Об утверждении Временного положения о государственных национальных природных парках Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 г. N 1486. Действует до вступления в силу Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях и объектах".

Утратил силу

       Сноска. Действует до вступления в силу   Закона   Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях и объектах".№ 

      Правительство Республики Казахстан постановляет: 
      1. Утвердить прилагаемое Временное положение о государственных национальных природных парках Республики Казахстан. 
      2. Установить, что Временное положение о государственных национальных природных парках Республики Казахстан действует до вступления в силу Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях и объектах". 

    Премьер-Министр

  Республики Казахстан

                                           УТВЕРЖДЕНО

                                   постановлением Правительства

                                       Республики Казахстан

                                   от 4 декабря 1996 г. N 1486
 

                           ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
               о государственных национальных природных 
                     парках Республики Казахстан 
 

                            1. Общие положения 
 

        1. Государственные национальные природные парки Республики Казахстан (далее - национальные парки) являются природоохранными учреждениями, входящими в систему особо охраняемых природных территорий республиканского значения и включающими в свои границы уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, научную, историческую, эстетическую и рекреационную ценность. 
      2. Национальные парки предназначены для использования закрепленных за ними особо охраняемых природных территорий в природоохранных, научных, просветительских, культурных и рекреационных целях на праве оперативного управления передаваемым им государственным имуществом. 
      3. В своей деятельности национальные парки руководствуются Конституцией, законами Республики Казахстан, постановлениями Парламента, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, нормативными актами центральных исполнительных органов Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки, а также настоящим Временным положением. 
 

                  2. Основные задачи национальных парков 
 

        4. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: 
      сохранение целостности экосистем, эталонных и уникальных природных комплексов, памятников истории, культуры и других объектов национального наследия; 
      создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; 
      разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования; 
      восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; 
      организация экологического просвещения населения; 
      ведение экологического мониторинга. 
 

                3. Порядок образования национальных парков 
 

        5. Национальные парки образуются Правительством Республики Казахстан по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Республики Казахстан на основании материалов технико-экономического обоснования, согласованных в установленном порядке со всеми заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами, научными организациями и местными органами исполнительной власти. 
      В таком же порядке производится расширение территорий существующих национальных парков. 
      6. Границы и режим использования земель, включаемых в национальные парки без изъятия у собственников и землепользователей, определяются местными исполнительными органами по предложению специально уполномоченных органов. 
      7. В целях защиты территорий национальных парков от неблагоприятных внешних воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства создаются охранные (буферные) зоны. 
      Решения об образовании охранных зон без изъятия земельных участков у землепользователей, с запрещением на их территориях хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на сохранность природных комплексов национальных парков, и утверждение положений о них принимаются местными органами исполнительной власти. 
      8. Конкретные особенности зонирования и режима каждой зоны национального парка определяются уставом, утверждаемым государственным органом управления Республики Казахстан, в ведении которого находится национальный парк. 
      9. В уставах национальных парков указываются полное их наименование, местонахождение, полномочия руководителя, органы управления и контроля, порядок формирования и их компетенция, режим работы, порядок образования имущества и распределение дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности. В уставах определяются также взаимоотношения между национальными парками и их учредителями, администрациями парков и их трудовыми коллективами. В уставах могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству. 
      10. Национальные парки как юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции и считаются созданными с момента их государственной регистрации. 
      11. В составе национальных парков могут создаваться филиалы (региональные отделения) и представительства. 
      Филиалами (региональными отделениями) национальных парков являются обособленные подразделения, расположенные вне мест их нахождения и осуществляющие все или часть их функций, в том числе функции представительств. 
      Представительствами национальных парков являются обособленные их подразделения, расположенные вне мест их нахождения и осуществляющие защиту и представительство интересов национальных парков и совершающие от их имени сделки и иные правовые действия. 
      12. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшими их национальными парками и действуют на основании утвержденных национальными парками положений. 
 

                   4. Управление национальными парками 
 

        13. Управление национальными парками осуществляется государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых они находятся. 
      14. Национальные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки. 
      Руководители филиалов и представительств назначаются уполномоченными органами национальных парков и действуют на основании их доверенности. 
      Трудовые отношения между учредителями, директорами национальных парков, руководителями их филиалов (региональных отделений) и представительств осуществляются на контрактной основе. 
      15. Директора национальных парков несут персональную 

  ответственность перед учредителями за деятельность национальных

парков:

     действуют на принципах единоначалия в соответствии с их

компетенцией и настоящим Временным положением;

     представляют на утверждение учредителю кандидатуры

заместителей директоров национальных парков, руководителей

региональных отделений (филиалов) и представительств национальных

парков.

     Функциональные обязанности заместителей директоров национальных

парков, руководителей филиалов (региональных отделений),

представительств и других руководящих работников устанавливаются

директорами национальных парков в соответствии с должностными

инструкциями.

