Об утверждении Национального плана реагирования на ядерные и радиационные аварии

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2016 года № 467

Действующий

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                   К. Масимов

Утвержден        
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 19 августа 2016 года № 467

Национальный план
реагирования на ядерные и радиационные аварии

1. Общие положения

      1. Настоящий Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии (далее – План) разработан в соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии».
      2. Настоящий План распространяется на центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.
      3. В настоящем Плане используются следующие понятия:
      1) чрезвычайная ситуация (техногенного характера) – чрезвычайная ситуация, вызванная вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;
      2) государственная система гражданской защиты – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих вследствие ядерной или радиационной аварии;
      3) территория площадки – территория, прилегающая к предприятию в пределах периметра границы, ограждению либо другому указателю. Это может быть также контролируемая территория вокруг источника ионизирующего излучения или загрязненная радионуклидами территория;
      4) фактор воздействия ядерной или радиационной аварии – ионизирующее излучение при выбросе ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также радиоактивном загрязнении территории площадки в результате ядерной и радиационной аварии.
      Иные понятия, применяемые в Плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан об использовании атомной энергии.

2. Порядок реагирования на ядерные и радиационные аварии

      4. Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии вводится в действие по решению уполномоченного органа в области использования атомной энергии:
      1) в случае выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной или радиационной аварии за пределы территории площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;
      2) при трансграничных ядерных или радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие или угроза воздействия которых распространяется на территорию Республики Казахстан.
      5. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии. В планах противоаварийных мероприятий предусматриваются порядок действий и мероприятия при инцидентах и ликвидации аварий и их последствий по минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду.
      В случае ядерной и радиационной аварии на территории площадки, эксплуатирующая организация немедленно приступает к ликвидации возникшей аварии согласно плану противоаварийных мероприятий. Эксплуатирующая организация использует имеющееся оборудование для реагирования и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
      Реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки, не представляющие угрозы выхода факторов воздействия за территорию площадки, осуществляется эксплуатирующей организацией.
      6. При ядерной и радиационной аварии местного, регионального или глобального масштаба реагирование и ликвидация последствий ядерной и радиационной аварии осуществляются силами и средствами гражданской защиты.
      Организация, деятельность, руководство и органы управления силами и средствами гражданской защиты определяются законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты.
      7. Представителями уполномоченных органов в области использования атомной энергии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вносятся начальнику оперативного штаба рекомендации по части радиационной безопасности лиц, участвующих в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, и вопрос о допустимости применения методов ликвидации последствий аварии.
      8. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия ядерной или радиационной аварии, согласовываются с уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными медико-санитарными правилами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      9. При ядерной и радиационной аварии населению предоставляется беспрепятственный доступ к информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, которым оно может подвергаться, мерах необходимой безопасности, а также в случае возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивается защита жизни, здоровья и личного имущества граждан.
      При необходимости население принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в пределах, установленных законодательством о гражданской защите, а также использует необходимые средства коллективной и индивидуальной защиты.
      10. Возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам, окружающей среде вследствие ядерной или радиационной аварии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Права и обязанности центральных и местных исполнительных
органов Республики Казахстан при ядерной или
радиационной аварии

      11. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:
      1) руководит силами гражданской защиты при организации и проведении мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ядерной и радиационной аварии;
      2) выделяет и использует материальные средства оперативного резерва;
      3) обеспечивает информирование и оповещение населения, органов управления гражданской защиты;
      4) осуществляет проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;
      5) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты;
      6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственного и мобилизационного резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
      12. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии:
      1) осуществляет оперативный прогноз за гидрометеорологическими условиями в районе ядерной и радиационной аварии;
      2) дает рекомендации по обеспечению радиационной безопасности персонала, лиц, занимающихся ликвидацией последствий ядерной и радиационной аварии, и населения.
      13. Уполномоченный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
      1) определяет регламентацию особых режимов нахождения населения в зонах радиоактивного загрязнения;
      2) проводит замеры за уровнями радиоактивного загрязнения среды обитания населения, производственной и окружающей среды, проводит отбор проб от источников водоснабжения, почвы и продуктов питания за пределами контролируемой зоны;
      3) обеспечивает контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению.
      14. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:
      1) организует и проводит расследование аварий совместно с заинтересованными государственными органами в пределах своей компетенции;
      2) ведет учет специального оборудования, предназначенного для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
      3) привлекает имеющиеся в их ведении подведомственные военизированные службы и формирования для проведения спасательных, аварийно-восстановительных и неотложных работ в зонах ядерной и радиационной аварии.
      15. Уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан:
      1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспорта, необходимого для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
      2) в порядке, установленном законодательством в сфере гражданской защиты, привлекает транспортные средства, находящиеся в частной собственности;
      3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, проведения эвакуационных мероприятий;
      4) обеспечивает готовность к приему прибывающих морским, наземным и воздушным путем международных сил и средств, привлекаемых к реагированию и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
      16. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды:
      1) осуществляет государственный радиационный мониторинг (в том числе, оперативный космический мониторинг) объектов окружающей среды с момента возникновения ядерной и радиационной аварии до полной ликвидации ее последствий;
      2) проводит отбор проб объектов окружающей среды для анализа в целях определения характера, источника и территории распространения последствий ядерной и радиационной аварии и/или загрязнений за пределами контролируемой зоны.
      17. Уполномоченный орган, осуществляющий государственную политику в сфере обороны:
      1) по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием, персоналом и лицами по реагированию на ядерную и радиационную аварию;
      2) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов областей предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии части и подразделения Вооруженных сил Республики Казахстан в соответствии с законодательством в области обороны.
      18. Уполномоченный орган в области реализации пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности Республики Казахстан (по согласованию) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обеспечивает пропуск на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
      19. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела, при необходимости, обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доставляемых в зону ядерной и радиационной аварии.
      20. Уполномоченный орган в сфере внешнеполитической деятельности оформляет соответствующие визы иностранному персоналу, по необходимости прибывающему в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
      21. Местный исполнительный орган при ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии:
      1) привлекает территориальные подразделения центральных государственных органов, службы и формирования гражданской защиты, а также службы скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи населению, персоналу и лицам, задействованным в ликвидации последствий аварии;
      2) осуществляет координацию деятельности по ликвидации последствий загрязнений в зоне аварии, а также оздоровлению окружающей среды на территории области;
      3) осуществляет эвакуацию пострадавших.