министра не допускаются выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний, кроме заголовка, названий глав, разделов, параграфов, подразделов, слова "ПОСТАНОВЛЯЕТ" и должности и имени подписывающего лица, которые пишутся выделенными буквами. Слово "ПОСТАНОВЛЯЕТ" пишется прописными буквами и запрещается его перенос на отдельную строку. <*>

      Сноска. В пункт 42 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .
      43. В случае, когда распоряжением Премьер-Министра (постановлением Правительства) утверждается персональный состав комиссии, рабочей группы или иного временного органа, а также правительственной делегации, фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в их работе, приводятся полностью.
      44. При необходимости в акте Правительства или Премьер-Министра могут быть приведены ссылки на статьи (пункты) актов вышестоящих уровней, а также воспроизведены отдельные положения из норм правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты.
      Ссылки в пунктах и подпунктах акта на другие его пункты и подпункты допускаются только в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.
      45. При ссылке на абзацы, строки и предложения их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью).
      46. В тексте постановления или распоряжения ссылка на пункт, подпункт приводится с указанием их порядкового номера (для их обозначения не допускается использование прилагательных).
      47. В случае, если в тексте решения имеется ссылка на нормативный правовой акт, указывается его вид, дата принятия, номер, под которым он зарегистрирован в реестре, и название (в указанной последовательности) этого акта.
      При ссылке на законодательные акты указание номера, под которым он зарегистрирован в реестре, не требуется, за исключением указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона.
      В названии проекта постановления Правительства, предусматривающего внесение изменений, дополнений в ранее принятый акт и/или признание его утратившим силу, должно содержаться указание на вид акта, дату его принятия и регистрационный номер.
      48. Если в тексте проекта приводится несколько последовательных ссылок на один и тот же нормативный правовой акт, полное название акта указывается один раз с последующей ссылкой на него.
      49. Если в постановлении или распоряжении имеется ссылка на приложение, то указывается номер данного приложения, за исключением случаев, когда к постановлению и/или распоряжению имеется одно приложение.
      50. В тексте постановления Правительства или распоряжения Премьер-Министра при обозначении даты употребляется название месяца, а год указывается полностью, например: "13 июня 1997 года".
      51. В случаях совпадения названий постановления и приложения в тексте постановления полное название постановления может не употребляться.
      52. Примечания к нормам постановления Правительства или распоряжения Премьер-Министра допускаются в исключительных случаях, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте без ущерба для смысла нормы.

2. Правила оформления проектов постановлений Правительства и
распоряжений Премьер-Министра о внесении изменений и дополнений

      53. Все изменения и дополнения в один и тот же акт предусматриваются одним пунктом или подпунктом.
      54. При подготовке актов Правительства и Премьер-Министра, предусматривающих внесение изменений и/или дополнений в ранее принятые акты, а также признание их утратившими силу, после даты, номера, под которым он зарегистрирован в реестре, и названия этого решения указываются в скобках год, номер и статья его опубликования в сборнике "Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан". В случае, если ко дню принятия (издания) ранее принятый акт не опубликован в данном сборнике, указываются только дата, номер и название этого акта.
      55. При изменении и дополнении более трех постановлений Правительства или распоряжений Премьер-Министра составляются перечни, оформляемые отдельными приложениями.
      56. Если одни пункты (подпункты) того или иного акта Правительства или Премьер-Министра должны быть признаны утратившими силу, а другие части этого же акта должны быть изложены в новой редакции, то такой акт включается в перечень изменений.
      57. Если в постановлении или распоряжении имеется ссылка на приложение, то в скобках указывается номер данного приложения, кроме случаев, когда к постановлению и/или распоряжению имеется одно приложение.
      58. При включении в действующий акт структурных дополнительных частей они включаются под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных частей акта, за которыми следуют: пункт 2-1, подпункт 8-1, параграф 9-1, раздел 25-1 и так далее.
      После текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных частей сохраняется.
      59. Акты, имеющие гриф "без опубликования в печати", "не для печати", включаются в перечень без указания их заголовка.
      60. Все акты в перечне актов, в которые вносятся изменения и дополнения, также как и в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке по дате их издания (принятия).
      В пределах одной и той же даты акта Правительства или Премьер-Министра указываются в соответствии с их номерами или номерами статьей в САПП.

