Об утверждении Временного положения о государственных национальных природных парках Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 г. N 1486

Действующий
      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемое Временное положение о государственных национальных природных парках Республики Казахстан.
      2. Установить, что Временное положение о государственных национальных природных парках Республики Казахстан действует до вступления в силу Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях и объектах".
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан


                                            УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 г. N 1486


                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
               о государственных национальных природных
                     парках Республики Казахстан

                          1. Общие положения

      1. Государственные национальные природные парки Республики Казахстан (далее - национальные парки) являются природоохранными учреждениями, входящими в систему особо охраняемых природных территорий республиканского значения и включающими в свои границы уникальные природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, научную, историческую, эстетическую и рекреационную ценность.
      2. Национальные парки предназначены для использования закрепленных за ними особо охраняемых природных территорий в природоохранных, научных, просветительских, культурных и рекреационных целях на праве оперативного управления передаваемым им государственным имуществом.
      3. В своей деятельности национальные парки руководствуются Конституцией, законами Республики Казахстан, постановлениями Парламента, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, нормативными актами центральных исполнительных органов Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки, а также настоящим Временным положением.

                2. Основные задачи национальных парков

      4. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
      сохранение целостности экосистем, эталонных и уникальных природных комплексов, памятников истории, культуры и других объектов национального наследия;
      создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
      разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
      восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
      организация экологического просвещения населения;
      ведение экологического мониторинга.

              3. Порядок образования национальных парков

      5. Национальные парки образуются Правительством Республики Казахстан по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Республики Казахстан на основании материалов технико-экономического обоснования, согласованных в установленном порядке со всеми заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами, научными организациями и местными органами исполнительной власти.
      В таком же порядке производится расширение территорий существующих национальных парков.
      6. Границы и режим использования земель, включаемых в национальные парки без изъятия у собственников и землепользователей, определяются местными исполнительными органами по предложению специально уполномоченных органов.
      7. В целях защиты территорий национальных парков от неблагоприятных внешних воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства создаются охранные (буферные) зоны.
      Решения об образовании охранных зон без изъятия земельных участков у землепользователей, с запрещением на их территориях хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на сохранность природных комплексов национальных парков, и утверждение положений о них принимаются местными органами исполнительной власти.
      8. Конкретные особенности зонирования и режима каждой зоны национального парка определяются уставом, утверждаемым государственным органом управления Республики Казахстан, в ведении которого находится национальный парк.
      9. В уставах национальных парков указываются полное их наименование, местонахождение, полномочия руководителя, органы управления и контроля, порядок формирования и их компетенция, режим работы, порядок образования имущества и распределение дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности. В уставах определяются также взаимоотношения между национальными парками и их учредителями, администрациями парков и их трудовыми коллективами. В уставах могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству.
      10. Национальные парки как юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции и считаются созданными с момента их государственной регистрации.
      11. В составе национальных парков могут создаваться филиалы (региональные отделения) и представительства.
      Филиалами (региональными отделениями) национальных парков являются обособленные подразделения, расположенные вне мест их нахождения и осуществляющие все или часть их функций, в том числе функции представительств.
      Представительствами национальных парков являются обособленные их подразделения, расположенные вне мест их нахождения и осуществляющие защиту и представительство интересов национальных парков и совершающие от их имени сделки и иные правовые действия.
      12. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшими их национальными парками и действуют на основании утвержденных национальными парками положений.

                 4. Управление национальными парками

      13. Управление национальными парками осуществляется государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых они находятся.
      14. Национальные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки.
      Руководители филиалов и представительств назначаются уполномоченными органами национальных парков и действуют на основании их доверенности.
      Трудовые отношения между учредителями, директорами национальных парков, руководителями их филиалов (региональных отделений) и представительств осуществляются на контрактной основе.
      15. Директора национальных парков несут персональную

ответственность перед учредителями за деятельность национальных
парков:
     действуют на принципах единоначалия в соответствии с их
компетенцией и настоящим Временным положением;
     представляют на утверждение учредителю кандидатуры
заместителей директоров национальных парков, руководителей
региональных отделений (филиалов) и представительств национальных
парков.
     Функциональные обязанности заместителей директоров национальных
парков, руководителей филиалов (региональных отделений),
представительств и других руководящих работников устанавливаются
директорами национальных парков в соответствии с должностными
инструкциями.

               5. Режим и функциональное зонирование
                   территории национальных парков



