Об утверждении Положения о порядке проведения землеустройства в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1997 г. N 931

Обновленный
      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 января 2001 года Z010152_ "О земле" Правительство Республики Казахстан постановляет: <*>
      Сноска. В преамбулу внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .

      Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения землеустройства в Республике Казахстан.
     Премьер-Министр
   Республики Казахстан


                                        Утверждено

постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1997 г. N 931


                              Положение
                 о порядке проведения землеустройства
                        в Республике Казахстан

                          I. Общие положения

      1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 января 2001 года Z010152_ "О земле" и устанавливает общие принципы, задачи, содержание и порядок проведения эемлеустройства в Республике Казахстан. <*>
      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      2. Землеустройство является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель. Оно включает комплекс социально-экономических, технических и правовых действий. Социально-экономическая направленность землеустроительных действий заключается в организации рационального использования земли как природного объекта хозяйствования; техническая - в проведении изыскательских, съемочных, обследовательских и проектных работ; правовая - в определении порядка, условий и форм пользования землей. <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      3. Землеустройство основывается на следующих принципах

земельного законодательства Республики Казахстан:
     целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории 
Республики Казахстан;
     сохранения земли как природного объекта, основы жизни и
деятельности народа Республики Казахстан;
     обеспечения рационального использования земель;
     обеспечения экологической безопасности;
     целевого использования земель;
     приоритета земель сельскохозяйственного назначения;
     обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;
     государственной поддержки мероприятий по использованию и охране
земель;
     предотвращения ущерба земле или устранения его последствий;
     платности использования земли. 
<*>

     Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 11 июня 2001 г. N 800  

P010800_

 .
     4. Основными задачами землеустройства являются:
     планирование и организация рационального использования и
охраны земель;
     изучение земельных ресурсов в системе комплексной оценки
природных условий Республики Казахстан;


      выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка научно-производственных программ, методик, рекомендаций и указаний по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель и земельно-оценочным работам;
      устройство земель с установлением и закреплением на местности границ административно-территориальных образований, земельных участков собственников, землепользователей и оформление соответствующих материалов и документов;
      разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, предоставленных (предоставляемых) в собственность или землепользование;
      разработка мероприятий по поддержанию и улучшению природных ландшафтов и охране земель, сохранению и повышению плодородия почв, освоению новых и улучшению существующих сельскохозяйственных угодий, защите земель от эрозии и дефляции, селей, подтопления, иссушения, заболачивания, вторичного засоления, опустынивания, загрязнения химическими, радиоактивными и промышленными отходами и других негативных явлений;
      подготовка информации о количестве, качестве земель (участков), проведение земельно-оценочных работ и определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, зонирование земель.
      5. Землеустройство проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и форм хозяйствования на ней.
      Установленные в результате проведения работ по землеустройству целевое назначение, режим использования земель и их охраны, ограничения и обременения, границы земельных участков, данные о качестве и количестве земель и другие данные, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном законодательством, являются для субъектов земельных правоотношений обязательными для исполнения.
      Землеустроительные документы, содержащие вышеуказанные данные, используются при организации управления земельными ресурсами, осуществлении сделок, связанных с землей, разрешении земельных споров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

                    II. Содержание землеустройства

      6. Землеустройство обеспечивает:
      разработку республиканских, областных, и региональных схем (проектов) землеустройства, зонирования земель и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов на основе ландшафтно-экологического подхода;
      составление проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих эемлепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности, изготовление документов на право собственности на земельный участок и на право землепользования;
      определение и установление на местности границ (черты) населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;
      установление на местности границ административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий и других земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель;
      проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ;
      проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых,

нерационально используемых или используемых не по целевому назначению
земель;
     разработку проектов землеустройства, рекультивации нарушенных
и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с
использованием и охраной земель;
     ведение земельного кадастра и мониторинга земель;
     составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и
использования земельных ресурсов;
     проведение земельно-оценочных работ. 
<*>

     Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 11 июня 2001 г. N 800  

P010800_

 .

