В соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 августа 2016 года № 467
Национальный план
реагирования на ядерные и радиационные аварии
1. Общие положения
1. Настоящий Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии (далее – План) разработан в соответствии с подпунктом 7) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии».
2. Настоящий План распространяется на центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.
3. В настоящем Плане используются следующие понятия:
1) чрезвычайная ситуация (техногенного характера) – чрезвычайная ситуация, вызванная вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;
2) государственная система гражданской защиты – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих вследствие ядерной или радиационной аварии;
3) территория площадки – территория, прилегающая к предприятию в пределах периметра границы, ограждению либо другому указателю. Это может быть также контролируемая территория вокруг источника ионизирующего излучения или загрязненная радионуклидами территория;
4) фактор воздействия ядерной или радиационной аварии – ионизирующее излучение при выбросе ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также радиоактивном загрязнении территории площадки в результате ядерной и радиационной аварии.
Иные понятия, применяемые в Плане, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан об использовании атомной энергии.
2. Порядок реагирования на ядерные и радиационные аварии
4. Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии вводится в действие по решению уполномоченного органа в области использования атомной энергии:
1) в случае выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной или радиационной аварии за пределы территории площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;
2) при трансграничных ядерных или радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие или угроза воздействия которых распространяется на территорию Республики Казахстан.
5. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии. В планах противоаварийных мероприятий предусматриваются порядок действий и мероприятия при инцидентах и ликвидации аварий и их последствий по минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду.
В случае ядерной и радиационной аварии на территории площадки, эксплуатирующая организация немедленно приступает к ликвидации возникшей аварии согласно плану противоаварийных мероприятий. Эксплуатирующая организация использует имеющееся оборудование для реагирования и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
Реагирование на ядерные и радиационные аварии на территории площадки, не представляющие угрозы выхода факторов воздействия за территорию площадки, осуществляется эксплуатирующей организацией.
6. При ядерной и радиационной аварии местного, регионального или глобального масштаба реагирование и ликвидация последствий ядерной и радиационной аварии осуществляются силами и средствами гражданской защиты.
Организация, деятельность, руководство и органы управления силами и средствами гражданской защиты определяются законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты.
7. Представителями уполномоченных органов в области использования атомной энергии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вносятся начальнику оперативного штаба рекомендации по части радиационной безопасности лиц, участвующих в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, и вопрос о допустимости применения методов ликвидации последствий аварии.
8. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия ядерной или радиационной аварии, согласовываются с уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными медико-санитарными правилами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
9. При ядерной и радиационной аварии населению предоставляется беспрепятственный доступ к информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, которым оно может подвергаться, мерах необходимой безопасности, а также в случае возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечивается защита жизни, здоровья и личного имущества граждан.
При необходимости население принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в пределах, установленных законодательством о гражданской защите, а также использует необходимые средства коллективной и индивидуальной защиты.
10. Возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам, окружающей среде вследствие ядерной или радиационной аварии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
3. Права и обязанности центральных и местных исполнительных
органов Республики Казахстан при ядерной или
радиационной аварии
11. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:
1) руководит силами гражданской защиты при организации и проведении мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ядерной и радиационной аварии;
2) выделяет и использует материальные средства оперативного резерва;
3) обеспечивает информирование и оповещение населения, органов управления гражданской защиты;
4) осуществляет проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;
5) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты;
6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственного и мобилизационного резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
12. Уполномоченный орган в области использования атомной энергии:
1) осуществляет оперативный прогноз за гидрометеорологическими условиями в районе ядерной и радиационной аварии;
2) дает рекомендации по обеспечению радиационной безопасности персонала, лиц, занимающихся ликвидацией последствий ядерной и радиационной аварии, и населения.
13. Уполномоченный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
1) определяет регламентацию особых режимов нахождения населения в зонах радиоактивного загрязнения;
2) проводит замеры за уровнями радиоактивного загрязнения среды обитания населения, производственной и окружающей среды, проводит отбор проб от источников водоснабжения, почвы и продуктов питания за пределами контролируемой зоны;
3) обеспечивает контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению.
14. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:
1) организует и проводит расследование аварий совместно с заинтересованными государственными органами в пределах своей компетенции;
2) ведет учет специального оборудования, предназначенного для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
3) привлекает имеющиеся в их ведении подведомственные военизированные службы и формирования для проведения спасательных, аварийно-восстановительных и неотложных работ в зонах ядерной и радиационной аварии.
15. Уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан:
1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспорта, необходимого для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии;
2) в порядке, установленном законодательством в сфере гражданской защиты, привлекает транспортные средства, находящиеся в частной собственности;
3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии, проведения эвакуационных мероприятий;
4) обеспечивает готовность к приему прибывающих морским, наземным и воздушным путем международных сил и средств, привлекаемых к реагированию и ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
16. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды:
1) осуществляет государственный радиационный мониторинг (в том числе, оперативный космический мониторинг) объектов окружающей среды с момента возникновения ядерной и радиационной аварии до полной ликвидации ее последствий;
2) проводит отбор проб объектов окружающей среды для анализа в целях определения характера, источника и территории распространения последствий ядерной и радиационной аварии и/или загрязнений за пределами контролируемой зоны.
17. Уполномоченный орган, осуществляющий государственную политику в сфере обороны:
1) по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан, обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием, персоналом и лицами по реагированию на ядерную и радиационную аварию;
2) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов областей предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии части и подразделения Вооруженных сил Республики Казахстан в соответствии с законодательством в области обороны.
18. Уполномоченный орган в области реализации пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности Республики Казахстан (по согласованию) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обеспечивает пропуск на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
19. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела, при необходимости, обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доставляемых в зону ядерной и радиационной аварии.
20. Уполномоченный орган в сфере внешнеполитической деятельности оформляет соответствующие визы иностранному персоналу, по необходимости прибывающему в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии.
21. Местный исполнительный орган при ликвидации последствий ядерной и радиационной аварии:
1) привлекает территориальные подразделения центральных государственных органов, службы и формирования гражданской защиты, а также службы скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи населению, персоналу и лицам, задействованным в ликвидации последствий аварии;
2) осуществляет координацию деятельности по ликвидации последствий загрязнений в зоне аварии, а также оздоровлению окружающей среды на территории области;
3) осуществляет эвакуацию пострадавших.