                 5. Режим и функциональное зонирование

                   территории национальных парков
 

          16. На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим пользования, охраны и защиты с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей, в соответствии с которыми могут быть выделены функциональные зоны: 
      заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено, за исключением мероприятий, проведение которых на территории заповедных зон допускается в пределах действующего законодательства, на основании рекомендаций научно-технического совета и разрешения государственных органов управления, в ведении которых находятся национальные парки. На территории зон заповедного режима допускается проведение следующих мероприятий: 
      а) сохранение, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; 
      б) выполнение научно-исследовательских работ; 
      в) противопожарные и санитарные мероприятия; 
      г) посещение территорий экскурсионными группами в научно-познавательных целях по специально оборудованным маршрутам по правилам, установленным для национальных парков, в сопровождении сотрудников национального парка; 
      заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное использование; 
      познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями; 
      рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; 
      охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения историко-культурного наследия в соответствии с действующим законодательством; 
      ведения сельского хозяйства, на основе экологически безвредных методов работ; 
      обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; 
      хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения. 
       В национальных парках допускается выделение зон традиционного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические, водные и земельные ресурсы. 
      17. Порядок и правила посещения национальных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территории в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные парки. 
      18. На территориях национальных парков запрещается: 
      всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов; 
      геолого-разведочные работы и разработка полезных ископаемых; 
      деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность; 
      действия, изменяющие гидрологический режим; 
      строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных парков; 
      проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий; 
      организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест; 
      движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог, других путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест; 
      сплав леса по водотокам и водоемам; 
      интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне; 
      рубки главного пользования и заготовка живицы. 
      В национальных парках могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории. 
      19. Соблюдение режима национальных парков обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят: 
      директора национальных парков и их заместители; руководители филиалов (региональных отделений) и представительств, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы по охране национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны зонированных комплексов и их восстановления; лесничие, помощники лесничих); 
      участковые государственные инспекторы по охране национального парка (мастера леса, охотоведы); 
      государственные инспекторы по охране национальных парков (лесники и егеря). 
      20. В вопросах обеспечения охраны территории администрация национальных парков взаимодействует с государственными органами по регулированию использования и охраны вод, рыбоохраны, охотнадзора, государственными органами по охране объектов историко-культурного наследия и органами внутренних дел. К охране территорий национальных парков могут привлекаться общественные инспекции. 
      Государственным инспекторам по охране национальных парков предоставлено право: 
      требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национальных парков и природоохранного законодательства, в том числе охраны рыбных запасов, животного мира, водного, лесного, земельного законодательства; 
      проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территории национальных парков и их охранных зон; 
      приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству и режиму национальных парков и их охранных зон деятельность граждан и должностных лиц; 
      посещать любые организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территориях национальных парков и охранных зон для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства; 
      изымать у нарушителей природоохранного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством; 
      составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение местного исполнительного органа в поселках и населенных пунктах. 
      21. На лесную охрану национальных парков возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных парков, относимых к государственной лесной охране, утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Республики Казахстан. 
      22. Государственным инспекторам по охране национальных парков выдается форменное обмундирование со знаками различия и удостоверение установленного образца. 
      23. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, государственные инспекторы национальных парков имеют право ношения, хранения и применения холодного и огнестрельного оружия. 
 

              6. Научно-исследовательская и просветительская 
                  деятельность в национальных парках 
 

        24. Научно-исследовательская деятельность в национальных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе. 
      25. Научно-исследовательская деятельность в национальных парках проводится: 
      штатными сотрудниками научных отделов и лабораторий национальных парков по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническими советами национальных парков; 
      научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальными парками программам, согласованным с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные парки. 
      26. В национальных парках для координации и анализа работ по научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создаются научно-технические советы. 
      Состав научно-технических советов и положение о них утверждаются государственными органами управления, в ведении которых национальные парки находятся. 
      27. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятия по регулированию численности диких животных на территориях национальных парков рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях научно-технических советов национальных парков и государственных органов управления, в ведении которых находятся национальные парки. 
      28. Просветительская деятельность национальных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экономического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний. 
 

            7. Хозяйственная деятельность национальных парков 
 

        29. Хозяйственная деятельность национальных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. 
      30. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами, программами и планами развития самостоятельно, а также путем предоставления национальными парками во временное пользование заинтересованными юридическим и физическим лицам природных объектов, зданий и сооружений. 
      31. Использование земель национальных парков в рекреационных целях осуществляется на платной основе. Размеры платы утверждаются местными органами исполнительной власти по представлению дирекции национальных парков. 
      32. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется заинтересованными организациями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с национальными парками. Национальные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет бюджетных и внебюджетных средств. 
      33. Охотпользование и рыболовство на территории соответствующих зон национальных парков основаны на регулировании численности диких животных и определяются администрациями национальных парков по согласованию с органами управления национальных парков, а также с научными организациями и специально уполномоченными на то органами. 
      34. Национальные парки могут осуществлять и иную хозяйственную деятельность, не противоречащую его целям и задачам. 
 

                  8. Правовой статус национальных парков 
 

        35. Земли, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, находящимися на территории национальных парков, являются государственной собственностью Республики Казахстан и предоставляются национальным паркам на праве постоянного землепользования. 
      Национальные парки освобождаются от платы за землю и природные ресурсы. 
      Изъятие земель национальных парков запрещается. 
      Сервитуты на земли, включенные в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, устанавливаются по договору с субъектом права частной собственности или землепользования на эти участки. 
      Национальные парки освобождаются от компенсации потерь, связанных с изъятием земель у землепользователей. 
      Национальные парки могут иметь доходы от: реализации продукции от неосновной деятельности; выполнения работ; оказания услуг или осуществления иной деятельности (просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской); взимания платы в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории национальных парков; реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; поступлений безвозмездной помощи и благотворительных взносов, которые должны быть оформлены в установленном порядке как специальные средства бюджетных организаций. 
      36. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. 
      37. Территории национальных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки. 
      38. Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет республиканского бюджета и находятся на самостоятельном балансе, имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан со своим наименованием на казахском и русском языках, открывают бюджетные и текущие счета, в том числе валютные в государственном Бюджетном банке Республики Казахстан. 
      39. Национальные парки могут участвовать в деятельности общественных фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. 
      40. Национальные парки вправе иметь собственную символику (вымпелы, эмблемы и другие). 
 

             9. Контроль за деятельностью национальных парков 
 

        41. Контроль за деятельностью национальных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых они находятся, а также иными уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.