                  III. Землеустроительный процесс



      7. Участниками землеустроительного процесса являются заказчик по проведению землеустройства, разработчик землеустроительной документации, третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, а также государственные органы, согласовывающие и утверждающие землеустроительную документацию.
      Землеустроительные работы выполняются государственными предприятиями, а также другими юридическими лицами и гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на производство землеустроительных работ в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Землеустроительные работы, отнесенные к государственной монополии, выполняются государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами осуществляет функции субъекта права государственной собственности. <*>
      Сноска. Пункт 7 - в редакции постановления Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      8. Права участников землеустроительного процесса:
      1) заказчик по проведению землеустройства имеет право:
      участвовать лично или через представителя во всех стадиях землеустроительного процесса;
      знакомиться с материалами землеустроительного производства;
      вносить на рассмотрение свои предложения;
      участвовать в разрешении разногласий, возникших в процессе землеустройства;
      2) разработчик (физическое или юридическое лицо, занимающееся проектными и изыскательскими работами, а также осуществляющее исполнение землеустроительных проектов) имеет право:
      получать необходимую информацию по землеустройству в государственных органах;
      строить отношения с заказчиками на договорных условиях;
      проводить без особого на то разрешения контроль за ходом реализации проектов землеустройства, информировать о его результатах местные исполнительные органы и вносить предложения по улучшению практики использования и охраны земель;
      вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем и проектов землеустройства;
      3) третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, имеют право:
      участвовать при обсуждении вопросов землеустройства и получать информацию о ходе и результатах землеустройства, затрагивающих их интересы;
      обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в процессе землеустройства, в соответствии с законодательством. <*>
      Сноска. В пункт 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 30 сентября 2000 г. N 1481 P001481_ ; от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      9. Обязанности участников землеустроительного процесса:
      1) все участники землеустроительного процесса обязаны:
      соблюдать земельное законодательство Республики Казахстан;
      выполнять требования компетентных государственных органов по вопросам использования и охраны земель;
      обеспечивать соблюдение в землеустроительном процессе прав собственников земельных участков и землепользователей;
      2) исполнительные органы, согласовывающие и утверждающие проектную документацию, обязаны ее рассмотреть в течение месяца;
      3) заказчик по проведению землеустройства обязан: определить

цель, задачи, содержание, особые условия и сроки проведения
землеустройства;
     предоставить необходимые документы и материалы;
     организовать финансирование работ;
     в течение одного месяца принять выполненные работы или выдать
мотивированный отказ;
     4) разработчик землеустроительной документации обязан:
     выполнять все работы в соответствии с действующими инструкциями и
методическими указаниями, а также договором;
     привести земельные участки, на которых проводились
обследовательские, изыскательские и иные работы с нарушением
почвенного плодородного слоя, в первоначальное их состояние;
     нести ответственность за достоверность, качество и экологическую 
безопасность мероприятий, предусмотренных землеустроительной 
документацией. 
<*>

     Сноска. В пункт 9 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 11 июня 2001 г. N 800  

P010800_

 .
     10. Землеустроительный процесс включает следующие стадии:
     возбуждение производства землеустроительного действия;
     подготовительные работы;
     разработку прогнозов, схем, программ и проектов землеустройства;
     рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной
документации;
     исполнение проекта землеустройства.

          1. Возбуждение производства землеустроительного
                              действия



      11. Землеустройство проводится по решению уполномоченных органов или по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, а также по инициативе уполномоченных органов по управлению земельными ресурсами. <*>
      Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      12. Землеустройство по решению исполнительных органов инициируется в установленном порядке уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами за счет и в пределах предусматриваемых на эти цели бюджетных средств. <*>
      Сноска. Пункт 12 - в редакции постановления Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      13. Землеустройство, проводимое по инициативе заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, осуществляется на основании их заявок, подаваемых в соответствующий уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами.