      16. На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим пользования, охраны и защиты с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей, в соответствии с которыми могут быть выделены функциональные зоны:
      заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено, за исключением мероприятий, проведение которых на территории заповедных зон допускается в пределах действующего законодательства, на основании рекомендаций научно-технического совета и разрешения государственных органов управления, в ведении которых находятся национальные парки. На территории зон заповедного режима допускается проведение следующих мероприятий:
      а) сохранение, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
      б) выполнение научно-исследовательских работ;
      в) противопожарные и санитарные мероприятия;
      г) посещение территорий экскурсионными группами в научно-познавательных целях по специально оборудованным маршрутам по правилам, установленным для национальных парков, в сопровождении сотрудников национального парка;
      заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное использование;
      познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями;
      рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
      охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения историко-культурного наследия в соответствии с действующим законодательством;
      ведения сельского хозяйства, на основе экологически безвредных методов работ;
      обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;
      хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
       В национальных парках допускается выделение зон традиционного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические, водные и земельные ресурсы.
      17. Порядок и правила посещения национальных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территории в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные парки.
      18. На территориях национальных парков запрещается:
      всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов;
      геолого-разведочные работы и разработка полезных ископаемых;
      деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность;
      действия, изменяющие гидрологический режим;
      строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных парков;
      проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
      организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
      движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог, других путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
      сплав леса по водотокам и водоемам;
      интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне;
      рубки главного пользования и заготовка живицы.
      В национальных парках могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории.
      19. Соблюдение режима национальных парков обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
      директора национальных парков и их заместители; руководители филиалов (региональных отделений) и представительств, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы по охране национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны зонированных комплексов и их восстановления; лесничие, помощники лесничих);
      участковые государственные инспекторы по охране национального парка (мастера леса, охотоведы);
      государственные инспекторы по охране национальных парков (лесники и егеря).
      20. В вопросах обеспечения охраны территории администрация национальных парков взаимодействует с государственными органами по регулированию использования и охраны вод, рыбоохраны, охотнадзора, государственными органами по охране объектов историко-культурного наследия и органами внутренних дел. К охране территорий национальных парков могут привлекаться общественные инспекции.
      Государственным инспекторам по охране национальных парков предоставлено право:
      требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национальных парков и природоохранного законодательства, в том числе охраны рыбных запасов, животного мира, водного, лесного, земельного законодательства;
      проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территории национальных парков и их охранных зон;
      приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству и режиму национальных парков и их охранных зон деятельность граждан и должностных лиц;
      посещать любые организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территориях национальных парков и охранных зон для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства;
      изымать у нарушителей природоохранного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
      составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение местного исполнительного органа в поселках и населенных пунктах.
      21. На лесную охрану национальных парков возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных парков, относимых к государственной лесной охране, утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Республики Казахстан.
      22. Государственным инспекторам по охране национальных парков выдается форменное обмундирование со знаками различия и удостоверение установленного образца.
      23. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, государственные инспекторы национальных парков имеют право ношения, хранения и применения холодного и огнестрельного оружия.

            6. Научно-исследовательская и просветительская
                  деятельность в национальных парках

      24. Научно-исследовательская деятельность в национальных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
      25. Научно-исследовательская деятельность в национальных парках проводится:
      штатными сотрудниками научных отделов и лабораторий национальных парков по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническими советами национальных парков;
      научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальными парками программам, согласованным с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные парки.
      26. В национальных парках для координации и анализа работ по научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создаются научно-технические советы.
      Состав научно-технических советов и положение о них утверждаются государственными органами управления, в ведении которых национальные парки находятся.
      27. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятия по регулированию численности диких животных на территориях национальных парков рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях научно-технических советов национальных парков и государственных органов управления, в ведении которых находятся национальные парки.
      28. Просветительская деятельность национальных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экономического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

          7. Хозяйственная деятельность национальных парков

      29. Хозяйственная деятельность национальных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
      30. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами, программами и планами развития самостоятельно, а также путем предоставления национальными парками во временное пользование заинтересованными юридическим и физическим лицам природных объектов, зданий и сооружений.
      31. Использование земель национальных парков в рекреационных целях осуществляется на платной основе. Размеры платы утверждаются местными органами исполнительной власти по представлению дирекции национальных парков.
      32. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется заинтересованными организациями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с национальными парками. Национальные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет бюджетных и внебюджетных средств.
      33. Охотпользование и рыболовство на территории соответствующих зон национальных парков основаны на регулировании численности диких животных и определяются администрациями национальных парков по согласованию с органами управления национальных парков, а также с научными организациями и специально уполномоченными на то органами.
      34. Национальные парки могут осуществлять и иную хозяйственную деятельность, не противоречащую его целям и задачам.

                8. Правовой статус национальных парков

      35. Земли, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, находящимися на территории национальных парков, являются государственной собственностью Республики Казахстан и предоставляются национальным паркам на праве постоянного землепользования.
      Национальные парки освобождаются от платы за землю и природные ресурсы.
      Изъятие земель национальных парков запрещается.
      Сервитуты на земли, включенные в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, устанавливаются по договору с субъектом права частной собственности или землепользования на эти участки.
      Национальные парки освобождаются от компенсации потерь, связанных с изъятием земель у землепользователей.
      Национальные парки могут иметь доходы от: реализации продукции от неосновной деятельности; выполнения работ; оказания услуг или осуществления иной деятельности (просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской); взимания платы в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории национальных парков; реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; поступлений безвозмездной помощи и благотворительных взносов, которые должны быть оформлены в установленном порядке как специальные средства бюджетных организаций.
      36. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
      37. Территории национальных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Республики Казахстан, в ведении которых находятся национальные парки.
      38. Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет республиканского бюджета и находятся на самостоятельном балансе, имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан со своим наименованием на казахском и русском языках, открывают бюджетные и текущие счета, в том числе валютные в государственном Бюджетном банке Республики Казахстан.
      39. Национальные парки могут участвовать в деятельности общественных фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.
      40. Национальные парки вправе иметь собственную символику (вымпелы, эмблемы и другие).

           9. Контроль за деятельностью национальных парков

      41. Контроль за деятельностью национальных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых они находятся, а также иными уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.