3. Правила оформления проектов постановлений Правительства
и распоряжений Премьер-Министра о признании утратившими силу

      61. При принятии акта Правительства, имеющего нормативный характер, взамен действующего(их), последний(ие) должен (должны) ставиться на утрату (полностью или в части) этим же актом.
      В аналогичных случаях в отношении действующих актов, имеющих индивидуальный характер, решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от правовой нагрузки положений этого акта.
      62. При признании структурных частей действующего акта Правительства или распоряжения Премьер-Министра утратившими силу, такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются.
      К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.
      63. В случае, если на утрату ставятся несколько (3 и более) ранее принятых актов, составляется перечень, оформляемый отдельным приложением (перечнем).
      Перечни должны быть юридически обоснованными и исчерпывающе полными.
      В перечни должны также включаться акты, поглощенные новым актом.
      64. Если акт Правительства или Премьер-Министра утратил значение (юридическую силу) не полностью, он включается в перечень для признаний утратившим силу только в части, противоречащей вновь принятому акту или поглощенной последним.
      В случае, если в большом по объему постановлении Правительства или распоряжении Премьер-Министра подлежит признанию утратившей силу значительная часть пунктов, то в перечень включается весь акт, с оговоркой о пунктах, сохраняющих свою силу.
      65. Подлежат признанию утратившими силу также акты, дублирующие нормы других решений Правительства и Премьер-Министра и не содержащие новизны.
      66. К утрате ставятся нормативные правовые акты как опубликованные официально, так и неопубликованные.
      67. Подлежат признанию утратившими силу как основной акт, так и акты (или их часть), которыми в его текст были внесены изменения и дополнения.
      В случаях неоднократного изменения редакции какого-либо акта Правительства или Премьер-Министра (пункта, подпункта, абзаца), подлежащего признанию утратившим силу полностью, в перечень включаются в виде самостоятельных пунктов все акты об этом, в том числе промежуточные акты, изменявшие редакцию.
      68. В перечень в виде самостоятельных пунктов включаются все противоречащие новому решению или поглощенные им акты Правительства или Премьер-Министра о последующем расширении сферы его применения, а также сферы применения отдельных его структурных частей, по времени и по кругу лиц.
      69. В перечень включаются (соответственно подлежат признанию утратившими силу) вместе с актами, которые действовали до момента издания нового акта, также акты по тем же вопросам, которые фактически утратили значение ранее, до принятия нового акта, но не были признаны утратившими силу.
      В перечень актов, признаваемых утратившими силу, включаются также акты по данному вопросу, которые ранее были признаны утратившими силу в общей форме (т.е. без их перечислений).
      70. Акты и структурные части актов Правительства или Премьер-Министра временного характера, срок действия которых истек, не подлежат признанию утратившими силу.
      71. В случаях, когда в актах, наряду с нормами временного характера, срок действия которых истек, содержатся нормы постоянного действия и все эти нормы подлежат признанию утратившими силу, в перечень включается весь акт в целом.
      72. В случае, если пункт акта Правительства или Премьер-Министра содержит указание на приложение, которое подлежит признанию утратившим силу, то в перечень включается (ставится на утрату) только данный пункт, а приложение отдельно не оговаривается.
      В случае, если в пункте акта наряду с утверждением приложения содержится норма, касающаяся других вопросов, сохраняющих значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень включается данный пункт в части, относящейся к приложению, а приложение отдельно не оговаривается.
      73. Если тот или иной акт (его структурная часть) не может быть полностью включен в перечень, следует предусмотреть его новую редакцию, ограничиваясь в зависимости от случая исключением, дополнением или заменой отдельных фраз, слов, строк и др.
      74. Если признанию утратившими силу подлежат отдельные пункты полностью, а другие только в определенной части, то сначала указываются пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.

4. Правила оформления приложений к постановлениям
Правительства и распоряжениям Премьер-Министра

      75. В структуру постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра могут включаться приложения.
      76. В случае необходимости включения в решения Правительства и Премьер-Министра графиков, таблиц, схем, карт, перечней и других последние оформляются отдельными приложениями.
      77. В правом верхнем углу первого листа производного нормативного правового акта либо приложения должно содержаться указание на дату принятия, номер и название основного нормативного правового акта, посредством которого он принят.
      В случае, если к постановлению имеются несколько приложений, в правом верхнем углу каждого приложения указываются его порядковый номер, под которым он зарегистрирован в реестре, а также дата принятия, номер и название соответствующего акта.
      Если в тексте постановления Правительства или распоряжения Премьер-Министра приводится ссылка:
      согласно приложению 1,2, ... либо (приложение 1,2,...), то в правом верхнем углу приложения пишется:

Приложение 1,2...       
к постановлению Правительства  
(распоряжению Премьер-Министра) 
Республики Казахстан        
от _________ 1998 года N______  

      утвердить (прилагаемое) Положение..., Инструкцию..., то в правом верхнем углу приложения пишется:

Утверждено (а)        
постановлением Правительства  
(распоряжением Премьер-Министра)
Республики Казахстан       
от ________ 1998 года N______ 

      Если к Положению, Инструкции, Правилам и иным производным актам, оформляемым отдельным приложением, имеются приложения, то в правом верхнем углу последнего указывается:

Приложение 1,2,...       

      78. Заголовок приложения обязательно должен соответствовать тексту основного акта, которым он принят.
      79. К оформлению актов Правительства и Премьер-Министра с грифом "секретно", "совершенно секретно", "особой важности" могут быть установлены дополнительные требования.