     В заявке указываются виды и объем работ, порядок их
финансирования, необходимость проведения. 
<*>

     Сноска. В пункт 13 внесены изменения - постановлением Правительства 
РК от 11 июня 2001 г. N 800  

P010800_

 .

                     2. Подготовительные работы

     14. Подготовительные работы заключаются в сборе, систематизации,
анализе и оценке необходимых исходных данных и сведений.

              3. Разработка прогнозов, программ, схем
                     и проектов землеустройства



      15. Обязательными видами землеустроительной документации в соответствии с содержанием землеустройства, указанным в пункте 6 настоящего Положения, являются прогнозы, схемы, программы, проекты межхозяйственного, внутрихозяйственного и участкового землеустройства, проекты земельно-хозяйственного устройства территории населенных пунктов, проекты, связанные с использованием и охраной земель, планы, карты, очерки, отчеты, а также документы, удостоверяющие право на земельные участки.
      16. Порядок разработки прогнозов, программ, схем и проектов землеустройства осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, разрабатываемыми и утверждаемыми центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами. <*>
      Сноска. В пункт 16 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .

             4. Рассмотрение, согласование и утверждение
                   землеустроительной документации

      17. Рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      17-1. Согласованная в установленном порядке землеустроительная документация утверждается:
      уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными подразделениями в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством;
      собственниками земельных участков и землепользователями, арендаторами земельных участков и другими заказчиками - проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты, связанные с рациональным использованием земель, сохранением и повышением плодородия почв, разрабатываемые и осуществляемые за их счет, по согласованию с территориальными уполномоченными органами по управлению земельными ресурсами.
      Землеустроительная документация, связанная с формированием границ земельных участков, установлением их на местности, изготовлением плана земельного участка, а также материалы топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, по составлению специальных тематических карт состояния и использования земельных ресурсов утверждается соответствующим территориальным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами. <*>
      Сноска. Дополнено пунктом 17-1 - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      17-2. Изменения в землеустроительную документацию вносятся только с разрешения органа, утвердившего данную документацию. <*>
      Сноска. Дополнено пунктом 17-2 - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .

                5. Исполнение проекта землеустройства

      18. Исполнение проекта землеустройства включает: перенесение проекта на местность; освоение всех элементов проекта; оформление и выдача землеустроительных материалов и документов.
      19. Землеустроительные проекты, утвержденные в установленном законодательством и настоящим Положением порядке, переносятся на местность с обозначением границ земельных участков знаками установленного образца.
      20. Перенесение проекта на местность производится при обязательном участии заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей.
      21. По завершении землеустроительных работ заказчику выдаются соответствующие землеустроительные материалы и документы, указанные в пункте 15 настоящего Положения. <*>
      Сноска. В пункт 21 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      22. Осуществление мероприятий, предусмотренных проектом землеустройства, возлагается на заказчика по проведению землеустройства.

             IV. Организация и проведение землеустройства

      23. Организация проведения землеустройства в Республике Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами. <*>
      Сноска. Пункт 23 - в редакции постановления Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      23-1. Технология выполнения землеустроительных работ должна соответствовать нормативно-правовым актам, утверждаемым центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, которые обязательны для всех исполнителей землеустроительных работ. <*>
      Сноска. Дополнено пунктом 23-1 - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      23-2. Государственный контроль при производстве землеустроительных работ и их экспертиза проводится центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами. <*>
      Сноска. Дополнено пунктом 23-2 - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .

                   V. Финансирование землеустройства
                            

      24. Землеустройство, проводимое по решению исполнительных органов, осуществляется за счет бюджетных средств. <*>
      Сноска. В пункт 24 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 11 июня 2001 г. N 800 P010800_ .
      25. На проведение землеустройства могут использоваться средства, предназначенные для возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      26. Выполнение землеустроительных работ по заявкам частных собственников земельных участков и землепользователей производится за счет их средств.